Libmonster ID: RU-16116
Автор(ы) публикации: В. Л. Герасимов

Один из самых сложных периодов в истории отечественной морской авиации пришелся на 1918 - 1920 гг., когда она принимала активное участие в гражданской войне. Вчерашние сослуживцы по морской авиации Российского военного флота оказались по разные стороны баррикад: почти все младшие авиационные специалисты среди большевиков, а подавляющая часть офицерского состава в военно-морских силах Белого движения. В отечественной историографии освещаются в основном действия советской морской авиации. А в ряде исследований по истории отечественного флота того периода о морской авиации речь вообще не ведется1, как не говорится о ней и в специальных диссертационных исследованиях по флоту Белого движения и авиации белых армий2.

12 января 1918 г.3 появился приказ по армии и флоту об объединении советской морской и сухопутной авиации4. Но на практике его не реализовали. Против выступило Управление морской авиации и воздухоплавания (УМАиВ) и нарком по морским делам П. Е. Дыбенко. Подготовленный моряками доклад был рассмотрен на заседании Верховной морской коллегии в начале февраля 1918 года. Результатом заседания стало принятие решения о приостановке приказа. Дальнейшим шагом по сохранению морской авиации в составе флота стал доклад Наркомата по морским делам от 27 апреля 1918 года. На его основании увидел свет приказ по армии и флоту N 3 от 20 мая 1918 г., вновь формально передавший управление советской морской авиацией в подчинение военного флота5. Таким образом, объединение морской и сухопутной авиации на время было отложено.

История воздушной дивизии флота Черного моря закончилась с гибелью Черноморского флота. К апрелю 1918 г. почти все объекты черноморской авиации оказались в руках австро-венгерских, германских и турецких оккупантов. Только один из дивизионов воздушной дивизии переждал в Одессе все трудности до сентября 1918 г., часть которого затем перебралась в Екатеринодар, где в ноябре того же года на его базе сформировали 3-й авиаотряд Добровольческой армии. На стороне белых этот отряд воевал вплоть до эвакуации из Крыма в ноябре 1920 года6.

В апреле 1918 г. Совнарком Закавказья при поддержке войск из Дагестана и армянских партизан установили советскую власть в Баку. На стороне большевиков выступила и Бакинская авиашкола морской авиации. Позднее ее личный состав участвовал в обороне города от турецких войск, а в сентябре 1918 г., после занятия турками Баку, школа прекратила существование.

На Балтике наступление немцев осенью 1917 г. завершилось потерей Рижского залива, островов Эзель и Даго, а в марте-апреле 1918 г. и побережья Финляндии и


Герасимов Василий Леонидович - кандидат исторических наук, доцент, полковник. Институт военной истории МО РФ.

стр. 145

Эстонии, в том числе главных баз флота - Гельсингфорса и Ревеля. На судах флота и по железной дороге удалось вывести только часть авиационного имущества воздушной дивизии Балтийского флота. Результатом этого явилось ее расформирование. В соответствии с приказом по Морскому генеральному штабу N 335 от 27 апреля 1918 г.7 на базе дивизии была создана воздушная бригада особого назначения, непосредственно подчиненная УМАиВ. Начальником первого советского соединения морской авиации стал один из героев первой мировой войны, бывший старший лейтенант Российского императорского флота и георгиевский кавалер С. А. Лишин. Организационно бригада состояла из трех дивизионов: гидродивизион в составе трех отрядов в Ораниенбауме; гидродивизион из двух отрядов в Самаре; дивизион истребительной авиации, включавший три отряда сухопутных самолетов в Красном Селе. Численность летательных аппаратов бригады на начало мая 1918 г. составляла 42 гидросамолета и самолета8.

Летом 1918 г. на базе воздушной бригады особого назначения с привлечением личного состава из Морской школы высшего пилотажа были сформированы Беломорский и Пермский (Камский) гидроотряды, 1-й и 2-й Морские истребительные отряды. Впоследствии они выполняли боевые задачи в интересах 6-й армии и Северо-Двинской военной флотилии: вели воздушную разведку, прикрывали суда от ударов авиации противника, осуществляли бомбардировки вражеских объектов. Гидроаэропланы размещались на баржах, оборудованных помостами для спуска летательных аппаратов на воду.

В Нижнем Новгороде, из оставшейся части Самарского гидродивизиона, был сформирован гидроотряд, на вооружении которого состояли гидросамолеты М-9. В качестве его плавучей базы использовалась баржа-нефтянка "Коммуна", имевшая два гидроспуска и способная размещать 6 летающих лодок М-9 и три "сухопутных" истребителя. Ее наличие значительно увеличило подвижность и маневренность гидроотряда. В последующем эта гидробаржа обеспечивала боевые действия Волжской флотилии9.

Необходимо отметить, что к 1918 г. отечественная морская авиация опыта совместных действий с надводными плавсредствами на реках и озерах не имела. Идея осуществления совместных действий морской авиации с надводными судами возникла уже в ходе гражданской войны, когда на реках появились военные флотилии. Так, первоначально задачу ведения авиационной разведки в интересах советских речных флотилий возложили на сухопутную авиацию - колесные самолеты берегового базирования. Но оторванность авиационных отрядов от речных флотилий и невозможность их быстрых передвижений за основными силами флотилии, связанная с отсутствием необходимого количества пригодных аэродромов (площадок) вдоль рек заставили от этого отказаться. Началом боевой деятельности советской морской авиации на водных бассейнах считается 29 августа 1918 г., когда летчики Волжского гидроавиационного отряда на гидросамолетах М-9 осуществили воздушную разведку в районе Казани.

Молодое советское государство продолжало мобилизовать силы на отпор внешнему и внутреннему врагам. В строительстве Красного флота это выразилось в создании флотилий, в составе которых формировались гидроавиационные структуры морской авиации. К концу сентября 1918 г. она включала: Волжский гидроотряд, действовавший на Каме в составе Волжской флотилии и имевший 6 гидросамолетов типа М-9 и один - типа М-5; Каспийский гидроотряд в составе Каспийской флотилии и имевший 3 гидросамолета М-9; Беломорский гидроотряд на Северной Двине и имевший в Котласе 3 гидросамолета М-9 и три истребителя, на ст. Плесецкая - 3 гидросамолета М-9 и три истребителя, в Вологде - 3 истребителя; Онежский гидроотряд на Онежском озере, который имел 2 гидросамолета М-9. Кроме того, ожидалось пополнение по 3 самолета М-9 на Каспии и Онежском озере10. Всего в ноябре 1918 г. в составе морской авиации Республики насчитывался 61 летательный аппарат тяжелее воздуха11. Самолеты распределялись следующим образом: на Каспийском море - 21; на Балтике - 14; на Волге - 7; на Севере - 1912. К концу 1918 г. уже действовали пять гидроотрядов: Беломорский, Волжский, Пермский, Каспийский и Онежский.

На развитие авиации флота Советское государство в 1918 г. выделило 12 млн. 881 тыс. руб., в 1919 г. - 20 млн. руб., а в 1920 г. - 10 млн. 529 тыс. рублей. В 1919 г. отделу военной промышленности Высшего Совета народного хозяйства при СНК был сделан заказ на 200 гидросамолетов и 100 сухопутных летательных аппаратов, а в 1920 г. еще на 200 гидросамолетов и самолетов (139 морских бомбардировщиков, 14 морских разведчиков и 47 колесных истребителей). Однако эти планы были выполнены только на 34%13.

стр. 146

В ходе гражданской войны помимо самолетов нашли применение и аэростаты, например, на Волжской флотилии и белогвардейской флотилии на Каме14. Основным же летательным аппаратом морской авиации в гражданскую войну продолжал оставаться многофункциональный гидросамолет М-9. В советской морской авиации эта летающая лодка состояла на вооружении вплоть до окончания войны15; входила она в состав и авиационных подразделений Добровольческой армии (1919 г.), Вооруженных сил Юга России (1919 - 1920 гг.), морской авиации советской Украины (1919 г.), использовалась на Урале и в Сибири (1919 - 1920 гг.), на Северном фронте (1918 - 1919 гг.), Днепровском и Туркестанском гидроотрядах (1920 г.)16.

В октябре 1918 г. отдельные авиаотряды советской морской авиации стали объединяться в авиационные дивизионы. В том же году Управление морской авиации и воздухоплавания было преобразовано в авиационный отдел Главного управления кораблестроения17, а его начальником был назначен И. Н. Дмитриев. В сентябре 1919 г. первое советское соединение морской авиации - бригаду особого назначения переименовали в воздушную бригаду Балтийского флота. Ее начальником назначили А. П. Онуфриева18.

Особенностью применения морской авиации в годы гражданской войны явилось то, что многим ее частям и подразделениям пришлось действовать не только в интересах флота и военных флотилий, но и армейских формирований на сухопутном направлении. Например, в оперативном подчинении Северного фронта и 6-й армии летом 1919 г. находился Северный гидроавиационный дивизион19. В 1920 г. на стороне Белого флота действовал английский гидрокрейсер "Пегас" (HMS Pegasys), на котором базировались гидросамолеты "Шорт-184"20. Ранее эти самолеты базировались и применялись с гидрокрейсеров "Аладир Усейнов" и "Орленок", на которых размещалось по два гидросамолета типа "Шорт"21.

В апреле 1919 г. РВСР издал приказ N 3193, по которому вся морская авиация22, действовавшая совместно с речными и озерными флотилиями, во всех отношениях (строевом, хозяйственном и техническом) была подчинена соответствующим флотилиям, а воздушная бригада особого назначения вошла в состав Балтийского флота23.

Совершенствовалась и морская авиация белых войск. В декабре 1918 г. в Омске при Техническом управлении морского министерства Сибирского правительства адмирала А. В. Колчака начало действовать гидроавиационное отделение, которое возглавлял старший лейтенант В. М. Марченко. В марте 1919 г. был издан приказ по морскому министерству Сибирского правительства о приспособлении барж N 6 и N 78 под нужды морской авиации. При этом одна предназначалась для базирования и применения гидроаэропланов, а другая - под воздухоплавательный парк. В состав Белого флота Черного моря по состоянию на 6 февраля 1919 г. входил 1-й морской авиационный отряд, который насчитывал восемь летательных аппаратов24. К середине августа того же года, согласно боевому расписанию Действующего флота, там значился гидроавиационный отряд Черноморского флота, численность которого составляла 6 летательных аппаратов и Севастопольская авиационная станция25. Морская авиация Каспийской флотилии белых насчитывала пять самолетов: 3 гидроаэроплана и 2 аэроплана. В октябре 1919 г. в ее состав вошла плавбаза гидросамолетов "Волга"26.

С выводом английского флота в конце 1919 г. из Балтийского моря завершились боевые действия на Балтике. За успехи в борьбе с противником один из дивизионов морской авиации получил знамя Реввоенсовета Балтийского флота27.

Несмотря на сокращение морской авиации на Балтике и Черном море, по сравнению с кампаниями первой мировой войны, по-прежнему актуальной оставалась проблема подготовки кадров авиации флота. Для ее решения в советской морской авиации Школу воздушного боя в Красном Селе преобразовали в Морскую школу высшего пилотажа; Петроградскую школу морской авиации передислоцировали из Ораниенбаума в Нижний Новгород, переименовав в Нижегородскую школу морской авиации, куда летом того же года перевели 11 инструкторов, 26 человек переменного состава и 15 авиационных специалистов из Бакинской школы морской авиации; приказом по флоту от 11 ноября 1918 г. на Крестовском острове в Петрограде открыли новую Школу морской авиации имени Л. Д. Троцкого28. Впоследствии, в сентябре 1919 г. Нижегородскую школу морской авиации перебазировали в Самару, туда же в декабре перевели Петроградскую Школу морской авиации имени Л. Д. Троцкого, где в июне 1920 г. произошло объединение этих двух школ в единое учебное заведение, получившее название Военно-морской школы авиации. Всего за 1918 - 1920 гг. в со-

стр. 147

ветских школах морской авиации было подготовлено около 120 человек летно-технического состава.

Советская морская авиация в составе Военно-морского флота действовала до марта 1920 г., а затем "в целях поднятия боеспособности Красного Воздушного Флота Республики" она была объединена с сухопутной авиацией и подчинена Главному управлению Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота29. Переданная морская авиация организационно состояла из гидроотрядов, построение которых осуществлялось по типу авиационных отрядов сухопутной авиации: 2 - 3 гидроавиационных отряда объединялись в гидроавиационный дивизион. Наибольшее число гидроотрядов советской морской авиации в годы гражданской войны достигало девятнадцати30.

Восстановление советской черноморской авиации происходило в боях с Вооруженными силами Юга России под командованием генерал-лейтенанта П. Н. Врангеля. Если части Красной армии пришли туда с большим боевым опытом и сложившейся структурной организацией, то морские силы Черного и Азойского морей, как и черноморская авиация, создавались заново в условиях ведения военных действий. В апреле - июне 1920 г. в составе морской авиации Черного моря в Одессе был сформирован 1-й морской гидроавиационный отряд. Вскоре вместе с ним в Хлебной гавани разместились прибывшие на усиление Днепровский и Туркестанский (Аральский) гидроотряды. "В связи с окончанием боевых действий на Волге и в северной части Каспийского моря распоряжением штаба Морских сил Республики N 4572 от 19 июля 1920 г. сюда перебрасывается морская авиация Волжско-Каспийской флотилии, за исключением одного гидроотряда"31. В результате были созданы воздушная бригада на Черном море32 и морской воздушный дивизион на Азовском море. С июня по ноябрь 1920 г. они вели борьбу с армией Врангеля как на суше, так и на море. По состоянию на 1 декабря 1920 г. в составе советской черноморской авиации насчитывалось 34 летательных аппарата тяжелее воздуха.

В годы гражданской войны многие из достижений в строительстве морской авиации периода первой мировой войны были утрачены. Только самолетный парк уменьшился с 228 гидросамолетов и самолетов в январе 1918 г. до 73 единиц в декабре 1920 года. Советские морские летчики совершили более 3000 самолетовылетов, налетали 4065 часов, сбросили на противника около 30 т бомб и более 50 тыс. металлических стрел. Однако воссоздать в прежнем облике морскую авиацию во время гражданской войны так и не удалось. Более того, советская морская авиация перестала быть родом сил флота, утратила самостоятельность и в итоге оказалась объединенной с сухопутной авиацией. Морская авиация Белого флота также оказалась малочисленной и в основном решала вспомогательные задачи, направленные на обеспечение боевых действий армии и лишь частично флота. В целом морская авиация по сути превратилась лишь в одну из составляющих - гидроавиацию, в ходе борьбы у противоборствующих сторон отсутствовали элементы оперативного применения морской авиации, новые формы и способы ее боевого применения не разрабатывались, разделение на рода авиации - разведывательно-бомбардировочную и истребительную авиацию - стало менее выражено. Практически не получила дальнейшего развития аэродромная сеть морской авиации, зачастую ее боевое применение осуществлялось с армейских аэродромов и непосредственно с водной поверхности рек и озер. Обобщенный перечень задач морской авиации по сравнению с первой мировой войной уменьшился с десяти до шести, заключавшихся в ведении воздушной разведки, поражении кораблей (судов) противника на водной поверхности и в пунктах базирования, поражении береговых объектов противника, корректировке огня корабельной и береговой артиллерии, прикрытии кораблей (судов) и объектов с воздуха, а также авиационной поддержке сухопутных войск.

Роль морской авиации до ее вывода из РККФ и переподчинения Красному Воздушному Флоту Республики определялась вкладом в решение задач флота в основном тактического масштаба. Место морской авиации определялось ее относительной самостоятельностью по отношению к другим силам флота, подчинением соответствующему командующему (командиру) и способностью самостоятельно решать возлагаемые на нее задачи.

Особенностью ведения боевых действий на реках и озерах стало широкое применение речных барж, буксиров, пароходов, которые были приспособлены под базирование гидроавиации (характерно в основном для советской морской авиации), а также использование гидрокрейсеров (Белым флотом и их союзниками). Подготовка

стр. 148

авиационных кадров была целенаправленно организована только в советской морской авиации. При этом учитывался опыт подготовки летчиков, наблюдателей и мотористов отечественной авиации флота периода первой мировой войны. Изменения, затронувшие тактику морской авиации, касались в основном особенностей применения ее на реках и озерах и несли в себе локальный характер.

Примечания

1. См., напр.: ТУШКОВ А. А. Флот России в годы Гражданской войны (1918 - 1922). Владивосток. 1999, 316 с.

2. См.: АБАКУМОВ И. Ф. Флот Белого движения в годы Гражданской войны (1918 - 1922 гг.). Автореф. канд. дисс. Владивосток. 2005, 26 с; ДОРОНИН Ю. П. Воздушный флот белых армий России в годы гражданской войны (1918 - 1920 гг.). Канд. дисс. М. 1997, 261 с.

3. Все даты приведены по новому стилю.

4. Российский государственный военный архив (РГВА), ф. 28, оп. 1, д. 83, л. 3.

5. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ), ф. Р-61, оп. 1, д. 46, л. 90.

6. АЛЕКСАНДРОВ А. О. Победы. Потери... Задачи, подразделения, начальствующий состав, летательные аппараты и вооружение морской авиации и воздухоплавания России, а также список побед и потерь с 1894-го по 1920 г. СПб. 2000, с. 25.

7. РГА ВМФ, ф. Р-61, оп. 1, д. 427, л. 1 - 2.

8. Авиация Российского флота. СПб. 1996, с. 33; Три века Российского флота. В 3-х т. Т. 2. СПб. 1996, с. 237.

9. БЫЧКОВ В. Н. Летопись авиации и воздухоплавания. М. 2006, с. 449.

10. СТОЛЯРСКИЙ С. Э. Из боевых действий морской авиации на Волге и Каме в 1918 - 1919 гг. - Сб. ст.: Советское военно-морское искусство. М. 1951, с. 110 - 111.

11. СЕРГЕЕВ М. М. Морская авиация в гражданской войне в СССР. - Материалы военно-исторической конференции, проведенной в ЦДСА 8 декабря 1967 г. М. 1968, с. 51.

12. СТОЛЯРСКИЙ С. Э. Ук. соч., с. 111.

13. ИВАНОВ П. Н. Из истории советской морской авиации. - Военно-исторический журнал. 1969, N 1, с. 92.

14. Подробнее см.: МОРДВИНОВ Р. Н., ПЕТРОВ Ф. А. Создание Волжской флотилии войскам Советской Армии в разгроме Колчака. - Советское военно-морское искусство, с. 95.

15. ПЕТРОВ Г. Ф. Гидросамолеты и экранопланы России. 1910 - 1999. М. 2000, с. 32.

16. АЛЕКСАНДРОВ А. О. Ук. соч., с. 33, 35, 36, 67, 69, 70.

17. ИВАНОВ П. Н. Ук. соч., с. 94; ЕГО ЖЕ. Крылья над морем. М. 1973, с. 11; ЦВЕТКОВ И. Ф. Организационно-мобилизационные органы и организационные структуры ВМФ России (1695 - 1945). СПб. 2000, с. 731; ШУМИХИН В. С. Советская военная авиация 1917 - 1941. М. 1986, с. 15.

18. ИВАНОВ П. Н. Крылья над морем, с. 11.

19. АЛЕКСАНДРОВ А. О. Ук. соч., с. 60.

20. ХАЙРУЛИН М. Черный барон против "красных пиратов". - Родина. 2008, N 3, с. 45.

21. ШИРОКОРАД А. Б. Великая речная война. 1918 - 1920 годы. М. 2006, с. 203 - 205.

22. В основном гидроавиация.

23. РГА ВМФ, ф. Р-61, оп. 2, д. 716, л. 1 - 8; ИВАНОВ П. Н. Из истории советской морской авиации, с. 94.

24. ГОРДЕЕВ С. Боевой состав Военно-морских сил Юга России. - ФлотоМастер, Белая Гвардия. 2000, совместный сборник, с. 59.

25. ЕГО ЖЕ. Флот Юга России. - Там же, с. 64 - 65.

26. Там же, с. 66.

27. Авиация Российского флота, с. 35.

28. ГОНЧАР Т. Ф., НОВИКОВ Н. И. Развитие авиации Балтийского флота (1917 - 1941 гг.). В кн.: Очерки из истории Балтийского флота. Кн. 4. Калининград. 2001, с. 73.

29. Авиация Российского флота, с. 35, 40; АЛЕКСАНДРОВ А. О. Ук. соч., с. 62; АРТЕМЬЕВ А. М. Морская авиация России. М. 1996, с. 89; ИВАНОВ П. Н. Из истории советской морской авиации, с. 94 - 95.

30. В апреле 1918 г. была сформирована воздушная бригада особого назначения, а в августе 1919 г. - воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии. Подробнее см.: ШУМИХИН В. С. Ук. соч., с. 24.

31. ИВАНОВ П. Н. Из истории советской морской авиации, с. 96.

32. Третье авиационное соединение советской морской авиации, созданное в годы гражданской войны.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Отечественная-морская-авиация-1918-1920-гг

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Л. Герасимов, Отечественная морская авиация. 1918-1920 гг. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.06.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Отечественная-морская-авиация-1918-1920-гг (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. Л. Герасимов:

В. Л. Герасимов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
384 просмотров рейтинг
18.06.2020 (1380 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Отечественная морская авиация. 1918-1920 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android