Libmonster ID: RU-15121
Автор(ы) публикации: А. П. КОРОЛЕВА

27 апреля 1899 г. из США тайно был послан царю России, султану Турции, шаху Персии, императорам Австрии, Германии, Китая и Японии, королям Италии, Греции, Португалии, Швеции, Дании и Сиама, испанской и английской королевам, президентам Франции и Швейцарии, правителям Бельгии, Румынии, Люксембурга и ряду других стран необычный документ. Он назывался "Призыв цветного1 населения Соединенных Штатов Америки к иностранным державам с просьбой защитить от линчеваний"2 . Царский посол А. П. Кассини писал тогда из Вашингтона министру иностранных дел России М. Н. Муравьеву: "Я не упомянул ни слова о получении вышеописанного "призыва" статс-секретарю Хэю ... Ужасные зверства, проявляемые белыми над неграми,.. мало согласуются с идеями гуманности и цивилизации, которыми так любят превозноситься граждане этой республики"3 .

Этот "Призыв" был утвержден на массовом митинге в Оберлине (штат Огайо) и адресован "всем цивилизованным народам ...через их представителей в Вашингтоне". В документе говорилось: "Мы, цветные граждане Соединенных Штатов Америки, подвергающиеся столь жестокому, варварскому обращению и вынужденные ни за что, ни про что страдать от оскорблений, притеснений и убийств, которые с нечеловеческой жестокостью творят те, кто недавно держал нас в цепях рабства, и потомки бывших рабовладельцев, чьи сердца все еще полны смертельной ненависти к цветным. Мы с величайшей скорбью и страданием видим, что в последние годы XIX века растет угроза массовых насилий толпы, убийств и прочих преступлений против цветного населения. Подобные массовые линчевания и убийства невинных людей до сих пор не были известны в цивилизованном мире... Высший закон этой страны, вопреки 13-й, 14-й и 15-й поправкам к американской конституции, фактически утверждает, что у черных граждан нет таких прав, которые должны уважать белые. Мы уже неоднократно, но тщетно обращались к президенту и в конгресс страны с просьбой положить конец этим массовым убийствам и кровопролитиям. И вот теперь во имя всевышнего и человечности мы обращаемся с данным призывом к государствам Европы, ко всем цивилизованным народам Старого Света через их представителей в Вашингтоне с просьбой вступиться тем или иным образом в защиту бедных и угнетенных граждан этой страны ... и предпринять во имя человечности какие-либо меры в защиту страдающего, угнетенного и истребляемого цветного населения Соединенных Штатов и тем самым спасти христианский мир от позора, издевательств и насмешек".

Таким образом, на рубеже веков мир вновь услышал о кризисе расовых отношений, долго вызревавшем в недрах американского общества после отмены рабства негров. Не случайно он обнажился в период империализма: "Будучи "отри-


1 Здесь и далее термины "цветной", "негр", "черный", "афроамериканец" употребляются как синонимы с учетом следующего разъяснения, данного Национальным председателем Коммунистической партии США в 1970-е годы: "Согласно проведенным опросам, термины, которые черное население хотело бы применять в отношении себя, располагаются по предпочтительности в следующем порядке: "черные", "афроамериканцы", "негры", "цветные" (Уинстон Г. Стратегия борьбы черного населения. М. 1975, с. 13).

2 АВПР, ф. Канцелярия МИД. 1899 г., д. 96, лл. 166 - 168.

3 Там же, л. 166.

стр. 78


цанием" демократии, империализм так же "отрицает" и демократию в национальном вопросе"4 . С тех пор афроамериканцы часто обращались с такими призывами к мировой общественности, непрестанно борясь против американского расизма. Чтобы определить специфику "расовых войн" на "земле обетованной" в системе массовых антимонополистических движений, необходимо заглянуть в "американский котел" расовых, национальных и этнических отношений последней четверти прошлого века - первого десятилетия нынешнего.

Как известно, с 1820 по 1981 г. в США иммигрировали более 50 млн. человек5 . Не случайно бытует представление, будто американцы - это нация иммигрантов, нация наций. Массы иммигрантов вступали в ожесточенную конкурентную борьбу за работу и жилище со старожилами США, особенно с черными переселенцами из южных штатов. Вследствие этого на Севере США резко повышалась квартирная плата и понижалась заработная.

Одними из важнейших особенностей формирования американской нации являются разновременность и неравномерность включения различных расово- этнических компонентов в структуру основных классов данной нации. Этническое ядро американской нации вначале составляли главным образом белые англосаксонские протестанты. А социальным ядром стали два основных класса капиталистического общества: буржуазия и наемные рабочие. Однако в буржуазной историографии совокупное понятие "ядро американской нации" умышленно сужается и отождествляется лишь с понятием "господствующий класс". А процесс формирования и развития названного ядра изображается лишенным внутренних противоречий и борьбы. На самом же деле уже на первых этапах этого процесса в нем были налицо классовая дифференциация и конфронтация, несмотря на сравнительно однородный расовый и этнический состав этого ядра.

Коренное население Америки - индейцы, а также негры-рабы, насильственно ввезенные из Африки, в течение многих десятилетий были полностью изолированными от процесса, формирования этого ядра и, как правило, не входили ни в класс наемных рабочих, ни в класс буржуазии. В интересах господствующих кругов долгое время искусственно тормозился процесс включения в основное русло американской жизни и метисов - потомков белых и индейцев, мулатов - потомков белых и негров, самбо - потомков негров и индейцев, чоло - потомков метисов и индеанок, квартеронов - потомков белых и мулатов, квинтеронов - потомков белых и квартеронов, и т. д. Интеграция подавляющего большинства "цветного" населения США в американскую нацию до сих пор не завершилась.

Белые иммигранты, исповедовавшие православие, иудаизм, ислам и прочие религиозные верования американских меньшинств, а также испытывавшие некоторые, порою серьезные, трудности приобщения к английскому языку, тоже в массе своей долгое время противостояли как некая плазма американской нации ее ядру. Плазма стала быстро и резко возрастать под воздействием "новой иммиграции" после гражданской войны и Реконструкции Юга из других стран. Не исчерпанные еще возможности внешней экспансии капиталистической экономики США в определенной мере поддерживают тенденцию к дальнейшей консолидации американской буржуазной нации. Но неуклонно усиливающаяся интенсификация экономики страны объективно закрепляет разрыв и противоречия между объективной (хозяйственной, территориальной, государственной, языковой и др.) общностью белых и "цветных" американцев и их субъективной (политической и социально- психологической) разъединенностью, не говоря уже о классовых различиях, противоречиях и борьбе в рамках американской нации.

Многие тугоплавкие расово-этнические компоненты американской нации до сих пор обладают двойственностью этнического или национального самосознания, что наряду с политикой расового и национального неравноправия и гнета является субъективным тормозом консолидации этой нации. Еще и в 1970-е годы нередко "евреи, чехи, словаки, поляки, негры, португальцы, итальянцы, греки и сирийцы


4 Ленин В. И. ПСС. Т. 30, с. 93.

5 Statistical Abstract of the United States. Washington. 1985, p. 84

стр. 79


в США живут в обособленных гетто"6 , - отмечает американский исследователь. Характеризуя в свое время политику правящих классов в области расовых и национальных отношений, Ф. Энгельс, в частности, отмечал, что американская буржуазия добилась совершенства в умении "натравливать одну национальность на другую - евреев, итальянцев, чехов и т. д. на немцев и ирландцев и каждого из них на всех остальных"7 . Причем капиталисты всегда стараются разжечь национальную вражду именно в "простом народе"8 .

При постоянном наплыве в США демографически пестрой массы иммигрантов американские предприниматели всегда располагали возможностью не только иметь в избытке дешевые рабочие руки, но и раскалывать трудящихся по расовому, этническому, религиозному и другим признакам. Правящие круги все энергичнее культивировали в массах чувство "самосохранения от пришельцев, вносящих в американский народ элементы, с ним не сродняющиеся". В США принимались "с удовольствием англичане, шотландцы, немцы и скандинавы. Славяне же, итальянцы и русские евреи считаются колонизаторами (колонистами. - Л. К.) вредными". Правящие классы США противились также иммиграции из Венгрии9 . Одним из способов умышленного обострения расовых, национальных и этнических отношений в период резкого сокращения "свободных земель" в США стала политика ограничения иммиграции. Такое явление носило не столько расовый или национальный, сколько социально-классовый характер, будучи направленным прежде всего против неграмотных, неквалифицированных, т. е. "нерентабельных" (требующих значительных затрат на обучение английскому языку и приобретение квалификации) бедняков, в большинстве своем бывших крестьян. Подобный подход проявился, например, в платформе республиканской партии, в 1896 г. провозгласившей: "Для защиты качества американского народа и для сохранения высокого уровня заработной платы наших трудящихся от негативного влияния роковой конкуренции со стороны дешевого труда иммигрантов мы требуем, чтобы иммиграционные законы были основательно усилены и, в частности, расширены в них преграды на пути въезда в страну лиц, не умеющих читать и писать"10 .

Языковая и религиозная разобщенность иммигрантов и старожилов в США, а также среди самих иммигрантов являлась одним из важных объективных факторов, тормозивших развитие массовых демократических движений. Примером может служить один из типичных для того времени митингов, который состоялся в 1884 г. в Нью-Йорке по случаю прибытия в США делегации рабочих-социалистов из Франции. Перед собравшимися были произнесены речи на английском, французском, немецком, итальянском и даже на чешском языке, причем всякий говорил на своем языке, не заботясь о том, много ли найдется понимающих его речь. "Перепись 1900 года насчитала в Соединенных Штатах свыше 10 млн. человек иностранцев, - писал Ленин. - Штат Нью-Йорк, в котором было по той же переписи свыше 78 тыс. австрийцев, 136 тыс. англичан, 20 тыс. французов, 480 тыс. немцев, 37 тыс. венгерцев, 425 тыс. ирландцев, 182 тыс. итальянцев, 70 тыс. поляков, 166 тыс. из России (большей частью евреи), 43 тыс. шведов и т. д., походит на мельницу, перемалывающую национальные различия. И то, что в крупных, интернациональных размерах происходит в Нью-Йорке, происходит также в каждом большом городе и фабричном поселке"11 .

Используя в корыстных интересах демографическую пестроту и внутриклассовую конкурентную борьбу среди трудящихся масс, правящие круги стали шире внедрять систему практического и юридического расового и национального неравноправия и притеснения. "Никакое правительство более американского не попирает прав отдельных личностей из-за расы, религии (мормоны и др.), а тем более иностранцев"12 , - отмечали в донесениях из США царские дипломаты. Освящая


6 Rozwenk E. C. The Making of America Society. Vol. I - II. Boston. 1973. Vol II p. 20.

7 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 38, с. 273.

8 Ленин В. И. ПСС. Т. 23, с. 376.

9 АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1904 г., д. 129, т. I. лл. 158 - 159.

10 National Party Platforms, 1840 - 1972 (NPP). Urbana-Chicago-Lnd. 1973, n. 109

11 Ленин В. И. ПСС. T. 24, c. 126.

12 АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1898 г., д. 113, д. 2; 1884 г., д. 94, л. 4

стр. 80


эту политику ссылками на исторические примеры, председатель Верховного суда США У. Фуллер утверждал, что еще первый американский президент Дж. Вашингтон выступал против бесконтрольной иммиграции в США.

Массовый приток иммигрантов резко увеличил безработицу. Бездомные иммигранты скапливались главным образом в больших городах - Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и др. В 1903 г. власти предприняли попытку планомерно направлять массы безработных переселенцев на сельскохозяйственные работы на Запад и Юг. Современники назвали эти мероприятия "интересным опытом систематического избавления большинства городов от чрезмерного наплыва в них иммигрантов"13 . Однако в условиях царившей в капиталистическом хозяйстве анархии эта попытка не могла увенчаться успехом. Многие белые иммигранты, особенно итальянцы, австрийцы, поляки, словаки, болгары, черногорцы, в названное время при попустительстве властей нередко, как и "цветное" население США, становились жертвой судов Линча. В донесениях царского посольства в Вашингтоне, например, отмечалось, что в США бывают случаи массового избиения итальянцев и австрийцев. 21 сентября 1901 г. Кассини, в частности, сообщал о "линчировании американским населением в Новом Орлеане многочисленных итальянских рабочих". Особенно жестоким репрессиям подвергались бастующие рабочие-иммигранты. Например, в штате Пенсильвания против бастующих поляков, словаков и венгров были брошены войска. Их стачка нанесла экономический ущерб прежде всего железнодорожным компаниям, Подвергавшиеся также активной дискриминации болгары и черногорцы еще в первых десятилетиях текущего века все чаще уезжали из США на свою родину14 .

В крупных городах на Севере в первые десятилетия после гражданской войны в США особенно часто наблюдались со стороны главным образом иммигрантов "низших классов" из Ирландии и Германии антинегритянские настроения и выступления. Большинство этих иммигрантов были заняты преимущественно неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом в промышленности и сфере личных или общественных услуг. И только на эту же работу могли претендовать массы неграмотных черных переселенцев из сельских мест Юга. Поэтому в 1877 - 1897 гг. (главным образом ирландцы и немцы) вступили с ними в прямую конкурентную борьбу на рынке труда и капитала. По мере сокращения массовой крестьянской и рабочей иммиграции из Ирландии и Германии центр обострявшихся расовых конфликтов, энергичнее прежнего провоцируемых реакционными кругами, переместился в область отношений негритянских трудящихся и иммигрантов романского, а также славянского и еврейского происхождения. В тот период афроамериканцам в сфере наемного труда и мелкого бизнеса на Севере противостояли главным образом иммигранты из Южной и Юго-Восточной Европы, выдвинувшиеся по численности на первое место массовой иммиграции в США. Миллионы "новейших мигрантов", среди которых преобладали итальянцы, поляки и евреи, заняли определенные позиции в сфере полуквалифицированного труда, главным образом "синих воротничков", в промышленных центрах Северо- Востока и Среднего Запада.

По мере постепенной классовой и внутриклассовой дифференциации и продвижения вверх по социальной лестнице массы ирландских и германских иммигрантов и их потомков освобождали значительную часть сферы полуквалифицированного труда. Процесс заполнения образовавшихся там вакансий происходил в условиях повседневных столкновений между белыми иммигрантами и массой черного населения, прибывавшего с Юга США и обреченного в первую очередь на тяжелый, низкооплачиваемый физический труд.

В конце прошлого века в США не раз раздавались боевые кличи: "Желтая опасность!", "Желтые, убирайтесь восвояси!". Эта кампания была направлена против азиатской иммиграции, главным образом из Японии и Китая. По официальным данным, численность японских иммигрантов возросла с 1890 к 1910 г. с 2 тыс. до 67 тыс. человек. Китайцев там в 1870 г. было около 63 тыс., через 20 лет их


13 Там же, 1904 г., д. 129, л. 355; 1889 г., д. 96. л. 52; 1908 г., д. 139, л. 279.

14 Там же, 1903 г., д. 113, л. 176; 1901 г., д. 105, л. 132; 1900 г., д. 109, л. 234; 1912 г., д. 126, д. 269.

стр. 81


насчитывалось более 106 тысяч15 . Большинство китайских иммигрантов пополняло ряды рабочего класса. Они трудились чернорабочими, грузчиками, шахтерами, работали в сфере услуг. В основном китайские иммигранты осели на Дальнем Западе (в Калифорнии), где они работали моряками, пожарными, горняками, сельскохозяйственными рабочими, а также в прачечных, на предприятиях общественного питания, в домашнем услужении.

Много китайцев проживало на Юге, "которому не удалось заменить открытое рабство негров замаскированным рабством индийских и китайских кули"16 . В период Реконструкции на хлопковые плантации штата Миссисипи плантаторы ввезли, например, 1200 китайцев, ставших там издольщиками и подвергавшихся жесточайшей эксплуатации и гнету, которые нередко приводили к бунтам. Из-за всевозможных ограничений китайской иммиграции подавляющее большинство (95%) в ней составляли мужчины. Такая искусственно деформированная демографическая ситуация в китайской общине США и травля китайцев в этой стране (американские синофобы утверждали, будто китайцы - разносчики таких пороков, как проституция, наркомания, изощренный деспотизм17 ) приводили к тому, что они нередко возвращались на родину18 . Английский писатель Р. Л. Стивенсон говорил об американском шовинизме: "Недавно уйти должны были ирландцы, теперь - китайцы. Таков боевой клич... этой республики, которая любила изображать себя с открытыми объятиями, принимающей всех несчастных"19 .

Все японцы, китайцы, корейцы, филиппинцы и индийцы, причисляемые в США к "цветным", подвергались жестокой расовой дискриминации. Ограничение их иммиграции и гражданских прав, изоляция в особых поселках и кварталах, пониженная оплата труда и прочие методы расового угнетения сочетались с классовым гнетом. Дискриминационные законы применялись в первую очередь к трудящимся этих групп населения. Правящие круги умышленно разжигали расовую и национальную рознь между "желтыми" пришельцами и белыми старожилами Тихоокеанского побережья, пугая, например, белых рабочих угрозой конкуренции со стороны дешевого "желтого" труда, а белых фермеров - "территориальным расширением желтой расы" на Тихоокеанском побережье и захватом плодородных земель этого района "монголоидами"20 .

Расистская политика и пропаганда, преследовавшие цель не только подвергать сверхэксплуатации "желтых" иммигрантов, но и использовать расширение за их счет местной резервной армии труда как рычаг понижения заработной платы белых трудящихся, привели в конце прошлого - начале текущего столетия к резкому обострению расовых отношений в штатах Дальнего Запада. Там нередко бывали случаи массового избиения китайцев и японцев, китайские и японские погромы, недопущение детей монголоидной расы в школы, бойкот японских и китайских магазинов и ресторанов в Сан-Франциско и других городах. Как правило, местная полиция "не успевала" вмешиваться и пресекать подобные выходки.

Однако не только внутриполитическими, но и внешнеполитическими интересами определялась политика правящих кругов США по вопросу об "азиатской иммиграции". "Большинство... передовых государств (в том числе и США. - Л. К.) в период конца XIX и начала XX веков, т. е, как раз в период превращения капитализма в империализм, устремилось особенно усиленно вперед по пути колониальной политики, в результате которой эти государства "располагают" теперь свыше чем полумиллиардом населения в зависимых, колониальных странах"21 , - писал Ленин. В частности, ограничение японской и китайской иммиграции и дис-


15 Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970. Pt. 1. Washington. 1975, p. 117.

16 Маркс К. и ЭигельсФ. Соч. Т. 4, с. 135.

17 Furnas G. C. The Americans. A Social History of the United States, 1587 - 1914. N. Y. 1969, pp. 700, 701; Богина Ш. А. Иммигрантское население США, 1865 - 1900 гг. Л. 1976, с. 218.

18 Богина Ш. А. Ук. соч., с. 217.

19 Stevenson R. L. From Scotland to Silverado. Cambridge (Mass.). 1966 p 139

20 АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1907 г., д. 136, л. 159; 1904 г., д. 129, т. I, л. 288; 1879 г., д. 150, л. 170; 1906 г., д. 143, т. I, л. 179.

21 Ленин В. И. ПСС. Т. 30, с. 355.

стр. 82


криминация японского и китайского населения были непосредственно связаны с экспансионистскими планами США в отношении Китая, сформулированными в доктрине "открытых дверей", а также с обострением империалистических противоречий между США и Японией, тоже претендовавшей на Китай как на свою колонию. В таких условиях американские правящие круги пытались всячески нейтрализовать и подвергнуть социальному остракизму китайское и японское население США, видя в нем "пятую колонну" своих намеченных жертв империалистической экспансии или же потенциальных конкурентов на Дальнем Востоке.

Не ограничиваясь разжиганием бытового "антижелтого" расизма, правящие классы провели в отдельных штатах и федерации в целом ряд законодательных мер соответствующего характера. Например, 3 марта 1879 г. законодательное собрание Калифорнии утвердило конституцию этого штата; ч. 2 ст. XIX гласила: "Ни одна корпорация, которая существует ныне или будет создана после вступления в силу данной конституции, не должна нанимать на работу ни в каком объеме прямо или косвенно ни одного китайца или какого-либо другого представителя монголоидной расы". А в третьей части той же статьи говорилось: "Ни один китаец не должен приниматься на работу в учреждения администрации штата, его графств и муниципалитетов, за исключением сферы использования принудительного труда как наказания за совершенное преступление". Дети "монгольского племени" не допускались в обычные школы этого штата, а посещали сегрегированные учебные заведения. По закону того же штата "желтым иностранцам" запрещалось владеть недвижимой собственностью свыше семи лет, а также занимать посты директоров акционерных компаний и товариществ. Этими законами ущемлялись в первую очередь интересы японских фермеров, а также мелкой японской городской буржуазии (владельцев ремесленных мастерских, карликовых торговых и промышленных предприятий, организованных обычно на акционерных началах). Антияпонские законы были введены и в штате Невада22 .

В 1882 г. в США был утвержден закон, ограничивавший китайскую иммиграцию. Он явился первым из федеральных актов по ограничению иммиграции в США. В 1899 г., т. е. и год провозглашения американской империалистической доктрины "открытых дверей" в Китае, вступил в силу новый федеральный закон, запрещавший въезд китайцев в США. Этот закон впоследствии неоднократно дополнялся и модернизировался. В "Демократической платформе" 1908 г. имелся специальный пункт "Азиатская иммиграция", направленный против допуска азиатских иммигрантов, которые якобы не способны ассимилироваться с американским народом и присутствие которых среди него лишь обострит расовые отношения и вовлечет США в дипломатические конфликты с азиатскими странами23 . Под влиянием подобных акций конгресс утвердил закон и о недопущении японских иммигрантов в страну. Данный акт, однако, противоречил второй статье заключенного до того американо-японского договора. Американским правящим кругам с большим трудом удалось нейтрализовать названное противоречие, пойдя на уступки по вопросу о допуске японских детей в школы Калифорнии. В 1913 г. вступил в силу закон об изменении правил иммиграции в США, по которому полностью исключался въезд японских, китайских и индийских иммигрантов.

Преступные формы носил расизм в отношении аборигенов. В 1890-е годы, по официальным данным, в стране насчитывалось более 148 тыс, индейцев24 , из них свыше 45 тыс. человек входили в пять "цивилизованных" племен, загнанных в резервации "Индейской территории", подведомственной министру внутренних дел. Подавив силой, хитростью и с помощью преступлений коренных жителей и поставив их в условия вымирания, правящие классы постепенно переставали проповедовать непримиримую ненависть к "краснокожим". Но даже в последней четверти прошлого века, когда завершилась поражением эпопея героических, справедливых, освободительных войн индейцев, они продолжали борьбу, и в резервациях часто вспыхивали восстания (нередки они и в наши дни).


22 АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1879 г., д. 150, л. 170; 1909 г., д. 138, лл. 4, 4а, 16, 45.

23 NPP, р. 150; АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1906 г., д. 143, т. I, л, 192а.

24 Historical Statistics. Pt. 1, p. 14.

стр. 83


Индейский вопрос в конце XIX в. был решен железом и кровью. Однако и тогда почти ни одно президентское послание конгрессу страны не обходилось без социальной демагогии, "анализа" индейского вопроса, рекомендаций и проектов по нему, провозглашавших целью определить гражданские права коренного населения. Так, в послании 1896 г. президент подчеркнул необходимость принятия радикального законодательства, которое обеспечило бы мир между белыми и индейцами и гарантировало бы помощь индейским племенам25 . В июне 1896 г. вступил в силу "Акт по финансовым проблемам индейцев", в соответствии с которым была создана комиссия. Ей вменялось в обязанность исследовать вопрос о предоставлении гражданских прав индейцам "цивилизованных" племен. Для профилактики индейских волнений в резервациях министр внутренних дел и военный министр рекомендовали конгрессу создать финансируемые государством "Индейские кавалерийские вспомогательные отряды" под контролем командования федеральной армии. Отряды должны были удерживать индейцев в резервациях, а также предупреждать или подавлять там волнения. В эту кавалерию предполагалось отбирать из резерваций молодежь и тем самым удалять оттуда наиболее "взрывоопасные" элементы. Для осуществления проекта требовались, по мнению авторов, широкие предварительные мероприятия, прежде всего развитие "индейского капитализма" в резервациях; содействие возникновению индейской сельской и торговой буржуазии, которую правящие классы могли бы использовать как послушное орудие при осуществлении своей политики. Эти планы энергично поддерживали президенты, надеясь, что индейцы, став земледельцами и скотоводами, обзаведясь частной собственностью и получив доступ к образованию, перестанут участвовать в волнениях.

Бедствия негров в США - давняя и почти неисчерпаемая тема. Однажды в конце XIX в. в лесах штата Джорджия толпа белых преследовала афроамериканца, подозреваемого в убийстве белого. Негра поймали, привязали к дереву, отрезали ему нос, уши и пальцы, облили керосином и сожгли на медленном огне. Обуглившиеся останки жертвы были разрублены на куски и проданы с торгов26 . Это - сценка не из рабского ада, а из рая "свободы по- американски". Расовые различия, длительное рабское прошлое и самая большая среди всех "цветных" американцев численность негритянского населения США превратили его в объект жесточайшей дискриминации и угнетения, усиливающихся по мере пролетаризации афроамериканцев, обострения классовой борьбы между трудом и капиталом, а также под влиянием активизации экспансионистской политики американского империализма, особенно в Латинской Америке и в Африке.

В период формирования основных направлений и течений современного негритянского освободительного движения в США численность афроамериканцев возросла с 6,5 млн. в 1880 г. до 9,7 млн. в 1910 году27 . Подавляющее большинство из них проживало на Юге; в конце прошлого века их численность составляла там более трети населения. 75% негров Юга были арендаторами и издольщиками28 .

Значительную часть негров составляли сельскохозяйственные рабочие. В 1890 г. свыше 3 млн. (0,6 занятых в сельском хозяйстве негров старше 10 лет) находились в рядах наемных рабочих29 . Лишь немногие негры были квалифицированными рабочими, а подавляющее большинство занималось неквалифицированным трудом. Особенно широко использовали негров в лесной, горнодобывающей, хлопкообрабатывающей и табачной промышленности Юга, на железнодорожном транспорте. Лишь текстильная отрасль по традиции оставалась "лилейно-белой". В южных штатах негритянские рабочие подвергались полуфеодальным способам эксплуатации, причем одним из самых жестоких методов была отдача заключенных внаймы. Рабочих, арестованных за ничтожные проступки (действительные или вымышленные), осуждали на долгие сроки тюремного заключения, а затем отдавали внаймы предпринимателям, которые эксплуатировали их то своему усмотрению. "При помощи такого порабощения преступников на Юге сотни плантаторов накопили


25 Message of the President of the United States. Washington. 1896, pp. 24 - 25

26 АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1898 г., д. 96, лл. 165 - 166.

27 Historical Statistics. Pt. 1, p. 14.

28 Фостер У. З. Негритянский народ в истории Америки. М. 1955, с. 518

29 Зубок Л. И. Очерки истории США. М. 1956, с. 108.

стр. 84


крупные состояния"30 , - писал У. Дюбуа. На Севере негры трудились главным образом в угольной промышленности, на железных дорогах, в сфере обслуживания. Их и там, как правило, не допускали на квалифицированную работу и платили за равный труд вдвое или втрое меньше, чем белым, пытаясь тем самым снизить ставки и белых рабочих. В 1900 г. более 2 млн. негров трудились в сельском хозяйстве; свыше 1 млн. - в сфере обслуживания; 275 тыс. человек - в промышленности; 209 тыс. - в торговле и на транспорте; 47 тыс. составляли специалисты и лица свободных профессий. Всего насчитывалось более миллиона негритянских квалифицированных и полуквалифицированных рабочих31 .

Среди основной массы афроамериканцев, в силу специфики исторической эволюции Юга и негритянского населения, на 100 лет позднее, чем среди белых, развернулся процесс классовой дифференциации. Замедленность этого процесса была обусловлена прежде всего неравномерностью развития капитализма в трех основных экономических районах: промышленном Севере, сельскохозяйственном Юге и колонизируемом Западе. Опираясь на данные официальной статистики, Ленин отмечал, что на американском Севере процент горожан составлял в 1910 г. 58,6% против 22,5% на Юге, а промышленных рабочих в северных штатах было почти впятеро больше, чем в южных32 . Более поздняя индустриализация южных штатов, нерешенность аграрного вопроса для афроамериканцев в годы после гражданской войны, массовая иммиграция из других стран, удовлетворявшая в основном потребности американского капитала в рабочей силе, тормозили пролетаризацию черного населения после его освобождения от рабства и от земли. Роль тормоза в данном отношении играли не только объективные, но и субъективные факторы, в частности политика, проводимая эксплуататорами (как белыми, так и черными) и направленная на консервацию и углубление различий в классовых и внутриклассовых структурах черного и белого населения.

Раскол по расовому признаку среди американского фермерства в значительной мере был обусловлен различиями внутриклассовых структур белых и черных фермеров. В 1910 г., например, арендаторы среди белых фермеров составляли 39,2%, среди черных - 75,3%. "Типичный белый фермер в Америке есть собственник своей земли, типичный фермер негр - арендатор"33 , - так формулировал Ленин суть названных различий. Внутриклассовая дифференциация черных и белых фермеров обусловила в какой-то мере размежевание и в фермерском движении. Примером может служить раскол фермерских организаций на южные и северные филиалы, спорившие по вопросу о допуске негров в эти организации, а также создание сегрегированного Национального альянса цветных фермеров. "Белый" альянс был объединением преимущественно фермеров-собственников, "черный" - арендаторов.

Среди рабочих раскол выразился в разногласиях между северным и южным отделениями Ордена рыцарей труда, в создании первой в стране сегрегированной организации негров-рабочих - Национального союза цветных рабочих, в организации забастовок белых рабочих, направленных против черных (с 1882 по 1900 г. в США было зафиксировано 50 таких выступлений)34 , в использовании предпринимателями негров как штрейкбрехеров для подавления стачечного движения белых рабочих, в расистской политике реакционных лидеров АФТ. Все это было проявлением стратегической линии блока промышленных магнатов Севера и плантаторов Юга, стремившихся не допустить образования единой коалиции негров, фермеров и рабочих, направленной против внутренней и внешней политики этого блока, и обеспечить себе условия для максимальной эксплуатации как черных, так и белых трудящихся.

В последней четверти XIX в. афроамериканцев силой лишили почти всех прав, которых они добились в годы гражданской войны и Реконструкции: "На Юге, где


30 Du Bois W. E. Black Reconstruction. N. Y. 1935, p. 699.

31 Нитобург Э. Л. Негры США. XVII - начало XX в. Историко- этнографический очерк. М. 1979, с. 237, 238.

32 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 27, с. 139.

33 Там же, с. 142.

34 См. подробнее: Foner Ph. S. Organized Labor and Black Worker 1619 - 1973 N. Y. - Washington. 1974, pp. 64, 103, 136 - 144, 158 - 177, 204 - 215.

стр. 85


еще свежо предание невольничества, негры не допускаются в театр (партер), в гостиницы, а на станциях железных дорог для них устроены специальные salles d'attente (залы ожидания. - А. К .)"35 . Легализация "превосходства" белой расы была зафиксирована в законодательстве путем принятия ряда реакционных актов. В довершение этих актов Верховный суд в 1888 г. объявил "неконституционным" принятый в 1875 г. закон о гражданских правах черных. Неравноправное и угнетенное положение афроамериканцев можно охарактеризовать как "организованный сельскохозяйственный промышленный и политический пеонат"36 . Для характеристики этого пеоната вполне применим ленинский вывод, что "пережитки рабстварешительно ничем не отличаются от таковых же пережитков феодализма, а в бывшем рабовладельческом юге Соединенных Штатов эти пережитки очень сильны до сих пор" 37 .

Юридическое оформление системы гражданского бесправия и угнетения афроамериканцев сочеталось с усилением и организованного, и стихийного расистского террора и преступлений в отношении черного населения. В 1892 г. жертвами линчевателей стали 161 негр38 . С 1883 по 1903 г. в США произошло 1985 случаев линчевания черных39 . В одном из донесений посольства России в Вашингтоне по вопросу о судах Линча говорилось, что там негры - "совершенно чужие и притом существа низшего порядка, которых при всяком подходящем случае можно истреблять наподобие того, как без всякой жалости убивают бешеную собаку"40 ; или "неумолимый закон Линча встречает самое частое применение, причем белые, берущие на себя роль карателей за преступления, проявляют самую дикую жестокость"41 .

В конце XIX в. эпидемия линчеваний, охватившая особенно широко штаты Юга, стала распространяться все дальше, поразив вскоре многие штаты Севера и Запада. Участились случаи линчевания черных и в окрестностях столицы. Царский консул В. Теплов в донесении министру иностранных дел России В. Н Ламсдорфу писал 21 июля 1898 г. из Нью-Йорка: "Я в течение полутора месяцев тщательно следил за местной печатью, подбирая отмеченные ею случаи расправ по закону полумифического судьи Линча... В продолжение всего лишь полутора месяцев насчитывается 27 жертв народного самосуда, всегда и всюду признаваемого глубоко несимпатичным, но оправдываемого американцами"42 . Наиболее типичными поводами к негритянским погромам и линчеваниям являлись обвинения негров в убийстве белых, изнасиловании белых женщин, грабеже и драках43 . Масштабы расистского террора оказались столь велики, что вызвали резонанс на международной арене и резкую критику в адрес "американской демократии". Проф. Шторк из Грейфсвальдского университета (Германия) писал, что "Соединенные Штаты.., как страна, где существует закон Линча, не должны судить другие страны"44 .

Чтобы осуществлять "контроль изнутри" над освободительным движением черных и ограничивать его рамками "правопорядка", правящие крути поощряли движение "черного капитализма", поддерживая промонополистические круги черной буржуазии. Вместе с тем они широко применяли социальную демагогию в сочетании с беспощадными репрессиями в отношении черных масс, особенно их авангарда - борцов против неравноправия и гнета. Уже в 1890-е годы президенты открыто стали содействовать предпринимательству афроамериканцев и приветствовали приобретение собственности неграми. Идею равноправия граждан, рожденную в период расцвета американской буржуазной демократии, правящие классы в последней четверти XIX в., когда произошел "поворот от демократии к политической реакции",


35 АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1901 г., д. 105, л. 236.

36 Фостер У. З. Ук. соч., с. 460.

37 Ленин В. И. ПСС. Т. 27, с. 141.

38 Historical Statistics. Pt. 1, p. 422.

39 The Negro in Chicago. A Study of Race Relations and Race Riot. Chicago. 1922, p. 582; Brawley B. A Short History of the American Negro. N. Y. 1927, p. 151.

40 АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1898 г., д. 113, лл. 149 - 150.

41 Там же, 1899 г., д. 96, лл. 165 - 166.

42 Там же, 1898 г., д. 113, лл. 139 - 148.

43 Там же, 1901 г., д. 105, лл. 245 - 246.

44 Там же, 1898 г., д. 113, л. 138.

стр. 86


начали использовать как одно из средств социальной демагогии и маневрирования. Чтобы сохранить голоса черных избирателей, президенты- республиканцы доказывали, что республиканская партия по-прежнему, как и во времена Авраама Линкольна, является "другом негров". Президент Б. Гаррисон утверждал, что неграмотность и бедность "цветных" являются позором белых, а не "цветных"; что множество "цветных" солдат пожертвовали жизнью во имя США и могилы этих бойцов находятся на тех же кладбищах, где "благодарное правительство похоронило останки тех, кто отдал свою жизнь, защищая страну"45 .

Рычагом социальной демагогии федерального правительства являлась также критика отдельных проявлений расизма. Так, в посланиях президентов конгрессу не раз отмечалось, что во многих местах есть люди, которые любым способом стремятся лишить "цветных" граждан их законных политических и гражданских прав, и подчеркивалось, что любое ущемление прав небелого гражданина - это правонарушение в отношении всех американских избирателей. Авторы подобных признаний стремились замаскировать органическую связь расизма с капиталистическим строем. Иногда в президентских посланиях содержались конкретные примеры дискриминации. В частности, Луизиана и Южная Каролина характеризовались как штаты, где сплошь и рядом нарушаются избирательные права "цветного" населения; в силу этого обстоятельства выборы в стране "не являются ни всеобщими, ни свободными".

Президенты не смогли замалчивать распространение судов Линча и под нажимом общественного мнения, прежде всего черного населения, были вынуждены публично критиковать это позорное явление. "В такой цивилизованной стране, как Соединенные Штаты, - писал, например, У. Мак- Кинли, - нельзя больше терпеть линчевания"46 . Нерезидент Т. Рузвельт вынужден был признать, что США поражены эпидемией линчеваний и насилий толпы, но вопреки исторической реальности утверждал, что это явление носит случайный характер и не имеет прямой связи с "американской системой"47 . В лучшем случае президенты рекомендовали конгрессу принять какие-то меры по расширению "честных выборов" и совершенствованию системы образования как главного условия улучшения отношений между черными и белыми, а также судебной системы48 . Подобные рекомендации, не затрагивавшие экономических основ расовых отношений, не могли, разумеется, искоренить зло.

Политика обеих партий господствующих классов по этому вопросу даже в 70 - 90-е годы прошлого века, когда еще сохранялись определенные различия между республиканской и демократической партиями, в принципе была одинаковой. Расизм, "обнаруживающийся на каждом шагу в обыденной жизни американского народа, прикрывается личиной либерализма и братолюбия обеими партиями безразлично, как демократами, так и республиканцами, во время выборов, когда они нуждаются в голосах их черной братии"49 . Республиканская партия продолжала активно использовать в отношении черных избирателей тот политический капитал, который она приобрела в годы гражданской войны и Реконструкции, когда, отражая интересы еще революционной тогда части американской буржуазии, она выступала в качестве союзника черного населения США50 . Республиканцы, как правило, демагогически провозглашали необходимость одинаково справедливого отношения ко всем гражданам, независимо от их расовой принадлежности или цвета кожи. Демократы же стали отчасти занимать более дальновидную позицию по негритянскому вопросу лишь со времен "нового курса" Ф. Рузвельта, когда афроамериканцы, отойдя от республиканцев, превратились в один из важнейших компонентов массовой базы демократической партии.


45 Message of the. President of the United States. Washington. 1889, pp. 28 - 29.

46 АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1877 г., д. 118, л. 42; 1878 г., д. 120, л. 230; 1897 г. д. 118, л. 41.

47 Message of the President of the United States. Washington. 1906, pp. 8 - 9.

48 АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1889 г., д. 96, л. 57.

49 Там же.

50 NPP, р. 160: АВПР, ф. Канцелярия МИД, 1908 г., д. 139, л. 25.

стр. 87


Накануне XX в. в одном из донесений в Петербург русское посольство сообщило из США следующую "сенсацию": "Считаемый белым гражданином Соединенных Штатов за существо низшее негр, или, как его называют здесь "цветной" ("colored man"), не выносит уже более с прежней покорностью несправедливость и дурное обращение своих белых сограждан. Он начинает сознавать свою силу, особенно со времени... испано-американской войны, в которой полки, набранные исключительно из негров, выказали большую храбрость, весьма хорошие военные качества и вели себя самым блестящим образом... Недовольство среди черного населения заметно увеличивается и может принять размеры весьма нежелательные для федерального правительства в настоящее время"51 . Эти слова оказались как бы пророческими. Поводом к кровавым столкновениям в вооруженных силах послужил насаждаемый сверху расизм белых по отношению к черным военнослужащим, дискриминация черных солдат, проявлявшаяся помимо прочего и в незаконном урезывании их жалованья. В Тампе (штат Флорида) перед отплытием экспедиционного отряда США на Кубу произошло кровавое столкновение между афроамериканцами 24-го регулярного полка и белыми добровольцами из южных штатов. Во время испано-американской войны 1898 г. 300 белых солдат 3-го Виргинского полка попытались линчевать черного, который ударил белого солдата. Армейским властям пришлось направить два полка, чтобы оттеснить виргинцев в их лагерь и окружить их военным кордоном. В Чикаго во время отправления на фронт 8-го Иллинойсского полка, составленного из черных, произошло множество вооруженных расовых столкновений, причем одна негритянская рота отказалась войти в вагон, требуя, чтобы черным солдатам уплатили недоданное жалованье.

Случаи других столкновений афроамериканцев с правительственными войсками учащались день ото дня. Особенно сильно обострились расовые отношения на Юге. В Дэпьене (штат Джорджия) около тысячи вооруженных афроамериканцев вступили в бой с белыми, в том числе с солдатами. Поводом послужило несправедливое обвинение одного черного в "типичном преступлении" против белой женщины. Черные в Дэпьене составляли большинство населения. Начав с убийства местных должностных лиц, они соорудили укрепление и поставили пикеты, объявив, что не сдадутся живыми. Такое положение продолжалось до прибытия военной команды. Оказавшись окруженными, 100 афроамериканцев сдались, но "другая шайка негров" еще некоторое время "стояла лагерем". И в Алабаме вооруженные черные выступили против белых. Узнав, что одному черному там грозит суд Линча, негры решили воспрепятствовать самосуду. Против них выступила часть расистски настроенных белых рудокопов. Учащались вооруженные столкновения черных с белыми расистами и на Севере, нередко становясь малой гражданской войной, в которую полиция не хотела вмешиваться. Недовольные такой позицией, потворствовавшей расистам, негры угрожали местным властям, что не поддержат их на очередных выборах, если не будет обеспечена защита от погромщиков. События такого порядка произошли в Нью-Йорке. Там в конце 39-й улицы в квартале "Чертова кухня", где гнездилась беднота, владельцы одного из домов, недовольные получаемым с него доходом, решили отказать белым квартиросъемщикам и заселить дом афроамериканцами, в основном служащими железнодорожного транспорта, согласившимися на более высокую квартирную плату. Как только весть о переселении черных разнеслась по кварталу, между белыми и черными начались драки, а местные блюстители порядка бездействовали52 .

Таким образом, 1877 - 1897 гг. нельзя считать "мертвым сезоном" в истории освободительного движения черных53 . Правда, в то время негритянское движение переживало сложный, наполненный острыми внутренними противоречиями процесс перестановки сил. Наметились также сдвиги в лагере их белых союзников и усиление реакции монополистического капитала. Несмотря на это, как стихийная, так и


51 Там же, 1899 г., д. 96, лл. 165 - 166.

52 Там же, 1898 г., д. 113, лл. 195 - 197.

53 Например, в книге крупнейшего современного негритянского историка, профессора Чикагского университета Дж. Х. Франклина (Franklin J. H. From Slavery to Freedom. The History of Negro Americans. N. Y. 1974) вообще не ставится вопрос об освободительной борьбе негров в последней четверти прошлого века.

стр. 88


организованная борьба афроамериканцев не прекращалась, изменяя лишь свои формы и тактику. Организованная борьба черных проявлялась как органическая часть рабочего и фермерского движений. В целом последние десятилетия прошлого века "были периодом подъема и упадка Ордена рыцарей труда, начала деятельности Американской федерации труда, возникновения Социалистической партии, восхода и заката популизма, роста капиталистических монополий и возникновения американского империализма. Именно в эти годы в Соединенных Штатах Америки родилось современное рабочее движение"54 . Можно добавить, что в тот период оформились основные разновидности современного негритянского движения: интеграционизм, сетрегационизм и сепаратизм.

Интеграционисты выступали против "расового барьера" между белыми и "цветными" в экономической, политической, культурной и бытовой сферах жизни, за консолидацию американской нации на основе равноправия всех ее расовых, национальных и этнических компонентов. Сегрегационисты поддерживали проводимую правящими кругами реакционную политику расового неравноправия, противопоставления и разъединения белых и "цветных" в различных областях общественной жизни. Сепаратисты нацеливали афроамериканцев на создание независимого негритянского государства на части территории США или за ее пределами, например в Африке. Каждая из этих разновидностей негритянского движения в свою очередь дробилась на различные течения "по вертикали" (т. е. по социально-классовому принципу), на буржуазные и на демократические течения. Это расслоение ослабляло борьбу черных американцев против расовой дискриминации и гнета. Долгое время в США не было общенегритянских организаций, действующих в масштабе всей страны. В период рабства в силу объективных причин (территориально- производственное разъединение) черные были лишены возможности создать массовые организации. После ликвидации рабства бывшие рабы в течение многих десятилетий тоже не имели такой возможности, став в большинстве фермерами-арендаторами; они были разъединены в условиях мелкого частнособственнического сельского хозяйства на Юге, в условиях террора ку- клукс-клана.

Эти обстоятельства привели к гипертрофии, а порой даже фетишизации роли лидера в негритянском движении. Силу и авторитет могла обеспечить движению в геноцидных условиях расизма могучая личность идеолога и организатора. Не случайно многие периоды движения черных в США нередко не только ассоциируются, но и отождествляются с личностью, жизнью и деятельностью его выдающихся лидеров. Так, период негритянского аболиционизма и буржуазного интеграционизма в прошлом веке олицетворял Фредерик Дуглас; сегрегационизм и черный сепаратизм - Букер Вашингтон, Пол Каффи и Мартин Делани; наиболее перспективное движение, демократический интеграционизм, - Тимоти Фортьюн.

Таким образом, активизация американских расистов как бы затормозила то вращение жерновов американской "мельницы", о котором писал Ленин: "Особо благоприятные чгсловия развития капитализма в Америке и особая быстрота этого развития сделали то, что нигде в мире не перемалываются так быстро и так радикально, как здесь, громадные национальные различия в единую "американскую" нацию"55 . В этом "процессе ассимиляции наций капитализмом" Ленин видел "величайший исторический прогресс"56 . Но в условиях перехода от "свободного" капитализма к монополистическому, в обстановке усиления реакции по всем направлениям этот прогресс затормозился, началось движение вспять.

К чему это привело впоследствии? "Мы перестали быть "плавильным котлом"... Мы стали салатницей, в которой ясно различимы все ингредиенты"57 . Так отвечает на этот вопрос уже в наши дни американская пресса, подтверждая реальный и резкий социальный сбой в генетическом коде американской буржуазной демократии.


54 Фонер Ф. История рабочего движения в США. Т. 2. М. 1958, с. 7.

55 Ленин В. И. ПСС. Т. 30, с. 355.

56 Там же. Т. 24, с. 127.

57 U. S. News and World Report, 21.III.1986.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПАСЫНКИ-АМЕРИКАНСКОЙ-ДЕМОКРАТИИ-КОНЕЦ-XIX-НАЧАЛО-XX-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. П. КОРОЛЕВА, ПАСЫНКИ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX в.) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.12.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПАСЫНКИ-АМЕРИКАНСКОЙ-ДЕМОКРАТИИ-КОНЕЦ-XIX-НАЧАЛО-XX-в (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. П. КОРОЛЕВА:

А. П. КОРОЛЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
543 просмотров рейтинг
24.12.2018 (1922 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
19 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПАСЫНКИ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX в.)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android