Libmonster ID: RU-15693
Автор(ы) публикации: Егорова Н.И., Шенин С.Ю.

С 1 по 10 июля 2001 г. на историческом факультете Саратовского государственного университета (СГУ) им. Н.Г. Чернышевского в рамках мегапроекта Института открытое общество (ИОО) "Развитие образования в России" проходила летняя школа "История холодной войны: Новые подходы и интерпретации". Крон СГУ, организаторами школы стали Институт всеобщей истории (ИВИ) РАН и Архив национальной безопасности (США), который является многолетним зарубежным партнером ИВИ РАН в реализации ряда проектов по проблемам холодной войны.

Идея осуществления подобного мероприятия возникла в ходе проводившегося ИВИ РАН совместно с МГИМО (Университет) МИД РФ в июне 2000 г. (г. Москва) расширенного семинара для представителей региональных университетов России по истории послевоенных международных отношений. Важными составными частями московского семинара явились международная конференция "Новая история холодной войны: теория, методология, историография" и однодневный семинар под эгидой ЮНЕСКО "От образа врага к образу партнера". Эти форумы дали возможность не только обсудить многие дискуссионные проблемы "холодной войны", но и показали, что среди молодых российских преподавателей и ученых усиливается интерес к изучению данного феномена послевоенных международных отношений в свете новых архивных документов и современных интерпретаций, находящих отражение и в многочисленных публикациях, и в проведении специальных научных конференций. Состоявшийся обмен мнениями показал, что история "холодной войны" сегодня активно включается в преподавание в российских вузах общих и специальных курсов по истории новейшего времени. Однако удовлетворить свой научный и преподавательский интерес молодым ученым и преподавателям с периферии подчас довольно трудно. Во- первых, подавляющая часть провинциальных исследователей не имеет возможности работать в московских архивах. Во- вторых, в России только начинают выходить учебники нового поколения по истории международных отношений, которые не всегда доступны для молодых преподавателей из провинции, а учебники, на которые им часто приходится опираться, морально устарели. В-третьих, даже получив доступ к современным научным публикациям, разобраться начинающему педагогу или исследователю в представленной в них многоцветной палитре мнений чрезвычайно сложно.

Именно эти обстоятельства лежали в основе договоренности о подготовке и проведении впервые в России летней школы, специально посвященной теме "холодной войны". Выбор Саратова в качестве места проведения школы обусловливается несколькими факторами. Прежде всего учитывалось, что

стр. 249


кафедра истории нового и новейшего времени СГУ активно участвует в мегапроекте ИОО "Развитие образования в России" и сотрудничает с ИВИ РАН, который является ее ресурсным центром в мегапроекте и в котором успешно функционирует Центр по изучению "холодной войны". Помимо этого принималось во внимание, что на кафедре сложился коллектив высококвалифицированных специалистов по истории международных отношений вообще и "холодной войны" в частности (проф. И.Д. Парфенов, проф. В.И. Тюрин, доц. О.Н. Исаева, доц. С.Ю. Шенин и др.). Ярким представителем среди них был и безвременно ушедший из жизни проф. А.А. Кредер, стоявший у истоков нового проекта. Кроме того, исторический факультет СГУ наладил широкие международные связи. Немаловажной для реализации идеи летней школы в Саратове стала финансовая поддержка ИОО.

Из 50 поступивших заявок в качестве слушателей на конкурсной основе было отобрано 25 кандидатур молодых ученых (аспирантов и преподавателей), которые представили различные регионы России. В работе школы участвовали: Иркутский, Уральский, Томский, Петрозаводский, Ярославский, Нижегородский, Тверской, Воронежский, Ростовский, Кубанский, Тамбовский, Удмуртский, Башкирский, Калмыцкий, Пермский и Санкт-Петербургский университеты. Кроме того, двоих участников прислал Государственный университет гуманитарных наук при РАН.

Одновременно в рамках школы в первый день ее работы был проведен научный семинар, посвященный концу "холодной войны". Инициатива его проведения принадлежала Архиву национальной безопасности (АНБ), который проявляет значительный интерес к созданию устной истории "холодной войны". Приехавшие на семинар российские специалисты, а также некоторые лекторы летней школы, принявшие в нем участие, в своих выступлениях акцентировали внимание на различных аспектах проблемы: состоянии советского общества в 1980-х годах (А.В. Шубин, ИВИ РАН); взаимосвязи экономического положения СССР с утратой им статуса сверхдержавы и распадом Союза (О.И. Скворцов, ИВИ РАН, Р.Г. Пихоя, Академия государственной службы); роли личности М.С. Горбачева (В.М. Зубок, АНБ); оценке событий 1980-х - начала 1990-х годов с точки зрения военно- политической составляющей (С.В. Савранская, АНБ); воздействии конца биполярной модели международных отношений на страны Азии и Африки (Ю.А. Дубинин, МГИМО; А.Б. Давидсон, ИВИ РАН); влиянии наследия "холодной войны" на современный мир (В. Г. Хорос, ИМЭМО).

В целом, острая дискуссия по сделанным докладам с участием слушателей школы выявила настоятельную потребность в конкретизации понятия "холодная война", поскольку для ряда исследователей все еще дискуссионным остается вопрос о ее окончании. Звучала мысль и о том, что зная как закончилась "холодная война", можно с большей долей уверенности говорить о ее причинах и решающих факторах (геополитических, идеологических, экономических, личностного порядка и др.).

Последовавшее за окончание семинара чтение первого блока курса лекций как раз и включало в себя рассмотрение общих теоретических и методологических проблем истории "холодной войны" (ее истоки и происхождение, современная историография). Второй и третий блоки были посвящены специфике "холодной войны" в различных регионах мира (в Европе, Азии, Африке). Четвертый блок лекции знакомил слушателей с новейшей интерпретацией международных и внутриблоковых кризисов, локальных конфликтов в годы "холодной войны" (Суэцкий кризис и события в Венгрии 1956 г., Берлинский кризис 1958-1961 гг., Кубинский кризис 1962 г., войны в Корее и во Вьетнаме), а также с трактовкой причин эрозии разрядки 1970-х годов. Пятый блок лекционной программы затрагивал тему милитаризации "холодной войны" (формирование и эволюция военно-политических блоков, роль ядерного фактора). В лекционном курсе шестого блока проблем анализировались внутриполитические аспекты конфронтации (идеология, пропаганда, культура).

Среди лекторов были известные специалисты из ИВИ РАН (А.Б. Давидсон, Н.И. Егорова. И.В. Гайдук), Института славяноведения РАН (А.С. Стыка-лин), МГИМО (Университета) МИД РФ (Ю.А. Дубинин), Курчатовского института (10.Н. Смирнов). Архива национальной безопасности, который является неправительственной организацией и находится на территории библиотеки Университета Дж. Вашингтона, был представлен профессорами этого университета X. Харрисон и Дж. Хершбер-гом, заместителем директора Архива М. Бирном и старшими исследователями В.М. Зубоком и С.В. Савранской. Из европейских историков в качестве лектора участвовал молодой специалист М. Уль (Мюнхенский институт современных исследований). Среди выступавших была и группа лекторов с кафедры истории нового и новейшего времени МГУ (В.И. Тюрин, О.И. Исаева, Н.И. Николаева).

Со стороны Архива национальной безопасности, который уже имеет опыт проведения подобных школ, были подготовлены подборки документов и ключевых статей американских авторов по наиболее актуальным проблемам "холодной войны" (в виде хрестоматий), которые были размножены и розданы всем участникам школы.

Следует отметить, что лекционный курс в программе школы дополнялся сильной интерактивной составляющей - дискуссией и проведением "круглых столов", что позволяло слушателям изложить свое мнение по рассматриваемым проблемам. Наибольший интерес вызвали "круглые столы", посвященные новым архивным источникам

стр. 250


и методике работы с ними (Р.Г. Пихоя, М. Бирн, В.М. Зубок); сообщениям американских участников о проектах "Точки напряженности в восточном блоке" (М. Бирн) и "Картер - Брежнев" (С.В. Савранская, В.М. Зубок), а также устной и региональной истории "холодной войны" (Н.И. Николаева, В.М. Зубок).

Последний сюжет оказался не только наиболее близок участникам из регионов, поскольку он касался использования местных архивов в изучении идеологических, экономических, культурных и ряда других аспектов "холодной войны" и ее влияния на жизнь советского общества, но и позволил на практике оценить значимость устной истории. Дело в том, что в работе школы приняли активное участие известный специалист в области ядерной физики Ю.Н. Смирнов, который работал в группе А.Д. Сахарова и участвовал как в создании советского термоядерного оружия, так и проектах по "мирному атому", который поделился со слушателями рядом интересных фактов, лишенных в настоящее время грифа секретности, а также С.А. Микоян. Имея на руках собственные записи, относящиеся к тому времени, когда происходили события, а также некоторые документы, отличающиеся от архивных копий, Микоян на примере в частности Кубинского кризиса показал сколь важен для историка учет всей совокупности фактов и как опасно проводить исследование, полагаясь лишь на отдельные документальные свидетельства.

При освещении ряда спорных проблем и российские, и американские лекторы дискутировали между собой, представляя таким образом различные направления в историографии "холодной войны". Например, чисто ревизионистский подход к проблемам истоков и происхождения "холодной войны", который предложил в своей лекции С.Ю. Шенин (СТУ), был оспорен постревизионистской трактовкой представителя американской стороны В.М. Зубока. В полемичном духе были прочитаны две лекции о войне США во Вьетнаме И.В. Гайдуком и Дж. Хершбергом. С.В. Савранская вела активную полемику по вопросам стратегических вооружений с Ю.Н. Смирновым.

На заключительном заседании, которое проходило под председательством директора летней школы, декана исторического факультета СГУ B.C. Мирзеханова, были подведены итоги работы и заслушаны выступления участников о перспективах преподавания международных отношений и истории "холодной войны" в российских вузах. Слушатели подчеркивали, что прослушанные курсы лекций и неформальное общение со специалистами внесло много нового в их представление о "холодной войне", сложившееся под влиянием традиционного, с акцентом на советско- американской конфронтации, преподавания истории послевоенных отношений в ряде вузов. В частности, они считают большим плюсом школы, что значительное внимание было уделено странам "третьего мира", роли и психологии политических лидеров, проблемам идеологии и пропаганды, а также информации о новых документальных публикациях, архивных источников. Как важный позитивный момент было отмечено участие зарубежных специалистов, а также носителей устной истории. В числе недостатков было указано на желательность предварительных заданий для активизации работы слушателей и организацию, помимо общих лекций, секционных заседаний.

Что касается преподавания истории международных отношений и "холодной войны", то в некоторых вузах только намечается изучение этой специальности в полном объеме или же ей отводится в учебном процессе малое количество часов. Существует настоятельная потребность в обстоятельных курсах лекций или спецкурсах по истории "холодной войны". Участники семинара высказались также в пользу публикаций полновесных сборников архивных документов.

Летняя школа в Саратове положила начало очень перспективной традиции, которая сможет стимулировать новые тенденции в преподавании и научных исследованиях российских вузоп.

стр. 251


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРВАЯ-ЛЕТНЯЯ-ШКОЛА-В-САРАТОВСКОМ-ГОСУДАРСТВЕННОМ-УНИВЕРСИТЕТЕ-ПО-ИЗУЧЕНИЮ-ИСТОРИИ-ХОЛОДНОЙ-ВОЙНЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Егорова Н.И., Шенин С.Ю., ПЕРВАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА В САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.01.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРВАЯ-ЛЕТНЯЯ-ШКОЛА-В-САРАТОВСКОМ-ГОСУДАРСТВЕННОМ-УНИВЕРСИТЕТЕ-ПО-ИЗУЧЕНИЮ-ИСТОРИИ-ХОЛОДНОЙ-ВОЙНЫ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Егорова Н.И., Шенин С.Ю.:

Егорова Н.И., Шенин С.Ю. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
213 просмотров рейтинг
19.01.2020 (1530 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЕРВАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА В САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android