Libmonster ID: RU-15476
Автор(ы) публикации: М. А. ДЭВЛЕТ

В Саянском каньоне Енисея, где река пробивает себе путь сквозь горы, на прибрежных скалах: встречаются изображения, выполненные рукой древнего человека: красочные писаницы и выбитые или вырезанные на скалах петроглифы (знаки на камнях). Это любопытные источники, отражающие различные стороны жизни первобытного человека, прежде всего его идеологию. Петроглифы Саян получили известность в литературе недавно, хотя первые наскальные изображения были обнаружены там свыше века назад. В 1881 г. крупнейший в досоветский период исследователь петроглифов Енисея А. В. Адрианов нашел у р. Чинге выбитые на скале изображения животных и какие- то знаки. В 1901 г. им же были открыты у Кантегира и Сосновки-Джойской наскальные рисунки, выполненные охрой.

А открытие уникальных петроглифов в верхней части Саянского каньона связано со строительством Саяно-Шушенской ГЭС. С. В. Макаров, производивший топографическую съемку в ложе будущего водохранилища и обследовавший берега Енисея выше устья р. Хемчик, обнаружил на валуне у Чингенской воронки наскальные: изображения животных. Затем последовали открытия петроглифов на правобережье Чинге, скалах Бижиктиг-Хая и в других пунктах. После того как в 1965 г. была организована Саяно-Тувинская экспедиция Института археологии АН СССР, исследование наскальных изображений Верхнего Енисея осуществлялось далее ею. До затопления зоны там работал Отряд по изучению петроглифов в целях поисков и фиксации наскальных изображений. В результате было скопировано и описано свыше 1 тыс. камней, на которых изображены тысячи фигур и знаков. Они датируются временем от эпохи бронзы и почти до наших дней.

К раннему пласту саянских петроглифов относятся до 300 изображений личин- масок, около 100 изображений прямоугольных жилищ с примыкающими к ним загонами и ямки-лунки. Эти сюжеты особенно характерны для святилища Мугур-Саргол. Иногда все три сюжета встречаются в композиционной связи на одной плоскости. Особенно интересно изображение, на котором один рог личины завершен окружностью с ямкой-лункой в центре, а другой - квадратом, трактуемым как жилище в плане. Этот рисунок является доказательством одновременного бытования всех трех сюжетов, составляющих наиболее древний пласт датированных саянских петроглифов.

Широкое распространение масок было связано в древности с обрядовой практикой. Их назначение заключалось в том, чтобы преображать человека в иное существо, от лица которого он может действовать. Бытовали многочисленные варианты: маски, которые носили на лбу, голове и пальцах или держали в зубах; маски-костюмы; парные маски, в демонстрации которых участвовали два человека; коллективные маски, каждую из которых представляли от трех до ста человек и более.

Саянские личины-маски относятся к тем, которые держали в руке. Под подбородком личин обозначена ручка, за которую участники обрядов держали маску перед лицом, и лишь в нескольких случаях


Дэвлет Марианна Арташировна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии АН СССР.

стр. 231


намечены с двух сторон маски петли для привязывания к голове. На многих личинах изображены усы, на голове иногда нарисованы рога, ниже рогов встречаются уши. Бытовали и неполные личины, у которых нет линии внешнего контура или отсутствует внутреннее заполнение, а на некоторых видны дополнительные детали в виде скобок и полос, передающих устрашающую раскраску. Чем сложнее головной убор, тем насыщеннее внутреннее заполнение личины, причудливее ее облик и выше "социальный статус" духа, которого эта маска изображала.

Характерную особенность наскальных рисунков личин Мугур-Саргола составляет их топография. Изображения сосредоточены близ воды и на плоскостях, обращенных к Енисею. Создается иллюзия созерцания водной стихии. На одном из камней Алды-Мозага, над высоким обрывистым берегом Енисея, плоскость, на которую нанесены изображения, имеет наклон не к реке, а в противоположную сторону, к горе. Чтобы добиться эффекта созерцания воды, древний мастер придал личинам необычное положение: макушками вниз, подбородками и ручками-отростками вверх. Личины оказались перевернутыми, зато они смотрят в направлении реки.

Другой характерный сюжет - изображение Оградок круглой и прямоугольной формы с точечным заполнением или рассеченным черточками внутренним пространством. Круглая и прямоугольная оградки примыкают друг к другу, а внутреннее пространство прямоугольных "разработано" - показано жилище в плане. Легко определяются вход в него и отсеки для сна. В центре часто бывает выбито изображение очага и дымового отверстия. Поскольку жилища и загоны для скота, где животные изображены схематично, нанесены в плане как точечные углубления, то есть такими, какими их видит наблюдатель с горы, можно предположить, что кружок - дымовое отверстие.

Но древний художник мог представить и не то, что видел, а то, что знал о предмете: ведь очаг - это не только геометрический центр жилища, но и центр общественной жизни домочадцев. В прошлом размещение членов семьи тувинцев и гостей в юрте было строго регламентировано, нарушение традиции каралось. У гостя, занявшего не соответствовавшее его рангу место, хозяин мог забрать лошадь и седло, заставить работать на себя в течение зимы, насильно женить обидчика на своей незамужней дочери, имеющей ребенка. Вероятно, изображения такого рода создавались в период, когда складывалось право, определявшее место человека в семье и общине.

Изображения лучистых дисков как символов небесных светил составляют особую группу. На втором по величине камне Мугур-Саргола представлено солнце в виде концентрических окружностей с точкой в центре и расходящимися лучами. Ниже находятся еще два лучистых диска меньших размеров. Заманчиво соотнести это изображение с мифом, согласно которому два солнца из первозданных трех убил мифический стрелок, защитивший человечество от чрезмерной жары, при которой плавились даже камни. В этом мифе объяснено и происхождение амурских петроглифов: после того как два солнца были убиты, на еще мягкие камни были нанесены рисунки, которые затем затвердели. Иногда солярные символы размещены на голове животных. Тут сливаются в едином синкретическом образе реально существовавшие виды животных и стилизованные условные символы светила.

О космогонических представлениях древних жителей рассказывают также выполненные охрой петроглифы бронзового века на скалах при впадении р. Кантегир в Енисей. Они погибли, оказавшись ниже уровня водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС. Среди их сюжетов - изображение хищного зверя с мощным туловищем на тонких ногах, тупой мордой и широко раскрытой пастью. Хищник, символизирующий "нижний мир" древнейшей мифологии, пытается проглотить светлое "божество" - небесное светило, изображенное в виде диска с расходящимися лучами. Этот рисунок, иллюстрирующий миф о "космической погоне", в котором люди искали объяснение смене дня и ночи, был широко распространен в Евразии. В нем рассказывается о чудовище, которое охотилось за светлыми божествами - Солнцем, Луной, звездами.

Исследование тувинских петроглифов бронзового века позволяет составить картину мировоззрения далеких предшественников тувинцев и устройства их общества. Особенно большое значение для реконструкции древней идеологии имеют изображения главного камня Мугур-Саргола. В центре святилища находится созданный природою алтарь - скопление черных скальных глыб. Главная плоскость центрального "иконостаса" сплошь покрыта рисунками, по бокам торчат два грандиозных столбообразных монолита, тоже испещренных петроглифами. В промоине на вершине "алтаря" находится изображение роженицы и выходящего из ее чрева плода, но рисунок скрыт от посторонних глаз. Возможно, тогда эту фигуру воспринимали как родоначальницу людей.

Основной "иконостас" разделен скальными трещинами на три яруса. Эти трещины служили естественными рамками, обособлявшими группы рисунков. Их можно рассматривать как отражение древних представлений о структуре мира: верхний, небесный мир, где обитают духи-предки; средний мир людей; подземный мир. Перед зрителем предстает верховное демоническое божество, выделяющееся размера-

стр. 232


ми, сложным головным убором и устрашающим видом. Особенно грозна вторая по величине маска со злобным, насупленным выражением лица, искаженного жуткой гримасой. В средней части алтаря представлен поселок, состоящий из изображенных в плане жилищ, к которым примыкают загоны для скота. В нижней части люди ведут за повод животных, охотятся с луком и собаками, одна фигура показана в позе родовых схваток. Выразительно изображение согбенного старца в длинном одеянии, опирающегося на клюку, и в обуви, напоминающей валенки.

Специалисты отмечают связь петроглифов и изображений масок с обрядами инициации (посвящений), во время которых юношей знакомили с племенными обычаями и правилами морали, им рассказывали предания, перед ними разыгрывались сцены, изображавшие мифы. Инициации могли сопровождаться созданием новых петроглифов, которые играли роль наглядных пособий. На некоторых скалах обнаружены групповые портреты усатых мужчин в сложных головных уборах и безусых подростков в более простых. Все это подтверждает предположение, что в бронзовом веке обряды инициации совершались именно среди мрачных скал Мугур-Саргола и Алды-Мозага.

Как правило, личины-маски лишены туловища. Но в отдельных случаях на Мугур-Сарголе представлены фигуры с рогатыми головными уборами, как у личин. Эти люди показаны в молитвенной позе, с воздетыми к небу руками. Примечательна фигура в полный рост, выбитая на плите у подножия Алды- Мозага, в рогатом уборе, с лицом, покрытым линиями татуировки, и с руками- крыльями. При ней две маски с ручками. Ее одежда напоминает костюм шамана: обозначен нагрудник, по бокам туловища свисают подвески или бахрома.

Демонические маски на скалах можно рассматривать как прототипы докшитов (грозных защитников закона) - действующих лиц мистерии, во время которой устраивались священные пляски лам в фантастических нарядах. Уродливый внешний вид защитников закона должен был вселять ужас в зрителей. Головы некоторых докшитов венчают бычьи рога (непременный атрибут главного персонажа - цама-докшита Чойджала, о чьем появлении оповещали резкие звуки ганлина - духового музыкального инструмента из берцовой кости человека). Перед Чойджалом лили на землю кровь из габалы - чаши, сделанной из человеческого черепа. Согласно легенде, некоторые докшиты первоначально были демонами; но после того, как их укротил Падмасамбхава, сделав буддистами, они стали охранителями учения Будды. Значит, при первоначальном распространении буддизма в глубинных районах Центральной Азии древние местные божества воспринимались буддийскими проповедниками как злые демоны. В дальнейшем, ассимилируя добуддийские культы, ламаизм включил их в свой пантеон.

Когда же и где состоялись контакты носителей древних обрядов с буддийским миром? Новейшие исследования наскальных изображений, произведенные пакистанско-германской экспедицией К. Йеттмара и А. Дани в верховьях Инда, позволяют наметить одну из возможных таких территорий: в верховьях Инда на скалах представлены древнейшие буддийские изображения и личины, связанные с культурой "окуневского круга". Аналогии этим личинам - как раз мугур-саргольские личины-маски. Буддисты собирались для своих "благочестивых дел" там, где раньше существовало культовое место. Старые божества оставались как бы покровителями, покоренными и поставленными теперь на службу новому учению1 .

Мировосприятие первобытных людей менялось. Если в эпоху бронзы представления о мире были связаны с упорядоченной статичной системой трех миров, то в эпоху хунну (рубеж н. э. - первая половина I тыс.) на саянских скалах появилась композиция, отражающая уже динамическое мировосприятие. В середине 70-х годов в зоне будущего водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС была скопирована ниже впадения Чинге в Енисей замечательная композиция, представляющая бег зверей. Дух эпохи, связанной с появлением завоевателей- хунну, наложил отпечаток на тематику произведений. На многих представлены сцены единоборств, бег зверей, всадники, батальные сцены. Люди и животные изображены стремительно мчащимися, ранеными, истекающими кровью, со стрелами, вонзенными в тело или летящими по направлению к жертве. В нижнем ряду показаны убитые или смертельно раненные, жизненный путь которых завершен.

Содержание композиции связано с осмыслением людьми своего места в мире, объяснением: причин умирания и возрождения природы, борьбы света и тьмы, смены дня и ночи.

После того как началось заполнение ложа Саяно-Шушенской ГЭС, образцы петроглифов Мугур-Саргола, вывезенные за пределы зоны затопления, помещены в Республиканский краеведческий музей и в Тувинский научно- исследовательский институт языка, литературы и истории.

Примечание

1. ЙЕТТМАР К. Религии Гиндукуша. М., 1986, с. 321.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕТРОГЛИФЫ-САЯН

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. А. ДЭВЛЕТ, ПЕТРОГЛИФЫ САЯН // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.10.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕТРОГЛИФЫ-САЯН (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. А. ДЭВЛЕТ:

М. А. ДЭВЛЕТ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
668 просмотров рейтинг
24.10.2019 (1618 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЕТРОГЛИФЫ САЯН
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android