Libmonster ID: RU-15069
Автор(ы) публикации: О. М. ВЕРБИЦКАЯ

Коммунистическая партия придает важное значение научной разработке проблем, связанных с изучением социально-демографических процессов, повышением роли человеческого фактора1 . Большую роль в этих процессах играют территориальные перемещения населения. Известно, что В. И. Ленин обращал особое внимание на миграцию, на необходимость государственного руководства ею. Он отмечал, что социалистическое государство должно "иметь возможность десятки и сотни тысяч рабочих двинуть туда, куда надо Советской власти"2, Целью миграционной политики Советского государства является оптимизация использования и распределения трудовых ресурсов на всей территории страны. Необходимость выравнивания уровня экономического развития различных ее районов требует постоянного притока рабочей силы в отдаленные от центра, относительно малозаселенные районы. Регулируемая миграция, осуществляемая посредством оргнабора рабочей силы, общественного призыва молодежи, государственного переселения и других форм, помогает решению проблемы рационального перераспределения трудовых ресурсов между отраслями экономики и различными районами. Используя разнообразные формы миграции, государство оказывает непосредственное воздействие на формирование необходимых потоков населения в нужном обществу направлении.

В годы довоенных пятилеток, в условиях развернувшейся индустриализации, социалистического преобразования сельского хозяйства появился новый вид переселений - государственное плановое переселение колхозных семей. В отличие от дореволюционного, в основном стихийного крестьянского переселения, оно проводилось не только на Урал и в Сибирь, но и в другие районы страны, где создавались крупные объекты социалистической экономики. Возле новых индустриальных центров организовывались базы по производству сельскохозяйственной продукции и переработке сырья. Для их успешного развития требовалось дополнительное население, главным образом сельское. Со времени окончания Великой Отечественной войны вплоть до конца 50-х годов в связи с решением важнейших хозяйственно-политических задач, стоявших перед страной, территориальное перераспределение колхозного населения имело особое значение и приобрело широкий размах. Результаты этого переселения благотворно сказались на освоении новых районов, на выравнивании уровня экономического развития удаленных от центра территорий.

Анализ этих процессов, выяснение их причин и особенностей невоз-


1 См. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М. 1986, о. 140; и др.

2 Ленин В. И. ПСС. Т. 42, с. 150.

стр. 13


можны без детального исследования их развития в историческом плане. Однако эта важная научная и практическая проблема изучена пока недостаточно. Ее историографию в основном составляют написанные в конце 50-х - 60-е годы статьи. В них показано экономическое значение сельскохозяйственного переселения для развития производительных сил малозаселенных территорий, раскрыты некоторые конкретные аспекты теми, но ряд важнейших вопросов, по существу, не исследован: не выработана периодизация, не проанализирован состав мигрантов, не раскрыты особенности развития переселения в послевоенные годы по различным областям и регионам, не выявлены его характерные направления. Приводимый в указанных работах конкретный материал невелик по объему и зачастую носит иллюстративный характер3 .

В исторических и демографических работах, посвященных проблемам миграции, вопросы сельскохозяйственного переселения, как правило, отдельно не рассматриваются. Понятие "переселение" нередко отождествляется в этих трудах с термином "миграция", между тем переселение - лишь одна из конкретных ее форм. В то же время заслуживают внимания оценки и суждения некоторых авторов, способствующие более глубокому пониманию сущности переселения как формы территориального' перераспределения трудовых ресурсов4 .

В данной статье предпринимается попытка на материале Российской Федерации за 1946 - 1958 гг. с привлечением новых источников, в том числе документов Центрального государственного архива РСФСР, показать основные этапы и направления сельскохозяйственного переселения, его экономическую эффективность. Рассматривается главная форма переселения тех лет - переселение в колхозы и совхозы. Внутри указанного периода автор выделяет два этапа: 1946 - 1953 и 1954 - 1958 годы. Различие между ними во многом определялось конкретной социально-экономической обстановкой в стране, задачами, которые ставили Коммунистическая партия и Советское государство перед народным хозяйством, в том числе перед аграрным сектором.

Вторая половина 40-х - 50-е годы - важный этап в истории советского общества. В стране происходили глубокие социально-экономические и общественно- политические процессы, связанные с переходом от войны к миру, восстановлением народного хозяйства, упрочением и дальнейшим развитием социализма. Перед тружениками деревни стояли большие задачи по возрождению разрушенных колхозов и совхозов. Одной из форм оказания конкретной помощи населению ряда районов в восстановлении и организационно-хозяйственном укреплении колхозов и совхозов являлись разработанные партией и правительством мероприятия по осуществлению сельскохозяйственного переселения. Они основывались на принципе добровольности и широкой системе льгот и преимуществ как для переселенцев, так и для хозяйств, принимавших их в районах вселения, и тесно увязывались с планами восстановления и развития сельского хозяйства страны в период


3 Куварин И. Роль сельскохозяйственного переселения в освоении целинных и залежных земель. В кн.: Борьба КПСС за освоение целины. Алма- Ата. 1960; его же. Сельскохозяйственное переселение в СССР. - Экономика сельского хозяйства, 1961, N8; Рыбаковский Л. Л. О создании постоянных кадров на Сахалине. В кн.: Вопросы трудовых ресурсов в районах Сибири. Новосибирск. 1961; и др.

4 Хорев Б. С, Моисеенко В. М. Сдвиги в размещении населения СССР. М. 1976; Поспелов К. А. Влияние миграции на формирование и использование трудовых ресурсов в отдельном районе. В кн.: Народное хозяйство Калининградской области. Проблемы и пути развития. Калининград. 1977; Моисеенко В. М. Первые исследования миграции населения в СССР. В кн.: Прошлое и настоящее демографии. Народонаселение. Вып. 32. М. 1980; Аникин В. В. Миграция населения в городах РСФСР в 1950 - 1956 гг. - Вопросы истории, 1981, N 12; Корель Л. В. Перемещения населения между городом и селом в условиях урбанизации. Новосибирск. 1982; Урбанизация и демографические процессы. М. 1982; и др.

стр. 14


4-й пятилетки и последующие годы, являлись одной из предпосылок их реализации.

В первые послевоенные годы размер и направление переселения внутри республики определялись Главным переселенческим управлением при Совете Министров (ГПУ СМ) РСФСР. Для практического осуществления: переселения в местах выхода создавались областные (в АССР - республиканские) комиссии под руководством председателей областных исполкомов (в АССР - Советов Министров). В задачу комиссий входило обеспечение выполнения плана по переселению. Представители переселенческих органов выезжали в районы, колхозы мест выхода и проводили там вербовку. На колхозных собраниях они знакомили население с климатическими и экономическими условиями, природными богатствами заселяемых территорий, широко используя кинофильмы, специальные выпуски газет, плакаты и другой наглядный материал, радиопередачи, письма ранее переселившихся туда людей.

В обстановке мира выдвинулась задача пополнения трудовыми ресурсами областей, которым война (они подверглись оккупации) нанесла наибольший урон: Великолукской, Калининской, Новгородской и др. Здесь особенно заметно сократилось количество трудоспособного населения, в большей мере пострадала материально-техническая база колхозов. Для организационного и хозяйственного укрепления этих областей, кроме полной мобилизации всех имевшихся внутренних резервов, требовалась разносторонняя и немалая помощь государства. В скорейшем заселении и экономическом освоении нуждались и новые территории, отошедшие к СССР по решениям Крымской и Потсдамской конференций великих держав 5 . В Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг. (март 1946 г.) намечалось "обеспечить во всей работе советских и хозяйственных органов должное внимание новым областям и территориям, вошедшим в состав СССР, - области Кенигсберга, району Печенги (Петсамо), южной части Сахалина и Курильским островам" 6 .

Начало осуществлению послевоенного государственного сельскохозяйственного переселения положило постановление Совета Министров СССР от 9 июля 1946 г. "О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства Калининградской области". В нем были сформулированы основы переселенческой программы в целом: определялись районы, откуда должно было идти переселение (Поволжье, центральные и др. области РСФСР), порядок и условия переселения колхозников по специальностям; содержались рекомендации при отборе колхозников на переселение отдавать предпочтение семьям демобилизованных воинов, а также лучшим колхозникам, имевшим высокую выработку трудодней7 .

Чтобы облегчить переселенцам переезд и устройство во вновь организуемые или принимавших их колхозах, государство устанавливало ряд льгот. Предоставлялись бесплатный проезд к новому месту жительства и провоз имущества и скота: возможность сдачи скота, зерна, картофеля заготовительным организациям по месту выхода и получения в местах вселения равного количества этих продуктов и скота. Государство выделяло переселенцам единовременное безвозмездное денежное пособие в сумме от 1 тыс. до 3 тыс. руб. на главу семьи и от 300 до 600 руб. на каждого члена семьи (в старом масштабе цен).


5 См. об этом: История второй мировой войны. 1939 - 1945. Т. 12. М. 1982, с. 30, 31.

6 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М. 1968, с. 293.

7 Подробнее об этом см.: Калининградская правда, 26.VIII.1947; Калининградская партийная организация в борьбе за освоение области, завершение строительства социализма и построение коммунизма. Калининград. 1977, с. 14 - 15.

стр. 15


В местах выхода с переселенцев снимались все числившиеся за ними задолженности по обязательным поставкам государству сельскохозяйственных продуктов, налогам и страховым платежам.

По прибытии переселенцам выдавались продовольственная ссуда зерном или мукой, кредит на жилищнюе строительство с выплатой в течение нескольких лет (при этом половина суммы относилась на счет государства) и на приобретение коровы или теленка. Чтобы переселенцы скорее и легче хозяйственно устроились, обзавелись домом (в кредит, на льготных условиях) и скотом, государство освобождало их на несколько лет от уплаты налогов и натуральных поставок сельскохозяйственных продуктов (кроме молока). Переселившиеся на Урал, в Западную Сибирь освобождались от налогов на 2 года, в Восточную Сибирь - на 3 - 5 лет, на Дальний Восток - на 10 лет. Получали переселенцы и другие льготы 8 .

Крестьянство центральных областей РСФСР, где было особенно много экономически слабых колхозов с низкой оплатой трудодня, активно переселялось в осваиваемые районы. При этом оно руководствовалось и чувством долга, отвечая на призыв партии и правительства личным трудом содействовать скорейшему восстановлению и развитию сельского хозяйства, в том числе и отдаленных районов, испытывавших острый недостаток в трудовых ресурсах. По данным ГПУ СМ РСФСР, в годы первой послевоенной пятилетки по большинству областей планы переселения выполнялись успешно. Этому способствовали как большая разъяснительная и агитационная работа, которую проводили представители государственных организаций, ответственных за переселение, так и льготы, предоставлявшиеся колхозникам-переселенцам.

В 1946 г. на севере Восточной Пруссии, отошедшей по решению Потсдамской конференции трех великих держав к Советскому Союзу, была образована Калининградская область (остальная часть Восточной Пруссии вошла в состав Польши). Ликвидация Восточной Пруссии имела большое политическое значение: был положен конец ее использованию на протяжении многих веков в качестве плацдарма немецкой агрессии против нашей страны и Польши9 . На территории бывшей Восточной Пруссии гитлеровцы оставили разграбленное и разоренное хозяйство. В сельской местности были разрушены почти все здания, повреждена и выведена из строя сложная мелиоративная система, затоплены сотни тысяч гектаров плодородных земель.

Плановое переселение в Калининградскую область началось с августа 1946 года. Надо было вернуть к жизни эти земли, организовать здесь сельскохозяйственное производство на социалистической основе, построить культурно-бытовые учреждения. Партия и правительство направили сюда трудовые ресурсы, снабдили вновь созданные колхозы, совхозы и МТС новейшей сельскохозяйственной техникой, выделили для удовлетворения хозяйственных и культурных нужд переселенцев денежные и материальные средства. Уже к 1948 г. в сельские районы области прибыло более 20 тыс., а за 5 лет с момента ее образования - около 41 тыс. семей колхозников, рабочих совхозов, специалистов сельского хозяйства. В 1953 г. здесь проживало уже более 200 тыс. человек, в том числе 81,6 тыс. - в колхозах 10 .

В целях быстрейшего восстановления сельского хозяйства и распашки пустовавших земель с 1949 г. проводилось переселение колхозников внутри некоторых областей - из бывших тыловых их районов


8 Справочник о льготах по переселению. М. 1956, с. 50 - 61; Сборник решений по сельскому хозяйству. М. 1963, с. 162 - 166.

9 Внешняя политика Советского Союза. Сб. док. Т. 6. М. 1947, с. 719.

10 Калининградская область. История, экономика, культура, природа. Калининград. 1978, с. 23; Народное хозяйство Калининградской области, с. 23; ЦГАНХ СССР, ф. 7486, оп. 7, д. 1256, л. 24.

стр. 16


в подвергавшиеся временной оккупации, что позволяло более рационально размещать трудовые ресурсы. Благодаря такому переселению в большинстве случаев отпадала или в значительной мере сокращалась надобность в дополнительном привлечении рабочей силы из других мест республики. Впоследствии внутриобластное переселение получило значительное распространение в Великолукской, Калининской, Новгородской и др. областях РСФСР и в отдельные годы по своим масштабам даже превосходило межобластное. При этом колхозники-переселенцы получали те же льготы и преимущества, что и при межобластном переселении. В 1949 г. в Новгородской области не были восстановлены 308 колхозов, т. к. в них почти не осталось людей вследствие полного разрушения части селений и массовой гибели и угона их жителей в фашистскую Германию в период оккупации. Для возрождения этих хозяйств необходимо было привлечь новые трудовые ресурсы. Более 1 тыс. человек прибыло сюда из тех районов области, которые не подвергались оккупации. Это пополнило население большинства подлежавших восстановлению колхозов и укрепило их. Всего за 1946 - 1953 гг. в Великолукской, Калининской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской областях было переселено из бывших тыловых районов более 10 тыс. колхозных семей11 .

Продолжалось начатое еще в 1944 г. заселение степных районов Крымской области. Сюда направлялись главным образом выходцы из южных районов УССР и РСФСР (Дон, Кубань) и черноземных областей РСФСР (Курская, Орловская, Тамбовская). Однако вследствие засухи 1946 г. и неурожая 1947 г., трудностей в организационно-хозяйственном укреплении колхозов значительная часть переселенцев вернулась обратно. С 1950 г. переселение в Крым возобновилось на более прочной материальной базе. Всего за 1950 - 1954 гг. сюда переехало 13,7 тыс. семей колхозников (57 тыс. трудоспособных). Это сказалось на подъеме сельского хозяйства области 12 .

Формирование переселенческих контингентов проводилось, как правило, с учетом исторически сложившегося тяготения сельского населения определенных областей Центра к районам Сибири, Дальнего Востока. В заселяемых районах складывались землячества, что положительно отражалось на закрепляемости и приживаемости новоселов. Жители Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской и др. областей направлялись, как правило, в степные районы Амурской, Новосибирской, Саратовской, Читинской областей и Алтайского края; переселенцы из Владимирской, Горьковской, Калининской областей, Мордовской и Татарской АССР - в Красноярский и Хабаровский края, Пермскую область, Бурятскую АССР и т. д.

Экономическая целесообразность переселения, дополнительного привлечения трудовых ресурсов определялась тем, что в, ряде многоземельных краев и областей из-за недостатка рабочих рук в колхозах и совхозах существовала большая диспропорция между числом работников и площадью земельных угодий, что отрицательно сказывалось на развитии сельского хозяйства. При планировании переселения государство учитывало необходимость равномерного развития всех экономических районов, в том числе и отдаленных, недостаточно освоенных.

Важнейшей объективной предпосылкой, делающей переселения возможными, должно было стать повышение производительности труда на базе широкого применения средств механизации, высвобождающих определенную часть занятых в сельском хозяйстве работников. Но по-


11 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 2, д. 473, л. 41; д. 474, л. ПО; д. 778, лл. 2, 8; оп. 1, д. 90, л. 24.

12 Очерки истории Крымской областной партийной организации. Симферополь. 1981, с. 223, 243.

стр. 17


скольку в первые послевоенные годы восстановление материально-технической базы сельского хозяйства только начиналось, рост производительности труда был невысок, а излишки трудовых ресурсов малы, Вследствие этого сельскохозяйственное переселение в ряде случаев вело к неоправданному сокращению трудовых ресурсов, особенно в колхозах центральных областей.

Определяя направления и масштабы переселения, правительство учитывало и средние показатели обеспеченности сельского хозяйства рабочей силой и величину трудовой нагрузки (в гектарах пашни или сельскохозяйственных угодий), приходившейся на одного работника в различных районах. Несмотря на то, что положение с трудовыми ресурсами в колхозах Центра в послевоенные годы было напряженным, трудовая нагрузка в них была все же меньшей, чем в малозаселенных восточных областях, где, по подсчетам экономистов, на одного работника приходилось сельскохозяйственных угодий больше почти в 2 раза, чем в среднем по РСФСР, ив 10 с лишним раз, чем в Молдавской ССР 13 . По отдельным .районам эта диспропорция была еще заметнее. Во Владимирской, Курской, Рязанской и др. центральных областях, являвшихся основными районами выхода переселенцев, количество посевных площадей в расчете на одного трудоспособного колхозника составляло от 2 до 6 га, а в ряде районов Амурской, Новосибирской, Челябинской областей, Приморского края, куда направлялись переселенцы, - 12 - 19 га 14 .

Значительное количество семей колхозников направлялось в эти годы на Дальний Восток: в Приморский край переехало 12,7 тыс., в Хабаровский - 12,2 тыс., в Амурскую и Сахалинскую области - 25 тььс. семей 15 . Однако слабая заселенность этих территорий, их отдаленность затрудняли более полное освоение местных земельных массивов, пригодных для расширения сельскохозяйственного производства. На долю Урала, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана приходится более 50% всей территории СССР, а в 1950 г. там проживало всего 17% населения страны 16 . Примерно таким же было соотношение удельного веса сельскохозяйственного производства и числа занятых в нем работников. В Сибири, на Урале, Дальнем Востоке в 1950 г. посевные площади составляли 7з их общего количества по РСФСР (кроме того, здесь имелись значительные нераспаханные массивы - целина и залежь), численность крупного рогатого скота - около 2/5. В то же время в колхозах этих экономических регионов трудилось лишь 25% общего количества трудоспособных колхозников республики 17 .

В связи с необходимостью восстановления народного хозяйства сельскохозяйственное переселение на первом этапе было направлено на быстрейшее залечивание ран войны в освобожденных от оккупации областях, на введение там в хозяйственный оборот заброшенной в период войны пашни. Основные средства государство выделяло именно этим районам, поэтому на Урал и в Сибирь в 1946 - 1953 гг. направлялось сравнительно немного переселенцев. По РСФСР из 186,5 тыс. переселенных за эти годы семей 40% приходилось на Калининградскую и Ленинградскую (район Карельского перешейка) области, 30% - на Дальний Восток, 10 - 13% - на Крымскую, Саратовскую и др. южные области, а на Урал и Сибирь - менее 10% 18 . Освоение многоземель-


13 Чураков В. Я., Суворова Л. И. Использование трудовых ресурсов в колхозах и совхозах. М. 1967, с. 37.

14 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 46, лл. 63, 68, 80; ф. 518, оп. 1, д. 125, лл. 74, 86, 96.

15 Там же, ф. 327, оп. 1, д. 125, лл. 74, 86, 96.

16 Боярский А. Я. Демографическая статистика. М. 1955, с. 40.

17 Подсчитано по: Народное хозяйство СССР в 1958 г. М. 1959, с. 398; Численность скота в СССР. Стат. сб. М. 1957, с. 8, 9; ЦГАНХ СССР, ф. 7486, оп. 7, д. 1256, л. 27.

18 Подсчитано по: ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 90, лл. 28, 47; д. 127, л. 21.

стр. 18


ных районов Урала и Сибири в первые послевоенные годы происходило поэтому в небольших масштабах. Эту важную народнохозяйственную задачу предстояло решать в будущем.

О преобладании сельскохозяйственного переселения в общем объеме планового перемещения семей по РСФСР свидетельствует тот факт, что 66,3% семей, переселенных в 1946 - 1953 гг., направлялись в земледельческие колхозы, 11,1% - в совхозы, 13,2% - на предприятия лесной промышленности, 5,8% - в рыболовецкие хозяйства и 3,6% - в прочие отрасли экономики. Подавляющее большинство переселенцев (77,4% семей) посылалось в сельское хозяйство  .

Таким образом, для первого этапа сельскохозяйственного переселения характерно осуществление межобластного и внутриобластного переселения на подвергавшиеся временной оккупации территории. Заселялись и осваивались также Калининградская область, Дальний Восток и Южный Сахалин. Основными районами выхода переселенцев в 1946 - 1953 гг. были центральные, некоторые западные области, автономные республики Поволжья; переселялись почти исключительно семьи колхозников.

Вопросы, связанные с переселением, постоянно находились в центре внимания лартийных организаций. Обкомы и райкомы партии, первичные партийные организации районов выхода и прибытия переселенцев тесно увязывали общие вопросы восстановления сельского хозяйства с осуществлением переселения. Около 2/3 всех вопросов, рассмотренных на заседаниях бюро Смоленского обкома и райкомов ВКП(б) в 1946 г., в той или иной мере затрагивали эти проблемы. В местах выхода переселенцев коммунисты проводили большую организационную работу, разъясняли необходимость переселения, пропагандировали опыт передовых переселенческих хозяйств, совместно с переселенческими комитетами на местах обеспечивали выполнение государственных планов по переселению, оказывали помощь хозяйственным органам в приеме и размещении прибывавшего населения, распределении техники, скота, в организации ремонта и строительстве жилья и производственных помещений.

Калининская областная парторганизация в годы 4-й пятилетки неоднократно обращалась к вопросам о благоустройстве переселенческого населения. По призыву партийных организаций колхозов восточных районов здесь проводились субботники, средства от которых шли на сооружение домов для переселенцев. Бюро Калининградского обкома ВКП(б) записало в своем решении 9 апреля 1947 г.: "Работу по подготовке к приему переселенцев считать одной из важнейших хозяйственно-политических задач, направленных на освоение области и поднятие сельскохозяйственного производства" 20 . Пленум Крымского обкома партии в мае 1952 г., рассматривая вопрос о приеме и хозяйственном устройстве колхозников-переселенцев в Бахчисарайском районе, указал на серьезные недостатки в этом важном государственном деле, наметил меры по хозяйственному устройству переселенцев. Особое внимание обращалось на переселенческое строительство. Для этого в колхозах и совхозах Крыма были созданы специализированные бригады, построившие и отремонтировавшие более 11 тыс. домов21 .

В связи с решениями февральско-мартовского (1954 г.) Пленума ЦК КПСС об освоении залежных и целинных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и Северного Кавказа в переселенче-


19 То же.

20 Очерки истории Смоленской организации КПСС. М. 1970, с. 373; Калининградская партийная организация в борьбе за освоение области, с. 87; Очерки истории Калининской областной организации КПСС. М. 1971, с. 538.

21 Очерки истории Крымской областной партийной организации, с. 244.

стр. 19


ском движении начался второй этап. В постановлении Совета Министров СССР от 15 мая 1954 г. были названы эти районы, в том числе по РСФСР: Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Саратовская, Тюменская, Челябинская и Читинская области22 . Необходимо было переселить на эти земли из обжитых густозаселенных областей европейской части страны огромное количество' людей 23 . Массовое освоение целины обусловило небывалые ранее масштабы переселения. Осуществлялось оно как по линии ГПУ СМ РСФСР, так и по путевкам ВЛКСМ, посредством общественных призывов, оргнабора и т. п.

К середине 50-х годов был накоплен большой опыт рационального перераспределения трудовых ресурсов и сложились условия, необходимые для осуществления массового освоения целины в кратчайшие сроки. В организации переселения на целину, в методах его проведения проявились возросшие возможности государства24 . К этому времени социалистическая промышленность достигла такого уровня развития, при котором она была в состоянии обеспечить хозяйства, осваивающие целину, необходимым количеством техники. Страна могла направить на целину квалифицированные кадры руководителей, механизаторов, специалистов сельского хозяйства. Партия и правительство выработали ряд эффективных мер материального поощрения добровольцев, ехавших в целинные районы. Кроме обычной оплаты расходов по переезду и переселенческих льгот, новоселам выплачивалось единовременное пособие в размере трехмесячного оклада. Работникам совхозов и МТС в новых районах устанавливалась 15-процентная надбавка к заработной плате, предоставлялись льготы на постройку домов, приобретение скота. Работникам колхозных полеводческих и тракторных бригад дополнительно оплачивалось получение сверхпланового урожая, другим категориям колхозников выдавался аванс на трудодни 25 .

Задачи по подъему сельскохозяйственного производства, сформулированные в решениях февральско-мартовского (1954 г.) Пленума ЦК КПСС, последующих документах партии и правительства, предопределили усиление роли переселения как организованной и плановой формы перераспределения рабочей силы. Используя ранее сложившиеся формы и методы переселения, основанные на принципах добровольности и материального стимулирования, государство придало массовому патриотическому движению трудящихся, в первую очередь молодежи, планомерный и организованный характер. Большой вклад в обеспечение целинных хозяйств рабочей силой внес комсомол. За 1954 - 1955 гг. от юношей и девушек поступило 1600 тыс. заявлений с просьбой направить их на освоение целины. К концу 1956 г. на целину прибыло более 350 тыс. молодых людей, в целом же за годы массового освоения целины по комсомольским путевкам сюда было направлено более 600 тыс. человек 26 .


22 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Т. 4. М. 1958, с. 210.

23 История освоения целинных и залежных земель достаточно полно изучена. См. об этом: Юхнович Д. И. Некоторые вопросы историографии освоения целинных земель в СССР. В кн.: Некоторые проблемы истории советского общества. М. 1964; Богденко М. Л. Проблема массового освоения целинных и залежных земель в советской литературе. - История СССР, 1974, N 4; ее же. Коммунистическая партия - организатор и вдохновитель массового освоения целинных и залежных земель (Итоги изучения проблемы). - Вопросы истории КПСС, 1984, N 3.

24 См. об этом: Куликов В. И. Исторический опыт освоения целинных земель. М. 1978, с. 25 - 27, 111.

25 Развитие социалистической экономики СССР в послевоенный период. М. 1965, с. 312.

26 Коркоценко Д. И., Куликов В. И. Коммунистическая партия в борьбе за дальнейшее развитие сельского хозяйства (1946 - 1958 гг.). М. 1974, с. 55; Куликов В. И. Ук. соч. с. 106.

стр. 20


В связи с массовым освоением целинных земель значительно расширилась социальная база комплектования переселенческого контингента. По решению Совета Министров СССР от 15 мая 1954 г. право переселяться на целину с получением всех льгот закреплялось не только за колхозниками, но и за рабочими и служащими любой области, края или автономной республики27 . Переселенцев размещали в остро нуждавшихся в трудовых ресурсах многоземельных колхозах и во вновь создаваемых совхозах. В 1954 - 1955 гг. прибывшие по линии ГПУ СМ РСФСР семьи колхозников в большинстве случаев направлялись в колхозы. Во второй половине 50-х годов в целинных районах стали создаваться преимущественно совхозы, поэтому прибывавшие колхозники пополняли кадры совхозных рабочих, изменяли свое социальное положение.

Многие семьи городских рабочих и служащих (в значительной мере из тех, кто в недавнем прошлом был связан с сельским хозяйством) изъявляли желание переселиться на постоянное жительство и работу в целинные колхозы и совхозы. Их трудовые коллективы нередко комплектовались в городах. Промышленные предприятия выделяли для работы на целине лучших рабочих и инженерно-технических работников. В ряде областей и краев, осваивавших целину, была проведена большая работа по внутриобластному переселению рабочих и служащих из городов, рабочих поселков, районных центров в целинные и другие многоземельные хозяйства. Это обусловило заметное снижение в составе переселенцев на целину удельного веса семей колхозников. Уже к концу 1955 г. по внутриобластному переселению на постоянную работу в сельское хозяйство было направлено 26,9 тыс. семей рабочих и служащих (примерно 60 тыс. трудоспособных работников), что значительно пополнило трудовые ресурсы хозяйств, поднимавших целину. За 1955 г. в районы целинных и залежных земель, а также на Дальний Восток было переселено в целом по РСФСР 44,7 тыс. семей, что в 2,5 раза превышало плановые задания 28 .

Если до 1954 г. переселение в колхозы и совхозы почти полностью проводилось за счет колхозных семей, то в период массового освоения целины их доля снижается по всем областям. Особенно это проявилось к 1958 г., когда из 19,7 тыс. семей, направленных в целинные и другие многоземельные хозяйства, семьи колхозников составили всего 27,8%. При этом многие центральные области, Татарская и Башкирская АССР не выделили для переселения ни одной колхозной семьи 29 . Такое положение явилось результатом более существенного, чем в других районах, сокращения здесь колхозного населения. За 1954 - 1958 гг. общее количество колхозников по РСФСР, главным образом за счет преобразования в совхозы, уменьшилось на 16 тысяч. Этот процесс получил особое распространение в областях и республиках Нечерноземья. В результате перехода в совхозную систему бывшие колхозники становились совхозными рабочими30 . Отразилась на численности колхозников этих районов более значительная миграция в города, а также проводившееся в течение ряда лет переселение в другие края и области. Показательно в этом плане межобластное переселение на Алтай: из 3,2 тыс. прибывших из центральных областей семей 90% являлись семьями рабочих и служащих. Примерно таким же был социальный состав переселенцев и по другим целинным областям 31 .


27 Сборник решений по сельскому хозяйству, с. 164 - 166.

28 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 143, лл. 14, 71.

29 Там же, д. 100, лл. 63 - 77.

30 Сельское хозяйство. Стат. сб. М. 1960, с. 51; Тюрина А. П. К вопросу о преобразовании колхозов в совхозы. - История СССР, 1983, N 5, с. 6.

31 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 174, лл. 4 - 5.

стр. 21


На втором этапе во много раз увеличились масштабы переселения в восточные районы. Если за 1946 - 1953 гг. в те многоземельные края и области РСФСР, которые впоследствии стали районами массового освоения целины, было переселено 23,9 тыс. семей, то за 1954- 1957 гг. - 55,9 тыс. (соответственно по 2,6 тыс. и 14 тыс. семей в среднем за год) 32 . Одновременно с заселением районов массового освоения целины в 1954 - 1958 гг. продолжалось переселение в Калининградскую и Ленинградскую обл., в колхозы многоземельных районов Астраханской, Пермской обл., Дальнего Востока, однако сюда прибывало все же относительно небольшое число переселенцев.

Они не только пополняли, но в значительной мере и улучшали структуру трудовых ресурсов осваиваемых районов. Как правило, переселялись семьи, в которых было не менее двух лиц трудоспособного возраста, имевших сельскохозяйственную специальность, что благоприятно сказывалось на профессиональном составе кадров. В своем большинстве переселенцы активно включались в работу, добросовестно трудились на новых местах. Годовые отчеты колхозов показывают, что в 50-е годы каждый трудоспособный колхозник в среднем за год вырабатывал в малонаселенных областях, куда направлялось переселение, по 350 - 400 трудодней, а количество колхозников, не выработавших минимума трудодней, здесь не превышало 10% 33 . Многие переселенцы завоевали высокий авторитет у местных жителей. Самых достойных из новоселов избирали в Верховный Совет СССР и РСФСР, местные Советы, назначали на руководящие должности (бригадиров, заведующих фермами, председателей колхозов и их заместителей) и т. д. В процессе совместного труда переселенцы и старожилы взаимно обогащали практику ведения земледелия и животноводства, добивались более высоких производственных результатов 34 .

Одним из условий выполнения государственных планов в области сельского хозяйства являлась закрепляемость кадров переселенцев на новых местах. Легче адаптировались люди, не менявшие при переселении профессии: прибывшие из городской местности рабочие по ремонту техники, строители, шоферы. И все же лучше приживались, прочнее оседали на новых местах семьи колхозников, привыкшие трудиться на земле, умевшие терпеливо дожидаться результатов вложенного в нее труда. Приживаемость новоселов, их производительный труд были факторами, обеспечивающими эффективность всего дела. Вместе с тем в разных областях обстоятельства складывались по-разному. Практика показала, что решающее значение для закрепления в новых местах переселенческих семей имело их бытовое и хозяйственное устройство: получение дома или квартиры, приусадебного участка, надворных построек, скота, птицы.

Партийные комитеты, советские и хозяйственные органы проводили значительную работу по организации и укреплению переселенческих хозяйств. Огромные средства на строительство жилья для целинников-переселенцев выделяло государство, предоставляя новым хозяйствам значительные кредиты и строительные материалы. Уже осенью 1954 г. все люди из палаток и землянок были переселены во вновь построенные дома. С середины 50-х годов государство начало продавать переселенцам сборные стандартные дома; в 1957 г. в РСФСР их приобрели более 700, в 1958 г. - 2,6 тыс. семей35 . За 1954 - 1956 гг. капитальные


32 Переселение и организованный набор рабочих к 40-й годовщине Октября. М. 1957, с. 9.

33 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 127, л. 24.

34 Переселяйтесь на богатые земли Красноярского края. Красноярск. 1956, с. 26; Переселяйтесь к нам в Приморье. Владивосток. 1956, с. 62; Переселяйтесь в колхозы Кемеровской области. Кемерово. 1957, с. 19; и др.

25 Куварин И. Сельскохозяйственное переселение в СССР, с. 40.

стр. 22


вложения в строительство новых хозяйств в целинных областях (включая Казахстан) составили свыше 5 млрд. руб., при помощи государства переселенцами-целинниками было построено в совхозах индивидуальных домов общей площадью 458 тыс., в МТС - 1670 тыс. кв. метров36 .

Большое внимание уделялось улучшению культурно-бытовых условий новоселов. Постепенно в целинных совхозах открывались школы, больницы, библиотеки, магазины, мастерские бытового обслуживания, предприятия общественного питания. В страдную пору горячая пища доставлялась в поле. Постоянная забота о быте целинников, хорошо поставленная культурно- массовая работа способствовали закреплению новоселов-переселенцев, формированию постоянных производственных кадров. И все же возникали немалые трудности с хозяйственным и жилищно-бытовым устройством переселенцев, особенно в первые годы массового освоения целины. В совхозах, расположенных вдали от населенных пунктов, нелегко было наладить бесперебойное снабжение продуктами и товарами первой необходимости. Не хватало теплой одежды, валенок, рукавиц. Подобные трудности, хотя они и имели временный характер, могли выдержать не все новоселы. По этим причинам в 1955 г. из Оренбургской обл. выбыло 38,3%, из Омской - 31,4, Новосибирской - 26,2, Хабаровского края - 25,2% общего числа переселившихся семей37 . В постановлении Совета Министров РСФСР от 24 мая 1956 г. "О мерах по хозяйственному устройству переселенцев и устранению серьезных недостатков в этом деле" отмечалось большое число обратных выездов по Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской и др. областям. ГПУ СМ было указано на необходимость приостановить переселение в те области и края, где не были обеспечены условия для приема и размещения переселенцев 38 .

На закрепление переселенцев в новых районах влияли и другие факторы: индивидуальная приспособляемость к иным, порой суровым климатическим условиям; отношение руководства хозяйств к нуждам новоселов; соответствие состава переселенцев требованиям, предъявляемым при отборе на переселение (иногда эти требования не соблюдались, и в состав переселенцев попадали люди, никогда не работавшие в сельском хозяйстве). Многое зависело и от добросовестного отношения к своим обязанностям уполномоченных переселенческих комитетов, производивших вербовку. Некоторые из них приукрашивали условия жизни на новом месте, давали заведомо невыполнимые обещания.

Лучше всего осваивались и закреплялись на новых местах переселенцы в районах Дальнего Востока и на Сахалине. За 1946 - 1953 гг. за пределы Сахалина выбыло лишь 2,8% от общего количества принятых семей, из районов Дальнего Востока - 9,2%. Несколько хуже обстояло дело в Восточной Сибири, а из Западной Сибири и с Урала в отдельные годы выбывало до 50% переселенцев39 . Кроме основной причины обратных выездов (неудовлетворительного бытового устройства), имело значение и то, что в Западной Сибири и на Урале, несмотря на суровые климатические условия, льготы для переселенцев были меньшими, чем на Дальнем Востоке (продолжительность их действия составляла соответственно 2 - 3 года и 10 лет). Засухи, неурожайные годы также влияли на закрепление переселенцев.

К концу 50-х годов в значительном большинстве областей, куда осуществлялось переселение, улучшилась работа по хозяйственному устройству прибывавшего населения. Если в конце 1955 г. в целом по РСФСР оставались без собственных квартир или домов 21,2% семей


36 Развитие социалистической экономики СССР в послевоенный период, с. 313.

37 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 170, л. 7.

38 Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР. Т. 5. 1954 - 1956 гг. М. 1959, с. 461.

39 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 127, л. 26.

стр. 23


переселенцев, то на 1 января 1959 г. - только 3% (509 семей). Улучшилось и их обеспечение домашним скотом 40 . По Российской Федерации на всем протяжении рассматриваемого периода закрепляемость переселенцев в сельском хозяйстве была довольно высокой: в среднем в год из районов вселения выбывало не более 10 - 20% общего количества принятых семей 41 . Подавляющее большинство их оставалось на новых местах, способствуя своим трудом дальнейшему развитию производительных сил восточных районов страны.

Сельскохозяйственное переселение сыграло определенную роль в более равномерном размещении населения и трудовых ресурсов. Если за период между переписями 1939 и 1959 гг. в целом по РСФСР население увеличилось на 8,5%, то в районах, являвшихся в послевоенные годы объектами переселения, оно росло значительно быстрее: на Дальнем Востоке - на 69,7, в Восточной Сибири - на 34, в Западной Сибири и на Урале - на 28%. Одновременно произошло некоторое сокращение населения в Европейской части: в Центральном районе - на 2,1, в Волго-Вятском (ранее входившем в состав Центрального) - на 5,2, в Центрально-Черноземном - на 12,7% 42 .

Численность сельского населения изменялась иначе. В целом по РСФСР за этот период его удельный вес существенно сократился: с 67% - в 1939 г. до 48% - к началу 1959 года. Одной из главных причин этого являлась урбанизация - процесс, начавшийся еще в довоенные годы. Сокращение сельского населения произошло и в большинстве краев и областей вселения. Заметно (от 16 до 23%) уменьшилось оно в Курганской, Новосибирской, Оренбургской, Томской, Читинской областях. Возросла его численность лишь в Сахалинской обл., Хабаровском крае (примерно на 4%).

Подобный анализ по центральным и центрально-нечерноземным областям, которые не только отдавали свое население городу, но и являлись поставщиками рабочей силы для осваиваемых областей (и городу, и селу), показывает, что здесь размеры убыли сельского населения были значительно выше. В Рязанской и Ярославской обл. численность сельских жителей в период между переписями 1939 и 1959 гг. уменьшилась более чем на 40, Орловской - на 37, Брянской, Владимирской, Ивановской - на 30, Воронежской, Горьковской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской обл., Татарской и Мордовской АССР - на 26 - 29% и т. д.43 . Основной причиной сокращения сельского населения являлся переход значительной части трудоспособных колхозников на работу в города, однако сыграло свою роль и переселение отсюда в течение ряда лет немалой части колхозных семей в другие области.

Проведенное в послевоенные годы сельскохозяйственное переселение к концу 50-х годов принесло районам освоения ощутимые результаты. В основном завершилось заселение сельской местности Калининградской области. Значительно пополнилось трудовыми ресурсами сельское хозяйство краев и областей Дальнего Востока и других многоземельных районов 44 . Приток дополнительной рабочей силы преимущественно молодых возрастов положительно сказался на развитии сельского хозяйства.

В 1946 - 1959 гг. в колхозы Приморского края переселилось 22,6 тыс. семей, что способствовало улучшению качественного состава


40 Там же, ф. 518, оп. 1, д. 100, л. 12.

41 Подсчитано по: ЦГА РСФСР, ф. 518, д. 1, л. 167; д. 100, л. 13; ф. 327, оп. 1, д. 127, л. 25; д. 170, л. 11.

42 Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. СССР (Сводный том). М. 1962, с. 20 - 25.

43 Там же.

44 Калининградская область. История, экономика, культура, природа, с. 37; ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 127, л. 33.

стр. 24


его сельского населения и развитию экономики. Население большинства районов края в значительной степени (до 70%) состояло из переселенцев. Пополнение кадров за счет планового переселения позволило колхозам и совхозам увеличить посевные площади на 167 тыс. га, поголовье общественного стада - примерно на 1/3. Общий прирост трудовых ресурсов в сельском хозяйстве края составил 25 тыс. трудоспособных работников, сельское население в целом увеличилось вдвое. Переселенцами было создано 12 новых колхозов. В трудных таежных условиях новоселы раскорчевали и расчистили лесные массивы, подготовили землю под общественные посевы и приусадебные участки. За послевоенные годы посевные площади в крае увеличились на 50%, значительно возросло производство сельскохозяйственной продукции 45 .

В Сахалинской обл. количество работников, занятых е сельском хозяйстве, только за 1946 - 1953 гг. увеличилось на 35 тыс. человек. Это принесло свои результаты: к концу 50-х годов производство мяса в области возросло в 3 раза; значительно больше выращивалось картофеля и овощей; повысились денежные и натуральные доходы переселенческих колхозов 46 . Трудовые ресурсы колхозов Читинской обл. за 1954 - 1957 гг. увеличились за счет прибывшего населения на 12,4%, Амурской (где переселенцы составляли до 50% колхозного населения) - более чем на 30% 47 . На Алтай в 1954 - 1958 гг. приехало более 7 тыс. семей, в составе которых было 19 тыс. трактористов и комбайнеров, плотников и столяров, кузнецов и других специалистов. В 1957 г. Алтай засеял свыше 2,7 млн. га целины и сдал государству около 300 млн. пуд. зерна (в 1952 - 1953 гг. сдавал по 60 - 70 млн. пуд.) 48 .

В сельские районы Калининградской обл. в 1946 - 1957 гг. переселилось почти 48 тыс. колхозных семей. К концу 50-х годов здесь успешно действовали 118 укрупненных колхозов и 59 совхозов, которые освоили 375 тыс. га посевов (в 1947 г. - 151 тыс. га). Сельское хозяйство области специализировалось на животноводстве. В 1956 г. область вышла на одно из первых мест в стране по среднему удою молока от каждой коровы, к концу 50-х годов сдала государству мяса в 7 раз больше, молока - в 4,5 раза больше, чем в 1950 году 49 .

Плановое заселение новых советских территорий в первые послевоенные годы и переселение в связи с хозяйственным освоением восточных, в том числе целинных, областей являлось важным направлением государственной политики, в значительной мере обусловившим успешное решение важнейших хозяйственно-политических задач, стоявших перед страной. В осуществлении переселенческой программы, особенно на втором ее этапе, в связи с освоением целины, приняли участие представители как колхозного крестьянства, так и рабочего класса, служащих из многих областей не только Российской Федерации, но и других союзных республик.

В хозяйственном отношении переселение в целом себя оправдало, его экономическую эффективность доказала практика. Пополнение трудовых ресурсов заселяемых областей за счет переселенцев способствовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Общеизвестны результаты освоения целинных и залежных земель. Всего за 1954-


45 Народное хозяйство Приморского края. Стат. сб. Владивосток. 1958, с. 34. 40 Народное хозяйство Сахалинской области. Стат. сб. Южно- Сахалинск. 1960, с. 20; ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 125, лл. 87, 96.

47 Переселение и организованный набор рабочих, с. 11; Народное хозяйство Амурской области. Стат. сб. Благовещенск. 1957, с. 17.

48 Развитие экономики и культуры Алтайского края за 40 лет Советской власти. Барнаул. 1957, с. 136; Народное хозяйство Алтайского края. Стат. сб. Барнаул. 1958, с. 6 - 8; ЦГА РСФСР, ф. 518, оп. 1, д. 92, л. 5.

49 Об итогах выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1956 г. Сообщение ЦСУ. М. 1957, с. 17; Калининградская область в цифрах. Калининград. 1968, с. 71, 76, 84, 88.

стр. 25


1961 гг. было поднято 42 млн. га целинных и залежных земель50 . В целом по стране за период с 1950 по 1958 г. валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 58%, в том числе по РСФСР - на 55%. Значительный рост сельскохозяйственного производства произошел в восточных районах республики. Среднегодовые валовые сборы зерна за 1954 - 1958 гг. по сравнению с 1949 - 1953 гг. увеличились в Западной Сибири в 2,3 раза, в Восточной Сибири - в 1,6, на Дальнем Востоке - в 1,4 раза51 . В достижении этих успехов немалая заслуга принадлежит переселенцам.

Сельскохозяйственное переселение способствовало дальнейшему развитию производительных сил в аграрном секторе экономики и выравниванию социально-экономического уровня различных регионов РСФСР. Помимо значительного экономического эффекта, оно сыграло положительную роль в оптимизации размещения населения и трудовых ресурсов по территории РСФСР. К концу 50-х годов заметно возросла численность жителей Сибири и Дальнего Востока, произошло не только пополнение, но и определенное качественное улучшение состава трудовых ресурсов.

Сегодня перед трудящимися Сибири и Дальнего Востока стоит государственной важности задача: превратить восточные районы в высокоразвитый народнохозяйственный комплекс. "Это нелегкий труд - масштабное освоение Дальнего Востока, - подчеркнул, выступая в июле 1986 г. во Владивостоке в связи с вручением городу ордена Ленина, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. - Но... сейчас нам эта задача по плечу. Реальные предпосылки для этого - все то, что сделано в предшествующие годы"52 . В этих словах заключена высокая оценка огромной работы, проделанной и теми поколениями людей, которые прибыли сюда в послевоенные годы.


50 Народное хозяйство СССР в 1961 г. М. 1962, с. 373; Развитие социалистической экономики СССР в послевоенный период, с. 316.

51 Сельское хозяйство СССР. Стат. сб. М. 1960, с. 80, 210, 211.

52 Перестройка неотложна, она касается всех и во всем. Сборник материалов о поездке М. С.; Горбачева на Дальний Восток, 25 - 31 июля 1986 года. М. 1386, с. 8.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЛАНОВОЕ-СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ-ПЕРЕСЕЛЕНИЕ-В-РСФСР-В-1946-1958-ГОДАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Маргарита СимонянКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Margarita

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. М. ВЕРБИЦКАЯ, ПЛАНОВОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В РСФСР В 1946 - 1958 ГОДАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.11.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЛАНОВОЕ-СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ-ПЕРЕСЕЛЕНИЕ-В-РСФСР-В-1946-1958-ГОДАХ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. М. ВЕРБИЦКАЯ:

О. М. ВЕРБИЦКАЯ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Маргарита Симонян
Уренгой, Россия
2417 просмотров рейтинг
10.11.2018 (1987 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЛАНОВОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В РСФСР В 1946 - 1958 ГОДАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android