Libmonster ID: RU-17497
Автор(ы) публикации: Л. Я. ПРОКОПЕНКО

5 декабря 2000 г. Центр социологических и политологических исследований Института Африки РАН совместно с Научным советом РАН по проблемам Африки провел заседание "круглого стола", посвященного теме политической модернизации в африканских государствах. Открывая заседание, Н. Д. Косухин отметил актуальность проблемы либерализации общественно-политических отношений в странах Африки. Десятилетний отрезок времени, прошедший с момента возврата большинства государств континента к многопартийной системе, естественно, не дает оснований для всесторонних выводов и обобщений. Тем не менее анализ политических процессов, происходивших в африканских странах в 1990-е годы, позволяет подвести некоторые итоги, выявить как позитивные, так и негативные тенденции политической модернизации в Африке.

Н. Д. Косухин проанализировал внутренние и внешние факторы, повлиявшие на процесс перехода многих африканских государств к политическому плюрализму. Постколониальное развитие стран континента характеризовалось прямым заимствованием западных государственных и политических структур, что приводило к разрушению традиционных институтов управления. Модели общественного развития отличались эклектичностью, неустойчивостью, а отсутствие демократических традиций, экономическая зависимость от бывших метрополий тормозила модернизацию экономических и политических структур. Положение значительно усугублялось нищетой, бедностью населения, межэтническими противоречиями, нестабильностью ситуации, постоянной угрозой военных переворотов.

В условиях политической нестабильности, отсутствия гражданского согласия, угрозы территориального распада и борьбы за власть между различными группировками повсеместно сформировались однопартийные системы и утвердились авторитарные политические режимы. В конце 1980-х годов они существовали в 38-ми из 45-ти государств Тропической Африки.

На рубеже 1980-1990-х годов на фоне общемировой демократической тенденции демократические перемены начались и в большинстве африканских стран, затронув политическую, законодательную и другие сферы общественной жизни. Изменения охватили страны различных политико-идеологических ориентации и социально-экономических курсов. Важнейшим результатом демократических преобразований стало установление многопартийных политических режимов.

Политическая модернизация на континенте происходит в условиях, когда в большинстве африканских стран еще не сформировались социально- экономические, политические и культурно-психологические предпосылки для установления демократической системы. Возникает вопрос: насколько западные модели демократии соответствуют африканским реалиям? Эти модели вряд ли применимы в обществах, в которых весьма сильны влияния традиционных институтов и представлений, религиозных, этнических и психологических факторов.

Докладчик остановился далее на анализе властных структур стран современной Африки и отношений между властью и оппозицией. Политические изменения в Африке сопровождались не столько расширением социальной базы новых режимов, сколько усилением патронажно-клиентельных отношений, ростом этнорегиональных движений, возникновением "этнической демократии". В некоторых случаях государство не способно контролировать ситуацию на соб-

стр. 168


ственной территории, предотвратить возникновение параллельных центров влияния и власти. В сфере властных отношений происходит некий симбиоз отдельных принципов традиционных институтов и новых "пробуржуазных" форм демократии, автократии и элементов архаического властвования. Возникшая на такой основе государственность как бы соединяет современные и архаичные, патримониальные черты.

В заключение Н. Д. Косухин отметил, что путь демократических изменений на континенте сопряжен со многими трудностями, он будет длительным и нелегким. При этом в ряде случаев политическая динамика обнаруживает движение не от авторитарной системы к демократической, а в прямо противоположном направлении. По мнению американского политолога С. Хантингтона, мировой опыт свидетельствует, что процесс демократизации развивается в соответствии с принципом: два шага вперед, один шаг назад. Представляется, что к некоторым африканским ситуациям больше подходит ленинская формула: шаг вперед, два шага назад.

Общие проблемы политической модернизации в Африке в контексте глобальных процессов развития современного мира были рассмотрены в выступлениях нескольких участников "круглого стола".

Э. Е. Лебедева (ИМЭМО РАН) полагает, что в Тропической Африке политическая либерализация имеет в основном вынужденно имитационный характер. Кризис модели "государства-нации", попытка адаптировать эту модель, бывшую продуктом определенного этапа общественно-политической эволюции стран Запада, к абсолютно иным формационно-цивилизационным реалиям был неизбежен. В африканских странах отсутствуют или уже деформированы многие важнейшие социо- и политико-культурные предпосылки строительства "государства-нации".

В этих условиях международные финансовые институты предложили новую стратегию развития, которая объективно была ориентирована на складывающуюся в западном мире постиндустриально-глобалистскую парадигму общественной эволюции. Инструментом ее реализации стали программы структурной перестройки в экономике и политическая либерализация, которые, в свою очередь, нанесли серьезный удар по стабильности и управляемости большинства стран региона. Процессы деэтатизации, политическая либерализация, обернувшаяся институционализацией родоплеменного или этнорегионального сепаратизма, стимулировали конфликтогенные тенденции и завершились в ряде случаев государственным коллапсом. Все это подорвало очень слабые ростки национальной идентичности, пробивавшиеся в некоторых странах, и дискредитировало модель "государства-нации".

Э. Е. Лебедева подчеркнула, что кризис данной модели государственного устройства более чем очевиден. Для африканцев этническая идентичность была и остается фундаментальной в рамках коллективной идентичности, характеризующейся сложной многоуровневой структурой. Африканским политическим элитам придется это признать и начать поиск модели устройства государства, приемлемой для полиэтничных мультикультурных местных обществ, если они хотят предотвратить разрастание социального хаоса и государственный коллапс, не говоря уже о преодолении экономической отсталости и маргинальности позиций африканских стран в мировом хозяйстве. На данный подход "работает" и наступление эпохи постмодернизма и глобализма с такими ее знаковыми феноменами, как изменение места в идентификационной матрице национальной идентичности, ставка на мультикультурализм.

Н. И. Высоцкая рассмотрела проблему ослабления государства, возникшую в связи с осуществлением структурной перестройки. Еще на рубеже 1980-1990-х годов африканские политические деятели и ученые, анализируя вероятные катастрофические последствия "ухода" государства из экономической сферы, предсказывали дезорганизацию всей социально-экономической жизни африканского общества. Н. И. Высоцкая подчеркнула, что в результате выполнения программ структурной перестройки в африканских странах роль государства в экономике сводится практически к нулю. Государство сильно ослаблено и лишено рычагов влияния. Некоторые руководители африканских стран высказывают опасения, что структурная адаптация может привести к реколонизации Африки.

Проблеме деэтатизации было посвящено выступление В. И. Гусарова. Основное внимание он сосредоточил на кризисе постколониальных государств, в ряде случаев не способных контролировать ситуацию на собственной территории. Как свидетельствуют примеры Сомали, Либерии, Сьерра-Леоне, Бурунди, Руанды и некоторых других стран, их государственные институты не смогли справиться с комплексом острейших политических и социально- экономиче-

стр. 169


ских проблем, что привело к их фактическому развалу или деэтатизации, частичной и даже полной. Он подчеркнул, что в немалой степени этому процессу способствует пандемия СПИДа, поразившая Африканский континент. Сегодня около 100 млн. африканцев являются ВИЧ-инфицированными. В Замбии инфицирован каждый пятый, а в Зимбабве - каждый четвертый житель.

В. И. Гусаров оспорил тезис о "поголовной бедности населения Африки" как в целом, так и внутри отдельных стран континента. Решение комплекса проблем африканских стран посредством реколонизации представляется В. И. Гусарову утопичным.

В. И. Комар отметила, что несмотря на экономические, политические, религиозные и другие проблемы, стоящие на пути становления демократии в Африке, демократический процесс в определенной степени уже необратим. Вовлечение Африки в общемировой процесс развития способствует проникновению на континент как современных информационных технологий, так и новых идей и веяний. В той или иной мере в Африке зарождаются некоторые элементы гражданского общества: легальная оппозиция, многопартийность, свободные всеобщие выборы, общественные движения, независимая пресса. Нельзя насильственно привнести западные модели демократии, они должны быть органично связаны с внутренними культурными, психологическими и политическими тенденциями, но рано или поздно Африка воспримет принципы демократического развития, адаптируясь к новым условиям.

A. M. Хазанов (ИВ РАН), рассматривая процесс политической модернизации в Африке в 1990-е годы, характеризует ее как квазидемократию. В традиционных обществах Африки и Азии деспотия воспринимается как естественная и единственно возможная форма правления. Этот фактор лежит в основе сакрализации правителя или лидера. Демократия - случайный гость в феномене африканского лидера. Основой африканского социума является традиция объединенного коллективизма. Социальная гармония и консенсус - высшая цель для африканца. Поэтому успех преобразований в Африке возможен в исторической перспективе только при условии совмещения политической модернизации с традиционными ценностями африканского общества.

Проблеме становления и регулирования межнациональных отношений на континенте в условиях глобализации было посвящено выступление чл.-корр. РАН Г. Б. Старушенко. По его мнению, решение этнических проблем в Африке во многом зависит от официальной концепции государственной национальной политики. Только политика, направленная на включение в органы управления представителей разных народностей, активные меры по развитию национальной и культурной самобытности этнических групп будут способствовать смягчению роли этнического фактора в Африке и создадут благоприятные условия для улучшения межнациональных отношений, политической стабильности и активизации интеграционных процессов.

А. А. Обадже (аспирант РУДН) отметил, что политическая система стран региона находится еще в начальной стадии развития. Основные составляющие политической среды, например тип государства, гражданского общества, рынка, институциональных структур и идеологии, нельзя назвать развитыми. По мнению докладчика, устойчивого экономического развития страны Африканского континента могут достичь лишь при наличии стратегий развития на основе собственных ресурсов, разработанных с учетом традиционных ценностей африканского общества.

Вопрос политической модернизации охватывает большой круг проблем. Немалое место среди них занимают заботы политических и государственных лидеров о сохранении территориальной целостности и единства своих государств, а в странах с многонациональным населением - об интеграции различных этносов в единое государство.

Б. Г. Петрук (Ин-т Африки) подчеркнул, что модернизация предусматривает совершенствование политической и административной структуры африканских государств, что особенно заметно на примере Нигерии. Установленная в этой стране еще в период колониального господства система федерализма прошла, по мнению нигерийского историка А. Е. Афигбо, три стадии: период неформальной федерации или квазифедерации (1900-1946); первый период формальной федерации (1946-1965); второй период формальной федерации (с 1965 г.).

На первой стадии колониальные администраторы осуществляли косвенное управление страной через произвольно созданные ими южный и северный протектораты. Уже тогда было положено начало расколу государства на христианский юг и мусульманский север, что заронило зерна сепаратизма, а затем и вражды между этносами регионов. Более образованные южане считали северян "примитивными консерваторами", а северяне с недоверием относились к "заносчивым" южанам.

стр. 170


Колониальные конституции, узаконившие раздел страны на три провинции - северную, восточную и западную, - углубили раскол. Административные регионы стали рассматриваться как ареалы преимущественного расселения хауса-фулани, игбо и йоруба.

Помимо многочисленных бед, которые принесли военные перевороты и их режимы, именно военные волевым путем разделили страну на штаты. Генерал Якубу Говон образовал 12 штатов и остальные военные правители довели их число до 36. Впрочем, это не только не устранило прежнего соперничества между штатами, но и привело к борьбе за посты для "своих" в центральных органах власти и за субвенции из федерального бюджета.

В настоящее время, особенно после введения в 10 северных штатах норм шариата, что привело к столкновениям на этнорелигиозной почве, высказываются точки зрения в пользу пересмотра конституции и превращения федерации в конфедерацию; такие требования выдвигаются по преимуществу южанами. За последние два года в этих столкновениях погибли свыше 2 тыс. человек.

Между тем сторонники введения шариата считают, что расширение рамок существующего законодательства является попыткой избавить общество от коррупции, преступности и социальной несправедливости. Аввалу Ядуду, бывший специальный советник главы государства по юридическим вопросам, утверждает, что ныне действующая конституция 1999 г. в ряде статей предусматривает возможность введения шариата.

По мнению Б.Г. Петрука, возникла реальная угроза развала федерации, как это случилось с Советским Союзом, Чехословакией и Югославией.

Для решения этого жизненно важного для Нигерии вопроса многие политические и общественные организации предлагают пересмотреть конституцию. С этой целью специальная комиссия при президенте предложили провести Национальную конституционную конференцию. Правда, ряд руководителей Национальной ассамблеи и рядовых законодателей утверждают, что созыв конференции будет равносилен созданию параллельного законодательного органа, что является конституционно незаконным.

Тема выступления Р. Екеома (аспирант РУДН) - влияние модернизации на традиционное африканское общество, в частности на институт брака в Нигерии. В традиции нигерийских ибо (игбо), у которых семья занимает главное место, в последние сто лет существуют различные виды браков, например браки по договоренности и браки по любви. Согласно традиции, в браке по договоренности лицо, занимающее определенное положение, выступает посредником между мужчиной и женщиной, достигшими "подходящего" для вступления в брак возраста. В результате влияния западной цивилизации в последние десятилетия заметны изменения в отношении к институту брака. Все чаще в брак вступают по любви, а не по договоренности родителей. Брак рассматривается не как фактор продолжения рода, а как союз между мужчиной и женщиной. В условиях планирования семьи понятия "семья" и "развод" обретают новые значения. Эти явления входят в противоречие с основами традиционного африканского общества.

Л. А. Низская подвела некоторые итоги политической модернизации в Бенине. В 1990-х годах, когда введение многопартийности, либерализация общественно-политической жизни привели во многих африканских государствах к обострению внутренних этноконфессиональных и региональных конфликтов, усилению сепаратистских тенденций и как следствие - к военным переворотам и серьезным политическим потрясениям, в Бенине уже трижды были проведены парламентские (1991, 1995 и 1999 гг.) и дважды президентские (1991, 1996 гг.) выборы. Все перечисленные процедуры прошли без каких-либо серьезных нарушений, и преемственность власти была обеспечена. В марте 2001 г. в Бенине президент избран в третий раз.

Феномен тем более удивительный, что за первые полтора десятилетия постколониальной истории (с 1960 по 1972 г.) эта страна пережила шесть государственных переворотов (из них четыре военных) и смену двадцати правительств. Эти годы стали периодом острой борьбы за выбор пути экономической и общественно-политической модернизации между сторонниками необуржуазных воззрений и сторонниками "социалистической ориентации". Бенин стал своего рода "опытным полем" для опробования различных моделей государственного устройства: от президентской республики с однопартийной системой до военных директоратов и авторитарного однопартийного режима "социалистической ориентации", потерпевшего, по мнению самих бенинцев, полный крах в политической и экономической областях. В 1990 г. в Бенине были восстановлены многопартийность и демократические нормы общественно-политической жизни.

стр. 171


В условиях перехода от идеологически и политически детерминированной модели развития к либерализации экономики и общественной жизни выявились наиболее опасные, угрожающие внутриполитической стабильности Бенина явления. В сфере экономики это - негативные социальные последствия интенсивно осуществлявшихся в стране с 1990-х годов структурных реформ, которые чреваты перманентным социально-политическим кризисом. В сфере политики - трансформация многопартийной системы в псевдомногопартийность, в борьбу честолюбий наиболее ярких представителей бывшего "латинского квартала" Западной Африки, как прежде называли Бенин.

Тем не менее опыт последнего десятилетия, ставшего серьезной школой для политического класса страны, способность ведущих бенинских лидеров к компромиссу подтверждают, что в ходе третьих президентских выборов, как и ранее, были соблюдены демократические процедуры передачи власти, сохранена политическая стабильность - важнейший залог дальнейшей модернизации бенинской экономики и бенинского общества.

На примере Сенегала Л. М. Садовская рассмотрела оппозицию как субъект политической жизни страны. Приход к власти оппозиции во главе с А. Вадом - давним соперником А. Диуфа - пока не привел к расширению демократических свобод как в общественно-политической, так и законодательной сферах. Стремление А. Вада к использованию авторитарных методов в руководстве страной подтверждается его намерением после принятия новой конституции в 2001 г. перейти "к полупарламентскому режиму" с большими президентскими полномочиями. Это даст ему возможность полностью устранить с политической арены бывшую правящую Социалистическую партию Сенегала, составлявшую большинство в парламенте.

Ход событий в Сенегале, подчеркнула Л. М. Садовская, показывает, что переход власти в руки оппозиции не решает проблем развития. Стабильность же сохраняется за счет "переливания" политических элит, прежде находившихся у власти, в новые, ранее представлявшие оппозицию правящему режиму А. Диуфа.

В. И. Евсеенко (Вятка) проиллюстрировал на опыте Гвинеи процесс перехода от авторитаризма к демократии. В стране уже в течение пятнадцати лет осуществляется постепенный переход от тоталитарного режима семейного клана Секу Type к многопартийной демократии и гражданскому обществу через авторитарно- олигархическую систему. До 1991 г. ее олицетворял Военный комитет национального возрождения, захвативший власть в результате государственного переворота.

Цепь политических институтов на этом эволюционном пути выглядит следующим образом: Военный комитет национального возрождения (1984) - Переходный (к гражданскому правлению) совет национального возрождения - издание Хартии, разрешившей многопартийность (1992), с почти одновременным появлением Верховного суда справедливости, в компетенцию которого входит осуществление правосудия над главой государства и членами правительства, альтернативные выборы президента республики (1993 и 1995 гг.) - выборы депутатов Национального собрания при участии 21-й партии (1995), в котором оппозиция получила 1/3 мест, - восстановление поста премьер-министра с назначением на эту должность гражданского лица, избрание президента Лансана Конто почетным председателем проправительственной Партии единства и прогресса (соответственно в 1996 и 1997 гг.).

Демократические преобразования в Гвинее свидетельствуют о внедрении на африканской почве моделей западного общества. Вопрос лишь в том, позволяет ли им инокультурная среда функционировать должным образом? Французский Сенат наградил гвинейского президента Золотой медалью за заслуги в построении демократического общества с национальной спецификой. Это означает, что правительство Третьей республики вынуждено учитывать в своей деятельности традиционалист-ский, этнопсихологический и религиозный факторы и в отношениях с оппозицией, принимать как политику лавирования, так и сдерживания стихии неуправляемых свобод, которыми посттоталитарное общество еще не научилось пользоваться. Вместе с тем обозреватели, оценивающие демократию по меркам западного парламентаризма, считают, что нынешний гвинейский режим в методах правления мало чем отличается от прежнего.

Проблеме становления многопартийности в Республике Мадагаскар было посвящено выступление Н. Н. Родионовой, в котором особо подчеркивалось значение политических преобразований в стране, проводимых в последние годы президентом Дидье Рациракой.

Итоги заседания "круглого стола" подвел Н. Д. Косухин. Дискуссия, в ходе которой обсуждались проблемы политической модернизации в Африке, имела конструктивный характер и удачно сочетала проблемный и страноведческий подходы.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКАЯ-МОДЕРНИЗАЦИЯ-В-АФРИКЕ-НЕКОТОРЫЕ-ИТОГИ-И-ОЦЕНКИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. Я. ПРОКОПЕНКО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В АФРИКЕ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ОЦЕНКИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.02.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКАЯ-МОДЕРНИЗАЦИЯ-В-АФРИКЕ-НЕКОТОРЫЕ-ИТОГИ-И-ОЦЕНКИ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Л. Я. ПРОКОПЕНКО:

Л. Я. ПРОКОПЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
343 просмотров рейтинг
18.02.2022 (770 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
23 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В АФРИКЕ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ОЦЕНКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android