Libmonster ID: RU-7827
Автор(ы) публикации: Е. ХАЗАНОВА

Введение в 7-х классах преподавания Конституции СССР как самостоятельного предмета открыло перед преподавателями богатейшие возможности для коммунистического воспитания учащихся. Ведь в Сталинской Конституции записано то, что добыто и завоевано трудящимися СССР, она фиксирует достижения и победы, одержанные нами под руководством коммунистической партии и вождя народов товарища Сталина.

Заглянем в одну из школ Московской области (Серпухов, средняя школа N 22) и проанализируем уроки по Конституции.

Учащиеся изучают II главу - "Государственное устройство". Очередной урок проводится по теме "РСФСР и его состав". Преподаватель в начале урока проверяет выполнение домашнего задания по предыдущей части II главы - об определении прав и обязанностей каждой союзной республики.

Четко об'ясняют учащиеся, вызываемые преподавателем, статьи 18, 19, 20, 21-ю Конституции. Из ответов учеников видно, что они усвоили основные права и обязанности союзных республик: территории союзных республик не могут быть изменены без их согласия, законы СССР имеют одинаковую силу для всех союзных республик, в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует общесоюзный закон.

Вот пример правильного и полного ответа ученика на вопрос о гражданстве СССР: граждане всех союзных республик являются гражданами СССР, все население Союза имеет единое гражданство, все граждане СССР пользуются одинаковыми правами, подчиняются одинаковым законам, все они пользуются одинаковыми документами, удостоверяющими их личности, всех их в одинаковой мере защищают советские законы. Рассказ сопровождается показом на карте союзных республик и их столиц.

Кратко и четко определяет другая ученица условия, необходимые для образования союзной республики.

С оживлением рассказывает один ученик о статье 17-й, гарантирующей каждой союзной республике право свободного выхода из СССР. Ссылаясь на указание товарища Сталина в его докладе на Чрезвычайном VIII с'езде советов: "СССР есть добровольный союз", - ученик поясняет: "СССР есть добровольный союз, следовательно, каждая союзная республика сохраняет за собой право на выход из СССР. Наши одиннадцать союзных республик живут дружной единой семьей, все они крепко спаяны общими интересами, все они имеют возможность укреплять свою экономику, развивать свою культуру, национальную по форме, социалистическую по содержанию. Каждая из республик стремится к сохранению целости и единства своего социалистического отечества. Все они готовы защищать свою родину и дать решительный отпор любому врагу, откуда бы он ни пришел. Нельзя поэтому даже представить себе, чтобы какая-либо из советских республик желала выхода из состава СССР. Все одиннадцать союзных республик составляют добровольный союз, и потому справедливо за ними сохраняется, по Сталинской Конституции, право выхода из СССР".

Рассказ этого ученика показал сознательное усвоение им материала. Во время этого рассказа чувствовалось оживление всех учащихся, с интересом слушавших правильные ответы.

Преподаватель не ограничился проверкой знаний прошлых уроков и приступил к просмотру графического материала, значительно облегчающего усвоение знаний.

Были просмотрены диаграммы, приготовленные учащимися в связи с предстоящим об'яснением нового ма-

стр. 85

териала по разделу "РСФСР и ее состав". Диаграмма характеризовала природные богатства РСФСР и их удельный вес в общей экономике СССР.

Преподаватель указал на недостатки в исполнении диаграмм, сопровождая свои замечания конкретными советами о том, как можно их исправить, хвалил хорошо исполненные диаграммы.

Об'яснение новой темы преподаватель умело увязывал с решениями 1-й сессии Верховного Совета СССР. Он напоминает учащимся, что новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 года, затем он рассказывает о разукрупнении ряда краев и областей РСФСР, произведенном после принятия Конституции; он об'ясняет причины этого разукрупнения на примере Азово-Черноморского края, Дальневосточного и Сибирского краев, Московской области и других. Подробно останавливается преподаватель на разукрупнении Московской области. После этого учащимся становится ясно, почему 1-я сессия Верховного Совета СССР сочла нужным утвердить эти изменения и внести соответствующие изменения в Конституцию СССР. Далее преподаватель переходит к выяснению основных особенностей изменения лица Москвы и Московской области за годы первой и второй сталинских пятилеток.

Резко изменилось лицо "ситцевой" Московской области. Выстроены новые огромные заводы-гиганты металлургии, машиностроения, авиастроения, дирижаблестроения, автомобилестроения. Многие из этих заводов по технике оборудования, по количеству и качеству выпускаемой продукции не только занимают видное место в РСФСР, но и превосходят аналогичные предприятия в капиталистических странах Европы и Америки. Старые заводы и фабрики переоборудованы заново.

Широко шагнула вперед политическая и культурная жизнь трудящихся РСФСР. Под руководством партии граждане РСФСР упорно, шаг за шагом, преодолевают пережитки капитализма в экономике и в сознании людей.

Расширяется территория Москвы неуклонно осуществляется социалистическая реконструкция столицы. Метро, канал Волга - Москва, новые обширные площади и широкие проспекты вместо прежних узких и кривых улиц и переулков быстро преобразовывают внешний вид Москвы и Московской области.

Таким образом, преподаватель очень умело поставил и разрешил на уроке целый ряд задач политического воспитания учащихся (равноправие республик раз'яснено на разборе права выхода из Союза, сила законов, изменение Конституции - на примере внесения в Конституцию СССР нового территориального деления РСФСР, руководящая роль партии - на примере реконструкции Москвы и Московской области).

Далеко не все массовые школы могут похвалиться подобной постановкой преподавания Конституции СССР. Сухо, вяло, схематично и расплывчато протекают уроки по Конституции в подавляющем большинстве школ Московской области.

Что характеризует в основном преподавание Конституции СССР в этих школах? Прежде всего отвлеченность, неуменье на конкретных фактах показать учащимся каждую статью каждой главы новой Конституции в действии, в жизни.

В средней школе N 6 Ногинского района преподаватель, излагая изменения в классовой структуре общества с 1924 по 1936 год, не только не сумел заинтересовать учащихся, но допустил ряд нечеткостей в отдельных вопросах. Например, об'ясняя формы оплаты труда при социализме и коммунизме, преподаватель, между прочим, сказал: "О разнице между коммунизмом и социализмом не приходится говорить". Такой ответ, разумеется, неверен.

Плохо был спланирован урок во времени. Он велся стихийно, без начала и без конца. Преподаватель скучно и невнятно рассказал новый материал. И только тогда, когда до конца урока осталось минут 10 - 15, преподаватель стал спрашивать предыдущий урок.

Такую же плохую постановку преподавания Конституции мы наблюдали и в средней школе N 2 того же райо-

стр. 86

на. Характерный штрих: на вопрос преподавателя: "Что вам непонятно по прошлому уроку?" - учащиеся ответили: "Все непонятно, все трудно". Это прямая и верная оценка качества работы такого преподавателя.

Вместо яркого рассказа, способного облегчить учащимся усвоение трудного материала, преподаватель заставил их по очереди читать статью за статьей и пересказывать прочитанное. Темой урока был важный вопрос о социалистической (государственной и колхозно-кооперативной) собственности. На вопросы учащихся преподаватель отвечал абстрактно, употребляя непонятные ученикам выражения.

Пример неумелого преподавания Конституции мы наблюдали и еще в одной средней школе, где преподаватель начал урок на тему "Суд и прокуратура" с постановки перед учащимися вопроса: "Что такое функция?" Весь урок "шел вяло, в форме вопросов и ответов:

"В опрос. Какая обязанность прокурора?

Ответ. Следить за исполнением советских законов и при неисполнении привлекать к судебной ответственности.

Вопрос. А кому подчинен прокурор Московской области?

Ответ. Прокурору РСФСР.

Вопрос. А прокурор РСФСР?

Ответ. Прокурору СССР.

Вопрос. А прокурор СССР?

Ответ. Верховному Совету СССР.

Вопрос. Какой формулой (?) определяется социализм?"

Остальное в том же духе. Такой "метод" приводит только к формальному заучиванию Конституции.

Один из учеников высказал политически неправильное суждение. Преподаватель должен был сейчас же умело поправить ошибающегося, показать учащимся на этом примере, что враги народа пытаются влиять на них, сея ложные сведения и суждения. Следовало использовать этот случай для усиления революционной бдительности учащихся, чтобы закалить их, воспитать в них ненависть к врагам. Это не было сделано.

Разумеется, у подобных учителей преподавание Конституции не могло стать орудием политического воспитания. Даже у добросовестных преподавателей, не жалеющих времени к труда для подготовки к уроку, нередко встречаем расплывчатые, неинтересные уроки. В средней школе N 11 Ногинского района преподаватель по Конституции, в течение 35 - 40 минут рассказывая учащимся о союзных республиках: Азербайджанской, Армянской, Грузинской, - привел немало примеров расцвета экономических и культурных сил перечисленных союзных республик, показал диаграммы роста этих республик, дал географический и частично исторический материал. Однако он оставил без всякого освещения важнейший политический вопрос о том, почему в 1936 году стало возможно выделение из состава Закавказской федерации трех самостоятельных союзных республик.

В другой школе ученики в рассказе о Таджикской ССР уделили внимание исключительно географическому положению этой республики. Ученики не рассказывали о культурном расцвете таджикского народа при советском строе, они не знают ничего о колонизаторской национальной политике царизма. Они не могли рассказать о сущности ленинско-сталинской национальной политики.

Привезенные выше примеры говорят о том, что преподавание Конституции у нас еще поставлено плохо. Каковы причины? Основная из них - неудачный подбор преподавателей Конституции.

Учеников обеспечили пособиями - текстом новой Конституции СССР и доклада товарища Сталина. Имеются в школах и необходимые наглядные пособия: политическая карта СССР, схемы-плакаты, диаграммы, альбомы, фото, узкопленочные аппараты. Остальное зависит от преподавателя. Большое значение имеют систематический учет и обмен опытом передовых преподавателей. В этом отношении пока сделано очень мало.

До конца года времени осталось немного. Необходимо организовать показ положительного опыта и приступить к изготовлению пособий для преподавателей.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ПО-КОНСТИТУЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. ХАЗАНОВА, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ПО КОНСТИТУЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ПО-КОНСТИТУЦИИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. ХАЗАНОВА:

Е. ХАЗАНОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1145 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3137 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
8 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ПО КОНСТИТУЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android