ВЛАДИСЛАВ КОНДРАТЬЕВ
ПОМОРЫ, ПОМОРЯНЕ и МОРИЧАНЕ:
ИНДОСЛАВИКА СЛАВЯНСКИХ ЭТНОНИМОВ
सत्यमेव जयते
Значительная часть славянских этнонимов имеет речное происхождение: бужане – от имени реки Буг; полочане – от реки Полоты; висляне – от Вислы; полабы (полабские славяне, н.-луж. Połobske Słowjany, польск. Słowianie połabscy, кашубск. Pòłabsczi Słowiónie); наревяне (наровяне) – от имени реки Нарев (польск. Narew, прус. и лит. Naura, белорусск. Нараў, укр. Нарва); варны (нем. Warnower) – от имени реки Варнов; моравы (мораване) – от реки Моравы в Чехии и мораване – Сербии; жившие по соседству с мораванами – тимочане – от имени реки Тимок; ильмене от имени реки Ильмень (“К варяжскому влиянию отношу я и форму Ильмень вместо древнерусского Илмер (Halmiris?); Ильменью называлась одна из рек, протекающих по Вендской земле: «Inter fluvios Salam, et Unstrod et Ilmena» var. Ilmina <…>”[1].), спревяне (шпревяне) – от имени реки Шпрее; речане (жили в верховьях реки Гавель); укране (лат. Vucrani) – имя западнославянского племени – производно от имени реки с именем Укер (нем. Ucker); слензане – от имени реки Слензы; имя нишане, возможно, производно от имени реки Нисы; бобжане – от имени реки Бубр (Бобрава, устар. Бобер, польск. Bóbr, чешск. Bobr); черезпеняне – от имени реки Пены; возможно, что мильчане – от несохранившейся реки Мильчи; чешское племя дечане (Deczanie, Děčané) – от имени реки *Дечи (*Decza, *Děča)…
Да и сам этноним славяне (словяне – др.-русск. словѣне, ст.-сл. словhне – из праслав. *slověninъ, мн. *slověne) такой филолог, как А. М. Селищев считал производным от имени реки: “ Суффикс -ěninъ указывал, что корень этого имени относился к названию местности или реки Słovъ (или Słovo, Słova): słověninъ – из Слова или из Словы (со Слова, со Словы). <…> Неизвестно, где находилась местность или река Słov (Słovo, Słova), по имени которой называлось население её. Но в топонимии Повисленья и Поднестровья названия с słov- имеются[2]. Например: несколько сёл “Словени” в Могилёвском, Смоленском и других краях”[3].
Однако и морская терминология в славянских этнонимах тоже присутствует. Так, мы знаем этнонимы: моричане (западнославянское племя, делившееся на Morizi, которые жили между Мюрицким и Доленским озерами и Morezini, которые жили на Лабе около Магдебурга); поморяне (поморы или померане) – западнославянские племена, жившие в низовьях Одры на южном берегу Балтийского моря и поморы – русский субэтнос, обитающий на Беломорье. Для поморов известно и более древнее название – поморцы. Данные этнонимы образованы от слова море.
Русское слово море, ст.-слав. морѥ, прасл. *morʼe – из и.-е. *mori, *mōri ‘море’, являясь его расширением на -о (*mori̯o-), считается, что древнее значение слова море – это озеро, словом море называлось Онежское и Чудское озёра [ср.: Славное море – священный Байкал. – В. К.]; есть предположение, что славянское слово *morʼe связано с цветом воды – из и.-е. *mar- ‘блестеть’ (откуда греч. μαρμαίρω) ‘сверкаю’[4].
Стоит отметить, что есть мнение: и.-е. слово, обозначающие море, первоначально относились к озёрам, стоячим (пресным) водам, болотам[5], то есть возникло ещё до того, как наши и.-е. предки познакомились с собственно морями. В этой связи вспомним: “Дискуссионным является вопрос о том, знали ли ригведийские арии море. Макдоннел, Кейт, Циммер и др. считают, что море им было неизвестно, рыбы они не ели, морской торговли не вели, пользовались только лодками, чтобы переправляться на другой берег реки, с частями корабля знакомы не были, а слово samudra, которое обычно переводится как «море» или «океан» (букв. «с[течение] воды») обозначает в Ригведе только нижнее течение Инда, где он очень полноводен”[6]. Это очень напоминает то, что мы знаем в русском языке: русск. сущ. морцό значит ‘озеро, образуемое расширением рукавов в устье реки’[7].
В качестве обозначения моря и.-а. языки знают другое слово. Известен миф, по которому у царя Солнечной династии по имени Сáгара (санскр. सगर ságara), у которого был сын Асаманджа и ещё 60 000 сыновей. Выросших из семян тыквы, которую ему родила вторая жена Сумати; царь повелел сыновьям стеречь коня, предназначенного для царского жертвоприношения, но Индра похитил его; нигде не найдя коня, царевичи вырыли гигантское ущелье и по нему проникли в подземный мир – поталу, где нашли коня и мудреца по имени Капила, которого они приняли за вора и оскорбили его; тот сжёг своим взглядом 60 000 сыновей Сагары, но сын Асаманджи – Аншуман собрал пепел сыновей Сагары и умилостивил его; внук Аншумана – Бхагиратха (भगीरथ Bhagīratha)[8] низвёл Гангу (откуда Ганга носит имя Бхāгиратхи Bhāgīrathī भगीरथी)[9], бывшую дотоле на небе, на землю, и река оживила сыновей Сагары, а также и заполнила ущелье, вырытое ими; ущелье получило имя Сāгара (सागर sāgara[10]), то есть океан[11], море, а слово सागर sāgara также стало значить и сыновья Сáгары[12].
От слова सागर sāgara в значении море, океан произошло, с использованием суффикса क ka, слово सागरक sāgaraka[13], означающее название народа. То есть то же, что и поморы (поморцы), поморяне и моричане. Правда, для образования этнонима सागरक sāgaraka санскрит использует другой суффикс, нежели в этнонимах: поморцы (поморы), поморяне и моричане, – но именно тот, что в русском слове моряк, где мы видим суффикс -як (прасл. *-ʼаkъ[14], то есть [ʼаkǔ]).
Это значит, что и славянские, и индоарийские этнонимы имеют черты типологического сходства, а для образования слов с одним и тем же значением: моряк и सागरक sāgaraka, – использовались одни и те же именные суффиксы: прасл. *-ʼаkъ и и.-а. क ka.
© 16.10.2017 Владислав Кондратьев
© Copyright: Владислав Олегович Кондратьев, 2017
Свидетельство о публикации №217101600762
© Copyright: Владислав Олегович Кондратьев, 2017
Свидетельство о публикации №117101604130
© Copyright: Владислав Кондратьев
[1] Гедеонов С. А. Варяги и Русь. В 2-х частях. М., 2004. С. 259.
[2] См.: Rozwadowski J. Encore une étymologie – ou pseudologie – du nom slave (“Зборник филологичких и лингвистичких студиjа А. Белићу”. Београд,1921. С. 129 – 131.; Budimir M. Jevr. kʼleu-, teči, plaviti, prati, čistiti (в том же сборнике, 97 – 112). – Прим. А. М. Селищева
[3] См.: Селищев А. М. Старославянский язык. Ч. 2. М., 1952. С. 65.
[4] См.: Этимологический словарь славянских языков (ЭССЯ). Праславянский лексический фонд. Вып. 19. М., 1992. С. 227 – 229.
[5] См.: Там же. С. 229.
[6] Елизаренкова Т. Я. «Ригведа» – великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы I – IV. М., 1989. С. 443.
[7] См.: ЭССЯ. Вып. 19. С. 229.
[8] См.: Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. М., 2005. С. 474.
[9] См.: Там же. С. 478.
[10] Cм.: Кочергина В. А. Цит. раб. С. 721.
[11] См.: Гринцер П. А. Сагара // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2т. М., 2003. Т. 2. С. 396.
[12] См.: Кочергина В. А. Цит. раб. С. 721.
[13] См.: Там же.
[14] См.: ЭССЯ. С. 226.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |