Libmonster ID: RU-8227
Автор(ы) публикации: Т. ЧУГУЕВ

1

Дореволюционное прошлое сильно интересует советских детей. Особенно привлекают их вопросы о жизни детей в дореволюционной России, о жизни рабочих и крестьян, об эксплуатации и угнетения народа, о революционной борьбе трудящихся, о борцах за освобождение судящихся.

Прошлое воспринимается советскими школьниками очень своеобразно.

В одной из своих речей в 1919 году В. И. Ленин говори: "Внуки наши, как диковинку, будут рассматривать документы и памятники эпохи капиталистического строя. С трудом смогут они представить тебе, каким образом могла находиться в частных руках торговля предметами первой необходимости, как могли принадлежать фабрики и заводы отдельным лицам, как мог один человек эксплуатировать другого, как могли существовать люди, не занимавшиеся трудом"1 .

Советские дети воспринимают старый мир действительно как диковинку, они удивляются ему, как фантастическому миру. Пионеры, описывая в своей книге "База курносых" инсценировку учащихся, говорят: "Появляется (на сцене), рыжий поп. Попов смотреть мы вообще любим; они для нас как животное доисторического периода..."2 .

В историческом, краеведческом, антирелигиозном музеях, в музее революции, в картинной галерее всегда можно видеть советских школьников, с любопытством и удивлением рассматривающих экспонаты, характеризующие прошлое нашей страны.

В своем стихотворении "Корона и кепка" Маяковский ярко и живописно изобразил свои наблюдения над поведением советских школьников, рассматривающих в Музее революции государственные регалии царской России:

"Головкой русея,
вижу, детям показывает шкрабица
комнаты ревмузея
......................................................................
- А этот... не разберешься - стул или 
                                                   стол,
С балдахинчиком со всех сторон?..
- Это, дети, называлось "престол 
 отечества" или "трон".
"Плохая мебель!"
Как говорил Бебель.
.......................................................
Корона - вот этот ночной горшок,
бриллиантов пуд - устанешь, носивши.
И морщатся дети: - Нехорошо!
Кепка и мягше и много красивше.
Очень неудобная эта корона.
.............................................
- Тетя, а это что за ворона?
- Двуглавый орел.
Тише, дети, руками не трогайте! - 
И смотрят с удивлением; Маньки да 
                                                        Ванятки
на истрепанные царские монатки".

Удивление советских школьников перед миром прошлого во всех его проявлениях вызывается тем обстоятельством, что советские дети не видели этого прошлого, а оно, это прошлое, необычайно резко отличается от их, советской современности и поэтому воспринимается детьми как нечто необычное, сказочное.

Удивляясь порядкам старого мира, советские школьники прямолинейно и резко осуждают прошлое.

Горький говорил, о советских детях: "Рост нового человека особенно ярко заметен на детях... Никогда еще дети не входили в жизнь такими сознательными и строгими судьями прошлого..."3 .

И действительно, трудно представить себе более строгих судей прошлого чем советские дети. Причем осуждают они, как


Статья представляет собой главу из подготовленной к печати книги "Очерки психологии советского школьника".

1 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 270.

2 "База курносых (пионеры о себе)", стр. 153.

3 М. Горький "Советская литература", стр. 31.

стр. 123

это вообще присуще детям, главным образом не социальные, порядки, а людей, их носителей. Людей прошлого школьники разделяют на категорию людей симпатичных - это угнетенные и борцы - и людей антипатичных - эксплоататоров и их прислужников. Эту вторую категорию людей - эксплоататоров и их прислужников - советские школьники резко осуждают и проявляют к ним антипатию, доходящую до острой ненависти.

В своих сочинениях о прошлом ученики советских школ называют капиталистов, помещиков, царей, чиновников, попов, монахов грабителями и ворами. С презрением пишут о том, что "вообще эти буржуи любили покутить, погулять за счет эксплоатации", что жизнь помещиков и буржуа "проходила на балах и вечерах", что господа "ничего не делали, только ели, гуляли и спали", что, наживая средства на эксплоатации трудящихся, они транжирили эти средства "на разные финтифлюшки".

О купцах советские школьники пишут:

"Купеческие пословицы так и говорят: "Отсеки ту руку по локоть, что в свой рот добра не гребет". Это была основа жизни набухающего богатством купечества".

Неприязнь к господам прошлого у советских детей настолько велика, что слова "помещик", "буржуй", "кулак" стали самыми обидными, ругательными кличками в их среде. Презрение и ненависть к эксплоататорам и их защитникам у детей настолько велики, что дети даже в играх ни за какие блага не хотят выступать в роли "белых".

В одной газете передан интересный разговор советских школьников по поводу игры "в белых и красных".

"- Половина должна быть белыми. Понятно? Леша, ты иди в белые.

- Да, так тебе прямо в белые. Не пойду я в белые. У меня папа - пограничник. Что он скажет? Я не хочу, пусть Симка идет в белые. У него по физкультуре "пос"...

- Ну и что же, что "пос"... Если меня в белые, я совсем играть не буду. Можете, как хотите...

(Всхлипывает.)

Остальные школьники тоже отказываются играть в роли "белых": кто ссылается на то, что он "сильный, больше всех на турнике выжимается", кто на то, что он в пионерском галстуке...

Игра расстраивается"1 .

Из-за такого отношения советских детей к роли "белых" этот термин в играх детей теперь заменен "нейтральными" терминами: "синие", "зеленые".

Антипатия к господам прошлого доходит нередко у советских школьников до степени ненависти. Преподавательница Конституции в одной из московских школ описывает, как реагировали ученики на рассказ об эксплоатации рабочих в царской России: "Говоря об условиях труда в нашей стране, я прочла в классе документальный материал о слесаре Васильеве, работавшем на Прохоровской мануфактуре в царской России, - рабочий, изувеченный на производстве, был обречен на голодную смерть. Класс слушал эту страшную повесть, затаив дыхание. А когда чтение закончилось, кто-то явственно прошептал: "У, гады!" Я чувствовала: благородная ненависть к эксплоататорам загорелась в сердцах ребят"2 .

Эта острая ненависть к прошлому и господам прошлого у советских школьников формируется, во-первых, под влиянием родителей, которые являются живыми свидетелями и жертвами "свинцовых мерзостей" дореволюционной русской жизни. Эта ненависть к прошлому прививается и в школе. Наконец, она питается современной эпохой острой классовой борьбы между силами старого мира - капитализма - и силами нового мира - социализма.

Из людей прошлого советские школьники выделяют только угнетенных, которым они сочувствуют, и борцов за освобождение трудящихся, с которыми они солидаризируются. Причем советские дети, как это явствует из бесед с ними, из их сочинений, сочувствуют всем угнетенным: будь то рабы, крепостные, крестьяне и рабочие в буржуазном государстве, негры в Америке, китайские кули, еврейские ремесленники, гимназисты в старой школе, купеческие дочки в деспотически-патриархальной семье.

Советские школьники симпатизируют всем борцам против угнетения.

Чувство солидарности с историческими борцами доходит у советских школьников до того, что очень часто на уроках истории, литературы, в сочинениях и изложениях они называют всех их (и разинцев, и пугачевцев, и декабристов, и рабов-спартаковцев, и участников буржуазной французской революции) "красными", "нашими", а защитников старого порядка именуют "белогвардейцами".

Нередко советские школьники как бы перевоплощаются и отожествляют себя с теми борцами, о которых рассказывают или пишут. Тогда они пишут в своих сочине-


1 Воронежская газета "Коммуна" от 1 мая 1939 года.

2 "Учительская газета" от 5 декабря 1939 года.

стр. 124

ниях, считая себя по справедливости частью революционного народа: "Во время революции мы прогнали всех капиталистов, попов, чиновников и стали жить культурно". Или говорят на уроках: "В октябре мы устроили революцию и прогнали буржуев", "в гражданской войне нам пришлось трудно, но все же мы победили белых".

Эти симпатии советских школьников к угнетенным и борцам против угнетения основаны на классовой солидарности с ними, так как угнетенными были трудящиеся массы, к среде которых принадлежат и советские школьники. Сочувствие угнетенным личностям даже из враждебного класса (угнетенное положение женщины в буржуазной семье, зависимое положение всего населения в колониальных или побежденных странах и т. п.) основало на чувстве социалистического гуманизма, сильно развитого у советских детей.

Сравнивая нашу страну социализма с миром прошлого, с капиталистическими странами, советские школьники неизменно подчеркивают превосходство нашего строя над прошлым России, над строем современных капиталистических стран.

Это ярко проявляется и в разговорах учащихся и в детских газетах. Это же хорошо выявлено и в сочинениях школьников, особенно в тех, в которых ученики сравнивают жизнь детей до революции со своей жизнью. Описав тяжелую жизнь детей до Октябрьской революции, ученик противопоставляет ей жизнь советской детворы: "Теперь, в наше время, нам предоставлены все права учиться, отдыхать и работать". Другой ученик, закончив описание тяжелого, безрадостного, подневольного, наемного труда детей в прошлом, говорит: "Теперь уже никто нас не погонит на работу. Сейчас мы учимся и работаем на благо нашей великой родины. Год хорошо проучились - и отдыхай себе на здоровье".

Это же чувство своего превосходства, оказывается у советских школьников в их пренебрежительных кличках по адресу представителей эксплуататорских классов: "буржуйчик", "буржуенок", "царек", "царские монатки" и т. д.

Это чувство превосходства, чувство гордости за свою родину, вызывается у советских детей, у советской молодежи ощущением и осознанием того, что социалистический строй прогрессивнее капиталистического, жизнь в Советской стране более творческая, а советские люди лучше других. В этом советскую детвору особенно убеждают военные победы Советского Союза, выдающиеся успехи в социалистическом строительстве, героические подвиги и мировые рекорды советских людей.

Ученики дореволюционных школ не очень интересовались прошлым. Из всей истории дореволюционных учащихся более всего интересовала жизнь первобытных людей, жизнь дикарей, которая содержала в большей мере элементы новизны.

Но и те школьники, которые сильно интересовались прошлым, относились к нему пассивно, созерцательно.

Вот, например, что пишет о своем интересе к истории семнадцатилетняя гимназистка, которая после окончания учебы собиралась преподавать историю:

"Я желала бы быть учительницей истории в средней школе и преподавать ее со всем своим рвением. Причем я желала бы всю свою жизнь изучать все, что относится к истории, и собирать все памятники ее, одним словом, вникнуть в нее и всю душу отдать за какие-нибудь малейшие вещицы, чтобы приобрести их для коллекции. А чтобы знать историю еще лучше, я хотела бы побывать на Востоке и осмотреть все пирамиды, сфинксы, греческие и римские капища и все вообще, что относится к истории"1 .

Советские школьники, интересуясь прошлым, относятся к нему действенно: ненавидят, осуждают его, желают его уничтожить, переделать к лучшему, проникаются еще большей любовью к новому миру социализма и высказывают желание совершенствовать себя и благодаря этому возвыситься еще больше над миром прошлого.

Сравнивая прошлую жизнь детей с жизнью советской детворы, советские школьники чувствуют новый прилив любви к матери-родине и делают для себя действенные выводы.

Описав в сочинении жизнь детей трудящихся до революции, полную тяжелого труда, холода и голода, жизнь без света знания и под гнетом господ, ученица советской школы пишет: "Дети рабочих и бедных крестьян жили до Октябрьской революции так плохо, что мы, дети СССР, даже не можем представить себе эту жизнь. Наша жизнь совсем непохожа на жизнь ребят до революции: у нас о детях заботится вся страна. Нам даны все условия для учения и труда: мы живем в домах, а не в темных подвалах, ходим одетые, не голодаем, для нас строят много школ, институтов, дороги для нас везде открыты. Мы только учимся, резвимся да веселимся. А поэтому мы должны учиться на "отлично".


1 Рыбников "Идеалы гимназисток", стр. 20.

стр. 125

Сравнивая мир прошлого с современным, социалистическим строем, жизнь детей до революции с жизнью советских детей после Октября, советские школьники делают для себя выводы, пред'являют к себе огромные требования: "Советский школьник должен быть самым передовым, самым культурным школьником в мире". Этот лозунг можно увидеть в московских школах, причем в некоторых школах он написан в качестве эпиграфа на каждом договоре - и групповом и индивидуальном - по социалистическому соревнованию. В таких передовых школах этот лозунг является руководством к действию, девизом каждого школьника.

2

Так воспринимают советские школьники прошлое и так относятся к нему.

Но, наряду с этими положительными чертами восприятия исторического материала, в представлениях советских школьников о прошлом есть пробелы и из'яны.

Много необходимого о прошлом ученики советских школ не знают, о многих важных явлениях дореволюционной общественной жизни ее имеют никакого представления. Беседы с учащимися показывают, что многие деревенские школьники не знают, что такое "имение", "помещик", "соха", "батрак", "кабак", "ростовщик", "волостной старшина", "урядник", "знахарь" и т. п.

Знания о прошлом у многих учащихся общи, упрощенны. Эта ученики по некоторым важным историческим вопросам не имеют конкретных представлений, а ограничиваются запоминанием общих формул. Это можно видеть и при анализе ученических сочинений на темы о прошлом.

Характеризуя, например, в этих сочинениях жизнь рабочих в царской России, ученики нередко ограничиваются общей формулой: "До революции рабочим жилось очень плохо. Работали они почти целые сутки, а зарабатывали гроши".

Жизнь фабрикантов и помещиков некоторые ученики характеризуют также общо: "Эксплоатировали народ и наживались".

Представления о царе: "Царь - это правящий государством. Он живет в свое удовольствие". Или: "Царь только и делает, что выпускает манифесты".

О попах ученики тоже часто имеют представления такие же схематические: они ничего конкретного не рассказывают о жизни и деятельности попов, а указывают только на их функцию идеологического обмана: "Попы обманывают народ".

Наряду с сочинениями, в которых социальные порядки капиталистического строя, жизнь трудящихся и эксплоататоров изображены конкретно и обстоятельно, нередко встречаются и сочинения другого рода, где это прошлое изображено схематично.

Вот, например, отрывок из одного такого сочинения ученицы 7-го класса, написанного ею по ее свободному выбору на тему "Жизнь помещиков, фабрикантов, купцов, чиновников и лотов до революции":

"Купцы всю свою жизнь проводили в наживе от населения. Чиновники - это люди, которые жили на взятки от беднейшего населения. Попы занимались обманом и проповедывали населению, что бог все создал и что поэтому и мы должны жить по закону божьему. А на самом деле попы сами этого не знали, а только наживались". О помещиках и фабрикантах автор сочинения совсем ничего не говорит. Вероятно, представления об этих категориях людей у него еще более туманные.

Немало распространено среди учащихся неверных представлений о прошлом.

Например очень распространено приурочивание свержения царя и буржуазии к одной революции, т. е. смешение февральской революции с Октябрьской.

В сочинениях учеников 7-го класса на тему о жизни эксплоататоров до революции встречаются утверждения: "Помещики имели очень много крепостных крестьян".

Немало неверных представлений или обобщений единичных фактов высказано в сочинениях о жизни рабочих: "Рабочие работали по 20 часов в сутки" или даже "круглые сутки"; "рабочие одеты были в лапти"; "фабриканты били рабочих"; "рабочие не знали грамоты и не умели считать, а буржуазия этим случаем пользовалась, обсчитывала рабочих и на этом наживалась".

О школе и о жизни детей до революции в сочинениях также встречается немало неверных представлений: обучение во всех прежних школах, в том числе и начальных, советские школьники считают платным; утверждают, что "часто детям приходилось ходить в школу за 20 километров"; некоторые считают, что детям рабочих было вообще запрещено учиться в школе: "Если директор или учитель узнает, что в школе учится рабочий сын, то его сразу выгоняют из училища"; некоторые ученики считают, что "дети-рабочие работали на фабриках по 18 часов в сутки".

Эти же неточности и неверности в ряде исторических представлений советских школьников отмечали и другие исследователи, например профессор Н. А. Рыбников на материале массового обследования деревенских школьников.

стр. 126

В своих выводах, основанных на материале этого обследования представлений деревенских школьников в 1927 - 1928 учебном году, проф. Рыбников пишет:

"Массовый крестьянский школьник не всегда правильно и точно представляет исторические перспективы и основные движущие силы революции. Недостаточно ясно осознает отличие февральской революции от Октябрьской революции. Особенно грубо и схематично представляют себе ребята условия труда до революции (рабочие работали круглые сутки, фабриканты пороли рабочих и т. д.)"1 .

Неверности в изображении советскими школьниками прошлого ждут главным образом по линии гиперболизации отрицательных сторон прошлого или обобщения нетипичных, исключительных явлений.

Другая линия извращения исторических представлений заключается в модернизации явлений, часто очень искусственной и далеко отстоящей от истины.

Одна газета на своих страницах опубликовала разговор ребят в детском очаге:

"- Полицейские всегда на лошадях были, а сам царь в карете ездил.

- В какой карете, скорой помощи?

- Факт"2 .

Этот детский разговор показывает, что некоторые советские дети отождествляют царскую карету с каретой скорой помощи.

Ученики 8-го класса одной казахстанской средней школы так отвечали на вопрос учителя литературы при разборе "Слова о полку Игореве":

"Кто была Ярославна?"

На этот вопрос трое ответили, что Ярославна - "домохозяйка", а остальные говорили, что она "активная женщина"3 .

На уроках истории ученики начальной школы отвечали, что Николая I "выбрали царем"; митрополита, увещевавшего восставших декабристов, они называют "дедом" на том основании, что митрополит, по словам учителя, - это "самый старший из попов"4 .

Изображая картины прошлого только двумя красками: черной и красной, - многие учащиеся в сочинениях и в устных рассказах по истории охотно берут для описания только крайние, полюсные явления: буржуа и рабочие, революционеры и контрреволюционеры, самые мрачные стороны прошлого и самые светлые стороны современности и т. п. Что же касается явлений, которые не столь определенны, чтобы можно было ограничиться их противопоставлением, не столь односторонни, чтобы можно было рисовать их только красной или черной краской, таких сложных явлений многие советские школьники изображать не любят. Поэтому в их сочинениях о прошлом обычно не фигурируют ни крестьяне-середняки, ни служащие, ни интеллигенция, ни дети, живущие и работающие в своем крестьянском хозяйстве или хозяйстве ремесленника, ни прежняя школа, хотя это явления массовые в прошлом. Чувствуется большой пробел в знаниях по этим вопросам.

3

Таковы главные недостатки в представлениях советских школьников о прошлом: пробелы в исторических знаниях, схематические, упрощенные представления о многих явлениях прошлого, извращенные представления, вызванные обобщением нетипичных фактов, гиперболизацией отрицательных сторон прошлого и модернизацией исторических представлений.

Эти недостатки зависят главным образом от школы.

В чем же здесь вина школы и что должна сделать школа для того, чтобы эти недостатки устранить?

Преподавание ряда учебных предметов (истории, литературы, Конституции) было поставлено в ряде школ схематично, и этот схематизм в преподавании не изжит еще и теперь. Этот схематизм и создает неправильные, неконкретные, упрощенные представления о прошлом.

Схематизм в обучении вызывается двумя причинами: во-первых, недостаточностью знаний самих преподавателей; во-вторых, этот схематизм в преподавании вызывается тем обстоятельством, что социальный опыт учителей старшего поколения, видевших старый мир, и социальный опыт юного поколения - учащихся, - не видевшего дореволюционных порядков, сильно разнится, о чем учителя часто не думают или забывают. Схематичная беседа учителя, состоящая из общих положений и ссылок на явления прошлого, преподносится школьникам, не видевшим прошлого, и она ими прежде всего плохо понимается. При таких обстоятельствах учитель говорит о "ростовщиках", "сохе", "монастырях", а ученики недоумевают, о чем идет речь; преподаватель говорит о "Государственной думе", а школьники представляют с'езд советов; литератор красочно говорит о плаче-причитании княгини Ярославны об Игоре, а из учащихся одни


1 Рыбников "Крестьянский ребенок", стр. 61 - 62.

2 Воронежская газета "Коммуна" от 11 мая 1939 года.

3 "Учительская газета" от 29 ноября 1939 года.

4 "Учительская газета" от 1 ноября 1939 года.

стр. 127

жалеют бедную "домохозяйку" Ярославну, а другие удивляются "активной общественнице", третьи восторгаются пением артистки.

На уроке литературного чтения учительница читает учащимся сказки, в которых десятки старинных слов и выражений, непонятных современному школьнику ("девичьи терема", "холостые удальцы", "провещала щука", "утро вечера мудренее", "гой еси добрый молодец", "почто ты кручинен стал" и т. п.), совсем не об'ясняет их и удивляется, почему учащиеся слабо реагируют. А когда случайно спросила учеников, что значит встретившееся в сказке слово "ночник", то получила такие ответы: "спальня", "ночной сторож"1 .

* * *

Забывая одну из важнейших предпосылок для постановки правильного преподавания в советской школе - тот факт, что юное поколение социалистической страны не видело старого мира, в своем опыте не получило о нем никакого представления, что поэтому советским детям нужно конкретно об'яснять значение каждого слова о прошлом, всякого социально-исторического явления, начиная с самых элементарных, - забывая все это, педагоги своим отвлеченным, упрощенным, схематическим преподаванием прививают учащимся исторические представления схематические, неясные, туманные, неверные.

Чтобы исторические представления школьников стали конкретными, четкими и правильными, преподавание всех учебных предметов и все беседы учителей с учениками должны быть построены на учете того важнейшего факта, что юное поколение Советской страны дореволюционного прошлого не видело, а поэтому нуждается в максимально наглядном показе прошлого, в самом конкретном ознакомлении с ним, нуждается в конкретном об'яснении буквально каждого исторического термина.

Чтобы показать советским школьникам дореволюционное прошлое наиболее ярко, наглядно и правдиво, каждая советская шкода, но примеру лучших школ страны, должна, кроме организации доброкачественного преподавания на уроках по всем учебным предметам, проводить еще такие учебно-воспитательные мероприятия: как можно лучше использовать художественную литературу и кинофильмы для освещения прошлого; создавать в школе тематические исторические альбомы рисунков и исторических документов; в дни революционных праздников устраивать революционно-исторические художественные вечера на темы праздника; проводить экскурсии по историческим маршрутам, а также в музеи, особенно краеведческие и исторические; создать краеведческий музей при школе; пропагандировать среди родителей и учащихся необходимость бесед старших с детьми о прежней жизни; привлекать учащихся к сбору фольклора, экспонатов для школьного краеведческого музея и к составлению истории своего города, села, предприятия, школы.

При таком улучшении учебно-воспитательного процесса в школе исторические представления учащихся станут более яркими, конкретными, полными и правильными. А эта обстоятельство будет содействовать выработке у советских школьников четких исторических знаний, что явится залогом создания в будущем правильных, марксистских взглядов и научного образа мышления.

Только на таких путях будут осуществлены указания партии и правительства об улучшении общественно-исторического образования в советской школе.


1 "Учительская газета" от 15 декабря 1939 года.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРЕДСТАВЛЕНИЯ-СОВЕТСКИХ-ШКОЛЬНИКОВ-О-ПРОШЛОМ-И-ОТНОШЕНИЕ-К-НЕМУ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т. ЧУГУЕВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРОШЛОМ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРЕДСТАВЛЕНИЯ-СОВЕТСКИХ-ШКОЛЬНИКОВ-О-ПРОШЛОМ-И-ОТНОШЕНИЕ-К-НЕМУ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Т. ЧУГУЕВ:

Т. ЧУГУЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
1298 просмотров рейтинг
31.08.2015 (3132 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
4 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРОШЛОМ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android