Libmonster ID: RU-16990
Автор(ы) публикации: Киселев А. Ф.

(c) 2002 г.

Первый заместитель министра образования РФ А.Ф. КИСЕЛЕВ

Сегодня проблемы обновления российского образования находятся в центре внимания общества, стали предметом жарких дискуссий, разгоревшихся в самых различных аудиториях - от учительских и ученических до родительских и политических, что вполне оправданно, понятно и закономерно. В российскую систему образования ежедневно на работу и на учебу приходят свыше 39 млн. человек, и в стране почти нет ни одной семьи, которая не была бы связана с образованием. К тому же за последние годы в различных социальных и политических слоях окрепло убеждение, что именно эффективная система образования должна стать важнейшим фактором формирования нового качества не только экономики, но и в обществе в целом.

Образовательная политика не просто относится к общенациональным интересам, но во многом их выражает и обеспечивает реализацию на приоритетных направлениях общественно-политического и социально-экономического бытия и развития страны. К тому же система в основном связана с молодежью, а в России к детям, отрокам, юношам, как принято говорить - "нашему будущему", всегда было трепетное отношение. Однако несмотря на особую "чувствительность" проблемы, решать ее предлагают по- разному, и спектр предложений весьма широк, подчас неадекватен стоящим задачам. Одни утверждают, что российское образование подобно "восьмому чуду света" и модернизировать его такое же варварство как "выпрямлять Пизанскую башню". Другие страстно обличают "косность и заскорузлость" наследства тоталитаризма и зовут к коренной ломке сложившихся устоев. Давно известно - "истина лежит посередине". Возможно, это так, но все же истина редко находится в заранее известном месте. Она требует напряженных поисков, и лучше искать ее сообща в интересах наших детей, собственных интересах и интересах страны, ибо образовательная политика - важнейшая составляющая деятельности государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Современная образовательная политика России определена в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающий период до 2025 г., Федеральной программе образования на 2000-2005 гг., государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", а также в "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Сегодня очевидно, что развитие образования выдвинулось в ряд приоритетных направлений политики


Киселев Александр Федотович - доктор исторических наук, профессор.

стр. 3


российского государства. Это прослеживается в материалах заседания Государственного Совета (29 августа 2001 г.), которое шло под председательством Президента Российской Федерации В. В. Путина.

Глава российского государства основной акцент сделал на том, что государство обязано восстановить свою ответственность и активную роль в сфере образования в интересах повышения доступности, качества и эффективности отечественной системы образования, ее соответствия жизненным потребностям развития страны.

Решения Государственного Совета легли в основу разработки Концепции модернизации российского образования, получившей поддержку и одобрение на заседании Правительства России 25 октября 2001 г. Главная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.

Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Она составляет фундамент образованности нации и во многом определяет эффективность и качество последующих ступеней образования, прежде всего высшего. Министерство образования исходит из того, что модернизация российской школы должна основываться на глубокой научной проработке соответствующих направлений и широкомасштабной экспериментальной проверке конкретных предложений. С 1 сентября 2001 г. во всех субъектах Российской Федерации начался эксперимент по обновлению содержания образования в средней школе, который рассчитан на 5-7 лет. Главной целью эксперимента является создание необходимых условий для выхода российской школы на новое качество общего образования. При этом эксперимент, задавая новые целостные модели школьного образования, должен быть сориентирован на органическое единство новых концепций образования, форм его организации, новых образовательных технологий и лучших традиций отечественной школы, позитивного опыта, накопленного не одним поколением российских педагогов.

Иными словами, мы не можем внедрять в практику пусть перспективные, но не проверенные научные идеи. Мы не можем рекомендовать даже многообещающие предложения, не оценив их в практике массовой российской школы. Мы также не можем пойти на внедрение таких инноваций, как отказ от классно-урочной системы, от предметного обучения и т.д., явно не реальных в существующей сегодня школе, ее финансовому, материальному и кадровому обеспечению. Наконец, мы не можем предлагать такие меры, которые окажутся непонятными и отвергаемыми школьниками, родителями и учителями. Другими словами, эксперимент должен базироваться на уже имеющемся научно- методическом и кадровом потенциале и учитывать реальные возможности школ, педагогов и учеников.

Обновление содержания образования - главное звено в достижении его более высокого качества.

Что нас не устраивает в содержании образования в сегодняшней школе? Оно как будто неплохо структурировано по областям осваиваемой школьниками культуры. Конечно, здесь нужны определенные подвижки, вызванные изменением социального заказа школе и связанные с необходимостью усилить коммуникативную и социальную направленность образования. Это, однако, понятная педагогическая задача. Ее решение не вызовет пересмотра традиционной структуры содержания образования - мы по-прежнему будем учить и математике, и истории, и географии и основам других наук.

Центр тяжести проблемы лежит в другой плоскости. Поговорите с учителями любого предмета, и они вам скажут: чтобы выполнить программу, фактически на каждом уроке надо вводить новые понятия, объяснять новые факты, доказывать новые теоремы, запоминать новые правила и т.д. Детям некогда обдумывать новый материал, некогда потренироваться в его практическом усвоении, некогда рефлексировать и переживать, некогда решать интересные творческие задачи. Школа превра-

стр. 4


тилась в конвейер знаний, который движется с чрезмерно большой и непосильной для большинства учащихся скоростью. Дело даже не в том, что "не в коня корм", скорее в том, что весь этот корм съесть невозможно.

В нашей педагогической науке в работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина давно сформирована прогрессивная отечественная концепция содержания образования, утверждающая необходимость освоения школьниками, помимо знаний, умений и ценностных ориентации, еще и опыта эмоциональной и творческой деятельности. Но чтобы реализовать эти идеи, необходимо преодолеть односторонний "знаниевый" подход и потеснить знания в пользу других компонентов образования.

В пользу этого говорят и традиции отечественной школы, девизом которой ранее было правило "лучше меньше, да лучше". Об этом свидетельствует опыт зарубежной школы, предоставляющей учащимся основной (непрофилированной) школы значительно больше "воздуха", чем обеспечивается развитие детей, а не формальное освоение большого объема знаний.

Поэтому разгрузка содержания образования сегодня обусловлена не только ухудшающимися показателями здоровья детей, хотя и эту причину нельзя игнорировать. Необходимость разгрузки прямо вытекает из требования обеспечить новое качество образования, отвечающее современным общественным потребностям. Без осуществления адекватной разгрузки оказывается невозможным обеспечить полноценный состав содержания образования и позитивную мотивацию учения. Без разгрузки лозунги гуманизации образования, развития ребенка, связи обучения с жизнью, осуществления деятельностного подхода, личностно-ориентированного образования, педагогики сотрудничества останутся набором прогрессивных, но нереализованных идей. Наконец, как свидетельствует наш опыт, без разгрузки нельзя обеспечить высокое качество обучения - перегруженные дети отказываются от обучения. Общеобразовательная подготовка даже сильных школьников часто поверхностна, она изобилует лакунами, не говоря уже о подготовке средних и слабых учеников.

Отдельно следует обсудить реализацию общеобразовательного характера содержания образования в школе. Учебные программы для школы сегодня напоминают копии университетских курсов. Мы по-прежнему учим детей так, как будто бы каждому предстоит одновременно стать и профессиональным филологом, и профессиональным математиком, и профессиональным химиком, и профессиональным историком. Иными словами, в содержании общего образования чрезмерно велика доля предпрофессиональных знаний, потребных отнюдь не всем выпускникам школы. И в этом отношении стратегия модернизации образования делает давно назревший решительный шаг перехода к профильному обучению на старшей ступени школы, который опять-таки опирается на уже сложившиеся традиции углубленного изучения.

Этот шаг дает нам возможность реально обеспечить общеобразовательный характер содержания образования в начальной и средней школе, сосредоточив вопросы предпрофессионального характера в содержании соответствующих профилей. Осуществление этой стратегии позволит существенно разгрузить начальную и основную школу и создать в ней потенциал развивающего обучения. С другой стороны, откликаясь на потребности профессионального образования, в рамках профильной старшей школы мы сможем столь же реально повысить, скажем, уровень математической подготовки будущих ученых и техников.

Особо следует задуматься над решением такой проблемы, как повышение личной мотивации к обучению, обретения школьниками прочного интереса, вкуса к познавательной деятельности, тяги и глубокой внутренней потребности к самосовершенствованию. Без этого все наши попытки разгрузить, перекомпоновать, перекроить базисный учебный план окажутся малоэффективными и будут натыкаться на равнодушие тех, кого пытаются обучать и воспитывать. Ведь если неинтересно, скучно, не понятно зачем и как этим можно практически воспользоваться, то утомление, рассеянность, отторжение приходят не по причине слишком перегруженного для

стр. 5


школьников материала, а их отрешенности и отчужденности от изучаемых предметов. Поэтому школа должна максимально учитывать индивидуальные возможности, а главное познавательные потребности и интересы учащихся. Здесь самую позитивную роль должна сыграть профильная средняя школа, когда к 15-16 годам у большинства школьников достаточно явственно формируются интересы к определенной области знаний, идет осознанный выбор будущей профессии, проявляется тяга к определенной группе предметов и т.д. В буквальном смысле заставлять их одинаково успешно успевать по всем 16-17 предметам базисного учебного плана, как показывает практика современной школы, дело изжившее себя, которое ничего, кроме издержек самого различного рода не приносит ни ученикам, ни педагогам. Требует изменения и система оценки знаний учеников. Сегодня чаще всего оценивают не то, что усвоил школьник, а то, что он не усвоил и буквально карают за последнее, не стимулируют познание, а наоборот вселяют чувство неполноценности. Ведь для ребенка важно, чтобы отметили, поощрили его способности, возможности, качество личности. И, если они слабо проявляются в силу самых различных причин, скажем, по истории, то могут блестяще реализоваться в других областях, в частности и на уроках физической культуры, труда или других предметов. Для учителя освоение учеником того или другого предмета должно быть не целью, а лишь средством развития личности учащихся. Пока этого не произойдет, предметники будут по-прежнему яростно биться за часы в учебном плане, забывая, что при обилии предметов в школе - ученик один, и мы нередко его интересы приносим в жертву своим профессиональным интересам, ставя их во главу угла всей образовательной и воспитательной работы школы.

Для индивидуализации учебного процесса в экспериментальных базисных учебных планах зарезервировано учебное время в школьном и ученическом компонентах, составляющих примерно 10% от общего количества часов. Теперь требуется в экспериментальном режиме отработать предоставленные возможности и дать на этот счет четкие рекомендации.

В широком круге задач обновления содержания образования особое место занимают проблемы подготовки учебников нового поколения. Она настолько значима, что 30 августа 2001 г. на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о содержании учебной литературы по новейшей отечественной истории.

Прецедентов конкретного рассмотрения содержания образования на столь высоком уровне не было. Внимание Правительства к сфере образования убедительно свидетельствует о приоритетности решения образовательных задач в современной политике российского государства, а также подчеркивает особую роль исторического образования в становлении и развитии личности.

На пороге нового тысячелетия в рамках российской цивилизации формируются демократические ценности взамен политики деидеологизации, которая претендовала на господство в обществе в период перестроечных реформ. В итоге старая государственная идеология ушла в прошлое, а новая с трудом пробивала дорогу к жизни. А в отсутствие общенациональной идеологии возникают самые серьезные проблемы, связанные с потерей Россией и ее гражданами национально-государственного, социально-политического, экономического и духовного иммунитета. Другими словами, реальная потребность в новой идеологии, в национальной идее ощущается тем острее, чем нагляднее становится распад культуры, морали, экономики. Искомая национальная идея должна быть в первую очередь идеей консолидации, собирания, объединения на основе укрепления федеративной российской государственности. В этой связи очень важное значение имеет формирование исторического сознания подрастающих поколений.

Историческое сознание является важной жизнеобразующей основой любого общества. Основной признак наличия здорового исторического сознания выпускника школы и, что важно подчеркнуть, в обществе в целом, - осознание, ощущение преем-

стр. 6


ственности в развитии событий, связи времен. Разрыв этой связи свидетельствует о кризисе в духовной сфере. Мир расшатался, распалась связь времен - вот художественное, гамлетовское ощущение этого кризиса. Конечно, кризис исторического сознания всегда вторичен, являясь следствием разрыва исторических связей, реальных жизненных связей между поколениями. Очевидно, что, чем глубже разрыв между традициями и новациями, т.е. отход от преемственности, континуитета, тем более ощутим в общественном смысле и на уровне повседневности кризис сознания, в том числе, исторического сознания. Общественная природа человека исключает возможность организации его бытия только в одном временном измерении. Человек в своем настоящем, окружающем его мире, как его реальной жизненной ситуации, зависит от того, что было раньше, от прошлого, на плечах которого он стоит, но это только часть его бытия. Оно наполняется особым смыслом в свете его ожиданий, планов, надежд. Безнадежность, безысходность вносит трагический оттенок в земное бытие человека. Ни одно из звеньев этого бытия не может быть безболезненно, без самых худших последствий для человека изъято, отнято у него кем-то или чем-то. Но без этой связи времен - прошлого, настоящего, будущего - не может обойтись и общество, ибо без этого оно не может выжить. Никто не выбирает своего прошлого - ни отдельный человек, ни целое общество; знание этого прошлого - такое же неустранимое условие жизни во всех ее проявлениях, как все ее остальные - материальные и другие факторы. Исторический склероз - не в меньшей степени аномалия, чем физиологический, ибо последствия в обоих случаях примерно одинаковы - невозможность адекватно реагировать на все происходящее вокруг. Память о прошлом - тот исторический фундамент, без опоры на который не может обойтись ни одно общество. ни одна эпоха. Говоря словами А.С. Пушкина, дикость, подлость и невежество не уважают прошлого и пресмыкаются перед настоящим. Вместе с тем, значение прошлого для каждого нового поколения людей не сводится только к той или иной - положительной или отрицательной - оценке ушедшего времени, событий и лиц. Прошлое, уходя, не уносит с собой его последствий, а с ними каждое новое поколение не может не считаться, ибо это основа его жизни и деятельности.

Не менее значимо прошлое в связи с попыткой общества в каждом случае определять, куда оно идет или куда ему следует двигаться. Определить эту перспективу, не оглядываясь на пройденный путь, невозможно. По словам замечательного отечественного историка В.О. Ключевского, история - это фонарь, обращенный в прошлое для того, чтобы заглянуть в будущее.

Научное историческое знание является в учебном процессе в школе и вузе главным, основным источником формирования исторического сознания как неразрывной связи времен. Отдельный, хотя и не менее важный вопрос - формирование исторического сознания как составной части массового общественного сознания. Роль исторической науки как главного источника можно представить в данном случае лишь в идеале в том смысле, что здесь не обходится без влияния и порой, может быть, более значимого, чем влияние исторического знания, средств массовой информации. Однако ясно, что повышение удельного веса и роли профессиональных знаний об истории здесь в любом случае необходимо и желательно. Историческое сознание общества должно основываться не на мифах о прошлом, а на достоверных представлениях о нем.

Формирование научного исторического мышления и исторического сознания - фундаментальные и взаимосвязанные задачи исторического образования. От решения этих задач зависит по преимуществу формирование у школьников и студентов ценностных ориентации, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования умения получать самостоятельно информацию для оценки прошлого и понимание настоящего.

За истекшее десятилетие удалось отойти от унитарной системы изучения истории на базе коммунистической идеологии, жестких форм отбора и подачи материала в духе апологетики советского прошлого, политики КПСС как единственной правящей

стр. 7


партии. Утвердились представления об особой роли исторических знаний в становлении гражданского самосознания личности, ее ориентации во времени и пространстве, осмыслении причин перемен в мире и в собственной стране, форм и механизмов их осуществления. Значительный вклад в эти достижения внесла отечественная историческая наука.

В то же время, в 1990-е гг. в содержании учебников, организации учебного процесса выявился ряд негативных моментов.

Возникла тенденция к истолкованию отечественной истории XX века в исключительно негативных тонах, противопоставлению СССР и России "Цивилизованному миру". Различные учебники представляли прошлое нашей страны в диаметрально противоположных ракурсах. Альтернативность и плюралистичность подходов, утверждавшиеся в исторической науке, переносились в основную школу без учета того, что на данном уровне образования школьники нуждаются, прежде всего, в освоении базовых фактов отечественной истории.

В условиях, когда идея прежнего единого общегосударственного учебника безнадежно устарела, а новой целостной концепции отечественной истории не сложилось, преподаватели нередко строили уроки на основе старых учебных пособий, прежних разработок или использовали учебники, неутвержденные Министерством образования, и не прошедшие экспертизы психологов, методистов и преподавателей-практиков.

В последнее время наметились позитивные сдвиги в развитии исторического образования. Проявляются тенденции к включению его в единое русло усилий государства и общества по стабилизации социальных отношений в стране, укреплению и начал гражданственности и ее непременных составных частей - демократизма, исторического оптимизма, ответственности за судьбы родины, сопричастности к событиям, происходящим в стране, национального достоинства и патриотизма.

Вместе с тем, еще сохраняются подходы изолированного рассмотрения отечественной истории вне контекста общих тенденций развития человечества. Часть учебных курсов и учебников не дают реального представления о значимости вклада нашей страны в решение таких проблем XX века, как модернизационное развитие, борьба с фашизмом, создание общества, ориентированного на достижение социальной справедливости, решения глобальных вызовов цивилизации. При освещении российской истории нередко не учитываются такие реальности XX века, как жесточайшая конкуренция между ведущими державами за гегемонию на мировых рынках, господство в Европе, глобальное лидерство, противостояние военно-политических и экономических союзов. Еще не найден сбалансированный подход к освещению в основной школе тем по российским революциям, НЭПу, образованию СССР, периоду 1930-х гг. До сих пор бледно и скупо освещается история Великой Отечественной войны, факты о массовом патриотическом подъеме даются недостаточно полно с точки зрения патриотического воспитания учащихся. Различны подходы в трактовке событий послевоенного периода вплоть до настоящего времени. Недостаточно отражаются национальные, региональные, конфессиональные аспекты российской истории. Между тем последнее особенно важно. В многонациональном демократическом обществе представители всех национальностей должны чувствовать себя частицей общей созидательной истории своего государства. История российского государства складывалась в результате взаимного обогащения, взаимодействия народов, его населявших. Следует рельефно и четко раскрыть характерные для России вековые традиции сосуществования и взаимообогащения этносов. Новые учебники по истории России должны быть в полном смысле учебниками истории народов России, их взаимодействия в едином историческом пространстве, едином государстве, прочно связанных общей исторической судьбой. Необходимо предусмотреть возможность эффективного сочетания курсов истории России и курсов по истории родного края, успешно практикующихся в большинстве регионов, что поможет избежать повторений и сохранить преемственность, целостность изложения материала.

стр. 8


История XX в. настолько драматична и противоречива, а оценки ее важнейших событий до такой степени неоднозначны, причем не только в общественном сознании, но и в исторической науке, что преподавание ее превращается в сложную и ответственную задачу. Тем не менее наметившиеся в последнее время процессы общественной консолидации создают предпосылки для сглаживания наиболее острых политико-идеологических противоречий внутри общества, а значит и формирования объективной и взвешенной позиции современного российского общества по отношению к своему прошлому и прогнозу на будущее.

В этих условиях выработка взвешенного подхода к содержанию преподавания отечественной истории XX в. становится реально возможным и насущно необходимым делом. Утверждение и развитие принципов вариативности не должно препятствовать процессам сближения содержательной стороны преподавания по линии более полного и всестороннего рассмотрения исторических фактов, процессов и явлений, освобождения их от догм, мифов и вольных интерпретаторских построений. Курс истории России XX в. должен стать одним из факторов дальнейшей консолидации общества.

На смену эклектике различных методологических подходов - формационного и цивилизационного - следует стимулировать утверждение более цельной и определенной концепции многофакторного подхода к изучению исторического прошлого. Важное значение при этом должно уделяться воссозданию полнокровности и многомерности исторического процесса, при возрастающем внимании к возможностям реализации любого гражданина в экономической, материальной, социальной и духовной сферах.

Преодолевая синдром идеологизированности и политизированности в отборе и трактовке исторических реалий, при преподавании отечественной истории XX в. предстоит формировать и утверждать новое отношение к функции мировоззренческого многообразия в воссоздании исторического прошлого. Из инструмента разрушения прежних форм и стереотипов массового сознания оно должно стать средством более глубокого, объемного постижения правды жизни, эффективным способом движения к единой цели - обеспечения на должном уровне преподавания истории России, в первую очередь XX в., с позиций обоснования национальных интересов и государственных приоритетов страны.

Воспитание у школьников и студентов исторической грамотности и основ исторического мышления, способствующих осознанному социальному действию, становится объективным "вызовом времени", непременным условием достижения, рассчитанного на перспективу социального мира и социальной безопасности отечества.

История составляет канву, "вертикаль" гуманитарного знания, благодаря чему представления человека о природе, об обществе и о самом себе нанизываются на единую линию времени, движения и развития, что позволяет говорить о центральном месте истории в системе гуманитарных наук. Она закладывает основы для формирования личности, развивает умения и навыки, необходимые для ее жизнедеятельности, служит фундаментом различных учебных дисциплин, в которых заложена антропологическая, экономическая, культурная и другая информация. В рамках предмета "история" данные всех обществоведческих наук сводятся в систему и получают гносеологическую основу.

Полноценное изучение истории России XX в. невозможно без тесной связи и взаимодействия с курсом всеобщей истории новейшего времени. Лишь на основе сравнительного анализа важнейших проблем исторического развития - вопросов модернизации, реформ и революций, изменений политической системы, международных отношений, глобализации и др. можно составить взвешенное и диалектическое представление о современной истории России.

В процессе изучения тем, связанных с историей развития общественно-политической мысли, духовной жизни общества, социальных процессов необходимы хорошо продуманные и четко реализованные междисциплинарные контакты с курсом "Русская литература" с взаимными экскурсами и общими решениями. Необходимо

стр. 9


также привлечение знаний, родственных истории предметов, появившихся в учебной программе сравнительно недавно. Речь идет о курсах "Обществоведение" и "Граждановедение", значительно расширяющих общие представления и понятийный аппарат по вопросам социальной, экономической, политической и духовной организации общества и правового положения человека в России XX в. Серьезное раскрытие ряда проблем и тем невозможно без использования знаний из курсов географии, как отечественной, так и зарубежной.

Разумеется, учебники необходимо разрабатывать, исходя из современных представлений о методике обучения и современных требований к учебному тексту. Вопросы и задания должны способствовать развитию творческого мышления, умения сопоставлять и анализировать факты, делать на их основе самостоятельные выводы, сопоставлять различные точки зрения. Свое место в учебнике должны занять исторические источники и документы.

Исторические знания призваны создать у учащихся целостную картину развития России как полиэтнического федеративного государства с глубокими традициями созидательного взаимодействия разных народов, религий, культур. История должна помочь учащимся лучше понять представителей иных культур, показать возможность и необходимость диалога, сотрудничества, консолидации для успешного существования и развития в рамках исторически сложившегося единого общества.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМЫ-ОБНОВЛЕНИЯ-СОДЕРЖАНИЯ-ОБРАЗОВАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Киселев А. Ф., ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 27.06.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМЫ-ОБНОВЛЕНИЯ-СОДЕРЖАНИЯ-ОБРАЗОВАНИЯ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - Киселев А. Ф.:

Киселев А. Ф. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
214 просмотров рейтинг
27.06.2021 (1033 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android