Libmonster ID: RU-16954
Автор(ы) публикации: ЛЮБИН В. П.

Пути и судьбы двух находящихся в столь сложных взаимоотношениях народов - немцев и евреев в последний период могли пересечься самым невероятным образом в случае реализации одной мало кому известной идеи. Она заключалась в том, что в качестве места, где могло бы быть построено после войны национальное еврейское государство, лидеры еврейских организаций, местонахождением которых оказалась в тот момент Италия, а точнее ее столица Рим, называли западную часть Германии. Этот проект в концентрированном виде изложен в подготовленном ими документе, относящемся по времени к весне 1945 г.

Обстановка в Италии до лета 1943 г. отличалась от той, что создалась в оккупированных гитлеровцами странах. Попытки искусственного насаждения антисемитизма в стране, становившиеся все более явными с конца 30-х годов, не находили поддержку у итальянского населения. Италия на первом этапе войны была союзницей нацистской Германии, и этот статус, как это ни парадоксально, в определенной мере помог итальянским евреям первоначально избежать тех депортаций и уничтожения, которым подверглись евреи других стран Европы 1 .

Положение однако резко изменилось после того, как северная и центральная часть Италии подверглись нацистской оккупации, а Муссолини собрал оставшиеся ему верными силы под крылом марионеточной Итальянской социальной республики, более известной как Республика Сало (по названию городка в Северной Италии, где разместились он сам и его сподвижники из числа прежнего фашистского руководства). Осенью 1943 г. в Европе прошла новая волна арестов и преследования евреев, и из ее западной части потянулись новые эшелоны в Освенцим (в октябре 1943 г., например, было отправлено 56 таких поездов из Франции и 13 из Бельгии). На этот раз не удалось избежать подобной участи и итальянским евреям. Всего из Италии в последний период войны было депортировано 6746 человек (5916 из них погибли). Еще 303 человека погибли на родине в результате бесчеловечного обращения, многие из них покончили жизнь самоубийством. Те, кому удалось выжить в этой страшной мясорубке расправ с еврейским населением, начали задумываться о судьбе еврейства в послевоенном мире и послевоенной Европе, в странах которой еврейская диаспора на протяжении многих веков пустила глубокие корни. К концу войны в освобожденном Риме действовали организации, в центре внимания которых оказались вопросы послевоенного переустройства и реализации планов создания отдельного еврейского государства.

15 марта 1945 г. представители двух организаций, претендовавших на статус международных - "Международный еврейский комитет действия" и "Международный союз эмигрантов и беженцев антифашистов" составили письмо с изложением своего проекта. Адресовано оно было в Москву, советскому министру иностранных дел. Предположительно, аналогичные по содержанию письма могли быть направлены и министрам иностранных дел других великих держав - союзниц в борьбе против агонизирующего нацизма. Судя по содержанию документа, предлагаемый план устройства еврейского государства разрабатывался беженцами эмигрантами в предшествующее время, и получил завершенный вид накануне окончания войны. Очевидно, для усиления воздействия данного письма-обращения к нему был приложен краткий, всего на одну страницу доклад об антисемитизме в современном мире.

Советское посольство в Италии получило эти документы, согласно отправленному в Москву позднее донесению, в апреле 1945 г. По-видимому, работники посольства не придали большого значения поступившим в их распоряжение весьма любопытным планам, будучи всецело поглощены другими проблемами. Документы оказались отправлены в Москву лишь 30 мая 1945 г. Пройдя в июне месяце долгий путь по мидовским инстанциям (16 июня их получил С. Козырев, а 27 июня 1945 г. на них был проставлен входящий номер 1-го Европейского отдела МИД), они, как можно предположить, так и не попали в руки наркома иностранных дел В.М. Молотова, которому были направлены их составителями. Возможно, сработало предупреждение тогдашнего посла СССР в Италии М. Костылева о том, что упоминаемые документы "не заслуживают быть переданными по назначению".

В секретной сопроводительной записке к документам, отправленной на имя заместителя народного комиссара иностранных дел СССР В.Г. Деканозова, сообщалось, что письмо, адресованное народному комис-


1 О том, как и кто пытался заразить антисемитскими настроениями итальянское общественное мнение, поведали материалы прошедшей в Риме выставки о расизме и антисемитизме во время правления фашистского режима в Италии.

(c) 2003 г.

стр. 226


сару иностранных дел В.М. Молотову, получено посольством в апреле месяце 1945 г. Обобщая его содержание, Костылев отмечал, что "в письме излагается проект создания независимого еврейского государства в северо-западной или юго-западной части Германии". "Как мотив этого проекта, - продолжал советский посол в Италии, - выдвигается утверждение, что (далее цитируется присланный в посольство документ. - ВЛ.) "положение евреев в различных государствах становится день ото дня все более и более нетерпимым" и что "каждая из стран, где проживают сейчас евреи, является для них чужой страной". "В письме указывается, что антисемитизм повсеместно возрастает, подчеркивает Костылев, добавляя, что к письму приложен "доклад о положении с антисемитизмом" в настоящее время в разных странах, причем отмечается, что антисемитизм сильно развит во всех странах, кроме Советского Союза и Италии". Оправдывая, по-видимому, тот факт, что письмо на слишком долгий срок задержалось в посольстве, прежде чем он решился переправить его в Москву, советский посол в последней фразе донесения пытался дезавуировать его значимость. Согласно Костылеву, упомянутый "еврейский комитет так же, как и весь "Международный союз эмигрантов и беженцев антифашистов" являлись "малоизвестной, малочисленной" и, по его данным, "неавторитетной организацией", не заслуживающей того, чтобы вышеназначенное письмо было передано по назначению".

Письмо было тиражировано в нескольких экземплярах с целью вручения важнейшим работникам наркомата иностранных дел, но упомянутый "доклад об антисемитизме", как явствует из посольского донесения, был приложен лишь к первому экземпляру, которому предназначалось попасть в руки Деканозова. А далее, уже по усмотрению последнего, вероятно, решался вопрос о том, попадает оно или нет на письменный стол наркома (адресовано его составителями и первоначальными отправителями ведь оно было все же Молотову). Вполне вероятно, что ввиду занятости министра подготовкой и проведением Потсдамской конференции, его заместитель, как и посол Костылев, счел письмо малодостойным для того, чтобы отнимать у наркома время.

Высказанные авторами письма идеи могли в тот период представиться сверхфантастическими не только работникам наркомата иностранных дел. Однако самим составителям они, конечно же, таковыми не казались. Выстраивая свою аргументацию, они исходили из определенной логики, Композиция и содержание письма выдают присущую его авторам вполне понятную в создавшейся ситуации определенную поспешность и нервозность в стремлении привлечь внимание великих держав к острой проблеме и оказать нажим в пользу незамедлительного и весьма оригинального решения проблемы создания самостоятельного еврейского государства.

Письмо начиналось с сообщения об обращении "великого раввина г. Рима", профессора Израэля Цолли в католическую веру. 13 февраля 1945 г. он крестился вместе со своей женой и дочерью в римской церкви Святой Марии Ангелов. С точки зрения авторов письма, подобный факт, когда тот, кто призвал осуществлять связь иудаизма с другими религиями, потерял контроль над собой и обратился в иную веру, сам по себе представляется "тревожным сигналом", и само это событие является свидетельством "начинающегося исчезновения еврейской нации". Поэтому, коль скоро речь идет о спасении того, что осталось от "еврейской нации", следует действовать незамедлительно.

В последнее время неоднократно спрашивали, настаивает ли "Международный союз эмигрантов и беженцев антифашистов" на том, чтобы независимое еврейское государство было создано именно в той части Германии, о которой говорится в его проекте, или же он согласится с тем, чтобы устроить такое государство в другой части Германии, продолжали составители письма. Необходимо сообщить всем союзным правительствам, что этот вопрос обсуждался вначале исполнительным комитетом, и ссылки на это содержатся в кратком проекте.

Авторы проекта просили отдать евреям ту часть Германии, которая им представлялась "наилучшей с экономической точки зрения" (речь шла о северо-западе страны). Они полагали, что создать там еврейское государство будет легче, потому что "главные жители этих земель ганзейцы наиболее либеральны из всех немцев". Однако, так как реализация данного проекта сталкивалась, по- видимому, с определенными препятствиями, авторы не настаивали на его осуществлении, хотя и с горечью замечали, что "для еврейской нации слишком обидно отказываться от территории, которую многие евреи уже считали своей будущей родиной".

Далее предлагался еще один вариант. "Но если существуют какие-то причины, из-за которых северо-запад Германии не может быть отдан еврейской нации, мы предлагаем устроить все в другой части Германии, согласно варианту, стоящему в нашей программе на втором месте", - писали еврейские лидеры. По этому второму плану имелось в виду образовать еврейское государство на "юго-западе Германии, территории, граничащей со Швейцарией, Францией и Бельгией и состоящей из Рейнской области и части Бадена - Гессена и Вюртемберга".

В поддержку данной точки зрения приводились сообщения прессы, согласно которым Франция разрабатывает стоящий на повестке дня проект создания независимого государства, размещенного как раз в той же части Германии. По французскому плану, это государство не должно иметь никаких связей с Берлином, и следует сделать все, чтобы нацизм никогда больше не смог поднять голову. В таком случае, по мнению авторов, было бы весьма логично доверить автономное управление этим государством еврейской нации, так

стр. 227


как нет сомнения в том, что в еврейском государстве никогда не возникнет самой малейшей опасности возрождения нацизма.

Если же имеются какие-либо препятствия для уступки еврейской нации данной части Германии, продолжали составители документа, то существует еще одна, третья часть Германии, подходящая для этой цели. Однако, какая эта часть конкретно, авторами письма не разъяснялось.

В любом случае, замечали авторы, еврейская нация не может отказаться от своего справедливого требования иметь собственное независимое государство, потому что положение евреев в различных государствах становится день ото дня все более нетерпимым. Согласно ежедневно получаемой информации, "антисемитизм повсюду стремительно растет", и "для еврея было бы поистине пыткой после войны жить в чужой стране". "А в настоящее время каждая страна является "чужой" для еврея, включая и страну, где он ранее проживал".

"Мы прилагаем к данному письму доклад, в котором рассматривается положение с антисемитизмом в различных странах, - отмечалось далее в документе, - и еще раз повторяем, что еврейская нация, как и всякая другая уважаемая нация, имеет право на свое жизненное пространство". Когда после заключения перемирия настанет время поставить в повестку дня в мире решение еврейской проблемы, должно быть признано, что эта нация завоевала мирное будущее после страшных преследований, которым она подвергалась.

Проект предоставления евреям права на часть немецкой территории, по мнению авторов документа, почти полностью совпадает с той политикой, которую проводит в этом вопросе Великобритания. Они напоминали, что еще в июне месяце 1942 г., выступая в палате пэров, лорд Мойн заявил, что сионисты рассматривают не одну лишь Палестину в качестве места, куда могли бы переместиться европейские евреи из Германии.

Эти намерения совпадали с идеями авторов излагаемого документа, которые не желали, чтобы все евреи были направлены в Палестину. Они повторяли, что желают, если это возможно, чтобы еврейское государство было размещено в одной из частей Германии. Отдавая себе отчет в том, что "будет невозможно установить границы для нового еврейского государства сразу же по окончании военных действий", они все же считали, что "технически возможным оказалось бы направить евреев на территорию Германии, приблизительно очерченную для них, сразу же после заключения перемирия".

Авторы выказывали удивление тем, что английское правительство до сих пор не попросило "Международный еврейский комитет действия", являющийся еще одним представителем еврейской нации помимо сионистов, разработать данный план во всех его деталях. Они просили все правительства стран-союзниц принять во внимание их сообщение и внести вклад в осуществление указанных проектов, когда для этого настанет время.

Выразив свое самое высокое уважение "господину министру", авторы скрепили текст письма круглой печатью Еврейского комитета г. Рима и штампом "Международного еврейского комитета действия", под которым стояли три, к сожалению, неразборчивые, подписи его представителей.

Приложенный к письму документ "Доклад о состоянии антисемитизма" составлен в виде аналитической записки и снабжен сверху двумя "шапками": "Международный союз эмигрантов и беженцев антифашистов" и "Международный еврейский комитет действия", а внизу был скреплен печатью Еврейского комитета г. Рима и подписью, по всей вероятности, его руководителя. В нем получили дальнейшее развитие мысли о росте антисемитизма, и предпринималась попытка объяснить, почему это стало возможным в современном мире. Результаты данного анализа призваны были еще раз подтвердить правоту сторонников создания отдельного независимого государства, в котором могли бы после близившегося окончания войны найти прибежище евреи. По мнению авторов, в действительности лишь Советский Союз и Италия оказались теми странами, где не ощущалось антисемитизма, присущего другим государствам.

В докладе констатировалось, что чувство антисемитизма распространено среди масс населения многих стран, прежде всего в государствах "великой демократии". В некоторых странах для евреев существуют препятствия для профессиональной деятельности, прежде всего в военной сфере и на государственной службе. В результате евреи вынуждены избирать области деятельности в качестве адвокатов, врачей, коммерсантов и т.д., и из-за этого они подвергаются нападкам своих противников.

Вследствие прихода к власти Гитлера и вложения в поддержку антисемитской пропагандистской кампании миллиардов марок, антисемитизм начал открыто распространяться и ощущаться во многих странах. Особенное развитие он получил в странах, подвергшихся немецкой оккупации, среди которых авторы документа называют прежде всего Югославию, Румынию, Польшу, Венгрию и Чехословакию. Антисемитизм довольно глубоко проник в души населения различных стран. В одной лишь Польше, отмечали авторы документа, приводя известные им данные, жертвами нацистских бандитов стали 3 млн. 200 тыс. польских евреев. Из них осталось лишь 300 тыс. человек.

Не слишком благоприятной, по мнению авторов доклада, была ситуация с антисемитизмом не только в названных выше странах, но и в Англии и США. Германия затратила 130 млн. долларов на пропаганду антисемитизма. В Великобритании вплоть до 1939 г. действовала такая одиозная фигура, как Мосли. Авторы

стр. 228


упоминали в ряду стран, где имелись заметные проявления антисемитизма, такие государства, как Испания, Португалия, Швеция, Турция, Палестина, проживавшие в которой арабы отличались антиеврейскими настроениями.

В России, согласно авторам документа, после 1920 г. никогда не было проявлений антисемитизма, но они ощущались в некоторых краях, освобожденных Красной Армией - прежде всего на территории Украины, в Польше, в Румынии и т.д.

В заключение авторы констатировали, что только Италия осталась, возможно, единственной страной, в которой никогда не было антисемитизма, и, дай Боже, высказывали пожелание составители доклада, чтобы подобное отношение к евреям никогда не изменилось.

Таково содержание этих документов, обнаруженных мною в Архиве внешней политики Министерства иностранных дел Российской Федерации (АВП РФ, фонд 098, опись 26, папка 153, дело 19). Составлены они на французском языке. Если аналогичные послания оказались в тот момент направлены и в адрес министров иностранных дел других великих держав - союзниц по антигитлеровской коалиции, логично предположить, что они, вполне вероятно, могут находиться в соответствующих внешнеполитических архивах данных стран.

Недостатки и зачастую поверхностная аргументация выдвинутых представителями упомянутых международных еврейских организаций проектов вполне очевидны. Заметная поспешность их разработчиков и недостаточная продуманность этих планов бросаются в глаза. Вероятнее всего именно поэтому они и оказались скоро забыты и списаны в архив.

Можно было бы долго рассуждать о том, что страна, на исторической территории которой должно было, по замыслам авторов проекта, строиться новое независимое государство, оказывалась как бы не у дел и странным образом непричастной к решению этой проблемы. Никто не собирался спрашивать об этом не только обанкротившееся нацистское руководство, но и само население подлежавших геополитической перекройке немецких земель. В данных планах совсем не находилось места для определения места и роли самих обладателей данной территории - немцев. Таких труднообъяснимых недоговоренностей и игнорирования многих жизненно важных проблем в этих умозрительных, оторванных от реальности проектах оказывается предостаточно. Но так как в реальной политике не удается выдавать желаемое за действительное, предложенный план и оказался с самого начала нежизнеспособным и не мог восприниматься всерьез.

Что же касается великих держав - союзниц по антигитлеровской коалиции, то в выстраивавшейся ими на основе Ялтинских соглашений, подтвержденных затем в своих главных направлениях в Потсдаме, новой системе международных отношений основные линии были уже определены, и планам, наподобие предлагавшихся, уже не находилось места. К решению вопроса об образовании самостоятельного еврейского государства мировое сообщество приступило позднее. Как известно, через два года после окончания войны получил осуществление план сионистов, взоры которых притягивала территория Палестины. Так, на основе достигнутых соглашений именно там, а не как предлагали разработчики представленных планов - в Германии, на основе принятого Генеральной ассамблеей ООН 29 ноября 1947 г. решения и было создано государство Израиль.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОЕКТ-СОЗДАНИЯ-ЕВРЕЙСКОГО-ГОСУДАРСТВА-НА-ГЕРМАНСКОЙ-ЗЕМЛЕ-В-1945-году

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ЛЮБИН В. П., ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ГЕРМАНСКОЙ ЗЕМЛЕ В 1945 году // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.06.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОЕКТ-СОЗДАНИЯ-ЕВРЕЙСКОГО-ГОСУДАРСТВА-НА-ГЕРМАНСКОЙ-ЗЕМЛЕ-В-1945-году (дата обращения: 23.04.2024).

Автор(ы) публикации - ЛЮБИН В. П.:

ЛЮБИН В. П. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
201 просмотров рейтинг
18.06.2021 (1040 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ГЕРМАНСКОЙ ЗЕМЛЕ В 1945 году
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android