Libmonster ID: RU-8340
Автор(ы) публикации: С. ДМИТРИЕВ

Изд-во Ленинградского государственного ордена Ленина университета. Ленинград. 1947. 491 стр.

Большая книга проф. С. Б. Окуня, изданная Ленинградским университетом, содержит, как сообщает об этом её автор, только часть курса, "посвященного истории СССР в первой половине XIX века". Она охватывает время с 1796 по 1825 год. Свой курс автор строит, исходя из наличия учебников для высшей школы по общей истории СССР. Об этом автор говорит в предисловии к книге: "Наличие учебников по истории СССР даёт возможность автору, не стремясь к систематическому обзору всех моментов данного периода, сконцентрировать своё внимание на ряде главнейших проблем и в то же время уделить достаточное место некоторым вопросам, в учебных пособиях обычно не представленным" (стр. 3).

Такая установка автора представляется вполне правильной как с научной, так и с методической точки зрения. Но из этого правильного утверждения следует, что целые общие курсы, а особенно их части не должны расходиться с учебниками в важнейшей стороне любой исторической науки - в периодизации.

Однако С. Б. Окунь в своём курсе отступил от общепринятой периодизации вузовских учебников. Это отступление выразилось во включении царствования Павла I в историю СССР XIX века. Такое отступление неприемлемо с методической стороны, так как общий курс не может находиться в противоречии с периодизацией вузовских учебников, будучи органически я всегда с ними связанным.

Отнесение царствования Павла I к истории Российской империи XIX в. является необоснованным не только методически, но и по существу. Сам автор курса неоднократно (стр. 8, 10, 12, 15, 20, 32) указывает при рассмотрении историй 1796 - 1801 гг. на общность политики Павла I и Екатерины II. Так, говоря о внешнеполитических принципах Павла I, автор указывает, что они сложились ещё в 1788 г., т.е. почти за 10 чет до конца царствования Екатерины II и накануне буржуазной революции во Франции: "Они (эти принципы. - С. Д. ), в сущности, являлись традиционными принципами для русской внешней политики середины XVIII века" (стр. 32). Давая общую оценку времени Павла I, С. Б. Окунь пишет: "Это царствование не разрушает всего сделанного Екатериной, за исключением военных реформ, а полностью продолжает екатерининскую политику укрепления господства крепостников-помещиков и вносит лишь в методы её проведения некоторые коррективы" (стр. 30). Эти правильные выводы автора достаточно убедительно показывают научную необоснованность сделанной автором же попытки отнести царствование Павла I к истории СССР первой половины XIX века. А между тем осуществление этой попытки потребовало целых 100 страниц книги, т. е. свыше пятой части её объёма.

В соответствии со своей общей установкой, изложенной в предисловии, С. Б. Окунь не стремится дать в своём курсе систематический обзор всех моментов данного периода. Он сосредоточил внимание главным образом на истории внешней и внутренней политики российского царизма, а также на истории революционного движения в России. Разделы, посвященные истории отдельных народов СССР и истории культуры, автор обещает изложить в следующей части своего курса.

Особенно обстоятельно и полно (иногда даже с чрезмерными для общего курса подробностями) даны разделы, посвященные военной и военно-морской истории нашей Родины. Эти разделы имеют важное научное и политико-воспитательное значение. В советской учебной исторической литературе впервые так глубоко и с таким богатством фактов освещены войны России с Францией 1798 - 1799, 1805 - 1807, 1812 - 1815 гг., русско-турецкая война 1806 - 1812 гг., стратегий и "тактика великого русского полководца М. И. Кутузова и талантливого флотоводца Д. Н. Сенявина.

Очень интересны и заслуживают всяче-

стр. 118

ского внимания соображения С. Б. Окуня о существовании единого, общего источника для планов войны в 1812 г., с которыми выступали различные лица из окружения Александра I (стр. 234 - 235). Путём тонких и остроумных наблюдений автор приходит к любопытному положению, гласящему, что таким единым и общим источником были задолго до 1812 г. ясно выдвинутые М. И. Кутузовым новые принципы военного искусства, предназначенные для разгрома "непобедимого" Наполеона I. Автор выдвигает смелый тезис: "Русская армия уже в начале войны 1812 года действовала на основе стратегических принципов Кутузова, хотя Кутузов к её руководству в этот период никакого отношения не имел. Что же касается Барклая, то он являлся лишь добросовестным исполнителем тех основных принципов, которые были выдвинуты гениальным русским полководцем ещё в предшествующих войнах с Францией и Турцией в 1805 и 1811 гг." (стр. 237). Правда, это положение ещё нуждается в большем числе конкретных доказательств, но уже сейчас оно может быть принято.

Именно наличие таких новых положений, пусть, может быть, даже и не всегда уже вполне всесторонне обоснованных фактами, и составляет главную ценность курсов отдельных учёных. Оригинальная трактовка вопросов, постановка в курсе новых проблем учат студентов-историков навыкам самостоятельного критического мышления, способствуют приобретению студентами-историками творческого, исследовательского отношения к материалам истории. Наличие таких новых положений и мыслей (к вышеуказанному мы можем добавить, например, оценку Тильзитского мира, разбор государственно-правовой стороны возникновения Священного союза) составляет сильную сторону курса лекций С. Б. Окуня и выгодно отличает этот курс от некоторых других курсов по истории СССР, составители которых давали скорее учебники ухудшенного типа, нежели самостоятельные курсы.

Свежо и убедительно показана в разбираемом курсе самостоятельная и новая тактика морского боя против турецкого флота, разработанная и победоносно применённая на деле Сенявиным в 1807 году (стр. 194).

Хорошо раскрыто вредное для исхода всей кампании 1805 г. участие бездарного в военных делах Александра I и особенно его роль в дни аустерлицкой операции (стр. 144 - 148).

Интерес представляют мысли об основных началах построения и характера русской армии в XVIII в. и мероприятиях Павла I, направленных к неисполнимому и опасному для национально-государственных интересов России делу "пруссизации" русской армии (стр. 23 - 30).

Значительная часть книги (а следовательно, и курса) отведена рассмотрению движения дворянских революционеров-декабристов (стр. 368 - 490). Разбирая возникновение и развитие идеологии декабристов, автор убедительно показывает, что "не от работ западноевропейских мыслителей они шли к русской действительности, а от мрачной действительности они шла за ответом к этим авторам" (стр. 376). Ясно показана на основе развития мыслей А. Н. Пыпина совершенная несостоятельность утверждения, нередко встречающегося в исторической литературе, о будто бы имевшей место зависимости устава декабристского "Союза благоденствия" от устава немецкого Тугендбунда (стр. 383 - 385).

Интересны, и вполне уместны, методические мысли автора курса, считающего "только первую часть "Зелёной книги" программным документом "Союза благоденствия" (стр. 388). Однако эти мысли не представляются мне бесспорными. Вряд ли можно согласиться и с попыткой изобразить возникновение "Союза благоденствия" только как "победу умеренных элементов "Союза спасения" и над организационными принципами и над радикальными идеями, которые составляли будто бы "неписанный устав" "Союза спасения" (стр. 382). Известно, что устав был написан и обсуждался в письменном виде; это было отчётливо показано в работе М. В. Нечкиной "Союз спасения"1 .

Неправильной представляется и общая оценка "Союза благоденствия": "Всё же и эта организация была прогрессивной", "хотя программа "Союза благоденствия" в целом являлась шагом назад по сравнению с "Союзом спасения" (стр. 385). Слушатель курса и читатель книги не могут усвоить из этих формулировок правильного понимания значения и места "Союза благоденствия" в общем и внутренно едином процессе поступательного развития движения декабристов. "Союз благоденствия" будет понят ими как топтание на месте, может быть, как движение назад. Между тем в целом "Союз благоденствия" приобрёл в общественном движении своего времени то значение, которого не мог иметь более узкий по уставу и как бы замкнувшийся в своей конспирации "Союз спасения".

Вряд ли стоило в общем курсе так подробно останавливаться (стр. 442 - 445) на обстоятельствах междуцарствия в ноябре - декабре 1825 г. и особенно уделять столько места выяснению причин секретности отречения Константина Павловича от престола. Так ли уж эти причины существенны для понимания восстания 14 декабря 1825 года? Да и нет достаточных данных для окончательного решения вопроса об этих причинах, Автор сам сознаёт это положение и разумно поступает, определяя свои соображения по данному вопросу лишь как "некоторые предположения" (стр. 445). Но ещё разумнее было бы совсем устранить эти предположения из общего курса истории СССР как несущественные.

Вообще следовало бы при отборе вопросов и фактов для включения их в общий курс истории нашей страны поступать крайне осторожно и не допускать излишней загрузки курса. При большей требовательности к отбору материала и вопросов для общего курса, быть может, появилась бы и большая возможность для выполнения одного из обещаний предисловия к курсу С. Б. Окуня: "уделить достаточное место некоторым во-


1 "Исторические записки" N 23 за 1947 год.

стр. 119

просам, в учебных пособиях обычно не представленным".

В курсе по истории XIX в. можно было ожидать освещения вопросов о русском городе, о русской буржуазии, тем более что в учебниках эти важные вопросы не нашли ещё должного места. К сожалению, автор ограничился отрывочными и поверхностными упоминаниями об отдельных общеизвестных и прочно вошедших в вузовские учебники фактах (стр. 101 - 102, 110 - 111). В связи с этим указанные места кажутся скорее частицами одного из учебников, нежели органическими частями курса.

В курсе по истории СССР в начале XIX в. можно было ожидать освещения важнейшего вопроса - о взаимоотношениях России и зарубежных славян, русского народа и других славянских народов, - тем более что в учебниках эти вопросы не получили должного освещения. К сожалению, и в курсе С. Б. Окуня эти вопросы не поставлены; автор ограничился довольно случайными фактами из истории отношения царского правительства России к Сербии (стр. 137, 191, 301, 302, 309) да упоминанием о сочувствии декабристов освободительному движению славян в связи с программой Общества соединённых славян (стр. 434 - 435).

Незаслуженно бегло затронуты в курсе вопросы истории хозяйства. В книге, состоящей из 500 страниц, экономике, точнее сельскому хозяйству и промышленности, отведено 10 страниц (101 - 111).

В большом курсе, для построения которого С. Б. Окунь собрал обширный и ценный материал, встречаются иногда неточные и неудачные формулировки, отдельные ошибочные утверждения. Укажу на некоторые из них.

24 января 1803 г. было учреждено не "Новое положение об устройстве учебных заведений" (стр. 129), а лишь "Предварительные правила народного просвещения". Только 5 ноября 1804 г. в развитие этих предварительных правил изданы были два устава, действительно вводившие новое положение об устройстве учебных заведений. Основатель Прохоровской мануфактуры в Москве не был крепостным крестьянином и не выкупался на волю в 1815 году (стр. 110).

Вряд ли уместно для доказательства быстрого сближения грузинского дворянства с российским царизмом в первое время после присоединения Грузии к России приводить цитату из адреса грузинских дворян Николаю I, составленного в 1848 г., сообщая лишь довольно глухо: "Грузинские дворяне не грешили перед истиной, когда несколько позже (через 40 - 50 лет после описываемых событий. - С. Д. ) в одном из адресов, поданных Николаю I, писали..." (стр. 161).

Неясно изложен (стр. 267 - 268 и др.) важный вопрос о начале партизанской войны в 1812 году. Неоднократно отряд, созданный Д. В. Давыдовым в августе - сентябре 1812 г., называется "первым партизанским отрядом". И в то же время говорится, что "крестьянские партизанские отряды возникли значительно раньше, чем казачьи отряды Давыдова, Фигнера, Сеславина и др.". Именуя отряд Давыдова первым, автор имел в виду отряды армии, наряжаемые для партизанской войны. Нужно бы это сказать яснее. Говоря о завоевании "вассальных ханств Персии" (стр. 161) в 1803 - 1806 гг., автор напрасно нигде не называет их общим именем Азербайджана.

Из того, что М. И. Кутузов не хотел в начале 1813 г. перенести войну на территорию Австрии, а намеревался перенести её на территорию герцогства Варшавского и Восточной Пруссии, нельзя ничего заключить о его решении перенести войну в Западную Европу (стр. 285).

Неточно изложено возникновение декабристского "Союза спасения" (стр. 379): вместо шести его основателей названы пять (пропущен М. И. Муравьёв-Апостол). Начало вербовки новых членов в это Общество почему-то датировано осенью 1816 г., хотя известно, что П. И. Пестель стал членом Общества в августе 1816 г., а Новиков, Лунин, Шаховской и Глинка были приняты в Общество ранее Пестеля.

Однако наличие таких неточностей не исключает добротности основной массы материала и выводов рассматриваемого курса.

Книга С. Б. Окуня представляет интересный и ценный опыт в создании вузовских курсов по истории нашей Родины, призванных углублять и дополнять учебники по этой же дисциплине. Курс С. Б. Окуня ставит перед историками СССР ряд важных общих научно-методических вопросов о типе вузовских курсов и их соотношении с вузовскими учебниками.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОФ-С-Б-ОКУНЬ-ИСТОРИЯ-СССР-1796-1825-гг-КУРС-ЛЕКЦИЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Юрий ГалюкКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Galuk

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. ДМИТРИЕВ, ПРОФ. С. Б. ОКУНЬ. ИСТОРИЯ СССР 1796-1825 гг. КУРС ЛЕКЦИЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 04.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОФ-С-Б-ОКУНЬ-ИСТОРИЯ-СССР-1796-1825-гг-КУРС-ЛЕКЦИЙ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. ДМИТРИЕВ:

С. ДМИТРИЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Юрий Галюк
Санкт-петербург, Россия
3094 просмотров рейтинг
04.09.2015 (3128 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОФ. С. Б. ОКУНЬ. ИСТОРИЯ СССР 1796-1825 гг. КУРС ЛЕКЦИЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android