Libmonster ID: RU-16269

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ

Нарзикулова Ф.Б.,

доктор философии по психологическим наукам (PhD),

доцент кафедры  «Педагогики, Психологии и образовательных технологий» Самаркандского Регионального Центра Повышения и Переподготовки Квалификации Работников Народного Образования, Узбекистан

firuza-narzikulova@mail.ru

 

В данной статье  представлена структурная характеристика имиджа учителя, которая проявляется в индивидуально-психологических особенностях. Свое внимание, автор останавливает на стиле педагогической деятельности, который играет довольно значимую роль в аспекте изучаемого понятия. В статье рассматривается точка зрения, согласно которой, профессиональный имидж учителя объективизируется через язык. Самоконтроль и развитие культуры речи, способны обеспечить новый уровень профессионального имиджа учителя и т.п.

Ключевые слова: стиль поведения, манеру поведения, отношение к окружающим, жизненные установки, нравственное кредо, система отношений, стиль профессиональной деятельности, внешние и внутренние личные качества и т.п.

 

 

 

MANIFESTATION OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES IN THE STRUCTURAL CHARACTERISTIC OF THE TEACHER'S IMAGE

 

This article presents the structural characteristics of the teacher's image, which manifests itself in individual psychological characteristics. The author focuses his attention on the style of pedagogical activity, which plays a rather significant role in the aspect of the studied concept. The article discusses the point of view according to which the professional image of a teacher is objectified through language. Self-control and development of speech culture, which are able to provide a new level of the teacher's professional image, etc.

Key words: style of behavior, demeanor, attitude towards others, life attitudes, moral credo, system of relationships, style of professional activity, external and internal personal qualities, etc.

 

 

Представленный нам в научно - исследовательской литературе обзор психологической теории и практики структуры профессионального имиджа, где в свою очередь, значительную роль занимают соответствующие индивидуально-психологические особенности личности. При этом, как показывает нам анализ, в зависимости от сферы педагогической деятельности и общества, данные особенности могут изменяться. На основе анализа научных трудов, большинство ученых в качестве таких индивидуально-психологических особенностей выделяют, как внешние, так и внутренние черты, свойства, состояния, проявления или более конкретные качества, которые могут прямо или косвенно характеризовать психологию содержания профессионального имиджа учителя.

При изучении структуры профессионального имиджа, многие ученые исследователи выделяют следующие составляющие:

- аудиовизуальная культура личности, т.е. грамотность и приятность речи, манера держаться, поведение, внешний вид, стиль одежды и пр.;

- стиль поведения, т.е. различные аспекты поведения личности;

- система ценностей человека, т.е. жизненные установки, нравственное кредо, система отношений, что накладывает отпечаток на внешность, манеру поведения, отношение к окружающим;

- атрибуты, подчеркивающие статус и стремление личности, т.е. обстановка на рабочем месте, дома, домашние животные и пр.;

- привлекательный психологический образ, который, как правило, выражается во внешнем и внутреннем спокойствие, активности, доброжелательности, миролюбии и пр. [4].

Существует так же утверждение, что при определении структуры профессионального имиджа учителя целесообразно сфокусировать свое внимание на стиле педагогической деятельности, который играет довольно значимую роль в аспекте изучаемого понятия. При этом современному педагогу с развитым профессиональным имиджем, как правило, свойственен один из следующих индивидуальных стилей профессиональной деятельности:

- стихийно-адаптивный, т.е. педагог ориентирован на педагогическое взаимодействие с участниками учебно-воспитательного процесса, желает творчески и продуктивно работать, выражает радость и удовольствие от проделанной работы;

- имитационно-ролевой, т.е. педагог работает с удовольствием, стремится организовать продуктивное взаимодействие с учащимися, проявляет заинтересованность результатами собственной профессиональной деятельности и пытается создать необходимые условия для получения удовольствия от выполненной работы;

- ситуативно-модификационный, т.е. педагог характеризуется определенной профессиональной направленностью, проявляющийся в удовлетворении избранной профессией, результатами собственной профессиональной деятельности, прослеживается мотивация учителя по формированию личности ученика средствами собственного предмета, структурирования своей деятельности с целью улучшения ее производительности, которой порой присущ неустойчивый характер;

- инновационно - познавательный, т.е. педагог стремится работать в выбранной им сфере, активно и творчески сотрудничает с учениками;

- индивидуально-творческий, т.е. педагог концентрирует свое внимание только на педагогической деятельности, стремится применять личностный потенциал в научной, исследовательской отрасли [2].

Существует и такая точка зрения, согласно которой, профессиональный имидж учителя объективизируется через язык. В частности, имеет важное значение:

- правильность, уместность, чистота речи;

- знание риторики, навыков красноречия и ведения полемики;

- самоконтроль и развитие культуры речи, которые в состоянии обеспечить новый уровень профессионального имиджа учителя.

Чтобы достичь успеха, учитель должен придерживаться определенных норм речевого общения, а именно:

- логических (достоверность, последовательность, доказательность, непротиворечивость, фразовая и тематическая определенность);

- грамматических;

- психологических (действенность, перцептивная, мнемическая и познавательная доступность, содержательная привлекательность, эмоциональность);

- эстетических (фонетическая, лексическая, синтаксическая) [5].

В структуре профессионального имиджа педагога некоторые исследователи выделяют следующие основные составляющие:

- внешние;

- внутренние;

- личные качества.

В свою очередь внешние составляющие характеризуются габитарным, вербальным, кинетическим, средовым элементами. А внутренние составляющие включают знания, умения, способности, ценности, самооценку учителя. К личностным качествам относятся природные качества (голос, слух, внешняя привлекательность), качества, которые являются следствием образования и воспитания (нравственные ценности, тактичность, артистизм), а также качества, связанные с жизненным и профессиональным опытом (находчивость, педагогическая эрудиция, инициативность) [1].

На основе анализа психолого-педагогических источников, проведенный учеными исследователями, доказывает, что в профессиональном имидже учителя важное значение имеют следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный, который отражает уровень мотивации учителя к осуществлению педагогической деятельности;

- компетентностный, который раскрывает систему профессионализма учителя;

- деятельностный, который отражает систему личностных норм регуляции поведения и раскрывает систему профессионализма учителя;

- коммуникативный, который характеризуется конструктивностью профессионально-педагогического общения.

Первый, мотивационно-ценностный компонент включает следующие показатели:

- мотивированность к профессиональному развитию и саморазвитию;

- ценностное отношение к профессионально-педагогической самореализации;

- социально активную жизненную и педагогическую позицию.

Второй, компетентностный компонент характеризуется такими показателями как:

- продуктивное сотрудничество с различными социальными группами;

- наличие и пополнение знаний из педагогики, психологии, имиджелогии;

- креативность и инициативность.

Третий, деятельностный компонент имеет следующие показатели:

- стремление к целеполаганию в деятельности;

- способность к самоорганизации и самоконтролю;

- способность к рефлексии.

Заключительный, коммуникативный компонент включает такие показатели, как:

- культура речи;

коммуникативное поведение;

эмоциональная стабильность [3].

Таким образом, исходя из вышеизложенного полагается целесообразным заключить, что рассмотрение теоретических основ исследования профессионального имиджа учителя в психологической науке позволяет нам сформулировать следующие выводы:

- проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что на сегодняшний день, в условиях стремительного развития образовательной сферы, активизации конкурентной среды, все чаще в поле зрения ученых попадает проблема профессионального имиджа современного учителя. Данная тенденция в большей степени обусловлена ростом потребностей применения коммуникационного пространства, где происходит продвижение различных продуктов педагогической деятельности. Кроме того, актуализация исследования профессионального имиджа происходит вместе с познанием группового поведения, а возрастающая активность коммуникационных технологий способствует еще большему выделению проблемы по изучаемому явлению в отдельную науку со своей спецификой, теоретико-методологической базой и технологиями;

- опираясь на обобщенные подходы различных исследователей, полагается целесообразным под профессиональным имиджем учителя понимать целостный, всегда социально обусловленный, относительно устойчивый эмоционально окрашенный образ-представление сложившиеся в сознании определенного социума, который обеспечивает достижение субъектом-прообразом профессионально-значимых целей, а также способствует и саморазвитию. Сущность профессионального имиджа раскрывается в удовлетворении соответствующей потребности восприятия социального окружения, их ожидания, а также констатации изучаемого явления самой личностью педагога, исходя из потребностей, направленных на самосовершенствования и достижения все большего успеха в профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональный имидж призван дать целостное видение характерных особенностей и ценностных ориентаций современного типа личности педагога-профессионала, который эффективно действует в постоянно меняющихся социально-экономических условиях конкурентной среды, рынка образовательных услуг;

- психологическая практика показывает, что эффективная профессиональная деятельность современного учителя начального образования отличается своей сложностью, творческим характером, наличием довольно широкого спектра функций и насыщенностью социально-психологического содержания. При этом, арсенал форм и средств, с помощью которых учитель осуществляет профессиональную деятельность достаточно широк и включает учебную, внеклассную работу, работу с коллегами, а также с родителями учеников и пр. Осуществление профессиональной деятельности требует от учителя индивидуально-дифференцированного подхода к обучаемым детям, установления субъект -субъектных взаимоотношений педагог - обучаемый, организации взаимодействия с учениками, учебно-воспитательного процесса в целом, применение передовых образовательных технологий и пр.;

- конкретизируя содержательно-психологический аспект, целесообразно выделить следующие обобщенные структурные компоненты эффективной профессиональной деятельности современного учителя начального образования:

- мотивационно-ценностный, который охватывает преимущественно сформированность соответствующей направленности учителя на осуществление педагогической деятельности, профессиональное самосовершенствование;

- когнитивный, который охватывает преимущественно психолого-педагогические знания, овладение которыми обеспечивает теоретическую готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности;

- процессуальный, который охватывает преимущественно совокупность умений, качество усвоения которых необходимы для реализации профессиональной деятельности, эффективного и адекватного решения возникающих педагогических ситуаций;

- аналитико-результативный, который предполагает преимущественно анализ, осмысление, самоанализ проделанной работы, что требует критичности мышления, способности к оценочным суждениям, рефлексии и коррекции результатов собственной профессиональной деятельности.

 

Использованная литература:

  1. Варданян М.Р. Структурно-функциональная модель имиджа педагога как фактор здоровьесбережения субъектов образовательного процесса основной школы // Имиджелогия -2007 имидж как феномен современной цивилизации Материалы V Международногосимпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой - М РИЦ АИМ, 2007.- С. 109-116.
  2. Горбушкина О. Имидж педагога // Школ. психолог: прил. к газ. «Первое сентября». - 2011. - №8. - С. 10-12.
  3. Пономарева Г. Имидж современного педагога. // Директор школы. - 2009. - №7. - С. 30-34.
  4. Попова В.В. Онтологическая модель профессионального имиджа. // Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2014/fill12.html
  5. Салманова О. Изучаем имидж современного педагога // Учитель: журнал в журнале. - 2010. - №6. - С. 58-62.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОЯВЛЕНИЕ-ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ-ОСОБЕННОСТЕЙ-В-СТРУКТУРНОЙ-ХАРАКТЕРИСТИКЕ-ИМИДЖА-УЧИТЕЛЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Фируза НарзикуловаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/RFB

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент кафедры, ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 03.12.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОЯВЛЕНИЕ-ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ-ОСОБЕННОСТЕЙ-В-СТРУКТУРНОЙ-ХАРАКТЕРИСТИКЕ-ИМИДЖА-УЧИТЕЛЯ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент кафедры:

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент кафедры → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Фируза Нарзикулова
Tashkent, Узбекистан
305 просмотров рейтинг
03.12.2020 (1234 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android