ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В данной статье на основе анализа раскрывается психологическое содержание профессиональной деятельности учителя с точки зрения психологии. В статье раскрываются понятия гностических, прогностических и коммуникативных умений. Коммуникативные умения в психологической науке выступают, как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений вербального общения и умений педагогической техники.
PSYCHOLOGICAL CONTENT
PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER
Based on the analysis, this article reveals the psychological content of the teacher's professional activity from the point of view of psychology. The article reveals the concepts of gnostic, prognostic and communicative skills. Communication skills in psychological science act as interconnected groups of perceptual skills, verbal communication skills and skills of pedagogical technique.
Key words: modern educational process, teacher, teacher's image, perceptual skills, subject-subject interaction, socio-psychological problem, personality of a specialist, natural characteristics of a teacher's personality, needs, self-improvement, image, theoretical and methodological base.
На основе анализа научно - исследовательской литературы, результативная деятельность учителя также предусматривает установление соответствующего взаимодействия в системе педагог – обучаемый, что включает в себя, на наш взгляд психологическое содержание
профессиональной деятельности учителя.
Этот процесс, в свою очередь, требует от учителя определенных знаний о роли, функций и видов общения, важности для педагога ведения действенного диалога со всеми участниками образовательного процесса, в который входят обучаемые, администрация школы, родители обучаемых, педагогических коллектив и др. [14; 15; 30].Учитывая то, что данные вопросы достаточно полно освещены в соответствующих научных источниках, считаем нецелесообразным их дальнейшее детальное раскрытие.
Следующей, выше выделенной содержательной составляющей педагогической деятельности, которое отражает психологическое содержание, является процессуальный компонент. Становится, очевидно, на наш взгляд, что осуществление педагогической деятельности предполагает, прежде всего, сформированность у педагога определенных умений, которые позволяют:
- анализировать сложившуюся педагогическую ситуацию в условиях образовательного процесса;
- устанавливать тесный контакт с обучаемыми детьми;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение обучаемых детей;
- прогнозировать развитие обучаемых детей;
- моделировать систему взаимоотношений;
- личным примером обучать детей.[17; 22]
Следовательно, педагог должен обладать совокупностью следующих умений:
- гностических;
- прогностических;
- коммуникативных;
- организаторских [1; 41].
Как известно, эти умения, являются критериями профессионализма педагога в целом и необходимы для реализации эффективного влияния на обучаемых, в частности. Так, гностические умения образуют интеллектуальный фундамент профессионального педагогического труда, способности выполнять операции логического характера, обеспечивают развитие педагогического мышления, глубокие и действенные знания о психике обучаемого, понимание его психических состояний и пр. Все это имеет важное значение, позволяя педагогу выделять главные побудительные мотивы, цели, интересы, потребности обучаемых детей, оптимально проводить анализ того, что происходит в сфере жизнедеятельности ребенка, воспринимать и обобщать фактическую информацию о характере взаимоотношений ученика с окружающими людьми, о формах поведения школьников в различных ситуациях, как в процессе обучения, так и вне его[6; 32].
В рамках прогностических умений, то они делают практически возможным с опорой на знание психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития обучаемых прогнозировать индивидуальный и, как правило, неповторимый процесс развития ребенка, его мотивационной сферы, интеллектуальных особенностей, поведения, индивидуально-психологических особенностей, возможных проблем в установлении оптимальных межличностных взаимоотношений с окружающим социумом. Обоснованный прогноз относительно возможных действий, поведения обучаемых, умение предвидеть проблемы в их развитии и становлении межличностных отношений в учебном коллективе является базой эффективного влияния педагога на целенаправленное развитие, как отдельного ребенка, так и класса в целом, на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, что имеет довольно важное значение для становление личности обучаемого в целом [16; 27].
При этом, важное значение для педагога имеют тесно связанные с гностическими и прогностическими умениями коммуникативные умения. Последние в психологической науке выступают, как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений вербального общения и умений педагогической техники [11; 34; 35].Так, перцептивные умения, как умение восприятия, понимания другого человека позволяют современному педагогу действенно проникать в психологическую сущность обучаемых детей, определять их индивидуально-психологические особенности, внутренние состояния, объективно воспринимать и интерпретировать информацию о собеседнике, видеть главное в другом человеке, определять его отношение к моральным ценностям и пр. [13; 42; 43].
Как правило, перцептивные умения проявляются в таких основных свойствах личности, как:
- чувство эмпатии, которая проявляется в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию обучаемого, в умении видеть мир глазами ребенка;
- чувство меры и такта, что выражается в умении придерживаться нормы во взаимоотношениях с обучаемыми, проявляя к ним чуткость, объективность, сочувствие и терпимость, чувство причастности, что выражается в чувствительности к достоинствам и недостаткам собственной деятельности и деятельности детей [3; 33].
Следовательно, информация, полученная педагогом благодаря перцептивным умениям, является необходимой предпосылкой эффективного общения учителя с детьми в различных педагогических ситуациях и на всех этапах образовательного процесса.
Эффективность коммуникаций педагога предполагает овладение им соответствующей психолого-педагогической техникой, т.е. владением словом, правильной дикцией, мимикой и жестикуляцией, умения выбрать оптимальный стиль и тон, управлять вниманием детей, чувства темпа и др. Так, сформированность коммуникативных умений имеет особое значение в осуществлении педагогической деятельности. В процессе межличностной перцепции на основе восприятия обучаемого, его внешних признаков, соотнесение их с личностными свойствами, интерпретации на этой основе его поступков создается психологический образ ребенка, прогнозируются его действия [26; 27; 28; 31; 40].
Способность педагога адекватно воспринимать обучаемого, точно определять причинно-следственные связи, оценивать личностные особенности, прогнозировать поведенческие реакции – все это является надежной основой для установления доверительных взаимоотношений с ребенком, без которых невозможно формирование личности. Особенно важное место занимают умения педагогического общения, способность ведения диалога, достижения взаимопонимания со всеми участниками педагогического процесса, что весьма актуализирует диалоговые межличностные связи, как по вертикали (педагог - обучаемый), так и по горизонтали (обучаемый - обучаемый), без чего практически невозможно решать вопрос полноценного развития детей [5; 25; 26].
Для сохранения духовного и душевного здоровья взаимоотношений с обучаемыми педагог должен создавать ситуации взаимной поддержки и помощи, учить повиновению относительно замечаний и оценок, терпению во время выполнения заданий, создавать ситуации смены лидерства, учить воздержанию от самодовольства, поддерживать веру друг в друга, не позволять детям суетиться, учить воздерживаться от грусти поражения, не потакать лишним препирательствам. Непосредственное взаимодействие педагога с обучаемыми зависит от его способности к педагогической импровизации, владение педагогической техникой, умение свободно вести себя, управлять собственным психическим состоянием, четко и эмоционально, открыто выражать собственные чувства и мысли, постоянно ощущать и поддерживать связь в общении [7; 10].
Не менее важное значение в деятельности педагога имеют организаторские умения, которые, в свою очередь, взаимосвязаны с коммуникативными умениями. Они в целом позволяют педагогу привлекать обучаемых детей в различные виды деятельности, превращать ребенка из объекта в субъект воспитания, благодаря чему он выступает как равноправный субъект деятельности, взаимодействует с окружающим как носитель собственного сознания и собственной воли. Сформированность организаторских умений способствует эффективному развитию у обучаемых устойчивых интересов, морально-ценностных установок, потребности в познании и самопознании, созданию условий для развития индивидуальных особенностей, стимулирование активного отношения к окружающей действительности и к себе, формирование в процессе обучения атмосферы совместного переживания. Владение организаторскими умениями определяют также эффективность сотрудничества педагога с родителями обучаемых, коллегами по работе, успешное взаимодействие с которыми имеет важное значение для учащихся [2; 18; 38].
Наиболее важным аспектом профессиональных умений педагога также вступает владение методом художественно-образного преподавания, которое адекватно соответствует потребностям младшего ученика, а потому является эффективным средством пробуждения активности ребенка, развития его познавательных интересов и возможностей, моральных и социальных способностей, культуры чувств и волевой активности. При этом это не означает простую наглядность. Образными элементы наглядности становятся тогда, когда указывают на определенные качества, человеческие достижения, душевные движения, духовные связи. Представленное в таком виде образное повествование привлекает внимание обучаемых, побуждает к сопереживанию, совместной творческой работе, влияет на чувства ребенка, стимулирует его мышление [12; 23;24;36;37].
В педагогической деятельности также, достаточно важным является непосредственная организация усвоения урочной темы, проведение занятий с привлечением интерактивных технологий (игр, дискуссий, соревнований, аукционов, конкурсов, мозгового штурма, фантазий и т.п.). Это способствует организации сотрудничества обучаемого с педагогом и сверстниками, обеспечивает эффективное субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса, открывает для обучаемых возможности установки отзывчивых, преданных взаимоотношений, сотрудничества с педагогом и сверстниками, позволяет реализовать естественное стремление каждого обучаемого к общению, способствует достижению высоких результатов усвоения знаний и формирования умений [8; 14; 15; 19].
Заключительным структурным компонентом, характеризующим современную педагогическую деятельность, является аналитико-результативный компонент. В рамках его, полагается целесообразным отметить, что выдающимся аспектом работы учителя является постоянный анализ, осмысление, экспертиза собственных действий и состояний, которые выражаются в рефлексии деятельности. В целом в психологической науке под рефлексией, как правило, понимают внутреннюю психическую деятельность личности педагога, направленную на осмысление своих собственных действий и состояний, самопознание своего духовного мира. Педагогическая рефлексия помогает педагогу взглянуть на осуществляемую профессиональную деятельность с позиции другого человека, развить соответствующее отношение к ней, занять позицию вне ее, над ней с целью выработки суждения о ней. Также данное явление определяет отношение учителя к самому себе как к субъекту педагогического труда, предвидение себя в различных профессиональных ситуациях. Способность сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия помогает педагогу осознать то, каким он является в действительности, как воспринимается и оценивается окружающими [9; 20;21;29].
Реализация профессиональной экспертизы осуществляемого труда требует от педагога довольно развитого самосознания, которое представляется в виде осознания и соответствующей оценкой индивидом собственного мировоззрения, мотивов поведения и интересов, целостной самооценкой. Профессиональное самосознание позволяет педагогу осознавать свои актуальные потребности, жизненные ценности, мотивы педагогического труда, осуществлять оценку своих профессиональных возможностей и соотносить их с значимыми требованиями, формировать свою линию поведения, индивидуальный стиль педагогической деятельности. При этом наиболее значимыми структурными составляющими развитого самосознания педагога вступают:
- самонаблюдение педагога за своим внутренним состоянием, переживаниями, поведением, деятельностью, т.е. безоценочная фиксация фактов, накапливающихся из актов самовосприятия и самочувствия;
- самопознание педагога, т.е. определение учителем своих возможностей, способностей, уровня развития необходимых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и поведении;
- самоанализ педагога, т.е. умственное распределение учителем своих состояний, особенностей, действий, поступков на отдельные составляющие и установление причинно-следственных связей между этими составляющими;
- критическая самооценка педагога, т.е. отношение учителя к собственной деятельности, действиям, способностям, чувствам и определение им уровня собственной значимости, своих возможностей, места среди других людей и их отношения к себе [4; 39].
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно заключить, что профессиональная деятельность современного учителя начального образования отличается своей сложностью, творческим характером, наличием довольно широкого спектра функций и насыщенностью социально-психологического содержания. При этом, арсенал форм и средств, с помощью которых учитель осуществляет профессиональную деятельность достаточно широк и включает учебную, внеклассную работу, работу с коллегами, а также с родителями учеников и пр. Осуществление профессиональной деятельности требует от учителя индивидуально-дифференцированного подхода к обучаемым детям, установления субъект-субъектных взаимоотношений педагог-обучаемый, организации взаимодействия с учениками, учебно-воспитательного процесса в целом, применение передовых образовательных технологий и пр.
Конкретизируя содержательно-психологический аспект, целесообразно выделить следующие обобщенные структурные компоненты профессиональной деятельности современного учителя начального образования:
- мотивационно-ценностный, который охватывает преимущественно сформированность соответствующей направленности учителя на осуществление педагогической деятельности, профессиональное самосовершенствование;
- когнитивный, который охватывает преимущественно психолого-педагогические знания, овладение которыми обеспечивает теоретическую готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности;
- процессуальный, который охватывает преимущественно совокупность умений, качество усвоения которых необходимы для реализации профессиональной деятельности, эффективного и адекватного решения возникающих педагогических ситуаций;
- аналитико-результативный, который предполагает преимущественно анализ, осмысление, самоанализ проделанной работы, что требует критичности мышления, способности к оценочным суждениям, рефлексии и коррекции результатов собственной профессиональной деятельности.
Использованная литература:
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |