Libmonster ID: RU-16251

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

         В данной статье на основе анализа раскрывается психологическое содержание профессиональной деятельности учителя с точки зрения психологии. В статье раскрываются понятия гностических, прогностических и коммуникативных умений. Коммуникативные умения в психологической науке выступают, как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений вербального общения и умений педагогической техники.

 

PSYCHOLOGICAL CONTENT

PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

          Based on the analysis, this article reveals the psychological content of the teacher's professional activity from the point of view of psychology. The article reveals the concepts of gnostic, prognostic and communicative skills. Communication skills in psychological science act as interconnected groups of perceptual skills, verbal communication skills and skills of pedagogical technique.

 

Key words: modern educational process, teacher, teacher's image, perceptual skills, subject-subject interaction, socio-psychological problem, personality of a specialist, natural characteristics of a teacher's personality, needs, self-improvement, image, theoretical and methodological base.

       

  На основе анализа научно - исследовательской литературы, результативная деятельность учителя также предусматривает установление соответствующего взаимодействия в системе педагог – обучаемый, что включает в себя, на наш взгляд психологическое содержание
профессиональной деятельности учителя.

           Этот процесс, в свою очередь, требует от учителя определенных знаний о роли, функций и видов общения, важности для педагога ведения действенного диалога со всеми участниками образовательного процесса, в который входят обучаемые, администрация школы, родители обучаемых, педагогических коллектив и др. [14; 15; 30].Учитывая то, что данные вопросы достаточно полно освещены в соответствующих научных источниках, считаем нецелесообразным их дальнейшее детальное раскрытие.

Следующей, выше выделенной содержательной составляющей педагогической деятельности, которое отражает психологическое содержание, является процессуальный компонент. Становится, очевидно, на наш взгляд,  что осуществление педагогической деятельности предполагает, прежде всего, сформированность у педагога определенных умений, которые позволяют:

- анализировать сложившуюся педагогическую ситуацию в условиях образовательного процесса;

- устанавливать тесный контакт с обучаемыми детьми;

- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение обучаемых детей;

- прогнозировать развитие обучаемых детей;

- моделировать систему взаимоотношений;

- личным примером обучать детей.[17; 22]

Следовательно, педагог должен обладать совокупностью следующих умений:

- гностических;

- прогностических;

- коммуникативных;

- организаторских [1; 41].

Как известно, эти умения, являются критериями профессионализма педагога в целом и необходимы для реализации эффективного влияния на обучаемых, в частности. Так, гностические умения образуют интеллектуальный фундамент профессионального педагогического труда, способности выполнять операции логического характера, обеспечивают развитие педагогического мышления, глубокие и действенные знания о психике обучаемого, понимание его психических состояний и пр. Все это имеет важное значение, позволяя педагогу выделять главные побудительные мотивы, цели, интересы, потребности обучаемых детей, оптимально проводить анализ того, что происходит в сфере жизнедеятельности ребенка, воспринимать и обобщать фактическую информацию о характере взаимоотношений ученика с окружающими людьми, о формах поведения школьников в различных ситуациях, как в процессе обучения, так и вне его[6; 32].

В рамках прогностических умений, то они делают практически возможным с опорой на знание психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития обучаемых прогнозировать индивидуальный и, как правило, неповторимый процесс развития ребенка, его мотивационной сферы, интеллектуальных особенностей, поведения, индивидуально-психологических особенностей, возможных проблем в установлении оптимальных межличностных взаимоотношений с окружающим социумом. Обоснованный прогноз относительно возможных действий, поведения обучаемых, умение предвидеть проблемы в их развитии и становлении межличностных отношений в учебном коллективе является базой эффективного влияния педагога на целенаправленное развитие, как отдельного ребенка, так и класса в целом, на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, что имеет довольно важное значение для становление личности обучаемого в целом [16; 27].

При этом, важное значение для педагога имеют тесно связанные с гностическими и прогностическими умениями коммуникативные умения. Последние в психологической науке выступают, как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений вербального общения и умений педагогической техники [11; 34; 35].Так, перцептивные умения,  как умение восприятия, понимания другого человека позволяют современному педагогу действенно проникать в психологическую сущность обучаемых детей, определять их индивидуально-психологические особенности, внутренние состояния, объективно воспринимать и интерпретировать информацию о собеседнике, видеть главное в другом человеке, определять его отношение к моральным ценностям и пр. [13; 42; 43].

Как правило, перцептивные умения проявляются в таких основных свойствах личности, как:

- чувство эмпатии, которая проявляется в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию обучаемого, в умении видеть мир глазами ребенка;

- чувство меры и такта, что выражается в умении придерживаться нормы во взаимоотношениях с обучаемыми, проявляя к ним чуткость, объективность, сочувствие и терпимость, чувство причастности, что выражается в чувствительности к достоинствам и недостаткам собственной деятельности и деятельности детей [3; 33].

Следовательно, информация, полученная педагогом благодаря перцептивным умениям, является необходимой предпосылкой эффективного общения учителя с детьми в различных педагогических ситуациях и на всех этапах образовательного процесса.

Эффективность коммуникаций педагога предполагает овладение им соответствующей психолого-педагогической техникой, т.е. владением словом, правильной дикцией, мимикой и жестикуляцией, умения выбрать оптимальный стиль и тон, управлять вниманием детей, чувства темпа и др. Так, сформированность коммуникативных умений имеет особое значение в осуществлении педагогической деятельности. В процессе межличностной перцепции на основе восприятия обучаемого, его внешних признаков, соотнесение их с личностными свойствами, интерпретации на этой основе его поступков создается психологический образ ребенка, прогнозируются его действия [26; 27; 28; 31; 40].

Способность педагога адекватно воспринимать обучаемого, точно определять причинно-следственные связи, оценивать личностные особенности, прогнозировать поведенческие реакции – все это является надежной основой для установления доверительных взаимоотношений с ребенком, без которых невозможно формирование личности. Особенно важное место занимают умения педагогического общения, способность ведения диалога, достижения взаимопонимания со всеми участниками педагогического процесса, что весьма актуализирует диалоговые межличностные связи, как по вертикали (педагог - обучаемый), так и по горизонтали (обучаемый - обучаемый), без чего практически невозможно решать вопрос полноценного развития детей [5; 25; 26].

Для сохранения духовного и душевного здоровья взаимоотношений с обучаемыми педагог должен создавать ситуации взаимной поддержки и помощи, учить повиновению относительно замечаний и оценок, терпению во время выполнения заданий, создавать ситуации смены лидерства, учить воздержанию от самодовольства, поддерживать веру друг в друга, не позволять детям суетиться, учить воздерживаться от грусти поражения, не потакать лишним препирательствам. Непосредственное взаимодействие педагога с обучаемыми зависит от его способности к педагогической импровизации, владение педагогической техникой, умение свободно вести себя, управлять собственным психическим состоянием, четко и эмоционально, открыто выражать собственные чувства и мысли, постоянно ощущать и поддерживать связь в общении [7; 10].

Не менее важное значение в деятельности педагога имеют организаторские умения, которые, в свою очередь, взаимосвязаны с коммуникативными умениями. Они в целом позволяют педагогу привлекать обучаемых детей в различные виды деятельности, превращать ребенка из объекта в субъект воспитания, благодаря чему он выступает как равноправный субъект деятельности, взаимодействует с окружающим как носитель собственного сознания и собственной воли. Сформированность организаторских умений способствует эффективному развитию у обучаемых устойчивых интересов, морально-ценностных установок, потребности в познании и самопознании, созданию условий для развития индивидуальных особенностей, стимулирование активного отношения к окружающей действительности и к себе, формирование в процессе обучения атмосферы совместного переживания. Владение организаторскими умениями определяют также эффективность сотрудничества педагога с родителями обучаемых, коллегами по работе, успешное взаимодействие с которыми имеет важное значение для учащихся [2; 18; 38].

Наиболее важным аспектом профессиональных умений педагога также вступает владение методом художественно-образного преподавания, которое адекватно соответствует потребностям младшего ученика, а потому является эффективным средством пробуждения активности ребенка, развития его познавательных интересов и возможностей, моральных и социальных способностей, культуры чувств и волевой активности. При этом это не означает простую наглядность. Образными элементы наглядности становятся тогда, когда указывают на определенные качества, человеческие достижения, душевные движения, духовные связи. Представленное в таком виде образное повествование привлекает внимание обучаемых, побуждает к сопереживанию, совместной творческой работе, влияет на чувства ребенка, стимулирует его мышление [12; 23;24;36;37].

В педагогической деятельности также, достаточно важным является непосредственная организация усвоения урочной темы, проведение занятий с привлечением интерактивных технологий (игр, дискуссий, соревнований, аукционов, конкурсов, мозгового штурма, фантазий и т.п.). Это способствует организации сотрудничества обучаемого с педагогом и сверстниками, обеспечивает эффективное субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса, открывает для обучаемых возможности установки отзывчивых, преданных взаимоотношений, сотрудничества с педагогом и сверстниками, позволяет реализовать естественное стремление каждого обучаемого к общению, способствует достижению высоких результатов усвоения знаний и формирования умений [8; 14; 15; 19].

Заключительным структурным компонентом, характеризующим современную педагогическую деятельность, является аналитико-результативный компонент. В рамках его, полагается целесообразным отметить, что выдающимся аспектом работы учителя является постоянный анализ, осмысление, экспертиза собственных действий и состояний, которые выражаются в рефлексии деятельности. В целом в психологической науке под рефлексией, как правило, понимают внутреннюю психическую деятельность личности педагога, направленную на осмысление своих собственных действий и состояний, самопознание своего духовного мира. Педагогическая рефлексия помогает педагогу взглянуть на осуществляемую профессиональную деятельность с позиции другого человека, развить соответствующее отношение к ней, занять позицию вне ее, над ней с целью выработки суждения о ней. Также данное явление определяет отношение учителя к самому себе как к субъекту педагогического труда, предвидение себя в различных профессиональных ситуациях. Способность сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия помогает педагогу осознать то, каким он является в действительности, как воспринимается и оценивается окружающими [9; 20;21;29].

Реализация профессиональной экспертизы осуществляемого труда требует от педагога довольно развитого самосознания, которое представляется в виде осознания и соответствующей оценкой индивидом собственного мировоззрения, мотивов поведения и интересов, целостной самооценкой. Профессиональное самосознание позволяет педагогу осознавать свои актуальные потребности, жизненные ценности, мотивы педагогического труда, осуществлять оценку своих профессиональных возможностей и соотносить их с значимыми требованиями, формировать свою линию поведения, индивидуальный стиль педагогической деятельности. При этом наиболее значимыми структурными составляющими развитого самосознания педагога вступают:

- самонаблюдение педагога за своим внутренним состоянием, переживаниями, поведением, деятельностью, т.е. безоценочная фиксация фактов, накапливающихся из актов самовосприятия и самочувствия;

- самопознание педагога, т.е. определение учителем своих возможностей, способностей, уровня развития необходимых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и поведении;

- самоанализ педагога, т.е. умственное распределение учителем своих состояний, особенностей, действий, поступков на отдельные составляющие и установление причинно-следственных связей между этими составляющими;

- критическая самооценка педагога, т.е. отношение учителя к собственной деятельности, действиям, способностям, чувствам и определение им уровня собственной значимости, своих возможностей, места среди других людей и их отношения к себе [4; 39].

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно заключить, что профессиональная деятельность современного учителя начального образования отличается своей сложностью, творческим характером, наличием довольно широкого спектра функций и насыщенностью социально-психологического содержания. При этом, арсенал форм и средств, с помощью которых учитель осуществляет профессиональную деятельность достаточно широк и включает учебную, внеклассную работу, работу с коллегами, а также с родителями учеников и пр. Осуществление профессиональной деятельности требует от учителя индивидуально-дифференцированного подхода к обучаемым детям, установления субъект-субъектных взаимоотношений педагог-обучаемый, организации взаимодействия с учениками, учебно-воспитательного процесса в целом, применение передовых образовательных технологий и пр.

Конкретизируя содержательно-психологический аспект, целесообразно выделить следующие обобщенные структурные компоненты профессиональной деятельности современного учителя начального образования:

- мотивационно-ценностный, который охватывает преимущественно сформированность соответствующей направленности учителя на осуществление педагогической деятельности, профессиональное самосовершенствование;

- когнитивный, который охватывает преимущественно психолого-педагогические знания, овладение которыми обеспечивает теоретическую готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности;

- процессуальный, который охватывает преимущественно совокупность умений, качество усвоения которых необходимы для реализации профессиональной деятельности, эффективного и адекватного решения возникающих педагогических ситуаций;

- аналитико-результативный, который предполагает преимущественно анализ, осмысление, самоанализ проделанной работы, что требует критичности мышления, способности к оценочным суждениям, рефлексии и коррекции результатов собственной профессиональной деятельности.

 

Использованная литература:

  1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. пособие. - М.: НПО МОДЭК, 2004. - 432 с.
  2. Арендачук И.В. Профессионализм личности в научно-педагогической деятельности. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2010. - 192 с.
  3. Бакина А.В. Динамика развития социально-перцептивных умений учителя: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07, Комсомольск-на-Амуре, 2004, 169 c.
  4. Бакиров А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы// Автореф. дисс. кандидата псих. наук. Казань, 2001. – 23 с.
  5. Белова С.В. Диалог - основа профессии учителя: Учеб.-метод, пособие. - М.: АПКиПРО, 2002. - 148 с.
  6. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ // Директор школы. - 2004. - №7. - С. 31-33.
  7. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учеб, пособие. - М.: Акад. проект, 2004. - 240 с.
  8. Дубровская И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Академический проект, 2001. - 185 с.
  9. Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. - 2004. - №4. - С. 23-24.
  10. Казантаева В.В. От педагогического воздействия - к взаимодействию. // Школа. - 2003. - № 1. - С. 69-72.
  11. Казарицкая Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки // Директор школы. - 2004. - №6. - С. 16-24.
  12. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. - Вологда: Легия, 2009. – 226 с.
  13. Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. - 2003. - №3. - С. 66-71.
  14. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: Пути взаимодействия. - М.: «Сентябрь», 2000. - 143с.
  15. Коротаева Е.В.Педагогические взаимодействия и технологии. - М.: Академия, 2007. - 256 с.
  16. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 2001. - 198 с.
  17. Кузовлева Н.В. Психология педагогической деятельности: Учебно-наглядное пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. - 76 с.
  18. Лаврентьева И.В. Организаторские и коммуникативные способности педагога в системе профессионально значимых качеств // Молодой ученый. - 2016. - № 29 (133). - С. 585-588.
  19. Лобанов А.А.Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
  20. Лукьянова М. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы //Педагогика. - 2005. - №10. - С. 56-61.
  21. Мандель Б.Р. Педагогическая психология. - М.: Инфра-М, 2014. - 366 с.
  22. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Академия, 2004. - 217 с.
  23. Осипова А.А. Психолого-педагогические технологии преодоления смыслового барьера в учебном процессе. // Российский психологический журнал. - 2018. - № 2. - С. 260-278.
  24. Пешкова В.Е. Педагогические технологии начального образования: Курс лекций. - М.: Директ-Медиа, 2015. – 161 с.
  25. Полякова Е.А. Коммуникабельность в деятельности менеджера педагога. // Актуальные вопросы обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы: РИО СурГПУ, 2006. - С. 88-92.
  26. Полякова Е.А. Развитие коммуникабельности как одного из компонентов профессионального мастерства учителя (к постановке вопроса) // Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы: Изд-во СурГУ, 2004. - С. 236-238.
  27. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ // Педагогика. - 2004. - №5. - С. 61-66.
  28. Розина И.Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02, Москва, 2005 - 422 с.
  29. Россохин А.В. Внутренний диалог и его связь с рефлексией. // Вопросы психологии. 2008. - №4. - С. 3 -14.
  30. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - С. 49-59.
  31. Савин М.В. Педагогические воззрения и педагогическая деятельность: Учеб. пособие. - Волгоград: ВА МВД России, 2014. - С. 119-184.
  32. Сахарова С.П. Проблемы формирования учебной мотивации // Символ науки. - 2019. - № 4. - С. 126-127.
  33. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - Санкт Петербург: Питер, 2004. - 316 с.
  34. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. - М., 2003. - 228 с.
  35. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
  36. Факторович А.А. Педагогическая деятельность преподавателя ВУЗа в современных условиях. // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. - 2010. - № 5. - С. 103-108.
  37. Факторович А.А. Педагогические технологии: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 113 с.
  38. Халиков А.А. Формирование педагогических способностей будущего учителя начальных классов. // Молодой ученый. - 2016. - № 21 (125). - С. 949-951.
  39. Чекалина А.А. Гендерное самосознание личности (на примере учителя начальных классов): Автореф. Дисс. доктора псих. наук. - М., 2013. - 48 с.
  40. Шарова Л.М. Профессионально-этическая модель личности современного педагога. // Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.
    php?id=2211
  41. Яковлев Л.В. Анализ педагогических умений учителя современной школы. // Технологии обучения. - 2007. - №4. - С. 99-106.
  42. Ярматов Р.Б. Принципы образовательного процесса в современной школе. // Технологии обучения. - 2009. - №4. - С. 122-129.
  43. Ярматов Р.Б. Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя. // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 535-537.

 

 

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ-СОДЕРЖАНИЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-УЧИТЕЛЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Фируза НарзикуловаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/RFB

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент , ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.11.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ-СОДЕРЖАНИЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-УЧИТЕЛЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент :

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Фируза Нарзикулова
Tashkent, Узбекистан
444 просмотров рейтинг
24.11.2020 (1221 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android