Libmonster ID: RU-12715
Автор(ы) публикации: М. С. ИВАНОВ

В социально-экономическом развитии Ирана в последние годы все более проявляются новые и важные тенденции. Страна древней и богатой культуры предпринимает попытки преодолеть свою вековую отсталость. Для того, чтобы определить характер и направленность этого процесса, необходимо хотя бы в самых общих чертах рассмотреть социально-экономическое развитие Ирана в первой половине XX века.

На рубеже XIX - XX вв. Иран продолжал оставаться отсталой аграрной страной. В сельском хозяйстве - основной отрасли экономики - господствовали феодальные и полуфеодальные отношения. У кочевых племен (курды, луры, бахтиары, белуджи, кашкайцы, хамсе, кухгилуйе и другие), составлявших около 1/4 всего населения, сохранялись остатки патриархально-феодального строя. Самый многочисленный общественный класс - оседлое крестьянство, лишенное, как правило, земли, воды и других средств производства (семена, рабочий скот), эксплуатировалось господствующим классом - феодалами- землевладельцами, которые на основе средневековой кабальной аренды присваивали до 75 - 80% крестьянского урожая. Кроме того, крестьяне несли разнообразные натуральные и иные феодальные повинности. Феодальные землевладельцы по собственному произволу чинили суд и расправу над бесправными крестьянами. Рядовые кочевники также подвергались феодальной эксплуатации со стороны ханов - вождей племен - на основе патриархальных форм и пережитков.

Фабрично-заводской промышленности в стране не было. Попытки создания национальных фабрик и заводов оканчивались неудачей из-за иностранной конкуренции. Развиты была только домашняя промышленность и ремесло, организованное по типу средневековых цехов. Эксплуатация главного природного богатства страны - нефти была передана в 1901 г. английским капиталистам. Банковское и страховое дело, строительство дорог, телеграфные линии, судоходство на реке Карун и Урмийском озере также были отданы в концессию иностранным капиталистам, главным образом английским и русским. Таможнями управляли бельгийцы. Кабальные займы, полученные у Англии и царской России, опутывали Иран долговой зависимостью. Действовал режим капитуляций. В результате к концу XIX в. Иран стал полуколонией Англии и царской России. Политическим строем Ирана была неограниченная феодальная монархия во главе с династией Каджаров, которые, опираясь на союз с империалистами, стремились сохранить архаические феодальные порядки в стране, сковывавшие ее развитие.

Первой серьезной попыткой подорвать основы феодализма и империалистического гнета в Иране была происходившая под влиянием русской резолюции 1905 - 1907 гг. антифеодальная и антиимпериалис-

стр. 60

тическая буржуазная революция 1905 - 1911 гг., главными движущими силами которой были зарождавшаяся национальная буржуазия, ремесленники и другие мелкобуржуазные городские слои, крестьяне и складывающийся рабочий класс. Иранская революция 1905 - 1911 гг. не решила стоявших перед страной задач - ликвидации империалистического гнета и феодальных порядков в экономике и политическом строе, завоевания независимости Ирана, а также расчистки путей для буржуазного развития страны. Революция была подавлена объединенными силами иранской реакции, царской России и Англии. Тем не менее революция привела к важным изменениям в политическом строе. Конституция 1906 - 1907 гг. ограничила власть шаха, формально провозгласила ряд буржуазных свобод (неприкосновенность личности и собственности и др.), был создан парламент (меджлис), отменены тиулы (феодальное пожалование шахом доходов с земель), принят закон о создании провинциальных и областных энджуменов (органов местного самоуправления) и т. д. Таким образом, несмотря на принятие конституции и созыв меджлиса, революция 1905 - 1911 гг. не привела к каким-либо серьезным сдвигам в социально-экономическом строе Ирана.

Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России в Иране в начале 20-х годов развернулось массовое национально- освободительное движение. Оно нанесло сильнейший удар по Каджарской династии, опиравшейся на наиболее реакционную, прогнившую часть старой феодальной аристократии, связанную с империалистами. В 1925 г. меджлис объявил о низложении Каджарской династии. В последующие годы для укрепления национальной самостоятельности Ирана был принят ряд мер: ликвидированы капитуляционные права иностранных держав и их подданных, введен автономный таможенный тариф, создана единая армия, осуществлены меры по централизации страны, положено начало созданию национальной промышленности, главным образом легкой и по переработке сельскохозяйственного сырья, проведены судебная реформа, а также некоторые реформы в области просвещения, культуры и быта. Это несколько расширило возможности для развития буржуазных отношений. В 30-х годах стала расти иранская национальная буржуазия, сформировался рабочий класс. Однако полуфеодальные порядки в иранской деревне сохранились без каких-либо существенных изменений. Увеличилась только прослойка землевладельцев, выросшая в отличие от старой феодальной аристократии из нового командного состава армии, купечества, высшего слоя государственных чиновников. Однако и старые и новые землевладельцы продолжали эксплуатировать крестьян на основе кабальной издольной аренды. Формой государственного строя осталась конституционная монархия. Вместо низложенной династии Каджаров утвердилась, власть новой династии Пехлеви. Подавляющее большинство депутатов меджлиса составляли помещики, представители старой феодальной аристократии и в меньшей мере представители растущей буржуазии, тесно связанной с помещичьим землевладением. Именно их интересы отражала политика иранского правительства в 30-е годы и в последующие два десятилетия. Хотя после низложения Каджарской династии и был отменен режим капитуляций и проведены некоторые другие меры для укрепления независимости страны, все же позиции иностранного капитала в Иране оставались по-прежнему сильными. Добыча нефти находилась в руках английских империалистов. Англоиранская нефтяная компания (АИНК) была становым хребтом империалистического влияния в Иране.

Вторая мировая война не внесла коренных изменений в социально- экономическую структуру страны. Широко развернувшееся под влиянием разгрома германского фашизма и японского милитаризма демок-

стр. 61

ратическое движение в Иране, и в частности антифеодальное движение крестьян в 1946 - 1947 гг., было подавлено объединенными силами иранской реакции и империалистов. В 1951 г. в результате мощного подъема народного антиимпериалистического движения нефтяные предприятия АИНК были национализированы. Однако после государственного переворота 1953 г., в результате которого было смещено правительство во главе с М. Мосаддыком, отражавшее интересы национальной буржуазии, эксплуатация иранской нефти в августе 1954 г. была снова передана иностранным, главным образом американским и английским, нефтяным монополиям, которые создали для этой цели Международный нефтяной консорциум (МНК). Это привело к общему усилению позиций иностранного капитала в стране. В 50-х годах в Иране обосновались несколько сот различных иностранных (американских, английских и других) компаний и фирм, которые, по свидетельству тегеранского журнала "Техране мосаввар", держали в своих руках ключевые позиции иранской экономики и ежегодно выкачивали из Ирана богатства на сумму свыше 100 млн. фунтов стерлингов1 . В связи с ориентацией внешней торговли на западные капиталистические страны Иран постоянно имел огромный разорительный для его экономики внешнеторговый дефицит: к концу 50-х годов импорт в 5 раз превышал экспорт2 . Большие военные расходы (около 40% расходной части бюджета), связанные с участием Ирана в СЕНТО, привели к расстройству финансов и вызвали рост дефицита государственного бюджета. Задолженность по иностранным займам увеличилась к 1963 г. до 673,8 млн. долларов3 . Различные иранские учреждения были заполнены иностранными, в основном американскими, советниками, которые также способствовали усилению влияния иностранного капитала в стране.

Многолетняя империалистическая эксплуатация Ирана, а также сохранение полуфеодальных пережитков в сельском хозяйстве были главными причинами общественно-экономической отсталости страны, тяжелого положения народных масс. Эти же причины лежали в основе экономического и политического кризиса, назревшего к концу 50-х - началу 60-х годов. Несмотря на некоторые успехи экономического развития, Иран в середине XX в. оставался экономически отсталой, аграрной страной. В конце 1956 г. сельские жители составляли около 70% всего населения4 . По уровню среднегодового потребления промышленных товаров на душу населения Иран в несколько сот раз отставал от развитых стран и в несколько раз - от своих соседей: Турции и Ирака. Для национальной промышленности Ирана было характерно преобладание мелких предприятий и отраслей легкой промышленности при почти полном отсутствии тяжелой промышленности. По сведениям Центрального банка Ирана, в 1959/60 г. удельный вес продукции обрабатывающей промышленности Ирана составлял только 8,9% валового национального продукта страны5 .

Господство крупного помещичьего землевладения (по иранским данным, крупным землевладельцам принадлежало 60% всей обрабатываемой земли), недостаточное развитие ирригации, без которой на большей части территории страны земледелие невозможно, примитивная сельскохозяйственная техника (в основном земли обрабатывались вручную, при помощи сохи, мотыги, лопаты), ничтожные размеры при-


1 "Техране мосаввар", 27.VI.1958.

2 "Bank Melli Iran Bulletin", Tehran, N 228 - 229, 1961, p. 53.

3 "Iran almanac 1963", Tehran, 1964, p. 291.

4 "Краткий отчет о всеобщей переписи населения Ирана в 1956 г.". Т. 1. Тегеран. 1962, стр. 2 (на персид. яз.).

5 "Предварительные расчеты национального дохода Ирана в 1959/60 - 1963/64 гг.". Тегеран. 1966, стр. 45 (на персид. яз.).

стр. 62

менения удобрений и мер по борьбе с вредителями, особенно с саранчой, - все это приводило к низкой производительности сельского хозяйства. По официальным иранским данным, с 1 га неполивной земли собиралось пшеницы 482 кг, ячменя - 508 кг, а средний годовой надой в расчете на одну корову равнялся 800 литрам. Размеры валового сбора основной зерновой культуры - пшеницы - за пять лет, с 1959/60 г. по 1963/64 г. сократились с 3000 тыс. до 2468 тыс. тонн6 . Прирост населения намного обгонял производство сельскохозяйственной продукции. Иран вынужден был ежегодно ввозить сотни тысяч тонн пшеницы и другое продовольствие.

Положение народных масс Ирана было тяжелым. Национальный годовой доход на душу населения в среднем в 1960 г., по иранским данным, составлял только 120 долл.7 , а для большинства населения не превышал 50 долларов8 . Это было примерно в 10 раз меньше, чем в экономически развитых странах. В том же году в Иране в среднем на одного человека потреблялось 1700 пищевых калорий, то есть вдвое меньше, чем в развитых странах. Индекс стоимости жизни к марту 1961 г. увеличился по сравнению с 1936/37 г. в 17 раз9 . Министр сельского хозяйства Х. Арсанджани в июле 1962 г. заявил в обществе специалистов сельского хозяйства, что 40% населения страны голодает, а 40% систематически недоедает. Подавляющее большинство крестьян, вынужденных на кабальных условиях арендовать помещичью землю и отдавать помещику от половины до 4/5 урожая, а также нести ряд других натуральных феодальных повинностей, влачило жалкое полуголодное существование. Крестьяне были закабалены ростовщиками. Более 95% крестьян были неграмотными10 . Они не имели возможности пользоваться медицинской помощью. В деревне царили помещичий произвол и беззаконие.

Не лучшим было и положение рабочих. По иранским данным, даже средняя зарплата рабочих составляла меньше половины прожиточного минимума11 , а неквалифицированные рабочие - основная масса рабочих - получали около 60 риалов в день, то есть менее 1/4 прожиточного минимума12 . Средняя продолжительность рабочей недели во всех отраслях иранской экономики превышала 61 час, а на мелких предприятиях равнялась 68,7 часа13 . Положение рабочих усугублялось огромным количеством безработных, которых в 1966 г. было 691 тыс., или 10% всего самодеятельного населения14 .

Большинство иранской молодежи было лишено возможности получить образование. Обилие иностранных советников и специалистов приводило к тому, что многие иранцы, окончившие средние и высшие школы, не могли найти работу, а имевшие работу получали заработную плату в несколько раз меньше по сравнению с иностранцами.

К началу 60-х годов в стране назрел экономический и политический кризис. Резко упали темпы развития экономики. По данным Центрального банка Ирана, валовой национальный продукт в


6 "Water and Irrigation in Iran". Tehran. 1968, p. 20; J. P. Gittinger. Planning for Agricultural Development. The Iranian Experience. Washington. 1965, p. 102; "Presenting Iran". Tehran. 1965, p. 102.

7 "Iran almanac 1961", Tehran, 1961, p. 543.

8 "Техране экономист", 3.VI.1961.

9 "Bank Melli Iran Bulletin", 1961, N 228 - 229, p. 64.

10 "Краткий отчет о всеобщей переписи населения Ирана в 1956 г.". Т. 2. Тегеран. 1962, стр. 5, 46 - 48 (на персид. яз.).

11 "Iran almanac 1967", Tehran, 1967, p. 511.

12 "Промышленный статистический ежегодник 1960/61 г.". Тегеран, 1962, стр. 535 - 538 (на персид. яз.).

13 "Labor Law and Practice in Iran". Washington. 1964, p. 43.

14 "Предварительные итоги всеобщей переписи населения 1966 г.". Бюллетень N 3. Тегеран. 1967, стр. 23 (на персид. яз.).

стр. 63

1961/62 г. увеличился в текущих ценах лишь на 3%, а в 1962/63 г. - только на 1,8%15 . Конкуренция иностранных товаров разоряла слаборазвитую иранскую промышленность. Многие текстильные, кожевенные и другие предприятия закрывались или переходили на сокращенный рабочий день. Росло число банкротств иранских фирм, усиливалась утечка капиталов в заграничные банки. Широко развернулось крестьянское движение против помещиков и властей. На многих предприятиях происходили забастовки рабочих, требовавших увеличения заработной платы, сокращения рабочего дня, выполнения условий закона о труде. Началось движение учителей, служащих, молодежи, студенчества против закабаления страны американским империализмом, против феодальных пережитков, за демократические свободы. Особенно острые формы оно приняло в связи с фальсификациями и злоупотреблениями во время выборов в 20-й меджлис в 1960 - 1961 годах. Происходили бурные антиправительственные демонстрации, порой кончавшиеся столкновениями демонстрантов с полицией и войсками, которые неоднократно открывали огонь по демонстрантам. Хотя Народная партия Ирана и демократические профсоюзы были объявлены вне закона и подвергались жестоким преследованиям, властям не удавалось подавить народное недовольство. Назревший в стране кризис все больше обострялся. Нарастала угроза революционного взрыва.

В поисках выхода из создавшегося положения правящие круги Ирана прибегли к реформам. Самой важной из них была земельная реформа, которая состояла в ограничении крупной земельной собственности и продаже в рассрочку крестьянам излишков земель крупных земельных собственников, а также в организации сельскохозяйственных кооперативов и акционерных обществ. Первый закон о земельной реформе был принят в марте 1960 года16 . Он устанавливал максимум земельных владений в размере 800 га неорошаемой и 400 га орошаемой земли. Закон содержал многочисленные оговорки, которые позволяли сохранить крупное землевладение и полуфеодальные отношения между помещиками и крестьянами. К тому же закон не проводился в жизнь. Это, естественно, не могло разрядить напряженную обстановку в стране, и волнения продолжались. В этих условиях был разработан новый закон об аграрной реформе, утвержденный меджлисом в январе 1962 года. По новому закону сохранялась собственность помещика на всю землю одной деревни17 . Помимо того, помещик мог сохранить, независимее от размеров, все фруктовые сады, чайные плантации и питомники, а также всю землю, обрабатываемую наемным трудом с применением сельскохозяйственных машин. Излишки земель сверх перечисленных участков выкупаются у помещиков государством, которое выплачивает помещикам стоимость этих земель в течение 10 лет (затем этот срок выплаты был увеличен до 15 лет). Выкупленные у помещиков излишки земель могут быть проданы через сельскохозяйственный банк крестьянам, ранее арендовавшим эти земли, в рассрочку на 15 лет. Эти крестьяне должны вступить в создаваемые сельскохозяйственные кооперативы, внеся пай в размере минимум 500 риалов. Крестьянин, не уплативший трех очередных взносов выкупа за землю, может быть лишен проданного ему участка. Закон разрешает крестьянину продажу полученного по реформе участка18 .


15 "Предварительные расчеты национального дохода Ирана в 1959/60 - 1963/64 гг.", стр. 73.

16 "Эттелаат", 14.III.1960.

17 В Иране земля деревни обычно делилась на 6 равных частей ("дангов"). Нередки были случаи, когда часть "дангов" земли принадлежала одному владельцу, а другаячасть - другим землевладельцам.

18 "Сборник руководящих материалов по проведению земельной реформы". Тегеран. 1965, стр. 9 - 24 (на персид. яз.).

стр. 64

17 января 1963 г. правительство приняло дополнения к закону о земельной реформе, которые устанавливали максимум помещичьей пахотной земли, обрабатываемой с помощью наемного труда и сельскохозяйственных машин, в размере 500 га. Максимум помещичьих участков, обрабатываемых вручную, был определен в размере от 20 - 30 га до 150 га в зависимости от климатических условий, плодородия земли и наличия оросительных сооружений. Эти земли помещики могли либо сдавать крестьянам в аренду на основе прежних полуфеодальных норм при условии пересмотра арендной платы через каждые 5 лет, либо продать их крестьянам-арендаторам по взаимному соглашению, либо разделить свою землю с крестьянами пропорционально существовавшим до реформы долям урожая помещика и крестьянина. "Дополнения" к закону о земельной реформе предусматривали, что вакуфные земли, то есть земли, переданные в распоряжение духовенства и мусульманских святынь - мечетей, гробниц и т. д., поскольку мусульманское право запрещает их продажу, должны быть сданы в аренду обрабатывающим их крестьянам сроком на 99 лет, причем арендная плата должна выплачиваться в денежной форме и размер ее будет пересматриваться через каждые 5 лет. "Дополнения" провозглашали отмену "авариз", то есть различных натуральных феодальных повинностей19 .

Кроме закона о земельной реформе, правительство Ирана подготовило пять других законов: о национализации лесов; о продаже государственных фабрик и заводов частным лицам для финансирования земельной реформы за счет полученных от продажи средств; об изменении закона о выборах в меджлис; об участии рабочих в прибылях предприятий и о создании "корпуса просвещения" для борьбы с неграмотностью. Все эти шесть законов были утверждены на всенародном референдуме, проведенном 26 января 1963 года. Впоследствии к этим шести реформам были добавлены еще шесть: создание "сепахе бехдашт" - "корпуса здравоохранения" для оказания медицинской помощи сельскому населению; образование "сепахе тарвидж" - "корпуса внедрения современных методов ведения сельского хозяйства и благоустройства деревни"; организация "хане-йе энсаф" - "домов справедливости" - общественных судов в сельской местности для разбора мелких споров и тяжб; национализация водных источников; реформа административной системы, главной целью которой была объявлена борьба с волокитой и бюрократизмом; наконец, "ноусази-йе кешвар" - "реконструкция страны", под которой понималось строительство новых промышленных предприятий и других хозяйственных объектов. Вся эта программа реформ в Иране называется "белой революцией".

Самой важной является земельная реформа. Ее осуществление делилось на два основных этапа: на первом этапе реформа охватывала земли крупных земельных собственников, владевших землями более чем одной полной деревни, на втором этапе - земли остальных помещиков и вакуфные земли. В 1963 г. было объявлено, что первым этапом земельной реформы должно быть охвачено 17 тыс. деревень из общего количества 55 тыс. деревень.

Фактически к началу 1968 г. первым этапом земельной реформы была охвачена 14781 деревня с землями общей стоимостью 9154,9 млн. риалов, принадлежавшими до этого крупным помещикам, шаху и государству. Эти земли были проданы в рассрочку 606530 крестьянским семьям20 . Всего в Иране насчитывается около 3 млн. семей, живу-


19 Там же, стр. 34 - 35.

20 "Материалы министерства земельной реформы", розданные в январе 1968 г, в Тегеране участникам семинара, посвященного реформам в Иране, стр. 19 (на персид. яз.).

стр. 65

щих в сельской местности21 . Мероприятиями второго этапа земельной реформы к началу 1968 г., по данным министерства земельной реформы Ирана, были охвачены вакуфные земли, 227,2 тыс. мелких и средних помещиков и 1467 тыс. крестьянских семей. Все вакуфные земли были сданы в аренду 157366 крестьянам, которые и раньше арендовали их. 90% мелких и средних помещиков, земли которых подпали под действие второго этапа реформы, также предпочли сдать свои земли в аренду 1103330 крестьянским семьям, ранее арендовавшим эти земли. Только 1,5% помещиков продали свою землю 51215 крестьянским семьям. Менее 8% помещиков поделили свою землю с 155 тыс. крестьянских семей пропорционально долям урожая, которые они получали до реформы. Таким образом, свыше 85% крестьянских семей, охваченных вторым этапом земельной реформы, по-прежнему должны арендовать помещичью или вакуфную землю на прежних условиях. Единственное преимущество для них состояло в том, что новый закон провозглашал освобождение их от натуральных феодальных повинностей и обещал пересматривать арендную плату через каждые пять лет. В то же время 16436 крестьян продали свои земли помещикам и богатым крестьянам22 .

Следовательно, и после проведения второго этапа реформы, по официальным иранским данным, более 1260 тыс. крестьянских семей должны были по- прежнему арендовать на кабальных условиях землю мелких и средних помещиков. В положении этих крестьян реформа мало что изменила. В октябре 1968 г. правительство внесло в меджлис законопроект о продаже в рассрочку части и этих земель арендующим их крестьянам. При этом стоимость продаваемой крестьянам земли должна исчисляться в размере 12-кратной годовой арендной платы и выплачиваться крестьянами помещикам равными долями в течение 12 лет. Иначе говоря, в течение этого периода крестьяне должны выплачивать помещикам выкупные платежи в размере старой арендной платы. При утверждении этого законопроекта меджлисом в декабре 1968 г. в него был внесен ряд выгодных для помещиков дополнений. В частности, предусматривается сохранение в собственности помещиков всех фруктовых садов, чайных плантаций и питомников и всех земель, обрабатываемых с применением машин и наемного труда. Закон устанавливает также продажу помещикам "а льготных условиях пустующих земель23 . Таким образом, принятие и этого закона не означало ликвидации земельной собственности помещиков.

Кроме того, земельная реформа не решала чрезвычайно острой для Ирана проблемы орошения: средства орошения (подземные каналы, колодцы и др.) остались в руках их прежних владельцев, в большинстве случаев помещиков.

В процессе земельной реформы, по иранским данным, к началу 1968 г. было организовано 8313 сельскохозяйственных кооперативов, которые охватывали 19842 деревни и насчитывали 1043518 членов24 . При этом было объявлено, что кооперативы создаются для помощи крестьянам в обеспечении их водой, машинами, удобрениями, предметами первой (необходимости, в реализации урожая, для предоставления им ссуд на льготных условиях и т. д. Кооперативы получают кредиты в сельскохозяйственном банке на строительство артезианских и полуглубоких колодцев, они выдают ссуды своим членам. Некоторые кооперативы, чаще всего в пригородных деревнях, организуют сбыт сельско-


21 "Предварительные итоги всеобщей переписи населения 1966 г.". Бюллетень N 4. Тегеран. 1967, стр. 1 (на персид. яз.).

22 "Материалы министерства земельной реформы", стр. 13, 14, 19.

23 "Бурс", 12.X.1968; 30.X.1968; 21.XI.1968; 16.XII.1968.

24 "Материалы министерства земельной реформы", стр. 21.

стр. 66

хозяйственной продукции. Для этого они открывают свои палатки на базарах городов, а в отдельных деревнях - кооперативные магазины, где члены кооперативов могут купить керосин и другие товары. Иногда кооперативы приобретают тракторы и другие машины. Руководство сельскохозяйственными кооперативами, как правило, находится в руках зажиточной верхушки деревни. В основном кооперативы носят кредитно-потребительский характер и не затрагивают сферу сельскохозяйственного производства.

В середине 1968 г. стали создаваться производственные сельскохозяйственные акционерные общества, участниками которых являются и крестьяне и помещики. Доходы общества, согласно утвержденной правительством в июне 1964 г. инструкции о применении закона о земельной реформе, должны распределяться по акциям, которые будут исчисляться из стоимости земли, воды, семян, рабочего скота, из количества рабочих рук и других элементов сельскохозяйственного производства, принадлежащих помещикам или крестьянам. Правление акционерного общества должно состоять из 3 членов: представителя крестьян, представителя помещиков и третьего члена, определенного по взаимному согласию помещиков и крестьян или по назначению органов министерства сельского хозяйства. Продажа земли членами акционерного общества запрещена, но разрешается продажа акций25 . Тем самым для помещиков и зажиточной верхушки деревни открывается возможность скупки акций малосостоятельных крестьян. Эти акционерные сельскохозяйственные общества (к концу 1968 г. в Иране насчитывалось 15 таких обществ)26создаются с целью не допустить дробления земли на мелкие участки и обеспечить условия образования крупных хозяйств, которые могли бы применять современные сельскохозяйственные машины.

За годы проведения земельной реформы возросло применение машин в иранской деревне. К началу 1968 г. в сельском хозяйстве Ирана, по данным министерства земельной реформы, было 15 тыс. тракторов, 1300 комбайнов и около 7 тыс. других машин, в то время как в 1952 г. во всей стране имелось только 1230 тракторов27 . Подавляющее большинство тракторов принадлежит частным владельцам, главным образом помещикам и богатым крестьянам, которые широко практикуют сдачу тракторов в аренду крестьянам и землевладельцам, не имеющим своих машин и тягловой силы; Возросло также применение химических удобрений с 4,6 тыс. т в 1958 г. до 94,5 тыс. т в 1965/66 году28 .

Вместо старой системы орошения при помощи подземных колодцев ("канатов" или "кяризов"), которая приходит в упадок29 , применяются современные средства ирригации. В конце 50-х - начале 60-х годов в Иране было закончено строительство трех больших плотин на реках Сефидруд, Кередж, Диз и трех других плотин. Эти шесть плотин по плану должны оросить свыше 400 тыс. га земли. Фактически орошена значительно меньшая площадь30 . К 1968 г. по всей стране было вырыто около 5 тыс. артезианских и около 3 тыс. полуглубоких колодцев и установлено около 1300 насосов, подающих воду на поля из рек. В июле 1968 г. принят закон о национализации водных источников. Правда, этот закон, объявляя все наземные и подземные источники во-


25 "Сборник руководящих материалов по проведению земельной реформы", стр. 45.

26 "Бурс", 19.XII.1968.

27 "Agriculture in the Near East", Rome. 1953, p. 11, 52; материалы, предоставленные автору министерством земельной реформы Ирана.

28 "Дехкане руз", 1966, N 8, стр. 6.

29 К началу 60-х годов около 20 тыс. каналов, то есть половина подземной оросительной системы, были уже в запустении и не действовали. "Water and Irrigation in Iran", p. 21.

30 Ibid., p. 52.

стр. 67

ды национальной собственностью, не предусматривает национализации средств ирригации (колодцев, "канатов" и др.). Они должны оставаться в собственности их владельцев, которым проектом закона разрешается продавать воду.

Таким образом, вместе с проведением земельной реформы в сельском хозяйстве Ирана, в первую очередь в хозяйствах помещиков и деревенской верхушки, начали внедряться новые, современные методы его ведения. Именно с целью применения в сельском хозяйстве современных методов в январе 1966 г. меджлис и сенат приняли закон об учреждении "корпуса внедрения современных методов ведения сельского хозяйства и благоустройства деревни". Этот корпус комплектуется из молодых людей, имеющих сельскохозяйственное, техническое или экономическое среднее или высшее образование, которые должны отбывать воинскую повинность. После 4- месячной подготовки эти молодые люди направляются на 14 месяцев в деревни, где они должны обучать крестьян современным методам ведения сельского хозяйства. До начала 1968 г. было произведено 4 призыва в "корпус внедрения". В начале 1968 г., по данным министерства сельского хозяйства Ирана, около 1500 членов этого корпуса вели работу в деревнях.

Несмотря на то, что земельная реформа носит весьма ограниченный характер и не может коренным образом разрешить аграрный вопрос, ее осуществление является шагом вперед на пути ликвидации остатков феодализма. Она открыла более широкие возможности для развития крупных помещичьих хозяйств, применяющих машины и наемный труд, а также для роста и укрепления хозяйств кулаков и зажиточных крестьян. Реформа провозглашает отмену наиболее архаических феодальных пережитков - натуральных феодальных повинностей. Она способствует созданию условий для применения сельскохозяйственных машин и повышения производительности сельского хозяйства. В то же время следует отметить, что земельная реформа не внесла радикальных улучшений в положение основной массы крестьян, а также батраков и сельскохозяйственных рабочих. Крестьяне-арендаторы, получившие землю по реформе за выкуп в рассрочку, должны в течение 15 лет выплачивать выкупные платежи в размере, приблизительно равном стоимости той доли урожая, которую они до реформы отдавали помещикам. Крестьяне, продолжающие арендовать землю помещиков и вакуфные земли на условиях, предусмотренных вторым этапом земельной реформы, рассчитываются с помещиками и управлением вакуфных земель на тех же условиях издольной аренды, которые существовали до реформы. Безземельные крестьяне - "хошнешины", батраки по земельной реформе не получили земли даже на условиях выкупа, они так и остались безземельными.

Важные сдвиги происходят и в развитии промышленности. Продукция национальной обрабатывающей промышленности и рудников Ирана в стоимостном выражении с 1961/62 г. по 1967/68 г. возросла с 30,1 до 72 млрд. риалов. Удельный вес ее в валовом национальном продукте увеличился за те же годы с 9 до 14%. Меняется соотношение долей сельского хозяйства и промышленности в валовом национальном продукте. В 1936/37 г. доля сельского хозяйства составляла 78%, в середине 50-х годов - около 42%, в 1967/68 г. - 23%. В 1936/37 г. отношение сельскохозяйственной продукции и фабрично-заводской было 8 : 1, в 1963/64 - 2 : 1, а в 1967/68 г. - около 1,5 : 1. В начале 40-х годов городское население составляло 22%, к концу 1956 г. - 31,4%, а в конце 1966 г. - уже 39,1% всего населения страны. За 10 лет, с 1956 по 1966 г., городское население увеличилось с 5,9 млн. до 9,8 млн. чел., или на 62%, в то время как сельское население - только на 17,7%, составив в 1966 г. 15,3 млн. человек.

За пять лет, с 1960/61 до 1965/66 г., в городах Ирана число пред-

стр. 68

приятии обрабатывающей промышленности с количеством занятых свыше 10 человек на каждом возросло почти в 2,5 раза - с 1 581 до 3894 предприятий31 . Однако до сих пор мелкие предприятия продолжают преобладать как по численности, так и по количеству занятых в них рабочих. Обрабатывающая промышленность Ирана - это все еще преимущественно легкая и по переработке сельскохозяйственного сырья. Правда, за последние годы число крупных предприятий довольно быстро растет. Уже в настоящее время некоторые отрасли легкой промышленности, например, текстильная, обувная, а также цементная и некоторые другие не только удовлетворяют в основном внутренние потребности страны, но и стали экспортировать свою продукцию за границу.

В последние годы начинают создаваться новые, ранее не существовавшие отрасли промышленности - нефтехимическая, авто- и тракторосборочная, машиностроительная. Пущены автомобильный завод "Иран-насьональ", кабельный, трубопрокатный и другие. Намечено строительство алюминиевого завода и ряда других промышленных предприятий. С помощью Советского Союза в районе Исфагана сооружается крупный металлургический завод. На основе советско-иранских соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве, подписанных 27 июля 1963 г., 13 января 1966 г. и 22 июня 1968 г., СССР оказывает Ирану большую помощь в развитии важных отраслей промышленности, в частности, в сооружении машиностроительного завода в Араке, северного участка Трансиранского газопровода и т. д. В то же время горнорудная промышленность и в настоящее время развита слабо. Высокоразвитой отраслью промышленности является нефтяная - в 1967 г. в Иране было добыто около 130 млн. т, а в 1968 г. - 142 млн. т нефти. Но эксплуатация иранской нефти более чем на 99% остается в руках иностранных монополий, главным образом Международного нефтяного консорциума. Правительство добивается как общего увеличения добычи, так и увеличения доли Ирана в прибылях, а также самостоятельного выхода на мировые нефтяные рынки, однако не ставит пока задачу взять добычу нефти в свои руки.

Иностранный капитал играет значительную роль и в других отраслях промышленности. Характерная черта развития промышленности Ирана в течение последнего десятилетия - это активное привлечение иностранного капитала (американского, западногерманского, французского, итальянского и др.) путем создания смешанных акционерных обществ, в которых Иран имеет, как правило, более 50% акций. Иностранному капиталу предоставлен ряд льгот: беспошлинный вывоз капиталов и прибылей, гарантии на случай национализации и другие.

Промышленность Ирана носит капиталистический характер. При этом правительство Ирана стремится увеличить долю частнокапиталистического сектора за счет государственного. При утверждении третьего пятилетнего плана на 1962/63 - 1967/68 гг. была принята установка, что все отрасли промышленности, за исключением тяжелой, должны развиваться на базе "частной инициативы". Тегеранская экономическая газета "Бурс" в передовой статье от 22 апреля 1968 г. писала, что защита интересов частного капитала - одна из главных задач экономической политики правительства. Но ввиду сравнительной слабости иранского национального частного капитала государство играет веду-


31 "Иран в зеркале статистики". Издание статистического управления министерства экономики Ирана. Тегеран. 1967, стр. 3, 4 (на персид. яз.); "Мировая экономика и международные отношения", 1967, N 12, стр. 105, 106; "Этнические процессы и состав населения в странах Передней Азии". М. 1963, стр. 68; "Предварительные итоги всеобщей переписи населения 1966 г.". Бюллетень N 3, стр. 2, 3; "Промышленный статистический ежегодник за 1960/61 г." Тегеран. 1962, стр. 526 (на персид. яз.); "Промышленная статистика Ирана за 1965/66 г.". Тегеран. 1967, стр. 1 (на персид. яз.).

стр. 69

щую роль в строительстве предприятий тяжелой и других важных новых отраслей промышленности. Кроме того, государственными являются все железные дороги, Центральный банк, связь, крупные, плотины, рыбные промыслы, некоторые рудники, крупные электростанции. По данным Плановой организации, осуществляющей планирование развития экономики страны, за время с 1959/60 по 1964/65 г. на долю частного капитала в капиталовложениях приходилось 66%, а в 1965/66 г. - 56%. За период третьего пятилетнего плана развития иранской экономики (1962/63 - 1967/68 гг.) частные капиталовложения составили около 50% всех капиталовложений32 . Эти цифры свидетельствуют о том, что, несмотря на стремление правительства развивать экономику страны на частнокапиталистической основе, объективные интересы экономического развития страны ведут к усилению роли и удельного веса государственного сектора.

Успехи Ирана в развитии экономики за последние годы несомненны. По данным отчета Центрального банка за 1967/68 г., валовой национальный продукт за этот год увеличился на 11%, а за последние 5 лет - на 48%, при этом прирост промышленной продукции в 1967/68 г. составил 13%. Национальный доход на душу населения возрос со 170 долл. в 1963/64 г. до 220 долл. в 1967/68 году. Осуществление проектов развития металлургической, машиностроительной, нефтехимической, алюминиевой и других важных отраслей промышленности будет способствовать дальнейшему подъему иранской экономики и продвижению страны по пути ликвидации экономической отсталости. Четвертый пятилетний план (1968/69 - 1972/73 гг.) предусматривает рост национального продукта с 520 до 815 млрд. риалов, или ежегодный прирост его в размере 9%, в том числе рост сельскохозяйственной продукции на 5%, а промышленной - на 15%. Национальный доход на душу населения намечено увеличить за пятилетие с 220 до 307 долларов33 .

Сдвиги в иранской экономике в немалой мере объясняются наличием благоприятных условий для финансирования промышленного строительства. Иран ежегодно получает крупные суммы в виде доходов от нефти, которые в 1967 г. составили 712 млн. долл., а в 1968 г. - около 850 млн. долларов34 . Значительную часть этих сумм Иран может расходовать на финансирование развития экономики. Кроме того, в последние годы Иран использует создавшуюся удобную для него международную обстановку. По соглашениям об экономическом и техническом сотрудничестве с СССР и другими социалистическими странами Иран получает от этих стран на выгодных для него условиях кредиты и техническую помощь для осуществления промышленных проектов. В то же время он продолжает пользоваться кредитами стран капиталистического лагеря, а также активно привлекает в промышленное строительство американский, английский, западногерманский и другой иностранный капитал путем создания смешанных акционерных обществ.

Важные изменения происходят в культурной и общественной жизни Ирана: в системе просвещения, здравоохранения, в правовом положении женщин. Задачи преодоления экономической отсталости, развития промышленности и поднятия производительности сельского хозяйства требовали ликвидации массовой неграмотности населения и повышения его общего культурного уровня. В связи с этим за последние годы была несколько расширена школьная сеть, с 1967 г. введена новая школьная система, которая призвана обеспечить нужды страны кадрами квалифицированных рабочих и техников. В школьных программах


32 "Бурс", 30.IV.1968; 19.V.1968.

33 "Бурс", 28.IV.1968; 30.IV.1968; 13.V.68; 1.VII.1968.

34 "Бурс", 19.IX.1968.

стр. 70

больше внимания уделяется техническим наукам, физике, химии, математике. Кроме того, для работы по ликвидации неграмотности в деревне создан так (называемый "корпус просвещения". В этот "корпус" призываются военнообязанные, окончившие средние и другие школы. После 4-месячной подготовки к работе учителя начальной школы они направляются на 1 1/2 года в деревни для обучения грамоте детей и взрослых. С 1963 по 1967 г. всего было призвано в "корпус просвещения" и послано в деревни 34,5 тыс. человек. По иранским данным, за эти 5 лет они обучили грамоте 450 тыс. мальчиков, 120 тыс. девочек, 240 тыс. взрослых мужчин и 11 тыс. женщин35 . Перед "корпусом просвещения" поставлены не только задачи ликвидации неграмотности. Члены его участвуют также в строительстве новых и ремонте старых мечетей и ведут политическую пропаганду в пользу существующего строя.

В результате этих мер в несколько раз увеличилось число учащихся и грамотных среди населения. В 1956 г. в начальных школах обучалось 816 тыс., а в конце 1967 г. - 2378 тыс., в средних школах соответственно - 140,6 тыс. и 579,7 тыс. человек. Процент всех учащихся среди населения с 1956 по 1966 г. поднялся с 5 до 11,5. Число грамотных, то есть умеющих читать и писать, по данным всеобщих переписей населения 1956 и 1966 гг., за этот период увеличилось с 1910 тыс. до 5600 тыс. человек, что составляло в 1956 г. 10%, а в 1966 г. - 22% населения страны. Число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Ирана, возросло с 23,8 тыс. в 1960/61 г. до 38 тыс. в 1967/68 учебном году36 . Следует отметить, что школьная сеть Ирана и сейчас не может обеспечить обучение всех детей школьного возраста. Большинство школ находится в городах. Строительство новых школ отстает от роста числа детей школьного возраста. Совершенно недостаточна также и сеть вузов в стране. Уровень подготовки специалистов в иранской высшей школе не соответствует современным требованиям. Дети рабочих, крестьян и других малоимущих слоев населения, как правило, не имеют возможности обучаться в вузах. Однако, несмотря на это, важные сдвиги в развитии народного образования за последние годы несомненны.

Новым немаловажным фактором в жизни иранской деревни, раньше почти совершенно лишенной медицинской помощи, является организация "корпуса здравоохранения", в который на таких же условиях, как и в "корпус просвещения", призываются молодые люди, имеющие медицинское образование. По данным министерства здравоохранения, к концу 1967 г. в сельской местности по всей стране был основан 181 центр "корпуса здравоохранения". В каждом центре, обслуживающем несколько близлежащих деревень, работают врач, фельдшер, аптекарь и работник по проведению вакцинаций. Работники "корпуса здравоохранения", кроме оказания медицинской помощи крестьянам, занимаются медицинской и санитарной пропагандой, строительством бань и колодцев, оздоровлением источников питьевой воды, установкой насосов и т. д.

Значительным шагом на пути преодоления пережитков средневековья в общественной жизни Ирана было изменение правового положения женщин, которые до этого времени были лишены избирательных и вообще всяких политических прав, были бесправны в семье и почти полностью отстранены от общественной жизни страны. 27 февраля


35 Мохаммед Реза шах Пехлеви. Белая революция. Париж. 1967, стр. 115.

36 "Краткий отчет о всеобщей переписи населения в 1956 г.". Т. 2, стр. 46; "Предварительные итоги всеобщей переписи населения 1966 г.". Бюллетень N 3, стр. 12; "Iran almanac 1968". Tehran. 1968, pp. 516, 517, 519, 521, 525. Переписью 1956 г. учитывались грамотные с 10-летнего возраста, а переписью 1966 г. - с семилетнего.

стр. 71

1963 г. был издан указ о предоставлении женщинам избирательных прав на равных с мужчинами условиях. После этого 6 женщин, из высших слоев общества были избраны в меджлис 21-го созыва и 7 женщин - в меджлис 22-го созыва. Затем в мае 1967 г. иранский меджлис принял закон о расширении прав женщин в области семейных отношений. Закон лишал мужчин права давать жене развод по своему произволу, без решения суда. Суд должен теперь решать также вопрос, кому из родителей оставить детей при разводе, в то время как раньше признавалось право на детей только за мужчинами. Закон запрещал временные браки, которые ставили женщин в унизительное положение, и ограничивал многоженство.

Хотя закон и не ликвидировал полностью дискриминацию женщин в семейной жизни, все же принятие его было шагом вперед на пути ликвидации неравноправного положения женщин. Однако до сих пор в уголовном и гражданском кодексах Ирана сохранился ряд статей, дискриминирующих женщину в отношении уголовной ответственности, порядка наследования, определения подданства, брака и т. д. Что касается фактического положения, то неравенство женщин в общественной и семейной жизни все еще остается.

Рост городского населения способствует ускорению ломки старого уклада жизни и становлению нового быта. Вместе с развитием городов и особенно в связи с расширением промышленного строительства уходят в прошлое средневековые пережитки в общественной жизни, культуре и быте народов Ирана. Ускоряются процессы национальной ассимиляции персами других народов, населяющих страну. Роль и значение духовенства в общественной жизни страны меняется. С одной стороны, иранское правительство ограничивает влияние верхушки шиитского духовенства, выступившей против политики правительства и проводимых им реформ, и даже старается поставить под свой контроль деятельность религиозных центров, с другой стороны, правительство демонстрирует свою поддержку мусульманской религии, используя религию и духовенство как орудие своего политического влияния.

Таким образом, как в экономике, так и в общественной жизни страны происходят изменения, ведущие к преодолению экономической отсталости и архаических феодальных пережитков. В иранской печати эти изменения, как уже говорилось выше, называются "белой революцией", в результате которой Иран будто бы развивается не по капиталистическому и не по социалистическому, а по особому пути, ведущему якобы к созданию равных возможностей для всего населения и всеобщему благополучию. Утверждается, что в результате реформ остатки феодальных отношений в иранской деревне уже уничтожены, с классовым гнетом покончено, что "в сегодняшнем Иране государственная власть принадлежит прежде всего рабочим и крестьянам", что "государственный аппарат слит с народом"37 и т. д. и т. п.

В действительности же нет никаких оснований говорить о том, что в Иране ликвидированы классовые противоречия и что страна идет не по капиталистическому, а по какому-то особому пути. Приведенные выше факты и официальные иранские статистические данные убеждают, что страна стоит на пути развития и утверждения буржуазного строя. Конечно, в силу условий современного положения в мире и в самом Иране капитализм в этой стране утверждается не в той классической форме, которая была характерна, например, для стран Западной Европы, а имеет свою специфику. Главная особенность состоит в активной роли государства, которое, планируя развитие экономики, проводя за свой счет строительство металлургической и некоторых других важных отраслей промышленности, направляет экономическое и обще-


37 Мохаммед Реза шах Пехлеви. Указ. соч., стр. 90, 153 и др.

стр. 72

ственное развитие страны по капиталистическому пути. Такая роль государства объясняется тем, что иранская национальная буржуазия слаба и не в состоянии взять на себя задачу создания этих новых для Ирана отраслей промышленности.

По своей социально-экономической сущности процессы развития экономики, промышленности и сельского хозяйства являются буржуазными, капиталистическими. В Иране остается неприкосновенным капиталистический принцип частной собственности на средства производства - фабрики, заводы, землю. Подавляющее большинство фабрик и заводов обрабатывающей промышленности принадлежит частным собственникам. Число государственных предприятий этих отраслей промышленности сокращается. Более того, правительство стремится увеличить долю частнокапиталистического сектора и провозгласило политику распродажи государственных фабрик и заводов. Шах Ирана в своей книге, изданной в начале 60-х годов, пишет о намерении постепенно передать государственные промышленные предприятия частным лицам и акционерным компаниям38 . Утверждая третий пятилетний план развития экономики, правительство исходило из того, что все отрасли промышленности, за исключением тяжелой, должны развиваться на базе "частной инициативы", то есть на капиталистической основе. Строящиеся за счет государства металлургический завод, машиностроительные и нефтехимические предприятия, газопроводы, а также государственная Иранская национальная нефтяная компания, железные дороги, некоторые рудники и другие предприятия и экономические учреждения по общественно-экономической сущности представляют собой государственно-капиталистический сектор экономики Ирана. Таким образом, капиталистический характер иранской промышленности и развитие ее по буржуазному пути не вызывают сомнений.

В сельском хозяйстве земельная реформа также открывает более широкие перспективы для развития буржуазных отношений. Реформа способствует развитию крупного помещичьего землевладения, применению наемного труда и сельскохозяйственных машин. Она помогает укреплению хозяйства кулаков и зажиточных крестьян. Закон о реформе дает возможность скупать полученные крестьянами по реформе земли. Зажиточная кулацкая верхушка деревни играет ведущую роль в сельскохозяйственных кооперативах, используя выгоды кооперативов прежде всего в интересах своего обогащения. Сельскохозяйственные акционерные общества, в которых доходы и влияние зависят от количества земли и других средств производства их членов, создаются на таких условиях, что руководство ими будет неизбежно в руках крупных землевладельцев и зажиточной верхушки деревни. В целом можно сделать заключение о том, что в Иране взят курс на развитие крупного капиталистического сельского хозяйства как в форме крупного помещичьего механизированного хозяйства, так и в форме акционерных сельскохозяйственных обществ, в которых руководящую роль играют крупные и средние землевладельцы.

Своеобразие происходящей сейчас в Иране ликвидации полуфеодальных пережитков в деревне состоит в том, что она проводится не революционным путем, а при помощи реформ сверху, осуществляемых представителями господствующих классов, которые пришли к выводу о невозможности сохранения этих пережитков. Вот почему она носит характер постепенного перехода на капиталистические рельсы на условиях, выгодных для помещиков и растущей сельской буржуазии, и не является решительной ломкой старых феодальных устоев. Широкие слои крестьянства, безземельные "хошнешины", сельскохозяйственные


38 Мохаммед Реза шах Пехлеви. Мое служение родине. Тегеран. Б./г., стр. 302 (на персид. яз.).

стр. 73

рабочие, батраки, да и крестьяне, имеющие или купившие по реформе незначительные участки земли, почти ничего не получают от земельной реформы.

Конечно, в современном Иране осталось еще немало архаических средневековых феодальных пережитков, мешающих капиталистическому развитию как в области экономики, так и в области культуры и быта. Преодоление их даже в рамках буржуазного развития объективно имеет прогрессивное значение. Пока на первом плане стоит задача ликвидации остатков феодализма и средневековья, присущие капитализму антагонистические противоречия не проявляют себя в полной мере. Широкие слои общества, в том числе и значительная часть интеллигенции, поддерживают прогрессивное дело ликвидации феодальных пережитков в области экономики, культуры и общественной жизни. Но по мере того, как общественно- экономическая жизнь страны будет расчищаться от остатков феодализма, а капиталистические отношения станут господствующими во всех областях жизни, непримиримые противоречия буржуазного общества будут становиться все более отчетливыми. Противоречие буржуазной системы интересам прогрессивного общественно-экономического и культурного развития страны неизбежно вырастет в основную проблему Ирана, причем это может произойти в сравнительно близком времени. Тогда против буржуазного пути развития, несомненно, выступят все передовые слои общества и прежде всего рабочий класс, численность и общественное значение которого возрастают вместе с ростом промышленности, а также прогрессивная интеллигенция, крестьянство и другие прогрессивные общественные силы.

Об этом свидетельствует анализ тех сдвигов, которые происходят в социальной структуре страны. Наиболее важным сдвигом в этом отношении является значительный рост основных классов буржуазного общества - буржуазии и рабочего класса. Всеобщие переписи населения 1956 и 1966 гг. показывают, что численность предпринимателей за эти десять лет увеличилась более чем вдвое - с 68,8 до 156,6 тыс. человек, при этом количество предпринимателей в сельском хозяйстве возросло с 31,2 до 49,5 тыс. человек, а число предпринимателей в добывающей и обрабатывающей промышленности - с 17,4 до 40,7 тыс. человек39 . При этом, хотя удельный вес всех предпринимателей в общей массе самодеятельного населения увеличился за это время лишь с 1,2% до 2,1%, влияние и роль буржуазии в жизни страны возросли в гораздо большей степени.

Вместе со сдвигами, происходящими в экономике, с ростом промышленности и реформами в сельском хозяйстве и культуре меняется, становясь все более буржуазным, и состав руководящего государственного аппарата страны. Если 20 - 25 лет тому назад среди иранских министров и других руководящих работников государственного аппарата преобладали представители крупных землевладельцев, феодально-помещичьей знати или связанные с ними чиновники, то в настоящее время их вытеснили сравнительно молодые или средних лет экономисты и другие буржуазные специалисты. Это в первую очередь относится к министерствам и учреждениям, ведающим экономическими делами, планированием, промышленным строительством. В экономической и общественно-политической жизни Ирана падает значение феодально-помещичьих слоев старого типа, земли которых обрабатывались вручную крестьянами, эксплуатируемыми на основе полуфеодальной кабальной аренды. Крупное помещичье землевладение сохраняется, но постепенно переходит на капиталистические рельсы, все больше приме-


39 "Краткий отчет о всеобщей переписи населения Ирана 1956 г.". Т. 2, стр. 356; "Предварительные итоги всеобщей переписи населения 1966 г.". Бюллетень N 3, стр. 46.

стр. 74

няя машины и наемный труд сельскохозяйственных рабочих. Благодаря этому в деревне быстро растет слой сельской буржуазии, в ряды которой вливается и поднимающаяся кулацкая верхушка.

Одновременно растет численность рабочего класса и всех лиц наемного труда. Переписи 1956 и 1966 гг. показали, что общее количество получающих заработную плату в государственном и частном секторах, увеличилось с 2696,5 тыс. до 3275,5 тыс. человек, то есть на 579 тыс. человек, а число лиц, получающих заработную плату в добывающей и обрабатывающей промышленности, за то же время возросло с 548,2 тыс. до 778,5 тыс. человек40 . Общая численность всех рабочих и служащих в добывающей и обрабатывающей промышленности, "а транспорте, в строительстве, торговле, коммунальном хозяйстве, сфере обслуживания в конце 1966 г. составила около 2 млн. человек. Характеризуя современный рабочий класс Ирана, необходимо отметить его сравнительную молодость, тесную связь с деревней, преобладание до последнего времени рабочих мелких предприятий и кустарных мастерских по сравнению с фабрично-заводским пролетариатом, низкий уровень общей и профессиональной подготовки, широкое распространение детского труда. В связи с жестокими преследованиями, которым подвергаются демократические и рабочие организации, иранский рабочий класс в настоящее время не может играть заметной роли в политической жизни страны. Но по своему количеству иранский рабочий класс уже сейчас уступает только крестьянству. Новое промышленное строительство, осуществление проектов развития металлургической, машиностроительной, нефтеочистительной, алюминиевой и других отраслей промышленности приведут к дальнейшему росту рабочего класса и особенно фабрично-заводского пролетариата, занятого на крупных предприятиях. Распространение грамотности и повышение общего уровня культуры в стране также будут способствовать росту политической зрелости и классового самосознания иранских рабочих. Все это не может не привести к увеличению роли пролетариата и превращению его в главную силу общественно-политической жизни Ирана.

Самым многочисленным классом иранского общества продолжает оставаться крестьянство. Хотя все сельское население с 1956 г. по 1956 г. в абсолютных цифрах возросло с 13 млн. до 15,3 млн. человек, его удельный вес в общей массе населения Ирана уменьшился с 68,6 до 60,9%. Самодеятельное население, занятое в сельском хозяйстве, за эти 10 лет в абсолютных цифрах сократилось с 3325,5 до 3156,6 тыс. человек, а удельный вес его в общей массе самодеятельного населения снизился с 56,3 до 46%41 . Это изменение было следствием промышленного развития страны и перемещения значительной части населения из деревни в город. Эти цифры говорят о некотором уменьшении значения крестьянства в экономике страны и сокращении его удельного веса в социальной структуре, хотя оно и продолжает оставаться самым крупным по численности классом иранского общества.

Земельная реформа и создание сельскохозяйственных акционерных обществ способствуют еще более интенсивному расслоению иранского крестьянства. Кулацкая верхушка деревни стала расти более быстрыми темпами. Число лиц, применяющих наемный труд в сельском хозяйстве, увеличилось с 31,2 тыс. в 1956 г. до 49,5 тыс. в 1966 г., то есть на 60%. Образовавшаяся в результате земельной реформы прослойка середняков, купивших в рассрочку небольшие участки земли, вряд ли сможет в условиях большой задолженности и создания акционерных сельскохозяйственных обществ надолго сохранить свою самостоятельность. Показательно, что уже к январю 1968 г. 16,5 тыс. крестьян про-


40 Там же.

41 Там же.

стр. 75

дали свою землю или приусадебные участки 7,6 тыс. мелких землевладельцев. Одновременно происходит и в дальнейшем будет еще активнее происходить процесс формирования кадров сельскохозяйственных рабочих. По данным второй переписи населения, в конце 1966 г. в сельском хозяйстве Ирана было занято 763,7 тыс. человек, получающих заработную плату42 .

С развитием экономики, ростом промышленности, реформами в области сельского хозяйства, расширением системы народного образования и подъемом уровня культуры возрастает численность и роль интеллигенции и ее значение в общественной жизни страны. К 1966 г. в Иране имелось 250 тыс. окончивших полную среднюю школу и около 875 тыс. окончивших различные классы средней школы. 72,8 тыс. человек имели законченное высшее образование, из них 13,1 тыс. имели докторский диплом, а 7,8 тыс. - диплом инженера. 36 тыс. человек имели незаконченное высшее образование. Число учителей и административных работников просвещения возросло с 31,7 тыс. в 1953 г. до 77,7 тыс. в 1964 г., в том числе учителей начальных школ - с 24,5 тыс. до 54,3 тыс., а учителей средних школ - с 4,2 тыс. до 15,9 тысячи. Общее количество государственных служащих в 1965 г. составляло приблизительно 297 тыс. человек (без учета армии, полиции, жандармерии и службы безопасности)43 . Помимо того, большая часть различных специалистов и служащих работает в частных учреждениях и предприятиях. Общее количество специалистов различных специальностей, учителей, работников административного аппарата и служащих, очевидно, превышает полмиллиона человек.

Подводя итоги социально-экономического развития Ирана в последние годы, следует отметить, что в этой стране происходят важные сдвиги. На пути преодоления вековой экономической и культурной отсталости, в частности, на пути промышленного развития в стране сделан серьезный шаг вперед. Можно сказать, что в настоящее время Иран стоит на пути превращения из аграрной в аграрно-индустриальную страну. В области общественных отношений в Иране активно происходит процесс утверждения буржуазного строя не только в промышленности, где эти отношения были уже давно существующим фактом, но также в сфере сельского хозяйства, где правительство стремится создать условия для роста крупных капиталистических хозяйств в форме помещичьих механизированных имений и акционерных сельскохозяйственных обществ. Хотя в последние годы и возрастает удельный вес государственно- капиталистического сектора, особенно в результате создания новых отраслей промышленности, правящие круги Ирана ставят задачу обеспечить развитие экономики страны на частнокапиталистической основе.


42 "Предварительные итоги всеобщей переписи населения 1966 г." Бюллетень N 3, стр. 46.

43 "Предварительные итоги всеобщей переписи населения 1966 г.". Бюллетень N 3, стр. 15; "Iran almanac 1967", pp. 488, 539.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПУТИ-СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ-СОВРЕМЕННОГО-ИРАНА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. С. ИВАНОВ, ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИРАНА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.11.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПУТИ-СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ-СОВРЕМЕННОГО-ИРАНА (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. С. ИВАНОВ:

М. С. ИВАНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
3195 просмотров рейтинг
19.11.2016 (2705 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
5 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИРАНА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android