Мой дедушка, художник и педагог Тихонов Николай Георгиевич (1892-1988), родом из подмосковного сельца Вербилки, знаменитого одной из старейших фарфоровых фабрик России.
В 1916 году он с отличием окончил Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище по специальности «Художник по прикладному искусству» и званием «Ученый рисовальщик», и всю свою долгую жизнь посвятил беззаветному служению изобразительному искусству и педагогике на своей Родине ‒ России.
О его долгом и насыщенном событиями жизненном и творческом пути рассказано в моей монографии «Художник и педагог Н.Г.Тихонов. Быль о забытом творце», которая вышла в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова (МГХПА) в 2016 году [1].
Как прикладник и педагог он всегда уделял большое внимание развитию народных промыслов бывшей Московской губернии и, думается, хорошо знал и сами производства, и большинство мастеров этих промыслов. Преподавая в учебных заведениях различные художественные дисциплины, он занимался со студентами, которые имели непосредственное отношение к этим промыслам или только готовились стать специалистами этих промыслов.
Н.Г.Тихонов трепетно и серьезно относился ко всему, что касалось русской традиционной народной культуры, в том числе, к наследию и развитию старейшего в России центра лаковой миниатюрной живописи Федоскино. У него всегда были учебные группы лаковой миниатюры, связанные с Федоскино, Мстерой, Холуем и Палехом.
Он часто бывал в Федоскино, когда в далекие 1920-30 годы работал в Кустарном музее (в настоящее время это Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства: ВМДПНИ – Авт.). А потом со студентами на практике, когда преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ) и в Московском художественно-промышленного училище им. М.И.Калинина (МХПУ).
У него сложились добрые и неформальные отношения со многими мастерами промысла, о которых он всегда отзывался с большой теплотой и уважением [1, С. 105].
Готовя материалы к монографии, я обнаружил в архиве Н.Г.Тихонова (для краткости – НГТ) пять черно-белых фотографий размером 10х15 см 1950-х годов. Тогда дедушка работал старшим преподавателем композиции и дипломного проектирования в МИПиДИ и по совместительству заведующим кафедрой композиции на Высшем педагогическом отделении МХПУ [1, С. 177].
На фотографиях изображены работы студентов в виде эскизов федоскинских миниатюр определенной жанровой тематики. С одной, стороны, сюжеты были простыми, взятыми из тогдашней незамысловатой жизни, с другой стороны, они представляют несомненную историческую ценность, раскрывая некоторые подробности и характерные особенности быта и исторических реалий того далекого героического времени, когда наш могучий Советский Союз возрождался из пепла после самой опустошительной и кровавой войны XX века.
Каждая фотография на оборотной стороне была подписана его четким каллиграфическим почерком [2].
Вот сюжетные линии этих пяти фотографий:
1. Академик, Герой Социалистического Труда Т.Д.Лысенко с колхозниками на поле.
На снимке изображен академик Т.Д.Лысенко (прославившийся своими лженаучными «нововведениями» в сельскохозяйственный оборот – Авт.), стоящий у кромки бескрайнего поля и внимательно рассматривающий поднесенные ему колосья зерновых в окружении пяти тружеников села и женщины-секретаря.
На обороте снимка НГТ карандашом написал: «Силаев. Федоскинская роспись».
2. Лыжники на финише.
На снимке показан финальный аккорд лыжной гонки, в который победил спортсмен под номером 4. Отлично передана двигательная динамика группы финишировавших лыжников на фоне развевающихся флагов и транспаранта «Финиш», а также праздничное настроение собравшихся вокруг финиша зрителей.
На обороте снимка НГТ карандашом написал: «Змеев. Федоскинская роспись. 1950».
3. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов.
Знаменитый русский полководец (поворот головы ¾ влево – Авт.) изображен в мундире со многими регалиями в центре прямоугольной композиции, в овале, обрамленном дубовыми ветками, знаменами, ружьями и стволами пушек. Под овалом надпись вязью: «генералиссимус Александр Васильевич Суворов».
Центральный прямоугольник заключен в орнаментальную композицию, включающую дубовые и лавровые листья, переплетенные лентами, а также изображения медалей, установленных в Российской империи в честь побед русской армии над неприятелем, включая медали за битвы на реке Кагул в 1770 году и под Кинбурном в 1787 году. Внизу в центре орнамента изображены ордена Суворова трех степеней, учрежденные Указом Президиума Верховного Совета СССР летом 1942 года. Все награды расположены поверх волн георгиевской ленты.
На обороте снимка НГТ карандашом и авторучкой написал: «Федоскинская роспись. Автор Варыгин Юра. 1950».
4. 250 лет Ленинграда. Ленин на броневике.
В центре многосложной композиции в прямоугольной рамке изображен В.И.Ленин, стоящий на броневике, по мотивам картины российского и советского художника В.В.Хвостенко (1896-1960) «Ленин на броневике».
Прямоугольник обрамлен широким флоральным орнаментом, в который слева и справа вставлены по три овальных медальона, изображающих знаковые события в истории Ленинграда.
Слева вверху расположен медальон с изображением памятника императору Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге работы Э.М.Фальконе (вид на памятник справа – Авт.) с надписью внизу «1703».
На среднем левом медальоне изображены казненные декабристы П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол и П.Г.Каховский по мотиву известного медальона с обложки первого выпуска литературного и общественно-политического альманаха А.И.Герцена и Н.П.Огарева «Полярная Звезда» за июль 1855 года [3] с надписью внизу «1825».
Слева внизу изображен медальон с расстрелом демонстрации в «Кровавое воскресенье» 1905 года по мотивам акварели российского и советского живописца И.А.Владимирова (1896-1960) «Расстрел рабочих у Зимнего Дворца» с надписью внизу «1905».
Справа вверху расположен медальон с изображением эпизода штурма Зимнего дворца 25 октября 1917 года с надписью внизу «1917».
Средний правый медальон посвящен прорыву блокады Ленинграда 18 января 1943 года с изображением артиллеристов, ведущих огонь по врагу из зенитной пушки на фоне задымленного силуэта Исаакиевского собора с надписью внизу «1943».
На нижнем правом медальоне изображена верхняя часть здания Адмиралтейства со знаменитым шпилем с корабликом и лучами множества прожекторов, вонзенными в небо, с надписью внизу «1953».
Внизу в кругом медальоне располагается надпись «250 лет», обрамленная с двух сторон флагами, фанфарами, якорями, мечом и вьющейся георгиевской лентой, под которой крупно написано слово «Ленинграда».
Завершает композицию расположенная сверху в окружении знамен и лент высшая государственная награда СССР – орден Ленина.
На обороте снимка НГТ карандашом написал: «Федоскинская роспись. Автор Сидоренко. 1953».
5. Л.Н.Толстой 1828 – 1910.
В центре строгой композиции в овальной рамке, увитой лавровым венком, изображен всемирно известный русский писатель Л.Н.Толстой по мотивам картины не менее известного русского художника И.Е.Репина (1844-1930) «Портрет Льва Толстого» с надписью под рамкой «Л.Н.Толстой. 1828 – 1910».
Внизу изображена раскрытая книга, в окружении лавровых и дубовых ветвей. Всю композицию окаймляет по краям ленточный узор из дубовых листьев.
На обороте снимка НГТ карандашом написал: «Федоскинская роспись. Автор Пудов. 1953».
К сожалению, не удалось установить тот факт, в каком художественном учебном заведении проходили обучение данные студенты и имели ли они какое-либо отношение к федоскинскому промыслу. Известно лишь, что в те годы многие художественные артели, промыслы и фабрики в различных регионах Советского Союза направляли свою даровитую молодежь и уже состоявшихся мастеров для получения высшего профессионального образования в различные учебные институты и училища, в том числе, в МИПиДИ и МХПУ.
Можно только предположить, что ни один из названных дедушкой студентов не принадлежал именно к федоскинскому промыслу, поскольку в замечательных книгах М.С.Чижова «Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера» [3] и Л.Я.Супрун «Лаковая миниатюра Федоскино» [4] нет данных об этих авторах.
Так, в подробном «Именном указателе» в книге М.С.Чижова включены только федоскинские мастера и лица, принимавшие участие в организации и деятельности промысла [4, С. 245 - 258].
Отсутствуют также необходимые данные и в перечне «Мастера федоскинской лаковой миниатюры» в книге Л.Я.Супрун [5, С. 300 - 318].
Заметим только, что эта интересная тема требует дальнейшей углубленной проработки, а нам предоставляется счастливая возможность хоть краешком глаза заглянуть в эпоху социалистического реализма и почувствовать дыхание и события того, уже ушедшего от нас, времени.
Источники:
1. Обухов Н.Ф. Художник и педагог Н.Г.Тихонов. Быль о забытом творце. М.: МГХПА им. С.Г.Строганова, 2016. – 216 с.: ил.
2. Архив личных документов Н.Г.Тихонова, частное собрание, г. Москва.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Полярная_звезда_(альманах_Герцена).
4. Чижов М.С. Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера. М.: Художник РСФСР, 1982. – 264 с.: ил.
5. Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино. М.: Легпромбытиздат, 1987. – 320 с.: ил.
Произведение создано 29.12.18 в 17:00 по местному времени.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |