Перспективы, развития исторической науки в Тропической Африке
"Afrika Zamani". Yaounde. 1973, N 1.
Становление африканской историографии - одно из примечательных явлений нашего времени. За годы независимости в развивающихся странах Тропической Африки возник ряд научно-исследовательских центров, выросли национальные кадры, историков, опубликованы серьезные научные исследования, издается несколько журналов и других периодических изданий. Поддерживая тесную связь с научными силами за пределами Африки и принимая активное участие в работе различных международных конгрессов и симпозиумов по африканистике, местные ученые в то же время испытывали настоятельную необходимость сплотить свои ряды и создать собственную организацию. На прошедшем в конце декабря 1972 г. в Дакаре (Сенегал) конгрессе была основана Ассоциация африканских историков (ААИ). Президентом ААИ был избран известный вольтийский ученый Ж. Ки-Зэрбо, который, однако, вскоре подал в отставку, и теперь этот пост занимает руководитель отделения истории Фундаментального института Черной Африки в Дакаре М. Сиссоко.
Конгресс принял решение начать издание исторического журнала в качестве печатного органа Ассоциации. И вот первый номер журнала "Afrika Zamani" (на языке суахили - "Прошлое Африки") увидел свет в
3 N. Q. Garsoian. Byzantine Heresy. A Reinterpretation. "Dumbarton Oaks Papers". 1971, N 25.
стр. 187
столице Камеруна г. Яунде. Редакция справедливо посчитала, что прежде всего следует познакомить научную общественность с решениями учредительного конгресса ААИ, определить общее направление нового издания м наметить планы научных исследований. Помещенные в этом номере журнала статьи написаны на основе докладов и сообщений, сделанных африканскими историками на 1 конгрессе ААИ. Они касаются двух фундаментальных проблем: задачи исследовательской работы и преподавание африканской истории в средней и высшей школе. Дискуссия, развернувшаяся на страницах нового журнала, поможет молодой африканской историографии найти свое место в мировой исторической науке, закрепить прогрессивные тенденции, отбросить груз старого, или, как говорили на конгрессе, "деколонизировать" историю.
Э. Сумонни и К. П. Агоссу (Дагомейский университет), размышляя о том, какой должна быть подлинная история Африки, подчеркивают, что необходимо писать историю народов, а не отдельных королей или племенных вождей. Они выделяют политический аспект этой проблемы: "Африканское единство будет единством пародов или его совсем не будет. И чтобы этого достичь, нет других путей, как познать себя через прошлое. Этим определяется важность истории и роль африканских историков в начавшемся процессе объединения нашего континента". Изучая прошлое, указывают авторы, следует прежде всего осветить внутреннюю эволюцию политических, экономических и социальных структур стран Африки, не преувеличивая влияния европейской колонизации. С другой стороны, необходимо избегать идеализации прошлого. "Африканская история, написанная африканцами, должна быть научной", а это, по мнению Сумонни и Агоссу, значит, что изучение прошлого должно быть серьезным, объективным и критическим. Своевременным напоминанием некоторым африканским ученым звучат слова о том, что история Африки должна быть составной частью всемирной истории. Этот вывод весьма актуален, поскольку делаются попытки представить путь Африки как "особый", "исключительный", отличный от исторического процесса на других континентах, что может нанести молодой африканской историографии большой вред Рост национального самосознания в странах к югу от Сахары вызвал особый интерес к прошлому этих народов, о которых апологеты колониализма твердили, что они вообще не имели собственной истории до появления здесь европейцев. Дагомейские ученые справедливо отмечают, что изучение прошлого отдельных стран и всей Тропической Африки в целом должно быть делом прежде всего самих африканцев. Однако слишком частое подчеркивание этого обстоятельства вызывает чувство настороженности, так как иногда под этим подразумевается отказ от признания вклада в африканистику, сделанного прогрессивными учеными других континентов. Между тем было бы большой ошибкой игнорировать то, что сделано в области африканской истории европейскими и, в частности, советскими учеными.
В статье "Изучение и преподавание истории в Африке: проблемы и перспективы" И. Б. Каке (Сорбонна) ставит ряд важных вопросов, в частности о влиянии этнической неоднородности Тропической Африки на африканскую историографию. "История, - пишет он, - это обоюдоострое оружие. Она может разжигать национальную рознь, и она же может содействовать солидарности народов". Автор статьи спорит с теми, кто предпочитает работать в одиночку. Коллективность в исследованиях, взаимопомощь специалистов различных дисциплин, по мнению И. Б. Каке, - веление времени. Он также затрагивает проблему изучения истории американцев африканского происхождения.
В дискуссии о задачах и перспективах африканской историографии на страницах журнала приняли участие Г. Диабате и К. Вуджи (Абиджанский университет), У. Кане (Дакарский университет), П. Кипри (Высшая нормальная школа, г. Абиджан). В целом высказанные ими суждения вписываются в антиимпериалистическую, прогрессивную тенденцию молодой африканской историографии. Однако все эти авторы проявляют недостаточное внимание к вопросам методологии. Они обходят кардинальную проблему четкого определения каждым африканским историком своей идейно- политической платформы, без которой неизбежен теоретический эклектизм в объяснении сложных и противоречивых явлений прошлого.
Приложением к первому номеру "Afrika Zamani" являются Устав ААИ, план ее работы на 1973 - 1974 гг., персональный перечень членов, список их работ и сведения об их творческих планах.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |