Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-18162
Автор(ы) публикации: Владимир Толстов
Учреждение образования \ работы: историк публицист
Сайт автора(ов): https://www.chitalnya.ru/users/Archivator/

Начинается история города Рязани издалека.

ЧТО БЫЛО ДО.

В стародавние дохристианские времена жили в этих местах ранние славяне - поОкские вятичи и кривичи, пришедшие с верхней Волги, а также часто наведывались сюда за данью хазары. Но пришли знатные князья и отбили здешних людей у хазар и дабы защитить их от дальнейших посягательств, стали они строить вдоль береговой линии Оки первые города. Одними из таких городов были Рязань и Переяславль, а одним из таких князей был князь Ярослав Святославич – внук Ярослава Мудрого живший 900 лет тому назад в городе Муроме.

Чтобы не запутаться в перипетиях истории города Рязани сразу отмечу, что изначально, и как было сказано выше, было два разных  города на Руси. Один – это Рязань (Старая Рязань) столица Рязанского княжества, это летописный город, который стёр с лица земли хан Батый в 1237 году, и другой город выше по течению Оки, в 50 верстах от первого - это Переславль (Переяславль) куда после 1237 года переехала столица Рязанского княжества, поэтому город стали называть Переяславлем Рязанским как правопреемника  Старой Рязани. Итак – было два города. Действительно на старых картах мы видим эти два города один возле другого: REZAN ruinee (Рязань разрушенная, в руинах) и  PERESLAVLE REZANSKI - оба города располагались на правом берегу Оки.                                      

ДО БАТЫЯ. Древнюю Рязань построили на высоком мысу при впадении в Оку реки Серебрянки на правом берегу. Площадь укреплений Старой Рязани составляла 60 гектаров, с предместьями включая Подол - 75 гектаров. Проживало в старой Рязани тогда около 5 тыс. человек. В те времена рядом со старой Рязанью в Оку впадала река Проня, потом она изменила русло. Рядом с Рязанью стояли два древних городища Шатрище 1 и Шатрище 2. 

              ПЕРВЫЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ НА РУСИ - ПОДЬЯЧИЙ КРЯКУТНОЙ

Жизнь древних рязанцев была отмечена знаменательными событиями, и открывая старые источники мы с удивлением читаем: «…подьячий нерехтец  Крякутной совершил в Рязани полет на воздушном шаре». Чудо. Это первый в мире засвидетельствованный полет такого рода, об этом сообщает рукопись «О воздушном летании в России с лета 906 от Р.Х.». Стоит только догадываться чем завершился этот полет и остался ли он жив. Естествоиспытатель Крякутной был родом из Нерехты (сейчас Костромская обл.). Древний город и название Нерехта, означал на языке мерян «река на болоте». Речные поймы и болота – всегда изобиловали всякой дичью, поэтому любимым княжеским заниятием была охота, здесь в изобилии гнездились гуси, утки-кряквы и прочая живность. Происхождение  прозвища нашего естествоиспытателя – Крякутной, и этого же ряда.  Крякутками называли «манки для уток» которые подражали кряканью и использовались на охоте. Скорее всего в крякутниках при князе, на утиной охоте, был отец изобретателя, он сумел понравиться, выдвинуться и дать образование сыну. Другое дело, что мы можем говорить о Крякутном как о прогрессивном, образованном человеке,  конструкторе, создателе первого летательного аппарата – воздушного шара, опередившего свое время. Ничего удивительного в этом не было, такие полеты совершались на Руси и неоднократно, например, наблюдаемый Андреем Рублевым полет монаха при помощи «крыльев»: естествоиспытатели истово верили в то, что: «раз птица летает то и человек может!»

    Изначально Рязань вместе с Муромом входила в состав Черниговского княжества, а в 1129 году  Рязань отделилась и стала центром самостоятельного Рязанского княжества. Первым рязанским князем назван Глеб Ростиславович, внук основателя муромско - рязанского княжества, легендарного Ярослава Святославича. В середине XII века Рязань уже была крупным городом в котором проживали все сословия. Это был город мастеров и торговцев, здесь трудились, литейщики и кузнецы, гончарники, медники и ювелиры. Здесь создавались уникальные украшения из золота, серебра и драгоценных камней.

Также известны описания старой Рязани в которых сказано, что преобладала в городе, в то время, в основном древнерусская  усадебная застройка со своими ремесленными дворами и хозяйственными зданиями и пристройками, огороженная «частиком» (частоколом).

В 1198 году была создана Муромо-Рязанская епархия во главе с первым её епископом Арсением, который своими проповедями сильно укреплял веру земли рязанской.

   В Рязани - столице Рязанского княжества в добатыевское время стояло три каменных храма богато украшенных орнаментами: Спасская и Борисоглебская церкви, и Успенский собор - это было предельно много для города XIII века, что свидетельствует о большой набожности горожан и о зажиточности торговцев, о процветании Рязани.

       СРАЖЕНИЕ У КРЕПОСТИ ОЛЬГОВ

Интересно описание ратного события происходившего здесь до татар в 12 верстах от  Рязани в 1207 году у крепости Ольгов.

Это сражение относиться ко времени правления владимирского князя Всеволода, когда тот решил идти войной на киевского князя Всеволода Святославовича Чёрмного (Рыжеволосого). В результате внутреннего раздора по этому вопросу некоторых рязанских князей, что разделились на "за" и "против" такого похода, послал князь Всеволод на несогласных рязанцев суздальских своих ратников. Напротив крепости и городка рязанского князя Олега, что назывался "Ольгов", сосредоточили свои силы суздальцы. Первой со стороны Переяславля на помощь рязанцам подошла переяславская дружина, около княжеской крепости Ольгов они напали на суздальскую дружину. Но они не знали, что на лодках к острову находившемуся ниже по течению Оки, приплыло на ладьях остальное суздальское ополчение со съестными припасами для ратников. Этот суздальский отряд и напал на переяславцев с другой стороны, взяв их в клещи и разбив. Но факт свидетельствует о том, что два города Рязань и Переяславль существовали во взаимодействии, вели вместе боевые действия, посылали на помощь друг другу дружины. Близость городов способствовала этому, ведь оба города стояли на Оке, и думается не последнюю роль здесь играло наличие и речного передвижения дружины на ладьях, когда переяславцы используя течение реки быстро прибывали к Рязани, обратное же передвижение занимало больше времени.

            О ЖАДНОМ РЯЗАНСКОМ КНЯЗЕ ГЛЕБЕ ВЛАДИМИРОВИЧЕ

 Известна также древняя притча о жадном рязанском князе Глебе Владимировиче который со своим братом Константином решил забрать земли своих князей-родственников себе, сговорившись про это с половцами. Устроив званый для князей пир в своем шатре, подпоив их изрядно, чтобы те были слабы и не могли сопротивляться, заговорщики  бросились с мечами и всех их убили кроме одного князя  Ингваря Игоревича который опоздал на съезд и таким образом остался жив. Ингварь Игоревич попросил помощи у владимирского князя Юрия (здесь мы видим как часто ситуация с владимирским князьями менялась), и пошел войной на князей-предателей Глеба и Константина, и те проиграв сражение под Рязанью бежали к половцам. Собрав там половецких ратников, они не раз возвращались к стенам Рязани, пока в 1219 году не были окончательно разбиты Ингварем Игоревичем. После этого, по преданию, Глеб сошел с ума, а Константин сгинул в половецкой степи. На месте того сражения близ Рязани у крепости Ольгов в 1219 году Ингварем был основан монастырь во имя Успения Божьей Матери. Этот монастырь до революции ещё был известен, а закрыли его в 1918 году при советской власти, во время вступления в силу антицерковного декрета «Об отделении Церкви от государства". Необходимо добавить и тот факт, что являясь пограничным княжеством, рязанцы постоянно противостояли половцам, мордовцам и Волжской Булгарии и тем самым закалили характер и боевые навыки. Пожалуй, на этом добатыевская история Рязани заканчивается.

    РЯЗАНЬ ПРИ БАТЫЕ

Мы подходим к самому известному и роковому событию в истории Старой Рязани - нашествию на город хана Батыя в 1237 году. Это событие отражено в разных источниках и достаточно точно описано. Но мы все-таки прибегнем к главному источнику: "Повести о разорении Рязани Батыем" где пишется об этом событии так:

"Пришел на русскую землю безбожный царь (понятие царь - цезарь появилось только при Иоанне Грозном, это значит, что повесть была отредактирована) Батый со множеством воинов татарских (заметьте, что здесь не идет ни о каких монголо-татарах!)... в то время княжил Юрий Ингваревич Рязанский (тот послал своего сына Федора Юрьевича договориться с ханом)… Стал Батый просить себе на ложе княжеских дочерей и сестер... а князю Федору Юрьевичу сказал: "Дай мне княже изведать красоту жены твоей! Тот посмеялся над ханом: "не годиться нам христианам водить к тебе нечестивому царю жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь!" Батый за эти слова велел убить Федора Юрьевича, а один из пестунов (воспитателей, прислужников) молодого князя по имени Апоница выкрал истерзанное тело князя кинутое собакам на растерзание, и похоронил его. Затем он поспешил к молодой княгине Евпраксии и рассказал про это. Та узнав о смерти любимого мужа вместе с малолетним сыном Иваном на руках выбросилась из окна своего высокого терема, и оба они разбились. Весь город (Красный - где он был князем) плакал. История указывает нам на Красный город – это Зарайск, он же Заразск - ведь в то время "заразиться" означал "удариться до смерти". С тех пор в Зарайске стоят три креста, указывающие на это событие - князю Федору Красному, жене его Евпраксии, и сыну Ивану.

 Есть также мнение что рязанцы за это убили послов Батыя, но здесь нужно знать детали, а именно послы предложили отдать дань в 1/10 (десятину) на всё! То есть женщин и детей, то есть попросту угон в рабство, а также, например, коней - по 1/10 разных мастей: что означает - почти всех!

Князь Юрий Ингваревич Рязанский оплакав сына и невестку с внуком решил оказать достойное сопротивление Батыю. Собрав дружину около 8 тыс. ратников за стенами  Рязани, решил он не покоряться и дать отпор врагу. Тогда население Рязани и окрестностей составляло не более 10 тыс. человек.

По всей видимости обороняющихся за рязанскими стенами собралось порядка 18 тысяч человек, включая женщин, стариков и детей. Им предстояло противостоять 40 тысячной армии Батыя, понятно, что силы были неравны. Героизм обороняющихся потрясает, в конечном итоге все они были готовы погибнуть от мала до велика, но не сдаваться врагу!

Читаем про это событие в «Повести о разорении Рязани Батыем»:

«И тогда погании обступиша град Рязань и острогом оградиша. … А на шестый день рано приидоша погании ко граду, овии с огни (некие с огнём),  а инии с топоры (иные с топорами), а ини(и) с пороки («пороки» – осадные камнемётные орудия) ис токмачи (с молотками), а ины с т(ь)мочисленными (многочисленными) лестницами... И приидоша в церковь собръную пресвятыа Богородици, и великую княгиню Агрепѣну, матерь великаго князя, и с снохами, и с прочими княгинеми мечи исекоша, а епископа и священическый чин огню предаша — во святѣй церкве пожегоша; а инѣи мнози от оружиа падоша, а других стрелами стреляхуть,… татарове все узорочья и богатство Рязанское… взяша и град Рязань сожгоша и пойдоша к Коломне».

Первоначально необходимо отметить тот факт, что именно расположение города обернулось злым роком -  татарской орде не нужно было переправляться через Оку, они подошли к Рязани с юга и сразу начали осаду сэкономив тем самым достаточно много сил для активного штурма города. Мы знаем о том, что рязанцы продержались под непрекращающимися штурмами 6 дней: одни татары уходили на отдых, приходила новая смена, таким образом, не давая передыху обороняющимся, татары взломали оборону, при  помощи стенобитных орудий, подкативших к городу спустя несколько дней. Взяли город Рязань, разорили и спалили всё «до тла», также, как и город Козельск годом позже. Была убита княжеская семья и оставшиеся защитники города.  Здесь можно говорить о том, что Батый заведомо и намеренно предлагал невыполнимые требования, унижающие достоинство и  князей, и жителей. Руины и пепелище разоренного города представляли из себя печальную картину. Вот что пишет Никоновская летопись «Хождении Пимена митрополита в Царьград в 1389г.»: « Бысть же сие нужное шествие печально и унылниво, бяше бо пустыня зело всюду; не бе бо видети тамо ничтоже: ни града, ни села; аще бо и быша древле грады красны и нарочиты зело видением места, точию пусто же всѐ и не поселено; нигде бо видети человека, точ(ию)но пустыня вели(к)а…» « …град и земля. Рязанская изменися доброта еѐ и отыде слава еѐ, и не бе что в ней благоведати токмо дым и земля и пепел; а церкви все погореша, а сама соборная церковь внутри погоре и почерне, не един бо сий град пленѐн бысть, но ини мнози, и не бе во граде пения, ни звона». После этого Рязань стояла в запустении долгое время, а с конца XIV в. столица Рязанского княжества переместилась в Переяславль-Рязанский.

   ЛЕГЕНДА О БЕССТРАШНОЙ АВДОТЬЕ РЯЗАНОЧКЕ

      Эта очень древняя и красивая легенда повествует про настоящую русскую героиню, она пришла к нам из далекого ордынского времени. Звали эту бесстрашную женщину Авдотьей и жила она в Рязани. С большой долей вероятности эта история правдива, ибо подтверждает её очень старая песня сложенная в середине XIII века, почти сразу после татарского нашествия хана Батыя. Авдотья была женщиной из обыкновенной рязанской семьи, она воспитывала малолетнего сына. Ее муж и брат занимались ремеслами, они не были ратниками, не входили в дружину, и жили мирно в своем деревянном доме с ремесленным двором. История эта начинается с того, что зимой 1237 года Авдотья пошла пешком в Муром – купить ткани, чтобы сшить для всей своей семьи новые рубахи. Известное дело, что зимой коня в дороге нужно кормить, а это накладно, поэтому путь почти в двести километров (на сегодняшний пересчет) нужно было преодолевать пешком. Почти полмесяца шла женщина туда и полмесяца обратно, а когда  наконец возвратилась домой, то увидела  сожженную дотла Рязань и полное разорение города учиненное здесь ханом Батыем. Женщина ходила по руинам и плакала, искала своих родных среди убитых рязанцев, помогала хоронить павших защитников. Но среди убитых своих близких она не нашла, и поняла, что тех угнали "в полон" татары. И вот здесь, с этого момента,  начинается история её истинного подвига. Женщина в одиночку  решила идти пешком в Золотую Орду, надеясь выручить из плена своих близких, понимая втайне, при этом, что шансов у нее нет почти никаких, но все же пошла! И вот  Авдотья достигла ханской ставки Батыя (в песне он назван королем Бахметом  на тюрский лад). Сильно удивились ордынцы визиту женщины, но у татар смелость и отвага ценилась превыше всего,  и  поэтому Авдотью Рязаночку привели к хану Батыю в шатер. Услышав ее просьбу освободить родных, хан рассмеялся и заявил, что не будет он среди тысяч пленных искать родственников Авдотьи, но из уважения к ее храбрости Батый предложил ей сорвать любой цветок  растущий рядом с его шатром, и разрешил искать своих близких, покуда цветок этот не завянет в её руках. И добавил: "если завянет тот цветок – тебя ждет казнь". Авдотья сорвала у ханского шатра невзрачный желтый бутон (видимо цветок ещё не раскрывшийся), и хан тоже отметил эту её хитрость, и отправилась к плененным русичам. Ходила она среди плененных соплеменников почти три дня, но  маленький цветок который она носила в руках не то что не завял, а наоборот расцвел (поэтому с тех пор он и получил название "бессмертник"). И вот вечером третьего дня Авдотья увидела наконец  среди  пленных  мужа, сына и брата - живыми. Узнав об этом хитрый хан Батый загадал ей загадку: "Да умела с королем (Ханом) речь говорить, да умей попросить у короля (Хана) ту головушку  какую боле века не нажить буде(-т)" Это означало то, что может хан отпустить только одного из троих - один к одному. Подумав, Авдотья ответила хану, что замуж она может выйти и во второй раз, детей родить себе тоже ещё сможет, а вот потерю брата восполнить нельзя, ибо он у нее один и другого не будет, и попросила Хана отпустить с нею брата.  Звучит этот диалог между Ханом и Авдотьей Рязаночкой в пересказе так: "Вот хан и говорит Авдотье, раз сумела ты меня найти, сумей меня убедить, Авдотья и говорит хану:  "Я замуж выйду — да мужа наживу, Да у меня будет свёкор — стану звать батюшкой, Да будет свекровка — стану звать матушкой, А я ведь буду у них снохою слыть; Да поживу с мужем — да я сынка рожу, Да вспою, вскормлю — у меня и сын будет, Да станет меня звати матушкой; Да я сынка женю, да и сноху возьму —Да буду ли я и свекровкой слыть; Да ещё же я поживу с мужем — Да и себе дочь рожу, Да вспою, вскормлю — у меня и дочь, Да станет меня звати матушкой; Да дочку я замуж отдам, да у меня и зять будет - И буду я тёщей слыть; А не нажить-то мне той будет головушки — Да милого-то братца любимого, И не видать-то мне братца будет век и по веку". Да те ли речи хану прилюбилися, Говорил он Авдотье таково слово:  "За твое умение убеждать и преданность брату, отпущу я весь твой род и впредачу одарю тебя золотом."

     Одним словом: Батый был поражен мудростью женщины, ведь во время осады Рязани он сам потерял своего родного брата – тот погиб под крепостными стенами во время осады. Вспомнив про это, хан смилостивился над Авдотьей и отпустил вместе с ней домой  всю её семью.

      Теперь люди несут цветы Авдотьюшке Рязаночке на братскую могилу защитников погибших при осаде Батыя, находящуюся на месте Старой Рязани, в которой было захоронено около 300 жителей города и над которой теперь стоит "Поклонный крест".

   ПЕРЕЯСЛАВЛЬ (НЫНЕШНЕЕ МЕСТО РЯЗАНИ)

   Про основание Переяславля  существует дошедшее до нас сквозь века летописное предание. В «Следованной Псалтири» второй половины XV(!) - начала XVI века имеется запись о его заложении в 1095 году, но носит характер позднейшего припоминания, с тех пор это упоминание и считается датой основания Переяславля (Рязанского) – это 1095 год. А именно на оборотной стороне листа этой псалтыри, перед месяцем сентябрем после канона Честному кресту, написано так: «В лето 6603 (1095) заложен бысть град Переяславль Рязанска (неразборчиво)..., и заложил тут князь Ярослав* (Ярослав Святославич - внук Ярослава Мудрого и правнук св. Владимира) новый город, и назвал его Переяславлем… около церкови Николы Старого лета 6725 (1217) на озеро (озере) быст(р)ъ (далее неразборчиво) сеча. И такова не бывало в Русской земли, и проще бували великие, исцеление с святого Николы чудотворца старого, а реки, что в том месте текли, назвал одну - Трубежем, а другую - Лыбедью". Объяснение здесь было такое: далеко от этого места в Киевской стороне тоже стоял город Переяславль на реке Трубеже, а в Киеве текла речка Лыбедь. Видимо князь Ярослав строя здесь свой новый город и помня про свою далекую родину взял имена оттуда тех рек. Известна и старинная карта территории Киевской Руси X века на которой недалеко от Киева указан тот город Переяславль, расположенный на реке Трубеж. Поэтому мы можем сказать о том, что старинное это предание подтверждается и название города Переяславль и рек Трубеж и Лыбедь перенесены из Днепровской Руси. А летописец XVI столетия Барон Герберштейн так прямо и указывал: «крепость, защищавшая Переяславль Рязанский, долгое время носила название крепости Ярослава, и потому построение Переяславля, относя к 1095 году, приписывают Ярославу Святославичу...». Такое объяснение происхождения названия было предложено официально  лишь во второй половине XVIII века, и с тех пор получило широкое распространение и остается основной версией  у современных историков. Здесь упоминается церковь Николы Старого. Вероятнее всего холм, на котором обосновался новый город Переяславль в XI веке, был уже ранее заселен. На схеме реконструкции Рязанского кремля XVII века изображѐна только одна церковь Николая Чудотворца с колокольней. Это место  разрушенного храма Николы Старого.

  Также есть версия о том, что Переяславль мог называться Борисо-Глебовым, упоминаемым в летописях с 1180 года. Но, по всей вероятности, это неверно.

    Существует и другая интересная версия, что название города произошло не от имени Ярослава, а от другого древнерусского имени  «Переяславъ», то есть «город Переяслава» и перенесение названия с юга связано с миграцией населения - это пошло в честь прославления народа, или «во славу чего-то».  Как писал в своем толковом словаре Даль название это означает «переславить кого-то, излишне прославить; славить всех; славить всюду». Поэтому неудивительно, что на Древней Руси городов Переяславлей было несколько: в Среднем Поднепровье, в Ростово-Суздальской земле и в Рязанском Поочье. Первый именовался Русским, или Южным, второй - Новым, Суздальским, позднее Залесским, третий - Рязанским. Сейчас это Переяславль-Хмельницкий, Переяславль-Залесский и Рязань.            

   Хотя мы и знаем, что официальная дата упоминания города Переяславля появляется в летописях в 1300 году, мы также помним о переяславской дружине сражающейся в битве при Ольгове в 1207 году.

Интересна выписка из несохранившегося источника, переписанного в «Рязанских достопамятностях» Иеронима (Алякринского), датированных XVIII – начале XIX веков: «При великом князе рязанском Романе Игоревиче внуке Глебове был на Рязани епископ Арсений Первый. Он город Переяславль заложил у озера (Карасѐва)». Можно предположить, что речь здесь идѐт о строительстве новых укреплений вместо сожжѐнных в ходе междоусобной войны Рязанского и Владимирского княжеств на рубеже XII – XIII веков. Археологи подтвердили тот факт, что в древности у кремлѐвского холма действительно были два озѐра (пруда в древнем овраге): Быстрое (место его было на внутреннем дворе Архиерейского  комплекса) и Карасѐво (в юго-восточной части кремлѐвского холма).

 ПЕРЕЯСЛАВЛЬ ПРИ БАТЫЕ

Разорив Рязань в 1237 году пошли татары дальше к Переяславлю и подошли к Богословскому монастырю основанному в честь обретения иконы святого Иоанна Богослова. Легенда гласит о том, что написал этот образ мальчик сирота пасший гусей. Проходя мимо ворот города, над которыми висел образ святого, тот мальчик пастух целых три года чертил на песке перед воротами изображение святого, и ничего у него не выходило. И вот явился к нему образ святого Иоанна, и благословил его - мальчик поступил в ученики к иконописцу и наконец то написал образ, да так, что заметил его греческий патриарх, и послал в дар рязанскому князю. И вот подошел к этому монастырю Батый, встали татары в близи монастыря на ночлег, и  приснился хану сон в котором пришел к нему седой старец и строго-настрого приказал ему не трогать монастырь. Удивился хан Батый такому странному сну и не стал трогать монастырь, а пошел к образу святого Иоанна Богослова, узнав в нем образ того старца, и повесил в знак этого сна на тот образ свою ханскую золотую печать. И весела эта печать на образе 400 лет, пока однажды архиепископ Мисаил  не решил этой ханской печатью позолотить чашу для святой воды. Эта чаша хранилась до революции в Рязанском Епархиальном Древлехранилище, дальнейшая её судьба неизвестна. Есть также мнение, что Переяславлю удалось (чудом!) уцелеть от татарских набегов в 1237 и 1239 годах.

         ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ

 Пошли татары дальше по рязанской земле. Один боярин по имени Евпатий Коловрат гостил у Ингваря Игоревича в черниговской губернии и узнав о разорении Рязанской земли поспешил вернуться на родную землю не убоявшись врага. Имя Евпатий происходит от весьма почитаемого в то время святого священномученика Ипатия Гангрского, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Прозвище Коловрат происходит от древнеславянского символа означающего круговорот. Легендарный Евпатий Коловрат собрал в свой отряд всех, кого мог, и оказалось с ним 1700 воинов, с которыми он стал настигать задние татарские отряды и бить их нещадно. Татары удивились сильно этому, откуда те взялись, не мертвые ли восстали из пепла рязанского? Батый стал допрашивать одного пленного, от которого узнал, что есть такой бесстрашный Евпатий Коловрат, и  решил послать Хан к нему на поединок своего могучего богатыря Таврула. Состоялась между ними схватка в которой рассек Коловрат Таврула на две части."Евпатий наехал на Хоз’товрула-богатыря   и   рассек   его   мечом   надвое   до   седла...". Удивился хан Батый ещё больше после этого  богатырской силе русича и понял, что одолеть того можно только хитростью. Дело было зимой, когда многочисленное войско татар наконец окружил отряд Коловрата на санях, тогда-то и погиб легендарный богатырь. По другой версии татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнемётные орудия. В любом случае, мы знаем о том, что был приказ Батыя, по которому, отдавая должное бесстрашию русского богатыря (татары доблесть в бою сильно ценили), тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда, только перед этим отвели к хану Батыю: (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем), читаем: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”». Так же, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в рязанском соборе.

В конце XIII века в Переяславль была перенесена кафедра муромского и рязанского епископа и с этого времени город стал центром Рязанской епархии. Резиденция епископа находилось в западной стороне, в версте от города. Шло время и было понятно, что старая Рязань полностью уничтоженная татарами так и не смогла восстановиться от разорения и была она, к тому же, на краю рязанского княжества, а город Переяславль был в центре. Отсюда было удобнее смотреть не только за татарами, но и за московскими князьями ставшими постепенно набирать силу и претендовавшие на город Коломну, что была тогда в рязанском княжестве. В это время «князь Данило Александрович Московский приходил ратью на Рязань и бишася у града Переяславля». Расшифровка этого сообщения такая: Пришел в 1301 году московский князь Даниил (сын Александра Невского) воевать (после Батыя!) под стены Переяславля с рязанским князем Костантином Романовичем и победив его стал держал у себя долго в Москве, обходился с ним хорошо, но Коломну у него забрал. Но Даниил умер, а сын его Юрий Даниилович продержал рязанского князя у себя ещё два года, а потом убил. Как мы видим походы татар никак не мешали князьям выяснять между собой отношения и «прибирать к рукам» земли, бороться за сферы влияния. Этой разрозненностью и пользовались ханы. Но постепенно положение дел менялось, зрело внутренняя уверенность князей в том, что ездить в Орду дело хлопотное, получать "ярлыки на княжение" и платить дань дело унизительное. Не легче ли дать отпор "поганым татарам" дома?

          ПОДВИГ ИВАНА ИВАНОВИЧА КОРОТОПОЛА

Рязанский князь Иван Иванович Коротопол был сыном рязанского князя Ивана Ярославича казненного Узбек-ханом в Орде в 1327 году. Он и стал княжить на рязанской земле после смерти отца  и в 1333 году вместе с Иваном Калитой «ходил походом на Новгород». Главная история его жизни начинается с того, что в 1339 году он поехал в орду платить дань. И вот в один прекрасный день, ехав на обратном пути с ханским темником Товлубием посланным наказать смоленского князя Ивана Александровича за отказ платить дань, он понял, что немило ему это дело, терпит он ханские насмешки и вспомнил убитого отца своего. Засела в сердце князя обида и несправедливость, что попирается русская гордость. Памятуя об этом и встретив по дороге своего двоюродного брата князя Александра Михайловича Пронского везшего платить в орду дань («с выходом»), стал он его уговаривать не делать этого. Тот ни в какую. Набравшись смелости он отнял всё у князя и привез плененного брата в Переяславль Рязанский, где Александр был непреклонен и пообещал жаловаться на него Хану. Коротопол в гневе казнил его.

Сын Александра Ярослав тем временем поехал к хану в орду, заплатил за отца дань, получил ярлык на княжение и рассказал о том, как поступил Коротопол с его отцом. Хан, в конечном итоге, дал Ярославу Александровичу татарское войско и те вместе с ханским послом Киндяком пошли на Переяславль.  Было это в 1342 году. Татары пришли к стенам города Переяславля Рязанского, и ещё больше удивились, встретив от горожан отпор. Целые сутки длилась осада Переяславля, а когда наступила ночь, под покровом темноты Ивану Коротополу удалось бежать из города. А на утро ворота отворились и Ярослав с татарами вошел в город. Не найдя там Коротопола, татары не стали сжигать город, а только разграбили его подчистую. И всё-таки история с Коротополом показала, что идет на Руси внутреннее сопротивление, не желает народ жить по ханским законам. А Иван Коротопол перешел «на нелегальное положение», как сейчас бы сказали, партизанил, встречая и разоряя караваны везшие в Орду дань. В конечном итоге отряд рязанского князя нарвался на засаду устроенную татарами где и погибает Иван Иванович Коротопол. В летописных источниках указано, что было это в 1343 году: «убит неизвестно где, кем и как». Здесь мы видим образ русского бунтаря который идет «против всех»:  лучше такая свобода - чем рабство.

Неожиданно напал на Перяславль, вместе с мордовским войском,   ордынский князь, хан Тагай. Захватил город, разграбил и поджег его, да еще взял "в полон" (в плен) много людей. Но тут  рязанский князь Олег Иванович (тот самый, что изображен на рязанском гербе) быстро смекнул, объединил полки рязанских князей, и погнался догонять татарское войско. Татары не ожидали такого поворота, были уверены в успехе, и сплоховали, когда объединенное рязанское войско настигло татар и их разбило, да так неожиданно, что сам Тагай еле унес ноги. Отняв обратно всю добычу и пленных Олег Иванович показал, тем самым, что можно противостоять агрессии и успешно сражаться с татарами. (Куликовская битва была не за горами).

 Пошел той зимой князь московский Дмитрий Иванович (будущий Донской!) войной на  рязанского князя Олега Ивановича. Тогда и состоялся бой между двумя князьями в пяти верстах от Переяславля Рязанского у села Скорнищево (теперь микрорайон Канищево в черте Рязани). История получилась запутанная ибо Олег Иванович уступил московской дружине. Этим воспользовался пронский князь Владимир, по разрешению Москвы, и сел в Переяславле на княжение. Пошел Олег Иванович  к татарскому мурзе Салахмиру за помощью (опять мы видим как переменчива была политика того времени) и вернул обратно рязанское княжение. А Дмитрий московский за это ему претензий не предъявил.

1373 и 1377 ГОДА. Опять пришли татары на рязанскую землю. Их походы стали частыми, и дружина Олега Ивановича не успевала восстанавливаться. Князь Дмитрий (Донской) понимал это, считая рязанские земли, заведомо своими (положил глаз на них), но не успевал дойти на помощь рязанцам. Опять татары всё пограбили и увели людей. И в 1377 год татарский хан Арапша стремительно напал на Переяславль, и даже Олег Иванович был захвачен, но вырвался из плена весь израненный татарскими стрелами.

1378.  БИТВА НА ВОЖЕ

И Дмитрий Иванович (Донской) и рязанский князь Олег Иванович были в непростых взаимоотношениях, но рязанские земли были разорены и  сил воевать не было. Поэтому воевать с татарами выдвинулась московская дружина Дмитрия Ивановича. Точная дата этого сражения – 11 августа 1378 года (6886 от сотворения мира). Битва состоялась в 15 верстах от Рязани. В летописях не указывается точное количество участников сражения. По приблизительным оценкам в битве участвовали с русской стороны – 4 тысячи конных воинов и до 5 тысяч пешего войска. У ордынцев – около 10 тысяч воинов. Несколько дней ордынцы под командованием темника Бегича стояли на берегу Вожи, опасаясь начинать переправу. Единственное место, где можно было это сделать - был брод, но он находился под прицелом русских воинов. Стояние затягивалось, и Дмитрий Иванович решил пойти на обманный маневр - он отвел войска от реки и укрыл фланги в лесистой местности, и только после этого Бегич решился форсировать Вожу, и когда ордынцы переправились, они сразу устремились на центральную часть русского войска. Расположенный в центре полк сумел устоять под натиском врага, прикрываясь надежными щитами и доспехами, он состоял из хорошо вооруженных и тщательно обученных ратников Дмитрия Донского. После первой атаки татар, с флангов из укрытия, на них обрушились полки под руководством Вельяминова и Пронского. Это вызвало панику в рядах ордынцев и они бросились бежать. Поскольку позади них была река Вожа, то многие из них утонули вместе с главнокомандующим Бегичем.

В битве решительную победу одержало русское войско! Сражение на Воже долгие годы незаслуженно находилось в тени Куликовской битвы и переменило мнение о непобедимости татарских войск. Это сражение, с легкой руки историков, стали именовать "генеральной репетицией перед Куликовской битвой".

           1391 ОЛЕГ РЯЗАНСКИЙ И КУЛИКОВСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

   О Куликовской битве мы знаем всё, или почти всё. Поэтому начну сразу с интересного. В современном представлении о Куликовской битве есть  моменты  которые незаслуженно забываются. Связано это с именем Олега Рязанского. Известно, что князь Олег не привел свое войско на Куликово поле, а простоял всю битву лишь в небольшом переходе от сражения. Почему и зачем? Некоторые историки преподносят это как его трусливость и предательство. Но так ли это? Ведь Олег Рязанский привел войска, а не устранился вообще, чем ослабил Мамаевы силы. Давайте не будем ломать дров и обратимся к фактам. А они вот какие. Интересные. Итак. Недалеко от Куликова поля стояло войско молодого литовского князя Ягайло, который привел свои полки на помощь Мамаю, согласно договору. Вот он их привел… и тоже остановился, так же как и Олег Рязанский. Примечательно то, что Ягайло так и не вступил в Куликовскую битву, лишь развернул свои полки по ее окончании и вернулся к себе в Литву. Впечатление не будет ошибочным если сказать - его войско уравновешивал князь Олег. Мы знаем и о том, что параллельно с этой ситуацией продолжалась борьба за Рязань! Пока Олег сдерживал Ягайлу, в его рязанское княжество прибыли московские наместники и сели в рязанских городах (читай захватили власть!). Олег же, после Куликовского сражения вернулся и быстро от тех наместников освободился. История состоит из таких интересных поворотов. Их надо знать. Незаслуженно упрекают Олега за его нейтралитет к Мамаю, это после того как татары разорили всё рязанские владения и лютовали здесь? Олегу рязанскому возможно приписать только стратегическую хитрость, но не предательство . Это. Да.

 После разгрома армии Мамая ситуация переменилась. Разоренную старую Рязань стали забывать и постепенно место это запустело и осталось возле него у Оки село Старая Рязань которое и существует по сею пору.

В июне 1513 года пришли в эти края крымские татары под предводительством Бурнаш Гирея и осадили Переяславль Рязанский, ворвались в острог, но крепость взять не смогли.

  ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕЯСЛАВЛЯ.

Облик Переяславля стал меняться. На протяжении кон. XIV нач. - XV вв. он занял всю площадь кремлѐвского холма, были подсыпаны и увеличены в высоту городские валы и возведены новые стены. В это время в кремле был воздвигнут общегородской белокаменный Успенский собор, впоследствии переосвящѐнный в Христорождественский.

   200 лет назад у села Аграфенина Пустынь находился девичий монастырь основанный последней рязанской княжной Аграфеной -  женой последнего рязанского князя Ивана Васильевича имевшего прозвище «Большой Третной». Был он покорный, набожный и безвольный, поэтому московские князья умаслили его дарами а потом и вовсе отобрали у него рязанские земли под себя. После смерти мужа Аграфена основала этот монастырь - Аграфенину Пустынь, но находившееся рядом озеро весной разливалось и подмывало здесь монастырские стены и поэтому было решено перенести монастырь в Михайлов.

  ТРУСЛИВЫЙ КНЯЗЬ ИВАН ИВАНОВИЧ И ГЕРОИЧЕСКИЙ НАМЕСТНИК ИВАН ХАБАР

    И вот сын Аграфены рязанский князь Иван Иванович, не в пример его кротким предкам, оказался не робкого десятка и задумал при поддержке крымского хана Мехмета (Мухаммада) - Гирея освободиться от влияния великого московского князя Василия (III-го)  не желавшего более платить дань хану. Даже стал помышлять князь Иван для этого жениться на ханской дочери. Про эти тайные переговоры и узнал Василий Иоаннович (III-ий), и уговорил рязанского князя при помощи своего доверенного лица Семена Коробьина не делать этого, а приехать в Москву мириться. Как только приехал Иван Иванович в Москву, понял он, что его перехитрили, и заточили под стражу там же, а мать его Аграфену закрыли в её же Аграфеновом монастыре. Так в 1520 году не стало Рязанского княжества. Но через год в 1521 году подступил к Москве тот самый Мехмет Гирей, и воспользовавшись суматохой творившейся в столице Иван Иванович бежал и стал пробираться к Переяславлю в надежде вернуть себе власть, но переяславский наместник Иван Хабар не пустил князя в город. Иван Хабар будучи неробкого десятка и не на стороне великого московского князя, узнав про поход хана Мехмет Гирея  заставил всех бояр рязанских целовать крест и биться с крымскими татарами до смерти, как и их предки у стен Старой Рязани. Это произвело впечатление на бояр и те целовали крест и изменника князя Ивана Ивановича, бежавшего из Москвы, в Переяславль  не пустили. Тот какое-то время отсиживался недалеко от города в селе Шумаш, но так и не принятый в Переяславле Рязанском сбежал в Литву. Тем не менее Мехмет Гирей пошел на Переяславль Рязанский и был премного удивлен сопротивлением города, который и не собирался сдаваться ни в какую. Очевидно, зная историю героического подвига Старой Рязани, отдав должное стойкости рязанцев, хан решил взять город хитростью. Тогда же был  составлен подложный царский указ о том, что дескать, Василий III-ий велит отдать крымчакам этот город. Тут ханские советники сплоховали, ведь рязанцы никогда не хотели подчиняться Московии. Хитрость была раскрыта Иваном Хабаром и боярами, и затея провалилась. Он перебил всех послов, принесших подложную грамоту, саму грамоту порвал выйдя на городскую стену на глазах у Хана и велел палить по нему из всех орудий. Руководил этой легендарной стрельбой немец Иордан – пушкарь, состоявший на русской службе, это имя попало в хроники. Его пушкари разметали стан «агарян» беспечно расположенный под стенами города. Видя, что затея провалилась в августе 1521 года Мехмет Гирей не стал дожидаться осени и повернул обратно в Крым при этом опустошая русские города встречавшиеся на его пути. Рязанского воеводу Ивана Хабара за его стойкость и за раскрытие подлога (тем самым спасшего честь царя) Василий Иоаннович пожаловал чин боярина.  Иван Иванович подался  в Литву к королю Сигизмунду I-му который подарил ему имение Стоклишки (сейчас местечко под Вильнюсом), где тот и умер в 1534 году. По воспоминаниям современников он любил роскошь, изысканно одевался, содержал при себе слуг, которым и раздал почти все свои владения к концу жизни. А подвиг Ивана Хабара и рязанцев отложился в сознании не только хана, но и русских князей. После этого ни один русский город не сдавался без боя, везде крымские татары встречали сопротивление, постепенно, тем самым укрепляя стойкость московского государства.

    Крымские татары поуспокоились, но тут подняли головы ногайские татары. Пришли они к стенам Переяславля Рязанского в 1551 году. Город они брать не собирались, а стали использовать другую, более незатейливую тактику, разорять всё вокруг и опустошать все рязанские владения.

    ЛЕГЕНДАРНАЯ ОБОРОНА ПЕРЕЯСЛАВЛЯ И БРАТЬЯ БАСМАНОВЫ

     Как только чуть оправилась рязанская земля после этого набега явился к Переяславлю Рязанскому осенью 1564 года крымский хан Девлет Гирей (по предварительному сговору с Литвою) зная про то, что этот город давно не разоряли и там есть чем поживиться. Единственно чего он не мог знать, что в это время под Переяславлем находился сподвижник Ивана Грозного боярин Алексей Данилович Басманов с сыном Федором (любимцем царя). Это обстоятельство и решило дело. Узнав о подходе 60-ти тысячной армии крымских татар Басмановы не испугались, а наоборот, примчались в Переяславль Рязанский и стали со знанием дела организовывать оборону. Алексей Басманов будучи бывалым воеводой сыграл на том, что Переяславль неприступен для врага и убедил в этом всех горожан. Опять поднялись все люди на защиту родного города, благословляемые и вдохновляемые на подвиг находившемся тогда в Переяславле Рязанском епископом Филофеем. Оборону рязанцы держали четыре дня (в других источниках - шесть дней) и отогнали Девлет Гирея от своих стен. Грозный незамедлительно выслал на подмогу рязанцам московские дружины Федорова и Яковлева, и те успели дойти до Оки за эти дни осады, тем самым переломив ситуацию в выгодную сторону. Сыграло роль и то, что теперь в московском государстве по дорогам располагались ямские почтовые службы и вести с гонцами моментально стали долетать до столицы. Эта оперативность и сыграла главную роль. Срочно поспешили к рязанцам на подмогу и войска князя Федора Михайловича Татева из Михайлова и из Дедилова. Узнав о том, что их литовские союзники ушли из-под Полоцка и поняв свое невыгодное положение Девлет Гирей свернул свой стан и поспешил уйти на юг. За Рязанский подвиг Алексей и Федор Басмановы были награждены золотыми медалями царем Иваном Грозным. Федор Басманов в последствии стал «любимцем» царя. Здесь мы не будем делать сомнительную ошибку: любимцем, но не любовником последнего, ибо это обстоятельство скорее всего надуманно «курбскими оппозиционерами» Шлихтингом и Штаденом.  Давайте вспомним о том факте, что Федор Басманов был реальным родственником Ивана Грозного и был женат на княгине Варваре Васильевне Сицкой - племяннице первой и самой любимой жены Ивана Грозного, царице Анастасии Романовой. И Федор Басманов имел в браке с Варварой Сицкой двух сыновей. Об этом факте популисты от истории часто забывают.

Осталось и воспоминание Генриха Штадена. Немец-опричник писал о Рязани так:

«…область эта – ворота русской земли и Москвы. Рязанская земля такая прекрасная страна, что подобной ей я и не видывал…Если крестьянин высевает 3-4 четверика, то ему еле-еле хватает сил чтобы убрать урожай…В этой стране много лип, а в них пчёл и мёду. Одним словом: эта прекрасная страна. Большая часть дворов и острогов стоят пустыми, остальные сожжены.» Вот такое наследство досталось рязанцам после набегов татар.

     СМУТНОЕ ВРЕМЯ И НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ БРАТЬЕВ ЛЯПУНОВЫХ

История Смутного времени оставила нам имена рязанцев братьев Прокопия и Захара Ляпуновых одними из первых признавших царевича Димитрия Иоанновича (ЛжеДмитрия I-го) и убедивших рязанских «детей боярских» но и  дружины Переяславля Рязанского и Ряжска. Прокопий Ляпунов проявил себя в 1605 году под Кромами выдержав знаменитую осаду в составе войска легендарного Ивана Болотникова  «воеводы царевича Дмитрия» одержали победу над войсками Василия Шуйского чем способствовал, в конечном итоге, восхождению на трон «цесаревича». Рязанский воевода Прокопий Ляпунов стал известен после этого события, и не отказался от царя Димитрия Иоанновича, и не поверил его убийству и не дал присягу Василию Шуйскому, а продолжал сражаться на стороне Болотникова в попытке вернуть власть «неубиенному сыну» Иоанна Грозного. Это было и понятно, в народе пошла молва про то, что  истинного законного наследника Грозного «убить невозможно», а убит в Москве двойник Дмитрия, носивший в то время короткую бороду, действительно сильно похожий на последнего. Так или иначе рязанские дружины Прокопия Ляпунова вместе со знатным рязанским воеводой Исаем Никитичем Сумбуловым взяли Коломну и подошли вплотную к Москве захваченной войсками Василия Шуйского. Тем не менее приняв проповеди патриарха Гермогена, что восстания ослабляют Московию, все рязанцы Самбулов и Ляпуновы перешли на сторону Шуйского. Участвуя в боях с войсками «самозванца» при Пронске Прокопий был ранен в ногу и передал управление войском брату своему Захарию. Так или иначе Ляпуновыми было решено сосредоточиться на обороне Переяславля Рязанского чтобы не допустить разорения от польских отрядов Лисовского. После долгих политических маневров в конечном итоге Ляпунов освобождает от войск «самозванца» Пронск и соединяется с войсками Дмитрия Пожарского. В январе 1611 года польскому королю Сигизмунду сообщают о восстании Ляпунова в Рязани. Вместе с Патриархом Гермагеном они призывают восстать против захвативших Москву поляков.

Воззвание это «Прокофей Ляпунов и всих станов всякие люди резанского повета» сохранилось в царском архиве:

«СТАНЕМ КРЕПКО ЗА ЗЕМЛЮ НАШУ, ПОДВИНЕМСЕ ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ ДО ЦАРСТВУЮЧОГО ГРАДА МОСКВЫ. А ВСЕ ЗЕМЛЕЮ МОСКОВСКАГО ГОСУДАРСТВА РАДУ ЗДЕЛАЕМ, КОМУ БЫТЬ НА МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ГОСУДАРЕМ».

В конечном итоге ополчения вошли в Москву, где в результате заговора Ляпунова убили, но начало было положено, началось восстание. И в итоге во время второго ополчения Мининым и Пожарским Москва была освобождена. Вот такой вклад внесла рязанская дружина Ляпунова в изгнании врага из Москвы.

    ОПИСАНИЕ ПЕРЕЯСЛАВЛЯ (МЕСТО СОВРЕМЕННОЙ РЯЗАНИ)

На случай войны с крымскими татарами в апреле 1638 года Дмитрий Пожарский был послан полковым воеводой в Переяславль Рязанский.

В XVI в. образовался Рязанский уезд в границах уменьшенного Рязанского княжества и владения рязанского князя перешли к Василию III.

Во 2 четверти XVI века в кремле был построен Архангельский собор, его архитектурные особенности не лишены итальянского влияния которое пришло из Москвы.

В конце XVI в. город вошѐл в систему «засек», оборонявших с юга Московскую Русь от татар. Наиболее древней центральной частью Переяславля был кремль, который по документам 16-17 веков он именуется «городом». Термин «кремль», был московским. Территория кремля XVI - XVII вв. делилась на два условных района. Северная часть, древняя, в восточном крыле которого располагалось изначальное поселение горожан, в XVI веке этот район был административным центром города с княжеским двором, двумя каменными храмами Успенским и Архангельским.

Во второй четверти XVI века когда княжеский двор опустел, здесь стала размещаться архиерейская резиденция, располагавшаяся до этого в версте к западу от кремля. В сотной грамоте рязанских писцов (1568) упоминаются «две палаты каменны, а под ними подклеты хлебные, да две поварни естовые» и «церковь каменна Усекновения Ивана Предтечи». Далее, в Архиерейской слободе, началось строительство каменных храмов (не сохранившихся) Борисоглебского и Никольского. Так-же за счет  прилегавших к архиерейской резиденции дворов, числившихся за великим князем, началось  формирование комплекса каменных административных, жилых и хозяйственных построек, и были построены каменные церкви Владимирская и Иоанна Предтечи, трапезная, конюшенный и житничный дворы,  обустроен сад. Так-же рядом с архиерейским двором располагались Спасский мужской и Духовский монастыри. На юго-востоке размещался Явленский (Казанский) девичий монастырь. Нужно добавить что все монастырские постройки до середины XVII века были деревянными.

Южная часть кремля была занята жилой застройкой. Есть мнение, что она была самым ранним посадом, находившимся за городской стеной, разрушенной впоследствии. В XVI-XVII вв. этот район Переяславля назывался Зарядьем, т.е. «за (торговыми) рядами»  располагавшиеся на первоначальной границе кремля у ворот или проездной башни.

Иван (III) Васильевич в жалованной грамоте повелевал выстроить в Переяславле храм в честь Иоанна Златоуста, в этой грамоте содержатся первые упоминания улиц города: Косая и Волкова. В кремле в нач. XVI века значится шесть церквей: Троицы, Иоакима и Анны, Иоанна Златоуста, Николы Старого на берегу озера Быстрого, Козьмы и Дамиана, Иоанно-Зачатьевская.

На плане кремля XVII века рядом с южной стеной, возле Рязанских проездных ворот располагается площадь, на которую сходятся городские улицы. На этой площади располагались городские торговые ряды.

Есть мнение, что к концу XVI века вся территория кремля была застроена, и началось активное освоение земли за его пределами, возникновение слобод, и начался массовый выход населения из кремля в посад. Более активно застройка велась вдоль русла реки Лыбеди, и у восточного подножия кремлѐвского холма на правом берегу Лыбеди (район современных улиц Лесопарковой и Рыбацкой) где появилась  «Рыбная слобода, что на Выползове» (выползово - «…предместье, крайние в поселении дома, избы»). Выползова Рыбная слобода - рыбацкое поселение, которое имело статус дворцовой слободы, т.к. поставляло рыбу к царскому двору. Неизвестный посад за стенами крепости упомянут в Софийской летописи под 1533(7041) годом. Это может быть и Выползова слобода и поселение Архиерейской слободы.

Вероятно, в середине XVI века, и на правом берегу Лыбеди у самого начала исторического тракта, связывавшего Переяславль со Старой Рязанью, сложилось небольшое "самовольное" посадское поселение. Об этом есть упоминание относящееся к 1550 году:  тогда три рязанских священника воспользовались отсутствием архиерея, который находился в отъезде, в Москве, самовольно постро-или на посаде сразу три храма – Входа в Иерусалим, Благовещения и Воскресения Сгонного. За это «ослушники» были лишены архиерейского благословения, а новые храмы остались стоять. В народе Воскресенскую церковь называли: «Воскресения, зово мая звонного». По утрам на звон колоколов церкви Воскресения "Сгонного" жители сгоняли городское стадо под стены храма для выгона на луга. Слобода тем временем быстро распространилась на юг (до современной улицы Свободы) и из кремля на правый берег Лыбеди переместился  городской торг.

Платѐжные книги 1595-97 годов  говорят о том, что была прекращена  торговля в кремле и расширен торг на Лыбеди. В районе Рязанских ворот внутри кремля, тогда всѐ ещѐ оставались одиночные лавки, а в посаде уже действовали торговые ряды от Архиерейской слободы, и с востока – от кремля. Так на рубеже XV-XVI веков возник острог и, к западу от него в сер. XVII в –  разрослась Новая слобода.

  По археологическим данным, территория острога была частично заселена уже в конце XIII – XIV веках. Первоначальное поселение располагалось, по-видимому, на мысу высокого берега Трубежа, где сейчас храм Спаса на Яру. В письменных источниках острог впервые упоминается в 1513 году, когда крымский царевич Бурнаш-Гирей подступил к Рязани, взял острог, но от города был отбит. Острог занимал пространство от кремля до современной улицы Некрасова. С севера и юга он был защищѐн крутыми берегами Трубежа и Лыбеди, и обнесѐн со всех сторон частоколом из заострѐнных дубовых брѐвен – «острогом».

В течение почти всего XVII века город подвергался разорительным набегам. В 1610-х гг. город оборонялся от крымских татар и польских интервентов, в 1633 и 1673 гг. – вновь от татар. С середины столетия интенсивность и частота нападений уменьшились и, хотя оборонительные сооружения кремля и острога всѐ ещѐ поддерживались в порядке, но восстанавливались они уже не в полном объѐме – по мере утраты крепостью еѐ оборонительного значения и обветшания построек, постепенно сокращалось число крепостных башен. В середине XVII в. их было 13, а к началу XVIII в. сохранилось только 9. Кроме того, на протяжении XVI-XVII вв. крепость постоянно страдала от обрушения крутого берега Трубежа. Из всех башен города только четыре были проездными: Глебовская, выходившая на Большую Московскую дорогу, Тайничная, обеспечивавшая проход к Трубежу. Ипацкая (Олпацкая), через которую был выезд к Лыбеди и далее через пойму к перевозу через Оку и Рязанская, за которой начиналась Большая Рязанская дорога. ведущая в древнюю княжескую столицу – Старую Рязань. Остальные башни были глухими.

К концу XVII века город потерял своѐ военно-оборонительное значение и превратился в администра-тивный и торгово-ремесленный уездный центр.

Он состоял из трѐх частей – кремля, острога и посада. Все части к этому времени представляли из себя единую городскую структуру с системой градообразующих подцентров со своими связями и городскими доминантами. Планировку Переяславля Рязанского конца XVII века можно увидеть на графических реконструкции, сделанной замечательным рязанским художником П.Ф.Нестеровым по материалам выдающегося исследователя Рязани Д.Д. Солодовникова. Учѐный скрупулѐзно изучил писцовые книги города, составил к ним именные указатели и детально реконструировал всю территорию средневекового города – с улицами, проулками, переулками, усадьбами горожан, земскими и казѐнными строениями, храмами и монастырями. Собранный таким образом план он наложил на планировку Рязани первой половины XX в., привязав его к местности, а художник П.Ф.Нестеров подготовил этот материал для экспонирования в музее, и составил графические схемы для печатных публикаций.

Кремль в XVII в. имел деревянные крепостные стены с башнями, одна из которых, Глебовская, была каменной. Эта башня в северной части западной стены, игравшая некогда главную роль в обороне была единственной каменной оборонительной постройкой за всѐ время существования укреплений. В ней были устроены городские ворота, и к ним через городской ров с территории острога вѐл Глебовский мост со своими воротами.

Северная стена, тянувшаяся вдоль берега Трубежа, начиналась Спасской башней, стоявшей на северо-западном углу крепости. В средней части стены находилась Тайничная башня с тайником. Замыкала северный участок стены «Духовская наугольная башня». Следующей за ней, на восточном участке стены, была проездная Ипацкая башня. Между Ипацкой и наугольной Всесвятской было три глухих безымянных башни. Три башни стояли на восточном участке крепости: «наугольная» Всесвятская, Рязанская и «наугольная» Введенская. Главной на этом участке была Рязанская проездная башня. В верхней еѐ части в особом «выходе» висел вестовой колокол, а у подножия был построен мост через Лыбедь. Западная стена крепости шла от угловой Введенской башни до Глебовской, включая в себя посередине одну глухую башню. Крепостная стена острога начиналась от Введенской башни кремля. Возле рва в ней были Лыбедские ворота. Далее стена тянулась по высокому левому берегу Лыбеди, повторяя еѐ очертания. В районе нынешней улицы Некрасова стена поворачивала на север и тянулась до церкви Спаса на Яру, от которой поворачивала вдоль Трубежа до Спасской башни кремля. Около этой башни в стене острога были устроены Водяные ворота. На всѐм протяжении стена насчитывала 15 башен, из которых только Московская, стоящая на дороге в Москву, была проездной. XVII век стал временем наивысшего экономического подъѐма и политического влияния в истории рязанского духовенства. В течение столетия архиерейские владения в кремле значительно увеличились за счѐт включения в них монастырских и частновладельческих дворов. В 1667 году рязанскому архиерею Иллариону был пожалован сан митрополита. С этого времени архиерейский двор стал именоваться митрополичьим. Заметные перемены в облике кремля произошли после сильного пожара, произошедшего в 1647 году. На протяжении 2-й пол. XVII в. На архиерейском дворе возвели крупный комплекс культовых, жилых, хозяйственных и административных зданий, обнесѐнный в 1681 году высокой каменной оградой, завершившей ансамбль. В XVII в. заметно преобразились городские монастыри, в них появились первые каменные постройки. К западу от митрополичьего двора постепенно сформировался официальный административный комплекс, вытеснив находившиеся на этой территории частные дворы. В 1693-96 годах зодчим Я.Г. Бухвостовым был выстроен грандиозный Успенский собор, придавший новый облик не только кремлю, но и всему городу, и ставший навсегда его главной доминантой. Будучи одним из самых известных в русской архитектуре произведений нарышкинского барокко, собор отличается уникальной белокаменной резьбой своего декора.

Южная часть кремля в XVII в. оставалась районом жилой застройки, главным планировочным узлом которого являлись Рязанские ворота с торгом около них. От ворот радиально расходились главные улицы, две из них направлялись по противоположным сторонам, чтобы тянуться вдоль западной и восточной стен кремля, остальные три пролегали среди кварталов. Между собой улицы сообщались проезжими переулками и имели небольшие тупиковые ответвления, значившиеся, как «глухие улки и переулки»  . По данным писцовых книг, в 1626г. в Переяславле насчитывалось 29 осадных дворов, а в 1646г. – 37. Надо предполагать, что до середины XVII в. большее число дворов располагалось ещѐ в кремле, так как продолжались татарские набеги, а процесс переселения знати в посады начался не ранее второй половины XVII в. По данным переписи 1677 г., из 90 осадных дворов Переяславля на территории кремля находилось 29, остальные размещались на посаде. Из-за устойчивого оттока населения в посад в кремле сократилось число приходских церквей. Из шести храмов. известных в XVI в. только три продолжали существовать в начале XVIIв. Торг у Рязанских ворот постепенно утратил своѐ значение, сократившись до одного москательного ряда. В кремле по-прежнему, размещался городской административный центр. В юго - западной его части, располагался воеводский двор, рядом – Воскресенская церковь. С XVIв. двор был значительно расширен за счѐт присоединения четырѐх соседних частновладельческих дворов и двух «порожних мест». Острог в XVII в. представлял собой укреплѐнный жилой район города, не имевший административного. торгового и ремесленного значения. Населяли его приказные люди и представители духовного ведомства. Часть территории принадлежала Спасскому монастырю, имевшему здесь «коровий дворец и огород для монастырского обиходу». Особую Стрелецкую слободку составили стрельцы. В конце XVII в. в южной части острога образовалась Новая слободка, позже давшая название одной из улиц регулярного города. Центром планировочной структуры острога был Глебовский мост и Водяные ворота каменной Глебовской башни кремля. От главного выезда из кремля – Глебовского моста дороги радиально расходились и делили острог на четыре части, которые, в свою очередь делились переулками и тупичками на более мелкие кварталы. Самой крупной радиальной внутренней связью был участок Большой Московской дороги. Улица начиналась у торга на левом берегу Лыбеди, шла по дну сухого городового рва вдоль кремлѐвского вала до Глебовского моста, ломаясь под тупым углом, поднималась на территорию острога, пересекала его и, далее, пройдя через Московскую проездную башню,превращалась в дорогу.

Применительно к посаду Переяславля-Рязанского XVII в. в историографии для определения частей города утвердились два названия – Верхний и Нижний посады. Верхний располагался к западу от острога на левом берегу Лыбеди, Нижний – на правом берегу реки к северо-востоку и востоку от острога. Посад состоял, как посады большинства русских городов, из «чѐрной» слободы. положенной в оклад и «белой», свободной от тягла. «Белой» была Верхняя Архиерейская слобода, которую, видимо, следует считать и наиболее древней частью рязанского посада. «Чѐрной посадской слободой», или просто «посадом» источники XVII в. именуют поселение на правом берегу Лыбеди. В его составе выделяется несколько обособленных слобод: Выползова, Сгонная, Новинская, Затинная слободы, слобода на Скоморошьей горе. Эти части, скорее всего, имели различия по профессиональной специализации населения, времени или месту возникновения, но к XVII в. они уже составили единую структуру. Наиболее древней из них была Выползова Рыбная слобода. Уже в начале XVII в. Здесь была деревянная церковь Николы Мокрого. В сер. XVII в. Слободе насчитывалось 24 двора, в которых числилось 45 душ «рыбных ловцов и их детей и братьи и племянников». До конца XVIII в. Выползова слобода находилась в ведении дворцовой канцелярии. Следующим по времени заселения Нижнего посада был, вероятно район современных улиц Рыбацкой. Затинной и Грибоедова в месте их пересечения с проездом Речников и улицей Свободы, а также площадь Свободы. Этот район ,составлявший ядро посада, был вероятно. обжит ещѐ в сер. XVI в. Именно здесь располагались самые ранние деревянные храмы Переяславля – Входа в Иерусалим. Благовещения и Воскресения. Часть посада вокруг Воскресенской церкви, примыкавшая к торгу с юга, называлась Сгонной слободой, а сам храм – «Воскресенье Господне Сгонное». Посад рос, и, весьма вероятно, что его древнейшая территория была обнесена тыном, судя по названиям слобод Затинной и Новинской. На плане города, составленном в 1772г., Затинная слобода показана, как обособленное, не включѐнное в межевые границы посадской слободы поселение, расположенное на самой окраине посада рядом с Кольной (окольной?) слободой. Западнее Кольной, на возвышенной части располагалась слобода Скоморошья горка, а ещѐ западнее, вдоль Лыбеди, по еѐ правому берегу тянулась длинная улица Ямской слободы. От посада еѐ отделял глубокий овраг, называвшийся Ямским, и тянувшийся на юг, вдоль современной Садовой улицы. Ямская слобода представляла собой два порядка домов, составляющих улицу, которая начиналась от оврага, и заканчивалась в районе пересечения современных улиц Горького и Свободы. На восточной оконечности слободы, на высоком мысу у выхода Ямского посада к Лыбеди, видимо, в 1-й четв. XVIIв. была построена Деревянная Никольская Ямская церковь, позднее – Николодворянская, перестроенная в 1681 г. в камне. В 1708 году в ходе административной реформы Петра I Переяславль Рязанский с уездом вошѐл в состав Московской губернии, а в 1719 г. стал центром Переяславль-Рязанской провинции. На протяжении 1-й пол. XVIII в. облик города почти не менялся, причиной чему, в частности, был запрет на каменное строительство в провинции.

В 1836 году наведался на место легендарной Старой Рязани некий купеческий сын Д.Тихомиров из Спасска, сильно вдохновленный историей Шлимана и Трои, решил проводить здесь археологические раскопки. Он то и возродил интерес к древней Рязани, откопал основания двух храмов, и действительно совершил легендарное дело нашел тесанные каменные гробы и многое другое - блюда, чаши и даже формы для отлива крестов. Учитывая то обстоятельство, что люди ушли жить с пожарища и погибшие хозяева уже не вернулись сюда за своим добром, со времен раскопок Тихомирова здесь было найдено с десяток больших кладов монет оставшихся под пепелищем.

 

 

 

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/По-древней-Рязани

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Владимир ТолстовКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/archivator

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Владимир Толстов, По древней Рязани (главы из книги) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 05.01.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/По-древней-Рязани (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Владимир Толстов:

Владимир Толстов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Владимир Толстов
Калуга, Россия
432 просмотров рейтинг
05.01.2023 (471 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
3 голос(а,ов)

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
По древней Рязани (главы из книги)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android