Libmonster ID: RU-16414
Автор(ы) публикации: Я. Бергер

Первая сессия ВСНП нового созыва подвела итоги предшествующего пятилетия и положила начало практической реализации выдвинутой XVI съездом КПК долгосрочной программы развития страны. Сессия подтвердила неизменность курса на дальнейшее углубление реформ, рыночную ориентацию, активное включение Китая в процессы глобализации и регионализации. Наиболее значительными результатами сессии стали принятие проекта реформирования структуры Госсовета КНР, а также избрание новых органов государственной власти, продолжившее начатую на XVI съезде КПК передачу властных полномочий от третьего поколения руководителей КНР к четвертому.

Экономический рост и его финансовое обеспечение

Политика правительства Чжу Жунцзи за прошедшее пятилетие обеспечила устойчивый рост китайской экономики в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры. Целенаправленное, поступательное развитие рынка сочеталось с глубокими структурными реформами, создающими для него благоприятную среду. В 1997 и 1998 годах Китай не принял рекомендаций и предложений МВФ и Мирового банка, не пошел на либерализацию цен, обвальную приватизацию и шоковую терапию. После азиатского финансового кризиса Китай не допустил девальвации юаня и инфляции. Был принят курс на расширение внутреннего спроса как главного стимула экономического роста. Одновременно продолжали увеличиваться масштабы внешней торговли и иностранных инвестиций. Упрочилось положение Китая в мире. Китай стал важным фактором мирового экономического развития. Настойчивые тринадцатилетние усилия китайского правительства завершились принятием Китая в ВТО.

Среднегодовой рост ВВП Китая за пятилетие составил 7,7%. Прямые иностранные инвестиции достигли в 2002 г. 52,7 млрд. долл. (4,26% ВВП), объем внешней торговли - 600 млрд. долл., профицит - 30 млрд. долл. Эти достижения, высоко оцененные сессией, служат основой для устойчивого продолжения экономического роста. 1 По мнению некоторых китайских экономистов,


Бергер Яков Михайлович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИДВ РАН, заместитель главного редактора журнала "Проблемы Дальнего Востока".

(c) 2003

стр. 6


признающих цикличность экономического развития Китая, страна миновала фазу спада темпов экономического роста и с 2002 г. вступила в фазу их ускорения, чему способствует и вступление Китая в ВТО. 2

Вместе с тем в наследство новому руководству достается, груз проблем, которые прежнему руководству не удалось решить или смягчить. Как сказал в заключительной речи на сессии ВСНП новый глава государства Ху Цзиньтао, очередная смена работников государственных структур берет на себя огромную ответственность в условиях сложной и изменчивой международной обстановки и огромной тяжести задач внутреннего строительства. Новый премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, выступая на пресс-конференции по завершении сессии, назвал пять проблем, вызывающих наибольшую озабоченность. Это, во- первых, запаздывающее развитие сельского хозяйства и медленный рост доходов крестьян, что стало сдерживать расширение внутреннего спроса. Во вторых - трудности в функционировании части предприятий и создании системы современных предприятий. В третьих - непрерывный рост безработицы, создающий чрезвычайно большое давление на системы социального обеспечения. В-четвертых - неравномерное развитие города и деревни, восточных и западных районов, бедность значительной части населения. В-пятых, высокая нагрузка на бюджет, большой удельный вес плохих активов.

Для поддержания высоких темпов экономического роста были и остаются на обозримую перспективу такие рычаги правительственного курса, как стратегическое регулирование экономической структуры, увеличение экспорта, прежде всего путем его освобождения от налогообложения, и т.н. активная (фактически - экстенсивная) финансовая политика. Последняя призвана противостоять циклическому спаду экономики и поддерживать экономический рост путем опережающих инвестиций. Внутренние строительные займы, служащие главным инструментом, активной финансовой политики и обеспечивающие 1 - 2% годового роста ВВП, были наиболее необходимы на старте. В условиях не преодоленных до конца негативных последствий азиатского финансового кризиса и дефляции они считались экстренным средством для компенсации недостаточного внутреннего спроса. Со временем, особенно по мере наступления сроков платежей по займам, их роль становилась менее однозначной. Временная мера все более превращается в рутинную, от которой нелегко избавиться, особенно ввиду все еще недостаточной активизации внутреннего спроса.

В 2001 г. общая сумма облигаций, выпущенных государством, составила 510 млрд. юаней. Вместе с сопутствующими банковскими кредитами объем инвестиций составил 2,4 трлн. юаней, распределенных по 8600 объектам. В 2002 г. сумма государственных займов достигла 660 млрд. юаней, а объем инвестиций - 2,8 трлн. юаней. 3

Приращение инвестиций в основные фонды темпами, опережающими темпы роста ВВП, ведет к изменению баланса накопления и потребления в распределении национального дохода. В 50-х и 60-х годах прошлого века оптимальным считался удельный вес накопления в 25 - 28%, при составлении 8- го пятилетнего плана он был повышен до 30%, в 1997 г. доля накопления достигла 33,5%, но с принятием экстенсивной финансовой политики этот показатель стал возрастать беспрецедентными темпами: в 2002 г. он составил 42%, а в 2003 г. должен достичь 45%. Как полагают составители Доклада Академии общественных наук Китая, продолжение этой тенденции ведет к нарушению сбалансированных пропорций в распределении национального дохода и может в долгосрочной перспективе нанести ущерб устойчивому макроэкономическому развитию. 4

Быстрый рост государственных и негосударственных инвестиций в основные фонды закладывает предпосылки для последующего экономического

стр. 7


развития страны. Вместе с тем он чреват и риском "перегрева" экономики в некоторых регионах и некоторых отраслях народного хозяйства, опасностью дальнейшего нарушения баланса между спросом и предложением, разрастанием инфляции и дефляции, растратой ресурсов и снижением качества роста.

Завышенная доля инвестиций уменьшает долю конечного потребления. Если начиная с 90-х годов прошлого века ее среднемировой уровень составляет около 80%, то в Китае с 1990 по 2001 гг. она не достигала 60%. 5 Недостаточный спрос ведет к неполной загрузке производственных мощностей, снижению эффективности хозяйственной деятельности предприятий, росту безработицы.

Государственные инвестиции, осуществляемые за счет внутренних займов, вместе с сопутствующими банковскими кредитами способствуют разрастанию государственной собственности, что в целом очень напоминает плановую экономику. Консервируется присущий этой экономике принцип ответственности государства за итоги хозяйственной деятельности находящихся под его началом предприятий. При этом речь идет об ответственности именно центрального правительства, а не местных властей, ибо как раз центр, а не местные власти и тем более не предприятия служит главным инвестором и определяет - через соответствующие ведомства центрального правительства - объекты для инвестиций. Тем самым происходит откат от начатой уже реформы инвестиционного механизма в государственном секторе.

Государственные внутренние займы открывают новый канал для коррупции. К этому ведет острейшая борьба, преимущественно закулисная, между местными властями и предприятиями за получение "наиболее жирного куска" при распределении инвестиций по конкретным объектам. Китайские исследователи свидетельствуют, что масштабы, которые приняла коррупционная конкуренция в этой области, беспрецедентна за весь период существования КНР. 6

Обращение государства к использованию внутренних займов для инвестиций реставрирует органичное для плановой экономики единство государственной банковско-финансовой системы. С началом реформ это единство стало разрушаться. Центральный банк выполнял государственные функции по управлению финансовыми институтами, но другие государственные банки начали коммерциализироваться, появились первые акционерные банки. Сегодня и в этой сфере наметилось попятное движение. Банки выступают в качестве посредника между государством и рынком облигаций: они покупают у государства облигации, используя депозиты населения, а затем распространяют их на рынке. В условиях, когда банковское кредитование негосударственного сектора почти полностью исключено, банки вынуждены покупать государственные облигации либо кредитовать государственные предприятия.

Средства от строительных займов идут, прежде всего, на осуществление крупных инфраструктурных проектов: транспортных, ирригационных, энергетических, коммуникационных. Часть из них вступила в действие. Но эффективность других в полной мере проявится лишь в отдаленной перспективе, тогда как инвестиций для остро необходимой технической реконструкции действующих предприятий не хватает.

Одновременно растет дефицит государственного бюджета, который приходится покрывать все новыми заимствованиями. Величина дефицита в 2002 г. увеличилась по сравнению с 1997 г. в четыре раза, а его доля в ВВП - с 1,2% в 1998 г. до 3% в 2002 г., достигнув опасной, по международным меркам, черты. В 2003 г., по расчетам Мирового Банка, этот показатель ввиду дальнейшего относительного сокращения доходов достигнет 3,4%. 7 Рост ВВП в среднем на 7 - 8% за год поддерживается среднегодовым увеличением бюджетных расходов и бюджетного дефицита на 20%. В 2003 г. предусматривается

стр. 8


дальнейший рост дефицита. Выплаты по старым долгам съедают почти половину доходов, получаемых по новым займам.

Номинальный дефицит дополнительно отягощается "плохими активами" банков и скрытой задолженностью государства по социальному обеспечению. С их учетом, по подсчетам китайских экспертов, задолженность китайского государства достигает 70% объема ВВП, что выше, чем в большинстве стран Азии и Европы и США. 8

Наличие скрытых рисков в финансовой системе Китая проявляется в задержках выплаты заработной платы правительствами разных уровней, в наличии "пустых счетов" в пенсионном фонде, в убыточности государственных предприятий и государственных банков и др. Очень большими долговыми обязательствами обременены местные правительства. Эти обязательства в случае их невыполнения лягут на плечи центра.

Сегодня и в обозримом будущем китайское государство вполне платежеспособно. Растут бюджетные доходы, сбережения населения, положительное сальдо платежного баланса. Но правительство не может игнорировать тревожные сигналы. В среднесрочной перспективе намечен постепенный выход из активной финансовой политики, хотя для этого требуется определенный переходный процесс.

Как отмечают китайские исследователи, активная финансовая политика экстенсивного типа на короткий срок может играть мобилизующую роль, однако ее воздействие на долговременное рыночное развитие, на формирование его движущих механизмов носит негативный характер. В период экономического спада такая политика необходима, но когда экономика восстановлена и пошла на подъем, необходимо срочно из нее выходить. При неблагоприятной экономической конъюнктуре увеличение дефицита и расходов оправданно, но когда экономика ускоряет свой рост, пытаться поддерживать его, опираясь на дефицит, ошибочно и опасно 9

Заместитель начальника Государственного статистического управления КНР Цю Сяохуа полагает, что в предстоящие 15 лет изменится вклад инвестиций, потребления и внешней торговли в экономику. По его словам, в этой перспективе доля инвестиций сократится с 40 до примерно 30%. Однако в ближайшие годы они еще сохранят за собой ведущую роль. В дальнейшем она будет падать, по мере того как будут возрастать доходы населения и соответственно воздействие внутреннего спроса на экономический рост. Что касается внешней торговли, то ее нынешнее значение для экономического роста в основном сохранится на нынешнем уровне, при этом роль экспорта еще более возрастет, а роль чистого импорта - не обязательно. 10

По мнению ряда депутатов ВСНП и делегатов проходившей одновременно сессии Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК), постепенно уменьшить выпуск новых займов для поддержки экономического роста и соответственно снизить давление на государственный бюджет, можно лишь всемерно стимулируя негосударственные инвестиции и либерализуя условия банковского кредита для негосударственных предприятий.

Занятость и безработица

XVI съезд КПК указал четыре основных направления государственного макроэкономического регулирования: стимулирование экономического роста, увеличение занятости, стабилизацию цен и сохранение внешнеэкономического платежного баланса. Материалы настоящей сессии ВСНП этот перечень вос-

стр. 9


производят, и есть признаки того, что вторая из названных целей в перспективе может занять место, сопоставимое по значению с первой. Впервые в правительственных документах такого уровня председатель Государственного комитета по планированию развития Цзэн Пэйянь в докладе на сессии назвал создание новых рабочих мест и сдерживание безработицы одним из главных приоритетов экономической политики на текущий год. 11 Включение этого параметра в число плановых показателей государственного развития должно побудить и местные правительства к аналогичной корректировке.

Такой поворот, несомненно, объясняется чрезвычайной серьезностью ситуации. Это признал и министр труда и социального обеспечения Чжан Цзоцзи на пресс-конференции для аккредитованных на сессии ВСНП журналистов. 12

Высокие темпы экономического роста не гарантируют высокой занятости. В 80- х годах прошлого века каждый процент прироста ВВП обеспечивал увеличение занятости на 0,32%, сегодня - менее чем на 0,1%. 13 Проблемы трудоустройства из года в год приобретают все большую остроту. Постоянное увеличение численности экономически активного населения, сокращение занятости на государственных предприятиях, приток избыточной рабочей силы из деревни в город ежегодно требуют дополнительно трудоустраивать 22 - 23 млн. чел. Но при увеличении ВВП на 7 - 8% в год создается только 7 - 8 млн. новых рабочих мест. Соответственно ускоряется рост безработицы. Официально регистрируемая безработица в 2002 г. достигла своего пика - 4%. В 2003 г. ее намечено удержать на уровне 4,5%, а в перспективе - до 5%. Однако эта цифра включает только горожан и лишь половину реально нуждающихся в трудоустройстве. Фактически безработица в городе достигла 8 - 9%, а, по мнению некоторых исследователей, - даже 10%. В старых промышленных базах на северо-востоке страны она зашкаливает за 15%. Около 150 млн. лишних работников сосредоточено в деревне.

Рост безработицы, сопровождаемый повышением уровня преступности, создает угрозу для социальной стабильности и общественной безопасности. Заместитель директора Института трудовых ресурсов Народного университета Китая, 38-летний профессор Чжэн Гунчэн, ставший самым молодым членом Постоянного комитета ВСНП, полагает, что без проведения активной политики, способствующей увеличению и улучшению качества занятости, в Китае рано или поздно разразится социальный кризис. 14 По его мнению, стимулирование занятости и стимулирование экономического роста представляют для будущего развития Китая равнозначные задачи. Однако существующая политика занятости представляет собой набор спорадических мер, не выстраивающихся в долгосрочный, стабильный, эффективный, законодательно обоснованный курс. В связи с этим Чжэн Чэнгун считает необходимым разработать и принять специальный Закон о стимулировании занятости.

Чтобы смягчить безработицу Чжу Жунцзи рекомендовал новому правительству развивать трудоемкие отрасли, полнее использовать потенциал занятости в сфере услуг, на средних и малых предприятиях, в индивидуальном и частном секторе, облегчать для безработных возможности открывать свое дело. Этот подход развивал и новый премьер, подчеркнувший, что индивидуальные и частные предприятия являются исключительно важным каналом расширения занятости.

Социальное расслоение и социальное обеспечение

Экономический рост в Китае сопровождается расслоением и поляризацией общества, которые начинают угрожать социальной и политической ста-

стр. 10


бильности страны. Этим процессам способствуют огромные различия в уровне оплаты труда, рост нетрудовых доходов, широко распространенная коррупция. По данным 16 крупных отраслей народного хозяйства на 1999 г., максимальная заработная плата превышала минимальную в 245 раз, а с учетом иных доходов разница увеличивается еще минимум вдвое. 50 самых богатых людей Китая обладают четвертой частью всей собственности в стране. Десятая часть населения владеет половиной всех банковских депозитов. 15

Прежде нищета была почти исключительно уделом деревни. Сегодня численность горожан, существующих за чертой прожиточного минимума, достигла 30 млн. чел., или 8% общей численности населения городов и поселков. 16 Обострению противоречий способствуют неразвитость системы социального обеспечения, недостатки налогообложения, широкая распространенная коррупция, неравномерность развития регионов, отраслевые монополии.

И старое, и новое правительство признали необходимость неотложных мер для упрочения социальной стабильности, расширения социальной поддержки слабых групп населения и сокращения поляризации общества. Как подчеркнул Чжу Жунцзи, правительство должно контролировать уровень разрыва между богатыми и бедными и предотвращать возмущения, проистекающие от недостатков социального обеспечения. По словам Вэнь Цзябао, порог нищеты в Китае занижен, если его поднять с 625 юаней (менее 80 долларов) хотя бы до 825 юаней (100 долларов), то за этим порогом окажется втрое больше людей. 17

Выступая на сессии ВСНП с докладом об исполнении центрального и местного бюджетов за 2002 г. и о проекте бюджетов на 2003 г., министр финансов КНР Сян Хуайчэн заверил, что для обеспечения "основных жизненных потребностей нуждающихся людей" правительство готово в 2003 году "соразмерно увеличить расходы на социальное обеспечение". Дополнительные средства будут выделены на пособия для поддержания минимального прожиточного уровня жителей города, на вторичное трудоустройство уволенных работников, на увеличение базовой части пенсий по старости, на повышение пенсий ветеранам революции и армии.

Депутаты ВСНП и НПКСК настаивали на скорейшем принятии Закона о социальном страховании, проект которого был разработан еще в 90-е годы и до сего времени все еще не вступил в полную силу. Социальное страхование испытывает большие трудности в связи с незавершенностью его реформирования, нехваткой средств и быстро растущим числом участников системы. В связи с этим оно не в состоянии выполнять стабилизирующую роль в обществе. В деревне социальное обеспечение практически отсутствует. Из 900 млн. крестьян пособие для поддержания минимального жизненного уровня получает 4 млн. человек. Это в основном люди, лишившиеся трудоспособности, не имеющие источника дохода, одинокие, больные, увечные, пострадавшие от стихийных бедствий. В городе получают минимальное пособие 20,5 млн. человек, его средний размер составил в декабре 2002 г. 60 юаней на одного человека (7 долларов). Неспособность сменить модель страхования, по словам заместителя руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР Чэнь Цинциня, таит в себе угрозу разрушения социальной стабильности. 18

Деревня

Главной помехой на пути к сбалансированному социально-экономическому развитию Китая является хроническая и все более усугубляющаяся отсталость и маргинализация деревни. Продолжает увеличиваться разрыв в до-

стр. 11


ходах и имущественном положении жителей города и деревни. Деревня, где сосредоточено две трети населения страны, потребляет только треть товаров розничной торговли, причем эта доля продолжает сокращаться. Бремя налогов и поборов в деревне тяжелее, чем в городе. В деревне растет социальная дифференциация. Консервацию социально-экономического отставания деревни от города поддерживает перекладывание финансирования сельского образования на самих крестьян.

Новое партийное руководство не раз выражало озабоченность проблемами села. 7 января 2003 г. состоялось совещание ЦК КПК по работе в деревне, на котором присутствовали новый генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК и будущий премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и еще три члена высшего руководства КПК. В материалах совещания проблемы крестьян, деревни и сельского хозяйства были названы "основой основ всей партийной работы". Говорилось, что ЦК КПК и Госсовет КНР приняли решение ежегодно выделяемые дополнительные ассигнования на образование, здравоохранение и культуру впредь направлять главным образом в деревню с тем, чтобы постепенно сократить различия в социальном развитии города и деревни. Проходившее несколько раньше совещание ЦК КПК по экономической работе призвало "урегулировать и оптимизировать" использование средств от государственных займов с большим упором на деревню и центрально-западные районы страны. Канцелярия Госсовета КНР в начале года приняла специальный циркуляр, направленный на охрану гражданских прав крестьян, приезжающих на заработки в города.

В отчетном докладе Премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи на сессии ВСНП также подчеркивается приоритетное значение проблем крестьянства, деревни и сельского хозяйства. Для решения этих проблем правительство в истекшем пятилетии осуществляло структурную перестройку сельского хозяйства, реформировало систему закупок и сбыта зерна и хлопка, проводило эксперименты по облегчению налогового бремени крестьян, увеличивало инвестиции в сельское хозяйство, расширяло поддержку бедных крестьян и способствовало рациональному перемещению рабочей силы из деревни в города и поселки. Эти направления Чжу Жунцзи предложил развивать и впредь.

Присутствуя на обсуждении доклада правительства депутатами ВСНП от провинции Хубэй, Вэнь Цзябао задал губернатору провинции вопрос: "Облегчила ли налоговая реформа бремя, которое несут крестьяне?" Оказалось, что почти в половине из 35 специализирующихся на производстве зерна и хлопка уездов налоговая нагрузка на крестьян после реформы все еще на 25 юаней выше среднего по провинции уровня. Подчеркнув, что налоговая реформа в деревне должна облегчать налоговую нагрузку на крестьян в основных зернопроизводящих районах, Вэнь Цзябао связал финансовые затруднения волостных властей главным образом с тем, что от бюджета кормится слишком много людей. Если их число не уменьшить, то бремя крестьян, даже сократившись на время, рано или поздно вновь возрастет. Так было и в старом Китае - при Танской, Минской и Цинской династиях. Коммунисты, заключил Вэнь Цзябао, должны найти способ сократить численность волостных властей, уменьшить избыточную число тех, кто устроился у кормушки, и тем самым разорвать порочный круг. Та же позиция была заявлена Вэнь Цзябао на заключительной прессконференции. 19

Депутаты ВСНП и НПКСК выражали озабоченность медленным ростом доходов крестьян, требовали пересмотреть Закон об управлении землей, увеличить ассигнования на сельское здравоохранение и образование, освободить детей из бедных крестьянских семей от всех видов платы за обязательное де-

стр. 12


вятилетнее обучение, уравнять в правах крестьян, отправляющихся на заработки в города, и увольняемых работников государственных предприятий.

3 апреля 2003 г. Госсовет КНР провел Всекитайское телевизионно-селекторное совещание, посвященное экспериментам по реформе сельских налогов. Выступая на этом совещании, Вэнь Цзябао сообщил о решении ЦК КПК распространить в текущем году эксперимент по реформе налоговой системы в сельских районах на всю территорию Китая. Он сообщил, что в большинстве районов созрели условия для отмены налога на специфическую продукцию сельского хозяйства, а в остальных - для его сокращения. Фактически об этом же говорил на сессии ВСНП и Министр сельского хозяйства Ду Цинлинь, который назвал данный налог пережитком плановой экономики, наследием того времени, когда спрос на сельскохозяйственные продукты превышал их предложение и доминировал дефицит зерна.

Налогом, на специфическую продукцию, введенным в 1983 г. и уточненным в 1994 г., облагается доход от табаководства, садоводства, лесного хозяйства, животноводства, водного промысла и некоторых иных отраслей сельского хозяйства по ставкам от 8 до 31%. Общая сумма его в 1994 г. составила 6,4 млрд. юаней, в 1999 г. - 14 млрд. юаней, после чего ее стали снижать, и в 2002 г. она была сокращена до 9,8 млрд. юаней. 20 Налог, сыгравший свою роль для концентрации усилий на развитии зернового хозяйства, в современных условиях, когда такая задача отпала, стал тормозом на пути диверсификации сельского хозяйства в соответствии с рыночным спросом и соответствующего повышения доходов крестьян. Отмена налога не причинит сколько-нибудь существенного урона консолидированному бюджету, ибо его доля в суммарном доходе не превышает одного процента. Но поскольку это - местный налог, уменьшатся поступления в бюджеты уездов и волостей, что потребует соответствующего возмещения ущерба со стороны властей более высокого уровня.

Реорганизация Госсовета КНР

Реорганизация Госсовета - одно из наиболее важных решений, принятых настоящей сессией ВСНП. В соответствии с одобренным проектом создаются следующие новые органы:

1. Комитет по контролю и управлению государственной собственностью Госсовета КНР (Комитет по госсобственности). Комитет сконцентрирует функции, ранее разделенные между девятью ведомствами, что предопределяло во многом низкую эффективность хозяйственной деятельности госпредприятий и постоянную утечку госсобственности - в среднем на сумму в несколько сот миллионов юаней за год. 21 В их числе - упраздняемый ныне Госкомитет по экономике и торговле Госсовета КНР, ведавший реформированием и реорганизацией государственных предприятий, Министерство финансов, отвечавшее, в частности, за регистрацию госсобственности, и Комиссия по работе с предприятиями ЦК КПК, которая не только отвечала за партийную работу на государственных предприятиях центрального подчинения, но и назначала и увольняла их руководителей. В будущем к новому комитету, возможно, перейдут и функции Министерства труда по контролю над фондом заработной платы. Он должен также разрабатывать законодательные акты, определять административные меры и распорядки по управлению госсобственностью и руководить деятельностью аналогичных комитетов провинциального уровня.

Комитет по госсобственности - специфический институт. Это и не чисто административный орган и не чисто хозяйствующий субъект, поскольку он наделен определенными директивными полномочиями. Осуществляя контроль

стр. 13


над государственной собственностью и тем самым реализуя права инвестора, комитет, однако, не вмешивается непосредственно в деятельность предприятия. Комитет осуществляет свои функции в основном через управляющих, которых он, пользуясь своим портфелем акций, утверждает на собраниях акционеров и затем поощряет по результатам хозяйственной деятельности. Исполнительный директор - единственное связующее звено между комитетом и предприятием. Тем самым выполняется и требование ВТО о разделении функций правительства и инвестора. Предполагается, что Комитет по госсобственности заключит с каждым предприятием, находящимся в его ведении, договор о разграничении полномочий и ответственности.

Абсолютные размеры госсобственности составляют сегодня 11 трлн. юаней (около 1,3 трлн. долл.). Примерно 4,5 трлн. юаней приходятся на долю 100 с лишним крупных и сверхкрупных предприятий (некоторые из них фактически являются корпорациями с многочисленными дочерними фирмами). Ими и будет ведать общегосударственный Комитет по госсобственности. Остальные передадут аналогичным комитетам провинциального или окружного уровня, которые будут созданы в течение ближайших полутора-двух лет.

Как полагает разработчик проекта, один из крупнейших китайских экономистов и член НПКСК Чжан Чжоюань, общая стоимость госсобственности в будущем может возрасти, но ее удельный вес снизится с сегодняшних 35 - 36% примерно до 20%, благодаря опережающему развитию негосударственных секторов. 22 Другой известный экономист Чжан Вэнькуй считает, что Комитет по госсобственности на большинстве предприятий не должен стремиться к обладанию контрольным пакетом акций или даже быть мажоритарным акционером: его задача - привлечь как можно больше негосударственных средств, а свою долю минимизировать или даже свести к нулю. 23 Стремление постоянно наращивать государственную собственность уходит в прошлое как наследие плановой экономики.

После окончания сессии ВСНП Центр исследований развития при Госсовете КНР провел симпозиум на тему "Участие негосударственных предприятий в слиянии собственности". Выступая на этом симпозиуме, один из руководящих работников Комитета по госсобственности Ван Сяоци подчеркнул, что развитие государственного сектора нельзя противопоставлять развитию сектора негосударственного, между ними не должно быть непримиримого противоборства. Напротив, нет никаких препятствий для перетока собственности, для слияния с предприятиями негосударственной собственности. Как отмечали участники симпозиума, развитие ряда отраслей китайской промышленности (например автомобилестроения) в очень большой степени определяется слиянием с иностранным капиталом, и задача состоит в том, чтобы создать для национального капитала не менее благоприятные условия. Единственно, кто реально противостоит этому процессу, это "отрасли", чьи компетенции, а следственно и выгоды слияние собственности ограничивает. 24

Главной проблемой в процессе слияния собственности является проблема цен, которую непросто решать в условиях неразвитого рынка собственности. Острота этой проблемы связана, в частности и с тем, что руководство некоторых коммерчески привлекательных предприятий, полностью или частично принадлежащих государству, непрочь скупить их за бесценок. 25 Только в провинции Гуандун за вторую половину 2002 г., как сообщил финансовый аналитик сянганского отделения Банка Дж. П. Морган, отмечена скупка руководством шести государственных предприятий, акции которых котируются на бирже. 26

стр. 14


Главной побудительной причиной нынешней реформы служит низкая эффективность хозяйственной деятельности госсектора, продолжающая сохраняться, несмотря на неоднократные попытки ее преодолеть. Многие государственные предприятия остаются убыточными. Это характерно, в особенности для Северо-Восточного Китая, одной из главных баз индустриализации страны. В провинции Хэйлунцзян убытки государственных предприятий местного уровня за последние несколько лет достигли 38,3 млрд. юаней, тогда как вся чистая стоимость государственной собственности составляет 35,8 млрд. юаней. Фактически вся местная госсобственность провинции, таким образом, перешла к банковским кредиторам в качестве "плохих активов". 27

Низкая эффективность госсектора особенно очевидна при сопоставлении с результатами хозяйствования в негосударственном секторе экономики. Так, по данным на 2001 г., на долю государственных предприятий приходится 65,4% общей суммы краткосрочных кредитов, полученных от общегосударственных финансовых структур, но только 37,9% ВВП. В негосударственном секторе ситуация обратная: при 21% общей суммы краткосрочных кредитов на его долю падает 47,5% ВВП. В результате вопреки усилиям сократить плохие активы государственных коммерческих банков их доля все еще превышает 20%. 28 Ясно, что такое положение вряд ли терпимо даже в краткосрочной перспективе.

Реорганизация управления госсобственностью, таким образом, направлена, в частности, на то, чтобы устранить или, по меньшей мере, сократить колоссальные различия в доходности капитала в различных секторах экономики. В целом по Китаю доходность капитала невелика, она составляет лишь 6,4%, но в государственном секторе еще ниже - 4,9%. 29 В этом заключается один из важных источников тех огромных различий, которые существуют в распределении национального дохода. Новая система призвана в том числе способствовать и устранению этого источника.

Однако некоторые исследователи усматривают и более далеко идущие цели данной реформы. С точки зрения одного из ведущих китайских экономистов, заместителя директора Экономического института Фуданьского университета профессора Чжан Цзюня, она является предвестником и важной составной частью изменения модели экономического роста в Китае. 30 Существующая модель, опирающаяся, как отмечено выше, на крупномасштабные капитальные вложения в инфраструктуру и прямые иностранные инвестиции, ведет к разительному противоречию между высокими темпами экономического роста и низкой эффективностью предприятий. Смена модели предполагает максимальную активизацию негосударственного сектора, более эффективного и способного вести инвестиционную деятельность на микроуровне. Такой подход соответствует официальной установке на приоритетность экономической эффективности. Более широкое вовлечение в экономический рост национального капитала одновременно ослабит связанную с немалыми рисками зависимость китайской экономики от иностранных инвестиций. 31 Именно новая модель, опирающаяся в очень значительной степени на частный национальный капитал, как явствует и из документов XVI съезда КПК, призвана обеспечить высокие темпы роста ВВП в предстоящие 10 - 20 лет. 32

В связи с этим и ставится задача провести реформу рынка капиталов и изменить структуру распределения ресурсов. Существующие на фондовом рынке порядки до сих пор были ориентированы на защиту интересов государственных предприятий. Еще недавно введение акционерной системы и развитие фондового рынка рассматривались как способ расширения контролирующего влияния государственного сектора, в полном соответствии с заветами планового хозяйства. С появлением нового Госкомитета по собственности эта

стр. 15


ситуация может измениться в пользу частного национального капитала. Считается, что негосударственные предприятия путем слияния собственности должны получить равные возможности в получении своей доли общественных ресурсов. Те сферы, из которых государство отступает, призван занять частный национальный капитал, в т. ч. посредством участия в смешанных формах собственности.

Более того, увеличение доли негосударственного сектора в распределении общественных ресурсов некоторые китайские исследователи рассматривают как путь к реализации не только экономической, но и важнейшей социальной миссии в построении "общества сяокан" - как "общества собственников", или "общества имущих". "В определенном смысле, - пишет сотрудник Института рынка Центра исследований развития при Госсовете КНР Чэнь Хуай, - можно сказать, что всестороннее общество сяокан это общество, где большинство его членов "имеют собственность". Другими словами, "разрешение большинству народа иметь собственность" станет во всестороннем обществе сяокан одной из основных форм реализации "социальной справедливости" и "совместного обогащения". 33 То, что большинство народа станет собственниками, означает, что это большинство превратится в частных инвесторов, хотя и далеко не все будут предпринимателями. В этом случае негосударственные (т.е. по преимуществу - частные) предприятия превратятся, по мысли Чэнь Хуая, в основную форму консолидации "собственности народа" ("лаобосин ю чань").

Закон о государственной собственности разрабатывается в Китае в течение десяти лет. Первый его проект был подготовлен еще в 1995 году. Авторы его получили 870 поправок и предложений, 70% из которых были при доработке проекта учтены. В 1996 г. доработанный проект был одобрен финансово- экономическим комитетом ВСНП и партгруппой Постоянного комитета ВСНП. Сегодня в связи с тем, что закон не был окончательно принят прежним созывом ВСНП и состав высшего законодательного органа обновился, проекту вновь предстоит пройти те же инстанции. Затем в случае положительного исхода его представят на рассмотрение Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Оттуда проект поступит в Постоянный комитет ВСНП, где после принципиального одобрения он должен будет пройти три чтения. Поскольку сессии этого органа проходят раз в два месяца, руководитель рабочей группы по разработке закона Лю Ишунь полагает, что, самое раннее, закон может быть утвержден к концу 2003 г. 34 Менее оптимистичен Чжан Чжоюань, по мнению которого на утверждение и совершенствование закона об управлении госсобственностью уйдет не менее двух-трех лет. 35

Принципиальное решение о том, что учреждение Комитета по госсобственности должно предшествовать введению соответствующего закона и последующему созданию на его основе местных органов по управлению госсобственностью, было принято на 2-м пленуме ЦК КПК XVI созыва. Временные правила, регламентирующие деятельность Комитета по госсобственности, включая ее передачу, продажу, банкротство, в настоящее время разрабатываются Госсоветом. Их стремятся сделать максимально прозрачными, чтобы предотвратить, по возможности, утечку госсобственности.

2. Государственный комитет по развитию и реформам - это бывший всемогущий Госплан, который в 1998 г. был переименован в Государственный комитет планирования развития, а ныне в связи с дальнейшим развитием рынка утрачивает, по меньшей мере - номинально, связь с первоосновой. В задачи комитета вменена, прежде всего, координация проводимых в разных областях реформ с тем, чтобы они оптимально содействовали развитию. Вме-

стр. 16


сте с тем за новым комитетом остаются и функции по разработке стратегии народнохозяйственного и социального развития и мер по ее осуществлению, составлению долгосрочных и годовых планов, разработке промышленной и ценовой политики, мониторингу и корректировке циркулирования народного хозяйства, составлению балансов, оптимизации основных экономических структур, определению основных строительных объектов, продвижению структурных реформ в экономике. По поручению Госсовета комитет будет, как и прежде, докладывать ВСНП о планах экономического и социального развития.

3. Комитет по контролю и регулированию банковской деятельности создается как орган министерского уровня, непосредственно подчиненный Госсовету. В его ведение отходят функции Комиссии по работе с финансовыми учреждениями ЦК КПК наряду с ранее принадлежавшими Народному Банку Китая функциями, по контролю и регулированию деятельности банков, компаний, управляющих собственностью, трастовых и инвестиционных компаний и иных депозитарных финансовых институтов. Комитет будет выявлять противоправные операции, включая отмывание денег. Народный банк Китая, освобожденный от контрольных функций, призван усилить свою роль в определении и проведении монетарной политики, в совершенствовании правил операционной деятельности финансовых институтов и макрорегулирования в финансовой сфере, в недопущении и уменьшении финансовых рисков. Оба ведомства должны работать в тесном контакте и взаимодействии. Законодательная база деятельности комитета должна быть создана путем внесения поправок в законы о Китайском Народном банке и о коммерческих банках.

В новом ведомстве будут работать более 400 чиновников, в т. ч. около 200 человек переходят в него из контрольных подразделений Народного банка Китая и 120 человек - из Комиссии по работе с финансовыми учреждениями ЦК КПК. Комитет будет иметь свои представительства (управления) на уровне провинций и в городах провинциального подчинения (отделения). Структуры уездного уровня пока не предусмотрены, но и не исключены, если это понадобится для финансово-экономического развития на местах.

Первое публичное выступление главы Комитета по контролю и регулированию банковской деятельности Лю Минькана в апреле 2003 г. было озаглавлено "Углублять финансовую реформу, поддерживать развитие средних и малых предприятий", что дает представление об одном из главных направлений деятельности нового ведомства. 36 Именно малые и средние предприятия, составляющие в Китае 95% всех предприятий, создающие 51% ВВП, поставляющие более 60% экспортных товаров и обеспечивающие 43,2% налоговых поступлений в бюджет, испытывают наибольшие трудности в получении банковских кредитов на свое развитие. Ключ к изменению ситуации - в переходе коммерческих банков от пассивного кредитования к кредитованию активному, к чему их должен подталкивать центральный банк с помощью различных инструментов монетарной политики. Иными словами, кредитная поддержка средних и малых предприятий коммерческими банками напрямую зависит от глубокой финансовой реформы. Такая поддержка должна непременно сопровождаться усилением контроля.

4. Министерство коммерции создается, главным образом, в связи с новой ситуацией, определяемой развитием рынка. Унаследованное от плановой экономики дробление функций, при котором за внутреннюю торговлю отвечали одни правительственные органы, а за внешнюю - другие, не отвечает тенденциям формирования единой, открытой, конкурентной и упорядоченной современной рыночной системы.

стр. 17


Создание Министерства коммерции будет способствовать дальнейшей интеграции Китая в процессы глобализации и регионализации мировой экономики. В частности, оно будет готовить условия для отмены через три года любых привилегий в осуществлении импортных и экспортный операций китайскими и иностранными предприятиями. Вместе с тем наличие единого министерства, ведающего торговой деятельностью как на внутреннем, так и на внешнем рынке, позволит Китаю лучше защищать свои экономические интересы в пределах принятых в ВТО правил. В том числе и применительно к принявшим в последнее время широкие масштабы антидемпинговым расследованиям и охранительным мерам, проводимым некоторыми членами ВТО в отношении Китая.

По утверждению известного китайского экономиста старшего поколения Ван Дяньу, создание объединенного министерства запоздало по меньшей мере на пять лет. В 1998 г. он вместе с тогдашним министром торговли и другими профессионалами предложил Чжу Жунцзи слить ведомства внутренней и внешней торговли. Премьер передал этот проект для изучения в Канцелярию Госсовета по структурным реформам. Однако в то время проходила крупная реорганизация Госсовета: целый ряд ведомств передавался в ведение Комитета по экономике и торговле, и дополнительная нагрузка на этот комитет была сочтена несвоевременной. Ван Дяньу опасается, что под давлением глобализации основной акцент в деятельности нового министерства будет сделан на внешней торговле. Тем самым будет продолжена неверная линия прежнего комитета по экономике и торговле, а само министерство обречет себя на роль такого же переходного органа. Реальность развития событий в этом направлении подчеркивается способом формирования нового ведомства, при котором ряд органов, ведавших внутренней торговлей, вливаются в бывшее Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества. По подсчетам Ван Дяньу, в новом министерстве вопросами внешней торговли будут заниматься 700 - 800 сотрудников из состава его ликвидированного предшественника, а вопросами внутренней торговли - 100 с небольшим чиновников. 37

5. Государственное управление по контролю над пищевыми продуктами и лекарствами создается на базе соответствующего органа, контролировавшего прежде безопасность производства фармацевтических средств.

В основе структурно-функциональной перестройки правительства КНР лежит понимание того, что в условиях все более набирающей силу рыночной и глобализационной ориентации китайской экономики "невидимая рука" рынка неизбежно сокращает правительственные компетенции. Они сосредоточиваются в тех областях, где рыночное регулирование пока недостаточно развито либо должно быть ограничено или даже в принципе не может быть допущено в силу коренных общественных и государственных интересов. В этом плане процесс ограничения и концентрации правительственных полномочий в Китае идет в русле прогрессивных общемировых тенденций. Главным назначением правительства в экономической сфере становится упорядочение рыночных отношений, определение сферы их распространения, обеспечение справедливой конкуренции. Вместе с тем за правительством остаются и обязанности по поддержанию общественной безопасности и защиты национальных интересов.

Принципиальное направление правительственной реорганизации было декларировано еще на ранних стадиях рыночных реформ. Это - отделение административных функций от хозяйственных. На этом направлении предстоит сделать еще немало. Государство шаг за шагом отходит от непосредственного вмешательства в хозяйствование на микроэкономическом уровне.

стр. 18


Намечаемая реорганизация Госсовета КНР, с одной стороны, продолжает проводящуюся в течение уже двух десятилетий линию на реформирование госаппарата в соответствии с условиями и требованиями развития рыночной экономики, а с другой - вносит в нее существенные коррективы. Непосредственной задачей предыдущих преобразований было по преимуществу упрощение структуры управленческого механизма и сокращение численности чиновников. В большинстве случаев результат был противоположным.

По мнению одного из самых известных китайских экономистов, заместителя председателя финансово-экономического комитета НПКСК Дун Фужэна, при прежнем правительстве институциональная реформа добилась определенных успехов. В частности, было ликвидировано немало правительственных структур, в особенности - производственные министерства. Однако правительственные органы все еще несли на себе отпечаток плановой экономики, их компетенция не отвечала требованиям рыночного хозяйства. Сохранялись традиционные разрешительные порядки: различные экономические органы правительства утверждали перечень объектов для инвестирования. Правительственный аппарат довольно значительно сокращался, но функции сохранялись неизменными, объем работы не убывал, поэтому возникали новые структуры, и ситуация возвращалась к исходному состоянию.

Некоторые проекты нынешней институциональной реформы Дун Фужэн считает сравнительно большим шагом по направлению к рыночной экономике. В их числе - устранение отпечатка плановой экономики при преобразовании Госкомитета планирования развития в Госкомитет по развитию и реформам и особенно - упразднение Госкомитета по экономике и торговле, компетенции которого в прошлом были чрезмерно широки, включая даже непосредственное управление предприятиями по канонам плановой экономики, руководство их технической реконструкцией, установление критериев банкротства. Высоко оценивает ученый и создание Комитета по госсобственности, поскольку оно в большой степени стимулирует трансформацию правительственных функций. 38

Принятый сессией ВСНП проект структурных изменений Госсовета КНР учитывает соответствующий опыт развитых стран. Так, передача специальному комитету функций центрального банка по контролю над банковской деятельностью в Китае аналогична реформе, проведенной в Великобритании в 1998 г. Здесь также был создан специальный орган (Financial Services Authority), которому передали функции Банка Англии по контролю над банковской деятельностью, тогда как последний сохранил право самостоятельно определять монетарную политику. В 2001 г. этому контрольному органу были приданы дополнительные полномочия, ранее принадлежавшие другим агентствам. Для согласования деятельности центрального банка, контрольного органа и министерства финансов существует специальная трехсторонняя рабочая группа, которая регулярно собирается для обмена информацией. Институциональное разделение монетарных и контрольных функций с обязательным взаимодействием и обменом информацией между соответствующими органами существует также в Японии и Корее. Во всех этих случаях такие реформы ведут, в том числе и к укреплению независимости центрального банка от правительства.

Вместе с тем некоторые китайские эксперты полагают, что использование западных моделей в китайском исполнении приводит иногда к далеким от изначального замысла результатам. Такого мнения касательно Министерства коммерции и Государственного управления по контролю над пищевыми продуктами и лекарствами придерживается, в частности, специалист по административному праву, профессор Чжоу Ханьхуа из Института права Академии

стр. 19


общественных наук Китая. Он усматривает несколько важных отличий американского министерства коммерции от китайского. Во-первых, в США такое министерство сосредоточивает функции, которые в Китае разделены между семью или восемью ведомствами, включая само Министерство коммерции, а также Госкомитет по развитию и реформам, Государственное управление по интеллектуальной собственности, Управление по товарным знакам Главного управления промышленности и торговли, Метеорологическое управление Китая, Главное государственное управление по контролю качества, Государственное статистическое управление. Во-вторых, американское министерство - это орган, преимущественно отвечающий за разработку политики. Если исключить экспорт, то исполнительных функций у него немного. В-третьих, внутренние подразделения в американском Министерстве коммерции обладают в рамках американской административной структуры определенной самостоятельностью, устанавливая между собой эффективное взаимодействие, в отличие от китайской ситуации, где между различными правительственными ведомствами существуют неразрешимые противоречия. В- четвертых, федеративная структура США позволяет Министерству коммерции создавать, пусть и не в каждом штате, свои самостоятельные представительства, которые обеспечивают неподконтрольность основного курса местным правительствам. 39

Новое государственное руководство

Избрание руководителей законодательной, исполнительной, судебной власти страны не принесло особых неожиданностей, поскольку оно в основном было предопределено иерархией партийного руководства, установленной на XVI съезде КПК в соответствии со сложившемся балансом сил в политической элите страны.

Главой государства - Председателем КНР избран новый Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао, сохранивший за собой и пост одного из трех заместителей Председателя Центрального Военного Совета (два других, как и прежде, занимают высшие военачальники НОАК). Возглавил Центральный Военный Совет КНР, как и аналогичный партийный орган, прежний Генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь в соответствии с утвердившейся со времен Дэн Сяопина традицией. Эта очень влиятельная в политическом отношении позиция подкрепляется назначениями на ряд важных постов в органах власти давних соратников Цзян Цзэминя - членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Среди них - Заместитель Председателя КНР Цзэн Цинхун, Председатель Постоянного комитета ВСНП У Банго, председатель ПК ВПКСК Цзя Циньлинь, заместитель премьера Госсовета Хуан Цзюй.

Ставший премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао в течение 18 лет работал в центральных партийных и государственных органах: сначала при трех генеральных секретарях - Ху Яобане, Чжао Цзыяне и Цзян Цзэмине - на влиятельных постах в ЦК КПК, а в последние пять лет - заместителем премьера в правительстве Чжу Жунцзи. До этого в течение 25 лет был геологом, и большую часть этого времени провел, как он сам говорит, в необычайно трудных и вредных условиях, что дало ему знание тяжкой жизни народа. Из 2500 уездов Китая, по словам Вэнь Цзябао, он посетил 1800.

Возглавляемое Вэнь Цзябао правительство обновлено наполовину. Из 28 министров его кабинета 14 сохраняют свои прежние посты. В их числе - министр госбезопасности Сю Юнъюе, министр культуры Сунь Цзячжэн.

Каждый из вновь пришедших - профессионал. Чаще всего они работали прежде на руководящих должностях в своих или смежных ведомствах.

стр. 20


Среди них - новый министр иностранных дел карьерный дипломат Ли Чжаосин, который до этого был заместителем министра иностранных дел и послом КНР в США. Новый министр финансов Цзинь Жэньцин ведал непосредственно перед назначением на этот пост государственной налоговой службой, в первой половине 90-х годов был заместителем министра финансов. Председатель Комитета по госсобственности Ли Жунжун перешел на эту должность с поста председателя Комитета по экономике и торговле. Занявший вновь созданный пост председателя Государственного комитета по развитию и реформам Ма Кай в 90-х годах был заместителем председателя Госплана и заместителем председателя Госкомитета по реформам экономических структур. Он - известный специалист по проблемам ценообразования. Возглавивший новое Министерство коммерции Лю Фуюань работал заместителем министра внешней торговли и экономического сотрудничества. Переведенный с поста губернатора провинции Хунань на должность председателя Комитета по оборонной науке и промышленности Чжан Юньчуань - выпускник известного Харбинского военно-инженерного вуза.

Некоторые новые члены правительства Вэнь Цзябао работали, учились, получали ученые степени или стажировались за рубежом. Среди них - получивший докторскую степень в США министр образования Чжоу Цзи, работавшая в течение двух лет в качестве приглашенного ученого в США, физик по образованию, член Госсовета Чэнь Чжили; проходивший краткосрочную техническую стажировку в США глава секретариата Госсовета Хуа Цзяньмин, стажировавшийся в течение года в Канаде министр коммерции Лю Фуюань; занимавшийся научно-исследовательской работой в Швеции министр науки и техники Сюй Гуаньхуа.

Руководитель вновь созданного Комитета по контролю и регулированию банковской деятельности Лю Минкан почти на протяжении всей своей служебной деятельности был связан с Банком Китая, пройдя путь от младшего клерка до заместителя председателя. Вместе с тем в период своей работы в Лондонском отделении Банка Китая в 80-х годах Лю Минкан получил в Лондонском университете ученую степень магистра. Весьма авторитетные в финансовых кругах люди характеризуют его как финансиста мирового класса.

Политические реформы

Пополнение государственного руководства страны на разных уровнях профессионалами, обладающими в т. ч. и международным опытом, наряду со структурно-функциональной перестройкой правительства позитивно оцениваются как в самом Китае, так и за его пределами. Эти меры внушают уверенность в стабильности политической ситуации и вместе с тем в неизменности курса на рыночную ориентацию китайской экономики, на включение ее в глобализацию и регионализацию и на поступательную трансформацию китайской административно-политической системы в соответствии с внутренними и внешними вызовами.

В то же время совершенствование исполнительной ветви власти вновь ставит вопрос о статусе и эффективности законодательной власти, о перспективах развития института собраний народных представителей. Об актуальности этой проблемы свидетельствуют, в частности, и итоги первой сессии ВСНП нового созыва. Принятие предложения о создании Комитета по контролю и управлению государственной собственностью Госсовета КНР произошло в условиях, когда отсутствует основополагающий закон о государственной собственности, что, безусловно, затрудняет деятельность этого важнейшего государ-

стр. 21


ственного органа. Основание Комитета по контролю и регулированию банковской деятельности требует скорейшей легализации путем внесения изменений в законы о Центральном банке Китая и государственных коммерческих банках.

Комплектование важнейших комитетов ВСНП происходит в соответствии со старым принципом, который не прибавляет авторитета и весомости этому институту: туда направляются чиновники высокого ранга, освобождаемые от своих должностей в правительстве. Что же касается членов ВСНП, не входящих в комитеты, то они оказывают еще меньше влияния на политическую жизнь страны.

Усложнение социальной структуры общества, создающего рыночную экономику, требует создания подлинно представительной власти, которая бы отражала этот процесс и балансировала интересы разных групп, с не совпадающими в ряде важных аспектов устремлениями и собственными представлениями о конкретных путях реализации некоторых общезначимых целей. Не менее важное значение имеет и формирование гражданского общества, предполагающее его самоорганизацию, активизацию роли самодеятельных - деловых, профессиональных, женских, молодежных и многих иных. Речь при этом идет не только о новых социальных слоях и группах, но, прежде всего - о старых, наиболее массовых, интересы которых в изменившихся условиях, как явствует из сказанного выше, недостаточно защищены.

Потребность в таких изменениях становится особенно явной по мере того, как Китай становится все более открытым внешнему миру, включается во всеобъемлющие процессы глобализации. Вступление Китая в ВТО, в частности, непосредственно затрагивает условия труда и жизни широких масс трудящихся страны, которым должна быть предоставлена возможность отстаивать свои интересы.

Доклад о членстве Китая в ВТО за 2003 г. обстоятельно анализирует воздействие новых обстоятельств на занятость. Обращается внимание на возможное снижение ее качества и обострение конфликтов между трудом и капиталом. После вступления КНР в ВТО некоторые местные власти, стремясь ускорить рост ВВП, попустительствовали капиталу, ухудшая условия труда рабочих, что способствовало нарастанию недовольства последних. Пределы негативного воздействия на занятость в очень большой степени зависит от активности профсоюзов. Экстренное принятие поправок к Закону о профсоюзах в октябре 2001 г. свидетельствует о том, что китайское руководство "начинает осознавать эту проблему и принимать меры для ее разрешения". 40

В течение многих лет проведение социально-политических реформ в Китае отставало от реформ экономических, что, по меньшей мере, не благоприятствовало выявлению позитивного социального эффекта последних. В настоящее время такой отрыв становится все более нетерпимым. Как отмечают ряд видных китайских экономистов, если не ускорить политические реформы, то реформы экономические будут сталкиваться с все большими трудностями. 41

Торможение реформ в общественно-политической сфере было связано в немалой степени с долгосрочным воздействием того шока, который пережило коммунистическое руководство Китая в конце 80-х годов. Именно политические реформы (или их обещания) считались главной причиной распада Советского Союза и крушения аналогичных режимов в Восточной Европе, с одной стороны, и активизации демократического движения в самом Китае - с другой.

Сегодня на смену такой упрощенной трактовке все более приходит осознание того, что эти события, как и иные, не менее важные в новейшей мировой истории катаклизмы, вызваны взаимодействием комплекса причин, среди которых важнейшее значение имеет длительное накопление социальных

стр. 22


противоречий, не смягчаемых соответствующими политическими и социальными структурами и институтами. В качестве главной причины развала Советского Союза справедливо называется то, что "правящая в СССР группировка игнорировала движение времени и требования развития производительных сил, игнорировала коренные интересы широких народных масс, длительное время сохраняла примитивные старые структуры, включая структуры политические, что и привело к общему взрыву, когда многочисленные долго накапливавшиеся социальные противоречия развились до определенной стадии". 42 Такое понимание, а также вытекающая отсюда убежденность в том, что реформа общественно-политических структур совсем не обязательно ведет к подрыву общественной стабильности, но, напротив, способна ее упрочить, служат продуктивным залогом того, что политические реформы в Китае имеют неплохие перспективы.

Истоки противодействия проведению глубинных изменений в общественно- политических структурах Китая восходит к тем временам, когда и понятие рыночной экономики считалось крамольным, несовместимым с официальными представлениями о социализме, о первородстве компартии. С тех пор в экономике страны произошли кардинальные перемены, она реально стала рыночной. Поэтому можно надеяться на то, что и торможение политических реформ по сравнению с реформами экономическими в ближайшем будущем станет в Китае таким же анахронизмом, как и отторжение рыночной экономики.

Разумеется, это очень непростой процесс. Как и в сфере экономической, Китаю придется пройти через мучительную ломку ценностей и устоявшихся воззрений. Тем не менее иного пути нет. Экономика не может быть долгое время позади политики. Отставание будет преодолено, хотя, как и во всех иных случаях: осмотрительно, не подвергая опасности политическую и социальную стабильность, шаг за шагом. Нельзя ожидать чудодейственных результатов от какой-то одной-единственной, пусть и весьма важной меры, включая обновление руководства или структурно-функциональную реорганизацию правительства.

В упомянутом выше интервью выдающегося китайского экономиста Дун Фужэна корреспондент задал вопрос: "Можно ли оптимистически утверждать, что новое правительство Китая, избранное в духе и на фоне XVI съезда КПК, его члены и организационные структуры с каждым днем все более обретают особенности, присущие правительству с экономикой рыночного типа и что это знак того, что Китай готов начать новый цикл еще более глубоких структурных реформ в экономике и политике?". На что Дун Фужэн ответил: "Оптимистически или не оптимистически, трудно сказать. Институциональная реформа правительства вынуждена, а не инициативна. Нужно двигаться шаг за шагом. И в структурных реформах экономики, и в структурных реформах политики нам предстоит обсудить еще очень много теоретических проблем, например связанных с отношениями между партией и правительством, с демократическим контролем. Реформы могут продвигаться только постепенно." 43 Думается, что Дун Фужэн здесь абсолютно прав.

------

1 Начало 2003 г. давало почву для самых радужных надежд: в первом квартале китайский ВВП вырос на 9,9%, объем внешней торговли - на 42,2%, фактически использованные иностранные инвестиции - на 56,7%. Однако затем сильный удар по ожиданиям нанесла эпидемия атипичной пневмонии. Прогнозные оценки экономического роста Китая на 2003 г. наиболее авторитетными международными финансово-экономическими институтами были существенно понижены. Так, Мировой Банк в Полугодовом докладе об экономике Китая прогнозирует темпы роста китайской

стр. 23


экономики в 2003 г. на уровне 7 - 7,2%. Некоторые исследователи даже считают, что эта эпидемия может оказать на китайскую экономику более тяжкое отрицательное воздействие, чем азиатский финансовый кризис 1997 г. См. Чжан Чжунлян. 2003 Чжунго цзинцзи ды бяныиу: фэйдяньсин фэйянь вэйцзи (Переменные китайской экономики на 2003 год: кризис атипичной пневмонии). Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 25 апреля. Есть, впрочем, и диаметрально противоположные оценки. Эксперт из Центра финансовых исследований Пекинского педагогического университета полагает, что воздействие атипичной пневмонии на основные тенденции развития китайской экономики практически можно не брать в расчет. См. Чжун Вэй. GDP цзэн су ба ван цзю "Фэйдянь" ганьжань буляо Чжунго цзинцзи. (Темп роста ВВП - 8, с надеждой на 9). "Атипичная" не заразит китайскую экономику.) Наньфан чжоубао. 18 апреля. Истина, скорее всего, лежит где-то посредине.

2 Гоцзи цзиньюн бао. 2003. 18 апреля.

3 Линь Лиин. Цзинцзи чжуань гуй чжун ды чжэнфу гайгэ. (Реформа правительства в переходной экономике.) Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 31 марта.

4 Чжунго шэкэюань 2003 чуньцзи баогао ( Доклад Академии общественных наук Китая. Весна 2003 г. ). Шанхай чжэнцюань бао. 2003. 22 апреля.

5 Там же.

6 Линь Лиин, указ. соч.

7 Некоторые китайские исследователи, впрочем, полагают, что доля дефицита, который должен использоваться на покрытие только затрат на государственные инвестиции, субсидирование фондов социального обеспечения и поддержку важнейших общественных служб, не должна превышать 5,5% ВВП. Они ссылаются при этом на опыт США, Японии и Франции, где на отдельных этапах их исторического развития этот показатель поднимался до 6%, после чего по мере улучшения экономической ситуации финансовый баланс восстанавливался. К такому выводу пришли члены проблемной группы Института экономики при Госкомитете по развитию и реформам. Цзинцзи цанькао бао. 2003. 2 апреля.

8 Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 7 марта

9 Чжан Шугуан, Чжао Сяо, Гао Хуйцин. Гуаньчжу чжиюе цзинцзи цзэнчжан ды тичжисин иньсу. (Обращать внимание на институциональные факторы, сдерживающие экономический рост.) Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 28 апреля

10 Бэйцзин циннянь бао. 2003. 23 марта

11 С 1993 г. планы социально-экономического развития включали восемь основных макроэкономических показателей (экономического роста, инвестиций в основные фонды, финансов, внешней торговли и валютных резервов, розничной торговли, цен, экономической эффективности и естественного роста населения). После 1997 г. этот список в основном сохранялся с добавлением (на последнем месте) показателя регистрируемой безработицы в городах.

12 Жэньминь ван. 2003. 12 марта

13 Гао Юань. GDP бу ши цюаньбу. (ВВП - это еще не все.) Гоцзи цзиньюн бао. 2003. 22 апреля.

14 Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 27 марта.

15 Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 31 марта.

16 Синьхуа ван. 2003. 5 марта

17 http://live.people.com.cn/note.php?id=7030303101755

18 Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 7 марта.

19 Время от времени в китайской печати появляются сообщения о намерении в течение 5 - 7 лет заменить в деревне власть функционеров и чиновников самоуправлением, Однако официально такая позиция пока не сформулирована.

20 Жэньминь жибао цзинцзи чжоукань. 2003. 25 апреля.

21 Фачжи жибао. 2003. 7 марта.

22 Бэйцзин чэньбао. 2003. 10 марта.

23 Ян ши гоцзи. 2003. 7 марта.

24 Чжунхуа гуншан шибао. 2003. 25 апреля.

25 В принципе выкуп менеджерами активов компании у акционеров в целях ее реорганизации (МВО - Management Buy-out) в мире довольно широко распространен. Но в Китае он приобрел весьма специфичные формы, будучи направлен почти исклю-

стр. 24


чительно на скупку государственных и отчасти - коллективных предприятий. При этом менеджеры могут действовать самостоятельно или же выступать в кооперации с иностранными инвесторами или же с рядовыми сотрудниками фирмы. Китайские специалисты выступают за временную приостановку этого процесса до тех пор, пока не будут выработаны процедуры, формирующие его субъект, не будет отработан механизм ценообразования и не будет легально определены источники средств для покупки компаний. Цзинцзи жибао. 2003. 11 апреля.

26 Бэйцзин циннянь бао. 2003. 23 апреля.

27 Синьхуа ван. 2003. 13 апреля.

28 Чэнь Минсин, Цзинь Фуцзы. Хунгуань чжэнцэ ин чжунши ды сань да вэньти. (Три крупные проблемы, требующие внимания макроэкономической политики.). Цзинцзи цанькао бао. 2003. 17 апреля.

29 Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 31 марта.

30 Цзефан жибао. 2003. 17 апреля.

31 Примером того, как национальный капитал стремится потеснить капитал иностранный в китайской экономике, ссылаясь именно на угрозу национальной безопасности, может служить выдвинутый более чем пятьюдесятью членами НПКСК во главе с председателем совета директоров компании "Дунфан" Чжан Хунвэем проект установления правительственного контроля над розничной торговлей. Авторы проекта, обращаясь к депутатам НПКСК и ВСНП, заявили, что эта важнейшая для китайской экономики отрасль постепенно переходит под контроль иностранного капитала, и задавали риторический вопрос: "Кто же, в конце концов, будет контролировать сферу обращения - "жизненную артерию" экономики Китая?". Цай цзин шибао. 2003. 14 апреля.

32 См. Бергер Я. М. XVI съезд КПК и стратегия социально- экономического развития Китая.// Проблемы Дальнего Востока. 2003. N 2.

33 Чэнь Хуай. Минь ин цие цаньюе чаньцюань гоубин ши гайгэ ды бижань цюйши. (Участие негосударственных предприятий в покупке и слиянии собственности - непременная тенденция реформы.). Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 29 апреля.

34 Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 11 апреля

35 Чжунхуа гуншан шибао. 2003. 7 марта

36 Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 30 апреля.

37 Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 7 апреля.

38 Чжунхуа гун шан шибао. 2003. 31 марта.

39 Там же.

40 Дидуань цзюе чжилян ю со сяцзян, лао цзы цзюфэнь цзян далян цзэнцзя. (Падение нижнего предела качества занятости, массовое возрастание конфликтов между трудом и капиталом). Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 18 апреля.

41 См., например, Мао Юши. Мэйго жэнь ду лай цаньюе чжэнчжи тичжи гайгэ. (Все должны принять участие в структурных политических реформах). http://china -review.com/content_files/maoyushi-zxzp-22.htm

42 Ван Хуаньчжао. Чжунго чжэнчжи гайгэ 24 нянь. (24 года политических реформ в Китае). Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 22 апреля.

43 Чжунхуа гун шан шибао. 2003. 31 марта.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Политика-реформ-и-структурно-функциональная-реорганизация-правительства-КНР-к-итогам-первой-сессии-ВСНП-10-го-созыва

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Я. Бергер, Политика реформ и структурно-функциональная реорганизация правительства КНР (к итогам первой сессии ВСНП 10-го созыва) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.01.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Политика-реформ-и-структурно-функциональная-реорганизация-правительства-КНР-к-итогам-первой-сессии-ВСНП-10-го-созыва (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Я. Бергер:

Я. Бергер → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
186 просмотров рейтинг
23.01.2021 (1161 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
10 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Политика реформ и структурно-функциональная реорганизация правительства КНР (к итогам первой сессии ВСНП 10-го созыва)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android