Libmonster ID: RU-15884
Автор(ы) публикации: Т. А. Магсумов

В России конца XIX - начала XX в, существовала яркая палитра праздников - государственных, "царских", религиозных, профессиональных, семейных. Особое место принадлежало тем, которые способствовали укреплению государственной власти. В их числе целая плеяда юбилейных дат, связанных с важными моментами в жизни российского государства: 200-летие Полтавской битвы (1909 г.), 50-летие отмены крепостного права (1911 г.), 100-летие Отечественной воины 1812 года (1912 г.) и 300-летие Дома Романовых (1913 г.).

Общий характер празднования был определен циркулярами Святейшего Синода и ряда министерств - внутренних дел, военного и народного просвещения1. Организация официальных торжеств в губерниях поручалась местным чиновникам, которые, со свойственным им формализмом, четко следовали определенному регламенту, единому для всей страны. Структура общественного праздника включала два компонента: торжественный и культурно-развлекательный. Для торжественной части были характерны официозность и строгое соблюдение установленного порядка. Первый этап включал в себя праздничное богослужение (иногда еще и крестный ход), военный парад (в тех городах, где были воинские гарнизоны), а также официальный обед или ужин2. Культурно-развлекательный компонент, строившийся по сословному принципу, состоял из незатейливых развлечений во время народных гуляний, концертов, спектаклей, маскарадов, балов. К этим последним формам досуга, свойственным дворянско-чиновничьей верхушке, постепенно приобщались демократические слои населения (в их числе - учащаяся молодежь) и купечество провинциальных центров и даже крупных уездных городов.

Юбилей Отечественной войны, получивший статус государственного праздника, с самого начала планировался как общенародное торжество. После поражения в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. празднование славного юбилея должно было вновь объединить народ вокруг трона по принципу "за веру, царя и Отечество", не взирая на различие сословий и вероисповеданий. Немаловажной целью праздника было и военно-патриотическое воспитание. Великие исторические даты позволяли напомнить подданным об успехах монархии, что создавало иллюзию силы и могущества государства. Все это, по замыслу властей, должно было заметно утвердить пошатнувшийся авторитет правящей династии в глазах народа.

К участию в торжествах привлекались школьники. Циркуляр Министерства внутренних дел от 31 мая 1912 г. особо выделял необходимость привлечения к мероприя-


Магсумов Тимур Альбертович - кандидат исторических наук, доцент Набережночелнинского государственного педагогического института.

стр. 137

тию "возможно обширных слоев населения империи"3. Массовость проводимых мероприятий в нашей стране всегда обеспечивалась за счет учащейся и студенческой молодежи.

Подготовка к празднованию началась заблаговременно. Было решено пополнить ученические библиотеки художественной и научной литературой по Отечественной войне, а также провести ряд чтений для учащихся, преимущественно старших классов, на которых они должны были всесторонне ознакомиться с причинами, ходом и значением этой войны для нашей истории. Чтения представляли собой, как правило, целый курс лекций и проводились во внеучебное время (литературно-исторические чтения), путем добавления дополнительных уроков истории или же на уроках истории. Основная нагрузка по их организации падала на преподавателей истории. К составлению и выступлению с докладами привлекались и сами учащиеся4. Чтения продолжались и после юбилея - в первом полугодии 1912 - 1913 учебного года.

Помимо теоретического ознакомления с событиями Отечественной войны 1812 г. для учащихся школ Казанского учебного округа (КУО) летом были организованы экскурсии в Москву, Бородино и Кострому. По неполным сведениям в них приняли участие учащиеся 13 средних школ5. Ученики были снабжены литографическими картами с обозначением расположения главных частей русской и французской армий; экскурсанты, умеющие рисовать, зарисовывали наиболее примечательные места; дети вели дневники, куда заносили свои впечатления.

Стараниями учащихся, при содействии преподавателей, в стенах учебных заведений были устроены и небольшие юбилейные выставки. Наиболее яркой была выставка в Казанской Первой гимназии, включавшая девять отделов с 500 предметами6.

Главные торжества проходили 26 августа, в воскресение, и были приурочены к столетней годовщине Бородинской битвы. Жизнь светских учебных заведений в дни юбилейных торжеств была насыщенной. Накануне, 25 августа, во всех домовых церквях учебных заведений (в школах, их не имевших, - в приходских храмах) была совершена заупокойная литургия и панихида по "в Бозе почивающем государе императоре Александре Благословенном, его сподвижникам и всех на поле брани в Отечественную войну павших"7. А вечером для учеников младших классов после всенощной было устроено чтение с "туманными картинами".

Утром 26 августа был совершен торжественный всенародный молебен с возглашением вечной памяти императору Александру I и павшим в войне 1812 г. воинам8. Праздничное богослужение было проведено архиепископом Казанским и Свияжским за городом, на Арском поле, куда учащиеся явились после окончания торжественных актов в стенах школ9. Акцент был сделан на религиозно-нравственную окраску праздника. Официальная общественно-религиозная часть была сильной стороной календарных праздников. Однако к посещению церкви и участию в различных общественно-религиозных мероприятиях людей влекли не только вера, но очень часто и желание послушать хоровое пение. Возможность встреч и общения также играла немаловажную роль. Особенно в таком общении нуждались дети и подростки.

По окончании богослужений проходили парады, в которых принимали участие воспитанники местных учебных заведений. Вот как проходил парад в Николаевске Самарской губернии:

"1) местный воинский начальник, встреченный звуками оркестра, произнес здравицу и, приняв парад войска и учеников гимназии, обошел ряды учащихся при кликах ура. Очень красива была музыка встречи (фанфарный марш); причем во главе оркестра были три гимназиста, одетые в военные костюмы 1812 г., с фанфарами, украшенными флагами и кистями из позумента,

2) народный гимн "Боже Царя храни" был исполнен соединенным хором мужской и женской гимназий, городского и приходского училищ и соборными певчими в сопровождении гимназич. оркестра,

3) тот же хор и оркестр исполнили кантату,

4) оркестр исполнил увертюру "12 год",

5) гимназисты исполнили сокольские упражнения с флагами, палками и пр.,

6) хоры и оркестр вновь исполнили народный гимн, после чего начался церемониальный марш и прохождение с национальными флагами всех учащихся города (1 700 мальчиков и девочек) мимо эстрады, где были почетные лица"10.

стр. 138

Воинские парады и церемонии являлись в то время одним из самых любимых развлечений всех слоев общества. Особенно велико было значение военных парадов в общественном быту Казани, где размещался один из крупнейших в Поволжье воинских гарнизонов и центр военного округа. В XIX в. увлечение воинским церемониалом отмечалось по всей стране, что было обусловлено их красочностью и чеканностью, а также недостатком других зрелищ.

Там, где не было гарнизонов, парадное шествие совершали учащиеся всех учебных заведений - получалось красочное и массовое зрелище. Ученики являлись на площадь в военном строю с национальными флагами в руках или с одним развернутым знаменем на каждое учебное заведение, по большей части в сопровождении духового оркестра, а некоторые школы (в основном средние учебные заведения МНП) со своим оркестром. Причем, в парадном шествии участвовали и воспитанницы женских гимназий. Ученицы Вольской женской гимназии являлись на молебен украшенные живыми цветами, а Царицынской 1-й Мариинской женской гимназии - осыпали живыми цветами проходящие мимо них по площади войска11. Очень часто среди воинских и жандармских команд в параде принимали участие и "потешные отряды", представлявшие собой военизированные отряды из воспитанников мужских учебных заведений, которые должны были усиленно заниматься военными и спортивными упражнениями12.

После парада повсеместно были проведены торжественные акты либо в стенах учебных заведений (в крупных городах, где в школах было много учащихся), либо в общественных зданиях, обладающих обширными помещениями (такая организация была характерна для небольших городов, где акты проводились совместно для учеников всех, скажем современными словами, малокомплектных школ). Кроме учащихся присутствовали приглашенные почетные лица, родители, педагогический персонал. Некоторые учебные заведения отпечатали пригласительные билеты, программы актов. Программы актов были однотипными и включали, например, в Казанском промышленном училище: речь преподавателя русского языка Л. К. Ильинского (истории как учебного предмета и, соответственно, преподавателя истории в училище не было), разъясняющую значение Отечественной войны13, чтение учащимися стихотворений и отрывков из литературных произведений, относящихся к этому событию, исполнение ученическим хором отдельных песен и юбилейной кантаты, а в заключении - народный гимн14. Преподаватели в торжественных речах, зачастую иллюстрированных световыми картинами, чаще всего рассматривали причины, ход Отечественной войны, останавливаясь преимущественно на Бородинской битве, и говорили о значении войны для российского общества. Поскольку актовая речь была мероприятием отчетным, торжественным и весьма ответственным, то ее лишь в исключительных случаях поручали учащимся, да и то старшеклассникам с хорошей дикцией. Единичными эпизодами были и произнесения на актах учениками стихотворений собственного сочинения, посвященных памяти событий 1812 года. Ученикам раздавались книги, портреты императора Александра I, похвальные листы с изображениями героев войны.

Особо пристальное внимание уделялось художественно-декоративной стороне подготовки учебных зданий и помещений. Школьные здания со стороны фасадов украшались транспарантами, флагами, вензелями и иллюминировались разноцветными фонариками. В Николаевской мужской гимназии ученический оркестр прямо у входа в школу исполнял все соответствующие торжеству номера своего репертуара15. Творчески подошли и к украшению эстрад, на которых проводились торжественные акты в учебных заведениях. В Вольской женской гимназии сцена была устроена в старинном русском стиле, в Царевосанчурске (межшкольное мероприятие здесь проводилось в здании читальни попечительства о народной трезвости - Т. М.) - в виде леса. В той же Николаевской гимназии эстрада была декорирована национальными флагами и гирляндами зелени, среди которой были помещены портреты Александра I и его сподвижников; стены были увешаны картинами, посвященными войне; у портретов и при входе в зал на часах стояли гимназисты, одетые в военные костюмы 1812 года16.

Вечерняя - культурно-развлекательная - часть праздника была более разнообразной и проводилась в двух основных формах: либо как школьный вечер, либо посредством участия школьников в народных гуляниях.

стр. 139

Вечера для детей и подростков устраивались по образцу взрослых. Культурная программа отличалась разнообразием номеров: живые картины, декламация стихотворений на русском, французском и немецком языках, игра на рояле, мелодекламация (художественное чтение под аккомпанемент рояля), танцы, пение соло и дуэтом, хоровое пение. Местами были устроены парадные спектакли. Так в Саратовских 1-й и 2-й мужских гимназиях были поставлены сцены из романа Л. Н. Толстого "Война и мир" в переделке помощника попечителя КУО П. Д. Погодина17. В Астрахани на средства городского общественного управления для воспитанников ряда школ в летнем театре была поставлена историческая хроника А. Бахметьева "Двенадцатый год". По возможности учащиеся посетили кинематограф, причем в части школ бедные ученики побывали на сеансе за счет учебного заведения.

Для подавляющей массы горожан, в том числе и для учеников, среди общественных развлечений основное место занимали народные гулянья на центральных улицах, в скверах или в городском саду. Выступали военные или школьные оркестры, хоры, устраивались аттракционы, включая представления фокусников, акробатов. Непременными атрибутами массовых увеселений являлись тир, базары, буфеты и киоски с прохладительными напитками и закусками. Вечер завершался праздничной иллюминацией и фейерверком. С конца первого десятилетия XX в. культурно-развлекательная часть торжеств стала более насыщенной. Были активно задействованы новые формы праздничного досуга - спектакли, кинематограф, народные чтения, что свидетельствует о постепенном формировании в городах Поволжья городского образа жизни и их буржуазном развитии. Для казанских школьников 26 августа было устроено бесплатное представление в цирке Никитина, 26 и 27 августа - просмотр картин об Отечественной войне в кинематографах "Пассаж" и "Эдиссон"18.

В силу соображений безопасности и политико-идеологических представлений, учащихся стремились отгородить от других участников народных гуляний. Так, в Буинске Симбирской губернии площадку общественного сада, где проходила вечерняя часть торжества, разделили на две части, одна из которых предназначалась для учеников.

В Казани по 10 воспитанников от каждого учебного заведения в сопровождении директоров были допущены на торжественный акт в зал дворянского собрания. Некоторыми учебными заведениями были устроены прогулки за город и праздники на площадях. Ученицы Ижевской гимназии посетили мастерские местного оружейного завода, где ознакомились с оружием времен 1812 года. В Саратове учащиеся вместе с преподавателями 28 августа присутствовали на военно-спортивном празднике, устроенном на ипподроме местными войсками в память Отечественной войны. В Буинске 27 августа в 11 час. утра ученики шести местных школ с Соборной площади сомкнутой колонной под песни отправились на прогулку в лес, причем юноши шли с ружьями. За ними следовала толпа любопытных. По прибытии детям была предоставлена свобода для игр и прогулок по лесу. В три часа они собрались на лужайке и им был роздан завтрак, а после него - книжки и картинки, имеющие отношение к юбилею19.

В глухой провинции празднование юбилея "получило особенное значение в виду поразительного однообразия повседневной жизни"20 и особую роль в придании юбилейному чествованию наиболее торжественного характера сыграли как раз местные школы и учащиеся.

Подобные мероприятия проходили и в уездах, но здесь имелась своя специфика. Во-первых, более скромное количество и размеры мероприятий, вследствие того, что число школ и учащихся в них в сельской местности было ограничено. По той же причине для проведения праздника в небольших городах объединяли учащихся всех средних или вообще всех учебных заведений (Буинск Симбирской губернии, Чистополь Казанской губернии и др.). Базовые компоненты праздника - предварительные лекции, богослужение, парады, развлекательные мероприятия - смогли провести все школы. Однако почти не было посещения спектаклей и кинематографа (ввиду их отсутствия в сельской местности). Во-вторых, юбилей отмечался как 26 августа, так частично и 11 октября.

Поскольку средних школ в уездных центрах было мало, а в сельской округе и вовсе не было, то основным контингентом учеников были дети младшего школьного возраста.

стр. 140

В сельской местности, исходя из донесений директора народных училищ Астраханской губернии, практиковалось три формы празднования юбилейного события: 1) общество и школа устраивали праздник совместно; 2) праздник устраивала школа, а местное общество выступало в качестве зрителя; 3) в захолустье все устраивал учитель или учительница, а деревенские жители принимали торжество как редкое и необычное для них явление21. По-сути, это четвертая особенность проведения юбилейного празднества на селе - ведущая роль школы, как культурного центра сельской округи, и учеников в организации торжеств. Во многих уездных городах и в сельской местности торжественная и культурно-развлекательная части праздника были устроены силами педагогов и учащихся.

Нельзя не упомянуть и о том, что учащихся начальных школ старались отделить в эти дни от воспитанников средних учебных заведений, ввиду "неблаготворного" (политического) влияния, которое они могли оказать на еще чистые души маленьких подданных. Так, в Самаре 27 августа с 10 до 16 чае. было устроено специальное гуляние для восьми тысяч учащихся начальных и городских училищ22.

Знаменательные даты в истории страны неизменно активизировали благотворительную деятельность всех слоев населения. Подобные явления коснулись и системы образования. "Для увековечения в потомстве памяти о войне 1812 г." по ходатайствам учебных заведений перед своими учредителями - Министерством просвещения в лице попечителя учебного округа, городскими думами и т.д., а также за счет средств благотворительных обществ и отдельных меценатов при многих школах были сформированы стипендиальные капиталы/Стипендиям, как правило, присваивались наименования: "Имени Государя Императора Александра I" (Сарапульское, Кузнецкое Алексеевское реальные училища), "В память Отечественной войны 1812 г." (Самарская 1-я гимназия, Татьянинская Орловская женская гимназия)23. Кроме того, ряд учебных заведений ходатайствовал о присвоении им имени "Императора Александра Благословенного" (Самарский учительский институт). Многие школы приобрели и установили в своих стенах портреты и бюсты Александра I. Российское общество снова продемонстрировало лучшие черты национального характера: милосердие, помощь ближнему, сочувствие и сопереживание, почитание исторических традиций.

Следует заметить, что различные благотворительные акции проводились не перед круглой датой, а лишь спустя некоторое время после ее празднования. Конечно, этот факт свидетельствует о "всеобщем воодушевлении, пережитом в дни юбилейных торжеств 12 года, священной памятью которого гордится вся Россия"24, но была еще одна причина - подобные действия усиливали пропагандистский эффект юбилейных дат.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 г. был многоплановым событием, включал в себя разнообразные церковные и светские, торжественные и развлекательные мероприятия, подготовка к которым шла долго и тщательно на всероссийском и местном уровнях.

Празднование юбилея оказало положительное воздействие на подрастающее поколение, способствовало укреплению религиозных и патриотических чувств, сохранению и передаче исторической памяти от старших поколений к младшим. "Празднование юбилея произвело на учащихся сильное впечатление... Народный гимн пели все ученики, а не только певчие", - писал директор Казанского 1-го реального училища Д. М. Львов. "Очевидно, в душе каждого из исполнителей творилось что-то особенное, каждый из них что-то переживал"25, - вспоминал преподаватель Вольской учительской семинарии Чернышев.

Активное привлечение школьников к организации торжеств, равное наряду со взрослыми участие в празднике повышало их самооценку, общественный статус, формировало целостную и преемственную городскую культуру.

Примечания

1. См.: Циркуляр по Департаменту Народного Просвещения N 2602 "О порядке празднования 100-летнего юбилея великой Отечественной войны" [16 января 1912 г.] - Вестник Оренбургского учебного округа. 1912, N 2, с. 98 - 101.

стр. 141

2. КУПРИЯНОВ А. И. Русский город в первой половине XIX века: Общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М. 1995, с. 120.

3. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ), ф. 2, оп. 2, д. 12809, л. 1.

4. ВАСИЛЬЕВ М. Празднование столетнего юбилея Отечественной войны в учебных заведениях Казанского учебного округа. Казань. 1913, с. 2 - 3.

5. Там же, с. 3.

6. Там же, с. 4.

7. НАРТ, ф. 121, оп. 1, д. 643, л. 11.

8. Там же, ф. 1, оп. 4, д. 5095, л. 172 об.; ф. 121, оп. 1, д. 623, л. 24; КОРНИЛОВА И. В. Елабужское духовенство в Отечественной войне 1812 г. - Международный журнал экспериментального образования. 2011, N 11, с. 116 - 117.

9. ВАСИЛЬЕВ М. Ук. соч., с. 5.

10. Там же, с. 7 - 8.

11. Там же, с. 9.

12. Подробнее о "потешных отрядах" см.: ИЩЕНКО О. В. Студенческая и учащаяся молодежь как фактор общественного движения и культурной жизни Сибири (конец XIX - начало XX в.). Омск. 2010, с. 443 - 445.

13. ВАСИЛЬЕВ М. Ук. соч., с. 9; НАРТ, ф. 121, оп. 1, д. 643, л. 11; ф. 121, оп. 1, д. 623, л. 23об. В окружном отчете М. Васильева и в отчете училища за 1912 г. тема Л. К. Ильинского заявлена уже как "Война 1812 г. в народной песне". Уместно заметить, что заявленная программа акта в училище, поданная на утверждение в канцелярию попечителя учебного округа, после официального одобрения подверглась дальнейшей корректировке, что было явлением очень редким. Возможно, переформулировка темы носила чисто технический характер описки, вклинившейся в дальнейшую отчетную документацию.

14. НАРТ, ф. 121, оп. 1, д. 643, л. И.

15. ВАСИЛЬЕВ М. Ук. соч., с. 11.

16. Там же, с. 10 - 11.

17. Там же, с. 13.

18. Там же, с. 6.

19. Там же, с. 14.

20. Там же, с. 6.

21. Там же, с. 15.

22. Там же, с. 16.

23. Там же, с. 18.

24. Там же, с. 19.

25. Там же, с. 17.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Празднование-столетнего-юбилея-Отечественной-войны-1812-г

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т. А. Магсумов, Празднование столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 03.03.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Празднование-столетнего-юбилея-Отечественной-войны-1812-г (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Т. А. Магсумов:

Т. А. Магсумов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
399 просмотров рейтинг
03.03.2020 (1509 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Празднование столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android