Петрушевская Л.
Путешествия в разные стороны
СПб.: Амфора, 2009
В новой книге Людмилы Петрушевской под одной обложкой собраны, кроме классических путевых заметок, еще и то, что нынче принято называть размытым словом "эссе" (Петрушевская предпочитает ему более точное - "фельетон", в старинном, XIX века, ныне почти забытом значении не обличительного, а занимательного текста, блестящего и остроумного). Впрочем, и первая часть, собственно путешествия, написана в той же легкой манере. И тот, кто знает Петрушевскую исключительно по ее серьезным прозаическим и драматургическим вещам, будет приятно удивлен. Эти заметки отнюдь не язвительны. Напротив, вполне благодушны и умиротворены, хоть и написаны автором, взирающим на мир без розовых очков.
О чем бы ни говорила Петрушевская, все интересно, потому что зрение у нее стереоскопическое. Как у какого-нибудь совершенного насекомого - не нам, плоскоглазым теплокровным, чета! Это зрение и писателя, и художника, и театрального деятеля, и лингвиста (Людмила Стефановна, между прочим, полиглот; попробуйте по мере чтения подсчитать, сколькими языками и в какой степени она владеет!). И этим вот фасеточным зрением последовательно обозреваются все еще манящий Париж, обжитая всей российской периферией Турция, законодатель арт-моды и арт-цен Лондон, тихая немецкая деревенька Виперсдорф, далекая, тревожащая склонный к трансцендентному дух Индия и - таинственная Ляплянтия. Вот не удержалась Людмила Стефановна, загадала-таки своим читателям загадку: что это за таинственная Ляплянтия такая? И в каждом путешествии происходит Встреча. С природой и культурой, с особо любимой автором архитектурой, с этноособенностями места и, безусловно, со многими людьми. И в каждом путешествии происходит что-то любопытное и забавное, хотя порой и грустное, и тревожащее - как же без этого? Жизнь, как давно и не нами подмечено, не белый медведь, а зебра, и белые ее полосы вовсю чередуются с черными.
Фельетонная часть также чрезвычайно разнообразна. Это и рассказ о замечательном мастере своего дела, художнике Александре Рахштейне, проиллюстрировавшем сказки про поросенка Петра. И заметки с кинофестиваля (в турецком путешествии рекомендую обратить особое внимание на описание фестиваля театрального - это просто блеск!). Анекдотический случай, происшедший в советские времена на партконференции, когда вместо финального Интернационала зазвучала вдруг "Дуня-тонкопряха". Рассказ о телерецензентах, изгнанных с советского телевидения за вольнодумство и неуместную ядовитость. Зарисовка об удачливом московском риэлторе. Отнюдь не лучезарные размышленья о современной российской деревне. Жаль, не стоят под фельетонами даты. Времена-то нынче стремительные. И сегодня уже не то, что вчера, а завтра будет не то, что сегодня.
Людмила Стефановна не теряет надежды, что когда-нибудь все россияне смогут выезжать за границу. Все это будет, будет, я уверена, раньше же существо вали у людей средства, на которые они покупали себе билет, раньше ездили же наши сограждане куда хотели и многие писатели (кроме Пушкина, Лермонтова, Булгакова, Платонова, Венички Ерофеева и других таких же) тоже шлялись,
от Тредиаковского и Карамзина до Тэффи и Бунина, и описывали и свои путешествия, и смешных соотечественников, и нравы беспутной парижской толпы эпохи революций, к примеру, когда вместо теперешних футбольных матчей или рок-концертов французский народ рвался в первые ряды смотреть гильотину в действии или вход казаков через Аустерлицкий мост и на Елисейские поля (быстро, бистро, говорили казаки, вбегая в кафе)...
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |