В мае 2007 г. в издательстве "Наука" (Москва) вышла в свет монография А. И. Колесникова, Г. Д. Антонова, О. П. Ивановой "Развитие моногородов и социальная ответственность предприятий". У двух авторов из авторского коллектива это - не первая книга, выпускаемая в данном издательстве*.
Система организации и регулирования социально-экономического пространства России в настоящее время находится в стадии формирования. Отраслевое управление, доминировавшее (за исключением небольшого периода) в централизованной экономике СССР, оказалось невостребованным при переходе к рыночным отношениям. Региональное и муниципальное управление, несущее ответственность за жизнедеятельность населения, как выяснилось, в большинстве случаев не обладает правами и ресурсами, достаточными для этого. Органы федерального управления, озабоченные строительством "вертикали власти", решают главным образом политические задачи, в то время как задачи социально-экономические остаются на периферии проблемного поля. Властная же сила - корпоративное руководство - не только не сформировала пока устойчивой структуры отношений с территориальными социально-экономическими системами, но и не предложила сколько-нибудь последовательной концепции таких отношений. Взаимодействие руководителей предприятий, корпораций, фирм с региональными руководителями не оформилось ещё в устойчивую конфигурацию. Да и теоретический базис построения таких отношений в условиях России также пока недостаточен.
* Антонов Г. Д., Губкин А. А., Иванова О. П. Банкротство: проблемы, опыт, решения. М.: Наука, 2001; Михайлов С. М., Антонов Г. Д., Иванова О. П. Управление инвестиционной привлекательностью энергокомпаний. М.: Наука, 2005.
стр. 187
Особенно остро перечисленные проблемы организации социально-экономического пространства с учетом требований социального и экологического характера встают для моногородов - поселений, основная часть населения которых работает на предприятиях одной отрасли. Для руководства таких городов выстраивание взаимоотношений между предприятиями, населением и органами городской власти - задача высшей на сегодняшний день степени сложности и приоритета.
Таким образом, тема книги находится на одном из самых оживленных перекрестков современных исследовательских и методических дорог. Здесь анализируются возможные решения традиционных для российской экономики коллизий сочетания отраслевого и территориального руководства, социального и экономического критериев, средств и целей развития, в частности конфликт между экологическими требованиями и индустриальными целями.
На каких же принципах следует базировать разрешение этих противоречий?
Представляется, что ключевым должен стать принцип гармонизации экономических и социальных компонент функционирования городских систем. В долгосрочном плане социальные и экономические аспекты неразделимо переплетены и взаимосвязаны между собой, так что ни экономическое, ни социальное развитие в отдельности не могут быть наделены абсолютным приоритетом. В среднесрочном плане социальное развитие должно признаваться обществом и государством как самостоятельная ценность, критерий достигнутого успеха. Экономические возможности здесь выступают в виде ограничения, поскольку не могут, как правило, за относительно небольшой срок измениться коренным образом. В краткосрочном плане, наоборот, параметры социального развития выступают при принятии экономических решений как обязательное ограничение, поскольку соблюдение социальных стандартов должно неукоснительно соблюдаться по отношению к каждому индивиду и к каждому моменту времени. В этих ограничениях экономические цели в краткосрочном периоде могут рассматриваться как приоритетные.
стр. 188
Чтобы лучше понять суть взаимоотношений между экономическим и социальным аспектами развития, вспомним так называемый лист Мёбиуса. Это скрученная и склеенная в кольцо лента. Несмотря на видимость наличия у такого кольца двух сторон поверхности, лист Мёбиуса на самом деле имеет только одну сторону, и закрасить его можно в один заход, не отрывая кисти от поверхности. Так же неразделимо связаны социальные и экономические аспекты развития.
Важным в этом контексте представляется исследование в книге проблем социальной ответственности предприятий, наиболее широко обсуждаемых в последние годы. Вместе с тем рассмотрение в одностороннем ключе - только как ответственности предприятий перед работниками, налоговыми органами, населением города и другими лицами и группами лиц - представляется принципиально неполным. В гармонично организованной экономике практически все существенные виды устойчивых отношений являются взаимными. Это означает, что ответственно относиться к нуждам предприятий должны их работники и акционеры; что городская администрация должна считать обеспечение статуса "наибольшего благоприятствования" для бизнеса одной из основных своих задач; что рост прибыльности бизнеса в обязательном порядке должен оборачиваться ростом благосостояния населения и благоустройства города и многое другое.
Формирование механизма согласования интересов города, предприятий и населения, совершенствование технологий и функционально-организационных методов управления развитием города, обеспечивающих синтез социальной и экономической политики, весьма актуальны как с теоретической, так и с практической точек зрения. Создание эффективных институтов социального партнерства всех участников социально-экономической жизни города призвано укрепить систему позитивных взаимных ожиданий элементов социально-производственного комплекса города. По сути, именно этой актуальной задаче и посвящена книга.
На конкретных примерах авторы исследуют значимые для функционирования и развития социально-производственного комплекса города систематические функции предприятия,
стр. 189
среди которых выделены ресурсно-спросовая, бюджетно-налоговая, градообразующая, социальная, образовательная и стабилизирующая функции.
В книге показана эволюция социальной активности предприятий и определены этапы изменения участия предприятий в социальном развитии территорий в зависимости от их экономического положения, осознания ими социальных проблем, а также от состояния внешней экономико-политической среды, в частности процессов реформирования экономики. Авторы акцентируют внимание на важности института частно-муниципального партнерства предприятий, населения, органов муниципальной власти как необходимой предпосылки разработки и реализации эффективной стратегии социально-экономического развития городов.
В рамках принятого в работе подхода к управлению развитием социально-производственного комплекса промышленного моногорода авторами предложена методика организации партнерского взаимодействия предприятий, населения и органов власти города. Она представляет собой схему поэтапного определения взаимных ожиданий, интересов элементов социально-производственного комплекса, выявления роли каждого элемента в формировании этого комплекса, формирования правил организации социального партнерства, оценки удовлетворения взаимных ожиданий и взаимовлияния. Конкретизированы основные элементы системы взаимных ожиданий участников социально-производственного комплекса. Обоснованы принципы оценки взаимовлияния предприятий и моногорода.
Для практиков особый интерес представляет глава, в которой изложены результаты эмпирического исследования значимости взаимного влияния трех субъектов социально-экономического пространства города: градообразующих предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, расположенных в г. Березовском Кемеровской области, и населения города.
Авторы, несомненно, обладают серьезным практическим опытом в решении проблем управления моногородом, владеют методами современной институциональной экономи-
стр. 190
ческой теории и методологии. Это дает основание надеяться на то, что книга будет интересна и полезна широкому кругу исследователей и практиков, связанных с проблемами обеспечения жизнедеятельности городов России.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |