Libmonster ID: RU-13894
Автор(ы) публикации: П. А. Алексанов

Важнейшим завоеванием социализма является превращение крестьянства в новый класс, в сознательного, активного участника строительства социализма и коммунизма. Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив власть помещиков и капиталистов, навсегда избавила крестьян от гнета и эксплуатации и осуществила их вековую мечту о земле. По Декрету о земле они получили безвозмездно более 150 млн. десятин земли, были освобождены от уплаты 1,5 млрд. руб. золотом задолженности Крестьянскому поземельному банку и 700 млн. руб. золотом ежегодных расходов на покупку земли. Оценивая практические результаты Октябрьской революции, В. И. Ленин указывал, что от диктатуры пролетариата первыми, больше всего и сразу выиграли крестьяне. "Впервые при диктатуре пролетариата крестьянин работал на себя и питался лучше горожанина. Впервые крестьянин увидал свободу на деле: свободу есть свой хлеб, свободу от голода"1 .

В результате правильной политики Коммунистической партии и значительной материальной помощи государства уже к 1919 г. больше половины бедняцких хозяйств поднялись до положения середняков. Середняк стал центральной фигурой в деревне. В последующие годы наша партия, вырабатывая конкретные пути укрепления экономических, политических и культурных связей рабочего класса с крестьянством, твердо следовала курсу постепенного приобщения крестьянства к социалистическим формам хозяйства, ликвидации коренных различий между рабочим классом и крестьянством.

Подлинным революционным переворотом в деревне явилась коллективизация крестьянских хозяйств. Она стала решающим шагом на пути советского крестьянства к социализму, изменившим его производственные отношения и трудовую деятельность. Навсегда ушло в прошлое деление крестьянства на различные социальные группы - батраков, бедноту, середняков, кулаков. Колхозный строй открыл советскому крестьянству широкую дорогу к зажиточной и культурной жизни, избавил крестьянина от постоянного страха за себя, за свою семью, за свое хозяйство. Изменился и облик деревни. Здесь развернулось жилищное и культурно-бытовое строительство, в основном завершена электрификация и радиофикация, быстро распространяется телевидение. Клубы, дворцы культуры, школы, больницы, библиотеки стали неотъемлемой частью колхозной деревни. Колхозный строй воспитал нового крестьянина - коллективиста, активного строителя коммунистического общества. Колхоз превратился для крестьян в подлинную школу коммунизма. Знатными людьми деревни стали новаторы производства, ударники коммуни-


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 276.

стр. 18


стического труда, ветераны колхозного движения, механизаторы, специалисты сельского хозяйства.

В условиях развитого социалистического общества все более отчетливым становится процесс постепенного стирания социальных различий между рабочим классом и крестьянством. Важное место в этом процессе занимает постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система социального обеспечения советских граждан. Ее высокий гуманизм получил признание всего прогрессивного человечества. Еще в 1953 г. Международная конференция по социальному страхованию отметила, что в Советском Союзе и других социалистических странах "существуют полные и всеобъемлющие системы социального страхования за счет государства, гарантирующие всем трудящимся материальное обеспечение во всех случаях потери трудоспособности. В области социального обеспечения здесь осуществляется непрерывный прогресс, который возвышает человеческое достоинство в цивилизованном мире"2 . Создание системы социального обеспечения в СССР-пример решения в интересах народа важной общественно-политической проблемы. Социальное обеспечение служит реальной гарантией прав советских граждан на материальное обеспечение в старости и в случае утраты трудоспособности, на медицинское обслуживание и лечение, на содержание и воспитание детей за счет общественных фондов потребления.

За последнее время значительно усилился интерес юристов и экономистов к истории возникновения и развития системы социального обеспечения советского крестьянства3 , однако историки уделяют ей еще мало внимания. В книге В. С. Андреева рассматриваются правовые вопросы советской системы социального обеспечения. В ней содержится также очерк истории развития законодательства о материальном обеспечении нетрудоспособных граждан города и деревни. А. С. Таращанский охарактеризовал социальное обеспечение и страхование членов колхозов. В брошюре Л. И. Зайцева и И. Д. Ращикова освещаются как развитие системы социального обеспечения колхозного крестьянства, так и правовые вопросы, связанные с порядком оформления и назначения пенсий и пособий и внутриколхозным пенсионным регулированием.

В настоящей статье делается попытка подойти к проблеме в историческом плане: осветить сущность политики Коммунистической партии в области социального обеспечения трудящегося крестьянства, показать основные этапы развития и организационные формы социального обеспечения крестьян, начиная от первых декретов Советской власти и до оформления государственной системы социального обеспечения колхозников в условиях развитого социализма.

Существовавшие в дореволюционной России формы помощи малоимущим гражданам (благотворительные общества) распространяли свою деятельность на очень узкий круг лиц. Страховое законодательство охватывало лишь незначительную часть пролетариата (2,5 млн. из 13 млн. наемных рабочих)4 . Социальное страхование осуществлялось лишь в случае болезни или увечья и почти целиком за счет самих рабочих. Социального обеспечения крестьянства не было вообще.

Создание всеобъемлющей системы социального обеспечения в нашей стране неразрывно связано с деятельностью Коммунистической партии и ее вождя В. И. Ленина. Уже в начале своей революционной деятель-


2 Цит. по: М. Щапов. Право, завоеванное революцией. "Социальное обеспечение", 1957, N 11, стр. 15.

3 В. С. Андреев. Социальное обеспечение в СССР (Правовые вопросы). М. 1971; А. С. Таращанский. Право социального обеспечения членов колхозов. Кишинев. 1972; Л. И. Зайцев, И. Д. Ращиков. Социальное обеспечение колхозников. М. 1972, и др.

4 См. "Известия Народного комиссариата социального обеспечения", 2.X.1922.

стр. 19


ности В. И. Ленин интересовался вопросами, связанными с социальным обеспечением трудящихся. Разработанные им положения нашли отражение в страховой программе большевиков, изложенной в резолюции VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (1912 г.) "Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих" и в "Материалах по пересмотру партийной программы"5 . После победы Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин принял активное участие в осуществлении на практике и законодательном закреплении социального обеспечения трудящихся. С октября 1917 г. по 1921 г. им было подписано более 60 декретов по вопросам социального обеспечения6 . Ленинские идеи о социальном обеспечении трудящихся имеют непреходящее значение, на них базируется современная система социального обеспечения в нашей стране.

С приходом к власти Коммунистическая партия сразу же приступила к проведению в жизнь своей программы в области социального обеспечения трудящихся. Уже в Декрете о земле намечались соответствующие меры: "Земледельцы, вследствие старости или инвалидности, утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение". Несколько позже это подтвердил и декрет о социализации земли7 . 30 октября 1917 г. была опубликована декларация о социальном страховании, которое должно было охватить всех без исключения наемных рабочих, а также городскую и сельскую бедноту8 . До конца года на основе этой декларации Советское правительство издало ряд важных декретов, регулировавших различные случаи страхования и создания соответствующих страховых органов9 . Декрет ВЦИК от 22 декабря предусматривал социальное страхование беднейших крестьян, ведущих свое хозяйство без применения наемного труда10 . В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 30 апреля 1918 г. было введено государственное обеспечение для всех остальных групп трудящегося населения (кроме лиц, работавших по найму). Наркомат государственного призрения, переименованный в Наркомат социального обеспечения (НКСО), стал заниматься вопросами обеспечения крестьян, инвалидов и их семей, стариков, детей и всех пенсионеров и призреваемых, находившихся в домах престарелых11 .

31 октября 1918 г. СНК РСФСР принимает за подписью В. И. Ленина "Положение о социальном обеспечении трудящихся"12 , по которому социальное обеспечение распространялось на все группы населения, источником существования которых был собственный труд (в том числе на мелких ремесленников, трудящихся крестьян и т. п.), независимо от того, где они работали. Основные принципы Положения - распространение социального обеспечения на всех трудящихся, предоставление обеспечения во всех случаях утраты трудоспособности, осуществление обеспечения за счет государства без каких-либо взносов со стороны трудящихся - заняли ведущее место во всем последующем законодательстве о социальном обеспечении. Они были закреплены и в принятой VIII съездом РКП (б) (март 1919 г.) Программе партии13 . В период военного ком-


5 В. И. Ленин. ПСС. Т. 21, стр. 146 - 149; т. 32, стр. 135 - 162.

6 Д. П. Комарова. Воплощение ленинских идей. "Социальное обеспечение", 1970, N 4, стр. 3.

7 СУ РСФСР, 1917, N 1, ст. 3; 1918, N 25, ст. 346.

8 СУ РСФСР, 1917, N 1, ст. 13.

9 СУ РСФСР, 1917, N 7, ст. 106; N 8, ст. Ill; N 10, ст. 148; 1918, N 13, ст. 188.

10 СУ РСФСР, 1918, N 13, ст. 188.

11 СУ РСФСР, 1918, N 34, ст. 453.

12 СУ РСФСР, 19Г8, N 89, ст. 906.

13 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 2. Изд. 8-е, стр. 59.

стр. 20


мунизма Советская власть исходила из необходимости единообразного обеспечения нуждающихся всех социальных групп населения только за счет средств государства14 .

В условиях нэпа система социального обеспечения трудящихся претерпела существенные изменения. В утвержденных 4 сентября 1921 г. тезисах ЦК РКП (б) "О социальном страховании" отмечалось: "Наличие частной промышленности и переход госпредприятий на хозяйственный расчет выдвинули ряд новых задач в области социального обеспечения, Если в минувший период социальное обеспечение осуществлялось исключительно за счет государства, то из современных отношений вытекает необходимость замены государственного социального обеспечения лиц, занятых наемным трудом, социальным страхованием их за счет предприятий, в которых они работают"15 . Постановлением "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом", принятым СНК РСФСР 15 ноября 1921 г.16 , вводилось социальное страхование рабочих и служащих, государственное же обеспечение сохранялось лишь для семей красноармейцев и инвалидов войны.

С переходом к нэпу возникли сложные проблемы, связанные с материальным обеспечением маломощного крестьянства. В период военного коммунизма государство при разверстке, как правило, вынуждено было проводить одновременно и переразверстку крестьянских продуктов между зажиточными и кулацкими хозяйствами для удовлетворения нужд бедняков. Замена продразверстки продналогом, естественно, повлекла за собой и упразднение принудительного перераспределения крестьянских продуктов, в результате чего определенная часть бедноты, нуждавшаяся в постоянной помощи, оказалась необеспеченной. Решить задачу организации социального обеспечения в деревне можно было лишь при активном участии самих крестьян, объединенных в специально созданную для этой цели организацию. Начало такой организации положил подписанный В. И. Лениным декрет СНК РСФСР от 14 мая 1921 г. "Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев"17 . На основе этого декрета в стране начали быстро создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи (кресткомы) - массовая организация трудящегося крестьянства. 22 мая 1921 г. ЦК РКП (б), СНК и НКСО РСФСР направили в адрес губкомов партии, губисполкомов и губсобесов циркулярную телеграмму за подписью В. И. Ленина, в которой указывалось, что работа органов социального обеспечения, ведающих организацией кресткомов, является ударной и политически особо важной18 .

М. И. Калинин вспоминал слова В. И. Ленина, подчеркивавшего значение принципа социального обеспечения трудящихся: "Наша партия не может отказаться от этой задачи... если помощь мала, то в этом не наша вина, а наша беда, и во что бы то ни стало надо сохранить принцип необходимости социального обеспечения"19 . На II сессии ВЦИК XIII созыва в марте 1928 г. М. И. Калинин подчеркнул, что "вопрос о социальном обеспечении, действительном обеспечении трудящихся, есть коренной вопрос, по существу говоря, социального строя". "Если социализм не обеспечит неимущего, не обеспечит нетрудоспособного, - указывал далее М. И. Калинин, - тогда социализм потеряет все те специфические его особенности, так отличающие его от буржуазного мировоззрения, поте-


14 Более подробно об этом см.: П. А. Алексанов. В борьбе за социалистическое переустройство деревни (Крестьянская взаимопомощь. 1921 - 1932 гг.). М. 1971, стр. 29 - 37.

15 "Вопросы страхования", 1922, N 1, стр. 6.

16 СУ РСФСР, 1921, N 76, ст. 627.

17 СУ РСФСР. 1921, N 48, ст. 236.

18 Ленинский сборник XXXV. М. 1945, стр. 251 - 252.

19 М. И. Калинин. К сессии ВЦИК. "Социальное обеспечение", 1958, N 10, стр. 14.

стр. 21


ряет всю прелесть для трудящихся масс"20 . Ленинский декрет положил начало новой форме социального обеспечения крестьянства. Организация помощи бедняцко-середняцким слоям деревни являлась основной целью кресткомов, главным содержанием их деятельности. Они оставались ведущей формой социального обеспечения крестьянства вплоть до сплошной коллективизации крестьянских хозяйств21 .

Коллективизация сельского хозяйства, вызвавшая глубокие социально-экономические преобразования в деревне, изменила и характер крестьянской взаимопомощи. В районах сплошной коллективизации кресткомы прекратили свое существование, однако в тот период обеспечение нуждающихся членов колхозов можно было осуществить только через взаимопомощь самих колхозников. В первые годы колхозного строя уровень производства не позволял сельскохозяйственным артелям брать на себя осуществление социального обеспечения колхозников. Из-за отсутствия необходимых средств не могло решить эту задачу и государство. Первый пятилетний план предусматривал обеспечение за счет государства лишь инвалидов гражданской войны, партизан, семей военнослужащих и лиц, пострадавших от кулацкого террора, а также небольшой части престарелых бедняков.

Новые формы общественной взаимопомощи были подсказаны самими колхозниками. В 1929 г. по их инициативе при колхозах стали организовываться кассы взаимопомощи. В 1931 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об организации касс взаимопомощи в колхозах и утвердили "Положение о кассах общественной взаимопомощи колхозников и колхозниц"22 . Это были самостоятельные общественные организации внутри колхоза, пользовавшиеся правами юридического лица. Колхозные кассы организовывались для оказания помощи тем колхозникам, которые утратили трудоспособность и поэтому не могли работать в колхозе. Кассы взаимопомощи способствовали укреплению колхозного строя. Их деятельность была направлена на повышение производительности труда и дисциплины колхозников, на создание социально-культурных и бытовых учреждений и т. п. В районах сплошной коллективизации возникло особенно много колхозных касс взаимопомощи. В РСФСР к 1931 г. их насчитывалось уже более 15 тысяч23 . В 1932 г. Президиум ЦИК СССР издал закон "О кассах общественной взаимопомощи колхозов"24 , который, всемерно поощряя инициативу и самодеятельность колхозников по устройству касс взаимопомощи, содействовал единообразию их построения и упорядочению руководства ими. Закон предусматривал реорганизацию комитетов крестьянских обществ взаимопомощи в центре и на местах в комитеты касс взаимопомощи колхозов.

Сплошная коллективизация привела к ликвидации кресткомов и созданию вместо них разветвленной сети касс общественной взаимопомощи колхозов (КОВК), которые играли важную роль в осуществлении намеченных партией и правительством мероприятий по социальному обеспечению колхозников: выдавали пособия на лечение, на кормление новорожденных и приобретение всего необходимого для них, помогали обеспечить школьников одеждой и учебниками, поместить детей в ясли, снабжали членов касс бесплатными путевками в санатории и т. п. По неполным данным, только за 1935 г. КОВК патронировали свыше 32 тыс. детей-сирот и оказали материальную помощь 58 тыс. детей, родители ко-


20 "Что сказала II сессия ВЦИК XIII созыва по социальному обеспечению". М. 1928, стр. 119.

21 Подробнее об организации и деятельности кресткомов см.: П. А. Алексанов Указ. соч., стр. 85 - 113, 245 - 251.

22 СУ РСФСР. 1931, N 16, ст. 184.

23 П. А. Алексанов. Указ. соч., стр. 265.

24 СЗ СССР, 1932, N 9, ст. 51.

стр. 22


торых испытывали временную нужду. На эти цели было израсходовано около 5 млн. рублей. Только по данным 39% касс Российской Федерации, в 1934 г. было обучено специальности портных, сапожников, счетоводов, писарей, санитаров и другим профессиям, обеспечено протезами и трудоустроено около 38 тыс. инвалидов. В 1935 г. КОВК израсходовали около 8 млн. руб. на материальное обеспечение 65,7 тыс. престарелых25 . Кассы проводили также большую работу по расширению и организации детских садов, яслей, домов для престарелых, медицинских пунктов, родильных комнат, общественных столовых, бань и т. д. СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановлением от 31 мая 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности"26 возложили на КОВК задачу содержать детей-сирот и помогать детям колхозников, впавших во временную нужду.

Кассы общественной взаимопомощи колхозов продолжали свою деятельность и в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на ограниченность своих материальных фондов, они активно помогали семьям погибших воинов, инвалидам, детям-сиротам и т. п. Материальное обеспечение семей военнослужащих проводилось за счет как государственных, так и колхозных средств. 26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время"27 . Указ обязывал правления колхозов увеличить материальную помощь семьям военнослужащих-колхозников.

После Великой Отечественной войны материальное обеспечение нетрудоспособных членов колхозов осуществлялось первоначально в тех же организационных формах, что и до войны. С середины 50-х годов деятельность КОВК значительно усилилась. Подъем колхозного производства, наметившийся после решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, оказал заметное влияние и на улучшение социального обеспечения колхозников.

Активизацию деятельности КОВК в середине 50-х годов можно проследить на примере колхоза "Кубань", станицы Усть-Лабинской, Краснодарского края. Количество членов кассы в 1957 г. увеличилось здесь до 3491 чел. (против 2400 чел. в 1950 г.), а ее доходы возросли с 235 тыс. руб. до 1247 тыс. рублей. Касса проводила большую работу по улучшению материального обеспечения и культурно-бытовых условий жизни членов артели. В 1957 г. более 300 тыс. руб. было израсходовано на выдачу ссуд (главным образом на строительство домов, на покупку скота), 66 тыс. руб. - на оплату больничных листков, 30 тыс. руб. - на приобретение путевок в санатории и дома отдыха. Но главным в деятельности кассы было назначение и выплата пенсий. В течение ряда лет касса могла оказывать нетрудоспособным лишь единовременную помощь, выдавая им муку, жиры, молоко, овощи и т. д. С 1955 г. эти выдачи стали производиться ежемесячно. В 1957 г. касса перешла на выплату денежных пенсий и израсходовала на это 330 тыс. рублей. В 1958 г. на выплату пенсий по старости, инвалидности и потере кормильца (485 колхозников) касса запланировала 420 тыс. руб.; ассигнования на оплату больничных листов составили 101 тыс. рублей. По уставу кассы право на получение пенсии по старости имели мужчины, достигшие 60-летнего возраста, и женщины с 55 лет (при стаже работы соответственно 25 и 20 лет). Размер пенсии составлял 100 рублей. Колхозники, достигшие пенсионного возраста, но не имеющие полного стажа, получали 50% установленной пенсии. Кроме того, полностью утратившие трудоспособность и имевшие приусадебный участок не более


25 Ф. В. Дегтярев. Право на социальное обеспечение. М. 1936, стр. 27. Цифры здесь и далее - в соответствующем тому времени масштабе цен.

26 СЗ СССР, 1935, N 32, ст. 252.

27 "Ведомости Верховного Совета СССР", 1941, N 30.

стр. 23


0,15 га, ежемесячно получали 16 кг муки, 1 кг жиров, 10 л молока, 20 кг овощей и другие продукты. Пособия по временной нетрудоспособности колхозникам, проработавшим свыше 15 лет, касса выплачивала в размере 90% среднего заработка, проработавшим от 10 до 15 лет - 75%, от 5 до 10 лет - 50%, менее 5 лет - 25%. В ведении кассы взаимопомощи находился дом для престарелых колхозников. На его нужды в 1957 г. было отпущено 32,8 тыс. рублей28 . Своей деятельностью касса взаимопомощи в немалой степени содействовала повышению производительности труда в колхозе, подъему трудовой активности и укреплению дисциплины колхозников.

К концу 50-х годов в ряде краев и областей страны кассы общественной взаимопомощи существовали почти в каждом колхозе. Многие из них располагали значительными материальными фондами. В Краснодарском крае в 1956 г. было 540 касс (480 тыс. членов). В течение года они выдали свыше 10 млн. руб. безвозвратных и примерно на такую же сумму возвратных ссуд29 . В Волгоградской области в 1957 г. насчитывалось более 460 касс (100 тыс. членов). Их денежный фонд составлял 3,5 млн. руб., а натуральные фонды оценивались в 440 тыс. рублей30 . В то же время наряду с КОВК, располагавшими значительными материальными средствами и занимавшимися пенсионным обеспечением нетрудоспособных колхозников, имелось немало и таких касс, деятельность которых ограничивалась выдачей незначительных единовременных ссуд и пособий. 6 января 1958 г. Совет Министров РСФСР утвердил новый "Примерный устав кассы общественной взаимопомощи в колхозе", определивший цели и задачи, организационную структуру кассы, права и обязанности ее членов31 . В 1963 г. в РСФСР насчитывалось около 5,5 тыс. КОВК (более 2,6 млн. членов)32 .

По мере укрепления колхозного строя материальную помощь престарелым и нетрудоспособным колхозникам стали оказывать не только КОВК, но и правления колхозов. Согласно "Примерному уставу сельскохозяйственной артели", принятому в 1935 г., артелям предоставлялось право на образование (путем отчисления до 2% валовой продукции колхозов) специального социально-культурного фонда, находившегося в распоряжении правлений. Этот фонд позволил значительно расширить материальную помощь нетрудоспособным колхозникам - инвалидам, престарелым, временно потерявшим трудоспособность, нуждающимся семьям красноармейцев, детям-сиротам и т. п.

Большую роль в дальнейшем улучшении дела социального обеспечения колхозников сыграли решения пленумов ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства, состоявшихся в 50 - 60-х годах. Рост и развитие колхозного производства не только укрепили материальную базу колхозов, повысили жизненный уровень колхозников, но и создали необходимые условия для улучшения и организации их пенсионного обеспечения. Уже в 1958 г. 50% всех колхозов страны имели пенсионные фонды, за счет которых пенсии получали 1108 тыс. (44%) нетрудоспособных колхозников. В последующие годы на основе укрепления экономики колхозов происходил рост и их пенсионных фондов. В 1961 г. он составил в совокупности 196 млн. руб. (против 55 млн. руб. в 1958 г.), а количество пенсионеров увеличилось до 1 190,6 тыс. человек. Всего в 1961 г. из общественных фондов колхозов получили материальную помощь 5466 тыс.


28 С. Нестеров. Выплата пенсий - основа нашей работы. "Социальное обеспечение", 1958. N 8, стр. 38 - 40.

29 В. А. Аралов, А. В. Левшин. Социальное обеспечение в СССР, М. 1959, стр. 42.

30 Н. Дубинин. Наша обязанность - помочь колхозам. "Социальное обеспечение", 1958, N 8, стр. 32.

31 СП РСФСР, 1958, N 6, ст. 68.

32 "Советское пенсионное обеспечение", М. 1966, стр. 332.

стр. 24


колхозников33 . В некоторых областях и краях еще до принятия "Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов" (1964 г.) во всех хозяйствах было введено пенсионное обеспечение колхозников. В Молдавии, например, это было осуществлено уже в 1962 году. Численность колхозных пенсионеров в республике увеличивалась с каждым годом: если в 1957 г. их было 13 тыс., то в 1963 г. - 121 тысяча34 .

До 1956 г. отсутствовали нормативные акты, определявшие правовое положение колхозников при получении пенсий или пособий. Единственными государственными актами по вопросам социального обеспечения колхозников были "Примерный устав сельскохозяйственной артели" и "Примерный устав кассы общественной взаимопомощи в колхозе", но и они не касались формы, условий, порядка и размера материальной помощи нетрудоспособным колхозникам. Важную роль в развитии социального обеспечения колхозников сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта 1956 г. "Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели"35 . На его основе колхозники вносили в устав изменения и дополнения по вопросам колхозного производства, в том числе и социального обеспечения. Колхозы постепенно начали выплачивать не только пенсии по старости и инвалидности, но и различного рода пособия: по временной нетрудоспособности, беременности и родам и т. п. Материальному обеспечению нетрудоспособных колхозников содействовало также постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, опубликованное 10 марта 1956 г., - "О ежемесячном авансировании колхозников и дополнительной оплате ,труда в колхозах"36 .

Укрепление экономики колхозов, совершенствование форм оплаты труда, переход многих колхозов к денежной оплате создали необходимые предпосылки для развития в колхозах различных видов социального обеспечения. Огромное значение в деле пенсионного обеспечения колхозников имело принятие Верховным Советом СССР 14 июля 1956 г. "Закона о государственных пенсиях"37 . Были повышены размеры государственных пенсий колхозникам (инвалидам Отечественной войны, членам семей погибших воинов и получившим инвалидность при выполнении государственных и общественных обязанностей). Закон способствовал также развитию пенсионного обеспечения за счет колхозных средств. Многие колхозы стали принимать специальные положения (инструкции) о пенсионном обеспечении членов колхозов на условиях, близких к "Закону о государственных пенсиях". В них перечислялись виды материальной помощи колхозникам, устанавливался контингент, подлежащий обеспечению, определялись условия, порядок назначения и размеры пенсий и пособий. Для многих колхозов Узбекской ССР при разработке основ пенсионного обеспечения колхозников образцом послужило "Положение о порядке назначения и выплаты пенсий колхозникам", принятое в мае 1957 г. на общем собрании сельхозартели имени Серго Орджоникидзе, Ленинского района, Андижанской области. В положении четко определялись права колхозников на пенсии, размеры и порядок их назначения. Были установлены пенсии по старости, инвалидности и при потере кормильца. Максимальный размер пенсии по старости был определен в размере 300 руб. и 25 кг зерна в месяц, минимальный-50 руб. и 16 кг зерна38 .


33 Л. И. Зайцев, И. Д. Ращиков. Указ. соч., стр. 35 - 36.

34 А. С. Таращанский. Указ. соч., стр. 30.

35 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 7. Изд. 8-е, стр. 183 - 190.

36 "Правда", 10.III.1956.

37 "Ведомости Верховного Совета СССР", 1956, N 15, ст. 313.

38 Д. Бурханов. Полезный опыт. "Социальное обеспечение", 1957, N 7, стр. 52 - 56.

стр. 25


По мере роста колхозного производства и укрепления колхозов в ряде областей и республик страны сложились условия, позволившие перейти к урегулированию порядка материального обеспечения нетрудоспособных колхозников. На основе обобщения опыта социального обеспечения в передовых колхозах отделами социального обеспечения под руководством партийных органов были разработаны примерные положения о пенсионном обеспечении колхозников для каждой области или республики. Такие единые положения были введены в Узбекистане и Молдавии, Краснодарском и Ставропольском краях, Московской, Куйбышевской, Ростовской и других областях. Положения устанавливали различные возрасты для назначения пенсии по старости: наиболее распространенным для мужчин был возраст - 65 лет, для женщин - 60 (при стаже работы в колхозе соответственно 25 и 20 лет). Как правило, в положениях устанавливался минимальный и максимальный размер пенсии, начислявшейся в трудоднях или в деньгах. Во многих колхозах пенсии были достаточно высокие. Например, в сельхозартели "Пролетарская воля" (Ставропольский край) пенсионеру в год начислялось 120 трудодней, и он получал около 2 тыс. руб., 22 пуда хлеба, 180 кг картофеля, столько же овощей, около пуда растительного масла. Пенсии по старости в артели получали 180 колхозников, были установлены также пенсии по инвалидности39 .

Начисление пенсий членам колхозов значительно отличалось от начисления государственных пенсий. При назначении пенсии и определении ее размера колхозы учитывали степень нуждаемости престарелых, выполнение установленного минимума трудодней перед выходом на пенсию, выполнение пенсионером посильных обязанностей в общественном хозяйстве, наличие трудоспособных членов семьи, обязанных содержать престарелых по закону, количество трудоспособных в семье, величину приусадебного участка у пенсионера, наличие у него других видов заработка.

К 1964 г. во многих колхозах страны была установлена определенная система материального обеспечения нетрудоспособных колхозников, близкая по своему характеру к государственной, но еще не, имевшая гарантированного и устойчивого характера. Устойчивость пенсионного обеспечения в значительной степени определялась экономической мощью артели. Каждый колхоз решал вопросы о пенсионном обеспечении в зависимости от своих доходов. Колхозы с развитым общественным хозяйством и высокими доходами производили больше отчислений в общественный фонд, что позволяло им обеспечить пенсиями значительную часть престарелых и нетрудоспособных колхозников. В слабых в экономическом отношении колхозах общественный фонд, в том числе и пенсионный, был невелик, а в ряде хозяйств вообще не было средств для назначения пенсий колхозникам.

Таким образом, в организации, социального обеспечения колхозников к середине 60-х годов имелись серьезные недостатки. Отсутствовали единые нормы отчислений в фонд помощи и пенсионного обеспечения. Во многих хозяйствах пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не назначались, размер пенсий был низким, а их уровень постоянно колебался, часто не достигая даже низшего предела, установленного положениями о пенсионном обеспечении членов колхозов. При рассмотрении заявлений о назначении пенсий нередко допускалась волокита, исчисление размера пенсий иногда проводилось без учета принятых колхозом норм. Управление пенсионным делом в некоторых колхозах было децентрализовано, пенсии назначались в пределах одного и того же колхоза различными органами (правлением колхоза, комиссиями по назначению пенсий и КОВК), функции которых не были четко разграничены.


39 В. А. Аралов, А. В. Левшин. Указ. соч., стр. 43.

стр. 26


Дальнейшее развитие колхозного производства, новые задачи, вставшие перед колхозами, требовали совершенствования системы социального обеспечения колхозного крестьянства.

Помимо развития внутриколхозного обеспечения, с каждым годом расширялось и государственное обеспечение колхозников. Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно проявляли заботу о специалистах и руководящих кадрах колхозов. Многие работники этой категории были взяты на государственное социальное обеспечение. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 18 апреля 1949 г. "Трехлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства (1949 - 1951 гг.)"40 государственное обеспечение было распространено на зоотехников, ветеринарных врачей и фельдшеров, работавших в деревне. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 9 июля 1950 г. "О задачах партийных и советских организаций по дальнейшему укреплению состава председателей и других руководящих работников колхозов"41 сохраняло за председателями колхозов из рабочих и служащих, направленных на работу в колхоз по решению партийных и советских органов, право на получение государственной пенсии. Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет назначались председателям и заместителям председателей колхозов, приехавшим в деревню по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 марта 1955 г. "О мерах по дальнейшему укреплению колхозов руководящими кадрами"42 ("тридцатитысячники"). Механизаторы и специалисты, перешедшие на работу в колхозы в связи с реорганизацией МТС на основе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1958 г. "О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций"43 , получали пенсии по нормам, предусмотренным для рабочих и служащих.

В закреплении квалифицированных кадров колхозного производства важную роль сыграло постановление Совета Министров СССР от 20 июля 1964 г. "О государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании председателей, специалистов и механизаторов колхозов"44 , принятое в соответствии с решением февральского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС. Государственное социальное обеспечение и страхование было распространено на всех председателей, специалистов и механизаторов колхозов. Право на государственные пенсии получили и некоторые другие категории колхозников: бывшие рабочие и служащие государственных предприятий, имеющие необходимый для назначения государственной пенсии трудовой стаж; члены колхозов, получившие инвалидность на военной службе или при выполнении государственных и общественных обязанностей, а также колхозники, обучающиеся в высших и средних специальных учебных заведениях, школах, на курсах по подготовке колхозных кадров, в аспирантуре и докторантуре. Колхозники, имеющие особые заслуги перед Советским государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности, получают персональные пенсии. К государственному обеспечению следует отнести также пособия многодетным и одиноким матерям. Таким образом, начиная с 50-х годов государство расходует все больше средств на социальное обеспечение колхозников.


40 СП СССР, 1949, N 8, ст. 58.

41 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК" Т. 6. Изд. 8-е, стр. 323 - 331.

42 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций н пленумов ЦК". Т. 7, стр. 59 - 65.

43 СП СССР, 1958, N 7, ст. 62.

44 СП СССР,, 1964, N 13, ст. 89.

стр. 27


Большое внимание вопросам социального обеспечения трудящихся, в том числе и колхозного крестьянства, было уделено XXI-XXIV съездами КПСС. В их решениях нашло отражение дальнейшее развитие и обогащение ленинских принципов социального обеспечения применительно к новому этапу социалистического строительства - периоду развитого социализма. В Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, намечена обширная система мер в области социального обеспечения тружеников деревни, определены конкретные пути материального обеспечения нетрудоспособных колхозников45 . Принятие новой Программы партии ускорило процесс создания единой системы социального обеспечения колхозного крестьянства. Вступление Советского Союза в период развитого социализма позволило значительно улучшить материальное положение нетрудоспособных колхозников, создать гарантированную и устойчивую систему социального обеспечения членов колхозов. В решении этой важной задачи большую роль сыграл февральский (1964 г.) Пленум ЦК КПСС, указавший на необходимость создания в стране единой системы социального обеспечения колхозного крестьянства. Для ее введения к 1965 г. были созданы необходимые материальные предпосылки.

Несмотря на замедление темпов роста сельского хозяйства, наступившее после 1958 г., колхозы и совхозы продолжали неуклонно развиваться. Укреплялась их экономика, материально-техническая база, повышалось материальное благосостояние колхозников. Так, валовой доход колхозов (чистая продукция, в ценах соответствующих лет) увеличился с 12,2 млрд. руб. в 1960 г. до 17,9 млрд. руб. в 1965 г., а валовой доход в среднем на один колхоз - с 280 тыс. руб. до 494 тыс. рублей. Выручка колхозов от реализации продукции (денежный доход, в ценах соответствующих лет) в 1960 г. составила 13,4 млрд. руб., а в 1965 г. - 19,9 млрд. рублей. Средний уровень оплаты человеко-дня в колхозах повысился с 1,4 руб. в 1960 г. до 2,68 руб. в 1965 году46 .

Достигнутый к 1965 г. уровень развития народного хозяйства позволил государству и колхозам изыскать средства для осуществления социального обеспечения колхозного крестьянства в масштабе всей страны. 15 июля 1964 г. Верховный Совет СССР принял "Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов"47 . На основе этого закона, вступившего в силу с 1 января 1965 г., в стране создана единая гарантированная система обеспечения пенсиями и пособиями членов колхозов. Право колхозников на материальное обеспечение в старости и в случае утраты трудоспособности, предусмотренное ст. 120 Конституции СССР, нашло новые гарантии в "Законе о пенсиях и пособиях членам колхозов". Примечательной особенностью ныне существующей системы социального обеспечения колхозников является то, что все вопросы, связанные с назначением и выплатой пособий, рассматриваются советами социального обеспечения, которые создаются на общественных началах в колхозах, районах, областях, республиках.

После принятия Закона 1964 г. значительно увеличилось количество колхозников-пенсионеров, возрос средний размер и сумма выплачиваемых пенсий. Например, в Молдавии количество пенсионеров в 1965 г. возросло до 150 тыс. против 121 тыс. в 1963 г., а расходы на выплату пенсий увеличились соответственно с 12, 7 млн. руб. до 17,2 млн. рублей. Всего по стране в 1965 г. пенсии и пособия получили 7,69 млн. колхозников48 . За счет отчислений от сумм валовых доходов колхозов и ассиг-


45 "Программа Коммунистической партии Советского Союза". М. 1973, стр. 85, 98.

46 "Сельское хозяйство СССР". М. 1971, стр. 479 - 480; "Народное хозяйство СССР. 1922 - 1972 "г.". Юбилейный статистический ежегодник. М. .1972, стр. 264.

47 "Ведомости Верховного Совета СССР", 1964, N 29, ст. 340.

48 А. С. Таращанский. Указ. соч., стр. 3; "Советское крестьянство". Изд. 2-е. М. 1973, стр. 543.

стр. 28


нований из государственного бюджета СССР образован централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников (вычеты из доходов колхозников в фонд социального обеспечения не производятся). Размеры денежных отчислений колхозов в процентном отношении к валовому доходу ежегодно устанавливаются Советом Министров СССР. В 1965 г. такие отчисления составляли 2,5%, в 1966 - 1967 гг. - 4%, в 1971 - 1975 гг. - 5% суммы валового дохода колхоза за предшествующий год49 . Ежегодно государство в бюджетном порядке производит ассигнования в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, и с каждым годом эти ассигнования увеличиваются: если в 1965 г. они составляли 437 млн. руб., то в 1970 г. увеличились до 1 380 млн. руб., в 1971 г. - до 1 690 млн. руб., а в 1972 г. - до 2336 млн. рублей50 . Устойчивый характер колхозных пенсионных фондов полностью гарантирует пенсионное обеспечение колхозников.

Законом 1964 г. установлены пенсии по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца, пособия по беременности и родам. Минимальный размер пенсии - 12 руб., максимальный - 102 руб. в месяц. Размер пенсии зависит от степени трудового участия колхозников в общественном производстве. Такой порядок исчисления пенсий создает стимул для более производительного труда колхозников, подъема уровня общественного хозяйства, увеличения его доходности и создания возможностей для постоянного улучшения материального положения колхозников. Размеры колхозных пенсий пока ниже пенсий рабочих и служащих, но в дальнейшем, по мере роста национального дохода, в частности, доходов колхозов, они достигнут уровня государственных пенсий, назначаемых рабочим и служащим. Для некоторых категорий колхозников (механизаторы, специалисты, председатели колхозов) уже и сейчас введены одинаковые с рабочими и служащими условия и нормы обеспечения. Согласно Закону 1964 г. пенсионер может выполнять посильную работу в колхозе или на государственном предприятии сельского хозяйства, получая при этом полностью свою пенсию.

Успешное развитие социалистического производства позволило Коммунистической партии в соответствии с решениями ее XXIII съезда разработать меры по дальнейшему подъему жизненного уровня советских людей. Сентябрьский (1967 г.) Пленум ЦК КПСС заслушал доклад Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнева о разработанных Политбюро ЦК КПСС мерах по дальнейшему повышению благосостояния советского народа и принял соответствующее постановление. На основе решений Пленума ЦК КПСС и Совет Министров СССР 26 сентября 1967 г. приняли постановление "О мерах по дальнейшему повышению благосостояния советского народа"51 . Наряду с решением других важных вопросов, направленных на подъем жизненного уровня трудящихся, в нем определены меры по значительному улучшению пенсионного обеспечения колхозного крестьянства. Постановление устранило некоторые различия в пенсионном обеспечении колхозников по сравнению с рабочими и служащими. С 1 января 1968 г. пенсионный возраст колхозников был приравнен к пенсионному возрасту рабочих и служащих. Только благодаря этому количество пенсионеров в деревне увеличилось более чем на 2,5 млн. человек52 . Кроме того, были повышены минимальные размеры пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания (инвалидам I гр. - с 18 до 30 руб., II гр. - с 14 руб. 40 коп. до 20 руб. в месяц); по инвалидности вследствие


49 СП СССР, 1964, N 16, ст. 106; 1971, N М., ст. 86.

50 "Народное хозяйство СССР в 1972 году". Статистический ежегодник. М. 1973, стр. 727.

51 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 9. Изд. 8-е. стр. 382 - 385.

52 "Известия", 30.IX.1967.

стр. 29


общего заболевания (инвалидам I гр. - с 15 до 25 руб., II гр. - с 12 до 16 руб. в месяц). Вводилось пенсионное обеспечение членов колхозов, получивших третью группу инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Инвалидам с детства I или II группы, достигшим 16-летнего возраста, установлены пособия в размере 16 руб. в месяц53 .

Таким образом, принятие "Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов", решения XXIII съезда партии явились практическим претворением в жизнь Программы КПСС, наметившей пути постепенного сближения условий пенсионного обеспечения колхозников, рабочих и служащих.

Наряду с развитием и совершенствованием социального обеспечения членов колхозов постепенно складывалась и другая форма материального обеспечения колхозников - социальное страхование. Колхозное социальное страхование отличается от государственного по видам и размерам обеспечения, а также по способам формирования страховых средств. Это различие обусловлено существованием двух форм социалистической собственности - общенародной и кооперативно-колхозной.

Социальное страхование (как и социальное обеспечение) в колхозах складывалось постепенно. Во многих колхозах сначала принимались положения или инструкции по пенсионному обеспечению, других видов обеспечения (пособия, санаторное лечение, дома для престарелых и т. п.) они не касались. В тех же колхозах, где сразу вводились все виды социального обеспечения, в дальнейшем приходилось совершенствовать принятые нормы: повышать размеры пенсий и пособий, упорядочивать их назначение и выплату и т. д. Определенную роль в развитии социального страхования колхозников сыграло постановление Совета Министров СССР от 20 июля 1964 года54 . В целях укрепления колхозов кадрами правительство распространило на председателей, механизаторов и специалистов колхозов право на государственное социальное страхование. До этого постановления правом на государственное социальное страхование пользовались лишь члены профсоюза, то есть часть председателей колхозов, специалистов и механизаторов, а также инженеры и техники, перешедшие на работу в колхозы с промышленных предприятий, и лица, работавшие в колхозах по найму. Эта категория работников, как отмечалось выше, пользовалась и государственным пенсионным обеспечением. После постановления Совета Министров СССР усилился процесс внутриколхозного страхования. Колхозы стали выделять больше средств на пособия, увеличивать нормы обеспечения, расширять контингент подлежащих социальному страхованию колхозников и т. д.

Работа по социальному страхованию колхозников особенно активизировалась после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, обеспечившего значительный подъем сельскохозяйственного производства. Если в 1965 г. пособия по временной нетрудоспособности и другие виды помощи получили 1 597 тыс. колхозников на сумму в 76,5 млн. руб., то в 1969 г. уже 2 935,2 тыс. человек на сумму в 138 млн. рублей55 .

Однако в развитии социального страхования колхозников имелись еще серьезные недостатки: отсутствие единообразия в условиях и уровне материального обеспечения, различный порядок распределения путевок в санатории и дома отдыха и т. п. Кроме того, во многих маломощных хозяйствах социальное страхование колхозников вообще не было введено. Все это обусловило необходимость установления единой системы социального страхования колхозников.


53 СП СССР, 1967, N 23, ст. 161.

54 СП СССР, 1964, N 13, ст. 89.

55 Л. И. Зайцев, И. Д. Ращиков. Указ. соч., стр. 111-112.

стр. 30


Эта задача и была разрешена на Третьем Всесоюзном съезде колхозников (ноябрь 1969 г.), который ознаменовал собой новый этап в развитии колхозного строя. Съезд принял "Примерный Устав колхоза" и другие важные документы, в том числе постановление "О социальном страховании членов колхозов", на основе которого с 1 января 1970 г. в СССР вводилась единая система социального страхования колхозников. Для финансирования колхозного страхования был образован централизованный союзный фонд страхования, средства которого формируются из ежегодных отчислений колхозов в размере 2,4% к фонду оплаты труда. Средства фонда идут на пособия по временной нетрудоспособности, путевки в санатории и дома отдыха и другие виды социального страхования колхозников56 . В 1970 г. колхозным социальным страхованием было охвачено 15,1 млн. колхозников, кроме того, 2,1 млн. колхозников (председатели, механизаторы и специалисты колхозов) пользовались государственным социальным страхованием57 . В настоящее время все трудоспособные колхозники пользуются правом на социальное страхование.

Наряду с социальным обеспечением и социальным страхованием в колхозах широко проводится и внутриколхозная общественная взаимопомощь. Согласно ст. 40 "Примерного Устава колхоза", по решению общего собрания колхоз может производить доплату ко всем видам пенсий, устанавливать персональные пенсии ветеранам колхозного строительства и лицам, имеющим особые заслуги в развитии общественного хозяйства колхоза. Нетрудоспособным членам колхоза, которые по тем или иным причинам не получают пенсий и пособий, колхоз за счет своих средств оказывает материальную помощь. На строительство колхозных и межколхозных санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей и домов для престарелых и инвалидов выделяются средства по решению общего собрания колхозников. На основе ст. 36 из чистого дохода колхоза формируется фонд социального обеспечения и материальной помощи колхозникам. В соответствии со ст. 37 из произведенной натуральной продукции растениеводства и животноводства выделяются продукты для детских учреждений, для нуждающихся в помощи пенсионеров, инвалидов и сирот.

В 1970 г. около 10 тыс. колхозов (из 32 256) осуществляли внутриколхозную помощь в разных формах (доплаты к пенсиям, строительство и содержание домов для престарелых и инвалидов, родильных домов. молочных кухонь, оплата санаторного лечения колхозников и т. д.). На эти цели было израсходовано 154,7 млн. руб., причем 23 млн. руб. - на доплату к пенсиям и персональные пенсии58 .

Продолжают свою деятельность КОВК, существование которых предусмотрено ст. 58 "Примерного Устава колхоза". Так, колхозные дома для престарелых и инвалидов стали создаваться после Великой Отечественной войны именно по инициативе КОВК, которые и по сей день осуществляют организационное руководство ими. В последнее время строятся межколхозные дома для престарелых и инвалидов (в 1972 г. их было уже 24). Широкое распространение в колхозах получила и практика строительства колхозных и межколхозных санаториев и домов отдыха. В 1972 г. только межколхозных санаториев и домов отдыха насчитывалось 6059 . Колхозные родильные дома и молочные кухни также осуществляют задачи, связанные с социальным обеспечением. Их финансирование проводится за счет общественных фондов потребления: фонда социального обеспечения и материальной помощи и культурно-бытового фонда.


56 СП СССР, 1969, N 26, ст. 150; 1970, N 6, ст. 41.

57 Л. И. Зайцев, И. Д. Ращиков. Указ. соч., стр. 115.

58 Там же, стр. 104.

59 "Народное хозяйство СССР в 1972 году", стр. 396.

стр. 31


Несомненно, что в дальнейшем внутриколхозная общественная взаимопомощь получит еще большее развитие. Рост общественного производства, повышение его рентабельности, увеличение доходов колхозов позволит им выделять больше средств для общественных фондов потребления. Внутриколхозная взаимопомощь наряду с социальным обеспечением и страхованием призвана содействовать повышению материального благосостояния колхозного крестьянства, сближению уровня социального обеспечения колхозников с уровнем социального обеспечения рабочих и служащих.

Дальнейшие пути роста благосостояния советских людей были намечены XXIV съездом КПСС. "Забота общества и государства о человеке, - отмечал Л. И. Брежнев, - это великое социальное завоевание, которым мы, советские люди, по праву гордимся; постоянное повышение уровня благосостояния и культуры советских людей - такова главная цель политики нашей партии, сформулированной XXIV съездом"60 . В соответствии с его решениями Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1971 г. "О мерах по дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения колхозников"61 с 1 июля 1971 г. на колхозников был распространен порядок исчисления пенсий по старости, установленный для рабочих и служащих; минимальный размер пенсий членам колхозов был повышен до 20 руб., максимальный - до 120 руб. в месяц. 26 июля 1973 г. Совет Министров СССР принял постановление "Об улучшении обеспечения пособиями по беременности и родам и по уходу за больным ребенком"62 , которое предусматривает выплату женщинам-работницам и служащим, в том числе не состоящим членами профсоюзов, и женщинам - членам колхозов пособий по беременности и родам в размере полного заработка, независимо от продолжительности трудового стажа. Введен также новый порядок выдачи больничных листков и пособий по уходу за больным ребенком. 21 ноября 1973 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были увеличены размеры пенсий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца63 . Улучшено материальное положение около 8 млн. пенсионеров из числа рабочих, служащих, военнослужащих, колхозников и членов их семей, потерявших кормильца. На повышение пенсий предусматривается израсходовать 1 млрд. рублей. Эти мероприятия являются еще одним важным шагом на пути повышения жизненного уровня колхозников и ликвидации социально-экономических различий между городом и деревней.

В ходе коммунистического строительства социальное обеспечение колхозников будет совершенствоваться. Все возрастающий рост общественного производства, развитие классовой структуры, стирание существенных различий между городом и деревней повлекут за собой дальнейшее сближение, а затем и полное уравнивание обеспечения рабочих, служащих и колхозников как из фондов оплаты по труду, так и из общественных фондов потребления.


60 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 4. М. 1974, стр. 292.

61 "Ведомости Верховного Совета СССР", 1971, N 23, ст. 239.

62 СП СССР, 1973, N 18, ст. 102.

63 "Ведомости Верховного Совета СССР", 1973. N 48. ст. 678.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РАЗВИТИЕ-СОЦИАЛЬНОГО-ОБЕСПЕЧЕНИЯ-СОВЕТСКОГО-КРЕСТЬЯНСТВА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander PetrovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Petrov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. А. Алексанов, РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РАЗВИТИЕ-СОЦИАЛЬНОГО-ОБЕСПЕЧЕНИЯ-СОВЕТСКОГО-КРЕСТЬЯНСТВА (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - П. А. Алексанов:

П. А. Алексанов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Petrov
Volgodonsk, Россия
1311 просмотров рейтинг
19.05.2017 (2526 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android