Libmonster ID: RU-16474
Автор(ы) публикации: И. К. ЛАПШИНА

Проблема разделенного правления, подразумевающего контроль разных партий над Белым Домом и Капитолием, продолжает оставаться одной из центральных в современной американской политической практике. Ее различные аспекты затрагивались в публикациях отечественных ученых по политико-правовым сюжетам истории Соединенных Штатов, однако в целом она не была предметом обстоятельного исторического или междисциплинарного анализа1.

Американская историография разделенного правления, становление которой можно отнести ко второй половине 80-х - началу 90-х годов прошлого века, насчитывает на сегодняшний день десятки солидных монографий и статей 2. За прошедшее двадцатилетие в ней выделились два основных направления исследований: выявление обстоятельств ее возникновения и оценка возможных последствий для функционирования системы власти. Каковы причины превращения разделенного партийного контроля в устойчивый феномен политического процесса в США в последней трети XX века?

Разделенное правление - очевидное следствие "раздвоенного" голосования электората, то есть поддержка одним и тем же избирателем кандидатов от разных партий на разные выборные должности в один и тот же год выборов 3. "Раздвоенность" партийных предпочтений избирателей, голосующих за представителей власти различного уровня, стала специфической чертой американского политического процесса второй половины двадцатого столетия. В 1952 г. только 13% избирателей разделили свой голос между партиями на выборах президента и палаты представителей. С начала 70-х годов XX в. их число не опускалось ниже 25%. Количество избирательных округов, проголосовавших за президента и конгрессмена от разных партий, возросло к концу 1980-х годов более чем в полтора раза: с 84 (19,3%) в 1952 г. до 148 (34,0%) в 1988 году. В последней трети XX в. разрыв в партийных предпочтениях стал характерен для всех регионов США4.

В послевоенный период доминирующей моделью разделенного правления стал контроль республиканской партии над исполнительной властью, а демократической - над законодательной. В этих условиях протекала деятельность администраций Д. Эйзенхауэра, Р. Никсона, Дж. Форда, Р. Рейгана, Дж. Буша-старшего. Неизменное преобладание демократов в палате пред-


Лапшина Ирина Константиновна - кандидат исторических наук, доцент Владимирского государственного педагогического университета.

стр. 42


ставителей продолжалось на протяжении сорокалетия: с 1955 по 1995 год. Президентство Б. Клинтона ознаменовалось возникновением нового варианта рассматриваемой ситуации: с 1995 по 2001 гг. большинство в конгрессе сохраняла за собой республиканская фракция.

Американскими аналитиками высказаны различные суждения по вопросу о столь необычном поведении электората США. Наиболее распространены следующие объяснения. Ряд ученых полагает, что в этом проявились структурные особенности избирательной системы, в частности, сложившейся практики определения избирательных округов и финансирования кампаний, преимущества переизбираемых лиц на выборах. Немало приверженцев у точки зрения о "намеренном" выборе избирателей с целью достижения баланса между партиями 5. Отдельно можно выделить мнение Г. Джекобсона, предложившего еще один вариант объяснения голосования американцев, не требующий от них проведения сложных тактических расчетов идеологического характера. Он исходит из различия образов ведущих партий и ожиданий электората от президента и конгрессменов, а также из неоднозначной позиции американцев по важнейшим вопросам внутренней политики 6.

В анализе причин возникновения разделенного правления в США необходимо учитывать моменты институционального характера, эволюции общественного сознания и электорального поведения. Не менее важным представляется изучение тенденций развития общества, причем не только кратковременного, но и долговременного характера, задающих ключевые параметры текущего политического процесса. Понимание феномена разделенного правления, ставшего определяющим в политической жизни США с конца 1960-х годов до начала XXI в., требует учета социально-экономических и культурно-политических изменений, произошедших в стране, связанных с переходом в стадию постиндустриального развития.

Концепция постиндустриализма, как "попытка обозначить перемены в социальной структуре" 7, осмыслить новые явления в американском социуме, сформулированная в работах Д. Белла, представляется весьма плодотворной при изучении послевоенных реалий Соединенных Штатов. Особенности экономического развития, когда на первый план выходят интеллектуальное производство, информация и знания, нашли обстоятельную характеристику в отечественной и зарубежной литературе 8. Подробнее остановимся на некоторых социально-политических следствиях модернизационных процессов, усиливших позиции республиканцев в послевоенном межпартийном соперничестве. Их можно отнести к немаловажным обстоятельствам перехода к разделенному правлению в условиях, когда демократы явно преобладали по числу граждан, идентифицировавших себя их сторонниками, и достаточно устойчиво контролировали основные уровни власти США с 1930-х до конца 1960-х годов 9.

Среди социально-политических результатов послевоенной модернизации производственной сферы Соединенных Штатов выделяется постепенное видоизменение политической карты страны, географическое перераспределение центров власти. На первый план выходили Запад и Юг, все более приобретавшие прореспубликанскую окраску. Здесь сосредоточились высокотехнологические отрасли производства, шел быстрый рост населения, расширялся контингент высокообразованного и материально благополучного избирателя. Нехватка высококвалифицированных специалистов вызвала сюда миграцию представителей верхних слоев среднего класса, тяготевших к республиканской партии, из продемократических старых индустриальных районов Северо-Востока и Среднего Запада. При этом с Юга шел отток афро-американцев и малоимущих представителей белой бедноты, надеявшихся найти работу в крупных городах Севера10. В начале 1980-х годов южный и западный регионы превзошли северный и северо-центральный по численности общего населения (119 млн. против 108 млн) 11.

С 1950 по 1990 г. Запад добавил 34 места в Капитолии. Представительство одной Калифорнии возросло на 22 конгрессмена. Аризона увеличила

стр. 43


свое присутствие в палате представителей на 4 человека, Колорадо и Вашингтон - на 2. Оказав поддержку республиканской партии на 9 президентских выборах из 10 с 1952 по 1988 г., Запад явно демонстрировал преобладание среди его населения республиканских симпатий 12.

"Основные приобретения" Юга в 1950 - 1990 гг. были связаны с Флоридой (15 мест) и Техасом (8 мест). Юг уже к началу 70-х годов XX в. перестал быть прежним "твердым" оплотом демократов, став "значительно более консервативным"13. Начиная с выборов 1968 г. в 5 из 6 президентских кампаниях южный регион отдал большинство своих голосов кандидатам-республиканцам. Р. Рейган в 1984 и 1988 гг. стабильно получал поддержку 60% южных избирателей14. Изменение партийного профиля Юга было связано и с другими обстоятельствами. В литературе, в частности, отмечались недовольство многих южан политикой демократической партии в расовом вопросе, усилением влияния афро-американцев в аппарате демократической партии в графствах "черного пояса" на глубоком Юге, склонность южан с высоким социальным положением переориентироваться на республиканцев, как партию более соответствующую им по защищаемым социокультурным и политическим ценностям15.

В результате происходивших перемен штаты "солнечного пояса", протянувшегося от Калифорнии до юго-восточного побережья, увеличили свое представительство в законодательном органе страны и число президентских выборщиков. Если в 1960 г. "снежный пояс" имел на 41 место больше в коллегии выборщиков, то уже к 1984 г. соотношение существенно менялось, с преимуществом "солнечного пояса" в 26 мест16.

Усилению позиций республиканцев в политической системе США способствовала трансформация социальной структуры американского социума в условиях модернизации экономической сферы. Этот процесс был вызван, в частности, ростом наукоемкого производства и снижением удельного веса устаревших отраслей, возникновением ряда принципиально новых профессий, связанных с развитием научно-технической революции (НТР) (операторы ЭВМ, программисты, специалисты в области генной инженерии, техники по обслуживанию роботов и др.). Следствием структурных изменений стало расширение непроизводственной сферы. По оценкам специалистов, на сектор услуг в 1955 - 1980 гг. приходилось 86,7% общего прироста занятости наемного несельскохозяйственного населения. В 1987 г. в этой сфере трудилось 35,7 млн. человек - на 15 млн. больше по сравнению с 1970 годом 17.

В отличие от периода индустриализации, создавшего широкий слой городского рабочего класса, около трети которого к 1950-м годам было организовано в профсоюзы, основной прирост рабочей силы во второй половине XX в. шел за счет "белых" и "серых воротничков" - работников "сервисного" сектора. Численность "белых воротничков" в начале 1980-х годов, составила 53,7% среди работающего населения, в то время как доля рабочих ("синих воротничков") снизилась до 29,7% 18. Реструктуризация экономики сыграла значимую роль в ослаблении профсоюзного движения, традиционно ориентированного на поддержку демократической партии и ставшего важнейшим элементом ее избирательной коалиции в годы Нового курса Ф. Д. Рузвельта. Членство в профсоюзах работников несельскохозяйственной сферы с середины 1950-х к концу 1980-х годов, сократилось с 31,8% до 16,4%. К началу 1990-х годов произошло значительное сокращение профсоюзов швейных и текстильных рабочих, механиков, сталелитейщиков 19. В развивающихся секторах экономики влияние тред-юнионов было наиболее слабым: свыше 85% "серых воротничков" к середине 1990-х годов находилось вне их рядов. Число "организованных" "белых воротничков" ко второй половине 1970-х годов составило около 17% 20.

Новые явления по своему воздействию на политический процесс не были однозначными. Исследователи, признавая прореспубликанскую предрасположенность более обеспеченных "белых воротничков", обращают внимание на почти равное число среди них республиканцев и демократов 21. При этом,

стр. 44


поведение электората зависит от многих составляющих, и чаще всего их комбинация обусловливает его партийный выбор. Тем не менее, имеющаяся политическая статистика обнаруживает достаточно устойчивые тенденции в голосовании данной группы избирателей. Результаты президентских кампаний, состоявшихся с 1952 по 1984 г., показывают, что позиции республиканской партии среди "белых воротничков", как и выделяемых американской статистикой "профессионалов", оказывались в целом более прочными по сравнению с демократической. Она получила поддержку данных категорий населения в ходе большинства выборов главы исполнительной власти. "Белые воротнички" проголосовали за республиканского кандидата в 7 из 9, а "профессионалы" - в 8 из 9 президентских кампаниях. Напротив, отмеченные тенденции в трансформации социально-классовой структуры общества и положения профсоюзов несли негативные моменты для демократической партии. К примеру, с 1950 по 1990 г. восточный регион, где степень поддержки демократов была выше по сравнению с Западом и Средним Западом, лишился 30 мест в палате представителей конгресса США. 12 из них пришлось на Нью-Йорк и 9 - на Пенсильванию, типичных промышленных штатах с сильным влиянием тред-юнионов 22.

Наряду со структурными изменениями в экономике, трансформация социальной структуры американского общества была тесно связана с повышением материальной обеспеченности населения. На данном моменте, остающемся недостаточно охарактеризованным в отечественной историографии, хотелось бы остановиться несколько подробнее. Достижение высокого жизненного стандарта для большинства американских граждан к последней трети XX в. можно отнести к одному из важнейших итогов модернизационных процессов, как в экономической, так и социально-политической сферах. Как признают американские авторы, Америка предвоенного периода являлась странной среднего класса - более в мечтах ее обитателей, чем в реальной жизни: до 60% семей оставалось бедными23. Пятидесятые-шестидесятые годы XX в. заняли особое место в подъеме материального благосостояния американцев. Сложившаяся в Соединенных Штатах после окончания второй мировой войны исключительно благоприятная экономическая конъюнктура для развития промышленного сектора, ведущие позиции, которые они заняли на мировом рынке, способствовали началу "27-летнего бума", продолжавшегося до 1973 года. Циклические спады производства в этот период нарушали, но кардинально не меняли общую картину 24.

Ежегодное повышение реальной заработной платы в отмеченный период достигало 2,5 - 3,0% 25. Соответственно, стабильно росли и доходы семей. К 1973 г. они увеличились почти в 2 раза по сравнению с 1950 г., достигнув 33 656 долларов, и этот уровень оставался непревзойденным до 1987 года. Не случайно, по опросам общественного мнения 1960-х годов, только около 20%, а в отдельные годы - менее 10% американцев называли экономику среди "наиболее важных проблем в жизни страны". Это был самый низкий показатель за 1948 - 1992 годы 26.

Наряду с динамично развивавшейся экономикой, обеспечивавшей спрос на рынке труда, фактором повышения уровня жизни американцев стал рост образованности населения - ответ на новые требования высокотехнологичного производства. НТР многократно подняла социальное значение и престиж образования. Стремительно увеличивалась доля выпускников высших учебных заведений. Число студентов с 1940 по 1976 г. возросло в 6,5 раз. Для рабочего становилось нормой наличие диплома об окончании общеобразовательной школы, что вызвало существенный рост лиц старше 25 лет, получивших среднее образование. Среди представителей "синих воротничков" выросла категория высококвалифицированных рабочих. С 1950 по 1973 г. число занятых на высокооплачиваемых работах в сфере управления, квалифицированных специалистов возросло с 12 до 29% 27. Исследователи признают, что в постиндустриальном обществе "впервые отчетливо проявилась связь между высоким уровнем образования и материальным достатком человека,

стр. 45


прежде остававшаяся весьма условной... Образование стало фактором, определяющим различие в уровне заработной платы"28. К примеру, разрыв между средним заработком работников-мужчин с образованием менее 9 классов и выпускников колледжа со степенью бакалавра и выше в 1998 г. составлял не менее 45 тыс. долларов 29.

Расширению границ среднего класса способствовала модернизация программ социальной помощи населению, предпринятая в 1960-е годы демократической администрации Л. Б. Джонсона, и их дальнейшая реализация республиканской администрацией Р. Никсона 30. В результате число граждан Америки, находившихся за чертой бедности, уменьшилось с 1959 по 1973 г. в два раза: с 22,4% до 11,1% 31. Несколько более справедливым стало распределение совокупного дохода. К 1970 г. на долю беднейших семей Америки приходилось 5,4% совокупного дохода - на 0,9% больше по сравнению с 1950 годом. В то же время доля наиболее состоятельной части американцев уменьшилась с 42,7% до 40,9%. Доля групп, находящихся в центре распределения дохода, составляла около 53 - 54% с 1950 по 1980 год 32.

Следствием отмеченных процессов стал существенный рост материальной обеспеченности (хотя и в разной степени) большинства категорий населения США за четверть века после окончания второй мировой войны. По данным К. Браун, к 1973 г. 79.0% семей высококвалифицированных специалистов и управляющих, 65% семей среднеоплачиваемых категорий работников и 53% низко квалифицированных рабочих являлись владельцами жилищ, транспортными средствами в данных группах владели, соответственно - 53%, 35% и 24%. Ожидание дальнейших перемен к лучшему, распространение "психологии благосостояния" стали характерными чертами общественного сознания в США на рубеже 60 - 70-х годов XX века 33.

Усиление отрицательных тенденций в американской экономике в 1970-е - начале 1980-х годов под воздействием обстоятельств внутреннего и внешнего характера неоднозначно повлияло на уровень жизни американцев. В американской историографии признается расхождение между номинальным повышением величины доходов и реальной покупательной способностью в этот период. Негативной чертой для 1980-х годов стало значительное возрастание разрыва между наиболее состоятельными и остальными группами населения США. По некоторым оценкам на верхний слой - 1% американских граждан - в восьмидесятые годы пришлось до 50 - 60% увеличения национального дохода. В одной из публикаций "U.S. News and Word Report" отмечалось, что "такого не видывал восточный деспотизм"34. За чертой бедности в 1990 г. оказалось 13,5%. Согласно официальной статистике, с 1970 по 1990 г. число семей, находившихся в центре распределения доходов и имевших от 15 до 75 тыс. долл. в год, сократилось на 8,6% 35.

Среднему классу стали не чужды проблемы, ранее ассоциировавшиеся с представителями малоимущих слоев населения - потеря работы, обращение к службам социальной помощи. Для многих менее доступными оказались качественные медицинские и образовательные услуги. Рост личных потребительских расходов снизился с 4,8% в 1984 г. до 1,9% - в 1989 году 36. Недовольство "среднего американца" ухудшением своего положения, ставшего особо ощутимым к началу 1990-х годов, было среди причин перехода контроля над Белым домом к демократической партии в 1992 году.

Социально-политические реалии 1980-х годов включали и тот факт, что многие граждане сумели поддержать достаточно высокий уровень материальной обеспеченности благодаря изменению привычного стиля жизни в новых экономических обстоятельствах. Особое значение имело закрепление проявившейся в 1950 - 1960-е годы динамики на рынке женского труда и изменение демографической ситуации. К концу 1980-х годов доля работавших замужних женщин увеличилась до 57,8% - почти на 26% больше по сравнению с 1960 г. и на 17,3% - с 1970 годом 37. В то же время понижались численность и размеры семей вследствие более позднего вступления молодых людей в брак и снижения рождаемости. За 20 лет - с середины 1960-х до

стр. 46


середины 1980-х годов - средний возраст вступавших в брак девушек и юношей увеличился примерно на 2,5 года 38. Наличие двух кормильцев в семье или ее отсутствие помогало удерживать прежние позиции.

Сложно утверждать, что отмеченные тенденции были вызваны исключительно "плохой экономикой". "Но каковы бы ни были причины, справедливо замечал Ф. Леви, их следствием стало поддержание роста потребления"39. Общий уровень потребительских расходов в неизменных долларах на душу населения увеличился с 9 752 долл. в 1973 г. до 13 029 долл. в 1989 году. Из них 46,3% тратилось на товары длительного и недлительного пользования 40. Не без спадов, но продолжалась тенденция как номинального, так и реального повышения доходов. На душу населения доход в постоянных долларах вырос к 1990 г. до 17 667 по сравнению с 12 346 - в 1970 году. В 1998 г. среднедушевой доход достиг 20 120 долларов41. В 1990 г. число домовладельцев среди семей средне- и высокооплачиваемой категории работников и старшей возрастной группы равнялось 63,9%. Возросла численность владельцев транспортных средств в США. К середине 1980-х годов 87,3% американских семей владели автомобилями, из них 51,7% - двумя и более. К концу века насчитывалось почти 90% домовладельцев с транспортом 42. Уже в 1974 г. практически 99% американских семей имели в своем распоряжении холодильники, 96,6% - телевизоры, из них 61,3% - цветные. В середине 1980-х гг. более трети семей обладали морозильными камерами, посудомоечными машинами и микроволновыми печами. В начале 1990-х годов микроволновые печи были в 81% американских семей, цветные телевизоры - в 95%, стиральные машины - в 75%, а посудомоечные - в 44% 43.

Нельзя не согласиться с мнением Э. Лэдца, что Соединенные Штаты достигли того состояния, "когда большинству людей не надо было беспокоиться о самых насущных экономических потребностях" 44. В середине 1990-х годов 71,6% американских семей принадлежало к средним и наиболее обеспеченным слоям населения - на 1,3% больше по сравнению с 1970 годом. Число семей с годовым доходом, превышающим 75 тыс. долл., возросло за четверть века в два раза, составив в 1995 г. 18,6% 45.

Повышение материального благосостояния американцев влияло на их социальное самоощущение и политическое поведение. Согласно самоидентификации, в начале 1990-х годов к среднему классу отнесло себя подавляющее большинство американских граждан: от 60% в группе с доходами от 15 тыс. до 30 тыс. долл., до 86%-91% - у остальных. К нему причислило себя даже 22% беднейших слоев населения, что признается данью сложившемуся в США социально-культурному контексту 46.

Среди существенных изменений, произошедших в социальной структуре американского социума вследствие рассмотренных процессов, особо отметим перемещение в ряды нижней категории среднего класса "синих воротничков". Уже к 1973 г. средний доход рабочих семей превысил доход среднестатистической американской семьи. Показательно, что в интервью газете "New York Times" в 1969 г. президент АФТ-КПП Дж. Мини использовал термины "средний класс" и "консервативный" при характеристике профсоюзного движения. Исследования показывают, что значительная часть рабочих в силу улучшения их материального положения стала чаще поддерживать республиканцев, которым в 1870-е - на рубеже 1980-х годов удалось заметно сократить разрыв с демократами в борьбе за данную группу избирателей 47.

Опросы общественного мнения и политическая статистика подтверждают, что по мере повышения уровня доходов и образованности растет склонность граждан идентифицировать себя как приверженцев республиканской партии или независимых избирателей. В начале 1950-х годов 54,2% респондентов с доходом менее 3 тыс. долл. в год назвали себя сторонниками демократической партии и только 26,5% - республиканской. В группе с доходами свыше 10 тыс. долл. в год данное соотношение, наоборот, составляло 15,6 и 48,4% 48.

В 1980-е годы наиболее стабильную поддержку (от 51 до 62% голосующих) демократам продолжала оказывать категория граждан с наименьшим

стр. 47


доходом - ниже 12 500 долларов в год. Она составляла всего 12% голосовавших в 1988 году. Переменный успех и близкие результаты имели партии в группе с ежегодным доходом от 12 500 до 25 тыс. (20% электората). В остальных группах, относящихся к более обеспеченным средним и верхним слоям населения, преимуществом от 52 до 69% располагали республиканцы. На них приходилось 64% голосовавших. Поддержка республиканской партии на выборах президента в 1980-е годы избирателями с годовым доходом выше 50 тыс. долл. не опускалась ниже 62%. Близкие результаты были получены и на промежуточных выборах в конгресс 1994 г., принесших победу республиканцам49.

В литературе отмечалось, что продвижение вверх по социальной лестнице оказывало воздействие и на "силы религиозной солидарности". В президентских кампаниях 1972, 1980, 1984 гг. большинство избирателей-католиков, традиционно поддерживавших демократическую партию, проголосовало за кандидата-республиканца, хотя о значительном преимуществе можно говорить только в отношении выборов 1984 года. Тогда Р. Рейган получил 61% голосов данной части электората, что объясняется также консервативностью взглядов католической общины 50. Большинство протестантов практически неизменно отдавало предпочтение республиканской партии.

В условиях достигнутого общественного благосостояния, под влиянием произошедших сдвигов в социальной структуре менялись приоритеты основной массы граждан. Опросы населения показывали, что в целом американский социум становился более консервативным. Если в 1973 г. 31% респондентов отнес себя к "либералам", то в 1990 г. таковых было 26%. В то же время число "консерваторов" возросло с 29% до 36% 51. Преобладание "консерваторов" над "либералами" сохраняется и в современных США 52. Взаимозависимость между идеологической и партийной самоидентификацией выражается в большей склонности "консерваторов" поддерживать республиканскую партию, а "либералов" - демократическую. Соответствующим образом обе партии воспринимаются и электоратом. Среди категории граждан, относящих себя к "умеренным" по своим идеологическим воззрениям, в двух президентских кампаниях из трех в восьмидесятые годы преимущество имели республиканцы и практически равное число голосов партии получили в 1988 году. Определенную консервативность настроений проявлял избиратель, идентифицировавший себя как "независимый". Он отдал предпочтение республиканской партии на 9 президентских выборах из 10, состоявшихся в 1952 - 1988 годах. Несколько большее число "консерваторов" в данной группе подтверждается и опросами общественного мнения: в 1992 г. их было 14% против 10%, отнесших себя к "либералам" 53.

Полагаем, что социально-экономические реалии американского социума постиндустриального типа усложняли положение демократов и создавали в целом ситуацию, более благоприятную для борьбы республиканцев за Белый дом. Обращает на себя внимание тенденция ослабления позиций демократической партии и усиления позиций республиканской на президентских выборах практически во всех регионах США в 1968 - 1992 гг. по сравнению с 1932 - 1964 годами. Число побед демократов в указанные промежутки времени сократилось в восточных штатах с 62 до 42, в штатах Среднего Запада с 56 до 16, на Западе - с 65 до 16 и на Юге - с 90 до 18. В то же время число побед республиканцев возросло в три раза на Юге, в два - на Западе, почти в полтора - на Среднем Западе 54. В литературе также было отмечено постепенное увеличение с середины 1970-х годов числа голосов, поданных за республиканских кандидатов и на выборах в конгресс: с 40,4% в 1974 г. до 48,7% в 1980 году 55.

В изменившемся социально-экономическом контексте складыванию разделенного правления способствовала серьезная модификация партийной системы, сложившейся в результате последней перегруппировки 1930-х годов 56, в том числе привычной до начала 1970-х модели электорального поведения избирателей. Оно становилось все менее предсказуемым вследствие уменьшения партийной лояльности американцев и роста числа независимо

стр. 48


голосующих, снижения значимости партийных организаций в проведении избирательных кампаний, возрастания отчужденности граждан от власти. Данные тенденции в развитии политического процесса в США второй половины XX в. были ранее достаточно подробно охарактеризованы в широком круге соответствующих публикаций зарубежных и отечественных авторов 57.

В оценке американской литературы, избиратель образца середины 1950-х годов "думал о политике в сравнительно простых и узких терминах", в целом был удовлетворен функционированием институтов политической системы, идентифицировал себя с одной из ведущих партий "скорее по привычке, чем вследствие рационального выбора". Большинство граждан было плохо информировано и затруднялось провести связь между соревнующимися партиями и политическими альтернативами 58. Устойчивость партийных предпочтений, передававшихся от родителей к детям, являлась доминирующей характеристикой электората.

К середине 1970-х годов избирательный процесс характеризовался уменьшением значения партийной самоидентификации. По сравнению с началом 1950-х годов число "твердых" сторонников демократов и республиканцев понизилось с 36% до 23% в 1978 году. Доля независимых голосующих в начале 1970-х годов превысила треть избирателей по сравнению с 23% в 1952 году. В 1990 г. она составила 35% 59.

Рост числа независимо голосующих или расширение сторонников республиканской партии был связан, согласно исследованиям американских авторов, не столько со старшими поколениями, сохранявшими свою партийную привязанность, сколько с молодыми избирателями, вступавшими в политику в конце 1960-х годов и постепенно заменявшими старшие возрастные группы электората. Именно молодые избиратели характеризовались большей независимостью во взглядах и отсутствием устойчивых предпочтений в пользу какой-либо партии 60.

Партийная лояльность во многом определяется периодом, когда избиратель вступал в активную политическую жизнь. К 1980-м годам старшей возрастной группой, принимавшей участие в выборах, являлось поколение "бурных тридцатых". Из него вышли наиболее стойкие приверженцы демократов. Позиции республиканцев были намного лучше среди тех, чья политическая активность началась в конце 1970-х - 1980-е годы, "для которых самым ярким сравнением является демократ Джимми Картер и республиканец Рональд Рейган". Только среди избирателей в возрасте от 18 до 29 лет с республиканцами идентифицировало себя в 1990 г. столько же, сколько с демократами - 33%. В остальных возрастных группах преимущество по партийной идентификации оставалось за демократами 61.

Возрастание степени образованности населения, его мобильности и информированности, характерные для послевоенного развития американского общества, справедливо относятся исследователями к социально-психологическим предпосылкам "эмансипации от партийного влияния путем индивидуализации избирательных решений" 62. Новые политические технологии выборов, возросшая роль телевидения в непосредственной коммуникации с избирателями повлияли на сосредоточении внимания граждан не на партиях, а на отдельных кандидатах. Немаловажное значение имела трансформация ценностей американской политической культуры: "представление о партийной лояльности в качестве почитаемой добродетели" уступило "место представлению о разумных и непредубежденных гражданах", голосующих за конкретное лицо, а не за партию63.

Рост самостоятельности в определении политического выбора может быть связан и с более критичным отношением граждан к власти. Опросы общественного мнения отражали разочарование в деятельности политиков, резкое падение доверия к правительству во второй половине 1960-х - 1970-е годы, связанное, прежде всего, с недовольством широких слоев населения США войной во Вьетнаме и потрясшим все общество Уотергейтским скандалом. "Уменьшение доверия к ряду ключевых политических институтов об-

стр. 49


щества" стало одной из наиболее важных составляющих эволюции общественного настроения в США в 1980-е годы. В начале 1990-х годов только 14% опрошенных считало, что правительству можно доверять в большинстве случаев. 54% полагало, что это можно делать "только иногда" 64.

Феномен "раздвоенного голосования" представляется вполне логичным следствием снижения партийных привязанностей и более критической оценки избирателями политических институтов. Свою роль могло сыграть и определенное сближение восприятия гражданами деятельности партий в условиях усиления в обществе в последней трети XX в. социально-политического консенсуса.

В послевоенной материально благополучной Америке постепенно происходило формирование партийно-политического пространства, свободного от острых идеологических столкновений и разногласий, столь же отчетливого разделения избирателей на партийные коалиции, как это было характерно для 1930-х-1940-х годов. По мнению известного американского социолога Д. Янкеловича, политический климат США отличало отсутствие ясного "идеологического наклона" в сторону консерватизма или либерализма. Избирательные платформы демократов и республиканцев строились вокруг определившегося во второй половине XX в. круга вопросов, а, как верно замечал Э. Лэдд, "конфликт по содержанию программы отличается от конфликта относительно того, должна ли она быть или нет". Не случайно в 1980 г. 70% американцев не усматривало разницы в их политических курсах 65.

Вместе с тем нельзя не отметить сложность вынесения однозначных суждений по данному вопросу. Анализ опросов службы Гэллапа 1950-х - начала 1990-х годов выявляет, прежде всего, амбивалентность идеологических ориентации американских граждан наряду с неустойчивостью их политических предпочтений 66. К примеру, нежелание большинства населения США отказываться от различного рода социальных программ, реально способствовавших улучшению материального положения, все более сочеталась в последней трети XX в. с критикой "большого правительства". Мнение, что "Вашингтон стал слишком могущественным" в 1978 г. поддержало 76% респондентов. При этом, по опросам 1981 г., 78% было убеждено, что государство обязано обеспечивать нуждающимся прожиточный минимум. В начале 1980-х 70% опрошенных выступало за сохранение программ социального обеспечения даже при условии увеличения налогов 67.

Двойственности политического сознания сопутствовали заметные колебания во взглядах американцев относительно того, какая из партий способна лучше обеспечить решение наиболее важных национальных проблем. До начала 1980-х годов определенное преимущество по вопросу об обеспечении экономического процветания оставалось за демократической партией. Во второй половине 1980-х годов лидерство в этой сфере захватили республиканцы, однако к кампании 1992 г. ситуация снова поменялась в пользу демократов. Изменчивостью отличалось мнение американских граждан и относительно того, какая партия лучше обеспечит мир 68.

В 1980-е годы республиканцы в целом повели в рейтинге как партия, которая лучше справится с наиболее важной проблемой, стоящей перед страной. Разница с демократами, правда, была не столь значительной и составляла незадолго до президентских выборов от 2 до 5% 69.

Отмеченная неоднозначность партийно-политических предпочтений создавала одну из основ разделенного правления, являвшегося наилучшим свидетельством отсутствия ведущей в политическом процессе партии. В послевоенной Америке происходило усиление умеренно-консервативных, прореспубликанских настроений, но отнюдь не складывание "республиканского большинства", активно обсуждавшегося в американской историографии в конце 1960-х - 1980-е годы 70.

Выборы в высший законодательный орган убедительно показывали, что во второй половине XX в. страна в значительной степени оставалась ориентированной на демократическую партию. Демократы стабильно сохраняли

стр. 50


преимущество по самоидентификации в большинстве выделяемых политической статистикой социальных и региональных групп. В 1990 г. число американцев, отнесших себя к сторонникам демократической партии, составляло 39% по сравнению с 25 - 31%, идентифицировавшими себя республиканцами 71. Наличие серьезных проблем в жизни американского общества, в том числе поразительная диспропорция в распределении доходов, сохраняющийся имущественный разрыв между бедными и богатыми, недостаточность социальной защищенности многих категорий граждан, включая представителей средних слоев, рост стоимости медицинских услуг и высшего образования делает привлекательной либеральную альтернативу в их решении. Это обеспечивало устойчивость "демократического пространства".

Со второй половины 1950-х годов до начала 1990-х годов от 51 до 66% зарегистрированных избирателей считало, что будет лучше, если в их избирательном округе на выборах в конгресс победит демократ 72. Представителям демократической партии в Капитолии в 1980-е - начале 1990-х годов отдавали предпочтение все возрастные группы, более половины женщин и мужчин, подавляющее большинство афро-американцев и испаноязычного населения, большая часть католиков. За демократов голосовало более 60% членов профсоюзов и семей с членами профсоюзов, большинство сторонников умеренных идеологических воззрений и до 54% независимых избирателей. Белое население США к концу 1980-х годов на выборах в конгресс разделилось между партиями поровну. Неизменно большую поддержку республиканцы имели только у избирателей с годовым доходом свыше 50 тыс. долларов 73.

Исследование Д. Баумера и Г. Голда показывает, что восьмилетнее правление консервативной республиканской администрации в 1980-е годы, способствовало укреплению в массовом сознании населения США традиционных представлений о партиях. Согласно опросам, около 74% респондентов в 1992 г. назвали не менее одного отличия, характерного для одной из них, по сравнению с 55% - в 1976 году74. На исходе XX в. республиканцы сохраняли образ консервативной партии, защищающей интересы "большого бизнеса" и обеспеченных граждан, принадлежащих к высшим слоям общества, выступающей против государственного вмешательства в экономику и оказания широкого социального вспомоществования бедным слоям. В начале 1990-х годов более 70% респондентов полагали, что республиканцы "лучше всего служат интересам богатых людей".

Демократическая партия продолжала восприниматься как более либеральная, учитывающая в своей деятельности чаяния "простых людей" и бедных слоев населения. В 1991 г. с этим было согласно 68% респондентов. С ней ассоциировали проведение политики государственного вмешательства в экономику, поддержки программ социальной помощи гражданам. Показательно, что американцы оказывали предпочтение демократической партии в решении тех проблем внутренней политики, которые более ассоциировались с деятельностью конгресса: бедность (57%), безработица (49%), здравоохранение (54%), расовые взаимоотношения (47%), охрана окружающей среды (47%).

Республиканская партия имела более высокий рейтинг в решении задач внешней (62%) и оборонной (57%) политики, то есть в сферах, где особая роль отводится исполнительной власти. В 1991 г. ею также было получено некоторое преимущество перед демократами в вопросах экономики (45%) и борьбы с бюджетным дефицитом (42%), однако оно не было устойчивым 75.

Данные опросы подтверждают мнение Г. Джекобсона о влиянии институциональных ожиданий и образов партий на электоральное поведение населения, объясняя постоянство контроля демократами законодательного органа страны на большем протяжении второй половины XX века.

Феномен разделенного правления свидетельствует также, что политический курс как республиканцев, так и демократов не удовлетворяет полностью столь неоднородное по социокультурным и политическим характерис-

стр. 51


тикам американское общество. Согласно опросам, до 54% респондентов во второй половине 1980-х годов считало, что будет лучше разделить контроль над Белым Домом и Капитолием между разными партиями, "чтобы ни одна из них не зашла слишком далеко". В октябре 1990 г. с этим было согласно 67% граждан 76. Общественное сознание американцев все более склонялось к признанию разделенного правления как допустимого варианта функционирования институтов власти, способствующего балансу в системе государственного управления.

В этом плане получение республиканцами контроля над конгрессом в 1994 г. может быть воспринято как реакция избирателей на победу демократа Б. Клинтона на президентских выборах 1992 г., тем более что сложившаяся во второй половине 1990-х годов новая модель разделенного партийного контроля не опровергает сформулированный ранее вывод об определенном поправении США. Исследования американских авторов показывают, что при сохранении в целом дуализма ценностных установок, более критичным стало отношение населения страны к роли государства в решении социально-экономических проблем - вопросу, традиционно служившему принципиальным водоразделом между партиями. Если в 1988 г. 74% респондентов было согласно с тем, что ответственностью правительства является забота о тех, кто сам не может позаботиться о себе, то в 1990 г. последнее утверждение поддержало 67%, а в 1994 г. - только 57%.

По опросу 1994 г. 74% считало, что действия, предпринятые федеральным правительством за последнее двадцатилетие по предоставлению возможности неимущему продвинуться по социальной лестнице благодаря усердной работе, только ухудшили ситуацию. 68% придерживалось мнения, что правительство "делает слишком много вещей, которые лучше оставить бизнесу и отдельным гражданам".

Особенно примечательным стало то, что значительно меньше респондентов по сравнению с 1990 г. согласилось с идеей увеличения федеральных расходов на социальное страхование, здравоохранение, защиту окружающей среды 77. Соответственно, в американском социуме усилилось негативное восприятие политики демократической партии. В начале 1990-х годов 61% американцев находило, что демократическая партия "слишком полагается на повышение налогов и увеличение государственных расходов". 34% опрошенных в 1991 г. предпочитало, чтобы "в ближайшие годы... демократическая партия и ее кандидаты двигались в более консервативном направлении" и только 20% - в "более либеральном" 78.

В 1991 г. впервые после Уотергейтского скандала "благоприятное мнение" о республиканцах высказало большее число американцев (69%), чем о демократах (63%). Этот показатель оценивался аналитиками как весьма существенное "падение" образа демократической партии в общественном сознании, поскольку в 1981 г. о ее положительном восприятии заявляло 75% респондентов 79.

Подобные настроения служат немаловажным объяснением успеха республиканцев на промежуточных выборах в Капитолий в 1994 году. Накануне их проведения 54% американцев заявило, что республиканская партия представляет их ценности. По сравнению с кампанией 1990 г. республиканцы набрали почти на 9 млн. голосов больше в четырех основных географических регионах США, а поддержка демократической партии снизилась более чем на 700 тыс. избирателей 80.

Отвечая в заключение на вопрос о причинах повторяющегося складывания разделенного правления в США в последней трети XX в., еще раз подчеркнем, что здесь сыграла свою роль комбинация социоэкономических и культурно-политических факторов, тесно связанная с процессами модернизации американского общества.

В настоящий момент республиканская партия сохраняет контроль над обеими ветвями власти, однако реальное политическое пространство, характеризующееся культурной раздробленностью и политической фрагментарно-

стр. 52


стью, ростом расово-этнической разнородности и социально-культурных конфликтов81, представляется открытым к изменениям. Президентские кампании начала 2000-х годов, принесшие победу республиканцам, показывают, что ряд значимых в процентном отношении категорий избирателей продолжает отдавать предпочтение демократической партии. К ним относится большинство "не белого" населения США (23% электората), включая почти 90% афро-американцев, женщины (54% электората), менее обеспеченные слои с ежегодным доходом до 30 тыс. долл. (23% электората) - группы, наиболее заинтересованные в развитии государственных программ социальной помощи, доступных систем здравоохранения и образования. Сохраняется в целом традиционная приверженность демократической партии семей с членами профсоюзов (24% электората). За нее голосует более 70% избирателей, принадлежащих к нехристианским конфессиям (10% электората). Разница между партиями в поддержке католиков (27% электората) в 2004 г. составила всего 5% в пользу республиканцев 82.

Аналитики отмечают возросший уровень поляризации между голосующими в зависимости от уровня доходов 83. Изменения в положении среднего класса под влиянием экономической конъюнктуры, особенно в группе с годовым доходом от 30 до 50 тыс. долларов (22% электората), ошибка правящей партии в сфере внешней политики, обострение вопроса о положении этнических групп способны серьезно повлиять на результаты межпартийной борьбы. Особенностью современного электорального процесса в США стало почти равное разделение американского социума между республиканцами и демократами, что обостряет соперничество между этими партиями. В существующих реалиях возможный политический выбор американцев не исключает возвращения к новой ситуации разделенного правления.

Примечания

1. См., в частности: ЛЕБЕДЕВ В. И. Снова проблема разделенного правления. - США: экономика, политика, идеология, 1973, N 2; МИШИН А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М. 1984, с. 93; Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. Ч. 2: 1918 - 1988. М. 1989, с. 121 - 122, 126, 185 - 186, 195, 248; САВЕЛЬЕВ В. А. Капитолий США: прошлое и настоящее. М. 1989, с. 142; Конфликт и консенсус в американском обществе: теория и практика. М. 2004; ПЕЧАТНОВ В. О. После выборов: итоги и прогнозы. - США: экономика, политика, идеология. 1997, N 2, с. 28 - 29; ЖУРАВЛЕВА В. Ю. Президент vs. Конгресс: перетягивание "каната власти". - США, Канада: экономика, политика, культура, 2005, N 10 и др.

2. К наиболее значимым относятся: SUNDQUIST J. Needed: A Political Theory for the New Era of Coalition Government in the United States. - Political Science Quarterly, 1988, vol. 103, N 4; LADD E. C. Like Waiting for Godot: The Uselessness of Realignment for Understanding Change in Contemporary American Politics. - Polity, Spring 1990, vol. XXII, N 3; JACOBSON G. The Electoral Origins of the Divided Government: Competition in U.S. House Elections, 1946 - 1988. Boulder. 1990; Symposium: Divided Government and the Politics of Constitutional Reform. - Political Science and Politics, December 1991, vol. XXIV, N 4, p. 634 - 657; MAYHEW D. Divided We Govern: Party Control, Lawmaking and Investigations, 1946 - 1990. New Haven. 1991; The Politics of Divided Government. Boulder, San Francisco, Oxford. 1991; KELLY S. Divided We Govern? A Reassessment. - Polity, Spring 1993, vol. XXV, N 3; ALESINA A., ROSENTHAL H. Partisan Politics, Divided Government, and the Economy. Lnd., N. Y. 1995; FIORINA M. Divided Government. Boston. 1996.

3. БЬЮЭЛЛ Э. Архаичны, но адаптивны. О политических партиях США. (Сверяясь с "классическими" оценками). - Полис, 1996, N 3, с. 104.

4. Vital Statistics on American Politics. Washington D.C. 1992, p. 139, 146, 147.

5. Об историографии разделенного правления см. подробнее: Американское общество на пороге XXI в.: итоги, проблемы, перспективы. М. 1996, с. 30 - 32; McKAY D. Review Article: Divided and Governed? Recent Research on Divided Government in the United States. - British Journal of Political Science, Oct. 1994, vol. 24, pt. 4, p. 517 - 534; FIORINA M. Divided Government, ch. 4, 5, 10; PRINCE D. Divided Government, Legislative Professionalism and the Veto in the American States. University of Kentucky, Department of Political Science. 2001, p. 1 - 5.

6. JACOBSON G. The Electoral Origins of the Divided Government, p. 106 - 109.

стр. 53


7. БЕЛЛ Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. 1999, с. 155.

8. Об особенностях экономического развития США в послевоенный период см. подробнее: ХАНСЕН ЭЛВИН X. Послевоенная экономика США. М. 1966; ИВАНОВА З. П. Научно-техническая революция в США. М. 1971; ДАЛИН С. А. США: послевоенный государственно-монополистический капитализм. М. 1972; ЭСТОЛЛ Р. География США. М. 1977; Проблемы и противоречия американской экономики. М. 1978.; Экономика США. М. 1979; Капитализм 80-х годов. М. 1985; Экономический цикл в США, 70-е - начало 80-х годов. М. 1985; Американский капитализм в 80-е годы. М. 1986. Разделы 3, 4; История США. Т. 4. М. 1987, с. 388 - 394; ВОЛКОВ Н. В. Структурные сдвиги в экономике США в 70-х - 80-х годах. М. 1989; Постиндустриальное развитие капиталистических стран. М. 1993, с. 23 - 24; ИНОЗЕМЦЕВ В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. 2000, с. 54 - 61, 66, 81 - 83, 95; LADD E. The American Polity: The People and Their Government. N.Y., Lnd. 1985, p. 41 - 45 и др.

9. Число сторонников демократической партии в 1952 - 1982 гг. не опускалось ниже 40% по сравнению с 21 - 30% у республиканцев. - Vital Statistics on American Politics, p. 158.

10. БОРЩЕВСКАЯ Е. Я. Электоральная стратегия республиканской партии США в 70-е - начале 80-х годов. - Проблемы американистики. Вып. 4. М. 1986, с. 65; ЭСТОЛЛ Р. География США, с. 28, 29, 40. О миграционных процессах см. также: Экономика США, с. 100 - 101; PHILLIPS К. The Emerging Republican Majority. N.Y. 1969, p. 396.

11. См. подробнее: America in Perspective. Boston. 1986, p. 41 - 45.

12. Рассчитано по: Vital Statistics on American Politics, p. 106, 197 - 199.

13. Если в первой половине 1950-х годов 73% южан идентифицировали себя как демократы, то к началу 1970-х годов число их сторонников сократилось здесь до 44%. - NIE N., VERBA S., PETROCIK J. The Changing American Voter. Cambridge, Mass, and Lnd. 1976, p. 221 - 222, 253, Figure 13.5.

14. 63% - в 1984 г. и 60% - в 1988 г. - Vital Statistics on American Politics, p. 106.

15. KLEPPNER P. Who Voted: The Dynamics of Electoral Turnout, 1870 - 1980. N.Y. 1982, p. 114; PHILLIPS K. The Emerging Republican Majority, p. 287 - 289; RAE N. The Democrats' "Southern Problem" in Presidential Politics. - Presidential Studies Quarterly. Winter 1992, vol. XXII, N 1, p. 137 - 138.

16. SCAMMON R., WATTENBERG B. Is it the End of an Era? - Public Opinion. 1980. October/ November, vol. 3, N 5, p. 8.

17. Американский капитализм в 80-е годы, с. 179, 182; Statistical Abstract of the United States. 1989. Wash., D.C. 1989, p. 391.

18. Американский капитализм в 80-е годы, с. 183.

19. Vital Statistic on American Politics, p. 190; Statistical Abstract of the United States. 1978. Wash., D.C. 1978 p. 431; 1989, p. 415; 1995, p. 443.

20. Statistical Abstract of the United States. 1995, p. 445; 1978, p. 430.

21. FLANIGAN W. and ZINGALE N. Political Behavior of the American Electorate. Washington. 1994, p. 92.

22. Просчитано по: Vital Statistic on American Politics, p. 105, 197 - 199.

23. PHILLIPS K. Boiling Point. Republican, Democrats and the Decline of Middle-Class Prosperity. N. Y. 1993, p. 14 - 15.

24. В. В. Согрин отмечает, что в послевоенный период падение производства в США за исключением 1945 - 1947 гг. ни разу не превышало одного года, а в количественном выражении было мизерным. - СОГРИН В. В. Политическая история США. XVII-XX в. М. 2001, с. 225 - 226.

25. См.: BROWN C. American Standards of Living. 1918 - 1988. Oxford U.K., Cambridge U.S.A. 1994, p. 268; LEVY F. The Vanishing Middle Class and Related Issues: A Review of Living Standards in the 1970s and 1980s. - Political Science. Summer 1987, vol. XX, Number 3, p. 651.

26. См.: Vital Statistics on American Politics, p. 165, 373 - 374.

27. Statistical Abstract of the United States. 1978, p. 135; LADD E.C. The American Polity, p. 23; BROWN C Op. cit., p. 269, 277.

28. ИНОЗЕМЦЕВ В. П. Современное постиндустриальное общество, с. 95.

29. Statistical Abstract of the United States. 2000, p. 474.

30. Исторический опыт Америки: взгляд российских и американских историков. М. 2005, с. 166.

31. Statistical Abstract of the United States. 1978, p. 465.

32. В 1941 г. данный показатель равнялся 47,1%. - DYE Th. Politics in America. Upper Saddle River, N. J. 1999, p. 35.

33. BROWN C Op.cit., p. 270, 274; ЗАМОШКИН Ю. А. Личность в современной Америке: опыт анализа ценностных и политических ориентации. М. 1980, с. 207; его же. Вызовы цивилизации и опыт США. М. 1991, с. 200.

34. GERGEN D. Winning the World's Biggest Race. - U.S. News and World Report, 1992, April 6, p. 35.

стр. 54


35. К этой категории в 1990 г. относилось 68,3% семей. Рассчитано по: Statistical Abstract of the United States. 1997, p. 469; 2000, p. 475.

36. Economic Report of the President. Transmitted to the Congress January 1993. Washington D.C. 1993, p. 354. Об изменениях в положении американского среднего класса см. подробнее: PHILLIPS К. Boiling Point, ch. 6, 7.

37. Рассчитано по: Statistical Abstract of the United States. 1997, p. 403.

38. См.: CHERLIN A. Women and the Family. - The American Woman. 1987 - 1988. A Report in Depth. N. Y., Lnd. 1987, p. 72; LEVY F. Op. cit., p. 654 - 655; ЭВАНС С. Рожденная для свободы. История американских женщин. М. 1993, с. 306.

39. LEVY F. Op. cit., p. 654.

40. В долларах 1987 г. Это было примерно на 3% меньше, чем в 1973 г. Рассчитано по: Economic Report of the President. Washington. 1993, p. 355.

41. В долларах 1987 г. - Statistical Abstract of the United States. 1999, p. 482; 2000, p. 474.

42. Statistical Abstract of the United States. 1978, p. 474; 1989, p. 709; 1999, p. 731; 2002, p. 864; BROWN С Op. cit., p. 270, 367.

43. Statistical Abstract of the United States. 1978, p.474; 1989, p. 709; 1995, p. 857.

44. LADD E. The American Polity, p. 30.

45. Рассчитано по: Statistical Abstract of the United States. 1997, p. 469.

46. DYE Th. Op. cit, p. 38; PHILLIPS K. Boiling Point, p. 27.

47. LADD E. The American Polity, p. 36; БОРЩЕВСКАЯ Е. Я. Ук. соч., с. 51 - 58.

48. См. подробнее: LADD E. C. American Political Parties. N.Y. 1970, p. 238.

49. Vital Statistics on American Politics, p. 108; LADD E. The 1994 Congressional Elections: The Postindustrial Realignment Continues - Political Science Quarterly. 1995, vol. 110, N 1, p. 22.

50. Vital Statistics on American Politics, p. 106. Об изменениях в религиозном компоненте электоральной базы ведущих партий см. подробнее: NIE N., VERBA S., PETROCIK Т. Op. cit., р. 211 - 242; FLANIGANW. and ZINGALE N. Op. cit., р. 91 - 97; БОРЩЕВСКАЯ Е. Я. Ук. соч., с. 58 - 59, 62.

51. Просчитано по: Vital Statistics on American Politics, p. 162. Об усилении консервативных настроений в США см. подробнее: США: консервативная волна. М. 1984; МЕЛЬВИЛЬ А. Ю. США - сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США 80-х годов. М. 1986.

52. По ноябрьскому опросу 2004 г., соотношение между "консерваторами" и "либералами" составило 34% против 21%. 45% отнесло себя к "умеренным". - ABRAMSON P., ALDRICH J., ROHDE D. The 2004 Presidential Election: The Emergence of a Permanent Majority? - Political Science Quarterly, Spring 2005, vol. 120, N 1, p. 49.

53. Vital Statistics on American Politics, p. 106, 108; FLANIGAN W. and ZINGALE N. Op. cit., p. 133.

54. Просчитано по: Presidential Elections (1789 - 1992). Washington, 1995, p. 78.

55. LIPSET S. Party Coalitions and the 1980 Election. - Party Coalitions in the 1980-s. San Francisco. 1981, p. 20.

56. О партийной перегруппировке в годы Нового курса см., в частности: МАНЫКИН А. С. "Эра демократов": партийная перегруппировка в США (1933 - 1952). М. 1990, гл. I, II.

57. См.: NIE N., VERBA S., PETROCIK J. Op. cit., ch. 4, 13; The Evolution of the American Electoral System. Westport. 1981; GRAIG S. The Declain of Partisanship in the United States: A Reexamination of Neutrality Hypothesic. - Political Behavior. 1985. Bl. 7, N 1; WATTENBERG M. The Decline of American Political Parties, 1952 - 1994. Cambridge. 1996, ch.l-3; FLANIGAN W. and ZINGALE N. Op. cit., ch. 2, 3, 4, 8; ПЕЧАТНОВ B.O. Демократическая партия США: избиратели и политика. М. 1980, с. 188 - 189 и др.

58. NIE N., VERBAS, PETROCIK J. Op. cit., p. 14, 18 - 19, 29, 32, 35 - 36; KLEPPNER P. Op. cit., p. 20.

59. Просчитано по: Vital Statistics on American Politics, p. 158.

60. NIE N., VERBAS, PETROCIK J. Op. cit., p. 60 - 61, 64 - 65; FLANIGAN W. and ZINGALE N. Op. cit, p. 87 - 88.

61. LADD E.C. Like Waiting for Godot, p. 523. Vital Statistics on American Politics, p. 161.

62. ПЕЧАТНОВ В. О. Некоторые новые тенденции функционирования двухпартийной системы в 70-х - начале 80-х годов. - Проблемы американистики. Вып. 2. М. 1983, с. 80.

63. БЬЮЭЛЛ Э. Ук. соч., с. 105.

64. George Gallup Jr. The Gallup Poll Monthly Celebrated Its Twenty-Fifth Anniversary. - The Gallup Poll Monthly. September 1990, N 300, p. 2; September 1992, N 324, p. 7.

65. YANKELOVICH D. The New Materials of American Politics. - Public Opinion, November/ December 1987, vol. 10, N 4, p. 5; LADD E. American Political Parties. N. Y. 1970, p. 210; Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. Ч. 2, с. 220. См. также: CRAIG S. Op. cit., p. 68 - 69.

66. Об эволюции общественного сознания в США в послевоенный период см. также: LADD, Jr. E., LIPSET S. Anatomy of a Decade. - Public Opinion. 1980. December/January, vol. 3, N I, p. 3-

стр. 55


4; ГАДЖИЕВ К. С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. 50 - 70-е годы. М. 1982, гл. И; ЗАМОШКИН Ю. А. Вызовы цивилизации и опыт США, гл. Ш, IV.

67. SCAMMON R., WATTENBERG B. Op. cit. P. 3; МЕЛЬВИЛЬ А. Ю. Ук. соч., с.152, 154.

68. По опросам, состоявшимся незадолго до президентских выборов. См.: The Gallup Report. October 1988. Report N 277, p. 5; The Gallup Poll Monthly. September 1990, p. 32; October 1992, N 325, p. 27.

69. Рассчитано по: The Gallup Report. October 1988. Report N 277, p. 8

70. См.: PHILLIPS K. The Emerging Republican Majority - Party Coalitions in the 1980-s, p. 405- 413, 235 - 266.

71. См.: Vital Statistics on American Politics, p. 158,161; LADD E.C. The Shifting Party Coalitions - from the 1930s to the 1970s. - Party Coalitions in the 1980-s, p. 133 - 134.

72. The Gallup Poll Monthly. September 1990, N 300, p. 33.

73. См.: Vital Statistics on American Politics, p. 109 - 110.

74. BAUMER D.C., GOLD H.J. Party Images and the American Electorate. - American Politics Quarterly. January 1995, vol. 23, N 1, p. 34, 36, 51. Данная тенденция была характерна, прежде всего, для более образованных граждан, следящих за политикой и считающих себя приверженцами одной из партий.

75. The Gallup Poll. Public Opinion. 1991. Wilmington. 1992, p. 198, 199.

76. FIORINA M. Divided Government, p. 136.

77. Разница составляла от 17 до 31%. - LADD E. The 1994 Congressional Elections, p. 12, 13, 14.

78. The Gallup Poll Monthly. May 1991, N 308, p. 2.

79. The Gallup Poll. Public Opinion. 1991, p. 197, 198, 199.

80. The Gallup Poll Monthly. December 1994, N 351, p. 14; COOK R. Rare Combination of Forces May Make History of' 94. - Congressional Quarterly Weekly Report. April 15, 1995, vol. 53, N 15, p. 1077.

81. См.: АНТОНОВА Л. А. Кампания-92 - прообраз выборов XXI в. - США: экономика, политика, идеология. 1993. N 2, с. 9; ПЕЧАТНОВ В. О. Выборы-96: финишная прямая. - США: экономика, политика, идеология. 1996, N 10, с. 45; его же. После выборов..., с. 22; его же. Партии и выборы в 1990-х годах - Политическая система США: Актуальные измерения. М. 2000, с. 51 - 53.

82. ABRAMSON P., ALDRICH J., ROHDE D. Op.cit., p. 46; РОГОВ СМ. Вторая администрация Джорджа Буша-младшего. - США: экономика, политика, культура. 2006, N 2, с. 4.

83. STONECASH J, MARIANI M. Republican Gains in the House in the 1994 Elections: Class Polarization in American Politics. - Political Science Quarterly, Vol. 115, N 1, 2000, p. 93 - 111; ABRAMSON P., ALDRICH J., ROHDE D. Op. cit., p. 45.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РАЗДЕЛЕННОЕ-ПРАВЛЕНИЕ-В-ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ-ОБЩЕСТВЕ-США

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. К. ЛАПШИНА, РАЗДЕЛЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ США // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.02.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РАЗДЕЛЕННОЕ-ПРАВЛЕНИЕ-В-ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ-ОБЩЕСТВЕ-США (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. К. ЛАПШИНА:

И. К. ЛАПШИНА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
273 просмотров рейтинг
08.02.2021 (1166 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
11 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РАЗДЕЛЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ США
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android