Libmonster ID: RU-18394
Автор(ы) публикации: П. СЕРГЕЕВ

О "БЕДНОМ" ЧЕБОЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО... или трудная жизнь южнокорейских олигархов

Согласно "рецептам-рекомендациям" МВФ, выданным в "пакете" с обширной финансовой поддержкой РК, для оздоровления южнокорейской экономики в посткризисный период следовало также добиваться сдержанных темпов экономического роста на фоне высоких значений процентной ставки, ограничения расходных статей бюджета и сокращения дефицита платежного баланса по текущим операциям. Реализация этих мер могла реально способствовать восстановлению доверия иностранных инвесторов к местному корейскому бизнесу. Кроме того, эксперты фонда настаивали на реструктуризации финансового и индустриального секторов южнокорейской экономики (включая ликвидацию всех проблемных компаний), совершенствовании бухгалтерской отчетности и местного законодательства.

Наконец, заокеанские "советники" предлагали устранить дискриминационные барьеры в сфере бизнеса, в том числе добиваясь полного открытия экономики РК для предпринимателей из-за рубежа, ликвидации субсидирования торговых операций и повышения мобильности национального рынка труда.

Новое руководство РК сумело во многом пойти навстречу рекомендациям экспертов фонда.

П. СЕРГЕЕВ, кандидат экономических наук

Результатом предпринятых новой южнокорейской администрацией шагов по реформированию национальной экономики в 1999-2000 годах явилось достижение неплохих показателей развития. Так, по оценке "The Korea Economic Daily" [1], темпы экономического роста РК в 1999 году составили почти 10 процентов, положительное сальдо баланса по текущим операциям увеличилось до 25 миллиардов долларов, инфляция оказалась умеренной, а рынок ценных бумаг "вырос" до предкризисного уровня.

Благодаря столь стремительному "взлету" удалось смягчить ситуацию на рынке труда. На фоне некоторого снижения уровня оплаты труда (что, кстати, в немалой степени содействовало состоявшемуся экономическому "прорыву") все же наметилось резкое сокращение безработицы - с 8,6 процента, когда незанятыми оставалось почти 1,8 миллиона человек, до нынешних 3,5 процента.

По оценке профессора Ли Пиль Санга [2], объем накопленных РК с начала 60-х годов иностранных частных прямых инвестиций ныне составляет примерно 15 миллиардов долларов, а сумма всех прочих капиталовложений из-за рубежа достигает 60 миллиардов долларов. Столь мощный приток капитальных ресурсов в РК из-за границы содействовал увеличению золотовалютных резервов страны до 90 миллиардов долларов.

Справедливости ради стоит отметить, что вышеназванные "прорывы" были достигнуты не столько из-за радикальных положительных сдвигов во внутрихозяйственной си-


Окончание. Начало см. "Азия и Африка сегодня", 2001, N 2.

стр. 24


туации в стране, сколько за счет весьма благоприятной для Республики Корея конъюнктуры на внешнем рынке и оказания ей массированной финансовой поддержки со стороны Запада.

Вероятной целью осуществляемых мероприятий является восстановление позиций Республики Корея в современном мировом хозяйстве, поскольку под ударами кризиса многое из достигнутого ранее оказалось не слишком надежным.

ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ, ИЛИ КАК РЕФОРМИРОВАТЬ "ЧЕБОЛИ"

Важной составляющей проводимого администрацией Ким Дэ Чжуна экономического курса стало также реформирование ведущих ФПГ страны. При этом выдвигалась задача установления на рынке "справедливых правил игры", когда все субъекты бизнеса обладают примерно равными возможностями в "честной" конкурентной борьбе.

Таблица

Направления реформирования ведущих ФПГ РК

ФПГ

Важнейшие сферы деятельности (отрасли промышленности)

Число фирм в составе ФПГ, 1998 г.

Число фирм в составе ФПГ, 2002 г.

Соотношение задолженности и акционерного капитала на конец 1998 г., в процентах

Hyundai (Хендэ)

Автомобилестроение

Строительство

Электронная

Тяжелое машиностроение

Химическая

Финансы

63

32

342

Samsung (Самсон)

Электронная

Финансы

Торговля

66

40

256

LG (ЭлДжи)

Химическая

Электронная

Связь

Услуги

Финансы

53

32

364

SK (ЭсКей)

Химическая

Строительство

Обработка информации

Связь

Сбытовая деятельность

Финансы

42

22

377

Составлено по: Бюллетень иностранной коммерческой информации, 1999 г., N 24.

Прежде всего, реформирование "чеболей" было ориентировано на их разукрупнение, достижение более безопасного соотношения имеющейся у той или иной корпорации "фирменной" задолженности и ее

акционерного капитала, осуществление серьезных изменений в кадровом составе и стиле работы южнокорейского топ-менеджмента.

Первоначально речь шла о решении проблем так называемой "большой пятерки" крупнейших конгломератов РК - "Hyundai", "Samsung", "Daewoo", "LG" и "SK". Однако события последнего времени вывели из числа "избранных" практически "развалившуюся", по весьма меткому определению профессора Сеульского университета Канг Чхоль Кю [3], группу "Daewoo".

Новая администрация Республики Корея сформулировала пять основных принципов проведения реформы отечественных ФПГ. Так, планировалось обеспечить:

сосредоточение деятельности "чеболей" на ключевых для них сферах бизнеса; оптимизацию структуры их капитала; ликвидацию системы перекрестного финансирования филиалов группы и гарантий по получаемым ими кредитам;

совершенствование практики менеджмента и повышения его "прозрачности". По замыслу авторов реформы, эти меры должны были способствовать перспективному превращению южнокорейских "чеболей" в компании, способные участвовать в "глобальной конкурентной борьбе".

Позднее руководство РК дополнило принятую схему еще тремя пунктами: ограничение непрямого перекрестного участия; предотвращение направленных на снижение конкуренции внутригрупповых трансакций и незаконного внутрифирменного обмена, а также уклонения от налогов на наследование и дарение. Эта сформировавшаяся за последние два с половиной года концепция правительства по реформированию "чеболей" получила название "пять плюс три".

Ныне южнокорейская администрация продолжает концентрировать свои усилия на реструктурировании наиболее мощных отечественных ФПГ, добиваясь не только отделения "непрофильных" филиалов, но и сосредоточения деятельности оставшихся структур на важнейших направлениях. В итоге ожидается "выживание" лишь некоторых производителей в ключевых отраслях южнокорейской промышленности (выпуск полупроводников, автомобилестроение и химия).

Реализация намеченных преобразований должна проводиться путем продажи части собственности конгломератов, отделения их предприя-

стр. 25


тий, взаимного обмена видами деятельности. Так, было предусмотрено слияние нефтехимических филиалов ФПГ "Hyundai" и "Samsung", полупроводниковых производств "LG" и "Hyundai". Предполагался также некий обмен, результатом которого становился переход электронного предприятия "Daewoo" к конгломерату "Samsung", автомобилестроительные мощности которого оказывались в составе группы "Daewoo".

Перечисленные меры получили известность под наименованием "большой сделки" ("Big Deal").

Тем не менее, осуществление намеченного в рамках "большой сделки" встретило достаточно острое противодействие со стороны ведущих "чеболей", стремящихся к определенной самостоятельности в проведении "внутренних" структурных преобразований.

Прошедшие годы убедительно продемонстрировали весьма "туманные" перспективы реализации условий этого соглашения между правительством и крупным бизнесом РК, даже несмотря на перевод мероприятий в практическую плоскость с требованием представления конгломератами конкретных планов сокращения их фирменной задолженности и избыточных мощностей.

Сложность полномасштабного осуществления намеченных в рамках "большой сделки" реформ обусловлена очевидным нежеланием ведущих южнокорейских ФПГ начинать реализацию своих предприятий, действующих в так называемых ключевых сферах их бизнеса. Напротив, "чеболи" заинтересованы главным образом в сохранении собственного могущества, отождествляя его по-прежнему с масштабностью своих операций, а не с эффективностью производства.

Кроме того, маловероятно, что выставленные конгломератами на продажу малоприбыльные предприятия смогут вызвать адекватный интерес со стороны инвесторов, прежде всего, иностранных. Предприниматели из-за рубежа все еще опасаются общей неустойчивости экономики РК. Поэтому вполне возможным представляется повторение негативной ситуации с резким ухудшением состояния южнокорейской экономики и сопутствующим ему оттоком иноинвестиций по сценарию кризисного 1997 года.

Как свидетельствует опыт последних лет, повышается вероятность подобного развития событий. Так, саботировалась передача корпорации "Daewoo Electronics" группе "Samsung". Аргументация противников этой меры сводилась к тому, что электронные производства якобы не имеют в отличие от себе подобных избыточных мощностей и южнокорейскому правительству не следует, поэтому вмешиваться в управление этой отраслью промышленности. Так же складывалась ситуация с конгломератом "LG", который объявил о своем стремлении к самостоятельной реорганизации производства полупроводников ввиду особой важности последнего для перспективной деятельности концерна. К концу 1998 года группа "LG" намеревалась добиться снижения соотношения между долговыми обязательствами и акционерным капиталом "своих" предприятий по выпуску полупроводников с более чем 360 до 200 процентов. Кроме того, намечалось осуществить программу по привлечению иностранных капиталовложений, продаже недвижимости, эмиссии и размещению новых акций.

Тем не менее, правительство РК продолжало настаивать на серьезном отношении со стороны "чеболей" к достигнутым соглашениям, намереваясь в случае необходимости перейти к штрафным санкциям против местных "саботажников" с использованием проверенных финансовых рычагов - контролируемые правительством банковские структуры могут отказаться от кредитования непослушных ФПГ. Это может осложнить положение ряда корпораций в условиях затянувшегося снижения мировых цен на продукцию полупроводниковой промышленности. Как известно, падение цен на некоторые виды "чипов" привело к значительным убыткам корпораций "LG Semicon" и "Hyundai Electronics".

С аналогичными проблемами сталкивается и южнокорейское автомобилестроение. Так, весьма проблемным оказалось, в частности, достижение соглашения о будущем предприятия корпорации "Samsung Motors", расположенного во втором по значению южнокорейском городе Пусан. Группа "Samsung" явно демонстрировала свое намерение продолжить там производство легковых автомобилей, ссылаясь на целесообразность сохранения рабочих мест. Со своей стороны, концерн "Daewoo", которому надлежало принять это производство, выражал обеспокоенность снижающимся уровнем продаж автомобильной продукции в РК.

Несмотря на принятое правительством Республики Корея решение сохранить крупномасштабное производство автомобилей только на двух фирмах - "Hyundai" (с поглощением корпорации "Kia") и "Daewoo" (с поглощением предприятия "Samsung Motors"), перспективы развития корейского автомобилестроения выглядят не вполне ясными, особенно в связи с недавним "распадом" концерна "Daewoo".

По-прежнему неопределенной остается и внутрифирменная ситуация во многих ФПГ: углубляется зависимость филиальной сети от головных компаний, особенно в области перекрестного финансирования и взаимного обмена. Опубликованные в августе 2000 года официальные данные свидетельствуют о сохранении весьма высокого уровня внутрифирменной торговли.

Так, примерно 41,7 процента совокупного объема продаж крупнейшего южнокорейского конгломерата "Samsung" в 1999 году приходилось на взаимные товарные поставки входящих в его состав компаний. Аналогично высока доля внутрифирменного обмена у прочих "тяжеловесов" южнокорейского бизнеса. В 1999 году данный показатель составил в концерне "Hyundai" 38,1 процента, в группе "LG" - 38,0 процента, в конгломерате "SK" - 36,1

стр. 26


процента. В то же время подобный индикатор для "чеболей" второго "эшелона" в среднем не превышал 13,4 процента [2].

Представляется весьма сложной объективная оценка сдвигов, происходящих в ходе реструктуризации "фирменных" долгов крупнейших конгломератов РК. Согласно официальным данным, соотношение долгов и акционерного капитала четырех крупнейших "чеболей" составило на начало 2000 года в среднем 172,9 процента. Однако, по мнению профессора Ли Пиль Санга [4], реально это соотношение достигало в концерне "Samsung" 443,77 процента с учетом его финансовых структур и без них - 194,04 процента. К 2000 году для прочих ведущих конгломератов РК соответствующие показатели также оказались довольно высокими: в частности, в "Hyundai" - 296,0 и 229,71 процента; в "LG" - 357,6 и 273,15 процента, в "SK" - 254,87 и 227,59 процента.

Согласно официальным данным, многие южнокорейские компании сталкиваются с немалыми финансовыми трудностями. Так, сумма убытков примерно 500 корпораций, акции которых котируются на Сеульской фондовой бирже, в посткризисный период превышала четыре миллиарда долларов в год. В то же время четыре из пяти крупнейших "чеболей" после наиболее сложного этапа все же сумели сохранить свой бизнес [5]. Однако в системе управления южнокорейскими ФПГ наметились довольно заметные сдвиги. Это нашло отражение в изменении отношения к членам семей руководителей этих групп, ранее весьма далеких от критики даже за совершенные промахи при осуществлении ими управленческих функций. Ситуацию изменило включение таких лиц в состав советов директоров, что сделало деятельность членов "семьи" вполне контролируемой.

Еще одним достижением правительственного курса на оздоровление "чеболей" стало ограничение практики взаимного кредитования филиалов группы, а также предоставления конгломератами гарантий по кредитам, получаемым их дочерними фирмами. Прежде подобные гарантии давали филиалам широкие возможности проводить заимствования в особо крупных размерах, осуществляя практически неограниченное финансирование своих проектов. По некоторым данным [5], ежегодно три десятка ведущих концернов РК выдавали такие гарантии на общую сумму свыше 33 миллиардов долларов.

Важное значение имеет и ограничивающая "аппетиты" южнокорейских ФПГ позиция инвесторов из-за рубежа. По официальной статистике, последние владеют ныне около 1/5 акционерного капитала 80 крупных корпораций, зарегистрированных на фондовой бирже в РК. Поэтому в изменившихся (и возможно вновь предкризисных) условиях конгломераты вынужденно уделяют повышенное внимание прежде всего эффективности своей производственной деятельности, увеличению прибыльности бизнеса, а не только его масштабам (как повелось по традиции). Тем не менее, пока ни одна из крупнейших финансово- промышленных групп Республики Корея не спешит реализовывать планы сокращения своих производственных мощностей даже на фоне достаточно вероятного и ожидаемого общенационального падения производства и не слишком благоприятных ближайших перспектив развития экономики страны в целом.

Несмотря на вполне объяснимую осторожность иностранных инвесторов, ведущие ФПГ РК, опираясь на подконтрольные им банки, намереваются привлечь к началу 2001 года иностранных капитальных ресурсов на общую сумму около 30 миллиардов долларов [5]. Но эксперты скептически оценивают перспективы столь грандиозной программы заимствований, поскольку за 1998 год ее удалось "выполнить" только на 1/5.

По мнению авторитетной "The Maeil Business Newspaper" [6], серьезную конкуренцию крупнейшим ФПГ РК уже в ближайшем будущем смогут оказать мобильные и весьма предприимчивые корейские компании венчурного сектора. К венчурным фирмам относятся небольшие, как правило, по размерам корпорации, которые функционируют в сфере научно-прикладных исследований, проектно-конструкторской деятельности и внедрения технико-технологических нововведений. Согласно оценке вышеназванного делового издания, эти "дерзкие" фирмы готовятся положить конец безраздельному доминированию на южнокорейском рынке неповоротливых "монстров" - крупных конгломератов.

Не случайной также представляется оценка сложившейся ситуации профессорами Канг Чхоль Кю и Ли Пиль Сангом [2; 3], которые уверенно прогнозируют сложности и трудности на пути реформирования "чеболей", структурная перестройка которых окажется, по-видимому, несравненно более длительным и непростым процессом, чем предполагалось ранее.

ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ

События в РК, связанные с реформированием "чеболей", развиваются стремительно.

Так, уже в первые месяцы 2000 года в тяжелейшем положении оказался один из двух ведущих южнокорейских конгломератов - "Хендэ". Его проблемы связаны с затруднениями в оплате долгов, давлением со стороны кредиторов и правительственных структур.

Причинами этих трудностей стали допущенные "отцом-основателем" концерна ошибки, а неудачные попытки найти достойного "наследника", противостояние кандидатов на власть и разорительные вложения в ряд "северокорейских проектов" довершили картину "развала" этой ФПГ.

Борьба между потенциальными "наследниками" разгорелась за право контроля над крупной филиальной компанией "Hyundai Heavy Industries" (HHI) в марте 2000 года. Уходящий от дел лидер концерна не смог остановить борьбу за власть и влияние между своими родственниками, а также положить конец распрям входивших в его "ближний круг" доверенных менеджеров, которые предпочли отстаивать собственные интересы на руинах могущественного некогда конгломерата.

стр. 27


Проблема погашения долгов группы "Хендэ", по данным журнала "Business Korea" [6], осложняется необходимостью курировать проекты на территории КНДР. Концерн уже вложил в них около 400 миллионов долларов и обязался выплатить еще 942 миллиона долларов для их "обслуживания" вплоть до марта 2005 года. При этом доходы, полученные от реализации данного проекта, пока не превышают 100 миллионов долларов. Подобные вложения, согласно версии "Weekly Chosun", сопровождаются также неофициальными многомиллионными подношениями северокорейской стороне.

В этих условиях концерн "Хендэ" выступил в августе 2000 года с превентивным планом "собственного спасения". Он включает мероприятия по поддержке "тонущей" "Hyundai Engineering & Construction" (НЕС), разбирательство с крупными филиалами "Hyundai Motors" и "HHI", а также совершенствование системы управления концерном. Этот план получил одобрение со стороны главного кредитора конгломерата - "Korea Exchange Bank" (KEB).

Самым сложным для группы "Хендэ" в данной ситуации может стать помощь корпорации "Hyundai Engineering & Construction", долги которой достигают семи миллиардов долларов.

В результате отчаянных попыток "самоспасения" этой компании удалось сократить свою задолженность почти на два миллиарда долларов, но и оставшаяся сумма представляется весьма существенной. Как и концерн, "НЕС" ныне рассчитывает на свой портфель заказов (подрядов) на строительство внутри страны (на сумму около 13,5 миллиарда долларов) и за рубежом (6 миллиардов долларов), что позволит ей в течение ближайших двух-трех лет рассчитаться с основными долгами. Наконец, корпорация намерена обратиться к ведущим иностранным подрядным компаниям за помощью в области совершенствования менеджмента в обмен на пакеты своих акций. Такими советниками выступят и эксперты авторитетного нью-йоркского "Chase Manhattan Bank".

Что касается судьбы двух других крупных филиалов концерна, то наиболее реальным выглядит все же их отделение.

Так, несмотря на реализацию лидером группы части своего пакета акций корпорации "Hyundai Mo-tors" (в размере 6,1 процента капитала компании) с целью привлечения ресурсов мелких вкладчиков, все же возможно, по мнению аналитиков из "Dowon Securities" и "Taekwang Investment Trust Management", негативное развитие событий. Так, утрата влияния руководства конгломерата над деятельностью этого ведущего автомобилепроизводителя РК дает шанс проникновению на южнокорейский рынок престижных иномарок, что, в свою очередь, может "встряхнуть и даже взорвать" национальное автомобилестроение.

Корпорация "HHI" будет отделена от концерна, по-видимому, через год- полтора, то есть значительно раньше намечавшегося прежде срока - конец 2003 года. В русле этого ожидается ускоренная реализация другими филиалами группы принадлежащих им пакетов акций этого флагмана южнокорейского машиностроения.

Следует отметить, что до начала реструктуризации концерна в конце 1998 года группа имела 83 филиальные компании, но уже через год их число сократилось до 31-ой. В числе 52-х отставленных фирм оказались "Hyundai Oilbank" и "Hyundai Development Company". С начала 2000 года концерн "Хендэ" покинули еще три корпорации.

Официально одобренное 31 августа 2000 года отделение от конгломерата компании "Hyundai Motors" и других, связанных с автомобилестроением фирм, позволит им, по замыслу правительства, стать в своей области корпорациями по-настоящему мирового класса. Кроме того, их "уход" спровоцирует прочие крупные компании группы. Среди уходящих: "Kia Motors", "Hyundai Precision & Industry", "Hyundai Capital Service", "Hyundai Pipe", "Hyundai Space and Aircraft", "Hyundai Autoever.com" и "Hyundai eh.corn.". В дальнейшем их примеру последуют "Inchon Iron & Steel", "Sampyo Works", "Hyundai Energy". В итоге, к началу нового тысячелетия число филиальных компаний конгломерата "Хендэ" должно составить не более 23.

В ближайшей перспективе - расформирование концерна и создание на его основе пяти-шести групп, действующих в области автомобилестроения, электроники, машиностроения, строительства и в сфере финансов.

Обращает на себя внимание и тот факт, что сформированная "Hyundai Motor Group" с суммарными активами, превышающими на начало 2000 года 30 миллиардов долларов, становится (или остается!?!) одним из крупнейших конгломератов страны и вполне может занять следом за концерном "SK" высокое пятое место в новом официальном рейтинговом списке ведущих ФПГ РК, который будет опубликован в апреле 2001 года.

Наконец, ожидаются заметные сдвиги в системе управления южнокорейскими корпорациями. В частности, еще 31 мая 2000 года концерн "Хендэ" объявил о грядущей отставке ряда топ-менеджеров с тем, чтобы "расчистить дорогу новым профессионалам управления". Позитивная официальная оценка подобных шагов крупного бизнеса связывается с надеждой на эффективность реализации планов по "самоспасению" ведущих концернов РК.

В целом, сейчас можно констатировать, что хотя прогнозы экспертов- наблюдателей из развитых стран по поводу перспектив развития "разукрупненных" конгломератов весьма разнятся, все же южнокорейские "чеболи" являются важным "ингредиентом" экономической жизни своей страны скорее в прошлом, чем в будущем.


1. The Korea Economic Daily. December, 31. 1999.

2. Business Korea. Vol. 17, 2000, N 10, pp. 9-10,28-30.

3. The Hankook Ilbo. January 10, 2000.

4. The Korea Economic Weekly, July 22, 1996.

5. Бюллетень иностранной коммерческой информации, 1999, N 24.

6. Business Korea. Vol. 17, 2000, N 9, pp. 8-10.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РЕСПУБЛИКА-КОРЕЯ-О-БЕДНОМ-ЧЕБОЛЕ-ЗАМОЛВИТЕ-СЛОВО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вадим КазаковКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kazakoff

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. СЕРГЕЕВ, РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ. О "БЕДНОМ" ЧЕБОЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО... // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.03.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РЕСПУБЛИКА-КОРЕЯ-О-БЕДНОМ-ЧЕБОЛЕ-ЗАМОЛВИТЕ-СЛОВО (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - П. СЕРГЕЕВ:

П. СЕРГЕЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вадим Казаков
Smolensk, Россия
72 просмотров рейтинг
17.03.2023 (404 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
5 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ. О "БЕДНОМ" ЧЕБОЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android