Libmonster ID: RU-14663
Автор(ы) публикации: Г. Киселева

К 40-летию Сталинградской битвы

200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Яркую страницу вписали в ее летопись речники Волги 1 . В дни суровых испытаний волжский путь превратился в одну из важнейших транспортных магистралей. По великой русской реке осуществлялись перевозки воинских подразделений и боевой техники, а также важных народнохозяйственных грузов.

Сражение за Нижнюю Волгу началось задолго до того, как фашистским войскам удалось приблизиться к ее берегам. Бои велись еще на дальних подступах к Сталинграду, а вражеская авиация уже совершала нападения на суда, минировала речной фарватер. С первых дней оборонительных боев на сталинградском направлении Нижне-Волжское речное пароходство (НВРП), где также находились многие суда Верхне-Волжского, Средне-Волжского пароходств и "Волготанкера", стало прифронтовым. Вся его работа была тесно связана с боевыми действиями Сталинградского и Юго-Восточного фронтов, а также с деятельностью Волжской военной флотилии, созданной в октябре 1941 года 2 . Многие речные суда флотилия получила от пароходств Волжского бассейна. Наркоматом речного флота СССР (НКРФ) на судоремонтных предприятиях транспортные суда переоборудовались в канонерские лодки, тральщики, плавучие батареи и сторожевые катера. Личный состав судов также передавался Волжской военной флотилии.

Перед Нижне-Волжским пароходством встали сложные задачи. Необходимо было обеспечивать перевозки резервных частей, вооружения, боеприпасов, военной техники, горючего и продовольствия. В больших масштабах предстояло осуществлять эвакуацию гражданского населения и раненых, вывозить в глубь страны нефть, заводское оборудование, материальные ценности, имущество колхозов и совхозов, зерно, десятки тысяч голов скота. Кроме того, с помощью судов пароходства и военной флотилии производилось накопление людских и материальных ресурсов для предстоящего контрнаступления советских войск.

Сталинградский городской комитет обороны (СГКО), приняв постановление об охране судоходства на Волге, обратился в ГКО СССР с просьбой выделить зенитки для вооружения гражданского флота 3 . В короткие сроки речники поставили на судах 64 зенитных орудия и 239 зенитно-пулеметных установок. Была сформирована зенитная группа противовоздушной обороны. В августе - октябре 1942 г. волжские суда и группа ПВО сбили 22 вражеских самолета. Лишь экипаж парохода "Сократ" уничтожил несколько самолетов противника 4 . Вот что рассказывал об этом его капитан А. Кривцов: "24 сентября мы привели во Владимировку очередной караван с горючим и поставили его под выкачку. В этот день был самый крупный налет. На нас пикировали 13 самолетов... На "Сократе" была пушка и зенитка. Мы открыли ответный огонь. Боевые расчеты работали бесстрашно. Их не пугало пикиро-


1 В годы Великой Отечественной войны на Волге действовало четыре пароходства: Верхне-Волжское, Средне-Волжское, Ннжне-Волжское и "Волготанкер".

2 Речной транспорт, 1975, N 5, с. 11.

3 Партийный архив Волгоградского обкома КПСС (ПАВО), ф. 171, оп, 1, д. 1 "а", Л. 108; Исторический архив, 1962, N 3, с. 46 - 47.

4 ЦГАНХ СССР, ф. 9496, оп. 6, д. 24, лл. 17, 18.

стр. 67


вание самолетов, зенитчики встречали воздушных бандитов непрерывным потоком пуль и снарядов. В этой схватке нами было сбито два вражеских бомбардировщика. А вот другая наша встреча на Волге с фашистскими стервятниками. Это было 30 октября. Мы шли специальным рейсом. На одном перекате нас встретили пять фашистских самолетов. Они сразу атаковали судно. Завязалась горячая схватка... На судно было сброшено до 80 бомб, не причинивших нам больших повреждений. В этот день мы сбили еще два вражеских самолета и доставили груз по назначению. Наше судно девять раз подвергалось бомбежке. Шесть раз мы вступали в единоборство с немецкими воздушными разбойниками и сбили пять самолетов" 5 .

Когда гитлеровцы начали минировать волжский фарватер, поставив там 350 мин, речники создали на реке свыше 300 постов наблюдения 6 . Днем и ночью бакенщики и местное население следили за рекой. Заминированные места обозначались специальными знаками, одновременно выискивались безопасные проходы по реке. Бакенщики встречали суда и сопровождали их через заминированные участки. Круглосуточное дежурство организовали бакенщик И. Е. Игольников и его жена У. П. Иголь-никова 7 . Иван Егорович спас 18 человек с судна, потерпевшего аварию. Ульяна Петровна под вражеским обстрелом доставила распоряжение нефтекаравану об изменении курса и провела его через заминированную зону. На протяжении 8 км был заминирован участок бакенщика И. В. Ремизова. Немецкие самолеты яростно обстреливали его лодку, но Ремизов непрестанно проводил караваны с боеприпасами и войсками в Сталинград 8. После того, как у Купоросного враг прорвался к Волге, выбить его оттуда отправились бронекатера Волжской военной флотилии с десантниками. Путь морякам указывал бакенщик Нижне-Купоросного переката Н. И. Субботин. В темноте, под обстрелом противника он провел суда по минированной реке. Десантники атаковали и уничтожили вражескую группировку 9 . Немецкие самолеты атаковали пароход "Академик Губкин", который вел пять барж с горючим. Одна из них загорелась. Бакенщики З. Н. Кикляев и Ф. Ф. Мельников бросились в огонь. На них вспыхнула одежда, но они, сбив пламя, продолжали работать. Им удалось отделить горевшую баржу и даже не допустить ее гибели. Горючее было спасено 10 .

Наибольшему минированию подвергся район Волги, примыкающий к железнодорожному пункту Владимировка, имевшему большое значение для воинских перевозок. Катера флотилии вместе с работниками речного пути непрерывно проводили траление этого участка. Путейцы обеспечивали движение судов подчас ценою собственной жизни. Бакенщики Владимирского поста И. В. Михайлов и П. С. Хорьков на катере указали тральщикам места, куда были сброшены мины. Катера с тралами сделали над ними несколько проходов, но безрезультатно, т. к. мины были многоимпульсными. И лишь при последнем тралении фарватера раздался взрыв. Оба бакенщика погибли 11 . Речные путейцы бакенами обозначали ложные фарватеры, на которые противник сбрасывал с самолетов мины. Напряженно боролась с минной опасностью бригада тральщиков флотилии под командованием контр- адмирала Б. В. Хорошхина. Минеры и специалисты по размагничиванию, пользуясь аппаратурой, созданной группой ученых во главе с А. П. Александровым (ныне президент АН СССР), обеспечили судоходство на реке, врагу не удалось прервать движение судов по Волге 12 . Только за две недели августа более 40 караванов с нефтью из Астрахани благополучно проследовали через те участки, которые нещы считали непроходимыми 13 .


5 За советскую нефть, 9.V.1946.

6 ПАВО, ф. 171, оп. 1, д. 127, л. 25.

7 Государственный архив Волгоградской области (ГАВО), ф. 1491, оп. 3, д. 11, л. 44.

8 ЦГАОР СССР, ф. 7913, оп. 1, д. 48, л. 4.

9 Волгарк в боях за Сталинград. Сталинград. 1961, с. 127.

10 ПАВО, ф. 11418, оп. 1, д. 6, л. 1.

11 Речной транспорт, 1970, N 5, с. 7. В память о погибших героях один из путейских катеров назван "Бакенщик Михайлов".

12 Кузнецов Н. Г. Моряки в Сталинградской битве. - Вопросы истории, 1968, N 2, с. 140.

13 Речной транспорт, 23.II.1944.

стр. 68


"Генеральное" наступление на Сталинград фашисты начали 15 - 17 августа. Развернулись ожесточенные бои на ближних подступах к городу. Подвижной группе врага удалось прижать его защитников к Волге. Обстановка осложнилась. Наши войска вынуждены были получать вооружение, боеприпасы и продовольствие через Волгу, переправы которой находились теперь не только под ударами авиации, но также под артиллерийско-минометным огнем. 23 августа фашистские войска вышли к Волге севернее Сталинграда, в районе Рынок - Латошинка. В тот же день свыше тысячи самолетов бомбили промышленные предприятия и жилые кварталы города 14 . На рейде горели суда, у причалов пылали и взрывались железнодорожные составы с горючим и боеприпасами. Фашистам удалось перерезать правобережные железно-дорожно-шоссейные линии, идущие к городу. Усиленно бомбил враг левобережную железную дорогу на Астрахань.

Фактически только Волжский водный путь обслуживал тогда фронты в районе Сталинграда, но и его противник держал под обстрелом. Флот на сталинградском рейде оказался отрезанным от верхнего плеса, движение транзитных судов прервалось. Почти полностью были уничтожены Сталинградский порт, Красноармейская пристань, береговые портовые сооружения 15 . Противнику удалось также поджечь и потопить несколько судов. 24 августа фашисты разбомбили санитарный пароход "Композитор Бородин". Приняв более 700 раненых, судно направлялось вверх по Волге. У поселка Рынок фашисты открыли по нему артиллерийский огонь, хотя он шел под флагом Красного Креста. Пароход стал тонуть, мало кому удалось спастись 16 .

В этой обстановке суда Верхне-Волжского пароходства продолжали вывозить из осажденного города раненых, женщин, детей, различные грузы. Капитаны теплохода "Парижская коммуна" Л. Д. Галашин и парохода "Михаил Калинин" Н. М. Богатов получили задание прорваться через полосу, занятую немцами у предместья Акатовки. Хотя суда шли ночью и под дымовой завесой, фашисты их обнаружили и потребовали застопорить машины. Суда, продолжая идти своим курсом, прорвались сквозь завесу вражеского огня 17 . Третий пароход, "Иосиф Сталин", получил несколько пробоин и затонул, его капитан И. С. Рачков погиб на боевом посту 18 .

Волга горела. Тысячи тонн горючего из разрушенной на берегу нефтебазы хлынули в реку. В этом пламени пароходы и баржи продолжали переправлять с левого берега на правый танки, орудия, войска. Не хватало людей. Тогда партийная организация порта обратилась ко всем речникам за помощью. Рядом с грузчиками встали инженеры, рабочие, матросы. Они выгружали боеприпасы с судов, стоявших вплотную к пылавшим причалам 19 . Портовики вместе с экипажами судов вывозили станки и механизмы, отправляли на левый берег раненых и мирное население.

Когда развернулись непосредственные бои за Сталинград, встал вопрос о срочной эвакуации его жителей. В городе оставалось более 400 тыс. человек. 24 августа СГКО принял постановление "Об эвакуации женщин и детей на левый берег Волги" 20 . Поскольку мостов через Волгу у Сталинграда не было, а наведение паромных переправ и понтонов при постоянных бомбежках и обстрелах было делом исключительно трудным, весь транспортный флот Волжской флотилии, находившийся в том районе, выполнял это задание. Главная роль в осуществлении эвакуационных перевозок отводилась Нижне- Волжскому пароходству. Большую помощь речникам оказывал Городской комитет по обеспечению эвакуации населения во главе с секретарем обкома партии М. А. Водолагиным 21 . Речники справились с задачей. С 24 августа по 14 сентября ими было перевезено до 300 тыс. человек, много заводского оборудования ^ 42 тыс. т зерна, 80 тыс. т горючего, 36 тыс. т воинских


14 Водолагин М. А. Подвиг на Волге. - Вопросы истории, 1973, N 2, с. 105.

15 ЦГАНХ СССР, ф. 9496, оп. 6, д. 26, л. 25. w ПАВО, ф. 113, оп. 12, д. 83, лл. 18, 19.

17 ЦГАОР СССР, ф. 7913, оп. 1, д. 48, л. 4; ПАВО, ф. 113, оп. 14, д. 205, лл. 13 - 16.

18 ГАВО, ф. 1491, оп. 5, д. 2, л. 2. Имя капитана И. С. Рачкова сейчас носит одно из судов линии Москва - Астрахань.

19 ГАВО, ф. 1491, оп. 5, д. 2, л. 2.

20 ПАВО, ф. 171, оп. 1, д. 1 "а", л. 28.

21 Там же.

22 Там же, оп. 12, д. 89, л. 27.

стр. 69


грузов, около 2 млн. голов скота, свыше 3500 тракторов и комбайнов, 5 тыс. автомашин, 10 тыс. подвод с имуществом колхозов и совхозов 23 .

Основные переправы действовали в центральной части Сталинграда, а также у заводов Тракторного и "Красный Октябрь" 24 . Несколько позже стали работать еще две переправы, специально для воинских перевозок. После бомбардировок 23 - 25 августа оперативная группа Наркомата речного флота и руководство Нижне-Волжского пароходства провели огромную работу по восстановлению переправ. 25 августа Военные советы Юго-Восточного и Сталинградского фронтов приняли постановление "Об увеличении переправ через Волгу". Оно предусматривало организацию новых переправ, направление на каждое самоходное судно коменданта, военкома и группы автоматчиков. Выделенные для этого 86 командиров и политработников были проинструктированы уполномоченным ГКО, наркомом речного флота З. А. Шашковым, находившимся в Сталинграде, и прибыли на суда 25 . СГКО назначил секретаря обкома ВКП(б) по транспорту И. В. Сидорова уполномоченным по переправам 26 .

Важную роль сыграли комиссары судов, которые были введены приказом Политуправления НКРФ 27 . На эту работу парторганизации послали значительную часть актива. Имена многих таких комиссаров навсегда вошли в летопись битвы на Волге. Вдохновителем и организатором подвигов экипажа парохода "Серго Орджоникидзе" был комиссар Г. И. Зайцев. Под его руководством пароход осуществлял переброску к Сталинграду -13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала А. И. Родимцева. За несколько рейсов команда перевезла 8,5 тыс. бойцов. 20 сентября 1942 г. во время одного из рейсов комиссар погиб на боевом посту 28 . Отлично проявил себя комиссар парохода "Грозный" Семанин. Немецкие самолеты, сбросив на судно несколько бомб, повредили его. В машинное отделение хлынула вода. Первым бросился туда комиссар. Стоя по грудь в воде, он сумел закрыть пробоину и организовать откачку воды. Пароход был спасен 29 . Комиссар парохода "Минск" В. Долматов был человеком беззаветной храбрости. Под огнем "Минск" эвакуировал из Сталинграда госпитали. Порой его атаковывали сразу несколько вражеских самолетов, но речники, по примеру своего комиссара сохраняя спокойствие, продолжали перевозить раненых, а обратными рейсами - боеприпасы и. военную технику. Комиссар теплохода "Полина Осипенко" С. Е. Егоров во время рейсов наладил разгрузку военного снаряжения, команда быстро брала на борт раненых 30 . Если судно гибло, то последними с исковерканных бомбами пароходов сходили вместе с капитанами комиссары. 13 сентября при выполнении боевого задания затонул пароход "Траулер". Его комиссар Магнусов, организовав спасение команды, последним покинул борт судна 31 .

На пароходе "Надежный" в сражающийся город были доставлены тысячи бойцов, сотни тонн грузов. 14 сентября "Надежный" вывез раненых воинов, когда гитлеровцы были уже почти у берега. Едва закончилась погрузка, как враг открыл огонь по уходившему пароходу. Судно получило несколько пробоин и загорелось, но экипаж, потушив пожар и заделав пробоины, благополучно доставил раненых на левый берег. Военный совет фронта неоднократно выражал экипажу "Надежного" благодарность 32 . Баркас "Пожарский" беспрерывно курсировал между берегами. Его капитан В. В. Ефимов, участник обороны Царицына в гражданскую войну, с первых дней бомбежки города работал на переправах. Баркас вывозил из города раненых, женщин и детей, а с левого берега доставлял бойцов, боеприпасы и вооружение 33 . Более 500 рейсов под атаками "юнкерсов" и "меесершмиттов" совершил баркас "Абхазец" под командованием капитана А. Н. Хлынина, доставляя


23 Чуянов А. С. Сталинградский дневник. Волгоград. 1968, с. 136.

24 ПАВО, ф. 11418, оп. 1, д. 6, л. 55.

25 Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне. М. 1981, с. 189 - 190.

26 ПАВО, ф. 171, оп. 1, д. 1 "а", л. 31.

27 Волгари в боях за Сталинград, с. 31.

28 ПАВО, ф. 11418, оп. 1, д. 11, л. 8.

29 ЦГАНХ СССР, ф. 9469, оп. 6, д. 26, л. 25; ГАВО, ф. 1491, оп. 5, д. 2, л. 4.

30 ПАВО, ф. 11418, оп. 1, д. 11, л. 8.

31 ЦГАОР СССР, ф. 7913, оп. 1, д. 48, лл. 2, 3.

32 Там же, л. 25.

33 ПАВО, ф. 11418, оп. 1, д. 6, л. 55.

стр. 70


нашим бойцам тысячи тонн боеприпасов, а также подкрепления, продовольствие и вывозя раненых. Однажды команда вела в осажденный город баржу, в трюмах которой находилось 500 т боеприпасов. Фашисты открыли огонь, баржа загорелась, но матросы баркаса, несмотря на угрозу взрыва, потушили пожар. На Центральной переправе этот буксир называли тогда неуязвимым.

Переправиться в те дни через Волгу означало совершить подвиг. Волга превратилась в огненный рубеж, преодолеть который было возможно порою лишь ценой жизни, однако команда буксира "Ласточка" только 29 августа совершила 18 таких рейсов 34 . Борясь с огнем, экипаж парохода "Гаситель" совершил немало героических подвигов 35 . "Мы все время были в пекле, - вспоминает его капитан П. В. Воробьев, - немецкие самолеты над головой, укрыться негде, а среди наших пассажиров много детей и женщин, тяжело было смотреть на их страдания. Везешь людей, а бомбы кругом рвутся, так и кипит Волга. Первые жертвы мы понесли 25 августа. Бомбы разорвались в трех метрах от кормовой части парохода. Много осколков попало в машинное отделение. Вышел из строя правый штурвал, нарушилась звуковая сигнализация. Пораженный в сердце, упал механик Ерохин, убит кочегар Соколов, пять человек из команды ранены. А в корпусе "Гасителя" мы насчитали до 80 подводных и надводных пробоин. На место погибшего механика встал его помощник С. А. Агапов. Он стал один работать и за механика, и за раненых членов машинной команды. Я приказал проложить рукава для откачки хлынувшей воды. Было решено все пробоины в корпусе заделать на ходу, не заходя в затон... Так как нам надо было все время совершать рейсы, мы уже перестали обращать внимание на юнкерсы, хейнкели и мессершмитты" 36 . После войны на "Гасителе" была установлена мемориальная доска с надписью: "В период героической обороны Сталинграда против немецко-фашистских захватчиков в 1942 - 1943 гг. пароход "Гаситель" работал на сталинградских переправах. Под артиллерийским и минометным огнем противника, под непрерывными ударами его авиации пароход "Гаситель" подвозил вооружение, боеприпасы и продовольствие войскам осажденного города-героя. Слава героическому пароходу и его команде за доблесть и отвагу в боях за нашу Родину!" 37 . В дни битвы на Волге на баркасе "Лена" осталось пять человек, причем двигатели обслуживал один механик, коммунист Н. П. Беспутчиков. Под руководством помощника капитана Н. И. Зверева пятерка волгарей с 23 по 27 августа совершила 90 рейсов с грузами в Сталинград.

13 сентября гитлеровцы предприняли очередной штурм города, основной удар нанося в направлении Мамаева кургана и вокзала. 14 сентября натиск усилился. То был один из наиболее тяжелых моментов обороны. К исходу дня противник овладел вокзалом, а у Купоросного вышел к Волге. 62-я армия была отрезана от 64-й. Фашисты обрушили на берег Волги и переправы еще больший огонь, пытаясь сорвать переброску подкреплений для 62-й армии. Но флотилия все же сумела в такой обстановке переправить в район Камышина 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Задача казалась невыполнимой. Вспоминая события тех дней, бывший командующий 62-й армией В. И. Чуйков писал: "Сумеют ли бойцы и командиры выполнить свои задачи, которые казались выше сил человеческих? Если не выполнят, то свежая 13-я гвардейская стрелковая дивизия может оказаться на левом берегу Волги в роли свидетеля печальной трагедии... С утра до темной ночи над Волгой кружили пикировщики, а ночью открывала огонь артиллерия. Причалы и подходы к ним круглыми сутками находились под огнем орудий и шестиствольных минометов" 38 . И все же за две ночи, с 14 на 15 и с 15 на 16 сентября, дивизия А. И. Родимцева на речных судах была переброшена с левобережья в город. Это позволило 62-й армии ликвидировать попытки врага прорваться к Волге в центре Сталингра-


34 Чуянов А. С, Ук. соч., с. 177.

35 ЦГАОР СССР, ф. 7913, он. 1, д. 48, лл. 2, 3; ПАВО, ф. 11418, on. 1, д. 6, л. 55.

36 Воробьев П. В. В единоборстве с бушующим пламенем. В кн.: Битва за Волгу. Волгоград. 1962, с. 352 - 353.

37 Волгари в боях за Сталинград, с. 58. В 1977 г. пароход "Гаситель" был установлен на берегу Волги в центре Волгограда как памятник героизму речников в годы войны.

38 Чуйков В. И. Начало пути. М. 1959, с. 125.

стр. 71


да 39 . Маршал Советского Союза Чуйков писал о речниках: "Если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи" 40 .

С 23 августа по 3 ноября 1942 г. только в районе Сталинграда было разбито и затоплено 110 судов, работавших на переправах, в том числе 39 самоходных 41 . Поэтому особо важную роль играли ремонтные работы. Сталинградский судоремонтный завод действовал под бомбами фашистских самолетов. Многие его цехи были разрушены, однако коллектив завода отремонтировал в период Сталинградской битвы 132 судна 42 . В те дни завод пришлось дважды перебазировать. Цехи его были размещены на левом берегу Волги в лесных землянках, а работа не прекращалась ни на минуту. Заводскую парторганизацию возглавлял парторг ЦК ВКП(б) А. И. Чекушкин. Вернувшись на завод после тяжелого ранения, он сумел мобилизовать людей на выполнение фронтовых заданий. Рабочие брали пример с лучших судоремонтников коммунистов П. Т. Суворова, В. Н. Овчинникова, М. М. Шарипова 43 . Члены бригады Шарипова буквально на глазах у противника в районе переправ вытаскивали на берег поврежденные суда, чинили их, готовили к плаванию. Так они отремонтировали баркасы "Пожарский", "Капитан Иванищев", "Емельян Пугачев" 44 , за октябрь и первую половину ноября ввели в строй 16 катеров и баркасов, 3 парохода, 4 спаренных военных парома, 9 тральщиков, 4 плавучие батареи, 6 несамоходных паромов 45 . Кроме того, предприятие ремонтировало танки, автомашины, орудия.

До середины сентября руководство деятельностью волжского флота на переправах у заводов "Красный Октябрь" и "Красноармейск" осуществлялось Нижне-Волжским пароходством и командованием военной флотилии. 14 сентября Военный совет Юго-Восточного фронта в целях укрепления единоначалия временно передал все суда пароходства в распоряжение начальника сталинградских переправ, хотя укомплектование команд, обеспечение судов и экипажей осталось за Нижне-Волжским пароходством. Продолжала выходить его газета "Красный водник". На ее страницах помещались материалы о трудовых и боевых делах речников. Весь штат редакции состоял из редактора Л. Г. Зингермана и литсотрудника Ю. М. Юдиной. Был организован также выпуск листовок. Вот листовка, выпущенная политотделом пароходства 9 сентября. Вверху крупным шрифтом набраны слова: "Родина требует: отбить наступление немцев на Сталинград! Место речника Нижней Волги - в передовых рядах защитников любимого города!". Затем под заголовком "Не отступим!" шла речь о подвиге экипажа баркаса "Лена". Листовка заканчивалась призывом: "Боритесь за победу так, как пятерка храбрецов с баркаса "Лена"!" До последнего дня навигации 1942 г. героически трудились волжские речники, вместе с командами судов военной флотилии и инженерными частями обеспечивая фронт всем необходимым.

За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество 29 сентября 1942 г. 29 речников были награждены орденами и медалями 46 . От имени награжденных было принято обращение "Ко всем речникам Волги": "Помните, товарищи речники, что от нашей работы зависит успех боевых операций на фронтах Отечественной войны. Сделаем все, чтобы фронт своевременно получал пополнение, боеприпасы и вооружение!" 47 .

Важную роль в активизации работы водного транспорта сыграл X пленум Сталинградского обкома партии, состоявшийся 3 октября 1942 года. Первый секретарь обкома и горкома А. С. Чуянов говорил на пленуме: "Нельзя не отметить героизм сталинградских водников. Под обстрелом вражеской авиации и артиллерии водники самоотверженно поставляют в город через Волгу боеприпасы, перевозят войска. Вот


39 История второй мировой войны 1939 - 1945. Т. 5. М. 1975, с. 181.

40 Чуйков В. И. Ук. соч., с. 182.

41 Из истории партийных организаций Нижнего Поволжья. Волгоград, 1969, с. 130.

42 Чуянов А. С. Ук. соч., с. 265.

43 Речной транспорт, 1943, N 4, с. 3.

44 Красный водник, 2.II.1945.

45 Нейгольдберг В. Я. Речной транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны. М. 1965, с. 132.

46 ЦГАНХ СССР, ф. 9496, оп. 6, д. 26, л. 18.

47 ПАВО, ф. ИЗ, оп. 12, д. 129, лл. 24 - 27; ГАВО, ф. 1491, оп. 3, д. 11, лл. 7 - 10.

стр. 72


несколько примеров массового героизма наших водников. Капитан баркаса "Наблюдатель" Исаков со своей командой шесть суток без сна и отдыха нес вахту. Механик Тимохин не сошел с поста даже тогда, когда в его каюту попала зажигательная бомба, и доставил пароход с войсками к месту назначения" 48 . 11 октября состоялся пленум Сталинградского горкома ВКП(б) 49 . Вновь было отмечено: "Работники речного транспорта в условиях непрерывной бомбардировки обеспечили успешную переброску боевых пополнений, боеприпасов Красной Армии, эвакуацию населения и государственных материальных ценностей". В условиях осажденного города развернулось социалистическое соревнование. На судах оно проводилось под девизом "За быстрейшую доставку грузов фронту!". На ответственные участки были дополнительно направлены политработники, агитаторы, пропагандисты, распространявшие передовой опыт 50 .

В середине ноября завершился оборонительный этап Сталинградской битвы. Красная Армия готовилась к контрнаступлению. К Сталинграду шли пополнение, вооружение, боеприпасы, продовольствие. "Войска и грузы для Сталинградского фронта перевозились в исключительно сложных условиях осеннего ледохода на Волге, - вспоминал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. - С 1 по 19 ноября через Волгу было переправлено 160 тысяч солдат, 10 тысяч лошадей, 430 танков, 600 орудий, 14 тысяч автомашин, около 7 тысяч тонн боеприпасов" 51 . 18 ноября СГКО утвердил план обеспечения нужд Сталинградского фронта и военных переправ флотом в ледовый период. Ответственность была возложена на секретаря обкома ВКП(б) И. В. Сидорова и начальника Нижне-Волжского пароходства Ф. Г. Коченина 52 . Руководству пароходства было предложено усилить переправы 62-й армии, передав туда из резерва пароходы "Урицкий" и "Память Войкова"; в постановлении говорилось: "Обратить внимание тт. Сидорова и Коченина на необходимость обеспечения бесперебойной работы в первую очередь переправы 62-й армии, работающей на плече Тумак - "Красный Октябрь"; исходя из того, что условия этой работы исключительно тяжелые, поставив на работу на этом участке самоотверженных и способных людей, обеспечить бесперебойную работу переправы" 53 .

Пароходам "Кузнец" и "Совхозница" предстояло доставить до ледостава к Краснооктябрьской переправе четыре баржи с боеприпасами из района Сарепты. Без этого оказалось бы под угрозой боепитание 62-й армии. Пароходам следовало пройти 10 км вдоль линии фронта. Ночью под прикрытием дымовой завесы капитан "Кузнеца" А. С. Ананичев провел караван и на семь часов раньше срока доставил баржи к месту назначения 54 .

19 ноября началось контрнаступление советских войск. Большую роль в перевозке продолжавших поступать на этот участок фронта пополнений, вооружения, боеприпасов, продовольствия по-прежнему играли речники. Был образован резерв соответствующих судов. Серьезную помощь оказали при этом секретарь Астраханского окружкома партии В. А. Голышев и начальник "Волготанкера" Н. С. Ромащенко. Мощные буксирные пароходы и большие нефтеналивные баржи с низовьев Волги были переоборудованы для перевозки боевой техники. Решено было использовать также пароходы "Сократ", "Реконструкция", "Варяг" и "Дзержинский" 55 . На реке начался ледостав, связь между берегами усложнилась. На Краснооктябрьской переправе в узких разводьях до последней возможности работал баркас "Узбек". Ночью он подвозил продовольствие, горючее и боеприпасы. Утром команда накрывала судно белыми трофейными парашютами, и "Узбек" растворялся в серой мгле, окутавшей Волгу 56 . До последней возможности плавали также пароходы "Алтай", "Крас-


48 Сталинградская правда, 4.X. 1942.

49 Красавин В. С. Партийные организации Нижнего Поволжья в период обороны Сталинграда. В кн.: Из истории партийных организаций Нижнего Поволжья, с. 170.

50 ГАВО, ф. 1491, оп. 5, д. 2, л. 3.

51 Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. Т. 2. М. 1974, с. 106.

52 ПАВО, ф. 171, оп. 1, д. 1 "а", лл. 35 - 36.

53 Там же.

м Речной транспорт, 23.II.1944.

55 Ч у я н о в А. С. Ук. соч., с. 271.

56 Речной транспорт, 23.II.1944.

стр. 73


нофлотец", "Громобой", "Спартак", "Спартаковец" 57 . "В эти дни и ночи они (речники. - Е. К.) творили истинно героические дела, - вспоминал В. И. Чуйков. - Я сам наблюдал, ночью, как эти суда метр за метром с разгона пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак на север по Волге к берегу, где оборонялась 62-я армия. Были дни, когда эти суда не могли в темное время вернуться обратно; а идти днем вдоль берега, занятого немцами, было равносильно гибели. Тогда они останавливались около сталинградского берега, маскировались парашютами, белыми простынями и мешками под цвет снега и льда" 58 .

Контрнаступление советских войск совпало с самым сложным гидрологическим периодом на Нижней Волге: на реке появились ледовые заторы. На помощь пришли подрывники, и переправы смогли работать до 17 декабря. У пароходов ломались винты и колеса, но бригада судоремонтников тут же исправляла повреждения. Вместо плиц привинчивались бревна, суда вновь пробивались через льды к берегу. Пароход "Сократ" проплавал весь ледовой период с одним колесом. Пароходы "Краснофлотец" и "Самара" с помощью подрывников проплавали до 25 декабря. Последние залпы по противнику с канонерской лодки "Усыскин" были сделаны 30 января, с "Чапаева" - 31 января 1943 года 59 .

Всего в дни Сталинградской битвы речным флотом Волги было перевезено 543 тыс. солдат, гражданского населения и раненых, 29 400 автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 150 тыс. т боеприпасов, вооружения и продовольствия 60 . Перевозки превысили 1,3 млрд. тонно-километров. Из Астрахани речники доставили тогда 3800 тыс. т нефтепродуктов 61 . Оценивая роль волгарей в битве за Сталинград, газета "Правда" писала: "Никогда наш народ не забудет стойких и бесстрашных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград. Плечом к плечу с воинами Красной Армии волжские речники ведут борьбу с ненавистными немецкими оккупантами. Старые речники смело водили к Сталинграду баржи, лодки, паромы." Старики бакенщики, которые раньше ограждали огнями мелкие места, несли службу наблюдения, предупреждая суда о минах, сброшенных немецкими самолетами. Многие коллективы судов волжского флота, работая на заминированных участках под обстрелом противника с берега, под постоянными налетами вражеской авиации, доставляли грузы в пункты назначения точно в срок, указанный военным командованием" 62 .

Тысячи речников, принимавших участие в великом сражении на Волге, были награждены орденами и медалями. Орденов Ленина были удостоены боцман С. Б. Силантьев, матрос П. И. Иванов и капитан И. С. Рачков (посмертно) 63 . 528 речников получили медаль "За оборону Сталинграда" 64 . Особо отличившиеся в боях пароходы и буксиры были награждены орденом Красного Знамени. На 39 волжских судах установили мемориальные доски, а коллективу речников Нижне-Волжского речного пароходства присуждено за 1942 г. переходящее Красное знамя ГКО. По окончании войны знамя было передано речникам этого пароходства на вечное хранение. Ныне оно находится в Волгоградском государственном музее обороны 65 .

В Волгограде открыт на рейде плавучий памятник речникам, погибшим в Сталинградской битве: два якоря, поставленных на платформу; на скрещении их веретен закреплена мемориальная доска с надписью: "Волжским речникам, кораблям, погибшим в Сталинградской битве, 1942 - 1943 гг.". Экипажи судов и пассажиры, плывущие мимо памятника, опускают на воду венки, отдавая дань памяти героям Великой Отечественной войны.


57 ПАВО, ф. 113, оп. 12, д. 129, лл. 17 - 21.

58 Чуйков В. И. Ук. соч., с. 242 - 243.

 Канонерские лодки "Усыскин" и "Чапаев" - бывшие буксирные суда Средне-Волжского пароходства.

60 Речной транспорт, 1965, N 4, с. 52.

61 Шашков З. А. Речники в боях за Родину. М. 1975, с. 70.

62 Правда, 4.XII.1942.

63 ПАВО, ф. 113, оп. 12, д. 129, лл. 24 - 27.

64 Речной транспорт, 23.II.1944.

65 ЦГАНХ СССР, ф. 9469, оп. 6, д. 26, л. 8; ГАВО, ф. 1491, оп. 5, д. 2, л. 5.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РЕЧНИКИ-В-БОЯХ-ЗА-СТАЛИНГРАД

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. Киселева, РЕЧНИКИ В БОЯХ ЗА СТАЛИНГРАД // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.03.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РЕЧНИКИ-В-БОЯХ-ЗА-СТАЛИНГРАД (дата обращения: 23.04.2024).

Автор(ы) публикации - Г. Киселева:

Г. Киселева → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
3430 просмотров рейтинг
15.03.2018 (2231 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
5 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РЕЧНИКИ В БОЯХ ЗА СТАЛИНГРАД
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android