Libmonster ID: RU-18641
Автор(ы) публикации: М. ТИТАРЕНКО

М. ТИТАРЕНКО

Академик РАН, директор Института Дальнего Востока РАН

Никто не оспаривает и даже нередко цитируют слова основателя русской фундаментальной науки и университетского образования М. В. Ломоносова "об утверждении и умножении российского могущества на Востоке", "где вспоможение нам неистощимо"1 . "Таким образом, путь и надежда чужим пресечется, российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и Америке"2 .

Важно отметить, что Ломоносов прирастание могущества России Сибирью рассматривал в единстве с освоением и развитием Северного морского пути. В сочинении, адресованном наследнику престола великому князю Павлу Петровичу (будущему Павлу I), М. В. Ломоносов писал: "Когда всемилостивейшия Самодержицы нашея желаемый путь по Северному океану на востоке откроется, тогда свободно будет укрепить и распространить российское могущество на востоке, совокупляя с морским ходом сухой путь по Сибири на береге Тихого океана"3 . Я сознательно полно цитирую эти пророческие мысли нашего великого ученого, ибо их актуальность во много раз возросла. Однако на практике идеи, высказанные еще в 1764 г. в утверждении геополитической идентичности России, нередко игнорируются и трактуются в сугубо квазиколониалистском смысле - как право на бесконтрольное выкачивание по дешевке ресурсов региона. Настало время осознать крайнюю опасность продолжения такой практики для сохранения территориальной целостности и предотвращения роста сепаратистских тенденций.

В одной из первых своих развернутых публикаций в качестве президента России В. В. Путин в ноябре 2000 г. отмечал: "Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной. Мы никогда не забывали о том, что основная часть российской территории находится в Азии. Правда, надо честно сказать, не всегда использовали это преимущество. Думаю, пришло время нам вместе со странами, входящими в Азиатско-Тихоокеанский регион, переходить от слов к делу - наращивать экономические, политические и другие связи. Все возможности для этого в сегодняшней России есть". В этих словах не только ретроспективный взгляд на прошлое, но и обращение к задачам на будущее по определению цивилизационной идентичности России и, соответственно, ее роли и места в азиатском сообществе.

Замечательный русский ученый-патриот Л. Н. Гумилев незадолго до смерти в 1992 г. говорил: "Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только через евразийство"4 .

Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) представляет для России сферу жизненно важных интересов. Ведь две трети нашего государства находятся в Азии, здесь проживает более 30 млн. российских граждан. Здесь сосредоточено 60 - 80% запасов стратегически важных ресурсов мирового значения - от леса, пресной воды, цветных и редких металлов до нефти, газа, каменного угля и т.д. Особо следует отметить и то, что именно здесь, в АТР, Россия непосредственно соприкасается с крупнейшими (кроме ЕС) экономиками мира - США, Японией и Китаем, АСЕАН, Индией и быстро растущими странами Латинской Америки.

Видение Российского государства в евразийском контексте дает необходимую методологическую основу для разработки геополитически и геоэкономически сбалансированной "бинаправленной" (европейской и азиатской) внешней политики России и стратегии ее развития.

ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРАХ ОТНОШЕНИЙ СО СТРАНАМИ АТР

Опираясь на известные позитивные сдвиги в экономическом и государственном строительстве, Россия, наконец, постепенно

стр. 2


вышла из зоны политического небытия в Восточной Азии, хотя целый ряд нерешенных серьезных проблем по обретению и упрочению экономических позиций в регионе остается.

Вовлеченность России в антитеррористический альянс, возглавляемый США, со всей очевидностью показал, что интерес Запада к России носит утилитарный характер. Запад хотел бы под сурдинку антитерроризма толкнуть Россию на путь сдерживания Китая. Одновременно опыт взаимопонимания с Западом продемонстрировал, что предпосылки заинтересованности Запада в сотрудничестве с Россией лежат в успехах и поражениях в Азии, в процессе освоения восточных регионов России и во взаимодействии России с ее соседями - Китаем, Индией, способности решать проблемы в Закавказье, влиять на ситуации в Ираке, Иране, Афганистане.

Долговременная цель азиатской политики России и успех этой политики будут зависеть от:

1. Способности России во внутренней политике перейти от квазиколониалистской выкачки ресурсов к реальным действиям по комплексному социально-экономическому подъему Сибири и Дальнего Востока;

2. Возможности развернуть взаимовыгодное широкомасштабное экономическое сотрудничество и взаимодействие с Китаем, Индией, странами АСЕАН, Японией (если она не будет обуславливать развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений различными предварительными требованиями), чтобы обеспечить рынок сбыта российским товарам машиностроения и передовых технологий, для которых закрыты рынки США и ЕС. Необходимо разработать и совершить энергетический и транспортный прорыв в Северо-Восточной Азии (СВА), что позволит России стать реальным геополитическим мостом между Востоком и Западом. Только на этом пути Россию ждет достойный статус в мире и экономическая выгода для развития самой России и достойная ее ниша в экономическом пространстве и в АТР, и в мире в целом.

У России есть только один эффективный путь развития - свой, евразийский.

Что касается вызовов азиатской политики России, то они концентрируются, прежде всего, в слабом экономическом присутствии России в АТР (менее 1%), а доля СВА в торговле России - около 9%, т.е. объем торговли России с Азией меньше, чем объем торговли России с Германией.

Фоном стратегии российского продвижения к Азии являются:

- наращивание значительного экономического потенциала и постепенное превращение АТР в главный Центр мирового экономического развития;

- усиление интеграционных процессов, которые приобретают глобальный характер. При этом многие страны региона, в том числе и быстро развивающиеся, такие как Китай и Индия, сталкиваются с целым рядом серьезных потенциальных угроз для социально-экономической, политической стабильности, порождаемых как глобализацией, так и процессами неравномерности внутреннего развития;

- исключительная разноликость, цивилизационное разнообразие, значительные различия в уровнях экономического, политического и культурного развития создают предпосылки для формирования устойчивой многополярности и регионализма;

- наличие серьезных межэтнических, межцивилизационных противоречий в политической, экономической, культурной сферах, что закладывает немалый конфликтный потенциал;

- сокращение вооруженных сил одних государств, прежде всего России, сопровождается одновременно наращиванием военного потенциала и модернизацией вооруженных сил США и многих стран АТР.

Именно на этом фоне кристаллизуются стратегические интересы России в АТР, именно эти факторы нельзя не учитывать в разработке стратегии осуществления азиатской политики нашей страны.

Каковы эти интересы:

- поддержание стабильности и экономического роста как страны в целом, так и особенно ее восточной части, которая выступает локомотивом интеграции России в АТР;

- обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности России;

- обеспечение наиболее благоприятных внешних условий для развития страны, осуществление политики внутренних преобразований;

- адаптация и активное включение в интеграционные процессы в АТР на принципах равенства и открытости.

Очевидно, что решить эти задачи Россия может, лишь развивая как многостороннее, так и одностороннее сотрудничество

стр. 3


со всеми государствами региона, прежде всего с ее дальневосточными соседями - Китаем, двумя корейскими государствами, Японией, а также США, Индией, странами АСЕАН и международными организациями в Азии.

Устойчивость и безопасность России могут быть обеспечены лишь проведением взвешенной синергетической, резонансной политики как на Западе, так и на Востоке.

У России нет другого пути, как с учетом своих интересов и возможностей активно адаптироваться к процессу глобализации, участвовать в глобальной геополитической игре.

В глобальной политической игре у России есть два балансира устойчивости. С одной стороны, это отношения со странами постсоветского пространства, где Россия имеет глубокие исторические, экономические, культурные корни. С другой стороны, это азиатские партнеры - Китай и Индия, стратегические интересы выживания и национальные интересы которых очень близки и во многом перекликаются с интересами России.

Азиатскую политику РФ необходимо строить на основе диалога и координации действий по обеспечению мира и стабильности в АТР, взаимодействия на двусторонней и многосторонней основе с другими государствами и региональными форумами.

В целом, при строгом учете проблемных компонентов можно сказать, что интересам России отвечает более энергичное, заинтересованное участие в деятельности АТЭС, более полное использование открывающихся в этом случае возможностей. В этом направлении были предприняты немалые усилия. Важную роль сыграли участие в сессиях АТЭС и визиты в страны региона президента В. В. Путина, председателя Совета Федерации С. М. Миронова, министров иностранных дел и обороны РФ. Однако значительная работа еще впереди. Сделать это можно только совместными усилиями государства и бизнеса, представителей всех слоев российского общества.

Интенсификация участия России в интеграционных процессах в регионе может оказать определенное содействие социально-экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири.

Участие в АТЭС создает более благоприятный климат и для решения вопроса о вхождении России в ВТО. Встреча в Сантъяго была использована для получения поддержки России в этом вопросе со стороны ряда стран - членов АТЭС.

В связи с расширением интеграционного поля в Восточной Азии, появлением новых региональных организаций представляется важным выработать наше отношение, формы и методы участия в них.

Давно перезрел вопрос о вступлении России в члены Азиатского банка развития (АзБР), что могло бы дать возможность участвовать в реализации финансируемых банком проектов. Равно как представляется целесообразным активизировать поиски и разработку формата участия России в АСЕМ (Саммит Азия - Европа) и других культурных и спортивных структурах региона.

На ситуацию в Северо-Восточной Азии и сопредельного Центрально-Азиатского района (ЦАР) уже сейчас серьезное влияние оказывают создание и деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). ШОС призвана заполнить политический "вакуум", возникший в жизни стран Центральной Азии после развала СССР. Активизация сил экстремизма, терроризма и сепаратизма стали представлять угрозу не только для государств региона, но и их соседей - России и Китая. ШОС превращается в настоящее время в многопрофильный механизм политического, экономического, оборонного и гуманитарного сотрудничества.

Успешный старт ШОС - президент В. В. Путин назвал эту организацию в числе "принципиально новых механизмов позитивного влияния на эволюцию системы международных отношений" - не должен заслонять немалого числа проблем, все еще разделяющих государства ЦАР, на пути дальнейшего развития ШОС. Немалую озабоченность, особенно у Китая, да и России вызывает закрепление здесь долговременного присутствия США и стран НАТО. Это неизбежно становится новым источником противоречий и угроз безопасности и даже территориальной целостности, прежде всего России, Китая, становится каналом прямого вмешательства внеазиатских сил и во внутренние дела стран ЦАР и в их отношения между собой.

В рамках поливекторной дипломатии России все более важный и самоценный характер приобретают ее отношения с АСЕАН, которая во все большей мере превращается в центр влияния в АТР. Пожалуй, наиболее активно идет взаимодействие, консультации России со страна-

стр. 4


ми АСЕАН в политической сфере. Члены АСЕАН рассматривают Россию в качестве одной из ведущих держав региона, одного из основных диалоговых партнеров, важного субъекта политического взаимодействия в АТР. Некоторые страны не скрывают, что хотели бы видеть в России противовес замыслам США по формированию однополюсного мира, равно как они опасаются резко усиливающегося доминирования Китая в Юго-Восточной Азии.

В связи со становлением новых региональных образований, в данном случае АСЕАН+3*, России приходится считаться с вновь складывающейся ситуацией в сопредельном районе. Практически к югу от российско-китайской границы до северного побережья Австралии создается громадная зона свободной торговли с населением около 2 млрд. человек и совокупным национальным продуктом в 2 трлн. долл. США с формирующимся специфическим режимом и правилами. России, которая находится вне этой зоны, предстоит ответить на вызовы, связанные с ее возникновением, равно как определить открывающиеся возможности.

В политическом плане Москва позитивно оценила возникновение новых региональных организаций. Между Россией и Китаем достигнуто соглашение о том, что Пекин будет содействовать Москве в установлении отношений сотрудничества с АСЕАН+3. Однако основная работа еще впереди.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР

Постепенное включение азиатской части России, и прежде всего Дальнего Востока и Сибири, в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике. Поэтому азиатско-тихоокеанское направление должно занять в стратегии взаимодействия России с мировым хозяйством не менее значимое место, чем европейско-атлантическое, а для Дальнего Востока - стать приоритетным.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе действуют три основных центра экономического притяжения: 1) "Большой Китай" - КНР, включая Гонконг, Тайвань; с ним тесно взаимодействует Сингапур; 2) Япония и Южная Корея; 3) группа стран АСЕАН.

Проведенный в начале 2004 г. ИДВ РАН совместно с заинтересованными ведомствами комплексный анализ состояния и перспектив российско-китайских отношений позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее последовательное углубление сотрудничества с Китаем может стать одним из главных факторов экономического развития России в целом и реализации ее национальных интересов в сфере международной безопасности и укрепления суверенитета. В этих сферах коренные национальные интересы двух стран имеют много общего. Существующие и потенциальные различия в интересах не носят непримиримого характера и при наличии политической воли могут быть, как об этом свидетельствует пример окончательного решения вопроса о линии прохождения границы, преодолены на взаимоприемлемой основе.

КНР - одна из крупнейших экономик мира. Как свидетельствуют материалы "Доклада о торговле и развитии 2004", опубликованные недавно конференцией ООН по торговле и развитию, Китай превратился в один из двигателей мировой экономики. Согласно информации Азиатского банка, в 2003 г. 13% прироста мировой экономики было обеспечено за счет Китая, в 2004 г. этот показатель увеличится до 15%. Влияние Китая на развитие мировой экономики осуществляется прежде всего через внешнюю торговлю. Внешнеторговый оборот Китая в 2004 г., судя по всему, превысил 1 трлн долл. Таким образом, Китай потеснил Францию и занял 4-е место в мире по объему внешнего товарооборота. Китаю удалось установить глубокую экономическую взаимозависимость с основными крупнейшими странами. На долю Китая ныне приходится больше 22% экспорта США, 28% Германии и 32% Японии. Доля Китая в экспорте России составляет менее 2%, а доля товарооборота КНР с Россией занимает 1,8% объема торговли КНР. По количеству привлеченных инвестиций Китай с 2002 г. занимает первое место в мире, потеснив США. Сумма этих инвестиций превышает 53 млрд. долл. США. О влиянии китайской экономики на мировые процессы свидетельствует то, что более 500 крупных транснациональных корпораций разместили свои представительства в Китае, а некоторые перенесли туда и свои штаб-квартиры из других стран региона.

Перед лицом феноменального роста Китая у политологов и ученых, естественно, возникает вопрос: как будет транслироваться растущая мощь Китая в сферу внешней политики? Не появится ли у него соблазн пойти по американскому пути, т.е. навязывать странам Азии и


* АСЕАН+3, где "3" - это Япония, Китай и Южная Корея. (Прим. ред.)

стр. 5


прежде всего своим соседям "Pax Chinesca"?

Нынешнее крайне осторожное поведение лидеров КНР, их заявления о том, что Китай никогда не станет на путь сверхдержавного гегемонизма, не просто декларация. Они отражают глубокое осознание той огромной цены, которую уже сейчас Китай платит за свое возвышение. Он осознает наличие огромного количества внутренних проблем, наличие разрывов и неравномерности в экономическом и социальном развитии страны, преодоление которых потребует многих десятилетий.

В Китае понимают, что его недруги, дабы предотвратить прямое столкновение Китая с США и сохранить за ними доминирование в мире, вынашивают стратегию "заключить Китай в объятия" и толкнуть его на путь изматывающей гонки вооружений и националистического гегемонизма и внешней экспансии против соседних стран.

Вместе с тем Китай отдает себе отчет и в том, что его нынешний бурный рост не сможет быть постоянным, что есть естественно-исторические "пределы роста". Согласно теории Кондратьевских волн, апогей развития 60-летней волны приходится на 50-е гг. XXI в.

В планах на ближайшие годы и среднесрочных программах развития Сибири и дальневосточных регионов, равно как и общих концепциях развития восточных регионов России, было бы крайне целесообразно учесть китайскую стратегию мирного возвышения страны, рассчитанную на ближайшие 50 лет и долгосрочные программы и планы развития других соседних стран, заинтересованных в расширении сотрудничества с РФ.

В стратегических наметках развития России на ближайшие 10 - 20 лет и последующие годы необходимо обозначить поле сотрудничества или наметить концепцию взаимодействия, сотрудничества и соразвития с Китаем с учетом его стратегии мирного возвышения. Эта стратегия отводит России роль стратегического партнера в обеспечении безопасности и территориальной целостности Китая, а также в создании надежного тыла, объемного рынка и пространства многостороннего сотрудничества, преимущественно в энергетической, ресурсно-топливной сферах и некоторых областях науки и техники, включая ВТС. Чтобы не допустить скатывания России на роль сырьевого придатка быстро развивающихся экономик стран СВА (Китай, Япония, Ю. Корея), весьма неотъемлемой становится задача выработки долговременных программ взаимодействия и сотрудничества с Китаем и другими странами и экономическими альянсами района в деле ускорения социально-экономического подъема районов Сибири и Дальнего Востока на основе инноваций, масштабного привлечения внешних инвестиций и развития наукоемких современных технологий.

В современных условиях Китай является оптимальным партнером для российского Дальнего Востока по многим показателям, таким как: наличие взаимодополняемости экономик - тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность у России, и сельское хозяйство, легкая промышленность, современное машиностроение, электроника и наличие избыточной относительно дешевой рабочей силы, значительный объем валютных резервов - у КНР, Гонконга, Тайваня и Сингапура.

Среди инфраструктурных проектов в рамках сотрудничества между РФ и КНР можно выделить четыре основных направления, которые и будут, очевидно, определять как дальнейшие перспективы развития российской экономики, так и возможности России для интеграции в экономику АТР. К ним относятся такие проекты, как: 1) транспортировка нефти из России в Китай; 2) освоение Ковыктинского газового месторождения под Иркутском и поставка газа в Китай, Монголию и Корею, осуществление проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2" и поставка газа в Корею и Японию; 3) переброска электроэнергии из Иркутской области в Китай и из Сахалинской области в Японию; 4) воссоздание и реконструкция Транссибирского контейнерного моста "Европа-АТР" за счет реконструкции Транссиба и БАМа, морских портов - Восточный, СЭЗ Находка, Владивосток и Зарубино и строительство новых магистральных автомобильных дорог.

Межбанковское сотрудничество. Главной проблемой в настоящее время является поиск источников финансирования дорогостоящих региональных проектов для осуществления интеграции в СВА. По расчетам ученых ИД В РАН, для реализации основных инфраструктурных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке потребуется по меньшей мере ежегодно около 7,5 млрд. долл. дополнительных капиталовложений. За счет средств государств-участников и действующих международных финансовых институтов предполагается изыскать около 2,5 млрд. долл. в год. Одним из вариантов привлечения дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока является инициирование создания специального Банка развития Северо-Восточной Азии (или Банка развития СВА). Основной задачей этого банка

стр. 6


должно быть привлечение средств на создание инфраструктуры в России, КНР, Монголии и КНДР.

Для работы с иностранными инвесторами на территории Сибири и Дальнего Востока было бы целесообразно с участием ЦБ РФ, Сбербанка и других крупных российских и зарубежных банков создать специализированный региональный Российско-Азиатский инвестиционный Банк (РАИБ) в Москве с филиалами в Иркутске, Хабаровске, Владивостоке и Новосибирске. Такой банк в начале XX в. существовал и обеспечивал финансирование строительства Транссиба. В функции банка будет входить работа по привлечению иностранных инвестиций из стран АТР, кредитование крупных инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Сибири, а также российских инвестиционных проектов в странах АТР, работа с региональными, отраслевыми и коммерческими банками, предоставление кредитов под крупные торговые сделки на уровне межгосударственных соглашений и совместных региональных проектов, включая проекты по линии приграничной торговли и др.

Использование иностранной рабочей силы для освоения Сибири и Дальнего Востока. На российском Дальнем Востоке остродефицитными являются трудовые ресурсы. В настоящее время имеющейся на Дальнем Востоке рабочей силы совершенно недостаточно для освоения территории и природных ресурсов. Экспорт на контрактно-договорной основе трудовых услуг из Китая в Россию мог бы быть взаимовыгодным. В принципе добрососедство, интенсивное экономическое сотрудничество предполагает и требует регулируемой интенсивной миграции в приграничных районах обеих стран. Однако пока роста импорта рабочей силы из Китая в Россию ожидать не приходится из-за застоя в российской экономике и отсутствия единой системно-правовой основы миграционной политики. Кроме того, бурное развитие приморских городов Китая (Дальнего, Пекина, Шанхая, Уханя, Гуанчжоу) превратило их в конкурентов России в привлечении рабочей силы из Северо-Востока Китая. В дальнейшем расширение торгово-экономических связей с Китаем, которое важно для России и особенно для ее азиатской части, приведет к неизбежному увеличению китайской диаспоры на территории России и российской - в Китае. Однако о демографической "китайской угрозе" для России имело бы смысл говорить только в случае правовой и административной бездеятельности или неорганизованности российской стороны.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Среднесрочная и долгосрочная стратегия азиатской политики России призвана обеспечить продвижение интересов РФ в регионе.

Разработка такой стратегии и вытекающей из нее политики требует последовательного закрепления евразийской цивилизационной и геополитической идентичности России и обеспечение соответствующего паритета в системе политических приоритетов, преодоления на практике исторически сложившегося одностороннего западнического дисбаланса в определении этих приоритетов. Возникает также необходимость при осуществлении работы по обеспечению отвечающего национальным и цивилизационным достоинствам высокого международного статуса и имиджа России и ее культуры последовательно добиваться закрепления за Россией статуса и имиджа страны, одновременно относящейся и к европейскому, и азиатскому регионам, и обладающей евразийской цивилизационной идентичностью. Эта работа неизбежно столкнется с серьезным внутренним и внешним противодействием. С учетом вышеизложенного, целесообразно учесть следующее:

1. На перспективу можно ожидать усиления подвижности международной ситуации в регионе, углубления тенденции к многосторонности в международных отношениях, что будет открывать новые возможности для свободы маневра во внешней политике РФ.

2. При выработке текущих и среднесрочных программ и концепций развития Сибири и российского Дальнего Востока целесообразно учитывать возможность состыковки и координации этих программ и концепций с соответствующими программами и планами развития соседних дальневосточных стран.

3. Принимая во внимание складывающиеся реалии в международной обстановке, представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки концепции внешнеполитического курса России в качестве евроазиатской державы, оптимизации российского участия в интеграционных процессах в АТР, особенно в Северо-Восточной Азии, а также в Центральной Азии.

стр. 7


4. В связи с новыми явлениями в интеграционных процессах в АТР представляется своевременным обновить Концепцию участия России в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), одобренную президентом России в 2001 г. Представляется полезным проведение слушаний в Думе по проблемам участия России в интеграционных процессах в АТР, прежде всего в АТЭС. В свете вышесказанного приобретает значение восстановление проведения бывших традиционными совместных научно-практических конференций МИД РФ и ИДВ РАН по проблемам участия России в АТЭС, которые являют собой уникальный сплав теоретической, исследовательской мысли и практического опыта. Издание материалов конференций приурочивалось к проведению очередного саммита АТЭС и могло быть использовано в процессе подготовительной к нему работе.

5. Представляется также важным рассмотреть вопрос о восстановлении в рамках правительства ранее существовавшей структуры, координировавшей участие российских организаций в деятельности АТЭС, АСЕАН и т.п.

6. Представляется полезным предпринять шаги по завершению разработки нашей позиции в отношении формата сотрудничества с АСЕАН+3.

7. В целях конкретизации формулирования путей вхождения России в интеграционное пространство Восточной Азии представляется целесообразной углубленная проработка выдвинутых российскими и зарубежными специалистами конкретных проектов и предложений, как то - создание Резервного фонда нефтяных ресурсов, Международного Банка развития стран Северо-Восточной Азии, Российско-Азиатского инвестиционного банка и др.

8. Учитывая сохраняющиеся очаги потенциальной напряженности и конфликтности в Восточной Азии вблизи российских границ (Корейская проблема, Тайвань, территориальные притязания Японии к России, Китаю, Южной Корее, территориальный спор вокруг островов в Южно-Китайском море, наличие мощных американских сил передового базирования и т.д., продолжающееся наращивание военных мускулов всеми странами СВА), России необходимо укреплять сухопутные и стратегические силы, расположенные на Дальнем Востоке, поддерживать боеготовность Тихоокеанского Военно-морского флота, преодолевать возникшее у населения дальневосточных регионов чувство незащищенности.

9. Учитывая стратегическую важность укрепления позиции России в ЦАР и взаимодействия со странами-участниками ШОС, прежде всего с Китаем, полагали бы целесообразным рекомендовать создание в рамках РАН специального исследовательского Центра по изучению проблем ШОС. Такие центры созданы в Китае и Казахстане. ИДВ РАН имеет контакты с этими центрами и создал за счет своих более чем скромных финансовых возможностей проблемную группу по этой тематике, которая при необходимой целевой кадровой и финансовой поддержке может превратиться в солидный Центр научного сопровождения российской политики в ШОС.

10. Важное значение в практическом продвижении азиатской политики России в экономической сфере в АТР и привлечении внимания российского и зарубежного бизнеса к вопросам освоения и развития Сибири и Дальнего Востока имеет Байкальский экономический форум. Целесообразно усилить его общерегиональное звучание как Общесибирского и Дальневосточного форума. Это требует особого внимания к нему со стороны Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, а также правительства и администрации президента, всех сибирских и дальневосточных полпредов и губернаторов. По примеру опыта подготовки Петербургского форума необходимо активное вовлечение в его работу институтов Российской академии наук, ее Сибирского и Дальневосточного отделений и региональных научных центров.

-----

1 Ломоносов М. Записки по русской истории. М., 2003, с. 384.

2 Там же, с. 392.

3 Там же, с. 388.

4 Гумилев Лев. Судьба и идеи. М., 2003, с. 49.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЙСКИЕ-ИНТЕРЕСЫ-В-АТР-И-ПРИНЦИПЫ-ФОРМИРОВАНИЯ-АЗИАТСКОЙ-ПОЛИТИКИ-РОССИИ-В-ПЕРВОЙ-ПОЛОВИНЕ-XXI-ВЕКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Zakhar PrilepinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Prilepin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. ТИТАРЕНКО, РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В АТР И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АЗИАТСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XXI ВЕКА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.05.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЙСКИЕ-ИНТЕРЕСЫ-В-АТР-И-ПРИНЦИПЫ-ФОРМИРОВАНИЯ-АЗИАТСКОЙ-ПОЛИТИКИ-РОССИИ-В-ПЕРВОЙ-ПОЛОВИНЕ-XXI-ВЕКА (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. ТИТАРЕНКО:

М. ТИТАРЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Zakhar Prilepin
Moscow, Россия
103 просмотров рейтинг
25.05.2023 (310 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В АТР И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АЗИАТСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XXI ВЕКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android