Libmonster ID: RU-18640
Автор(ы) публикации: Д. ВЛАДИМИРОВ

Характерной особенностью российско-индийских отношений было и остается отсутствие межгосударственных конфликтных ситуаций и принципиальных разногласий. И это не дежурный комплимент, призванный подчеркнуть значимость двустороннего сотрудничества, но сущностная характеристика сложившихся реалий. Эта особенность выглядит тем более уникальной, если учесть "весовую категорию", к которой принадлежат Россия и Индия в силу их территориальных размеров, геополитического положения, демографии, культурного наследия и прочих факторов. Мало какие другие пары крупных стран могут похвастаться такой свободой от идеологических и прочих споров, таким совпадением подходов к международным и региональным вопросам.

Дело тут, думается, не только и не столько в примечательных цивилизационных и этнокультурных пересечениях, взаимных симпатиях и эмоциональной близости двух народов. При более пристальном взгляде становится очевидным, что Россию и Индию объединяет схожесть коренных национальных интересов, которая естественным образом подводит прочный фундамент под их долгосрочное взаимодействие. История дипломатических отношений между Москвой и Дели насчитывает без малого 60 лет. На протяжении этого периода в обеих странах происходили самые разные события, порой весьма бурные и неоднозначные. Менялись международное окружение, расстановка сил на мировой арене, характер глобальных вызовов и угроз. Между нашими странами случались спады во взаимной торговле, периоды относительного охлаждения, сомнений и шероховатостей. Однако общность целей неизменно брала верх над личностными и идеологическими факторами, и российско-индийские связи, базируясь на куда более основательных - геополитических - факторах, убедительно демонстрировали свою прочность.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ "СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО"

Поступательное в целом развитие двустороннего сотрудничества к началу XXI в. вывело Россию и Индию на уровень "стратегического партнерства". Несмотря на определенную пафосность и универсализм этого термина, отсутствие его строгого международно-правового толкования, самим его использованием наши страны заявили о стремлении выстроить новую модель отношений. С этой точки зрения под "стратегическим" следует понимать долгосрочность, комплексность и масштабность взаимодействия, самоутверждение в качестве ключевых игроков на мировой арене и совместное противостояние глобальным угрозам и вызовам. Партнерство подразумевает равноправие, прагматизм, взаимную выгоду, регулярное согласование позиций и координацию действий.

Высшее политическое руководство и России, и Индии, как представляется, делает максимум зависящего от него, чтобы двустороннее сотрудничество было именно стратегическим, отвечало национальным интересам и вписалось в новые мировые реалии, претерпевшие значительные изменения за последние два десятилетия. В 90-х гг. прошлого

стр. 2


века, возможно, несколько медленнее, чем того хотелось бы, но все же был исправлен крен российской внешней политики в сторону Запада. Москва и Дели преодолели прежний комплекс "особых отношений", которые служили в свое время козырем в глобальном советско-американском противостоянии, но утратили значение с его прекращением. Ритуальные здравицы в честь вечной дружбы, не наполненные конкретным содержанием, стали уступать место реальной политике. При этом из наследия прежнего периода было взято лучшее - сохранена доверительность отношений и высокий уровень взаимопонимания.

С 2000 г. установилась традиция проведения регулярных встреч высшего руководства двух стран, в том числе - ежегодного обмена визитами президента Российской Федерации и премьер-министра Индии. Такой механизм не только свидетельствует об особо тесном характере отношений, но и предоставляет возможность оперативно отслеживать и эффективно направлять развитие двустороннего взаимодействия в практическом плане. Последний российско-индийский саммит с большим успехом прошел в декабре 2004 г. в Нью-Дели. Наблюдатели были единодушны в высокой оценке его деловой направленности и значимости для решения насущных вопросов. Расширена повестка дня партнерства. Солидный пакет документов, подписанных в ходе саммита, в том числе трех межправительственных соглашений, укрепил договорно-правовую базу сотрудничества.

"СТРАНА ЧУДЕС" СТАНОВИТСЯ МИРОВОЙ ДЕРЖАВОЙ

С точки зрения развития наших двусторонних отношений, принципиально важным представляется постепенное укоренение в сознании российской политической и экономической элиты двух моментов.

Во-первых, все более утверждается взгляд на Индию как на одного из самых авторитетных и влиятельных членов международного сообщества, весьма перспективного политического и экономического партнера. Для этого есть все основания. Индия, которую большинство россиян с детства знало как сказочную страну с ореолом патриархальности, древних норм и обычаев, в последние десятилетия сделала огромный скачок в своем развитии и теперь располагает мощным экономическим и военно-политическим потенциалом. По объему ВВП (580 млрд. долл. США), рассчитанного по паритету покупательной способности, она уступает лишь США, Китаю и Японии. Значительны золотовалютные резервы страны (более 140 млрд. долл.), темпы роста экономики - одни из самых высоких в мире, инфляция уверенно контролируется правительством. Примечательное практическое выражение этих достижений можно видеть в позиции индийских властей по вопросу ликвидации последствий цунами в декабре прошлого года. Страна потеряла более десяти тысяч своих граждан, сотни тысяч остались без крыши над головой, сотнями миллионов долларов измеряется материальный ущерб. Однако уверенность в собственных силах позволила Нью-Дели отказаться от иностранной гуманитарной помощи. Более того, Индия сама выступила в качестве ее донора для Шри-Ланки, Индонезии и Малайзии.

Индия ежегодно тратит более 8 млрд. долл. на НИОКР, что дает зримые результаты. Так, например, экспорт программного обеспечения, получившего признание во всем мире, для нее стал чем-то вроде нефти для арабских стран. Показательный факт - выходцы из Индии составляют 35% программистов (порядка 300 тыс. человек) в американской Силиконовой долине и четвертую часть инженеров и технологов НАСА США. В целом, Индия имеет огромную диаспору в нескольких десятках стран, ее годовой доход оценивается в 160 млрд. долл., а по своему политическому влиянию она сопоставима с китайской общиной. В 2002 г. страна впервые собственными силами вывела на околоземную орбиту метеоспутник, а на 2008 г. намечен полет индийского беспилотного космического корабля на Луну. Наконец, вооруженные силы Индии занимают четвертое место в мире по численности и одно из ведущих по оснащенности.

Все это делает тесными для Индии рамки региональной державы и предопределяет ее весомую роль в общемировых делах. С учетом этого совершенно логично и своевременно прозвучало заявление президента России в ходе последнего российско-индийского саммита о том, что Индия является "кандидатом номер один" на место постоянного, с правом вето, члена СБ ООН в случае его расширения.

К тому же в российском истеблишменте растет понимание современных тенденций в расстановке международных и региональных полюсов силы, проясняются черты новых политических и экономических конфигураций, в том числе (и это особенно важно) на восточном направлении. Должное внимание начинает уделяться трезвым оценкам поведения "геополити-

стр. 3


ческих конкурентов" в тех частях света, которые мы традиционно считали "своими". Параллельно формируется реалистичный взгляд на то, как России следует распорядиться имеющимся у нее далеко не безграничным политическим и экономическим ресурсом, с тем чтобы сохранить и, по возможности, сделать более весомым свой статус одного из крупнейших мировых "игроков". Другими словами, на повестке дня - концентрация усилий на оптимальных внешнеполитических векторах, точный (если не "точечный") выбор надежных партнеров и моделей взаимоотношений.

Путь к практическому созданию подобной модели на южно-азиатском направлении лежит через укрепление системного и многопланового характера российско-индийского партнерства. Для нас важно, что стремление к такому укреплению полностью разделяется индийским руководством. В настоящее время для наращивания взаимодействия в распоряжении Москвы и Нью-Дели имеются достаточно эффективные механизмы согласования позиций и координации совместных усилий во всех основных областях.

Особое внимание сторонами уделяется поддержанию и расширению политических контактов. Месяцы, прошедшие со времени декабрьского саммита, являются тому убедительным подтверждением. 9 мая прошли плодотворные переговоры между президентом России и премьер-министром Индии, прибывшим в Москву для участия в торжествах по случаю 60-летия Победы. 22 - 25 мая состоялся государственный визит в Россию президента Индии А. П. Дж. Абдул Калама, а 13 - 16 июня в качестве гостя президента России в нашей стране находилась председатель Индийского национального конгресса, председатель Координационного комитета правящего в Индии Объединенного прогрессивного альянса Соня Ганди. Такой плотный график позволяет утверждать, что по своему уровню и интенсивности в последнее время контакты России с Индией не уступают, а в некоторых случаях - и превосходят ее отношения с другими крупнейшими мировыми державами.

Регулярно проводятся встречи министров иностранных дел России и Индии, консультации на уровне МИД, контакты членов национальных делегаций в ООН, других универсальных и региональных организациях. Функционируют совместная Рабочая группа по противодействию глобальным вызовам и межведомственная Рабочая группа по противодействию международному терроризму. Производится обмен по линии парламентов, советов безопасности и различных государственных учреждений. Такой механизм позволяет Москве и Нью-Дели в духе партнерства слаженно и последовательно отстаивать свои внешнеполитические интересы, которые они видят в установлении демократичного многополюсного миропорядка при сохранении центральной роли ООН, в поддержании стратегической стабильности, обеспечении международной и региональной безопасности, налаживании эффективной борьбы с вызовами и угрозами мировому сообществу. То, что позиции, занимаемые Россией и Индией в отношении главных международных проблем, традиционно близки, очередной раз было подтверждено в декабре прошлого года в совместной декларации, содержащей заявления по вопросам будущего мироустройства, реформы ООН, разоружения, антитеррора, а также оценки ситуации в Афганистане, Ираке и перспектив ближневосточного урегулирования.

"АДМИРАЛ ГОРШКОВ" СТАЛ ИНДИЙСКИМ АВИАНОСЦЕМ

Важнейшей составляющей российско-индийского стратегического партнерства остается военно-техническое сотрудничество (ВТС). В этой сфере сторонами накоплен уникальный опыт. Достаточно сказать, что, по некоторым оценкам, вооруженные силы Индии на 75 - 80% оснащены вооружениями российского производства. Из значительных событий последнего года можно выделить подписание контракта на поставку Индии российского тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", предусматривающего модернизацию корабля и поставку авиагруппы палубного базирования в составе истребителей МиГ-29К, вертолетов К-28 и К-31; поставки российских танков Т-90С, РСЗО "Смерч", а также начало выпуска по лицензии на заводе индийской корпорации "ХАЛ" истребителей-бомбардировщиков Су-30МКИ. В рамках соответствующей Межправительственной комиссии, возглавляемой министрами обороны двух стран, обсуждаются новые интересные проекты.

При этом важно отметить качественно новую тенденцию последних лет. Индия вошла в число немногих государств, с которыми Россия, не ограничиваясь отношениями продавца и покупателя, налаживает совместную разработку и производство военной техники, причем не исключая выход с ней на рынки третьих стран. Первым результатом подобного сотрудничества стала российско-индийская сверхзвуковая крылатая ракета "Брахмос". В перспективе - совместная разработка истребителя пятого поколения и многофункционального транспортного самолета. Другая новая деталь - взаимодействие российских и индийских военных в рамках совместных учений. Первой "ласточкой" стали военно-морские маневры "Индра-2003" в Индийском океане. Их успешный опыт будет, несомненно, развиваться.

стр. 4


Помимо чисто коммерческой выгоды, двустороннее ВТС имеет бесспорное стратегическое значение и для России, и для Индии. Оно, прежде всего, содействует укреплению безопасности Индии во всех ее аспектах - энергетическом, транспортном, в вопросах борьбы с морским пиратством и терроризмом, с нестабильностью на проблемных приграничных территориях. Тем самым Россия, учитывая геополитические факторы, усиливает и свои южные фланги.

Более того, оценивая по совокупности политическую, военно-техническую и военную составляющие российско-индийского партнерства, можно говорить о том, что оно могло бы стать отправной точкой для отработки принципиально новых механизмов обеспечения безопасности, своего рода базовой субрегиональной подсистемой для построения общеазиатской системы. Объективно модель, выстраиваемая Россией и Индией, значительно расширяет возможности ООН при решении масштабных международных проблем, наведении порядка в зонах, чреватых нестабильностью и накопивших высокий конфликтный "заряд". Реализация этой модели может способствовать ликвидации разделительных линий и образованию единого пространства на субконтиненте, свободного от насилия и конфронтации.

В этой связи нельзя обойти вниманием расширение взаимодействия между Россией, Индией и Китаем. Практическое осуществление идеи "треугольника стратегических партнеров" может привести к созданию мощнейшего полюса силы, играющего первостепенную роль в урегулировании ситуации в Южной Азии, а в комбинации с потенциалом Шанхайской организации сотрудничества - и в Центральноазиатском регионе. Такое усиление политических позиций имеет все основания быть привлекательным для каждой из трех столиц. Будучи подкреплено организационно, оно неизбежно повлечет за собой и укрепление экономическое: в стабильном и предсказуемом политическом климате всегда проще решать проблемы привлечения капиталов, обеспечения энергетическими ресурсами и создания независимой транспортной инфраструктуры.

Москва последовательно работает над укреплением российско-индийско-китайского взаимодействия. С 2002 г. проводятся встречи глав внешнеполитических ведомств в ходе сессий Генассамблеи ООН, регулярно встречаются постпреды трех стран при этой организации. Для обсуждения перспектив развития "Треугольника" были использованы неформальные министерские встречи в октябре прошлого года в Алма-Ате (в рамках мероприятий Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии - СВМДА) и в июне этого года во Владивостоке. Активно прорабатывается идея дополнения политического взаимодействия России, Индии и Китая трехсторонним экономическим сотрудничеством. Надежды на успех возрастают по мере того, как укрепляется индийско-китайская сторона "треугольника", где, в частности, обозначился прогресс в самой чувствительной проблеме индийско-китайских взаимоотношений - пограничной.

БИЗНЕСМЕНЫ СТРАДАЮТ "ИНЕРЦИЕЙ МЫШЛЕНИЯ"

Наиболее проблемной сферой российско-индийского сотрудничества остаются торгово-экономические отношения. Здесь наблюдаются весьма противоречивые тенденции. Оставляют желать лучшего объемы взаимной торговли, причем признаки их увеличения в ближайшем будущем пока не проглядываются. На фоне ломки прежних отношений, практиковавшихся при СССР, свою "оборотную сторону" демонстрируют экономические реформы, проводившиеся почти одновременно в России и Индии на протяжении 90-х гг. По данным Федеральной таможенной службы России (индийская статистика выглядит еще менее радужной), товарооборот между двумя странами в 2004 г. едва превысил 3 млрд. долл. США. Для сравнения: ежегодные объемы торговли Индии с США достигают 18 млрд. долл., с Китаем - более 11 млрд. долл., с Великобританией - порядка 10 млрд, с Германией - более 6 млрд., с Францией - до 5 млрд. долл. В структуре российско-индийской торговли преобладают сырье, полуфабрикаты, текстильные изделия, сельскохозяйственные и продовольственные товары. Преждевременно говорить об успешной "притирке" друг к другу представителей деловых кругов двух стран - в их среде до сих пор сильны некоторые предрассудки, инерция мышления, созывается недостаток опыта в условиях свободной конкуренции. Случаются просчеты и в экономической политике.

С другой стороны, не может не радовать осуществление ряда крупных российско-индийских проектов. В соответствии с установленным графиком идет строительство на юге Индии АЭС "Куданкулам", стоимость которого оценивается в 2,6 млрд. долл. В январе этого года для станции был поставлен первый ядерный реактор, изготовленный на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге. ОАО "Газпром" совместно с Газовым управлением Индии ведет разведочные работы на шельфе Бенгальского залива. При российском участии реконструируется ряд индийских металлургических заводов, строятся инфраструктурные сооружения, в том числе крупные ГЭС.

Наметились подвижки в инвестиционном сотрудничестве. Нефтегазовая корпорация Индии вложила 1,7 млрд. долл. в проект "Сахалин-1", заявила о своих планах инвестировать 1,5 млрд. долл. в "Сахалин-3" и участвовать в разработке нефтяных месторождений на Каспии. Как известно, эта же компания заявляла о готовности приобрести значительную долю акций " Юганскнефтегаза".

стр. 5


Еще один грандиозный проект касается создания Международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг". Он предполагает реорганизацию транспортировки грузов как из стран Южной и Юго-Восточной Азии через Персидский залив и Каспийское море в Россию и Западную Европу, так и в обратном направлении. Тем самым должны быть обеспечены более выгодные условия грузоперевозок в европейском направлении по сравнению с другими маршрутами, а также сведены к минимуму негативные последствия создания евроазиатских транспортных артерий в обход территории России. Участниками соглашения о МТК, помимо России, Индии и Ирана, стал ряд других государств.

Успешное осуществление этих и подобных им проектов не просто укрепляет материальную базу российско-индийского сотрудничества, но и придает истинно стратегический смысл партнерству двух стран. Яркий пример - взаимодействие в сфере энергетики. Для индийского правительства тема "номер один" - обеспечение энергетической безопасности страны, в первую очередь, бесперебойности поставок углеводородного сырья и независимости их источников. Уже сейчас Индия вынуждена импортировать порядка 70% нефти, к 2020 г. эта доля, по всей видимости, возрастет до 85%. Не слишком благоприятными выглядят прогнозы касательно природного газа - сейчас страна на 90% пользуется собственными запасами, но к 2025 г. его потребление должно возрасти более чем в 4 раза, а новые крупные газовые месторождения пока не обнаружены.

В этих условиях Дели строит масштабные планы по доставке углеводородного сырья из соседних стран. Рассматриваются варианты строительства гигантских трубопроводов из Ирана и Мьянмы, охватывающие сразу несколько государств - Пакистан, Бангладеш и даже Китай. Большие надежды на комплексное содействие в реализации этих планов индийцы связывают с Россией. Показательно недавнее заявление министра нефти и природного газа Индии М. Ш. Айера: "Стратегическое сотрудничество с Россией в области энергетики жизненно необходимо, это вопрос национальной безопасности страны". Естественно, и для России эта тема очень интересна. Более того, ОАО "Газпром" продолжает работать над проектом транспортировки в Индию иранского газа через территорию Пакистана. Весьма перспективной выглядит и идея участия "Газпрома" в строительстве газопровода Мьянма - Бангладеш - Индия.

Не менее стратегически важным и коммерчески выгодным представляется создание в Евразии альтернативных транспортных путей, их диверсификация и модернизация. Во всех случаях мы отмечаем дополнительный стратегический аспект масштабного экономического сотрудничества - его стабилизирующее воздействие на "большую" политику. Взять то же строительство упомянутых газопроводов - очевидно, что оно способно внести заметную лепту в нормализацию ситуации в Южной Азии в целом, будь то ее индийско-пакистанский или индийско-бангладешский вектор.

СТАВКА НА ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

И все же одни только крупные сырьевые и инфраструктурные проекты, даже в случае их успешной реализации, не решают окончательно задачу полного и устойчивого наполнения российско-индийского торгово-экономического сотрудничества. Интересы его наращивания и оптимального использования огромного потенциала двух стран требуют модернизации самой структуры взаимодействия, в первую очередь, повышения в ней роли высокотехнологичных отраслей, тех сфер, которые определяют развитие современной экономики и позволяют уверенно смотреть в будущее.

Как показывают последние российско-индийские встречи на высшем уровне, стороны близки в понимании этих вопросов и готовы в приоритетном порядке продвигать связи в области космоса, информационных и биотехнологий, других наукоемких отраслей. Президент России посетил индийский аналог Силиконовой долины - город Бангалор и обстоятельно пообщался с представителями крупнейших индийских компаний. В ходе саммита подписаны несколько документов между крупнейшими финансово-банковскими структурами двух стран, нацеленных на совершенствование механизмов банковского взаимодействия. Положительную роль должны сыграть поддержка Индией присоединения России к ВТО, признание ею рыночного статуса российской экономики и решение Москвы и Дели о расширении сферы использования индийского рупийного долга (по кредитам, предоставленным ранее бывшим СССР и позже Россией), в том числе за счет его рефинансирования в совместные инвестиционные проекты в Индии.

Для увеличения в российско-индийской торговле доли продукции высокотехнологичных отраслей есть серьезные предпосылки. В последние годы активно развивается двустороннее научно-техническое сотрудничество на основе Комплексной долгосрочной (до 2010 г.) программы. Стороны основали целый ряд совместных профильных научно-исследовательских центров в таких областях, как биомедицина и биохимия, редкие и цветные металлы и др. Главная задача центров - создание, с прицелом на практическое использование, новых технологий, поколений оборудования и материалов. Московский центр перспективных компьютерных технологий оснащен индийским суперкомпьютером ПАРАМ-10000, который предназначен для моделирования атмосферных процессов, исследований в области микроэлектроники, медицины, сейсмологии, экологии и др. В целом в рамках этой программы осуществлено более 300 проектов в области математики, механики, химии, физики, материаловедения, лазерной и пучковой техники, электроники, океанологии, сейсмологии и др. На текущем этапе она включает около 140 совместных проектов и охватывает широкий спектр научных дисциплин.

Примечательно, что большинство проводимых исследований имеют прикладной характер. Ценность такого сотрудничества подтвердил прошлогодний российско-индийский технологический саммит, в центре внимания участников которого находилась активизация взаимодействия индийских и российских ученых с бизнес-сообществом по следующей схеме: фундаментальная наука - прикладные разработки - коммерциализация результатов. Представленные на "Техносаммите" российские технологии вызвали большой интерес ученых и деловых кругов Индии. С их стороны была выражена го-

стр. 6


товность в ближайшие 3 - 5 лет реализовать ряд крупных и социально значимых для Индии проектов на общую сумму в 1,5 - 2 млрд. долл.

ДИПЛОМАТИЯ УЛЫБОК И РЫНОЧНЫЕ РЕАЛИИ

На государственном уровне конкретные вопросы развития российско-индийских деловых связей находятся в ведении Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. В декабре прошлого года на очередном заседании Комиссии ее механизм было решено усовершенствовать, в том числе путем радикального сокращения количества рабочих групп и оптимизации их функций. Комиссия позволяет в целом эффективно координировать усилия сторон, содействует решению проблем и поиску новых форм взаимодействия. Вместе с тем, ей присуща естественная ограниченность, когда речь заходит о "массовом наполнении" практического предпринимательства. В рыночных реалиях политическое руководство способно содействовать развитию торгово-экономических связей путем создания благоприятных условий, но лишено рычагов непосредственного управления бизнесом, возможности подхлестывания его активности, вовлечения в те или иные конкретные проекты.

Таким образом, на первый план выходит необходимость частной инициативы, развития сотрудничества между объединениями предпринимателей (типа Совместного делового совета, учрежденного российской и индийской Торгово-промышленными палатами), а также грамотной информационной политики, направленной на ознакомление широких деловых кругов с возможностями ведения бизнеса в России и Индии.

Еще одно решение - установление и развитие прямых межрегиональных связей между субъектами двух стран (на этот счет Москвой и Нью-Дели в 2000 г. подписано специальное межправительственное соглашение). В последние годы в работе на этом направлении значительно преуспели Астраханская область и индийский штат Гуджарат, Самарская область и штат Карнатака, Республика Татарстан и штат Андхра-Прадеш, в особенности главные города последних - Казань и Хайдарабад. Повышенный интерес к сотрудничеству с Индией проявляют Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Курганская и Волгоградская области. В ходе декабрьского саммита подписано соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Мумбаи.

Важно, что руководство этих регионов стремится не ограничиваться "дипломатией улыбок", а нацелено на развитие практического сотрудничества. В делегации, формируемые для проведения переговоров, включаются представители деловых кругов, ответственные лица, непосредственно отвечающие за экономическое развитие. Многие бизнесмены участвуют в торговых ярмарках и промышленных выставках, проводимых в России и Индии. Воронежская область напрямую заключила меморандум о взаимопонимании с Конфедерацией индийской промышленности. Установлены тесные отношения между Союзом промышленников и предпринимателей Тульской области и Торгово-промышленной палатой северо-восточных штатов Индии. Подписан протокол о намерениях между Всеиндийской ассоциацией промышленников, администрацией Тверской области и тверским Союзом промышленников и предпринимателей.

Показательна повестка дня межрегиональных контактов. Так, среди вопросов, обсуждаемых руководством Астраханской области и штата Гуджарат, - перспективы сотрудничества в рамках проекта по МТК "Север-Юг", включая возможность подключения к нему портов этого штата, а также создание "Международной ассоциации регионов". Постоянной темой в связях предпринимателей Самарской области и штата Карнатака стала реализация в России проекта создания технологического парка, специализирующегося на разработке и выпуске высокотехнологичной продукции.

НЕ УТРАТИТЬ ИНИЦИАТИВУ

Выводы из вышесказанного напрашиваются сами собой. Россией и Индией накоплен богатый и уникальный опыт взаимоотношений. Их стратегическое партнерство на новом, более высоком уровне стало достойным ответом на вызовы времени. Оно не только удачно вписалось в изменившиеся международные реалии, но и способно стать одним из важнейших элементов формирующегося многополюсного миропорядка.

"Болевые точки" российско-индийского сотрудничества, прежде всего в сфере торгово-экономических связей, нельзя назвать неизлечимыми. Для исправления ситуации многое делается, еще больше предстоит сделать, но у сторон есть к этому и политическая воля, и представление о необходимых мерах. Важно принимать их своевременно, не утрачивать инициативу, не сплоховать в борьбе с геополитическими конкурентами, не прийти в успокоение от кажущегося благоденствия. Предыдущий опыт российско-индийских отношений и сегодняшние установки руководства двух стран позволяют смотреть в будущее с оптимизмом.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЯ-ИНДИЯ-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ-ОРИЕНТИРЫ-СОТРУДНИЧЕСТВА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Zakhar PrilepinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Prilepin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. ВЛАДИМИРОВ, РОССИЯ-ИНДИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.05.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЯ-ИНДИЯ-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ-ОРИЕНТИРЫ-СОТРУДНИЧЕСТВА (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. ВЛАДИМИРОВ:

Д. ВЛАДИМИРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Zakhar Prilepin
Moscow, Россия
111 просмотров рейтинг
25.05.2023 (332 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РОССИЯ-ИНДИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android