Libmonster ID: RU-18671
Автор(ы) публикации: Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ

Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ

Кандидат экономических наук

Стремительно развивающаяся экономика Китая с каждым годом потребляет все больше и больше энергетических ресурсов, прежде всего нефти. В качестве источника этого ценнейшего сырья КНР рассматривает преимущественно Россию и новые государства Центральной Азии - бывшие советские среднеазиатские республики, - располагающие значительными запасами энергоносителей. Эти страны также заинтересованы в продаже Китаю своих энергоресурсов. Основными конкурентами в борьбе за дорогой "приз" в виде долгосрочных контрактов на поставку нефти в Китай выступают Казахстан и Россия. О перипетиях этой борьбы - публикуемая ниже статья.

Казахстанская нефть - это, прежде всего, нефть, добываемая либо на побережье Каспийского моря, либо на его шельфе. Интерес Китая к казахской нефти - часть общего интереса КНР к углеводородным ресурсам Прикаспийского региона. Еще 20 - 30 лет назад энергетические ресурсы Прикаспия не считались значительными и ограничивались месторождениями туркменского газа и считавшимися в основном выработанными месторождениями азербайджанской нефти. Казахстан лишь с большой натяжкой причисляли к нефтедобывающим республикам. Однако, когда со второй половины 90-х гг. молодые прикаспийские государства стали сами разведывать запасы полезных ископаемых, оказалось, что углеводородного сырья здесь гораздо больше, чем предполагалось прежде. Причем особенно перспективными оказались запасы нефти на каспийском шельфе, прежде всего месторождения Кашаган на казахстанской части шельфа и Хвалынское - на российской его части. И тут же встал вопрос: как и куда транспортировать эту нефть, когда развернется полномасштабная ее добыча?

Естественно, лучшими возможностями для этого располагала Россия, унаследовавшая большую часть транспортной структуры СССР, включая сеть нефтепроводов. Для других же государств транспортировка сделалась дополнительной проблемой, ибо транзит нефти по российской территории существенно повышал ее стоимость для конечных потребителей.

В прикаспийских государствах сразу же стали обсуждаться различные проекты строительства нефтепроводов в обход России. К настоящему времени реализован только один из них - Баку - Тбилиси - Джейхан (Турция).

Ныне к Китаю устремлены взоры большинства производителей нефти на территории постсоветского пространства. Эта страна - второй в мире (после США) потребитель энергоресурсов1 . С каждым годом ему их требуется все больше и больше -на протяжении последних двух десятилетий КНР развивается очень быстро: ежегодный прирост ВВП на протяжении последних лет составляет 8 - 9%2 .

Пекин ставит задачу перейти на более современный топливно-энергетический баланс, который пока носит довольно архаичный характер. Так, в 2001 г. доля угля в нем составляла 70%, мазута и других продуктов нефтепереработки - 26%, газа - 3%, атомной энергии - 1%3 . Ныне поставлена задача сократить потребление угля и увеличить использование нефти и газа. С этой целью Китай стремится увеличить добычу своей нефти на западе страны4 . Однако собственной нефти стране не хватает, и в обозримом будущем Китай вряд ли сможет добывать намного больше ныне добываемых 170 млн. т в год5 .

Соответственно, импорт нефти в КНР растет быстро. Если в 1999 г. ее было закуплено за рубежом 5,77 млн. т, что составило всего 3,4% всего нефтяного баланса страны6 , то уже в следующем году - 70,27 млн. т7 ; в 2003 г. - 91 млн. т; в 2004 г. - 120 млн. т8 . По прогнозам экспертов, к 2020 г. потребность страны в нефти может достичь 400 млн. т, причем половину этой потребности будет покрывать импорт9 . Вот почему Китай ведет активный поиск поставщиков нефтегазового сырья. И хотя есть варианты поставок нефти танкерами по морю, например из стран Ближнего Востока, одновременно рассматриваются варианты строительства и использования трубопроводов из Сибирского региона и Центральной Азии.

ПРОЕКТ ПЕРВЫЙ.

ОТ АНГАРСКА ДО ДАЦИНА

Российский проект трубопровода из российского Ангарска (Иркутская обл.) в китайский Дацин был разработан еще в конце 90-х гг. прошлого века. Предложение о его сооружении внесла в 1999 г. компания ЮКОС10 . Длина нефтепровода должна была составить 2245 км, из которых 1495 км проходили бы по территории России и 795 км - по тер-

стр. 10


ритории Китая11 . Предполагалось, что на первом этапе эксплуатации пропускная способность нефтепровода составит 20 млн. т в год, а после завершения строительства, запланированного на 2010 г., - 30 млн. т12 .

Общая стоимость строительства по маршруту Ангарск - Дацин оценивалась в 2 млрд. долл.13

Переговоры с китайской стороной продолжались в течение двух лет и завершились подписанием Генерального соглашения в сентябре 2001 г.14

К сожалению, соглашение носило крайне общий характер, многие принципиальные вопросы в нем не были определены, вследствие чего реализация проекта "зависла". Один из операторов проекта - "Транснефть", а также Минэнерго РФ отдавали предпочтение другой трассе - Ангарск - Находка (о ней пойдет речь ниже). Предполагалось, что расчет затрат будет проведен по двум вариантам, а потом будет выбран лучший из них.

После двухлетних согласований итоговую точку поставило Министерство природных ресурсов РФ. Оно дало отрицательное заключение по проекту Ангарск-Дацин, поскольку часть трассы должна пройти по территории Тункинского национального парка, а это противоречит природоохранному законодательству России15 .

Однако, возможно, истинная причина отказа другая. По маршруту Ангарск - Дацин нефть можно экспортировать только в Китай, в то время как вариант Ангарск - Находка открывает значительно более широкие варианты в плане реализации российской нефти. Правда, подобные аргументы стали приводиться уже после того, как межправительственное соглашение было подписано, а проект Ангарск-Дацин практически готов к реализации.

ПРОЕКТ ВТОРОЙ. ОТ АНГАРСКА ДО НАХОДКИ

Теперь о проекте компании "Транснефть" Ангарск - Находка. Строительство этого нефтепровода оценивается в 5 - 7 млрд. долл., общая протяженность -около 4 тыс. км. Максимальная пропускная способность - 50 млн. т нефти в год16 .

Маршрут нефтепровода предполагает строительство "трубы" от Ангарска на север вдоль Байкала на протяжении более 1000 км, затем вдоль трассы Байкало-Амурской магистрали по территории Бурятии, Читинской и Амурской областей до Тынды. Здесь "труба" должна повернуть на юг и дойти до границы с Китаем в районе Сковородино, а затем до Дацина. Основная же ветка должна повернуть у Сковородино на восток и пройти через Биробиджан, Хабаровск и, наконец, Находку до станции Перевозная. Планировалось, что сооружение трубопровода начнется в 2004-м, а завершится в 2008 г.17

Основное преимущество данного проекта виделось в том, что его реализация позволила бы экспортировать нефть не только в Китай, но и открыла бы возможности для транспортировки ее в Японию. Последняя активно поддержала проект и в январе 2003 г. заявила о гарантии закупать 1 млн. баррелей (139 тыс. т) нефти в сутки, т.е. 50 млн. т в год, что и составляет проектную мощность трубопровода. Японцы также выразили готовность предоставить кредит в 10 млрд. долл. на строительство нефтепровода и освоение месторождений Восточной Сибири18 .

Реализация данного проекта будет выгодна Китаю, согласится он строить свою часть нефтепровода от Сковородино до Дацина или нет. Ибо российскую нефть Китай мог бы покупать и в Находке, причем стоимость доставки ее в Дацин из Сковородино и Находки отличается незначительно. Еще одно из преимуществ данного проекта заключается в том, что трубопровод пройдет вблизи от месторождений Восточной Сибири, что, с одной стороны, послужило бы стимулом их быстрейшего освоения, а с другой, - позволило бы существенно повысить стоимость участков этих месторождений (особенно Талаканского в Якутии) при выставлении их на конкурсные торги.

Однако, несмотря на очевидные преимущества этого проекта, его реализация оказалась более проблемной, чем осуществление проекта Ангарск - Дацин. Едва были подготовлены первые документы, как Минприроды РФ вернуло их на доработку, требуя создания систем дополнительной защиты на случай повреждения трубопровода. Дело в том, что значительная часть маршрута должна пройти в непосредственной близости к Байкалу, да к тому же в зоне с повышенной сейсмической активностью.

Возникли вопросы и в связи с экономической целесообразностью строительства нефтепровода в настоящее время. По утверждению вице-президента "Транснефти" С. Григорьева, "...проект будет выгоден только в том случае, если объем прокачки составит не менее 50 млн. т сырья в год"19 . Между тем, сейчас неф-

Проект Казахско-Китайского нефтепровода

стр. 11


тяные компании способны поставлять ежегодно только 30 млн. т нефти. Эксперты считают, что нефтепровод Ангарск - Находка станет рентабельным только после того, как будут освоены месторождения Восточной Сибири, прежде всего Талаканское, и добыча нефти в этом регионе выйдет на проектный уровень.

Нельзя также не обратить внимание на то, что протяженность и, соответственно, стоимость нефтепровода Ангарск - Находка значительно больше, чем Ангарск - Дацин.

ПРОЕКТ ТРЕТИЙ.

"ОТВЕТВЛЕНИЕ" НА КИТАЙ

В конце концов, Минэнерго России предложило объединить оба проекта в один, который известен как "Вариант строительства магистральных нефте- и газопроводов в едином технологическом коридоре по маршруту Ангарск - Находка с отводом на Дацин (Китай) через Забайкальск"20 . Новый проект предусматривал два этапа реализации. Сначала предполагалось построить участок Ангарск - Чита - Забайкальск - Дацин, т.е. собственно трубопровод Россия - Китай по маршруту, предложенному ЮКОСом. Причем выполнить все работы в ранее предусмотренные сроки (с июля 2003-го по декабрь 2005 г.). Иначе говоря, соблюсти все договоренности на этот счет с Китаем. Реализацию же второго этапа, предусматривающего строительство участка Ангарск - Находка (маршрут "Транснефти") отложить на более отдаленные сроки.

Однако после обнародования этого варианта Япония заявила, что она не примет участия в финансировании проекта, так как перспектива строительства участка до Находки в нем достаточно неопределенна21 .

ПРОЕКТ ЧЕТВЕРТЫЙ.

ОТ ТАЙШЕТА ДО НАХОДКИ

После того как в декабре 2003 г. проект нефтепровода по маршруту Ангарск - Находка был окончательно отклонен Минприроды РФ, компания "Транснефть" приступила к разработке новой трассы, рассчитанной на транспортировку 80 млн. т нефти в год и получившей название "Система "Восточная Сибирь - Тихий океан" или "Дальневосточный нефтепровод"22 . Маршрут должен пройти в 150 км от озера Байкал, взяв начало от города Тайшет Иркутской области, расположенного на 500 км севернее Ангарска, по территории 7 субъектов Федерации - Иркутской, Читинской и Амурской областей, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. Протяженность проектируемой системы, которую предполагается проложить по маршруту Тайшет - Казачинское - Сковородино - Перевозная, - 4130 км23 .

В качестве ресурсной базы системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" планируется использовать нефтяные месторождения Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа в Западной Сибири, а также нефтегазоносные Восточной Сибири, из которых самые крупные - Лено-Тунгусское и Хатанго-Вилюйское. К магистральному нефтепроводу будут также подключены Верхнечонское (Иркутская обл.) и Талаканское (Саха-Якутия) месторождения. Причем предполагается, что строительство нефтепроводов от этих месторождений до магистральной "трубы" будет делом компаний, разрабатывающих данные месторождения.

Проект нового варианта нефтепровода был готов уже в марте 2004 г., его технико-экономическое обоснование (ТЭО) завершено в сентябре 2005 г. и ожидает проведения государственной межведомственной экспертизы. Предполагается, что сооружение трубопровода начнется в 2008 г., а завершится в 2012 г.24 Проект в данном виде вообще не предусматривает ответвления в Китай, хотя его маршрут на протяжении 1000 км пролегает в непосредственной близости (в некоторых местах всего в 60 км) от российско-ки-

Экспорт топливно-энергетических ресурсов России 1990 - 2005 гг. (факт) и 2005 - 2020 гг. (прогноз)

Реализация оптимистического прогноза по топливно-энергетическому экспорту России едва ли будет возможна без освоения китайского рынка.

стр. 12


тайской границы. Так что, если соглашение о сооружении нефтепровода в КНР будет достигнуто, его реализация не вызовет больших затруднений.

Первоначальная стоимость "Дальневосточного нефтепровода" оценивалась в 5 - 7 млрд. долл., но в дальнейшем представители "Транснефти" заявили, что она может возрасти до 8 - 12 млрд. долл.25 Среди причин удорожания называются: ожидаемый рост цен (примерно в 2 раза) на трубы; снижение курса доллара; удорожание до-разведки месторождений Восточной Сибири; необходимость строительства дополнительной инфраструктуры вдоль трубопровода, и без того включающей 32 нефтеперекачивающие станции и 13 резервуарных хранилищ26 .

Столь существенное увеличение стоимости может вызвать проблемы с финансированием. Ранее о желании участвовать в проекте заявляли правительство Японии и ряд крупных японских нефтяных компаний; однако, если стоимость проекта значительно превысит ранее заявленную, они могут пересмотреть свои позиции. В этом случае у "Транснефти" могут возникнуть проблемы с привлечением инвестиций.

На сегодня существуют два варианта участия частных компаний в проекте. Первый: нефтяные компании будут участвовать в финансировании проекта, а после сдачи трубопровода в эксплуатацию получат специальные квоты на прокачку своей нефти. Второй: компании получат миноритарную долю в собственность и эксклюзивные права на заполнение своей доли, которые они могут переуступить третьим компаниям. Первый вариант представляется более предпочтительным как с позиции государства, так и с точки зрения нефтяных компаний.

Однако в практическом плане для организации транспортировки российской нефти в Китай до сих пор ничего не сделано. Потрачены значительные средства на ТЭО по крайней мере четырех масштабных проектов, состоялось множество дискуссий, а воз, как говорится, и ныне там: ни одного метра нефтяной "трубы" в направлении Китая из России не проложено.

КАЗАХСТАН - КИТАЙ, В ОБХОД РОССИИ

"Стартовые позиции" Казахстана и России в конце 90-х гг. были примерно одинаковыми. В Казахстане тоже полным ходом шла подготовка разных вариантов строительства нефтепровода в Китай. Еще в 1997 г. Астана и Пекин договорились о сооружении трубопровода из западных нефтеносных районов страны в КНР, но реализация проекта откладывалась вплоть до 2004 г. Несмотря на то, что все детали были согласованы, а вопросов с финансированием вообще не возникало (основные инвестиции должна была сделать КНР), китайская сторона затягивала начало работ. Главная причина затяжек заключалась в том, что китайцы очень рассчитывали на реализацию российских проектов, о которых шла речь выше. Особенно перспективным представлялся китайцам проект Ангарск - Дацин, имевший много преимуществ по сравнению с казахским проектом.

Во-первых, проектная мощность российских нефтепроводов - 30 - 50 млн. т в год - значительно превышала первоначально запланированную мощность казахского нефтепровода - 20 млн. т, что представляет собой немаловажный фактор в условиях растущего дефицита энергоносителей в Китае. Во-вторых, казахско-китайский проект был очень дорогим, Астана оценила его примерно в 20 млрд. долл.27 , в то время как официально заявленная стоимость российских проектов не превышала 7 млрд. долл. Именно поэтому КНР терпеливо ждала от России определенности в решении вопроса о трассе нефтепровода в Китай. И лишь когда в конце 2003 - начале 2004 гг. стало ясно, что российское правительство вообще отказалось от планов сооружения "трубы" по маршруту Ангарск - Дацин или, по крайней мере, не рассматривает этот проект как приоритетный, китайская сторона вновь активизировала переговоры о строительстве нефтепровода из Казахстана.

Сооружение этого нефтепровода предполагается разбить на 4 этапа. Первый - нитка Кенкияк - Атырау (2003 - 2006 гг.). Второй - Атасу (Казахстан) - Алашанькоу (Китай) - Душаньцзы (Китай) (2006 - 2010 гг.). Третий - Кенкияк - Кумколь - Атасу (2011 - 2035 гг.). Заключительный - нефтепровод в Центральный Китай28 .

ОТ КЕНКИЯКА К АТЫРАУ И ОТ АТАСУ К ДУШАНЬЦЗЫ

Строительство ветки Кенкияк - Атырау на северо-западе Казахстана должно стать начальным этапом сооружения магистрального нефтепровода Казахстан - Китай. Эта "труба" должна обеспечить транспортировку нефти из новых казахских месторождений к уже действующему нефтепроводу Атырау - Россия, а после сооружения третьего этапа (Кенкияк - Кумколь - Атасу) далее в Китай. В октябре 2001 г. рамочное соглашение о строительстве трубопровода было подписано. Его общая протяженность составит 448,8 км29 .

Однако после реализации первой очереди нефтепровода (Кенияк - Атырау) сооружение второй и третьей его очередей было решено отложить и перейти к строительству нефтемагистрали Атасу - Алашанькоу - Душаньцзы. Этот, второй этап, носит принципиальный характер, поскольку тогда трубопровод действительно становится международным.

Соглашение об основных принципах строительства магистрали Атасу - Алашанькоу казахская компания "Казмунайгаз" и китайская государственная нефтегазовая корпорация CNPC подписали в марте 2004 г.30 Согласно ему, нефтепровод предстояло проложить от нефтеперекачивающей станции "Атасу" в Карагандинской области Казахстана до китайской железнодорожной станции Алашанькоу, представляющей собой крупнейший нефтеперевалочный пункт.

стр. 13


Протяженность нефтепровода составит 988 км, первоначальная мощность - 10 млн. т в год; затем она будет расширена до 20 млн. т, а в перспективе - и до 30 млн. т, что, кстати, соответствует мощности "зависшего" российского проекта Ангарск - Дацин31 .

Строительство первой очереди участка Атасу - Алашанькоу началось в сентябре 2004 г. и должно завершиться в декабре 2005 г., поставки нефти в Китай начнутся в мае 2006 г. Вторая очередь этого участка может быть завершена к 2011 г.32

В конце 2004 г. было принято решение продлить нефтепровод Атасу - Алашанькоу до города Душаньцзы в Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая. В результате общая протяженность магистрали Атасу - Душаньцзы составит 1200 км, из которых 212 км пройдут по территории Китая. Строительство китайского участка ведется с начала 2005 г.; его пропускная способность составит 10 - 15 млн. т нефти в год. Ожидается, что в декабре 2005 г. в районе станции Алашанькоу оба участка соединятся33 .

Генеральным подрядчиком сооружения китайского участка трубопровода выступает китайская нефтегазовая корпорация "PetroChina", которая также возводит в Душаньцзы два крупных нефтехимических предприятия - нефтеперегонный завод мощностью 10 млн. т готовой продукции в год и завод по производству этилена мощностью 1 млн. т в год34 .

После ввода в строй в 2006 г. нефтепровода Атасу - Душаньцзы Китай планирует построить еще два трубопровода для доставки нефти из Синьцзяна во внутренние районы страны. Таким образом, реализация 4-го этапа строительства нефтепровода Казахстан - Китай начнется значительно раньше запланированного и, скорее всего, будет совмещена с 3-м этапом.

КТО ВЛАДЕЕТ КАЗАХСТАНСКОЙ НЕФТЬЮ?

КНР сотрудничает с Казахстаном не только в области транспортировки нефти, но и в ее добыче. Китайские компании активно приобретают акции казахских нефтедобывающих предприятий. Так, еще в 1997 г. при подписании соглашения о строительстве нефтепровода Казахстан - Китай китайской компании CNPC было передано более 60% акций нефтедобывающего предприятия "Актобемунайгаз". Сделка оказалась успешной, СП "CNPC-Актобемунайгаз" - одна из самых динамично развивающихся компаний в своей отрасли: если в 2003 г. она добыла 5,2 млн. т нефти, то объем добычи в 2005 г. составит уже 5,5 млн. т35 .

Китайская корпорация "Sinopec" приобрела 50-процентную долю акций трех крупных блоков месторождения Тенгиз36 . В августе 2003 г. CNPC выкупила 35-процентную долю месторождения Северный Бузач37 . Самая же крупная покупка китайской фирмой нефтяного актива в Казахстане состоялась в августе 2005 г., когда CNPC приобрела все обыкновенные акции канадской компании "Petro-Kazahstan"38 .

Последняя ведет добычу нефти, газа и конденсата на 11 месторождениях; 7 из них компания контролирует на 100%, остальные - на 50%. Кроме того, ей принадлежат 4 лицензии на проведение геологоразведочных работ. Доказанные запасы этого холдинга составляют 392 млн. баррелей (53,5 млн. т) в нефтяном эквиваленте. В 2004 г. при объеме добычи в 7,5 млн. т нефти чистая прибыль "Petro-Kazahstan" превысила 500 млн. долл.39 Компании также принадлежит один из трех крупнейших в Казахстане нефтеперерабатывающих заводов - Шимкентский.

Одна из групп месторождений, на которых работает "PetroKazahstan", - Кумколь, в непосредственной близости от которой проходит нефтепровод Атасу - Алашанькоу - Душаньцзы, и нефть, добываемую здесь, можно будет непосредственно транспортировать в Китай.

Таким образом, часть нефти, которая направится в КНР по строящемуся трубопроводу, будет добываться на казахских месторождениях, в той или иной мере уже контролируемых китайскими компаниями.

ПОТЕЧЕТ ЛИ РОССИЙСКАЯ НЕФТЬ В КИТАЙ ЧЕРЕЗ КАЗАХСТАН?

Вполне возможно, что, кроме нефти, добываемой в Казахстане, эти компании будут прокачивать в Китай еще и российскую нефть. Причем наша нефть будет составлять большую часть наполнения "трубы". Это связано с тем, что объем углеводородного сырья, добываемого в Казахстане, в том числе и на Кумколе, недостаточен для того, чтобы заполнить трубопровод.

Собственно, Россия уже давно - один из ведущих поставщиков нефти в Китай. До недавнего времени лидером среди российских компаний - экспортеров нефти в КНР - был ЮКОС, поставивший в 2004 г. 6,5 млн. т нефти40 . В 2005 г. Россия планирует продать Китаю 11 млн. т "черного золота". ЛУКОЙЛ и ЮКОС поставят по 3 млн. т, "Роснефть" - 4 млн. т, "Сибнефть" - 1 млн. т41 . Ныне все поставки российской нефти осуществляются по железной дороге. В 2006 г. планируется продать Китаю 15 млн. т нефти42 . Возможно, по крайней мере, часть ее будет прокачена в КНР по новому нефтепроводу.

Предложение транспортировать нефть через Казахстан было сделано России Н. Назарбаевым еще в марте 2004 г. Это произошло сразу после подписания казахстанско-китайского соглашения о строительстве нефтепровода Атасу - Алашанькоу - Душаньцзы43 . Для этого подходит построенный еще в конце 80-х гг. трубопровод из Омска в Чарджоу, который проходит по территории Казахстана и Узбекистана и заканчивается в Туркмении. Пропускная способность разных участков этой "трубы" неодинакова. Участок Омск - Павлодар может пропустить 26 млн. т нефти в год, а Павлодар - Чимкент - Чарджоу -всего около 10 млн. т44 . Трасса проложена так, что на участке Павлодар - Чимкент она проходит через казахский поселок Атасу, являющийся как бы началом трубопровода Атасу - Алашанькоу - Душаньцзы. Это

стр. 14


обстоятельство, естественно, не может не вызывать интереса со стороны российских экспортеров нефти. Правда, здесь нельзя не обратить внимание на ряд моментов.

Первый. Поскольку ответственность за заполнение "трубы" в соответствии с казахстанско-китайским соглашением лежит на китайской стороне, Казахстан без согласования с Пекином не имеет права делать России предложение о прокачке нефти по этому трубопроводу45 . За Китаем же закреплено право выбора экспортеров и право принятия окончательных решений по прокачке нефти через трубопровод. Роль Казахстана в данной ситуации ограничивается лишь транзитом нефти по своей территории и, соответственно, получением платы за транзит. Возможно, российские нефтяники ведут соответствующие переговоры с китайской стороной по данным проблемам, но информация об этом не разглашается.

Второй. Казахстан, не отвечая за заполнение "трубы", тем не менее, будет контролировать поставки российской нефти через свою территорию. А в обмен за эту "услугу", оказанную России, он вправе надеяться получить доступ к российским газопроводам, чтобы транспортировать казахский газ в Европу в рамках обязательств перед европейскими партнерами. В настоящее время экспорт казахского газа за рубеж ограничен объемом около 6,5 млрд. куб. м в год, причем только часть этого газа идет в Европу, а часть поступает на Омский газоперерабатывающий завод46 . В "Газпроме" считают эту схему вполне работоспособной, и РФ вряд ли согласится с увеличением экспорта казахского газа по российским газопроводам, поскольку это может нанести ущерб экспорту российского газа.

Определить перспективность казахско-китайского маршрута для экспорта российской нефти можно будет лишь после того, как Казахстан обнародует транзитные тарифы. Кроме того, поскольку участок трубопровода Омск - Павлодар в последние годы был сильно недогружен (по нему прокачивалось ежегодно в среднем всего лишь 2,7 млн. т нефти47 - в несколько раз меньше проектной мощности), и потому потребуется некоторое время и довольно значительные средства на его восстановление. Естественно, эти затраты должны быть таковы, чтобы они в возможно короткое время окупились; без этого направлять российскую нефть по "казахскому трубопроводному маршруту" просто нет экономического смысла.

Возможность транспортировки нашей нефти в КНР по казахско-китайскому трубопроводу не означает, что реализация российского проекта строительства нефтепровода из Восточной Сибири до Тихого океана с перспективой ответвления на Китай утратила свой смысл. Темпы развития экономики Китая очень велики, энергопотребление страны растет, а потому необходимость в осуществлении российского проекта скоро появится. Кроме того, даже если наша страна будет поставлять свою нефть через Казахстан, то это будет нефть из Западной Сибири. А российские проекты трубопроводов предусматривают прокачку в КНР прежде всего восточносибирской нефти.

Но проекты эти, увы, на протяжении шести лет остаются только проектами. На сегодня неизвестно, на каком из них остановятся. Казахская же нефть через несколько месяцев уже поступит по новому, только что построенному трубопроводу в Китай.


1 Калюжный В. Выгода - наш рулевой // Время новостей, 23.02.01.

2 Там же.

3 Там же.

4 Ломанов А. Китайский путь // Время новостей, 31.08.01.

5 Браун Т. Территория для дракона или альянс для двоих? // Казахстанская правда, 12.03.04.

6 Ломанов А. Китайский путь...

7 Там же.

8 Горелов Н. "Труба" Китаю // Время новостей, 22.02.05.

9 Там же.

10 Черницкий О. Финишная прямая в Китай // Время новостей, 11.09.01.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Ребров Д. МПР откажет ЮКОСу // Время новостей, 03.09.03.

16 Ребров Д. "Китайский вариант выпал" // Время новостей, 25.02.03.

17 Ребров Д. МПР откажет ЮКОСу...

18 Ребров Д. Японское предложение // Время новостей, 10.01.03.

19 Там же.

20 Ребров Д. Компромиссная труба // Время новостей, 10.02.03.

21 Там же.

22 "Транснефть" представила администрации Иркутской области проект нефтепровода "Тайшет - Находка". - www.oilpress.ru (31.03.04).

23 Там же.

24 Там же.

25 Стоимость строительства трубопровода "Тайшет - Находка" теперь оценивается в $12 млрд. // Материалы ИА РосБизнесКонсалтинг. - www.rbc.ru (04.05.04).

26 "Транснефть" представила администрации Иркутской области проект нефтепровода "Тайшет - Находка". - www.oilpress.ru (31.03.04).

27 Ребров Д. Нефтяной пропуск в Китай // Время новостей, 19.05.04.

28 Браун Т. Территория для дракона или альянс для двоих?..

29 Там же.

30 Ребров Д. Казахстан соединится с Китаем // Время новостей, 29.09.04.

31 Там же.

32 Ребров Д. Нефтяной пропуск в Китай...

33 Браун Т. Территория для дракона или альянс для двоих?..

34 Там же.

35 Там же.

36 Гребенщиков Э. Россия - Китай. На перекрестках азиатской дипломатии // Азия и Африка сегодня, 2004, N 9, с. 10.

37 Там же.

38 Ребров Д. Китайское счастье // Время новостей, 23, 08.05.

39 Там же.

40 Ребров Д. Казахстан соединится с Китаем...

41 Горелов Н. "Труба" Китаю...

42 Там же.

43 Браун Т. Территория для дракона или альянс для двоих?..

44 Ребров Д. Казахстан соединится с Китаем...

45 Браун Т. Территория для дракона или альянс для двоих?..

46 Ребров Д. Казахстан соединится с Китаем...

47 Там же.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЯ-ОПЯТЬ-МЕДЛЕННО-ЗАПРЯГАЕТ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Zakhar PrilepinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Prilepin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ, РОССИЯ ОПЯТЬ "МЕДЛЕННО ЗАПРЯГАЕТ"? // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.05.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЯ-ОПЯТЬ-МЕДЛЕННО-ЗАПРЯГАЕТ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ:

Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Zakhar Prilepin
Moscow, Россия
84 просмотров рейтинг
31.05.2023 (303 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РОССИЯ ОПЯТЬ "МЕДЛЕННО ЗАПРЯГАЕТ"?
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android