Libmonster ID: RU-16551
Автор(ы) публикации: А. ХИСАМУТДИНОВ

В настоящее время тема диаспоры русских американцев приобретает особую актуальность в связи с усилением национально-культурных процессов и движений и стремлением к возрождению духовных ценностей и нравственных основ всего русского этноса. Исторический урок, которые россияне получили в результате эпохальных событий начала XX в., свидетельствует о том, что российские культурные ценности успешно конкурируют с западными. Следует учитывать и специфику Азиатско-Тихоокеанского региона, который стал ареной последнего этапа гражданской войны и последующего размещения почти миллионного русского населения в странах Дальнего Востока. На примере локальной российской диаспоры, сложившейся в этом огромном регионе, можно проследить закономерности, тенденции и особенности развития межэтнического взаимодействия и сохранения собственной русской культуры. Социальные катаклизмы, возникшие после второй мировой войны, привели к массовому перемещению русского населения из Европы и Китая на американский континент, на котором уже имелись все предпосылки для деятельности российской диаспоры, возникшей еще в XIX веке. Некоторая часть русских иммигрантов попала в Америку нелегально. Так, в 1893 г. десять каторжников совершили побег с о. Сахалина, власти США разрешили им въезд на постоянное жительство в Америку1 .

Не все крестьяне, приезжавшие из России, отправлялись на фермы, около половины их, не располагая первоначальным капиталом для покупки или аренды земли и не зная местных законов, устраивались работать на горнопромышленные предприятия и прокладке железных дорог или в городах2 . В отличие от коренных американцев, не боявшихся потерять работу, потому что могли тут же отправиться на поиски новой, русские, не зная языка и обычаев, стремились сохранить рабочее место. Они отличались меньшей требовательностью, невысоким уровнем жизни и готовностью работать за более низкую плату. Выходцы из России обычно были заняты на самых тяжелых работах, сопряженных с риском и опасностью для жизни, например, на строительстве небоскребов или мостов3 . Особенно много их работало на угольных шахтах, например, в Пенсильвании, где большинство шахтеров были русскими. Будучи не столь осторожными, они чаще становились жертвами несчастных случаев.


Хисамутдинов Амир - кандидат исторических наук, профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

стр. 109


Среди первых выходцев из России было мало деловых людей и промышленников. Крупных предпринимателей и капиталистов среди них не было совсем4 . Число русских, имевших свои магазины, рестораны, врачебную или адвокатскую практику, было небольшим, в основном они обслуживали русские общины. Хотя в общей массе русские имели значительные сбережения и по этому показателю стояли отнюдь не на последнем месте среди других национальностей, они предпочитали не рисковать и не вкладывали свои деньги в предприятия или банки. Сказывалось и незнание английского языка, слабое знакомство с местными законами и обычаями. Влияние русской интеллигенции на диаспору было незначительным. Образованные русские быстрее ассимилировались и постепенно утрачивали интерес к соотечественникам. Большими были еврейская, а также польско-украинская диаспоры. Еще в середине XIX в. в Америке отмечались проявления русского антисемитизма5 .

Политические эмигранты и сектанты, бежавшие из России, хотя и жили обособленно, оказывали определенное влияние на остальную часть диаспоры. Политическая жизнь особенно оживилась после 1907 года. "По мере того, - писал один революционер, - как усиливалась и крепла количественно и качественно политическая эмиграция в Америке, создавались, конечно, и разные политические группировки внутри нее, каждая из которых старалась по мере сил закрепить свои позиции и влияние среди эмигрантов. Основная задача, которую ставила себе вся политическая эмиграция в этом вопросе, заключалась в том, чтобы втянуть в рабочее движение всю прибывшую в Америку на заработки русскую массу. Это означало отвлечь ее от организаций, которые были разбросаны по всей стране царским правительством и охранкой. Эта работа состояла в борьбе с церковью, с буржуазной печатью, предрассудками, завезенными сюда еще из дому, в борьбе с пьянством, царившим бесшабашно среди многих приехавших из России, и вообще в борьбе за культурное оздоровление рабочих масс"6 . Устраивались лекции, митинги и дискуссии. Наиболее популярными в это время стали "Союзы русских рабочих", которые объединяли выходцев из России, независимо от их профессий, в общем стремлении "отрицании политической борьбы, в пропаганде прямого действия"7 .

Политическая деятельность в основном велась в восточных штатах, почти не распространялась на западные. К 1917 г. в Сан-Франциско сгруппировалась наибольшая часть политической эмиграции, но она не превышала полутора сотен человек8 . Несмотря на малочисленность, политическая жизнь диаспоры отличалась большим разнообразием. Неоднократные попытки политического объединения не принесли весомых результатов. В дальнейшем это привело к тому, что создать единый общественно-политический центр не удалось. Одной из особенностей русских тихоокеанских общин в Северной Америке является то, что они в значительной мере формировались иммигрантами, приезжающими с русского Дальнего Востоке или же русскими эмигрантами из стран Дальнего Востока (Китай, Япония и Корея)9 .

С падением в России царского правительства началась репатриация, которая проходила в два этапа10 . После декрета Временного правительства при консульствах в Сиэтле, Сан-Франциско и Гонолулу были образованы инициативные группы. Среди тех, кто возвращался первыми, были, в основном, люди, у которых имелись политические проблемы в отношениях с царским режимом, а также крестьяне и евреи. Из Калифорнии, в частности, выехало в Россию около 400 человек. Всего же в США к 1920 г. жило около четырех миллионов выходцев из России, включая детей. Из них русские, белорусы и украинцы составляли 732 тысячи, этнических русских было около 350 тыс. человек11 .

Репатриация продолжилась после окончания гражданской войны. Совет труда и обороны Советской России своим постановлением от 2 февраля 1923 г. поручил Наркомату земледелия выделить на юге России и в Поволжье 220 тысяч десятин для устройства репатриантов. Для них устанавливались различные льготы, но непременным условием организации сельскохозяйствен-

стр. 110


ных общин являлся привоз репатриантами сельскохозяйственного оборудования12 . В Калифорнии репатриацией занимался просоветский Союз русских тружеников в Сан-Франциско. Его деятели проводили благотворительные концерты для сбора средств. Выпускался устный журнал "Пролетарский трубач" в виде лекций. Переселившиеся в 1922 - 1923 гг. основали в Советской России 18 земледельческих коммун ("Нива трудовая", "Хлебороб", "Новый мир", "Джон Рид", "Красный луч", "Сеятель", "Койт", "Красное знамя", "Селянская культура", "Иги", "Мигаево" и др.) В марте 1924 г. в Харькове прошло первое совещание представителей этих коммун13 .

Другой организацией, осуществлявшей репатриацию в Россию, была коммуна "Калифорния" (California Commune), членами которой в основном были молокане. "В центре Сан-Франциско, - писал И. Окунцов, - они расселились густо и образовали свою коммуну "Калифорния", которая усиленно звала молокан в Россию. Но напрасно. Они готовились к переселению в Перу, в Южную Америку. Даже были собраны деньги для ходоков. Это был "новый поход старцев, вождей и пророков народа Сионского". Руководство "Калифорнии" отправило первую группу в 1920 г., вторую - весной 1921 г., а третью - летом 1923 года. Она получила участок земли в 1300 десятин в Донской области. Четвертая группа отправилась из Нью-Йорка в мае 1924 года. Каждый из членов "Калифорнии" был обязан внести в коммуну 250 долларов, иметь сельскохозяйственные машины, а также оплатить проезд - 300 - 400 долларов14 . Репатриация русских столкнулась с отрицательной реакцией со стороны правительств США и Канады, не желавших терять квалифицированных рабочих15 . Но около 1928 г. большинство из этих групп вернулись в США. Кроме того, часть коммуны переселилась в Южную Америку. В американских газетах публиковались критические статьи о положении репатриантов в СССР. В 1930-е годы большинство выехавших из Америки были репрессированы.

На формировании второй волны иммиграции (1917 - 1941 гг.) сказались и географические факторы. На Тихоокеанском побережье США подавляющее большинство иммигрантов составляли прибывшие с русского Дальнего Востока. Российская и, в частности, русская диаспора в США отличалась от других этнических общин. Почти все иммигранты, прибывшие в США, могли вернуться на родину, а русские составляли исключение. "Мы, - писала Е. Грот, - как большая котловина, в которую случайно нас захлестнула стихийная волна революции. Волна отхлынула, оставив нас оторванными, абсолютно отделенными от общей массы родной реки. Наша колония только случайно пополняется другими, такими же оторванными от России элементами. Из России, из глубины нашей Родины, масса наша не нарастает. Там - мир иной, чуждый, непонятный, быть может, зачастую - открыто враждебный"16 .

В этот период в российской иммиграции в США большую роль стали играть студенческие группы. Незадолго до окончания гражданской войны, когда большинство учебных заведений в Сибири и на Дальнем Востоке закрылось, возникло стремление формировать молодежные группы для учебы в США. Инициатором ее был А. М. Дмитриев, возглавивший комитет по отправке студентов в Америку, основанный в Харбине 10 мая 1921 года. Деятельное участие в работе комитета приняло Общество вспомоществования студентам, существовавшее в Харбине с 1910 года. Только за три дня в этой организации зарегистрировались около 140 желающих поехать на учебу в США. Так как у подавляющего большинства молодых людей не было средств не только на учебу, но даже на дорогу, создавались благотворительные общества. С 10 мая 1921 г. по 13 марта 1923 г. они собрали свыше 22 тыс. золотых рублей. Это была внушительная сумма, если учесть, что проезд стоил тогда всего 60 долларов, американская виза - 4 доллара, и 50 долларов нужно было предъявить властям при въезде, как гарантию возможности содержать себя в первое время17 .

Один из иммигрантов, приехавших тогда в Америку, вспоминал: "Высаживались на берег без знания языка, брали первую попавшуюся работу, копили деньги, поступали в университет, где учились и работали за стол, ком-

стр. 111


нату. Такова схема, всем нам, бывшим и настоящим студентам, столь знакомая и обычная. Вспоминается, что приезжавшую из Китая студенческую группу встречали старые студенты и представители Студенческого общества и Христианского союза молодых людей. Привозили в спокойный, полный достоинства и академической важности университетский городок Беркли. Приезжали по-русски - в фуражках, косоворотках, с чайниками, подушками, одним словом, так, как сейчас не ездим. Знакомились тут же, на первом собрании нам говорили все о работе, и группа распадалась на части, уезжая на лесопилки, копи, бумажные фабрики и пр."18 .

Приехав в американские университетские городки, русские студенты неизбежно сталкивались с соотечественниками, осевшими здесь раньше. Русские американцы имели превратное представление о политической ситуации в России, идеализировали советскую власть и пытались навязать свое мнение вновь прибывшим. Те же, кто были свидетелями или участниками гражданской войны, отказывались участвовать в русских политических организациях в США. Возникли проблемы с политизированным Русским студенческим клубом, образованным в Беркли в 1920 году19 . Большую помощь студентам оказало Русское национальное студенческое общество, основанное в феврале 1921 года. Его первым председателем стал В. Н. Борзов20 . Отделения Общества открылись в Вашингтонском (Сиэтл), и Калифорнийском (Беркли и Лос-Анджелес) университетах. В частности, в Беркли такое отделение было основано в декабре 1921 года.

Значительную помощь русские студенты получили также от университетских преподавателей-американцев, учившихся в свое время в России. Благодаря усилиям профессора Дэя почти вся первая группа приехавших в Лос-Анджелес поступила на разные факультеты21 . Русские деятели отмечали: "Нам особенно важна и интересна Ваша информация, м-р Дэй, так как за прием наших студентов мы обязаны исключительно Вам. Все письма, получаемые нами от наших студентов, говорят о колоссальной энергии, затраченной Вами на дело помощи русскому студенчеству"22 . Начиная с 1920 г., в Калифорнийском университете обучались ежегодно от 30 до 50 русских. К 1934 г. на тихоокеанском побережье русские учились в следующих учебных заведениях: Орегонский сельскохозяйственный колледж - 2, Станфордский университет - 4, Калифорнийский университет - 35, Южно-Калифорнийский университет - 1, Вашингтонский университет - 24, Вашингтонский колледж - 7. К 1937 г. высшее образование получили более 200 человек23 . "По мнению профессора медицинского факультет С. П. Лучия, - писали "Русские новости", - русские студенты являются не только несколько более зрелыми по возрасту, чем их американские сотоварищи, но и более зрелыми в смысле интеллекта и интересов: он находит у них широкий кругозор, гуманитарный подход к жизни и отсутствие провинциализма"24 .

Тем не менее, многим русским, приехавшим по студенческой визе, не удалось получить образование25 . О. Скопиченко писала: "У многих мечты об учении, об университете так и остались на всю жизнь мечтами. Действительность была иная, и только немногим счастливцам удалось попасть сразу же в колледжи и университеты. Приехали полные сил, здоровья и надежд, но почти без языка или же со знаниями английского языка учебников Скотт и Брей и Нурока, да и кусок хлеба давался тяжелым трудом и трудно было даже думать об ученье после тяжелого трудового дня на фабриках и заводах"26 . Нужно было помогать и родителям, а у некоторых не зажила еще и моральная травма, полученная в ходе гражданской войны. Русские выпускники отмечали, что овладеть некоторыми профессиями им мешает и то, что они с акцентом говорят по-английски27 . К 1921 г. в Калифорнии жили около 63 тыс. выходцев из России. По национальному составу они распределялись следующим образом: русских и украинцев - 28,9%, финнов - 4,1%, армян - 3,2%, литовцев - 1,6%, латышей - 1,3%, евреев - 60,9%28 .

В начале 1920-х годов в США прибыла группа моряков Сибирской флотилии, уплывших из Владивостока на Филиппины в ходе эвакуации участии-

стр. 112


ков Белого движения. Чтобы доставить их в Америку, 23 мая 1923 г. в Олонгапо прибыл американский военный транспорт "Меррит". На следующий день командующий Сибирской флотилией контр-адмирал Г. К. Старк приказал всем одеться по парадному для последнего построения. В строю были 536 человек с семьями. Старк объявил, что остается со своим штабом по долгу службы на берегу, другим же предстоит отправиться в разные страны. Оплатой за проезд должна служить работа во время пути, при этом строго запрещалось пить крепкие напитки, а личное оружие предписывалось сдать командиру. "Десятки тысяч эмигрантов, в том числе и русские, - говорил Старк, - находят деньги, необходимые для приобретения билета на пароход в Америку, с вас такого не берут. Вы должны постоянно это помнить и быть благодарными американцам за такое отношение"29 . Пароход "Меррит" с русскими иммигрантами пришел в Сан-Франциско 1 июля 1923 года. Русские въехали в США по квоте Бессарабии30 . Сразу же после спуска на берег все они прошли медицинское освидетельствование. Оказалось, что 12 женщин находятся накануне родов. Андреевский флаг Сибирской флотилии, спущенный контр-адмиралом Стар ком, был перевезен в Сан-Франциско и теперь хранится в Музее ветеранов Великой войны31 . Большинство старковцев разъехались по всей Америке.

В США нелегально остались и многочисленные русские туристы, приехавшие сюда по туристским визам или имевшие паспорта Российской империи32 . 8 июня 1934 г. Конгресс США принял закон, дающий право легализоваться русским политическим эмигрантам, нелегально прибывшим в США до 1933 года. Таковых насчитывалось около 600 человек, из них около 150 жили в Калифорнии33 . Им оказал большую помощь Объединенный комитет Русских национальных организаций.

Прибывшие на тихоокеанское побережье Америки из Китая называли себя "китайцами"34 . Особенно массовым был исход в 1949 - 1952 годах. Подготовительная работа исхода русских из Шанхая началась в конце 1948 года. Народная армия Китая быстро продвигалась к этому городу и к эвакуации приступили в начале 1949 года35 . Многие хотели уехать в США, но, не получив визы, отправились в Австралию или страны Южной Америки36 . Когда в США стало известно о бедственном положении русской диаспоры в Китае, были основаны Деловая комиссия помощи русским и Объединение родственников и друзей с Дальнего Востока, которые стали оказывать всемерную помощь эмигрантам37 . Эти организации обратились в Союз христианских церквей, к правительству США и в ООН, благодаря чему многие эмигранты смогли переехать из Китая в США. Первый поток русских эмигрантов в США был незначительным - уезжали только те, у кого были там родственники или близкие друзья, согласившиеся не только оплатить проезд, но и обеспечить на первых порах существование вновь прибывших38 . Когда в конце мая 1950 г. начались военные действия в Корее, группа русских добровольцев предложила свои услуги. В августе 1950 г. на Тубабао (Филиппины) приехала американская комиссия, которая стала оформлять желающих переехать в США. 14 июня 1951 г. в Сан-Франциско прибыл третий, и последний, пароход с русскими с Тубабао. На причале их встречали родственники и представители общественных и благотворительных организаций39 .

Весной 1953 г. последний русский покинул Филиппины. Тем не менее, Тубабаовская комиссия, основанная в 1949 г., была закрыта только 11 апреля 1964 года40 . Она оказала наибольшую финансовую и благотворительную помощь русским беженцам из Китая. Также ее деятели помогали русским эмигрантам, уехавшим в Австралию и Южную Америку, различным организациям и православной церкви41 .

Одновременно с русскими из Китая в США прибывали русские иммигранты из Европы. К 30 ноября 1951 г. в Калифорнии было зарегистрировано 11471 перемещенное лицо, из них русских - 1098. В среднем было заплачено 299 долларов за каждого человека, приехавшего в США42 .

стр. 113


Примечания

1. San Francisco Chronicle. 9.XI.1893; U.S. National Archives and Records Administration (USNARA). Records of Imperial Russian Consulates in the United States. Reel 140 - 129.

2. ВЕРНАДСКИЙ Г. Русская колония в Соединенных штатах С. А. Нью-Йорк. 1922, с. 29 - 45; ВИЛЬЧУК М. Е. Русские в Америке. Нью-Йорк. Б.г., с. 24 - 57.

3. DAVIS J. The Russian Immigrant. NY. 1922, p. 16 - 42.

4. ВИЛЬЧУК М. Е. В американском горниле: Из записок иммигранта. Нью-Йорк. 1914, с. 14 - 19.

5. Alaska Herald. 15.II.1869.

6. Каторга и ссылка. 1930. Кн. 1 (62), с. 141 - 160.

7. USNARA. Records of Imperial Russian Consulates in the United States. Reel 145 - 136.

8. Каторга и ссылка. 1927. Кн. 30, с. 171.

9. The Slavonic (and East European) Review. A Survey of the Slavonic Peoples, their History, Economics, Philology and Literature. V. 17. School of Slavonic and East European Studies in the University of London. 1939, p. 641 - 642.

10. Россия и США: Дипломатические отношения. 1900 - 1917. М. 1999, с. 489.

11. Там же, с. 494 - 495; См. также: Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 515, оп. 1, д. 4128; См. также: Документы в Россию! - Русский голос (Нью-Йорк). 8.IV.1920; Советско-американские отношения. Годы непризнания. 1918 - 1926. М. 2002, с. 184; USNARA. Records of Imperial Russian Consulates in the United States. Reel 145; Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 5863, оп. 1, д. 18, л. 103.

12. Русская жизнь (Сан-Франциско). 16.XI.1923. Советско-американские отношения. Годы непризнания. 1918 - 1926, с. 468.

13. Русская жизнь, 9.XI. 1923, 4.I.1924.

14. Сеятель (Буэнос-Айрес), 1967, с. 171; Русская жизнь, 15.II, 2.V.1924.

15. ГАРФ, ф. 5863, оп. 1, д. 15, л. 141.

16. Русские новости, 14.X.1938.

17. ГАРФ, ф. 5863, оп. 1, д. 15, л. 114; Музей русской культуры в Сан-Франциско (МРК), коллекция Н. В. Борзова. Box 34, f. 7; Русская жизнь, 24.XI. 1973.

18. МРК, коллекция Н. В. Борзова. Box 34, f. 7 (Ковалев С. Десять лет: Рукопись. 1933. Б.с).

19. Интервью с Иваницкими (Сан-Франциско, 1999) (личный архив автора); МРК, коллекция Н. В. Борзова. Box 34, f. 7.

20. Русская жизнь, 29.XI.1975.

21. DAY G.M. The Russians in Hollywood: A Study in Culture Conflict. Los Angeles. 1934.

22. The Hoover Indtitute on War, Revolution and Peake. Arvhives (HILA). G.M.Day. Box 1.

23. МРК, коллекция Н. В. Борзова. Box 34, F. 7.

24. Русские новости. 9.VII.1937.

25. Интервью с И. В. Ковтуновичем (Сиэтл, 1992) (личный архив автора).

26. Русская жизнь. 16.XI.1973.

27. Интервью с О. А. Скопиченко (Сан-Франциско, 1992) (личный архив автора).

28. USNARA. Records of Imperial Russian Consulates in the United States. Reel 144.

29. HILA. Kriukov. 4 boxes; См. также: Гальюнный листок (Олонгапо) 22.IV. 1923; HILA, Kriukov. Box 3.

30. Русская жизнь, 13, 20, 23.VI.1923.

31. Интервью с Б. Г. Браунсом (Сан-Франциско, 1992) (личный архив автора).

32. ГАРФ, ф. 5863, оп. 1, д. 21, л. 18.

33. Русская жизнь. 29.IX.1943.

34. Интервью с И. В. Пановой-Франкьен (Сан-Франциско, 1994) (личный архив автора).

35. Информационные бюллетени (Сан-Франциско) 1953, N 1, 2; Новая заря, 23.I.1971.

36. МРК, коллекция О. А. Морозовой.

37. МРК, коллекция Деловая (Тубабаовская) комиссия помощи.

38. МРК, коллекция Н. П. Калугина.

39. См.: Вопросы истории. 2003. N 8, с. 141 - 146.

40. Русская жизнь, 22.IX.1964.

41. МРК, коллекция А. Н. Князева.

42. Русская жизнь, 24.IV.1952.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКАЯ-ДИАСПОРА-НА-ТИХООКЕАНСКОМ-ПОБЕРЕЖЬЕ-США-ПЕРВАЯ-ПОЛОВИНА-XX-ВЕКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ХИСАМУТДИНОВ, РУССКАЯ ДИАСПОРА НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 02.03.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКАЯ-ДИАСПОРА-НА-ТИХООКЕАНСКОМ-ПОБЕРЕЖЬЕ-США-ПЕРВАЯ-ПОЛОВИНА-XX-ВЕКА (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. ХИСАМУТДИНОВ:

А. ХИСАМУТДИНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
198 просмотров рейтинг
02.03.2021 (1122 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РУССКАЯ ДИАСПОРА НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android