Libmonster ID: RU-17660

В условиях изгнания одним из важнейших факторов, способствовавших адаптации русских беженцев к чужой социокультурной среде, являлась возможность сохранения родного языка и традиций своей культуры, что можно было сделать через организацию национальных культурно-просветительских объединений и учебных заведений. Психологическая неподготовленность большинства эмигрантов к жизни на чужбине способствовала осознанному созданию обособленного мира, который получил название Зарубежная Россия. Организация русских школ для детей эмигрантов являлась одной из важнейших составных частей процесса интеграции в жизнь принимавших стран. Русская школа позволила спасти тысячи лишенных детства детей от гибели, обеспечив им не только обучение, но и крышу над головой, как это было на начальном этапе беженства, позволила определиться в жизни и продолжить образование в высших учебных заведениях.

Особую роль в создании русской школы за рубежом сыграли учителя, в большом количестве оказавшиеся в эмиграции. В этих тяжелейших условиях они не оставили своего благородного дела. Без их подвижнического труда, без их беззаветной преданности своему делу и долгу работа школ не могла состояться. Как сказал А. П. Дехтерев, воспитатель знаменитой Галлиполийской гимназии и один из участников педагогического съезда, состоявшегося в мае 1929 г. в Софии: "...Здесь не служба, но служение детям, служение национальному русскому делу" [1 Ф. Р-5785. Он. 2. Д. 30. Л. 34].

Следует отметить, что в деле оказания помощи русским детям объединили свои усилия представители разных политических взглядов, считая это своим долгом. Созданию широкой сети русских школьных учреждений в разных странах Европы способствовала деятельность в этом направлении различных эмигрантских общественных и научных организаций, многочисленных объединений русских педагогов. Но наиболее весомый вклад сделали земско-городские объединения, восстановившие свою деятельность за рубежом. Это, прежде всего, Земско-городской комитет по оказанию помощи российским гражданам за границей (Земгор, ЗКГ), Всероссийский союз городов (ВСГ), Всероссийский земский союз.

Перспективы развития русского школьного дела зависели, главным образом, от иностранных источников финансирования, поскольку русские учебные


Петрушева Лидия Ивановна - заведующая архивохранилищем ГАРФ.

стр. 25

заведения не могли содержаться за счет самой русской эмиграции, испытывавшей большие материальные трудности.

Благодаря настойчивой и целенаправленной деятельности представителей Земгора и Российского общества Красного Креста (РОКК), удалось добиться того, чтобы помощь детям русских беженцев оказалась в центре внимания Лиги Наций. Забота о детях не являлась первоочередной задачей созданного в 1921 г. при Лиге Наций Верховного комиссариата по делам русских беженцев, но в то же время была одной из важнейших. Поэтому не случайно, что создатели русского школьного дела работали в тесном контакте с Верховным комиссариатом, а после его ликвидации с Международным бюро им. Нансена. При непосредственном участии Верховного комиссариата был осуществлен перевод русских детских учреждений, в том числе и школьных, из Турции в другие страны Европы. Решение этой задачи следует отнести к числу важнейших достижений, поскольку в Турции, первой принявшей огромную двухсоттысячную волну беженцев с юга России, не было политических и хозяйственных условий для длительного пребывания здесь русской эмиграции.

В результате, старейшая Константинопольская гимназия в конце 1921 г. была переведена в Чехословакию, в Моравскую Тржебову. Вторая Константинопольская гимназия, созданная на базе первой, была переведена в Болгарию и дала начало Шуменской и Дальне-Ореховской гимназиям. Галлиполийская гимназия, созданная военным командованием русской армии, также была переведена в Болгарию в Горно-Паничево, где продолжила свою деятельность до 1926 г. В Константинополе остались две, содержавшиеся английским благотворительным обществом "The British Relief and Reconstruction Fund" средние школы в Буюк-Дере (позднее Эренкее) и на острове Проти.

Особенно большую роль Верховный комиссариат, а затем Международное бюро им. Нансена сыграли в решении вопроса финансирования русских школьных учреждений. Особенно необходимой эта помощь стала в конце 1920-х-1930-е годы, когда большинство стран мира охватил экономический кризис. Безусловно, размеры оказываемой помощи, далеко не всегда безвозмездной, не могли удовлетворить потребности русских школьных учреждений, но позволили продлить деятельность многих из них даже в этот трудный период.

Создание русской школы в 1921 - 1923 гг. находилось в прямой зависимости от условий экономического и политического положения европейских стран. К середине 1920-х годов экономическое состояние большинства европейских стран стабилизировалось, уменьшилось стихийное передвижение беженских масс из одной страны в другую. Появились объективные условия для укрепления позиций уже существовавших эмигрантских школ.

По данным Земгора, в Париже в 1921 г. число русских детей в Европе составляло 19 526 человек [1. Ф. Р-9135. Оп. 1. Д. 9. Л. 8]. Из них число детей, обучавшихся в русской школе, составляло 12 000 человек, примерно 6 - 8 тысяч русских детей обучались в иностранных школах. В Европе насчитывалось около 110 русских учебных заведений.

Русские учебные заведения за рубежом по своему происхождению делились на две группы, одну из которых составляли "имперские школы", сохранившиеся на территориях государств, отделившихся от России, и созданные на базе старых дореволюционных школ, которые посещали дети коренного русского населения и дети эмигрантов. Вторую группу составляли беженские школы, созданные усилиями русских эмигрантов в странах, где они расселились.

стр. 26

Поскольку основные денежные средства на помощь русским беженцам находились в распоряжении парижского Земгора, преобладающее большинство детских учреждений, созданных в Европе, были организационно связаны с этим комитетом. Средства на их содержание Земгор получал от Совещания послов, от правительств славянских стран, от иностранных гуманитарных организаций. К сожалению, с середины 1920-х годов размеры этих средств постоянно сокращались.

В каждой из принимавших стран, где были созданы русские школьные заведения, имелись специфические особенности в их положении, связанные, главным образом, с отношением властей и общественных кругов к эмигрантам из России. Правительства таких славянских государств, как Чехословакия, Югославия и Болгария, играли весьма активную роль в поддержке созданных здесь русских эмигрантских школ.

Особое место среди этих стран занимала Чехословацкая Республика. Одной из важнейших составных частей плана по оказанию помощи русской эмиграции в Чехословакии, получившего название "русская акция", являлось предоставление возможности получения бесплатного образования тысячам русских детей и молодых людей, приехавших сюда из разных стран для обучения в средних и высших учебных заведениях. Правительство Чехословакии полностью содержало две русские средние восьмиклассные школы. Одна из них, созданная еще в 1920 г. в Константинополе, в 1922 г., как уже было сказано выше, была переведена в Моравскую Тржебову. В 1922 г. в гимназии обучалось более 500 русских детей. В 1929 - 1930 учебном году - 419 [1. Ф. Р-5785. Оп. 1. Д. 49. Л. 4]. Гимназия находилась в ведении Министерства народного просвещения Чехословакии. В сентябре 1922 г. по инициативе пражского Земгора в Праге была открыта еще одна русская гимназия. Первоначально ее посещало 16 учеников. В 1924 г. в ней обучалось 230 русских детей, в 1929 - 1930 учебном году - 296 [1. Ф. Р-5785. Оп. 1. Д. 49. Л. 3]. С 1928 г. гимназия также находилась в ведении Министерства народного просвещения. В 1935 г. обе гимназии были объединены в одну, которая стала называться Объединенной русской гимназией в Праге.

Русская школа в Чехословакии имела права соответствующих чешских государственных школ. Учителя русских школ состояли на государственной службе. Правда, следует отметить, что достаточно непрочным было положение русских учителей в Подкарпатской Руси, несмотря на очевидную в них потребность. Русские учителя могли устроиться на службу только по контракту сроком на один год, после чего следовала официальная отставка.

При активном и непосредственном участии известного в России и эмиграции политического и общественного деятеля Е. К. Брешко-Брешковской, в 1919 г. посетившей Подкарпатскую Русь, в Ужгороде было создано общество "Школьная помощь". Общество ставило перед собой задачу по оказанию помощи детям из беднейших слоев карпато-русского населения, по воспитанию их в духе любви к русскому языку и культуре. В результате, в ряде крупных городов и поселков были открыты приюты и интернаты, содержавшиеся на средства общества. Их воспитанниками были дети главным образом из отдаленных местностей. По данным общества "Школьная помощь", в 1921 - 1922 гг. оно содержало 121 воспитанника: в Ужгороде в интернате для мальчиков - 49 человек, в Мукачеве и Росвигове в интернате для девочек - 72 человека. В 1922 - 1923 гг. уже 250 детей смогли посещать средние школы [1. Ф. Р-5975. Оп. 1. Д. 783. Л. 31].

стр. 27

Е. К. Брешко-Брешковская сыграла огромную роль в поиске источников финансирования интернатов. Не случайно интернат в Ужгороде носил ее имя. Средства поступали от благотворительных организаций и даже ряда школьных учебных заведений США, с которыми Е. К. Брешко-Брешковской удалось установить тесные личные связи. В частности, материальную помощь оказывали учащиеся школы Вестковер (штат Коннектикут, США).

В рамках "русской акции" для детей русских эмигрантов в Чехословакии были созданы условия для получения ими не только школьного образования, но и высшего, при этом не только в чешских высших учебных заведениях, но и созданных здесь русских.

Необходимо подчеркнуть, что Прага являлась центром объединения всего зарубежного русского учительства. Здесь было проведено два съезда деятелей средней и низшей школы в 1923 и 1925 гг., три съезда Объединения русских учительских организаций за границей - в 1924, 1925, 1926 гг., съезд по дошкольному образованию - в 1927 г., съезд по внешкольному образованию - в 1928 г., три съезда русских студентов - в 1921, 1922, 1924 гг. Пражский Земгор издавал журнал "Русская школа за рубежом".

Правительство Чехословакии через Объединение земских и городских деятелей в Чехословацкой Республике выделяло денежные средства на поддержание русских гимназий в других странах, что позволило на какое-то время восполнить денежный дефицит, возникший при сокращении субсидирования русских школ Совещанием послов.

Среди всех европейских стран, где расселились русские беженцы, первое место по числу обучавшихся и содержавшихся за счет правительства детей занимала Югославия. По данным Державной комиссии по делам русских беженцев, к 1924 г. в Королевстве проживало 5 317 детей, из них 4 025 человек были детьми школьного возраста, т.е. примерно половина от общего числа детей, обучающихся в русской школе в Европе [2. С. 26]. Численность русских беженцев в 1924 г. составляла 38 000 человек [1. Ф. Р-5764. Оп. 5. Д. 1. Л. 48].

За счет правительства Югославии содержалось большинство русских школьных учебных заведений, в том числе эвакуированные из России три кадетских корпуса (Крымский, Донской, Русский) и два девичьих института (Харьковский и Донской Мариинский). Всего в ведении Державной комиссии находилось семь русских учебных заведений. Часть детских учреждений была создана на средства Земгора. Эти учреждения находились в ведении уполномоченного Союза городов В. Д. Брянского. 14 учебных заведений субсидировались Державной комиссией и Земгором совместно. Права русских школ в Югославии были приравнены к правам государственных учебных заведений.

В 1927 г. в Югославии осуществляли свою деятельность следующие русские учебные заведения:

- Русский кадетский корпус в г. Бела Церковь (мужской интернат), вывезен из России в 1920 г., восьмиклассное учебное заведение, в ведении Державной комиссии. Число учащихся - 35 человек. Директор - генерал Б. В. Адамович.

- Русский Донской кадетский корпус в г. Горажда (мужской интернат), вывезен из России в 1920 г., восьмиклассное учебное заведение, в ведении Державной комиссии. Число учащихся - 32 человека. Директор - генерал Е. В. Перет.

- Крымский кадетский корпус в г. Бела Церковь (мужской интернат), вывезенный из России в 1920 г. восьмиклассное учебное заведение, в ведении Дер-

стр. 28

жавной комиссии. Число учащихся - 382 человека. Директор - генерал М. Н. Промтов.

- Русско-сербская гимназия в Белграде, создана в 1920 г., восьмиклассное учебное заведение, в ведении Державной комиссии. Число учащихся - 32 человека. Директор - И. М. Малинин.

- Харьковский девичий институт в г. Нови Бечее (женский интернат), вывезен из России в 1920 г., в ведении Державной комиссии. Число учащихся - 31 человек. Начальница - М. А. Неклюдова.

- Мариинский донской институт в г. Бела Церковь (женский интернат), вывезен из России в 1920 г., в ведении Державной комиссии. Число учащихся -29 человек. Начальница - Н. В. Духонина.

- Русско-сербская девичья гимназия в г. Велика Кикинда (женский интернат), создана в 1921 г., восьмиклассное учебное заведение, в ведении Державной комиссии. Число учащихся - 29 человек. Начальница - Е. А. Абациева.

- Белградская женская гимназия ВСГ, создана в 1920 г., восьмиклассное учебное заведение. Число учащихся - 31 человек. Начальница - С. И. Леднева.

- Поновическая гимназия в г. Храстовце, создана в 1922 г., в ведении ВСГ, семиклассное учебное заведение. Число учащихся - 19 человек. Директор - М. А. Павловский.

- Реальное училище в г. Нови Сад, создано в 1921 г. по инициативе ВСГ и ЗГК, восьмиклассное учебное заведение. Число учащихся - 113 человек. Начальница - В. Ф. Шкинская.

- Земунское реальное училище, основано в 1921 г. по инициативе ВСГ, семиклассное учебное заведение, в ведении Державной комиссии. Число учащихся -62 человека. Директор - В. П. Малинина.

- Загребское реальное училище, основано в 1922 г. по инициативе ВСГ, семиклассное учебное заведение, в ведении Державной комиссии. Число учащихся - 39 человек. Директор - А. С. Лавров [1. Ф. Р-5785. Оп. 1. Д. 50. Л. 1 - 11].

Кроме того, в различных городах страны при Державной комиссии были созданы 14 детских домов.

В 1930-е годы финансовое положение русских учебных заведений ухудшилось. Председатель Державной комиссии А. И. Белич был вынужден настаивать на соблюдении договоренностей с ЗГК в Париже о том, чтобы 50% затрат на содержание русских школ, находившихся в подчинении ВСГ, производилось самими русскими организациями [1. Ф Р-5913. Оп. 1. Д. 426. Л. 1].

К 1924 г. численность русских эмигрантов в Болгарии достигала 34 000 человек, из которых 2.5 - 3 тысячи - дети. 84% из них имели возможность посещать русскую школу [2. С. 47].

Болгария в числе других славянских стран являлась центром размещения русских учебных заведений, которые переводились из Турции и Африки. Кроме того, в Болгарии имелись условия для создания еще ряда средних и начальных учебных заведений. Среди них такие крупные учебные заведения, как русские гимназии в Варне, Софии, Шумене, Пловдиве, Дольна-Ореховице, Пештере и других городах страны. На основании закона о народном просвещении русская школа пользовалась правами правительственных гимназий.

Несмотря на все предпринятые усилия и несомненные достижения в создании русских учебных заведений в Болгарии, в 1921 - 1923 гг. русская школа переживала тяжелейший финансовый кризис. Правительство страны по ряду причин экономического и внутриполитического характера не отпускало на их со-

стр. 29

держание необходимых средств. Содержание школьной сети практически перешло к Земгору, который был вынужден приложить много усилий к тому, чтобы решить эту задачу. Положение усугублялось к тому же инфляцией. Вставал вопрос о частичном закрытии школ. О трудном положении русской эмигрантской школы в Болгарии представители ЗГК и ВСГ регулярно информировали Верховного комиссара по делам русских беженцев Ф. Нансена, рассчитывая на увеличение финансовой помощи со стороны Лиги Наций. В результате, представитель Лиги Наций в Болгарии Коллинс предложил разработанный Верховным комиссариатом план по переводу 200 учащихся младших классов во Францию и Бельгию для проживания в фермерских семьях. Вопрос о размещении детей во французских и бельгийских семьях обсуждался на заседании Объединенного комитета ВСЗ, ВСГ и РОКК в Болгарии, состоявшемся 17 января 1922 г., на котором это предложение было признано "нежелательным и неосуществимым" [1. Ф. Р-5923. Оп. 1. Д. 2. Л. 125]. Педагоги и общественные деятели, боясь того, что, быстро ассимилировавшись, дети перестанут ощущать себя носителями русской культуры, эту возможность использовали лишь в отношении детей старше 17 лет и сирот, которых не удалось поместить в учебные заведения и они оставались без присмотра.

В августе 1923 г. пришедшее к власти правительство А. Цанкова приняло решение о выделении регулярного пособия русской школе в 500 000 лев [2. С. 49]. И хотя оно покрывало лишь часть расходов, все же значительно улучшило положение русских учебных заведений. Была создана правительственная Комиссия по содержанию русских детей в Болгарии во главе с Г. Д. Цветиновым, много сделавшим для поддержания русской беженской школы.

Трудности материального характера, а также уменьшение численности детей школьного возраста, привели к сокращению количества русских школ, в том числе путем их объединения. Так, в 1923 г. были объединены Галлиполийская и Петропавловская гимназии. Новая гимназия располагалась в г. Тырново-Сеймен и находилась в ведении ВСГ и ЗГК. В июне 1924 г. были закрыты технические курсы в г. Софии.

В мае 1929 г. в Софии состоялся съезд русских педагогов, созванный Обществом русских педагогов в Болгарии совместно с ВСГ. На съезде было отмечено, что положение русского школьного дела в Болгарии стабилизировалось и улучшились условия деятельности многочисленных русских школ и интернатов. Парижскому ЗГК удалось даже сократить размеры дотаций на русские школы в Болгарии, увеличив их в других странах.

В 1929 - 1930 гг. сеть русских школ в Болгарии выглядела следующим образом:

- Варненская англо-русская восьмиклассная школа, основана в апреле 1920 г. по инициативе группы преподавателей. С ноября 1923 г. в ведении ВСГ и ЗГК, с сентября 1928 г. в ведении представителя Лондонского благотворительного общества В. Черчуорда. Содержалась на средства правительства, ассигнования Лондонского благотворительного общества. В состав Попечительского совета входили члены Благотворительного общества В. Черчуорд (он же директор), мистер Коффе, уполномоченный ВСГ А. В. Арцишевский. Число учащихся -125 человек.

- Шуменская русская восьмиклассная гимназия, основана в 1922 г., в ведении ВСГ и ЗГК. Содержалась на средства правительства и ЗГК. Обучение было

стр. 30

платным. Число учащихся - 199 человек. Директор - Н. А. Парманин. Ранее эту должность занимали А. А. Бейер, В. Ф. Коренев.

- Русское среднее шестиклассное сельскохозяйственное училище, основано в июне 1921 г. по инициативе Главного комитета ВСГ. Содержалось на средства правительства и ЗГК, в ведении ВСГ и ЗГК. Число учащихся - 23 человека. Директор - В. И. Люминарский. В 1931 г. училище было ликвидировано.

- Софийская русская восьмиклассная гимназия, создана в июле 1920 г. по инициативе Русско-болгарского культурно-благотворительного комитета. С 1925 г. в ведении ВСГ и ЗГК. Содержалась на средства правительства и ЗГК. Число учащихся - 171 человек. Директор - А. П. Стефанов.

- Крестовоздвиженская русская восьмиклассная гимназия в г. Пещера, основана в 1920 г. в Буюк-Дере, в 1922 г. переведена в Болгарию. Создана по инициативе сестры русского посла в Турции В. В. Нератовой. Содержалась на средства правительства и Благотворительного общества профессора Уиттимора. Председатель Попечительского совета - еп. Серафим, члены Совета - И. А. Базанов, Д. Н. Ермолов. Число учащихся - 160 человек. Директор - А. Н. Ермолов.

- Софийская школа В. П. Кузьминой, основана в 1924 г., состояла из начальной школы, детского сада, курсов иностранных языков, четырехклассной прогимназии. В школу принимались русские и иностранные дети. Число учащихся -170 человек, из них русских детей - 60.

Кроме того, в этот период в Болгарии осуществляли свою деятельность дома, работавшие по типу детского сада с подготовительной группой. Среди них:

- Русский детский дом ВСГ и ЗГК в г. Бургасе, основанный в 1924 г. Содержался на средства правительства и ЗГК, обучение платное. Число воспитанников - 24 человека. Заведующая - С. А. Миргородская.

- Русский детский дом ВСГ и ЗГК в Пернике, основан в декабре 1924 г. по инициативе ВСГ и ЗГК. Содержался на средства правительства и ЗГК. Число воспитанников - 44 человека. Заведующая - В. П. Попова.

- Русский детский дом ВСГ и ЗГК в г. Софии, основан в 1920 г. по инициативе ВСГ. Содержался на средства правительства и ЗГК. Число воспитанников -121 человек. Заведующая - К. В. Скоропадская.

- Варненский детский Дом ВСГ и ЗГК, основан в 1920 г. по инициативе ВСГ. Содержался на средства правительства и ЗГК. Число воспитанников - 48 человек. Заведующая - О. Н. Гайдовская-Потапович [1. Ф. Р-5785. Оп. 1. Д. 46. Л. 1 - 14].

Характерной особенностью для государств, возникших на территории бывшей Российской империи, являлась политика руководства этих стран, направленная на сокращение существовавших здесь еще до революции русских национальных учреждений, в том числе и русских школ, которые могли посещать дети многочисленного русского населения, а также дети беженцев из России. Число открытых здесь русских беженских школ было незначительным.

Особенно быстро разрушалась сеть русских школьных учреждений в Бессарабии и Польше.

К середине 1920-х годов в Бесарабии смогли сохранить свое существование всего несколько частных русских школ. Вопрос о положении русских школ обсуждался на 2-м Съезде русских педагогов в Праге.

Проводимая правительством Польши политика выдавливания русскоязычного населения и, в частности, беженцев привела к их резкому сокращению. Число русских беженцев к 1925 г. составляла 60 800 человек [1. Ф. Р-5764. Оп. 5.

стр. 31

Д. 1. Л. 48]. Многочисленные русские начальные и средние школы не смогли нормально осуществлять свою деятельность без материальной поддержки, что привело к их массовой ликвидации. Сохранившиеся школы получили статус учебных заведений для русского национального меньшинства и назывались "школами с русским языком обучения". Лишь 1% от общего числа русских детей имел возможность посещать русскую школу. Заработная плата учителя русской школы была ниже прожиточного уровня. По данным съезда русских учителей, состоявшегося в Варшаве в 1925 г., к этому времени в Польше осталось не более 14 средних и три начальных русских школ [1. Ф. Р-5775. Оп. 1. Д 63. Л. 10]. Правовое положение педагога также было очень непрочным. Не имевший польского гражданства учитель независимо от его квалификации отстранялся от преподавания не только в правительственной, но и в частной школе.

Преобладающее большинство русских школ в Польше было частными либо находилось в ведении общественных организаций. Лишь во второй половине 1920-х годов, отдельным русским школам стала оказываться финансовая помощь со стороны ряда местных магистратов. Тем не менее, материальное обеспечение русских учебных заведений было явно недостаточным. В 1929 г. русская педагогическая общественность в Польше поставила вопрос о создании "Школьного фонда", который пополнялся бы путем "национального обложения", так как оплатить обучение детей могли далеко не все родители.

По сведениям Педагогического бюро по делам средней и низшей школы в Польше к 1927 - 1928 гг. имелись следующие учебные заведения, в которых обучались дети эмигрантов из России:

- Варшавская гимназия, восьмиклассное учебное заведение, основана в 1924 г. на базе гимназических курсов, созданных в 1919 г. Содержалась на субсидии парижского ЗГК и плату за обучение, в ведении Министерства народного просвещения. Число учащихся - 200 человек, из которых 40% - дети эмигрантов. Директор - И. Ф. Голубовский.

- Виленская восьмиклассная мужская гимназия, создана в 1922 г. по инициативе Русского благотворительного общества. Содержалась на субсидии ЗГК и плату за обучение. Число учащихся - 98 человек, из них 62 ученика - дети эмигрантов. Директор - Л. М. Белевский.

- Русская женская гимназия в г. Вильно, создана в 1921 г. по инициативе Л. И. Поспеловой. Содержалась на субсидии парижского ЗГК и плату за обучение, в ведении Виленского учебного округа. Число учащихся - 115 человек, из них 52 - дети эмигрантов. Директор - П. К. Герке.

- Русская смешанная гимназия Отдела Русского благотворительного общества в г. Бресте, основана в 1880 г. восьмиклассное учебное заведение. Содержалась на субсидии ЗГК и плату за обучение, в ведении Русского благотворительного общества. Число учащихся - 484 человека, из них 41 ученик из числа эмигрантов. Директор - А. Н. Федяй.

- Ровенская частная гимназия, создана по инициативе Ровенского благотворительного общества, в ведении общества. Содержалась на субсидии ЗГК, благотворительные пожертвования, плату за обучение. Число учащихся - 278 человек, из них - 137 учеников - дети эмигрантов. Директор - А. П. Юшкевич.

- Новогрудская частная смешанная гимназия, основана в 1916 г. Содержалась на субсидии Земгора, плату за обучение, пособия магистрата, в ведении Ро-

стр. 32

дительского комитета. Число учащихся - 201 человек, из них 18 учеников - дети эмигрантов. Директор - П. О. Скребец.

- Пинская частная русская реальная гимназия, основана в 1921 г., в ведении Пинского отдела Русского благотворительного общества в Польше. Содержалась на субсидии ЗГК, плату за обучение, благотворительные пожертвования. Число учащихся - 136 человек, из них 15 учеников - дети эмигрантов. Директор - А. И. Цибрук.

- Русская частная реальная гимназия в г. Лунинце, основана в 1919 г. Содержалась на субсидии ЗГК, плату за обучение, в ведении концессионера А. Полховского. Число учащихся 160 человек, из них 65 учеников - дети эмигрантов. Директор - З. И. Полховская.

- Луцкая частная гимназия, основана в 1898 г. В 1921 г. реформирована, с 1926 г. в ведении Луцкого отдела Русского благотворительного общества. Содержалась на субсидии ЗГК, плату за обучение. Число учащихся - 143, из них 35% - дети эмигрантов. Директор - С. И. Апошанский.

- Вилейская частная смешанная гимназия, основана в 1919 г. Содержалась на субсидии ЗГК и благотворительные пожертвования. Число учащихся - 91 человек, из них 30 % - дети эмигрантов. Директор - К. Велецкий.

- Начальная школа Русского комитета в Варшаве, основана в 1918 г. Содержалась на средства ЗГК и плату за обучение. Число учащихся - 65 человек, из них 60% - дети эмигрантов. Председатель Попечительского совета - Д. А. Бушей, заведующий школой - Б. И. Азаров.

- Виленская общественная начальная школа N 36 с преподаванием на русском языке для детей эмигрантов, основана в 1921 г. Содержалась на субсидии ЗГК, средства Виленского магистрата и Виленского учебного округа, в ведении Виленского учебного округа. Число учащихся - 104 человека, из них 50% - дети эмигрантов. Заведующая - Г. А. Добрынина.

- Виленская школа при православном приюте Филантропического общества, основана в 1923 г. по инициативе Русского попечительного комитета об эмигрантах в Польше. Содержалась на средства ЗГК, в ведении Виленского учебного округа. Число учащихся - 80 человек, из них 60% - дети эмигрантов. Заведующая - М. С. Евдокимова.

- Брестская русская начальная школа, основана в 1918 г. Содержалась на средства ЗГК и плату за обучение. Находилась в ведении инспектората школы. Число учащихся - 165, из них 35% составляли дети эмигрантов. Заведующая - А. Р. Васелюк.

- Приготовительная школа при православном детском приюте для девочек при Гродненском женском монастыре, основана в 1921 г. по инициативе доктора В. В. Ковалева. Содержалась на средства ЗГК и Гродненского магистрата. Число учащихся - 13 человек, все дети сироты из числа эмигрантов. Заведующая - Л. Н. Преклонская.

- Курсы закона Божия при Быдгощском обществе самопомощи русским беженцам в Быдгоще, основаны в 1926 г. по инициативе Т. С. фон Беренца. Содержались на субсидии ЗГК, в ведении Общества. Число учащихся - 32 человека, из них девять учеников - дети эмигрантов. Заведующий председатель правления Общества - Н. Н. Ходкевич [1. Ф. Р-5785. Оп. 1. Д. 48. Л. 2 - 13].

Более благополучным признавалось положение русской школы в Финляндии, Латвии и Эстонии.

стр. 33

В Финляндии численность русских беженцев также сократилась по сравнению с 1921 г. В 1924 г. она составляла 14 314 [1. Ф. Р-5764. Оп. 5. Д. 1. Л. 48]. Дети русских беженцев посещали сохранившиеся русские школы. К середине 1920-х годов по инициативе церковных приходов и частных лиц возникли немногочисленные беженские школы. ЗГК субсидировал шесть средних школ и четыре начальных, т.е. 80% средних и 55% начальных, в которых обучалось 75% от общего числа учащихся.

В Финляндии к 1926 - 1927 учебному году продолжили свою деятельность следующие русские учебные заведения, которые субсидировал ЗГК:

- Териокское реальное училище, создано в 1913 г., в 1918 г. реформировано. Училище содержалось на средства ЗГК в Париже. Обучение было платным, в ведении Министерства учебных и церковных дел. Число учащихся - 92 человека. Директор - П. А. Янушкевич. В 1923 г. при училище был создан интернат, содержавшийся на средства ЗГК. Число воспитанников - 45 человек, все из числа детей эмигрантов. Заведующая - А. И. Миролюбова.

- Териокское начальное училище, основано в 1886 г. Содержалось на субсидии ЗГК и средства Териокского прихода. Число учащихся - 21 человек. Директор - В. Н. Абрамовская.

- Выборгская начальная трехклассная школа, основана в 1864 г., в 1919 г. реформирована по инициативе православного прихода. Содержалась на субсидии ЗГК. Число учащихся - 46 человек, из них 35% - дети эмигрантов. Директор - М. П. Петровская.

- Выборгский русский реальный восьмиклассный лицей, основан в 1883 г., в 1918 г. реформирован по инициативе православного прихода. Содержался на субсидии ЗГК, средства жертвователей и плату за обучение, в ведении Министерства учебных и церковных дел. Число учащихся составляло 103 человека. Директор - В. И. Рейхарт.

- Райвольская средняя русская школа, основана в 1918 г. по инициативе группы беженцев. Содержалась на средства ЗГК. Число учащихся - 63 человека. Директор - Н. А. Никулин. В 1921 г. при школе был создан интернат, также содержавшийся на средства ЗГК. Заведующая - М. Х. Смирнова.

- Райвольская начальная школа, создана в 1870 г. по инициативе Райвольского сельскохозяйственного общества, в ведении общества. Число учащихся - 34, из них 25% - дети эмигрантов. Директор - СТ. Путилин.

- Келломякское приходское совместное реальное училище, создано в 1920 г. Содержалось на средства ЗГК и плату за обучение. Число учащихся - 33 человека, все они из числа эмигрантов. Директор - М. Г. Чистосердов.

- Куоккольская русская школа, создана в 1921 г. по инициативе приходского совета. Школа содержалась на субсидии ЗГК, в ведении приходского совета. Число учащихся - 16 человек, из них 62.5% - дети эмигрантов. Директор - С. В. Ладукас.

- Халильское реальное училище, основано в 1918 г. Содержалось на средства ЗГК. Число учащихся - 11 человек, из них 50% - дети эмигрантов. Директор - Н. В. Познийский.

Кроме того, в Финляндии в этот период продолжали существовать и другие русские гимназии, не связанные организационно с ЗГК:

- Гельсинфоргская Александровская гимназия, основана в 1870 г., число учащихся - 46 человек, их них 45% - дети эмигрантов. Директор - В. Попов.

стр. 34

- Хаминская русская народная школа, основана в 1877 г. Число учащихся -7 человек. Все они из числа эмигрантов. Директор - П. Н. Успенский.

- Гельсинфоргское приходское начальное четырехклассное училище им. Н. И. Табунова, основано в 1864 г. Содержалось на средства Фонда Н. И. Табунова и находилось в ведении Гельсинфоргского прихода. Число учащихся - 67 человек. Директор - А. И. Воскресенский.

- Гимназия им. Святителя Алексия (мужская), создана в 1919 г. по инициативе Особого комитета по делам русских в Финляндии. Состояла в ведении Министерства церковных и учебных дел. Восьмиклассное учебное заведение. Число учащихся - 17 человек. Директор - А. Колокольцев.

- Вильманстрандская приходская русская начальная школа, создана в 1878 г. Содержалась на средства прихода. Находилась в ведении Министерства церковных и учебных дел. Содержалась на средства правительства и прихода. Число учащихся - шесть, из них три из числа эмигрантов. Директор - прот. А. В. Разумов [1. Ф. Р-5785. Оп. 1. Д. 43. Л. 1 - 23].

В 1927 г. Александровская гимназия в Гельсинфорге, Келломякское приходское реальное училище, Халильское реальное училище, Хаминская народная школа, Куокальская русская школа были закрыты.

В 1930-е годы в условиях экономического кризиса парижским ЗГК предпринимались попытки сохранить деятельность Териокского реального училища, для чего брались кредиты у ряда международных организаций.

По данным переписи 1925 г., общее число русских в Латвии составляло 231 658 человек. Число беженцев из России в 1920 г. составляло 15 640 человек, из которых 5 960 человек - дети [1. Ф. Р-5772. Оп. 1. Д. 61. Л. 3]. В 1919 г. по закону об организации школьных учреждений для национальных меньшинств русские школы должны были содержаться за счет правительства и органов местного самоуправления. Их права были приравнены к правам латышских школ при условии соответствия учебных программ. Дети эмигрантов посещали школы русского национального меньшинства. Но с 1922 г. политика правительства в отношении русскоязычного населения изменилась под предлогом защиты латышского населения от денационализации. С 1923 г. ликвидировались должности содержавшихся за государственный счет инспекторов русских школ. Их функции были переданы латышским районным инспекторам. С 1924 г. русские учителя должны были сдавать экзамены по латышскому языку. К 1923 г. в Латвии насчитывалось всего 30 русских средних школ, в которых обучалось 3 430 человек [1. Ф. Р-5772. Оп. 1. Д. 63.. 4].

В Эстонии к 1924 г. проживало 19 000 русских беженцев [1. Ф. Р-5764. Оп. 5. Д. 1. Л. 48]. Первоначально деятельность немногочисленных русских школ для детей эмигрантов поддерживалась Христианским союзом молодых людей (ХСМЛ). С 1922 г. их финансированием начал заниматься ЗГК в Париже. Очень много для создания сети русских беженских школ и поддержания работы русских учебных заведений, созданных до 1917 г., сделал Комитет русских эмигрантов в Эстонии, который возглавлял проф. В. А. Рогожников.

В 1929 г. сеть русских эмигрантских школ в Эстонии была представлена следующими учебными заведениями:

- Куккурская начальная четырехклассная школа с детским садом, создана в 1925 г. по инициативе Комитета русских эмигрантов на руднике Куккура. Содержалась на средства Комитета. Число учащихся - 20 человек. Директор - О. К. Черпай.

стр. 35

- Нарвская реальная гимназия с коммерческим отделением, основана в 1920 г. по инициативе Комитета русских эмигрантов. Содержалась на средства ЗГК и находилась в его ведении. Число учащихся -212 человек. Директор - А. В. Васильев.

- Детский сад на руднике Кютте Иоуде (Kutte Youde), основан в 1927 г. по инициативе Комитета русских эмигрантов. Содержался на средства ЗГК. Число воспитанников - девять человек. Заведующий - Л. Ф. Моисеев.

- Начальная четырехклассная школа на Романовском руднике, создана в 1927 г. по инициативе дирекции рудника и Комитета русских эмигрантов. Число учащихся - 33 человека. Директор - А. И. Степанова.

- Дом русского ребенка в г. Ревеле1 (шестиклассное начальное училище), основан 1 октября 1920 г. по инициативе Комитета русских эмигрантов, С. В. Колзаковой, А. В. Кузьмина, О. И. Немирович-Данченко. Содержался на средства ЗГК. Число учащихся - 53 человека. Директор - О. И. Немирович-Данченко.

- Русская начальная пятиклассная школа в г. Немме, создана в 1920 г. по инициативе Комитета русских эмигрантов. Содержалась на средства ЗГК, доходы от лотерей, благотворительных спектаклей, организованных администрацией школы, пособия местной церкви. Состояла в ведении Комитета русской эмиграции. Число учащихся - 39 человек. Директор - К. Н. Левашов.

Кроме того, дети русских эмигрантов в 1929 г. обучались также в сохранившихся русских учебных заведениях, созданных до революции:

- В Русской городской реальной гимназии в г. Ревеле (общее число учащихся -311, из них 79 человек - дети эмигрантов, директор - А. С. Пешков).

- В Русской гимназии общества "Русская школа в Эстонии" в г. Ревеле (общее число учащихся - 82, из них 17 человек - дети эмигрантов, директор - Л. А. Андрушкевич).

- В начальном училище Общества "Русская школа в Эстонии" в г. Ревеле (общее число учащихся - 343, из них 91 человек - дети эмигрантов, заведующий Д. И. Селедец).

- На русском отделении 26-го городского начального училища в г. Ревеле (общее число учащихся - 149, из них 37 человек - дети эмигрантов, заведующий - Н. Зеллер).

- В частной начальной школе в г. Немме (общее число учащихся - 83, из них 14 человек - дети эмигрантов, заведующий - К. Н. Левашов).

- В Русской городской гимназии г. Юрьева (общее число учащихся - 105, из них 14 человек - дети эмигрантов, директор - И. М. Тофф).

- В 13-м городском училище г. Юрьева (общее число учащихся - 212 человек, из них 31 человек - дети эмигрантов, заведующий - Лупкин).

- В городской гимназии г. Нарвы (общее число учащихся - 207 человек, из них 23 человека - дети эмигрантов, директор - С. Н. Добрышевский).

- В 1-м городском начальном училище г. Нарвы (общее число учащихся -241 человек, из них 32 человека - дети эмигрантов, заведующий - Н. Викторов).

- В 3-м городском начальном училище г. Нарвы (общее число учащихся -259 человек, из них 52 человека - дети эмигрантов, заведующий - П. Иванов).


1 Названия населенных пунктов приводятся так, как они зафиксированы в документах архивов русской эмиграции.

стр. 36

- В 4-м городском начальном училище г. Нарвы (общее число учащихся -190 человек, из них 51 человек - дети эмигрантов, заведующий - П. А. Марков).

- В 7-м городском начальном училище г. Нарвы (общее число учащихся -134 человека, из них 24 человека - дети эмигрантов, заведующий - А. Янсон).

- В Усть-Нарвском начальном училище (общее число учащихся - 40 человек, из них 11 человек - дети эмигрантов, заведующий - С. Покровский).

- В 1-м городском начальном училище г. Печоры (общее число учащихся -177 человек, из них 24 человека - дети эмигрантов, заведующий - П. Листакинд) [1. Ф. Р-5785. Оп. 1. Д. 44. Л. 1 - 25].

Сохранению русских школьных учреждений в прибалтийских странах, в том числе и в Эстонии, придавалось большое значение как со стороны парижского Земгора, так и со стороны местных общественных эмигрантских организаций. Особенно важно это было сделать в условиях экономического кризиса 1930-х годов. В 1930 г. для русской гимназии в Нарве было приобретено здание. После выплаты кредита в 1935 г. здание должно было перейти в собственность парижского ЗГК, в ведении которого находилась эта гимназия [1. Ф. Р-6094. Оп. 1. Д. 27. Л. 94]. Решению финансовых проблем гимназии способствовали Верховный комиссариат по делам русских беженцев, затем Международное бюро им. Нансена и ряд международных кредитных и благотворительных организаций.

Русскую школу в Литве пришлось создавать практически заново. Большой ущерб школьным учреждениям был нанесен в годы Первой мировой войны, поскольку значительная часть русского населения была эвакуирована вглубь России. По переписи 1923 г. в Литве проживало 55 000 русских, в число которых входило около 2 000 беженцев из России, при общей численности населения 2 028 971 человек. Число детей школьного возраста составляло около 8 000 человек [1. Ф. Р-5772. Оп. 1. Д. 59. Л. 12]. Поскольку в Литве в этот период не было принято отдельно закона о национальных меньшинствах, русская школа в этой стране была предоставлена частной инициативе самих представителей русской диаспоры. По данным Министерства просвещения, в Литве имелось всего 11 начальных школ и одна средняя. Их посещали дети русского населения и дети беженцев. Из-за нехватки русских учебных заведений, по данным 1922 г., около 55% русских детей обучались в литовских школах [1. Ф. Р-5772. Оп. 1. Д. 59. Л. 12].

Одной из первых в 1920 г. в Литве была создана русская гимназия в Ковно (Каунас). Гимназия содержалась на средства Общества преподавателей и находилась в ведении Министерства просвещения. Обучение было платным. Директором гимназии был А. И. Тыминский. В 1925/26 учебном году в ней обучалось 238 человек. Из них 62 человека - дети эмигрантов. При гимназии были открыты курсы для взрослых и подготовительные курсы в младшие классы. В Каунасе был открыт и приют для русских детей.

В сеть русских учебных заведений входили также:

- Ковенская начальная школа N 22, основана в 1920 г., в ведении Министерства просвещения. Число учащихся - 136 человек, из которых 21 человек - дети эмигрантов. Директор - Л. В. Воробьев.

- Ковенская начальная школа N 38, основана в 1922 г., в ведении Министерства просвещения. Число учащихся - 102 человека, из которых 28 человек - дети эмигрантов. Директор - Н. И. Софронов.

стр. 37

- Кибартская русская начальная школа, в ведении органов местного самоуправления. Число учащихся - 83 человека, из которых 23 ученика - дети эмигрантов. Директор - Г. Ф. Кудрявцев.

- Жеймельская школа, в ведении органов местного самоуправления. Число учащихся - 60 человек. Директор - Исидорова.

- Ежеренская школа. Число учащихся - 70 человек. Директор - Э. Ф. Хохлов.

- Княжестокская школа. Число учащихся - 30 человек. Директор - А. Е. Таранчук.

- Поневежеская школа. Число учащихся - 30 человек. Директор - Л. П. Фалеева.

- Абельская школа. Число учащихся - 37 человек. Директор - Г. Котова.

- Колайнская школа. Число учащихся - 30 человек. Директор - А. П. Кузнецов.

- Вилкомирская школа. Число учащихся - 32 человека. Директор - Ф. Адамчик.

Общее число учащихся русских школ в Литве в 1926 - 1927 учебном году составляло 1 000 человек [1. Ф. Р-5785. Оп. 1. Д. 41. Л. 1 - 6].

Иным было положение и условия пребывания русской эмиграции в странах Центральной и Западной Европы. В своем большинстве они являлись странами так называемой вторичной эмиграции. К тому времени, когда в ряде стран этой группы смогли появиться большие потоки русских беженцев, средств хватало лишь на поддержание русских школ в Балканских странах и лимитрофных государствах. Немногочисленные средние школы были, как правило, частными и платными. Даже в таких крупных центрах русской эмиграции, как Германия и Франция было создано непропорционально малое по отношению к числу беженцев количество русских учебных заведений.

Как отмечалось на 2-м съезде педагогических организаций, состоявшемся в Праге в 1925 г., в славянских государствах с общим числом беженцев в ПО 000 человек было открыто 42 школы, которые посещали 5 510 учащихся. В государствах Центральной и Западной Европы с численностью беженцев более 400 000 человек было открыто 17 школ с числом учащихся 620 человек [1. Ф. Р-5785. Оп. 1. Д. 18. Л. 18].

Примерно таким это соотношение оставалось и в конце 1920-х годов. Известный в эмиграции общественный деятель, много сил отдавший организации русской национальной школы, член парижского Земгора В. В. Руднев, выступая на съезде русских педагогов, состоявшемся 19 - 20 мая 1929 г. в Париже, отметил, что во Франции, где по его данным в этот период проживало около 150 - 200 тыс. эмигрантов, из которых 16 - 22 тыс. - дети школьного возраста, в русской школе обучалось всего 1500 детей. В то время как в славянских странах на одного ученика русской школы приходилось 14 беженцев, во Франции - 150 [1. Ф. Р-5785. Оп. 2. Д. 46. Л. 42].

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что политика в отношении русской эмиграции со стороны правительств Чехословакии, Югославии и Болгарии являлась одним из важнейших факторов, повлиявших на создание широкой сети школьных учреждений для детей русской эмиграции в Европе в целом. Не случайно 2-й Съезд русских педагогов в своей резолюции выразил благодарность руководству этих стран за поддержку русского школьного дела. Большинство русских школ смогли продолжить свою деятельность до окончания Второй мировой войны.

стр. 38

Особо важное значение русские учебные заведения имели для многих тысяч русских людей, оказавшихся гражданами государств, отделившихся от Российской империи. В силу проводимой правительствами этих стран недоброжелательной политики, направленной на сокращение русских культурно-просветительских учреждений, вопросы сохранения национальной идентичности для представителей русских диаспор в этих условиях стояли очень остро уже с начала 1920-х годов. Сохранение русских школьных учреждений являлось первоочередной задачей для организаторов русского школьного дела, поскольку их постоянно уменьшающееся число не соответствовало потребностям русскоязычного меньшинства, права которого гарантировались конституциями этих стран и были поставлены под контроль Лиги Наций.

В западноевропейских странах, где дети проживавших здесь эмигрантов посещали иностранные учебные заведения, большую роль играло внешкольное образование по так называемым "русским предметам", а также поиск новых форм и методов национального воспитания молодежи, позволявших уберечь ее от денационализации. К числу достижений в этом направлении следует отнести проведение Дней русской культуры и Дней русского ребенка, общеэмигрантских праздников, оказавших огромное влияние на духовную жизнь не только молодого поколения, но и всей русской эмиграции.

Исторический опыт, так дорого давшийся нашим соотечественникам на чужбине, свидетельствует о том, что национальная школа являлась самым надежным способом в борьбе с денационализацией русской молодежи, центром национального воспитания нового поколения, родившегося в эмиграции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Российской Федерации.

2. Руднев В. В. Зарубежная русская школа. 1920 - 1924. Париж, 1924.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКАЯ-ЭМИГРАНТСКАЯ-ШКОЛА-В-ЕВРОПЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. И. ПЕТРУШЕВА, РУССКАЯ ЭМИГРАНТСКАЯ ШКОЛА В ЕВРОПЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.06.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКАЯ-ЭМИГРАНТСКАЯ-ШКОЛА-В-ЕВРОПЕ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. И. ПЕТРУШЕВА:

Л. И. ПЕТРУШЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
299 просмотров рейтинг
29.06.2022 (660 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
8 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РУССКАЯ ЭМИГРАНТСКАЯ ШКОЛА В ЕВРОПЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android