Libmonster ID: RU-16558
Автор(ы) публикации: Е. И. МАЛЕТО

В источниковедческом комплексе, связанном с историей средневековой Руси, особую группу составляют такие нарративные источники, как путевые записки русских путешественников XII-XV вв. о Византии, Палестине, Египте и других заморских землях - так называемые хождения (по древнерусски - хожения). Большинство рассказов о хожениях, являясь важными доказательствами российского приоритета в ряде географических открытий, свидетельством ее давних дипломатических, торговых и культурных связей с другими странами, содержат разнообразный и богатый фактический материал, позволяющий установить насколько осведомлены были средневековые авторы об истории, экономике, географии, быте и нравах, религии, политической и социальной ориентации разных земель и народов.

Судьба их в отечественной науке не была простой. В XIX в. они пользовались пристальным вниманием исследователей, затем были почти забыты, главным образом по идеологическим причинам, и, наконец, вновь получают заслуженную научную оценку.

Попытаемся реконструировать историю изучения хожений, отметить новые тенденции и направления исследования этих источников в работах отечественных и зарубежных специалистов, перспективы их изучения, а также показать научную актуальность и необходимость специального изучения и переиздания этих источников.

Начало изучения хожений в отечественной историографии тесно связано с деятельностью в первой четверти XIX в. Румянцевского кружка (Н. П. Румянцев, К. Ф. Калайдович, И. И. Григорович, А. Х. Востоков, П. М. Строев, А. Ф. Малиновский и др.). Участники кружка собирали и публиковали документальные памятники, в том числе описания древних путешествий. К началу XIX в. было опубликовано лишь несколько записок о древнерусских путешествиях (митрополита Пимена, Симеона Толбузина, Трифона Коробейникова и др.). Исследователи намеревались выявить максимальное число списков каждого памятника, имея в виду использовать их в качестве вариантов. Разработка плана издания была поручена Малиновскому, а непосредственное осуществление возлагалось на Строева. Малиновский предложил включить в будущую публикацию тридцать шесть описаний путешествий (в процессе подготовки их число увеличилось приблизительно до сорока). Каждое такое сочинение должно было сопровождаться комментариями, содержащими характеристику времени, целей, а также авторов описаний. К сожалению, подготовка широко задуманного издания в связи с уходом Строева из Комиссии печатания государственных грамот и договоров ограничилась лишь сбором и копированием списков памятников 1 .

Деятельность Румянцевского кружка дала импульс дальнейшему изучению хожений. Н. М. Карамзин в "Истории Государства Российского", использовал в примечаниях выписки из древнерусских хожений 2 . В 30-е годы XIX в. Строев известил о находке хожения в Царьград (Добрыни Яд-


Малето Елена Ивановна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.

стр. 153


рейковича), а после этого М. А. Максимович сделал его разбор в "Истории древней российской словесности" 3 . И. П. Сахаров подготовил к изданию три сборника хожений: "Путешествие русских людей в чужие земли" (СПб. 1837), "Путешествие русских людей по Святой земле" (СПб. 1839), "Путешествие русских людей" (СПб. 1849). Последний сборник составил восьмую книгу знаменитого труда "Сказания русского народа", где были собраны пятнадцать различных хожений 4 . Подобные работы способствовали накоплению материала по указанной тематике. Но все же об углубленном исследовании этих источников речь идти еще не могла. Стремления ученых были направлены в основном на поиски новых памятников и списков, а также на создание общих обзоров паломнической литературы.

К 60-м годам XIX в. было выявлено столько паломнических хожений, что потребность их научного обзора стала насущной. Одну из первых попыток в этом направлении предпринял Н. В. Докучаев, который написал диссертационную работу, а затем напечатал в "Черниговских епархиальных известиях" в 1867 - 1869 гг. обзор - "Древнерусское паломничество по Святым местам Востока вообще и путешествия русских раскольников в те же места, в частности" 5 . В 1870-е годы появились обзоры паломнической литературы, не имеющие научного значения, обзоры архимандрита Леонида справочно-практического характера - "Обозрение цареградских памятников и святынь XIV -XV вв. по русским паломникам" и "Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам в XIV-XVI вв, сводные тексты оных, с объяснительными примечаниями, основанными на местных исследованиях" 6 .

С 80-х годов XIX в. эту работу продолжило Православное Палестинское общество, которое в 1883 г. приступило к изданию "Православного Палестинского сборника" (ППС) и в последующие десятилетия развернуло работу по публикации паломнических хожений 7 . В подготовке текстов участвовали М. В. Веневитинов, Х. М. Лопарев, С. О. Долгов, С. Р. Розанов, архимандрит Леонид, В. Г. Васильевский и другие ученые. В результате их деятельности с 1883 по 1914 г. многие памятники древнерусской литературы впервые были изданы 8 . Публикации хожений сопровождались вступительными статьями историко-филологического характера. В них можно найти попытки сопоставить тексты записок русских и западноевропейских путешественников, а также рассмотреть маршруты их следования на Восток.

С этими же изданиями связано пробуждение внимания к метрологическим данным хожений 9 . Веневитинов заинтересовался размером версты, которую использовал в путевых записках игумен Даниил. Поэтому при подготовке к публикации этого источника, стремясь определить точность сообщаемых Даниилом сведений, он поместил приложение в виде таблицы "Пути и расстояния Даниила". Попытка сравнить величину версты XIX в. и версты Даниила показала, что точность обозначения расстояний у русского путешественника падает по мере увеличения самих расстояний. Итоги исследования Веневитинова имели важное значение, однако дальнейшего развития не получили. Продолжили изыскания в данной области отечественные и зарубежные историки Л. В. Черепнин, Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов, Б. А. Рыбаков, Дж. Маджеска и др. 10 .

Анализу ряда памятников древнерусской литературы, в том числе двух хожений ("Хождение суздальского епископа Авраамия" и "Первое хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму") было посвящено исследование 1898 г. Н. С. Тихонравова 11 . Однако и оно не выходило за пределы разработки историко-религиозных проблем. Литературоведческий характер присущ исследованию П. В. Владимирова 12 и четырехтомной работе А. Н. Пыпина 13 , которые вышли на рубеже XIX-XX веков. К середине 20-х годов XX в. относится начало изучения хожений как жанра древнерусской литературы.

Изучение истории возникновения и развития жанра хожений не является специальным предметом настоящей статьи. Поэтому ограничимся кратким обзором историографии по указанному вопросу.

Возникновение нового направления в изучении хожений отмечено в статье Н. С. Трубецкого "Хождение за три моря Афанасия Никитина как литературный памятник" 14 . Следующим шагом было включение паломничеств в круг литературных явлений 15 . Обзор хожений позволил в обобщенной форме охарактеризовать литературные элементы произведений этого жанра. Был предложен взгляд на хожения как на устойчивый очерковый жанр, в котором немаловажное значение приобретает смешивание достоверного и легендарного (иногда книжного, а порой устного происхождения). Таким образом, и в конце XIX - начале XX вв. характер изучения хожений оставался таким же, что и в середине XIX в.: литературоведческое и историко-религиозное направления в исследовании этих источников преобладали.

Начиная с 1960-х годов, исследованию жанровых особенностей этих памятников уделяется все более пристальное внимание и не только в нашей стране, но и за рубежом. Большой вклад внесли работы В. В. Данилова, Н. И. Прокофьева, Д. С. Лихачева, В. М. Гуминского, А. А. Архипова, В. В. Кус-

стр. 154


кова, К. Д. Зееманна (автора единственного, пожалуй, комплексного исследования, посвященного анализу истории возникновения и развития жанра хожений, их характерных особенностей, а также роли и значения этих произведений в системе литературных жанров средневековой Руси) 16 . Из работ 90-х годов XX века выделяется труд болгарской исследовательницы С. Гюровой о хожениях в Иерусалим, на Афон, в Рим, где подробно рассматриваются вопросы о зарождении жанра путевых заметок и его трансформации в разные эпохи 17 .

Тесно связанные с историей русской православной церкви, хожения в первой трети XX века оказались на "периферии" отечественной науки.

Очередной этап изучения хожений начался в связи с тем, что были подготовлены новые публикации. В 1934 г. М. Н. Сперанский завершил работу по научному изданию текстов "Хождения Стефана Новгородца" и "Сказания о святых местех, о Констянтинеграде". Ученый предпринял попытку на основе названных памятников восстановить текст не дошедшего до нас хожения, которое получило условное название "Описание Константинополя начала XIV в." 18 . В 1940-х - 1950-х годах в серии "Литературные памятники" вышли одно за другим два издания хожения Афанасия Никитина, подготовленные коллективом исследователей под руководством Б. Д. Грекова и В. П. Адриановой-Перетц 19 . Эти публикации предварялись введением и сопровождались комментариями.

В. П. Адрианова-Перетц охарактеризовала Никитина совсем иначе, чем это делали авторы, склонные видеть в нем купца-дипломата 20 . Она справедливо заметила, что из текста источника не видно, что торговые дела путешественника складывались удачно. Основательнее, чем ее предшественники, она подошла к анализу языковых особенностей этого хожения. В частности, ею были исследованы варваризмы - отдельные слова, фразы и целые разделы, написанные Никитиным на своеобразном тюркско- персидском жаргоне, на котором, очевидно, изъяснялись купцы, торговавшие в Передней и Средней Азии. Всего же за эти годы хожению Афанасия Никитина было посвящено около семидесяти работ 21 . Но и они рассматривали прежде всего литературные и историко-географические аспекты этого памятника. В XIX столетии И. И. Срезневский предложил датировать путешествие Афанасия Никитина 1466 - 1472 гг., что и укоренилось в литературе. Хронология была пересмотрена в середине 1980-х годов Л. С. Семеновым, убедительно доказавшим, что гость из Твери отправился в Индию в 1468 г. и находился там с 1471 по 1474 г., а на Русь вернулся в 1475 году 22 .

Весомый вклад в дальнейшее изучение хожений внесли статьи Адриановой- Перетц, опубликованные в первых двух томах "Истории русской литературы" 23 , В. Д. Кузьминой - "Сведения об арабах и арабской культуре в Палестине начала XII в. по "хождению" игумена Даниила" и А. И. Першиц "Этнографические сведения об арабах в русских хождениях XII-XVII вв.", где содержатся интересные наблюдения и сведения, необходимые для реального комментария к древнерусским хожениям на Восток 24 . В последней из упомянутых статей подробно проанализированы причины хожений русских путешественников в страны Востока (игумена Даниила, инока Зосимы, гостя Василия), охарактеризованы сведения этнографического характера, которые нашли отражение в этих источниках, и цели русских путешественников, довольно подробно рассмотрена общественно-политическая обстановка в указанном регионе. На основании проведенного исследования был сделан вывод, что русские люди приходили на Восток не как завоеватели- крестоносцы, они не были отгорожены от местного населения стеной вражды и ненависти, поэтому в Киевской и Московской Руси знали об арабах больше достоверного, нежели в Западной Европе.

Ряд исследований 1950-х - 1960-х годов был посвящен историко-литературному изучению хожения игумена Даниила. В. В. Данилов доказал, что русский паломник не был частным лицом, а являлся официальным послом великого киевского князя. На основе словарного, фольклорного и географического анализа памятника автор пришел к выводу о южнорусском, (точнее черниговском) происхождении Даниила, который до принятия монашества был вотчинником 26 . Н. В. Водовозов рассмотрел хожение Даниила в связи с обстановкой, сложившейся в Палестине в результате крестового похода 26 . В его работе доказывается, что Даниил был послан в Иерусалим для наблюдения за происходившими событиями, и основная идея хожения Даниила состояла в том, чтобы показать: восточное православие в завоеванной крестоносцами "Святой земле" не терпит притеснения ни со стороны "латинян", ни со стороны "сарацин".

В 1963 г. появились еще две работы о хожении игумена Даниила: раздел в книге Б. А. Рыбакова и статья Ю. П. Глушаковой "О путешествии игумена Даниила в Палестину" 27 . Если вторая статья внесла новации в датировку хожения (было высказано суждение, что наиболее вероятным временем путешествия игумена Даниила следует считать 1104 - 1106 гг.), то первый привлек новый материал, выдвинул доказательные предположения. Вслед за Карамзиным Рыбаков признает, что после своего возвращения из Палестины игумен Даниил был назначен епископом в пограничном г. Юрьеве и им была написана повесть о Шаруканском походе 1111 года.

стр. 155


Важное научное значение имели также публикации, посвященные русскому описанию Дербента 30-х годов XV в., которые были подготовленны в 1965 г. Ю. К. Бегуновым и В. А. Кучкиным 28 . Так называемое "Сказание о Железных вратах" - рассказ, записанный со слов путешественника, побывавшего в 1436 - 1447 гг. в Дербенте и Ширване, известно сегодня благодаря публикаторской деятельности именно этих историков. Описание, как они полагают, явно заимствовано из остававшегося до 60-х гг. XX в. неизвестным хожения, причем не на Ближний Восток, а на Кавказ, где не было почитаемых православными святых мест, но фиксация виденного имела место. Близость повествования "Сказания о Железных вратах" и хожения гостя Василия 1465 - 1466 гг. в Малую Азию, Египет и Палестину позволяет предположить, что автором мог быть тот же купец.

Таким образом, в 1950-е - 1960-е годы в центре внимания ученых по-прежнему находились два памятника древнерусской литературы - хожения игумена Даниила и Афанасия Никитина, которые и на сегодняшний день являются наиболее изученными. Но наряду с продолжавшейся текстологической работой, поиском новых памятников и списков хожений в архивах и музеях филологов, следует отметить значительный вклад в расширение направлений исследования этих источников, внесенный историками.

Во второй половине 1960-х и в 1970-е годы в изучении хожений произошли реальные изменения. К этому времени в мировой историографии все активнее стали заявлять о себе приверженцы "нетрадиционных" (социально- психологических) аспектов и методов изучения истории - так называемого менталитета или ментальное?, что было тесно связано с французской "Школой Анналов" и наиболее близкими к ней школами в других странах 29 . Веяния мировой историографии ориентировали исследователей на активное и систематичное изучение субъективного фактора: значительно расширили исследовательский диапазон, все новые информационные слои хожений оказывались в поле зрения историков.

Отечественные медиевисты накопили обильный фактический материал, позволивший на практике осуществить комплексное изучение средневековой эпохи. В частности, появились первые обобщающие исследования, посвященные общественно-политической мысли средневековой Руси. Среди них - монографии И. У. Будовница, А. И. Клибанова, труд Л. В. Черепнина "Образование русского централизованного государства XIV - XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси", внесшие существенный вклад в изучение идеологии отдельных социальных групп, в том числе и русских путешественников (Стефана Новгородца, Анонима, гостя Василия, Афанасия Никитина), записки которых рассматривались как произведения, выражающие политическую идеологию горожан, а также работы Я. С. Лурье, Н. Н. Масленниковой, А. Л. Гольдберга и др. 30 .

Материалы хожений использовались исследователями и для разработки вопросов, связанных с изучением ментальности (среди них - психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, а также историки и литературоведы - М. А. Барг, А. Я. Гуревич, Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев и др.) 31 . Впрочем указанная проблема все еще остается одной из малоизученных, как у нас, так и за рубежом 32 .

Успехи в изучении путей сообщения (вопросов метрологии, транспортных средств, скорости и сроков передвижения) в указанные десятилетия были тесно связаны с исследованиями М. Н. Тихомирова 33 , в которых он рассмотрел международные контакты Русского государства со славянскими странами, Византией и странами Западной Европы, положив начало комплексному изучению роли Руси в системе международных отношений позднего средневековья - XIV-XV веков. Среди изученных проблем немалое место отведено путям сообщения Русского государства и Византии, дана развернутая характеристика Днепровского, Волжского и Донского путей сообщения, обстоятельно рассмотрены средиземноморское, западноевропейское, восточное направления торговли, а также культурные контакты Руси, Византии, славянских и западноевропейских стран. Тихомиров фактически первый обратил внимание на вопросы, смежные с проблемой путей сообщения (скорость и сроки передвижения). Анализируя в одной из своих работ хожение Игнатия Смольнянина, описавшего поездку митрополита Пимена, ученый составил таблицу, в которой подсчитал протяженность сухопутного и морского маршрутов путешественника. Правда, его разработки требуют уточнения, что проделано современными исследователями 34 .

Вопросы связи русских княжеств со странами Ближнего Востока (Византией, Малой Азией, Сирией, Палестиной, Египтом) находятся в центре внимания Д. М. Данцига 35 . Он сумел показать огромный интерес русских людей к странам этого региона. На основе изучения древнерусских хожений Данциг пришел к выводу, что пребывание там паломников, непосредственное восприятие действительности, знакомство с природой и жизнью народов Востока оставили большой след в истории русской культуры и географии.

стр. 156


В 1970-е и особенно отчетливо в 1980-е и 1990-е годы начинается новый этап в изучении хожений. Заметно активизировалось не только у нас, но и за рубежом внимание к истории русской православной церкви и к хожениям 36 . Возрождение интереса сопровождалось новыми публикациями источников.

В 1980 г. вышла в свет монография Н. А. Казаковой, внесшая существенный вклад в изучение связей Руси со странами Западной Европы в области культуры в период образования и укрепления Русского централизованного государства 37 . На основе анализа дипломатической документации, летописей, хронографов и хожений (Неизвестного Суздальца, Авраамия Суздальского, Симеона Суздальского) она пришла к выводу, что русские политические деятели и книжники располагали значительным комплексом сведений о Западной Европе. В 1981 г. в серии "Памятники литературы Древней Руси XIV-XV вв." было опубликовано "Хождение Стефана Новгородца" с комментариями Л. А. Дмитриева 38 .

Свидетельством возросшего интереса к теме стала "Книга хожений", подготовленная Н. И. Прокофьевым, объединившая свыше десятка сочинений о путешествиях в Царьград, на Афон, Ближний Восток, в Египет, Индию и европейские страны, ранее известных только по поздним спискам 39 . К сожалению, лишь некоторые из опубликованных там памятников соответствовали требованиям современной текстологии. Научный аппарат этого издания и, в частности, комментарии к нему также нельзя считать совершенными, но все же в плане литературоведения оно явилось важной вехой в изучении хожений.

Не меньшее значение имело издание в 1987 - 1989 гг. "Словаря книжников и книжности Древней Руси" 40 , куда вошли материалы о древнерусских писателях и книжниках XI-XVI вв., в том числе сведения об авторах хожений - Антонии (Добрыне Ядрейковиче), Данииле, Стефане Новгородце, госте Василии, Зосиме, Афанасии Никитине и др.

Исследование западногерманского ученого К. Д. Зееманна "Русская паломническая литература. Теория и история литературного жанра" носит литературоведческий характер. Вместе с тем без внимания автора не остались и историко-географические вопросы хожения игумена Даниила, Стефана Новгородца, инока Зосимы, первого и второго хожения священноинока Варсонофия, гостя Василия и других. В работе Зееманна содержится подробная характеристика маршрутов русских путешественников в странах Востока, а также обстоятельная аргументация и уточнение авторства и датировки отдельных хожений 41 .

Важным событием стал уже упомянутый труд американского ученого Дж. Маджески "Записки русских путешественников и паломников о Константинополе XIV - XV вв.". Автор охарактеризовал паломнические хожения XIV-XV вв. на основе пяти памятников древнерусской литературы. Комментируя хожения Игнатия Смольнянина и дьяка Зосима, Маджеска подробно рассмотрел Донской и Днестровский пути сообщения Руси и Византии. Положительным результатом исследования хожения Игнатия Смольнянина было обстоятельное описание и уточнение пути следования русских пилигримов, включая мало изученные до сих пор сведения о районах, простиравшихся к югу от русских рубежей. Кроме того, Маджеска коснулся ряда внутриполитических событий в Византии (дворцовый переворот 1390 г., венчание Мануила II Палеолога в 1392 г.).

Комментируя эти факты, Маджеска показывает, что Игнатий Смольнянин по сравнению с другими дает более достоверное их описание. Изучена обстановка, вызвавшая в 1389 г. поездку в Константинополь Пимена. Правда, автор игнорирует подробности столкновения русского митрополита с представителями константинопольского патриарха, о котором умалчивает Игнатий, но что засвидетельствовано актовыми материалами 42 . Обращено внимание автора и на ценность метрологических данных хожений, хотя некоторые его выводы на этот счет уязвимы 43 . Он исходит из устарелых представлений о соотношении древнерусских мер длины, что приводит его к ошибкам при вычислениях. Произвольно интерпретируются и метрологические данные хождения Зосимы, что повлекло за собой ошибку в установлении пути следования русских путешественников. Вторая часть книги Маджески - комментарии к свидетельствам хожений о более чем сорока константинопольских реликвиях. Несмотря на ряд неточностей и ошибок, эта книга стала важной вехой в изучении хожений и сохраняет свое научное значение.

Среди работ зарубежных исследователей 1980-х годов, посвященных хожениям, наряду с трудами Г. Подскальского, Т. Г. Ставру и П. Р. Вейсенселя, чье внимание было сконцентрировано в основном на хождениях XII-XIII вв., выделяются статьи Е. Мацуки и В. Накамуры, опубликованные в журнале "Past and Present" 44 . Они вносят существенный вклад в изучение активности русских в бассейне Черного моря в XIV-XV вв., а также в исследование исторических, политических и идеологических обстоятельств, на фоне которых в указанные столетия происходили многочисленные путешествия в Константинополь. Этот интерес не ослабевает и сейчас, о чем свидетельствуют

стр. 157


материалы международных конгрессов исторических и византиноведческих наук, новые публикации и исследования хожений 45 .

Таким образом, существующие сегодня теоретические и источниковедческие работы показывают, что к изучению хожений, материалы о которых уже давно стали библиографической редкостью, в последние годы все активнее подключаются историки. Они предпринимают попытки систематизировать сведения, содержащиеся в информационных слоях хожений (в том числе и те, что все еще не востребованы в плане изучения общественной мысли, ментальности, путей сообщения, транспортных средств, скорости и сроков передвижения), выявить новые информационные возможности этого вида источников, расширить традиционные подходы к их изучению. Основную долю исследовательских усилий занимает анализ всей совокупности имеющихся сведений о путешественниках средневековья, а также путей сообщения средневековой Руси с Причерноморьем и Прикаспийским районом, со странами Востока и Запада. Предлагаются новые пути изучения особенностей мировосприятия иных вероисповеданий, народов, стран, прослеживается эволюция мировосприятия христианских святынь в сознании русских православных людей более чем за три столетия, то есть осуществляется комплексное исследование хожений XII-XV веков.

Как в отечественной, так и в мировой историографии актуальным становится сравнительно-исторический анализ русских и западноевропейских паломничеств, скандинавских паломничеств по территории Руси, а также путевых записок русских купцов и дипломатов XVI-XVII веков. В этих условиях необходимость добротного переиздания текстов хожений ощущается все более отчетливо. Реальную и ощутимую пользу в этом вопросе может принести возрождающийся союз историков и литературоведов, их тесное сотрудничество.

Примечания

1. КОЗЛОВ В. П. Колумбы Российских древностей. М. 1985, с. 117 - 119.

2. КАРАМЗИН Н. М. История Государства Российского. Т. VI. СПб. 1817, с. 344 - 346, примеч. 629 и след.

3. МАКСИМОВИЧ М. А. История древней российской словесности - Журнал Министерства народного просвещения (ЖМНП), 1834, ч. 1, отд. 2, с. 91.

4. САХАРОВ И. П. Сказания русского народа. Т. 2. СПб. 1849.

5. См.: Черниговские епархиальные известия 1867 (Прибавления) N 1, 4, 7; Черниговские епархиальные известия 1869 (Прибавления) N 13,14,16; ПРОКОФЬЕВ Н. И. Древнерусские хождения XI-XV вв. (Проблема жанра и стиля). Автореф. докт. дисс. М. 1970, с. 4 - 5.

6. См.: Чтения в Обществе истории и древностей российских (ЧОИДР). 1879. Кн. 1, 4.

7. Об образовании Православного Палестинского общества подробнее см.: ДМИТРИЕВСКИЙ А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882 - 1907). Вып.1. СПб. 1907.

8. Житие и хоженье Даниила, Русской земли игумена 1106 - 1108. Ч. 1. - Православный Палестинский сборник (ППС), СПб, 1883. Вып. 3, т. 1; Житие и хоженье Даниила Русской земли игумена 1106 - 1108. Ч. 2. - ППС. СПб. 1883. Вып. 9, т. 3; Хождение гостя Василия 1465 - 1466 гг. - ППС. СПб. 1884. Вып. 6, т. 2; Хождение Игнатия Смольнянина 1389 - 1405 гг. - ППС. 1887. Вып. 12, т. 4; Хождение инока Зосимы 1419 - 1422 гг. - ППС. 1889. Вып. 24, т. 8; Хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461- 1462 гг. - ППС. 1896. Вып. 45, т. 15. и др.

9. См.: ППС. 1885. Вып. 9, т.З. Прилож. IV.

10. См.: ЧЕРЕПНИН Л. В. Русская метрология. М. 1944; РЫБАКОВ Б. А. Русские системы мер длины XI-XV вв. - Советская этнография (СЭ), 1949, N 1, с.69 - 77; КАМЕНЦЕВА Е. И., УСТЮГОВ Н. В. Русская метрология. М. 1975, с. 19 - 24; КАМЕНЦЕВА Е. И. Историческая метрология. М. 1978; ШОСТЬИН Н. А. Очерки русской метрологии XI-XIX вв. М. 1975; 1990; MAJESKA G.P. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington. 1984, p. 233 - 250. Работа в этом направлении не завершена: метрологические данные хожений, как, впрочем, и сама метрология по- прежнему остаются малоизученной стороной исторического прошлого нашей страны.

11. См.: ТИХОНРАВОВ Н. С. Древнерусская литература. Новый отрывок из путевых записок суздальского епископа Авраамия 1439 г. -ТИХОНРАВОВ Н. С. Соч. Т. 1. М. 1898, с.275 - 281.

12. ВЛАДИМИРОВ П. В. Древнерусская литература киевского периода XI-XIII вв. Киев, 1900.

13. ПЫПИН А. Н. История русской литературы. Т. 1, 2, 3, 4. СПб. 1902 - 1903.

14. Первоначально опубликована в журнале "Версты", 1926, N 1, переиздана в кн.: Семиотика. М. 1983.

15. См.: История русской литературы. М. -Л. 1941. Т. 1, с. 365 - 374; 1945. Т. 2, ч. 1, с. 511 - 515; 1945. Т. 2, ч. 2, с. 420 - 427.

стр. 158


16. См.: ДАНИЛОВ В. В. О жанровых особенностях древнерусских хождений. - Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М. -Л. 1962. Т. 18, с. 21 - 37; ПРОКОФЬЕВ Н. И. "Хождения" как жанр в древнерусской литературе. - Вопросы русской литературы. М. 1968. -Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина (УЗ МГПИ). Т. 288, с. 3 - 24; его же. Русские хождения XII -XV вв. - Литература Древней Руси и XVIII в. М. 1970. УЗ МГПИ. Т. 363; его же. Древнерусские хождения XII-XV вв. (проблема жанра и стиля). Автореф. докт. дисс. М. 1970; ЛИХАЧЕВ Д. С. Эпохи и стили. Л. 1973, с. 49 - 62; его же. Поэтика древнерусской литературы. М.1979; его же. Исследования по древнерусской литературе. Л. 1986, с. 59, 63 - 65, 68 - 95; ГУМИНСКИЙ В. М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе. Автореф. канд. дисс. М. 1979; АРХИПОВ А. А. О происхождении древнерусских хождений. - Вторичные моделирующие системы. Тарту. 1979; КУСКОВ В. В. Жанры и стили древнерусской литературы XI - первой половины XIII в. Автореф. докт. дисс. М. 1980; его же. Характер средневекового миросозерцания и система жанров древнерусской литературы XI - первой половины XIII в. - Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. М. 1981; Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. М. 1994, с. 176 - 177; SEEMANN K.D. Die altmssische Wallfahrtsliteratur. Theorie und Geschichte eines literarischen Genres. Munchen, 1976; ejusd. Gattung und Naration in der alteren slavischen Literaturen. 2 Berliner Fachtagung 1984 - Im Auftr. der Berliner Forschungsgruppe "altere slavische Literaturen". Wisbaden.1987.

17. См.: ГЮРОВА С. Поклонничество и поклонническа литература. София. 1996. В центре внимания автора - болгарские паломнические описания Константина Костенечки, Арсения Солунского (XIV в.) и др.

18. СПЕРАНСКИЙ М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV в. Л. 1934.

19. Хождение за три моря Афанасия Никитина 1466 - 1472 гг. М. -Л. 1948; 2-ое изд., доп. и перераб. М. -Л. 1958.

20. СРЕЗНЕВСКИЙ И. И. Хождение за три моря Афанасия Никитина в 1466 - 1472гг. - Ученые записки Академии наук (УЗ АН). Втор. Отд. СПб. 1856. Т. 2, вып. 2, с. 243, 260 - 265; БОГДАНОВ В. В. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. - Известия Всесоюзного Географического общества. Т. 76, вып. 6. М. 1944, с. 366.

21. Библиографию см. в кн.: Хожение за три моря Афанасия Никитина. Л. 1986, с. 186 - 190.

22. См.: СЕМЕНОВ Л. С. Путешествие Афанасия Никитина. М. 1980.

23. АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ В. П. Путешествия. - История русской литературы, т. 1, с. 365 - 374, т. 2, с. 7 - 12.

24. КУЗЬМИНА В. Д. Сведения об арабах и арабской культуре в Палестине начала XII в. по "хождению" игумена Даниила. - Вестник истории мировой культуры, 1959, N 6, с.82 - 87; ПЕРШИЦ А. И. Этнографические сведения об арабах в русских "хождениях" XII-XVII вв. - СЭ, 1951, N 4.

25. ДАНИЛОВ В. В. К характеристике "хождения" игумена Даниила. - ТОДРЛ. 1954. Т. 10, с. 102 - 104; эта точка зрения нашла признание в ряде работ. См.: ВОДОВОЗОВ Н. В. История древнерусской литературы. М. 1958, с. 57; История русской литературы. Т. 1, М. -Л. 1958, с. 85; новейшее издание - "Житье и хоженье Даниила, Русскыя Земли игумена. 1106 - 1108" с параллельным русским переводом и добротными комментариями (подготовка текста и перевод Г. М. Прохорова). В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т.4. XII век. СПб. 1997.

26. ВОДОВОЗОВ Н. В. Хождение игумена Даниила и первый крестовый поход. - Русская литература и народное творчество. УЗ МГПИ. Т. 178. М. 1962.

27. РЫБАКОВ Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М. 1963, с. 115 - 124; ГЛУШАКОВА Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину. - Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М. 1963, с. 79 - 87.

28. БЕГУНОВ Ю. К. Древнерусское описание Дербента и Ширвана. - ТОДРЛ. М. -Л. 1965. Т. 21, с. 126 - 131; КУЧКИН В. А. "Сказание о Железных вратах". - Археографический ежегодник (АЕ). М. 1965, с. 274 - 277.

29. ГУРЕВИЧ А. Я. Историческая наука и историческая антропология. - Вопросы философии, 1988, N 1; его же. Историческая антропология: Проблемы социальной и культурной истории. - Вестник АН СССР, 1989, N 7; его же. О кризисе современной исторической науки. - Вопросы истории (ВИ), 1991, N 2 - 3; BURKE P. The French Historical Revolution. Cambridge. 1990; ГУТНОВА Е. В. Средневековье: место в европейской цивилизации. - Средние века (СВ), 1990, вып. 53, с. 26 - 42; БЕССМЕРТНЫЙ Ю. Л., ЯСТРЕБИЦКАЯ А. Л. Международный коллоквиум "Школа Анналов" вчера и сегодня. - Новая и новейшая история (ННИ), 1990, с. 123 - 140; БЕССМЕРТНЫЙ Ю. Л. "Анналы": переломный этап? - Одиссей. Человек в истории. М. 1991, с. 7 - 25.

30. БУДОВНИЦ И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М. 1960; "ЛИВАНОВ А. И. Реформационное движение в России в XIV - первой половине XVI в. М. 1960; ЧЕРЕПНИН Л. В. Образование русского централизованного государства XIV-XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М. 1960; с. 423 - 425; Подробную библиографию см. в соответствующих разделах кн.: Русская культура IX-XVIII вв. в исследованиях советских авторов 1917 - 1984 гг. М. 1990.

31. Библиографию см. в кн.: ШКУРАТОВ В. А. Психика. Культура. История. (Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии). Ростов-на-Дону. 1990, с. 245 - 250; БЕЛЯВСКИЙ И. Г., ШКУРАТОВ В. А. Проблемы исторической психологии. Ростов-на-Дону. 1982.

32. Подробнее см.: ГУРЕВИЧ А. Я. Новая историческая наука во Франции: достожения и трудности. - История и историки: Историографический ежегодник. М. 1985 - 1991; ПУШКАРЕВ Л. Н. Что такое менталитет? Историог-

стр. 159


рафические заметки. - ВИ, 1995, N3, с. 158 - 166; КУПРИЯНОВА А. И. Историческая антропология в России: проблемы становления. - Отечественная история (ОИ), 1996, N 4, с. 86 - 99.

33. ТИХОМИРОВ М. Н. Пути из России в Византию. - Византийские очерки (ВО). М. 1961; его же. Средневековая Россия на международных путях XIV-XV вв. М. 1966; его же. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М. 1969.

34. ТИХОМИРОВ М. Н. Древняя Москва. М. 1947, с. 91 - 92; его же. Средневековая Москва в XIV-XV вв. М. 1957, с. 85 - 86, 122 - 124; MAJESKA G.P. Op. cit.

35. ДАНЦИГ Д. М. Русские путешественники на Ближнем Востоке. М. 1965; его же. Ближний Восток в русской науке и литературе (доокт. пер.). М. 1973 (исследование сопровождается подробнейшей библиографией); его же. Ближний Восток. М. 1976.

36. См.: ПРОКОФЬЕВ Н. И. Русские хождения XII-XV вв. - Литература Древней Руси и XVIII в. УЗ МГПИ. Т. 363. М. 1970, (подробнее список научных трудов Н. И. Прокофьева см.: Проблема жанров в русской литературе. М. 1980, с. 6 - 13); ЧИСТЯКОВА Е. В. Контакты России с народами трех континентов - Азии, Африки, Латинской Америки до XIX в. (К вопросу об источниках и историографии). - Историография и источниковедение. Сб. научных трудов Университета дружбы народов (УДН). М. 1981; ее же. Контакты и связи России с народами Африки (до XIX в.). М. 1987, с. 11 - 15; См. также: КУСКОВ В. В. История древнерусской литературы. М. 1998, с.86 - 96; Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 9. М. 1998; Сб. 10. М. 2000; ГУМИНСКИЙ В. М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе. Автореф. канд. дисс. М. 1979; его же. Открытие мира или Путешествия и странники. М. 1987; его же. Жанр путешествия в русской литературе и творческие искания Н. В. Гоголя. Автореф. докт. дисс. М. 1996. За рубежом тоже не ослабевал интерес к этой тематике. Библиографию см. в кн.: SEEMANN K.D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur...; PODSKALSKY G. Christentum und Theologische Literatur in der Kiever Rus' (988 - 1237). Munchen. 1982, S. 194 - 202; ПОДСКАЛЬСКИ Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988 - 1237). СПб. 1996, с. 523 - 536; MAJESKA G.P. An Unknown Russian Work on Constantinople. - (Offprint from Cyrillomefhodianum VIII-IX). Thessaloniki. 1984 - 1985, p. 111 - 120; STAVROV Th. G., WEISENSEL P.R. Russian Travelers to the Christian East from the Twelfth to the Twentieth Century. Columbus. 1986.

37. КАЗАКОВА Н. А. Западная Европа в русской письменности XV-XVI вв. Л. 1980.

38. Хождение Стефана Новгородца. - Памятники литературы Древней Руси XIV-XV вв. (ПЛДР). М. 1981.

39. Книга хожений: Записки русских путешественников XI - XV вв. М. 1984.

40. Словарь книжников и книжности Древней Руси XI - первая половина XIV в. Л. 1987, вып. 1; 1988, вып. 2: 2-ая половина XIV-XVI в., ч. 1; 1989, ч. 2.

41. SEEMANN K.D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur... S. 173 - 198; 221 - 242; 246 - 260; 264 - 270.

42. ПРОХОРОВ Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л. 1978, с. 184 - 186.

43. ВИН Ю. Я. Рец. на кн. Маджеска Дж. - ВИ, 1987, N 9.

44. MATSUKIЕ. The Black Sea and Russia in the XlVth and XVth Centuries. - Past and Present (PAP), 1984, N IX; ejusd. Novgorodian Travelers to the Mediterranean World. - PAP, 1988, N XI; NAKAMURA Y. Some Aspects of the Russian Pilgrimage to the Mediterranean Sacred Places. - PAP, 1988, N XI.

45. MAJESKA G.P. Anthony of Novgorod and Constantinople. A.D. 1200. - The XVIIth International Byzantine Congress: Abstr. of Short Papers. N.Y. 1986, p. 209; ejusd. Russo-Byzantine Relations 1240 - 1453: A Traffic Report. - XVIIIth International Congress of Byzantine Studies: Major papers. M. 1991, p. 27 - 51; См. также: ППС, вып. 31 (94). М. 1992 (Материалы международного научного симпозиума "Россия и Палестина: культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем". 23 - 27 января 1990 г.). В последние годы все активнее изучается история европейского паломничества в Святую землю, в том числе материалы русских хожений. См.: ВОРОБЬЕВ Н. Н. Этноконфессиональная ситуация на Ближнем Востоке в XII в. по древнерусским источникам. - Вестник МГУ. Серия 13. "Востоковедение", 1993, N 4, с. 14 - 24; Иерусалим в русской культуре. М. 1994; МАДЖЕСКА ДЖ. Русско-византийские отношения в 1200 - 1453 гг.: паломники, купцы, дипломаты. - Архив русской истории. Вып. 4. М. 1994; КОРНИЛОВ С. В. Древнерусское паломничество. Калининград. 1995; Древнерусская литература. Изображение природы и человека. М. 1995; Русские путешественники по греческому миру (XII - первая половина XIX вв.). М. 1995; Путешествия в Святую землю. Записки русских паломников и путешественников XII-XX вв. М. 1995; KLIMESKA G. Opis pielgrzymki ihumena Daniela z ziemi Ruskiej do Jerozolimy. Komunikat. - Peregrinationes. Pielgrzymki w kulturze Dawnej Europy. Warszawa. 1995, p. 110 - 113; MRYK W. Obraz podrozy do Konstantynopola i Jerozolimy w relacjach pielgrzymow ruskich (XII-XV w.). - Ibid, p. 102 - 103; Слово паломника. Путешествие по святым местам: Иерусалим, Синай, Кипр, Афон. Коломна. 1996; ТАРДЖЕ ДЖ. Мир паломничества. Атлас чудес света. М. 1998, с. 4 - 25, 38 - 39; Приди и виждь. Свидетельства Бога на Земле. М. 2000; Россия в Святой Земле. Документы и материалы. В 2 т. Т.1. М. 2000; МАЛЕТО Е. И. Хожения русских путешественников XII-XV вв. М. 2000; Россия и Восток. СПб. 2000, с. 10 - 47; Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания. Аннотированный каталог- справочник. СПб. 2003, с. 85 - 91.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКИЕ-СРЕДНЕВЕКОВЫЕ-ХОЖЕНИЯ-В-ЗЕРКАЛЕ-ОТЕЧЕСТВЕННОЙ-И-ЗАРУБЕЖНОЙ-НАУКИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. И. МАЛЕТО, РУССКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ХОЖЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 03.03.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКИЕ-СРЕДНЕВЕКОВЫЕ-ХОЖЕНИЯ-В-ЗЕРКАЛЕ-ОТЕЧЕСТВЕННОЙ-И-ЗАРУБЕЖНОЙ-НАУКИ (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - Е. И. МАЛЕТО:

Е. И. МАЛЕТО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
411 просмотров рейтинг
03.03.2021 (1143 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
8 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РУССКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ХОЖЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android