Libmonster ID: RU-16604
Автор(ы) публикации: З. М. БЛИЕВА

Русские источники впервые упоминают о чеченцах в 80-е годы XVI века 1 . Происхождение русского этнонима "чеченцы" связано с возникновением в XVIII в. на равнине, близ впадения реки Сунжи в Терек, аула Чечен. Основание аула Чечен, как и аулов Старо-Юрт, Герменчук, Майртуп, Гудермес и др. относится ко времени поселения на правом берегу Терека гребенских казаков 2 . Под их прикрытием чеченцы создавали свои первые аулы на равнине. От основания аула Чечен до становления этого этнонима, очевидно, прошло немало времени. В русских источниках он устойчиво начинает встречаться в XVIII веке. С особенностью русских письменных источников, в которых вплоть до XVIII в. в отношении чеченцев не употреблялся единый этномим, а встречались различные названия "землиц", "обществ", родовых и родоплеменных образований, связаны сложности в освещении русско-чеченских отношений 3 .

Из народов, населявших Большой Кавказ, чеченцы были первыми, кто установил тесные отношения с русскими. Первый чеченский историк и просветитель XIX в. У. Лаудаев приводил чеченские предания о поселении в "давние времена" русских в Чечне. Он связывал эти предания с ослаблением Золотой Орды и усилением Московского государства 4 . Согласно документальным данным, собранным С. А. Белокуровым и Е. Н. Кушевой, русско-чеченские контакты восходят к концу XVI - началу XVII века 5 .

В установлении этих отношений главная роль принадлежала Терскому городу, возникшему в 1588 г. в устье реки Терек. За короткое время он стал торговым и политическим центром для многих народов Северного Кавказа. В 1626 г. русский купец Федот Котов, совершая поездку в Персию, остановился в Терском городе. Он свидетельствовал о наличии здесь не только торговых рядов, гостинных дворов, но и храмов, монастырей и неплохих деревянных жилых построек, а также говорил о поселениях горцев, расположившихся недалеко от Терского города, в том числе 160 чеченцев (ококов): "против города за рекою слободы великие - черкеская слобода, да окоцкая". В "Книге Большому Чертежу" (1627 г.) - крупнейшей карты России XVII в., а также в русских источниках того времени чеченцы именовались ококи, окохи, осоки, шибуты, мичкизы и др. 6 .

С самого начала Терский город становился для горной Чечни экономически привлекательным. Его значение не ограничивалось торговыми сделка-


Блиева Залина Марковна - кандидат исторических наук, доцент Северо- Осетинского государственного университета.

стр. 47


ми. Важнее была сама возможность покинуть горы, где из-за суровых природных условий, а также и феодальных притязаний соседних владельцев, среди чеченцев распространялись миграционные настроения. В Терский город и казачьи поселения из горной Чечни приезжали не только для того, чтобы привезти "медвяный ясак", за который они одаривались "кумачами", но и с тем, чтобы остаться на новом месте для постоянной службы. Поселившись в Терском городе и создав рядом с ним свой компактный анклав, чеченцы занимались земледелием, скотоводством и рыболовством. Многие привлекались на "государеву службу", которая, как правило, состояла в сопровождении ("посылках") русских послов на Кавказе и сборе информации ("и мы, холопи твои, не щадя голов своих в шихотники ходим и многих языков имывали"). Чеченцы-переселенцы стремились участвовать в политической жизни Русского государства 7 .

Одно из первых упоминаний о принятии под власть русского царя "ококов" - чеченцев вместе с кабардинскими князьями, относится к 80-х годам XVI в.; терский воевода А. И. Хворостин сообщал в Посольский приказ: "которые под твою государеву царскую руку и шерть дали:... да Ших-Мурза окоцкой..." 8 . Однако для самих ококов присяга их владельца "из Черкасии" в Москве не имела сколько-нибудь ощутимых последствий; присягая, Ших-Мурза лишь закреплял свое положение "мурзы" над ококами.

В 1614 г. два окочанина - "Ахмат да Ачелей" - приехали в Москву, чтобы "ото всех Акочан" преподнести Михаилу Федоровичу грамоту в связи с избранием его на царский престол: "поздравляти государя на государстве". К грамоте была приложена челобитная, подписанная 19 окочанами. В ней говорилось: "А служим мы, холопи твои, тебе ... всякие твои государевы службы, около о себя острог ставим и ров копаем всеми головами своими; и посылает нас холопей твоих, твои государевы Терского города воеводы на свои государевы службы в Грузинскую землю твоих государевых послов и грузинских послов встречат и провожати и в Кабарду и в Мирези, и в Шибуты и в Окохи". В перечне мест, куда терские чеченцы провожали московских послов, указывались также районы Дагестана ("в Кумыки и в Дербен"). Чеченцы-"ококи" сопровождали русских послов и в горную Чечню ("... и в Мирезе, и в Шибуты, и в Окохи"), приезжавших "для разведывания вестей" 9 .

Царь Михаил Федорович принял чеченских послов "Ахмата да Ачалея". Речь перед ними держал "думный дьяк Петр Третьяков", который от имени царя заявлял: "Прислали вас к нашему царскому величеству все окочане поздравляти нас великого государя на наших великих и преславных государствах и бити челом о своих службах. А воеводы Терские о их службах к нашему царскому величеству писали и службы ваши нашему царскому величеству ведомы; и мы окочан всех за их службы хотим жаловать". Чеченским послам был вручен царский указ, согласно которому Терский воевода обязан был "всех пожаловат, смотря по службе" 10 . Не прошло, однако, и месяца, как к царю обратился кабардинский владелец Сунчалей Мурза Канклычев 11 с челобитной. В ней он напоминал царю о своем деде, отце и собственных заслугах перед Российским государством. Перечень начинался со времен Ивана Грозного, с Ливонской войны и заканчивался "возвращением" горских и кабардинских владельцев в Русское государство. За преамбулой о заслугах излагалась просьба: "Пожалуй меня, - просил он, - холопа своего, за мою службу и радение, вели мне быти над окоцкими, черкасы князем, как бывали прежде сево пожалованы в Кабарде от вас государей родители наши". Зная от терских воевод, что у чеченцев нет собственных владельцев, царь выдал кабардинскому феодалу грамоту ("за его службу"), согласно которой терские чеченцы ("окочане") вместе с "черкесы" (кабардинцами) ставились от него в зависимость, а сам Сунчалей Мурза наделялся "княжеским именем" 12 .

Через два года (1616г.) Ахмет и Ачалей, обратились с жалобой к Михаилу Федоровичу. Они напоминали о своем приезде к нему в 1614 г. и сетовали, что кабардинский владелец Сунчалей Мурза "...посылает на всякие твои государевы службы далние" и жалованье ("государево") вместо 5 рублей годо-

стр. 48


вых, отдает 4 рубля. Царь увеличил жалованье Ахмету до 8 рублей, а Ачалею прибавил еще 2 рубля. Однако, Ахмет и Ачалей были, очевидно, обеспокоены не столько размером жалованья, сколько своим подчиненным положением князю кабардинскому. Убедившись, что в Москве не вполне поняли суть просьбы Ахмета и Ачалея, к Михаилу Федоровичу обратились "Терского города служилые жилецкие окочаня: Ахматко Иналаков, Келя Илзеяров, Урак Агулов, Черебаш Алибеков, Одя Отеков, Урак Чамачюкин, Балык Тавказаков и все окоцкие жилецкие люди". На этот раз авторы челобитной четко сформулировали главную мысль, тревожившую терских чеченцев: "А мы хо- лопи твои не хотя им горьским князем и мурзам служити и под ними в век быти". Они объясняли, что именно по этой причине, "покиня свои домы и живот весь пометав, з женами своими, з детми из Окоцкой землицы утекли душою и телом и прибегли в твою царскую отчину в Терский город под твою царскую высокую руку на житье на век". Подробно изложив свои двадцатилетние "всякие государевы службы", окочане описывали жестокости кабардинского князя Сунчалея Мурзы, "обманом и лестью" добившегося власти над ними: "Да он же, государь, Сунчелей князь бил челом на нас тебе, государю, ложно", "и велит нас в тюрьму сажати и кнутьем бити без твоего государева ведома и без вины и великую тесноту и изгоню чинит, хотя нас в холопи взять и от твоей царской милости отлучить". В челобитной звучало и предупреждение о последствиях, к которым может привести, если "Сунчалею над нами во всем ведати и нас судити": "И как, государь, послышат многие горские люди, что мимо твоих государевых воевод ведает над нами и судит нас во всем Сунчалей князь и что нам от него великая изгоня и обида, - и в горских, государь, всяких людей к твоему царскому величеству и милости в Терский город на житье не будет отнюдь ни один человек; и нам, государь, от него Сунчалея всем разогнаным быти". Терские окочане пытались объяснить ошибочность политики русского правительства в отношении чеченцев, ставших по воле государя подданными кабардинского князя. Челобитная терских окочан была рассмотрена, после чего последовало решение: "отписать, чтоб им сказати: велено их Сююнчалею ведати службою; а будет Сююнчалей станет им какую тесноти чинити, и они б на него били челом государю" 13 . В Москве не были намерены менять русскую политику на Северном Кавказе, состоявшую в опоре на горских владельцев.

Ответ царя на просьбу "ококов" повлиял на русско-чеченские отношения. Были, впрочем, и другие причины осложнявшие развитие русско-чеченских связей. Продвижение чеченских поселений по р. Сунже и ее притокам, а также на территорию между Сунжей и Тереком, то есть рядом с казачьими станицами, привело к противостоянию между гребенскими казаками и чеченцами. Терские воеводы, очевидно находившиеся под влиянием терских и гребенских казаков, стали запрещать переселенцам с горной местности селиться в Терском городе и на прилегавшей к нему территории. В 1631 г. кабардинский князь Шолох Сунчалей обратился к царю с челобитной, в которой писал: "Приезжают, государь к твоей царской милости на Терек на житье иноземцы кумыченя и черкеса и коноченя и мичкизеня и ногайские люди и изо всяких земель всякие иноземцы, и твои государевы воеводы с Терека их высылают, откуда хто приехал, и на Тереке жить им не велят, и от твоей царской милости их отгоняют". Своеобразным ограничением для поселявшихся в Терском городе и его "пригородах являлась проводимая согласно указу царя перепись всех переселенцев "з женами и з детьми и со всеми своими". Просьбу князя Сунчалея, заинтересованного в большом числе чеченских и других переселенцев, подпадавших под его власть, царь отклонил: "А которые приезжают всякие люди неписьменные, и тех высылают, чтоб городу какое дурно не учинилось". На русско-чеченские отношения повлияло и введение для чеченцев и других горцев, приезжавших на русскую границу, таможенных пошлин 14 .

Существовали и иные причины, серьезно затруднявшие установление полнокровных русско-чеченских отношений. Сыграли свою роль особенно-

стр. 49


сти организации чеченских обществ. Чечня состояла из отдельных "землиц" и "обществ" и не было еще внутренних социальных предпосылок, которые бы могли привести к согласованным действиям и политически ясным целям; отсутствовала и собственная общественная элита, способная сформулировать общечеченские задачи, в том числе и по вопросу отношений с Москвой. Это важное обстоятельство придавало русско-чеченским отношениям в XVII в. фрагментарность, лишало их устойчивости и системности. Господство родовых структур (тайпов), и слабость общины (тукхума), не способной еще объединить тайпы в более крупную социальную структуру, держало Чечню в состоянии разрозненности и внешней незащищенности. В XVII в. Чечня фактически оказалась поделенной между дагестанскими и кабардинскими владельцами, превратившими ее в ясачную территорию. Шам-хал Тарковский, нуцал аварский, хан кумыкский и кабардинские владельцы держали Чечню под своим контролем. Россия, заинтересованная в укреплении своих позиций на Северном Кавказе и пытавшаяся использовать наиболее влиятельных владельцев Дагестана и Кабарды, не препятствовала притязаниям последних в отношении чеченцев. Более того, в 1618 г. состоялся совместный поход в Чечню терских ратных людей и кабардинского князя Сунчалея с сыном Шолохом. Он был предпринят по просьбе аварского нуцала и "брата его Сулеймана мурзы и Черного князя сына Турлова". Тогда были "повоеваны" "шибутские и калканские, и ероханские и мичкинские кабаки", после чего шибутские, калканские, ероханские и мичкинские люди "вину свою принесли" 15 .

Во второй половине XVII в. важным внутренним процессом в чеченском обществе было развитие тукхумных союзов и их усиление. По данным Кушевой, в XVII в. в Чечне было девять тукхумов: Мулканская земля, Мичкинская земля, Ероханские кабаки, Окоцкая земля, Калканская земля, Мерезенская земля, Отчанская земля, Индельская земля и Шибутская земля. Несмотря на естественные демографические перемены, число тукхумов не менялось вплоть до XIX века 16 . Между тайпом и тукхумом постепенно происходило разделение полномочий. Тайпу принадлежала преобладающая роль в сфере хозяйственной жизни, управления, судопроизводства и т. д., тукхуму - в области внешнеполитических связей, обороны, организации набегов, при вступлении в военно-политические союзы с соседями. Со временем роль последнего становилась решающей в освобождении Чечни от притязаний соседних феодалов. В конце XVIII - начале XIX вв. усилившиеся тукхумы брались также за проблемы расширения своей территории и переселения с гор на равнину. Так, "Безымянная земля", простиравшаяся более чем на 40 км по правому берегу Терека (от Наура до деревни Девлет-Гиреево) и ранее принадлежавшая Малой Кабарде, с помощью вооруженных набегов была отчуждена у кабардинских феодалов 17 .

Усиление тукхумов сказывалось на русско-чеченских отношениях довольно противоречиво. С одной стороны, оно придавало им более систематический характер, с другой - активизировалась практика набегов, приобретая организованный характер. Русские источники не отмечают столкновений на этой почве между российскими войсками и участниками чеченских набегов в конце XVII века. Но в то же время они сообщают о вооруженных стычках чеченцев с гребенскими и терскими казаками 18 .

XVIII век не принес заметной стабилизации в русско-чеченские отношения. В начале его участились набеги чеченцев на русскую пограничную линию. Нередко они возглавлялись дагестанскими владельцами и тогда численность участников набега достигала 3 - 5 тысяч. К 20-м годам XVIII в. относится первое открытое противостояние чеченцев российским войскам. В 1721 г. кумыкские князья из Эндери Айдемир Бардыханов, "владевший знатной частью чеченцев", и нуцал Чакалов совершили нападение на "окольности города Терки" и нанесли немалый урон местным жителям и пограничной линии. Это послужило поводом для карательной экспедиции. Истинной причиной экспедиции 1722 г., снаряженной на Северный Кавказ Петром I,

стр. 50


было не столько стремление защитить Терский город от набегов, сколько желание продемонстрировать военную силу России накануне Персидского похода.

В августе 1722 г., опасаясь новой карательной экспедиции кумыки во главе с Айдемиром Бадырхановым обратились к российскому императору с просьбой о "прощении" и принесли присягу верности России, "включив в оное... и подданных своих чеченцев". Несмотря на сложности, возникшие на Северном Кавказе из-за набегов, а также военной активности России, в начале XVIII в., Чечня потенциально была более подготовлена к результативным отношениям с Россией. Переселение чеченцев к русской границе, начатое в XVII в., разрядило плотность населения в горной Чечне, что не могло не способствовать поддержанию в народе мнения о целесообразности сотрудничества с Россией. Основание в 1735 году крепости Кизляр явилось еще одной вехой в развитии русско-чеченских отношений. Кизляр стал новым военным, торговым и политическим центром для всех народов Кавказа. Первыми его поселенцами стали чеченцы ("охочены"), грузины, армяне и др. В кизлярской крепости размещались казаки Терского кизлярского войска, в формировании которого приняли участие и чеченцы.

В ЗО-е годы XVIII в. на Северном Кавказе обострились российско-иранские и российско-турецкие противоречия. Под нажимом Ирана, Турции и Крымского ханства Россия ослабила свои позиции на Кавказе. По Гянджийскому договору (1735 г.) она уступила Ирану северную часть Дагестана, сосредоточив свои силы на Тереке. Серьезными в отношении Северного Кавказа были и планы Турции. Еще в 1733 г. совместно с крымским ханом Каплан-Гиреем турки предприняли поход на Северо-Восточный Кавказ. При этом немалые усилия прилагались для того, чтобы привлечь местную знать на свою сторону. Политический раскол, всегда существовавший среди владельцев Северного Кавказа по вопросу о внешней ориентации, принял более четкие очертания: одни сохраняли "верность" России, другие оказывали помощь Турции и Крымскому ханству, в Северном Дагестане было немало и сторонников Ирана.

В 40-е годы XVIII в. разброс политических ориентиров северокавказских владельцев стал меняться в пользу России. Этому способствовало убийство шаха Надира в 1747 году. При этом продолжала сохраняться биполярность (Турция, Россия) во внешнеполитических пристрастиях феодалов Северного Кавказа. Дагестанские и кабардинские феодалы, имевшие также владения в Чечне, возобновили сотрудничество с российской администрацией. Чечня находилась в зависимости от кумыкских владельцев из Эндери Чекалова и Айдемирова, продемонстрировавшего верность России в период завоеваний Надир-шаха на Северном Кавказе, а также Казбулатова из Аксая, аварского владельца Терлова и кабардинского владельца Черкасского из Большой Кабарды. Все они получали из российской казны жалованье по 50 рублей в год. Меньших размеров жалованье имели близко стоявшие к ним "уздени"; возможно в числе последних были и чеченские старшины, через которых "иноземные" владельцы реализовали свои феодальные притязания. Складывавшаяся еще в XVII в. система российского влияния на Чечню через дагестанских и кабардинских феодалов, несмотря на протесты чеченцев, к середине XVIII в. стала традиционной. С этой системой господства соседних владельцев, связывались часто разрешение или же трудности с урегулированием тех или иных вопросов, ставившихся чеченцами перед российской администрацией. Например, важным вопросом для Чечни было переселение на равнину, при котором, как правило, предполагалось назначение к переселенцам "нового владельца". Зная об этой позиции российской администрации, вместе с просьбой о переселении на равнину, чеченцы иногда сами называли того, кому они готовы были подчиняться. Однако зависимость чеченцев от кабардинских и дагестанских владельцев была достаточно условной и нередко, в случае конфликта между сторонами, заканчивалась изгнанием феодалов. Так, в 1747 г. чеченцы из селения Герменчук обратились к

стр. 51


российским властям с просьбой "об отпуске им во владельцы ротмистра русской службы - Девлет-Гирея Черкаского". Вместе со своим владельцем Девлет-Гиреем герменчукские чеченцы поселились рядом со станицей Червленой. Не освоившись на новом месте, они не были в состоянии нести повинности, которыми обложил их владелец. Отношения между Девлет-Гиреем и его подвластными настолько обострились, что князь, опасаясь за свою жизнь, стал настойчиво просить российские власти разрешить ему сменить местожительство и поселиться "в вершинах Чрявленских теплых вод" или же в Моздоке. Но власти не спешили решить вопрос. Дело закончилось тем, что в 1760 г. ночью чеченцы "сделали воровское на дом его нападение. В оное отрезали руку у жены его, у которой было на той руке золотое зарукавье". Князь, укрытый женой постелями, не был найден. Российские власти были вынуждены переселить "чеченского" владельца на левый берег Терека, "выше Червленного городка" - в селение, которое позже получило название "Девлятгиреево" 19 .

В 40-е годы XVIII в. русско-чеченские отношения, столь сложно и достаточно противоречиво развивавшиеся, привели Чечню к расколу: во взаимоотношениях с Россией чеченцы разделились на так называемых "мирных" и "неприязненных" или "независимых". Судя по всему, раскол произошел не сразу и обрел не столько политическую окраску, сколько четкие географические очертания. Переселенцы, жившие в бассейнах рек Сунжи и Терека, составили группу "мирных" чеченцев. Они получили здесь плодородные пахотные земли, сенокосы, сеяли пшеницу, кукурузу, выращивали огородные овощи и даже виноград, в большом количестве разводили скот. Излишки сельскохозяйственных и скотоводческих продуктов чеченцы продавали в Кизляре или же "ссуживали своих единоплеменников", живших в горах 20 . К "немирным" относились чеченцы, населявшие горные районы, начиная "от Черных гор" и до высокогорья; они селились по течению рек, впадающих в Аксай и Сунжу, "наипаче по реке Аргун". По данным С. Броневского, в начале XIX в. число деревень "мирных" чеченцев составляло 24, "независимых" или "неприязненных" - 50. Раскол, наступивший в Чечне ни социально, ни "идеологически" не разводил чеченское общество по разные стороны. Между "мирными" и "немирными чеченцами" существовали тесные, по выражению И. Бларамберга, "дружеские" отношения. Более того, между горцами ("немирными") и жителями равнины ("мирными") формировался естественный для этого сочетания баланс экономического сотрудничества 21 . При этом "мирные" чеченцы быстрее продвигались к новой организации общества, "немирные" оставались привязанными к консервативным устоям горского уклада жизни - военной демократии с ее набеговой системой.

Таким образом, к середине XVIII в. в отношениях с Россией Чечня находилась в русле двух прямо противоположных течений: с одной стороны, стихия вооруженных набегов на русскую границу и казачьи поселения, а, с другой, устойчивая политическая ориентация на Россию, имеющая свои внутренние мотивы.

На пути к тесным русско-чеченским контактам серьезным препятствием стали обострившиеся кабардино-вайнахские противоречия. Недовольстве кабардинских владельцев вызывали связи, развивавшиеся между Россией и Чечней, угрожавшие, как им казалось, их влиянию на вайнахские народы. Вооруженные отряды кабардинцев наносили чеченцам, карабулакам и ингушам "крайние обиды и разорения". В 1747 - 1748 гг., в условиях кабардино- вайнахского противостояния, ряд чеченских обществ принял российское подданство; среди них были: Герменчук, Чебутли, Шали, Алда и др. В этот же период ингуши (кисты) выразили готовность принять христианство 22 . Наступившее оживление в русско-вайнахских отношениях было активно поддержано российским правительством: всем старшинам, присягнувшим России, а их было более пятидесяти, назначалось постоянное жалованье. Подобные меры придавали русско-чеченским отношениям определенную стабильность; не случайно, эти же старшины в 1756 г. "учинили присягу, просили, чтоб под протекцию России приняты были" 23 .

стр. 52


На отношения между Чечней и Россией политическое давление оказывали Турция и Иран. Свое безраздельное господство в Закавказье эти страны пытались распространить и на Северный Кавказ. Настойчивость турецких эмиссаров, как правило, отвергалась вайнахскими племенами, заинтересованными в торгово-экономических и политических контактах с Россией. Старшины крупных обществ - Алды, Гехи и другие заявляли, что со стороны России "никаких себе разорений не видели и жили до сего времени в покое, чего и впредь желают" 24 .

В середине XVIII в. военно-политическая ситуация на Северном Кавказе значительно осложнилась. Сказывались как агрессивная политика Турции в регионе, так и начавшееся освоение Россией Предкавказья. Последнее привело к активизации российских властей в сфере отношений с северокавказскими народами. Важным итогом в этом процессе явилось переселение чеченцев на равнину. Тогда же начинается применение в русском делопроизводстве единого этнонима - "чеченцы" и названия территории - "Чечня", вместо тайповых и тукхумных номенклатур (шибуты, мичкизы и др.). Обращаясь к русскому правительству с просьбой о принятии в подданство, вайнахские старшины неоднократно подчеркивали, что кистинцы (ингуши), карабулаки и чеченцы единый народ 25 . Чеченские старшины постепенно преодолевали разобщенность общин, начиная осознавать необходимость их объединения для совместного решения сложных политических и военных задач. Единое название народа и страны, общая борьба за освобождение от зависимости от дагестанских и кабардинских владельцев лишь на первый взгляд выглядят как внешние атрибуты, менявшегося внутреннего и внешнего мира Чечни. На самом же деле они свидетельствовали о серьезных переменах, происходивших в жизни чеченских обществ. Главными из них являлись осознание себя единым народом и формирование идеи освобождения Чечни от "чужеземного" засилья. Серьезной ошибкой российского правительства было стремление сохранить в Чечне власть дагестанских и кабардинских владельцев. Россия, игравшая роль посредника, фактически способствовала консолидации чеченского общества против общих врагов.

Во второй половине XVIII в. борьба чеченцев была направлена не только против кабардинских и дагестанских феодалов, но и против поддерживавших их российских властей. В 1757 г. "чеченцы вышли из должного повиновения своим владельцам и совсем оказались противными российской стороне", - писал П. Г. Бутков. Военная коллегия поручила кизлярскому коменданту генерал-майору Фрауендорфу "разорить и искоренить" чеченцев, живших на равнине. Правительство собиралось "очистить" с помощью карательных экспедиций равнинные земли от взбунтовавшихся чеченцев и поселить на их место других переселенцев из горной Чечни. В 1758 г. в карательной экспедиции, кроме терско-кизлярского войска, принимали участие кумыкские и кабардинские владельцы, изгнанные из Чечни. Первое же сражение убедило российские власти в нереальности задуманного плана. Равнинные чеченцы были оставлены в своих поселениях, кумыкские же и кабардинские владельцы временно прекратили свои притязания на "подвластных" чеченцев 26 . Тем не менее карательные меры были продолжены в виде внезапных рейдов на чеченские села. Официальные власти Кизляра заявляли, что "поиски" прекратятся только после того, как чеченцы возместят урон, нанесенный казачьим поселениям во время набегов. Периодически российской администрации удавалось договориться с чеченцами, и военные столкновения на пограничной линии затихали. Однако напряженность в русско-чеченских отношениях становилась их главной чертой. Дореволюционные историки объясняли такое положение вещей "характером" народа, советские, как правило, умалчивали о сложном развитии русско-чеченских отношений или ссылались на "суровую, полную лишений жизнь" в горах 27 .

Частота конфликтов объяснялась рядом факторов; во-первых, упорным стремлением российской администрации видеть во главе чеченского общества соседних феодалов, а во-вторых, набеговой системой, вытекавшей из

стр. 53


того стадиального уровня, на котором находилось чеченское общество. В 50-е - 60-е годы XVIII в. наряду с горной территорией Чечня занимала ряд местностей на равнине Северного Кавказа. Образовавшиеся для хозяйствования две природно-географические зоны и их взаимодействие помогали Чечне преодолеть традиционную стагнацию экономики. Улучшение хозяйственного положения, в свою очередь, обозначило появление в тайповом обществе таких явлений, как накопление тайповой собственности и дальнейшее усиление имущественного неравенства между тайпами. На этом уровне социальных перемен чеченское общество обретало высокую динамичность. Помимо обычных хозяйственных занятий, в накоплении собственности немалая роль принадлежала военной добыче. Горы и равнина, обретенные Чечней, придавали новые темпы и масштабы набеговой системе. Например, в 1774 г. чеченский отряд напал на крупную казачью станицу Наурскую. Вступив в бой с казаками, чеченцы отбили более тысячи лошадей 28 .

Кроме факторов, разводивших Россию и Чечню по разные стороны, существовали и другие, толкавшие последнюю к установлению добрососедских отношений, а именно перспектива переселения на равнину и освоение новой территории по русской пограничной линии с ее торговыми центрами. Созданные ранее на равнине чеченские поселения довольно быстро осваивали новые места - запахивали все большие площади, разводили скот. Несмотря на это, у них еще не было уверенности в прочности своего положения, поскольку считалось, что занимаемые переселенцами земли принадлежат российским властям. Лаудаев отмечал, что переселенцы, неуверенные в завтрашнем дне, старались сохранить земельные участки, которыми владели в горах до переселения. Желая закрепить за собой хозяйство на равнине, чеченцы проявляли заинтересованность в урегулировании своих отношений с российской администрацией. Конфликты из-за набегов и карательных мер российских властей нередко преодолевались относительно безболезненно. Историки, изучавшие этот период русско-чеченских отношений, отмечают стремление чеченцев к расширению торговли с российскими пограничными поселениями, а также устойчивую политическую ориентированность равнинных чеченцев на Россию 29 .

Россия, в свою очередь, также заинтересованная в укреплении своих позиций на Северном Кавказе, изменила свою тактику в отношении Чечни. К концу 70-х годов XVIII в. от политики насильственного подчинения чеченцев дагестанским и кабардинским владельцам она перешла к мирному урегулированию противостояния между чеченцами и соседними феодалами. Чеченская сторона, как правило, заинтересовано откликалась на мирные переговоры. Чтобы придать большую действенность своему посредничеству, российские власти вновь предоставили чеченцам возможность переселения на равнину. В 1778 г. на земли по берегу р. Сунжа переселилась "деревня" Алда, одна из самых крупных в Чечне. Годом позже напротив казачьей станицы Наурской разместилось "село" Гехи; гехинцы приняли российское подданство, а местные кизлярские власти взяли на себя обязанность охранять их от притязаний кумыкских владельцев 30 . Однако в Петербурге по-прежнему были уверены, что удержать "буйную Чечню" возможно только с помощью князей и ханов, пусть и нечеченского происхождения, щедро вознаграждаемых денежными пособиями. Временное ослабление позиции России по поводу владельческих притязаний на Чечню было вызвано всплеском набеговой системы и обострившимися в начале 70-х годов XVIII в. русско-чеченскими противоречиями.

Одновременно правительство вынашивало план присоединения Чечни. За его реализацию взялся кизлярский комендант А. М. Куроедов, занявший эту должность в 1779 году. В рапорте на имя Г. А. Потемкина он призывал "возвратить" чеченский народ "от заблуждения" и "привести" его "в точное повиновение и через то доставить здешнему краю спокойствие" 31 . Ради более успешного решения поставленной политической задачи, правительство предоставило чеченцам возможность массового переселения на равнину, по-

стр. 54


зволяя "известным своей преданностью людям... строить аулы". По словам Лаудаева, чеченцев к переселению побуждало "много естественных причин: ичкеринцы и шатоевцы размножились так, что им невозможно было существовать в горах, кормить овец и скот, тогда как обширная, привольная и девственная плоскость была как нельзя более удобна для скотоводства". "Безземельные и малоземельные фамилии, - пишет У. Лаудаев - стараются заискивать любовь русских своею преданностью, дабы этим добыть себе землю" 32 . В 1780 г. многие чеченские общества дали присягу и просили принять их подданство России 33 . Переселенцы обязаны были выполнять следующие условия: 1) быть покорными российскому монарху; 2) возвращать русских пленных и "все украденное"; 3) участвовать в совместных военных предприятиях, проводимых Россией на Северном Кавказе; 4) ответственность за набеги и разбои возлагалась на те населенные пункты, куда приводили "следы". Гарантией выполнения этих условий должны были служить аманаты, которых кизлярская администрация брала "от влиятельных людей", а также, что особенно важно, сохранение права собственности на землю, на которой жили переселенцы, за российскими властями 34 .

Делая ставку на заинтересованность чеченцев в скорейшем переселении на равнину, российская сторона имела в виду предложить Чечне достаточно жесткие условия присоединения к России. Уже в 1780 г., приступив к обсуждению вопроса о присоединении, Россия потребовала от Чечни подчинения кабардинским и дагестанским феодалам, намереваясь назначить их "управителями" Чечни с целью прекращения чеченских набегов как на российскую границу, так и в сопредельные Чечне районы Северного Кавказа. Чеченские общества по-разному отнеслись к выдвинутым требованиям. Одни, желая получить землю на равнине, готовы были согласиться на любые условия, другие сомневались в необходимости присоединения к России 35 . Среди чеченских обществ были и яростные противники присоединения. К ним относились общества из горной Чечни - "немирные" чеченцы. Разброс политических позиций в Чечне на целый год оттянул заключение договора. Лишь в январе 1781 г. в Кизляре российская администрация смогла приступить к переговорам о пунктах договора. В чеченскую делегацию вошли представители от "больших чеченских и аджиаульских старшин". В Кизляр не приехали делегаты Больших Атагов. Договор, который должны были подписать обе стороны, состоял из преамбулы и конкретных статей, определявших характер присоединения Чечни к России. В преамбуле, в частности, говорилось: "Мы, большие чеченские и аджиаульские старшины и народ, добровольно, чистосердечно, по самой лучшей совести объявляем... что чувствуя от е.и.в. щедрые милости и мудрое управление, прибегаем под покровительство, выспрашиваем высочайшее повеление о принятии всех старшин и народ по- прежнему в вечное подданство". Договор о присоединении Чечни к России состоял из 11 статей. Согласно им, Россия формально сохраняла за Чечней ее "внутреннюю независимость". Она не вводила российскую администрацию и признавала тайповое управление в Чечне: "старшин в деревнях избирать им самим беспрепятственно, кого в ту должность удостоят по древним обычаям" 36 . По-разному можно трактовать другую статью договора, частично определявшую политический статус Чечни: "Владельцев наших почитать и во всем им повиноваться". Под "нашими владельцами" российское правительство, скорее всего, подразумевало соседних Чечне феодалов, с помощью которых собиралось управлять чеченскими обществами. Прибегая к непрямому управлению, правительство надеялось в итоге полностью подчинить Чечню. Ключевой являлась статья о набегах. Она запрещала чеченцам совершать набеги на российскую пограничную линию, а также предписывала "с поданными России кумыками, кабардинцами и осетинами быть в добром согласии, а в случае несогласия и воровстве разбираться во всем по древним кумыкским обычаям". Введение "кумыкских обычаев" в Чечне, жившей по нормам собственного обычного права, лишний раз подчеркивало насколько далека была российская администрация от понимания внутренней организа-

стр. 55


ции и устоев Чечни. Несмотря на явную неприемлемость договора, чеченская делегация подписала его: "... Дали обязательство... старшины и народ" 37 .

В 1781 г. после подписания договора между Чечней и российской пограничной линией, казалось, наступил мир. В 1782 г., уверовав в стабильность обстановки и заручившись аманатами, П. С. Потемкин, командующий Кавказской линией, приступил к восстановлению в Чечне феодальных прав соседних владельцев, официально объявив их управителями чеченских обществ. Он значительно расширил в Чечне "пределы" владений соседних феодалов. Так, кумыкскому Арсланбеку Айдемирову наряду с кизлярскими чеченцами поручалось управлять отдельными обществами в горной Чечне, брагунскому владельцу Кучуку Баматову отдавались в управление чеченцы-"горячевцы". Одновременно Потемкин направил карательную экспедицию в Атаги, не пожелавшие присягнуть в подданстве России. В составе экспедиции были три батальона пехоты, 12 полковых орудий, два эскадрона легионеров и 1150 линейных казаков. Войска возглавил полковник Кек. Напав сначала на Атаги, он развернул военные действия против селения Алда. По свидетельству Буткова, после карательных мер, предпринятых российскими войсками в Чечне, надежды на мирное развитие русско-чеченских отношений, не стало. Следствием военной экспедиции было насильственное подчинение чеченских селений российским властям (атагинцы прислали Потемкину аманатов, о своей покорности объявили также жители Гехи и Алды), а также и вспыхнувшая в связи с этим ожесточенность чеченцев против русских. "Взятые в плен (чеченцы), будучи смертельно ранены, имели злость плевать всем в глаза, с произношением бранных слов. ...Один же чеченец, потеряв в сражении брата своего, ехал прямо в селения моздокского казачьего полка, чтоб убить кого- либо из русских, в отмщение брата своего, или быть самому убитым. Он пойман и прогнан сквозь строй" 38 .

Карательная экспедиция имела серьезные последствия. 400 чеченцев, погибших во время сражений, а также избиения шпицрутенами, были для чеченского общества достаточно серьезной причиной неприятия России как страны покровительствующей. Договор 1781 г. со стороны Чечни был полностью дезавуирован. Лишь российская администрация по-прежнему продолжала рассматривать чеченцев как подданных России. Идеология отторжения от России постепенно овладевала всеми чеченскими обществами. Острие антироссийской борьбы направлялось прежде всего против управителей - дагестанских и кабардинских владельцев. "Когда князья, по обязанности своей, - писал Лаудаев, - стали заявлять свою власть, то чеченцы, не привыкшие к ней, не исполняли условий с князьями". Стоило "управителю" прибегнуть к насильственным мерам, принуждая кого-либо выполнить требование властей, как весь тайп или же несколько тайпов заступались за своего сородича так, что "управитель" уходил туда "откуда пришел". Одни лишь Надтеречные чеченцы, поселившиеся на правом берегу Терека, "повиновались князьям, да и то более из боязни русских, нежели самих князей" 39 .

В 1783 г. борьба чеченцев против навязываемых им управителей приняла ожесточенный характер. Российские военные и гражданские власти на Кавказе были в растерянности. По данным Буткова, именно тогда впервые среди военных родилась идея - "или истребить" чеченцев "совершенно, жертвуя немалою частью своих войск, либо утеснить их, отняв все плоские места, так необходимые им для скотоводства и земледелия" 40 . Однако план насильственного возвращения чеченцев в горы или их уничтожения, не нашел поддержки в Петербурге. Екатерина II призывала Потемкина и его подчиненных к осторожности и даже "сердечности", указывала на необходимость поисков мирных контактов с народами Кавказа. Так, генералу И. В. Гудовичу, служившему на Кавказе, она писала: "Не единою силою оружия предлежит побеждать народы, в неприступных горах живущие и имеющие надежные в оных от войск наших убежище, но паче правосудием и справедливостью смягчать и выигрывать сердца и приучаться более обращаться к русским" 41 .

стр. 56


Не сумев заручиться поддержкой в Петербурге, Потемкин определенные надежды связывал с возникшим вооруженным противостоянием между чеченцами и ингушами. Конфликт двух родственных народов был доведен до войны. В результате, в июне 1783 г. состоялось сражение. От каждой из воюющих сторон в нем участвовало до тысячи воинов. Победив в кровопролитном сражении, чеченцы угнали из Ингушетии более двух тысяч баранов 42 .

Однако обострившиеся чечено-ингушские отношения не ослабили борьбы чеченцев с российскими управителями. По словам Лаудаева, "ичкеринцы, бывшие под властью аварских ханов, отвергают их власть и завладевают землею; малочеченцы усиливаются и кабардинцы оставляют притязания на их свободу и землю; русские не влияют уже на плоскостных чеченцев. Не имея над собой власти, дикий и воинственный дух чеченцев не дает никому отчета в своих поступках". Российские войска на Кавказе, согласно директивам из Петербурга, не вмешивались в борьбу чеченских обществ с соседними феодалами-управителями. Это было главным обстоятельством, предрешившим судьбу последних. Дагестанские и кабардинские владельцы вынуждены были покинуть Чечню. "Сии владельцы, одни возвратились в Аксай и Эндери, откуда пришли; другие, с позволения российского правительства, основали новые селения на плоскости между Сунжи и правого берега Терека". Из Чечни, в частности из Герменчука и Шали, были изгнаны кабардинские князья Девлетгереевы, пользовавшиеся особой милостью в Петербурге. Алисолтан Касболатов, дагестанский владелец из Аксая, управлявший То пли, и его племянники - Казбулат и Хамзан также вынуждены были бежать из Чечни. На Северном Кавказе Касболатовы были известны своими набегами и имели притязания не только на владения в Чечне, но и пытались контролировать дорогу, связывавшую Дагестан с Кизляром. Из Чечни были удалены кабардинские князья Кайтукины. Они переселились в район Наура. Был изгнан из Чечни и такой известный на Северном Кавказе кумыкский владелец из Эндери, как Арсланбек Айдемиров. Ему принадлежала немалая заслуга в установлении и мирном течении русско-чеченских отношений, и в особенности в переселении чеченцев на равнину. В Чечне он был владельцем "Большой Атаги, Большой Чечни и Топли" 43 . В официальных документах Айдемирова называли "владелец чачанский"; в свое время такой же чести был удостоен "черкаский" князь Ших-Мурза, прозванный "Окуцким". Вслед за своим отцом Айдемиром Бардыхановым, Арсланбек Айдемиров состоял на российской службе. В государственных учреждениях России - Сенате, Синоде и Коллегии иностранных дел - его считали надежным союзником. В упрочении позиций российских властей в Чечне на Айдемирова возлагали большие надежды.

Изгнание феодальных владельцев, возведенных в 1781 г. российской администрацией в ранг "управителей" Чечни, во многом предопределило дальнейшее развитие социально-политических процессов в чеченском обществе. Избавление от соседних феодалов, насильственно насаждаемых на родовую организацию, открыло широкий простор военно-демократическим принципам в той социальной жизни, которая являлась основой чеченского уклада. В отдельные районы Чечни на короткое время были все же "призваны" кабардинские и дагестанские владельцы. По данным Лаудаева, большая часть чеченцев, согнав владельцев, "буйствовала и предавалась насилию". "Благоразумнейшие" чеченцы, чтобы восстановить общественный порядок и положить конец "беспорядкам", "в различных аулах приглашали к себе князей для княжения, обязываясь на содержание их платить ясак". Ичкеринцы и часть шатоевцев призвали к себе владельцев, происходивших от боковой линии аварских ханов, жители Большой Чечни позвали кумыцких феодалов, Малой - кабардинских князей. Новое призвание князей, состоялось без какого-либо участия российских властей. Однако и на этот раз, как отмечал Лаудаев, итог был тот же: как только владельцы заявили о своих феодальных притязаниях, они тут же были выдворены из Чечни.

стр. 57


Отторжение "чужеземных" князей, стремившихся к феодальной организации чеченского общества, - естественное социальное явление. Феодализм как тип структуры общества был несовместим с традиционной эгалитарной организацией Чечни в XVIII в.; отсюда - ожесточенность и одновременно легкость, с которой чеченцы справлялись с феодальными притязаниями соседних владельцев. При этом феодальная зависимость, в которой периодически оказывалась Чечня, имела позитивные для нее последствия: более развитые социальные структуры, сложившиеся у соседних народов, влияли на развитие родоплеменных чеченских обществ. Кроме того, борьба чеченцев против дагестанских и кабардинских феодалов способствовала объединению чеченского общества. Консолидация Чечни, основанная на идее борьбы за независимость, укрепляла, в свою очередь, в организационном и общественном плане тукхумы.

Именно тукхум, а не тайп, проявил себя как наиболее эффективная форма военного союза, обеспечивавшего чеченцам успешную антифеодальную борьбу. В начале 80-х годов XVIII в., в пору чрезвычайных социальных и военных потрясений, выпавших на долю Чечни, тукхум обретал перспективы самодостаточного и устойчивого военно-политического союза. Этому союзу было суждено долгое существование. Упрочение тукхума, позволившее преодолевать тайповую разрозненность, явилось важным шагом в общественном развитии Чечни. Знаток истории Чечни Лаудаев одним из первых обратил внимание на тукхум, как новое социальное и общественное явление: "Завладев плоскостью и изгнав князей, чеченцы начинают строить большие аулы, причем совершается в их жизни новое явление. Они селятся в аулах по несколько фамилий (тайпов. - З. Б.) вместе, а не по одной, как было прежде в горах. Так появились ранее Чечен-аул, позже Герменчук, Майр-Туп, Гехи и др. С этого времени "чеченцы не придают своей земле названия фамилий", а называют ее "именем аула, реки или горы, а потом это же название переходит и к жителям" 44 . Так, жители аула Шали стали называться "шалихой", Мартана - "мартанхой", Гойты - "гойторхой", то есть шалинцы, мартановцы и т. д.

Решающее значение в возвышении тукхума и объединении чеченских обществ имело переселение значительной части чеченцев на равнину. Оказавшись на открытом пространстве, гораздо менее защищенном, чем в горных ущельях, и отказавшись от покровительства российской администрации, переселенцы нуждались в совместных усилиях для защиты своей безопасности. Идея военно- политической консолидации, формировавшаяся в равнинной Чечне, постепенно охватывала и горную территорию. Этот факт также был метко подмечен Лаудаевым: "Возмущения, переселения, религиозные волнения и прочее начинались сперва плоскостными чеченцами и от них уже постепенно распространялись в горы. Все люди, волновавшие Чечню, для достижения своих целей обращались сперва к плоскостным жителям, с твердой уверенностью, что горные последуют за ними" 45 .

Заняв земли на равнине, Чечня отвергла идею о подданстве России. Поселившись "на плоскостной земле, чеченцы усиливаются и потом отвергают заключенные с русскими условия". Более того, постепенно в чеченских обществах формируется идея "исторической" исконности чеченской прародины на равнине Северного Кавказа. Такая установка давала основание чеченцам силой захватывать земли на равнине и продолжать свое переселение. По свидетельству Лаудаева, "чеченцы же, без права занимали северные подножия черных гор". Иную направленность приобретает и борьба чеченцев против соседних феодалов, носившая до присоединения к России антифеодальный характер. Она становится антироссийской. Набеги на российскую границу рассматриваются как "война за веру" 46 .

В период наиболее радикальных устремлений к сопротивлению российской "агрессии", в Чечне происходит смена религии 47 . В условиях военного противостояния с Россией преимущество получает ислам, призывавший к сражению, "газавату" против "неверных" и оправдывавший набеги. В число неверных, наряду с Россией, попадали и другие соседние народы, в том чис-

стр. 58


ле и вайнахские - ингуши и карабулаки. Объявление войны "неверным" соседям значительно расширяло территорию набегов. Особенностью в принятии ислама в Чечне был выбор и использование только агрессивных догматов, ставших фундаментом чеченского военно-демократического общества. Пик исламского движения пришелся на 1784 год. У него не было лидера, но идеологическая направленность движения предполагала скорое его появление. Это движение первоначально больше напоминало политико-идеологическое течение и не имело стройности. Как всякая новация, оно находило немало сторонников, разноречиво толковавших исламские истины. Среди распространителей в Чечне ислама не оказалось духовно-харизматической личности, способной возглавить движение, которому суждено было изменить историческую перспективу народа. Местное духовенство было слишком увлечено мирскими делами 48 и не обладало той духовностью, без которой немыслимо было взойти на пьедестал "пророка".

В 1785 г. таким лидером стал "некто Мансур" 49 . О его необычном "явлении" перед народом ходили рассказы. Появление лидера, к тому же подобного Шейху Мансуру, знаменовало собой переход на новую ступеньку в исламизации Чечни, после которой возвращение к традиционному язычеству или обращение в христианство становились невозможными. Прибыв в Чечню, Шейх Мансур четко оценил внутреннюю суть развернувшегося в чеченских обществах движения, в первую очередь его антирусскую нацеленность, а также высокий уровень идеологического накала, которого в 1785 г. достигла "радикализация" исламского движения в чеченских обществах. Оставалось лишь занять свободное место "вождя" и овладеть процессом исламизации, происходившим в Чечне, и направить его в нужное русло.

Задачи же, выдвинутые Шейхом Мансуром перед чеченцами, были по сути своей вполне светскими: 1) борьба против русских - лейтмотив его проповедей (набеги должны были совершаться только на русские поселения, таким образом, набеговой практике, целью которой всегда оставалась военная добыча, был придан новый, политико-религиозный смысл), 2) объединение горцев Северного Кавказа под эгидой Чечни - часть той же задачи - борьбы с Россией (этот тезис менялся в зависимости от того, где выступал Шейх Мансур: в Дагестане он говорил об объединении вокруг Дагестана, в Кабарде - вокруг Кабарды), 3) устройство внутренней жизни чеченских обществ на основах шариата и адата 50 . Последняя задача занимала не столь важное место, как предыдущие. Практического значения идея о переустройстве внутренней организации чеченских обществ не приобрела. Реально Шейх Мансур мог повлиять на темпы, направления и организацию набеговой системы, но не на другие стороны жизни Чечни, где господствующее положение занимал тайп, основанный исключительно на адатных нормах.

Итак, в XVII - XVIII вв. русско-чеченские отношения, имевшие широкую экономическую и политическую основу для взаимодействия, развивались в двух прямо противоположных направлениях: с одной стороны, они обнаруживали тенденцию к установлению тесных контактов, с другой - вели к жестокому противостоянию с российскими властями. Разносторонние русско-чеченские связи и присоединение Чечни к России были, однако, обречены на то, чтобы углублялась их противоречивость из-за контрастирующих между собой общественных систем - российской феодально-крепостнической и чеченской эгалитарной. Попытки российских властей преодолеть социально-структурный барьер путем назначения в Чечню соседних феодалов в качестве управителей, лишь усложняли русско-чеченские отношения и приводили к противостоянию сторон.

Итогом такого разноуровневого стадиального взаимодействия явилось и движение Шейха Мансура. Главное достижение Шейха Мансура, приступившего к проповеднической деятельности в Чечне, заключалось в окончательном "развороте" Чечни в сторону мусульманской религии. Поскольку до прибытия его в Чечню исламизация чеченских обществ протекала на волне противостояния с Россией, именно этот политический смысл и становился

стр. 59


основополагающим в "миссионерской" деятельности Мансура. Перед борьбой с Россией отступали все другие социальные и религиозные неустройства, которых предостаточно было в Чечне 80-х годов XVIII века. С Шейхом Мансуром в Чечне утверждался ислам, в котором наряду с основными догматами последнего стал соседствовать и другой - "борьба с Россией". В этом состояла особенность исламизации чеченских обществ в конце XVIII века.

Примечания

1. Русско-чеченские отношения. Сб. док. М. 1997, с. 7.

2. КОСВЕН М. О. Описание гребенских казаков XVIII в. - Исторический архив, 1958, N 5.

3. КУШЕВА Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI- 30-е гг. XVII в. М. 1963, с. 60 - 64.

4. ЛАУДАЕВ У. Чеченское племя. - Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VI. Тифлис. 1872, с. 4, 6 - 7, 8.

5. БЕЛОКУРОВ С. А. Сношения России с Кавказом. Вып. 1. М. 1883; КУШЕВА Е. Н. Ук. соч. В статье А. В. Бирюкова "Российско-чеченские отношения в XVIII - середина XIX века" (Вопросы истории, 1998, N 2) начало непосредственных контактов России с горскими народами Северного Кавказа датируется 1722 г. (с. 44), что более чем спорно.

6. ДЗАМИХОВ К. Ф. Адыги в политике России на Кавказе. Нальчик. 2001, с. 101; Хождение купца Федота Котова в Персию. М. 1958, с. 33; Кабардино- русские отношения в XVI- XVIII вв. Т. I. М. 1957, с. 400; Книга Большому Чертежу. М. -Л. 1950, с. 88.

7. КУШЕВА Е. Н. Ук. соч., с. 71; Кабардино-русские отношения, с. 63.

8. Русско-чеченские отношения, с. 13 - 14; Кабардино-русские отношения, с. 63.

9. БЕЛОКУРОВ С. А. Ук. соч., с. 553 - 554.

10. Там же, с. 553 - 555.

11. Князь Сунчалей, спасаясь от "недругов", в 1603 г. поселился вместе со своими детьми в Терском городе и стал служить России. (См. ДЗАМИХОВ К. Ф. Ук. соч., с. 101).

12. БЕЛОКУРОВ С. А. Ук. соч., с. 556 - 558; Кабардино-русские отношения, с. 84 - 85.

13. БЕЛОКУРОВ С. А. Ук. соч., с. 557 - 561.

14. Кабардино-русские отношения, с. 97, 136, 139.

15. КУШЕВА Е. Н. Ук. соч., с. 62.

16. КУШЕВА Е. Н. Ук. соч., с. 62; МАМАКАЕВ М. А. Чеченский тайп в период его разложения. Грозный. 1973, с. 16.

17. БРОНЕВСКИЙ С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Т. 1. М. 1823, с. 95.

18. КУШЕВА Е. Н. Ук. соч., с. 76.

19. БУТКОВ П. Г. Материалы для новой истории Кавказа. Т. I. СПб. 1869, с. 21, 22, 122, 220- 221, 258 - 260.

20. БРОНЕВСКИЙ С. М. Ук. соч., с. 176 - 181; БЛАРАМБЕРГ И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик. 1999, с. 354.

21. БРОНЕВСКИЙ СМ. Ук. соч., с. 175, 177, 179; БЛАРАМБЕРГ И. Ук. соч, с. 354 - 355.

22. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 259, оп. 22, д. 1575, л. 858- 860.

23. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ), ф. "Осетинские дела", оп. 128/II, д. 1, л. 886 - 887.

24. АХМАДОВ Я. З. Взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII в. Махачкала. 1977, с. 13; КИНЯПИНА Н. С, БЛИЕВ М. М., ДЕГОЕВ В. В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России. М. 1984, с. 42.

25. По Лаудаеву, название "чеченцы" русские заимствовали у кабардинцев (см. ЛАУДАЕВ У. Ук. соч., с. 4); Русско-осетинские отношения в XVIII в. Т. I. Орджоникидзе. 1976, с. 24. АВПРИ, ф. "Осетинские дела", оп. 128/11, д. 1, л. 887.

26. БУТКОВ П. Г. Ук. соч. Ч. I, с. 259, 260.

27. АХМАДОВ Я. З. Из истории чечено-русских отношений. - Вопросы истории Дагестана. Т.2. Махачкала. 1977, с. 297 - 300; СМИРНОВ Н. А. Мюридизм на Кавказе. М. 1963, с. 46.

28. См. БЛИЕВ М. М., ДЕГОЕВ В. В. Кавказская война. М. 1994, с. 128 - 134 и др.; БУТКОВ П. Г. Ук. соч. Ч. II, с. 22.

29. ЛАУДАЕВ У. Ук. соч, с.4 - 5; ФАДЕЕВ А. В. О некоторых социально- экономических последствиях присоединения Чечено-Ингушетии к России. - Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы (ЧИНИИИЯЛ). Т. 2. Вып. 1. Грозный. 1960; ТАВАКАЛЯН Н. А. О русской ориентации чеченцев и ингушей до их вхождения в состав России. - Археологический сборник. Вып. 2. Грозный. 1968, его же.

стр. 60


Присоединение Чечено-Ингушетии к России и его последствия. Автореф. док. дис. М. 1972.

30. Алдинцы и гехинцы представляли собой крупные чеченские общества. "Мирные" чеченцы, поселившись на равнине, "служили проводниками чеченцев и делали нападения на станицы казаков". В развиваемой горцами системе набегов положение мирных чеченцев становилось достаточно сложным. Горцы требовали от них разносторонней поддержки в набегах на казачьи станицы, а, с другой стороны, горцы довольно часто совершали разбойные нападения на мирных чеченцев. Российские власти, зная о помощи, оказываемой мирными чеченцами горцам в их набегах, обрушивали на первых карательные меры. Таким образом, равнинные чеченцы подвергались двойному военному давлению. ФАРФОРОВСКИЙ С. Борьба чеченцев с русскими. - Русский архив, 1914, N 4, с. 455; БУТКОВ П. Г. Ук. соч. Ч. II, с. 62.

31. БАЙБУЛАТОВ Н. К., БЛИЕВ М. М., БУЗУРТАНОВ М. О., ВИНОГРАДОВ В. Б., ГАДЖИЕВ В. Г. Вхождение Чечено-Ингушетии в состав России. - История СССР, 1980, N 5, с. 58.

32. ЛАУДАЕВ У. Ук. соч., с. 19.

33. ГРИЦЕНКО Н. П. Социально-экономическое развитие притеречных районов в XVIII - первой половине XIX в. Грозный. 1961, с. 29.

34. ЛАУДАЕВ У. Ук. соч., с. 7 - 8.

35. БУТКОВ П. Г. Ук. соч. Ч. II, с. 62.

36. См.: БУТКОВ П. Г. Ук. соч., с. 62 - 65; ВИНОГРАДОВ В. Б., УМАРОВ С. Вхождение Чечено-Ингушетии в состав России. Грозный. 1979, с. 45 - 47.

37. Подписание договора состоялось в ауле Чечен. См.: БУТКОВ П. Г. Ук. соч., с. 63.

38. БУТКОВ П. Г. Ук. соч., с. 110 - 111.

39. ЛАУДАЕВ У. Ук. соч., с. 26.

40. БУТКОВ П. Г. Ук. соч., с. 112.

41. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК). Т. II, с. 1123.

42. БУТКОВ П. Г. Ук. соч. Ч. II, с. 111.

43. ЛАУДАЕВ У. Ук. соч., с. 26; БУТКОВ П. Г. Ук. соч. Ч. II, с. 112; Русско- осетинские отношения. Т. II, с. 204; БИРЮКОВ А. В. Ук. соч., с. 45.

44. ЛАУДАЕВ У. Ук. соч., с. 26.

45. Там же, с. 22.

46. Там же, с. 19, 30.

47. В годы исламского движения, чеченцы ориентированные на Россию не пожелали принять ислам. Религиозный раскол в Чечне повлек за собой переселение чеченцев-христиан, которые "во множестве уходили к русским". Многие переселенцы обосновались в казачьих станицах, усвоили казачий быт и уклад жизни. К ним относились такие тайпы как Биллетоевский, Барандаевский, Ахшнатоевский, Гуноевский и др. (см.: ЛАУДАЕВ У. Ук. соч., с. 55 - 58).

48. Благословляя ночные набеги и "воровство" и называя их "войной за веру", духовенство преследовало прежде всего личную выгоду. От военной добычи оно получало свою собственную долю. "Всякая отнятая у врагов добыча делилась на пять частей; из них четыре предоставлялись добывателям, а пятая, называемая кули, т. е. пятая часть, отдавалась духовным" (См.: ЛАУДАЕВ У. Ук. соч., с. 61 - 62).

49. ЛАУДАЕВ У. Ук. соч., с. 62.

50. Там же, с. 60; БЕННИГСЕН А. Народное движение на Кавказе в XVIII в. ("Священная война Шейха Мансура (1785 - 1791)". Мало известный период и соперничество в русско-турецких отношениях). Махачкала. 1994, с. 51.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-XVII-XVIII-ВЕКАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. М. БЛИЕВА, РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XVII-XVIII ВЕКАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.03.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-XVII-XVIII-ВЕКАХ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - З. М. БЛИЕВА:

З. М. БЛИЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1180 просмотров рейтинг
21.03.2021 (1126 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XVII-XVIII ВЕКАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android