Libmonster ID: RU-14513
Автор(ы) публикации: Р. Е. КАНТОР

М. Изд-во "Наука". 1977. 136 стр. Тираж 4300. Цена 70 коп.

Совет национальной безопасности (СНБ) США уже давно привлекает внимание советских исследователей. Занимаясь вопросами внешней политики, международных отношений, историей государства и права, они в той или иной степени затрагивали проблемы, связанные с ролью СНБ в системе исполнительного управления президента (ИУП)1 . Научный сотрудник Института всеобщей истории АН СССР кандидат исторических наук Г. А. Агафонова прослеживает историю создания и деятельности этого органа, развитие его внутренней структуры в период президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра.

Исследователь этой темы сталкивается с большими трудностями, обусловленными тем, что многие важные источники скрыты в тайниках архивов. Тем не менее Г. А. Агафонова сумела извлечь весьма содержательный материал из доступной историку документации, отражающей деятельность СНБ: протоколов конгресса, материалов комиссий сената и палаты представителей, обследовавших работу СНБ и связанных с ним ведомств, обсуждения поправок к закону о национальной безопасности 1947 г., документов Белого дома, Пентагона, мемуаров, прессы, литературы. В отличие от формально-описательных работ большинства американских авторов, рассматривающих деятельность СНБ вне связи с главными направлениями американской политики, автор исходит из четкой классовой характеристики внешнеполитической стратегии США в послевоенные годы, когда президент Трумэн открыто заявил о стремлении США "возглавить руководство миром и повести его по нужному пути" (стр. 13). Главная цель этого курса состояла в том, чтобы сорвать процесс становления мировой системы социализма, ослабить международные позиции СССР, воспрепятствовать развитию национально-освободительных движений, всего мирового революционного процесса. В книге подчеркивается, что аппарат СНБ был создан в начальный период "холодной войны", в условиях возросшего влияния военно- промышленного комплекса на внешнюю политику США и усиленной концентрации власти в руках президента (стр. 4 - 5). Проблема эта представляет безусловный интерес, поскольку речь идет об одном из наиболее важных этапов формирования весьма существенных звеньев механизма "холодной войны", оказавшего заметное влияние на развитие всего государственного аппарата США.


1 С. Б. Маринин. США: политика и управление (федеральный правительственный аппарат). М. 1967; С. Б. Четвериков. Кто и как делает политику в США. М. 1974; В. В. Журкин. США и международно-политические кризисы. М. 1975; А. А. Кокошин. Прогнозирование и политика. М. 1975; В. Ф. Петровский. Американская внешнеполитическая мысль. М. 1976; Г. А. Трофименко. США: политика, война, идеология. М. 1976.

стр. 159


Деятельность и все модификации внутренней структуры СНБ рассматриваются автором в связи с эволюцией внешнеполитического курса США и всей системы международных отношений. Благодаря этому Г. А. Агафонова смогла выделить узловые пункты истории СНБ и вместе с тем правильно оценить прагматическую узость тех буржуазных авторов (особенно так или иначе связанных с работой системы СНБ и ИУП), которые склонны представлять причины неудач и провалов американской дипломатии и стратегии как следствие всего лишь "неправильных" методов, частных просчетов при планировании и т. п. Г. А. Агафонова подчеркивает (и подкрепляет этот вывод убедительными фактами), что в указанный период неоднократные реорганизации структуры СНБ и некоторые модификации его функций отнюдь не изменили "существа и основ внешней политики США. Неизменным оставалось также влияние на внешнеполитический курс монополистического капитала, в чьих руках находится вся полнота экономической и политической власти США и в чьих интересах проводится внешняя политика" (стр. 118). Автор приводит высказывания тех американских исследователей, которые в какой-то степени сумели почувствовать методологические пороки планирования внешней политики США. Они, в частности, заявляли, что это планирование страдает от "незнания законов развитая политических систем, от неумения разрабатывать долгосрочные, ясные политические цели и пути их достижения в силу отсутствия достаточно глубокого понимания проблем во всей их совокупности". Можно вспомнить и замечание У. Ростоу относительно того, что правительство США "использует эмпирический, прагматический образ действий, в то время как в современном мире международная система меняется так быстро, что иногда даже самые срочные и энергичные меры, предпринятые нацией, могут быть слишком запоздалыми для спасения наших постоянных интересов" (стр. 118 - 119).

Американские политики, одержимые стремлением к мировому господству, преувеличивали значение технико-экономических возможностей США, их кратковременной атомной монополии, положения в мировой системе капитализма после второй мировой войны и одновременно недооценивали мощь СССР и других стран социализма, силу мирового освободительного движения2 . Однако в той или иной степени американским лидерам все же приходилось считаться с меняющимся соотношением сил на мировой арене. На примере СНБ и связанных с ним ведомств Г. А. Агафонова показывает, что это выражалось в попытках усилить "мобилизацию и координацию всех сил и ресурсов" (стр. 23). Именно в этом плане она прослеживает складывание предпосылок системы СНБ (стр. 42), а также основные этапы ее развития. К их числу автор относит: 1947 год (принятие закона о национальной безопасности, создание министерства обороны, СНБ, ЦРУ, Управления ресурсов национальной обороны, реорганизация государственного департамента), 1949 - 1950 годы (принятие документа "СНБ-68" о долгосрочных задачах в области внешней и военной политики в связи с ликвидацией американской атомной монополии, реорганизация и переход СНБ в состав ИУП, резко возросшая активность и значение СНБ), 1953 год (меморандум "СНБ-162/2", воплотивший в себе идеи доктрины "массированного возмездия", новая реорганизация совета), начало 1960-х годов, когда система СНБ опять подверглась модификации, на этот раз в соответствии с требованиями доктрины "гибкого реагирования", что, впрочем, выходит за хронологические рамки книги. Нам представляется, что связь функционального и структурного развития системы СНБ с эволюцией внешнеполитических доктрин США заслуживала большего внимания. Можно также пожалеть, что в книге не получил специального освещения меморандум "СНБ-162/2".

Из приведенных автором фактов явствует, что в значительной мере оправдались опасения, которые высказывались в ходе обсуждения закона о национальной безопасности, относительно того, что СНБ и ЦРУ будут обладать огромной властью и это отразится на правах и свободах практически каждого американца. Подавший в отставку в знак протеста против закона генерал Эдсон, например, заявил, что законопроект 1947 г. "выходит далеко за рамки военных вопросов, он распространяется на все области деятельности правительства и на частную жизнь; открывает путь к созданию мощного гестапо в виде центрального разведывательного органа;


2 Ю. М. Мельников. Внешнеполитические доктрины США. М. 1970, стр. 482 - 483.

стр. 160


создает постоянный генеральный штаб почти прусского типа; отдаст контроль над внешней политикой в руки группы лиц из проектируемого Совета национальной безопасности" (стр. 45 - 46). И действительно, созданный как "сугубо совещательный орган при президенте" (стр. 48), аппарат СНБ вместе с подчиненными ему учреждениями получил колоссальные возможности для воздействия на внешнюю, а фактически и на внутреннюю политику страны. В условиях "холодной войны" СНБ занял "ведущее место в правительстве и доминирующее положение в военной системе США" (стр. 53). Особенно возросла роль СНБ в 50-е годы, когда этот орган "стал такой силой при определении правительственной политики, какой никогда не был в предшествующей администрации" (стр. 76). "Все внешнеполитические акции правительства Д. Эйзенхауэра, - пишет Г. А. Агафонова, - были неразрывно связаны с деятельностью Совета национальной безопасности" (стр. 84).

Специальное внимание автор уделяет ЦРУ, непосредственно подчиненному Совету национальной безопасности. В книге приводятся слова Трумэна, констатировавшего, что ЦРУ "стало оперативным органом правительства, временами определяющим политический курс страны" (стр. 57). Автор последовательно рассматривает роль СНБ в дни "берлинского кризиса" 1948 г., в организации НАТО, в гонке вооружений, в ходе войны в Корее и Вьетнаме, в событиях в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Индонезии, в развертывании подрывной деятельности против социалистических стран. Именно в СНБ получила свое оформление "доктрина Эйзенхауэра".

Рецензируемая работа, в которой автору удалось дать убедительную характеристику деятельности СНБ в условиях "холодной войны", естественно, не могла исчерпать всю проблематику вопроса. Можно высказать ряд соображений о путях дальнейшего изучения этой сложной и комплексной темы. По-видимому, наиболее перспективными обещают быть исследования междисциплинарного характера, в которых бы сотрудничали историки, правоведы и специалисты по международным вопросам. Требует более глубокого освещения и современная эволюция государственного механизма в целом, без чего, очевидно, нельзя понять действительные функции и прерогативы отдельных органов и звеньев государственного аппарата США. Несомненно и то, что нельзя ослаблять внимание и к такой линии, как связь тех или иных государственных учреждений с международной жизнью, с конкретными кризисными ситуациями и проблемами. Можно пожалеть, что изложение обрывается в книге на 1960 годе. Обобщенная характеристика последующей эволюции системы СНБ позволила бы глубже и рельефнее выделить основные направления в развитии структуры, говоря словами Г. Колко, "милитаристского истэблишмента"3 , а тем самым сильнее подчеркнуть ту роль, которую выполняет СНБ на службе военно- промышленного комплекса. Не менее важен и государственно-правовой аспект проблемы. Возрастание прерогатив и функций исполнительного аппарата президента происходит в сложных формах, что видно, в частности, и на примере системы СНБ, роль которого "в разработке и осуществлении политических курсов США"4 не была всегда одинаковой. Тем самым возникает необходимость осмыслить значение СНБ в системе взаимоотношений президента с другими органами власти.


3 G. Kolko. Main Currents in the Modern American History. N. Y. and oth. 1976, pp. 266 - 268, 359 - 360, 365 - 366.

4 А. И. Филатов. Совет национальной безопасности США. "США: экономика, политика, идеология", 1977, N 9, стр. 172.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-Г-А-АГАФОНОВА-СОВЕТ-НАЦИОНАЛЬНОЙ-БЕЗОПАСНОСТИ-США-ИСТОРИЯ-СОЗДАНИЯ-И-НАЧАЛЬНЫЙ-ПЕРИОД-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-1947-1960-ГГ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. Е. КАНТОР, Рецензии. Г. А. АГАФОНОВА. СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1947 - 1960 ГГ. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.01.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-Г-А-АГАФОНОВА-СОВЕТ-НАЦИОНАЛЬНОЙ-БЕЗОПАСНОСТИ-США-ИСТОРИЯ-СОЗДАНИЯ-И-НАЧАЛЬНЫЙ-ПЕРИОД-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-1947-1960-ГГ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Р. Е. КАНТОР:

Р. Е. КАНТОР → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
839 просмотров рейтинг
22.01.2018 (2257 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
15 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рецензии. Г. А. АГАФОНОВА. СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1947 - 1960 ГГ.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android