Libmonster ID: RU-13990
Автор(ы) публикации: А.И. Серков
Источник: Звезда, 07-01-2000


Русский философ Н. А. Бердяев писал, что "масонство было первой формой самоорганизации общества. В эту форму выливалась наиболее напряженная духовная жизнь". 1 Однако современнный читатель реально не представляет ни масштабов, ни целей, ни роли в общественной жизни организации вольных каменщиков. Масонство - это самое многочисленное движение в России в XVIII - начале XIX веков, влиятельная организация начала XX столетия либо замалчивается, либо преподносится искаженно. В работах, не отражающих исторических реалий, масонство представляют то всемирным заговором революционеров, центр которого находится якобы во Франции, то объединением финансовых кругов, находящихся под влиянием сионистских идеологов. Между тем невозможно объективно представить развитие нашего общества, если не обратиться к изучению масонства. Именно стремление осветить общественное движение России во всем его многообразии и предопределило выбор настоящей темы.

Масонство, в первую очередь, было частью развития культурной жизни страны. Поэтому не сами "работы" вольных каменщиков, а масонство как историческое явление представляет интерес. Состав лож, этапы развития движения определяли роль масонства в истории общественной мысли, в истории культуры. Эти важнейшие факторы предполагается частично раскрыть в данной работе.

Масоны сами обозначали свою главную цель как достижение Эдема на земле. Пути этого достижения были различными: мистическое откровение, выдающееся открытие или социальный переворот, но основополагающим являлось духовно- нравственное совершенствование под влиянием руководителей и самосовершенствование масонов. Особая приверженность тому или иному пути, соотношение "тайных" и "явных" средств достижения цели и, конечно же, специфика социального и национального состава отдельных лож предопределили неизбежное существование различных течений в масонстве. Завуалированность основополагающих идей была необходима для более глубокого их восприятия, которое должно было носить не рациональный, а внутренний, духовный характер. Все масонские художественные образы: утварь, наполненная особой символикой, построение масонских речей, а главное, актов или обрядников - все это должно было привлекать возможных адептов, направлять их по определенному пути в достижении единой цели.

На основе изучения обрядников - правил, по которым действовала ложа, можно выделить отдельные течения внутри масонства, которые начали возникать в начале XVIII века. Внешне они различались системой руководства, количеством степеней посвящения, иными словами, находились в зависимости от обрядников и статутов, по которым работали ложи, а в действительности же путями достижения благоденствия на земле. Данные "толки" получили в масонстве название систем. По мере развития масонства содержание и сущность той или иной системы трансформировались и иногда даже приобретали смысл, противоположный изначальному, поэтому конкретные пути достижения великой цели и социальные задачи сторонников различных систем можно достаточно полно понять лишь в том случае, если эта система образована недавно, пока она не претерпела трансформацию под влиянием национальной, социальной, политической обстановки, позиции руководителей определенного "толка".

Многообразие трактовок задач масонства отмечали и сами адепты "царственного искусства". Например, душеприказчик А. С. Пушкина, один из руководителей российского масонства М. Ю. Виельгорский, писал, что "в самом масонстве иногда бывают мнения противуположные и, так сказать, самое масонство порождает разных чад, а потому-то Орден и масонство суть весьма различны, что и пребывает великой тайной". 2 Неоднородность масонства не мешала вольным каменщикам провозглашать ряд общих принципов: приверженность христианскому учению (в ХVIII-ХIХ веках), внесословность, внекастовость, национальную терпимость, братскую взаимопомощь, принцип нравственного самосовершенствования, Тем не менее внутри отдельных масонских союзов, "систем", лож выделялись конфессиональные, профессиональные, дружеские, а подчас и родственные группы. Отдельные микросоюзы в масонстве внесли различный вклад в развитие этических, политических идей, литературы, музыки и т.д., различным было и их влияние на жизнь общества, начиная от императорского двора и кончая провинциальными государственными учреждениями. Масонство, внешне отвергая корпоративность, тем не менее создавало ее. Однако провозглашаемая открытость лож для вступления была немаловажным фактором привлечения новых адептов. Для людей XVIII столетия было предпочтительней вступать во "всемирное братство", а не в замкнутое общество, сохраняя при этом индивидуальность и сложившееся корпоративное единство. Множественность микросоюзов в масонстве делала всю структуру Ордена вольных каменщиков чрезвычайно подвижной, изменчивой. Соотношение различных масонских групп порождало новые ложи, раскол масонства на отдельные союзы, выход из Ордена вольных каменщиков одних людей и привлечение других.

Будучи, в отличие от религии, не Богоцентричным, а человекоцентричным учением, масонство все-таки являлось объединением микросоюзов, а не индивидуумов. Масонство было "средней чертой между религией и гражданством" 3 и поэтому имело и свою специфику. Масонское учение не отрицало, что, "познав Христа, мы познаем все", но утверждало, что "уяснить же сие познание можно светом Божественного откровения и Иероглифами" Ордена. 4 Если консервативно настроенные масоны тяготели к первому из указанных путей познания, то большинство вольных каменщиков, придавая большое значение древним знакам как носителям Слова о пути спасения, отдавало предпочтение философской трактовке масонских образов. Именно последний путь и отличал масонство от Церкви. Если в Церкви основы учения заложены в догматах, то в масонстве каждый мог трактовать тот или иной символ, образ в соответствии с собственными представлениями. Парадоксально, но антимасонские публицисты всегда основываются в своих построениях на "масонском" принципе, трактуя масонскую символику лишь на основе своих априорных представлений. Таким образом, одна и та же терминология, одни и те же символы становились обоснованием различных, в том числе социально-политических, идей. Чтобы в дальнейшем не возвращаться к вопросу о масонской терминологии, раскроем содержание некоторых наиболее часто встречающихся понятий.

Ложей называлось помещение, где проводились масонские работы, но одновременно и сообщество масонов, придерживающихся определенных взглядов и объединенных в одну организацию. С введением в середине XVIII столетия "высших" степеней, для подтверждения правомерности этого нововведения, историю масонства начали вести со времен средневековья, а чтобы подчеркнуть значимость масонства, его стали называть Орденом вольных каменщиков. Когда же подчеркивалась верность единой цели и равенство посвященных, то масонство называли братством.

В ложах назначались или избирались (в зависимости от принадлежности к той или иной "системе") должностные лица или, как их называли сами вольные каменщики, официалы, чиновники, офицеры масонских мастерских. Число офицеров ложи, названия должностей в разное время отличались. Как правило, в ложах были следующие должностные лица (в соответствии с иерархией): мастер стула (председатель, управляющий мастер), 1-й и 2-й надзиратели (стражи), оратор (ритор, вития), секретарь, обрядоначальник, казначей, стюарты (попечители о бедных, дародатели), стражники (привратники), В самом низу масонской иерархии, фактически не обладая правами даже рядовых действительных членов, находились братья- гармонии (музыканты, актеры, певцы), которые приглашались на особо торжественные заседания, а также братья- служащие. В соответствии с масонскими установлениями допускалось принятие в братья-служащие даже крепостных, но, как правило, вслед за посвящением в масонство они получали и "вольную".

Помимо иерархии должностей, в масонстве существует и иерархия по степеням посвящения. Первые три масонские степени (долгое время существовали лишь они) по имени их "покровителя" Св. Иоанна Крестителя назывались иоанновскими степенями. Затем следовали так называемые "шотландские" степени, носящие по имени "покровителя", Св. Андрея Первозванного, наименование андреевского масонства. Кроме этого, в различных масонских системах существовали и "высшие" степени, которые в зависимости от приверженности той или иной традиции возводились к тамплиерству, розенкрейцерству и т.д.

Разные степени посвящения в масонство предопределяли и различие задач, стоящих перед вольным каменщиком в разные периоды его продвижения по масонской иерархической лестнице. В иоанновском масонстве основой было нравственное совершенствование, в андреевском - познание Божественной сущности. В "высших" степенях задачи организации в разных масонских системах понимались по-разному, некоторые же вольные каменщики вообще отказывались признавать правомерность "высших", "тайных" степеней. Масонство "высших" степеней в розенкрейцерстве также называлось "внутренним" Орденом.

Каждой из степеней, вернее, их групп, соответствовала своя масонская мастерская: иоанновская ложа, шотландская ложа, капитул, префектура и т.п. Существовали как явные руководящие органы (Великие, Провинциальные, Директоральные Ложи), так и тайные (в России это, например, Капитул Феникса). Руководство в явных и тайных руководящих структурах не всегда совпадало.

Ложи, которые давали право местной масонской мастерской начать свои работы, назывались "материнскими". Часто последние и являлись Великими Ложами.

Несколько слов о порядке посещения лож. Те лица, которые входили в состав мастерской, платили в ее казну взносы, признавались ее действительными членами. Наиболее почитаемые братья из других лож или офицеры Великой Ложи избирались почетными членами и также могли в любое время посетить мастерскую. Масонам, которым разрешили по рекомендации посещать собрания, было присвоено наименование братьев-посетителей, но они не участвовали ни в выборе должностных лиц в ложе, ни в ее управлении. Отдельные иоанновские ложи часто просили того или иного масона быть их представителем в Великой Ложе или в другой вышестоящей организации, как правило, эти лица также носили "титло" почетного члена. Представители от имени конкретной иоанновской ложи принимали решения в Великой Ложе и были обязаны информировать о решениях и постановлениях вышестоящей организации.

Все события, которые происходили в помещении ложи, например, чтение речей ("зодческих работ"), прием в масонство "профанов", обряды открытия и закрытия заседаний, назывались масонскими работами. Когда масон прекращал регулярно посещать конкретную мастерскую, платить взносы, тогда в ее протоколах и списках отмечали, что имярек "покрыл ложу", т.е. вышел из нее. Человек, уже посвященный в масонство, но присоединившийся к другой мастерской, назывался "усыновленным братом".

Что представляла собой "масонская документация"? Первоначально группа лиц, которая собиралась открыть новую масонскую мастерскую, обращалась с прошением об открытии ложи в предполагаемую "материнскую" организацию. Руководящая ложа, получив прошение, посылала запросы в уже существующие ложи о членах-основателях новой организации, и если не возникало никаких препятствий, то решался вопрос об инсталлаторе, т.е. человеке, который торжественно открыл бы заседание новой ложи. Затем изготовлялись обрядники для ведения работ и выдавался патент на открытие новой мастерской.

Со дня открытия мастерской вольных каменщиков ее секретарь начинал вести протоколы заседаний. Эти протоколы являются наиболее достоверным источником, позволяющим восстановить историю, направленность и состав отдельной ложи.

В зависимости от характера собрания (ложа выборов, посвящения, поучения, празднования, траурная, столовая и т.п.) в протоколы заносились следующие сведения: время собрания; число членов и посетителей или их список; названия и содержание речей, произносимых братьями; данные о предложенных к посвящению или повышению в следующую масонскую степень; сообщения от вышестоящих и союзных организаций и т.д. Состав отдельных лож можно восстановить и на основе списков и "журналов посещений", которые также велись в масонских мастерских.

Отметим, что сохранившиеся до наших дней источники позволяют достаточно полно восстановить картину развития масонства. Любопытный читатель сможет найти более подробное описание документов и отдельных эпизодов жизни масонства в России в XVIII столетии в работах Н. С. Тихонравова, М. Н. Лонгинова, С. В. Ешевского, А. Н. Попова, А. Н. Пыпина, В. В. Сиповского, А. В. Семеки, Я. Л. Барскова, Т. О. Соколовской, Г. В. Вернадского, В. П. Семенникова, Ю. М. Лотмана и ряда других исследователей. Некоторые из работ перечисленных авторов были переизданы в последние годы.

Обратимся теперь собственно к истории масонства. Первые прообразы объединений каменщиков появились в VII-VIII столетиях. В XI веке, в период бурного развития строительного искусства, повсеместно в Европе появляются независимые строительные корпорации (гильдии, цеха). В XIII столетии создаются первые руководства по строительному делу и регламенты строительных "побратимств". К 1292 году относится первое известное упоминание термина "ложа", к 1376-му - "вольный каменщик", и лишь к 1561-му - "мастер". Реформатором масонства следует считать Уильяма Шоу (ок. 1550-1602), генерального стража шотландских масонов, который создал принципиально новую организацию, введя систему разделения каменщиков по "степеням", а также способствовал развитию интереса в ложах к неоплатонической философии, астрологии и алхимии. Прежнее "цеховое" масонство часто называют "оперативным", чтобы отделить его от масонства современного. К середине XVII столетия начинается постепенное превращение масонства "оперативного" в организацию "принятых" масонов, когда в Англии и Шотландии великими мастерами братств-цехов вольных каменщиков-строителей стали избирать титулованных особ (герцогов, графов, баронов) и архитекторов, например, к их числу относится сэр Кристофер Рен (1632-1723), который почти полностью перестроил Лондон во второй половине XVII века.

Первое учреждение масонских лож, которые уже не носили ремесленно-цехового характера, относится к дню Св. Иоанна 1717 года, когда в таверне "Гуся и жаровни" в Лондоне было принято решение о создании Великой Ложи Англии, - факт основания современного масонства именно в 1717 году признается всеми исследователями, поэтому многочисленным легендам, столь распространенным в том числе и в среде масонов XVIII века, не стоит придавать серьезного значения. Процесс формирования современного масонства до 1717 года был длительным, но тем не менее реально можно говорить об организации вольных каменщиков (в современном смысле этого слова) лишь с начала XVIII столетия. Например, в России сложились два предания, в соответствии с которыми родоначальниками масонского Ордена в стране были Петр Первый и Квирин Кульман.

"Ересь" К. Кульмана, одного из последователей Якова Беме, действительно была близка по своим философским основам масонству, однако в XVII веке еще не существовало "правильной" масонской иерархической структуры, а поэтому жителей немецкой слободы в Москве к Ордену вольных каменщиков относить не следует. Тем не менее надо признать определенное влияние идей К. Кульмана и его учителя Я. Беме на московских масонов XVIII столетия. Например, в имении И. В. Лопухина был поставлен памятник Квирину Кульману как духовному предтече масонства.

Легенда же о масонстве императора Петра I и о ложе под руководством Лефорта вряд ли имеет под собой какие-либо исторические основы.

Первое достоверное свидетельство о российском масонстве относится к 1731 году, когда англичанин Дж. Филлипс был назначен великим провинциальным мастером масонства в России. Однако о создании им ложи никаких сведений нет. Через 10 лет, в 1741 году, новым провинциальным мастером в России был назначен шотландец Джеймс Кейт, который бежал из Англии после неудачного восстания якобитов.

Проникновение масонства в Россию шло и через Ригу, где немецкие торговцы и жители этого города в 1730-1740-е годы собирались в ложе Северная Звезда. Таким образом, один из путей проникновения масонства в Россию был связан с деятельностью иностранцев, приезжающих в страну. Объяснение этому факту можно найти, если внимательнее присмотреться к составу первых лож. Все они носили ярко выраженный национально-корпоративный характер; ложи в это время выполняли двойную функцию: были местом собрания лиц одной национальности в своеобразных клубах-землячествах, а также выполняли роль филиальных гильдий за рубежом. Именно поэтому средневековая организационная форма масонства прижилась в среде иностранцев в России.

Появление собственно русского масонства следует отнести к 1743 году. Именно в это время первые из российских подданных вступили в масонские ложи за рубежом. В их числе были и такие известные государственные деятели, как К. Г. Разумовский, будущий президент Академии наук, генерал-фельдмаршал и гетман Украины; З. Г. Чернышев, также будущий генерал-фельдмаршал, и брат последнего И. Г. Чернышев, впоследствии генерал-фельдмаршал "от флота". Все российские подданные, посвященные в масонство за границей в начале 1740-х годов, либо учились там, либо служили в дипломатических представительствах России. Бросается в глаза аристократический характер первоначального русского масонства и тесные родственные связи вольных каменщиков: Разумовских, Воронцовых, Строгановых, Голицыных, Чернышевых, Паниных, Скавронских и др. Например, З. Г. Чернышев и П. И. Панин были женаты на сестрах. Главным для первых русских масонов была, однако, не знатность происхождения, а осознание себя как части европейской элиты. Не случайно "новые" русские аристократы XVIII века первоначально становились графами Римской, а затем лишь Российской империи, как, например, А. С. Строганов. Европейское признание приходило к ним раньше.

Вступая в масонство, эти лица преследовали две цели: они входили в круг избранных, а значит, становились истинными европейцами (они "упрочивали" свое достоинство небезопасным, хотя и не запрещенным поступком); а также благодаря масонству получали новые возможности для активной дипломатической деятельности в пользу России (упомянем даже сбор информации для донесений в Петербург).

Помимо первоначального проникновения в Россию масонства через Германию, возник приток и через Францию. Чрезвычайно быстрое распространение масонства в "романских" странах вызывало серьезное беспокойство католических духовных властей, опасавшихся за свою монополию в духовной жизни. В Европе появились и первые "гонимые" за свою принадлежность к масонству. Одним из таких лиц был барон Т.-Г. Чуди, бежавший в Россию и поступивший в качестве актера ко двору императрицы Елизаветы Петровны.

Барон Чуди был видным идеологом высших рыцарских степеней в масонстве, и именно он, сразу же по прибытии в Россию, стал учреждать в стране "правильные" ложи. Покровителем Чуди и его активным сторонником, в том числе и в масонстве, стал И. И. Шувалов, куратор Московского университета, основатель и президент Академии художеств, главный директор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Благодаря поддержке вельможи Чуди стал личным секретарем И. И. Шувалова и секретарем Московского университета.

Главное внимание первые русские масоны уделяли проблемам воспитания. Чуди составляет "Мемориал" о воспитании, который был положен в основу императорской инструкции 1759 года, учреждавшей Пажеский корпус. Отметим, что с первых же шагов масонства в России центрами его распространения стали учебные заведения: Московский университет, Академия художеств, Кадетский и Пажеский корпусы. "Воспитательной" стороной, конечно же, не ограничивалась деятельность вольных каменщиков. Они создают в Петербурге свою "французскую" ложу, главой которой становится Р. И. Воронцов, генерал-аншеф, сенатор, отец известной Е. Р. Дашковой. В эту ложу входят иностранные танцоры, музыканты, служившие в придворных театрах России, а также молодые люди, которых объединял интерес к театру (Т. И. Остервальд, Н. А. Бекетов, П. И. Мелиссино, А. П. Сумароков, П. С. Свистунов). Именно эта группа, создавшая при Сухопутном шляхетском кадетском корпусе театр, впоследствии значительно повлияла на развитие драматического искусства в России.

Попутно отметим, что впоследствии театральный мир постоянно являлся питательной средой для масонства. Директоры императорских театров (В. И. Бибиков, П. В. Мятлев, П. А. Соймонов, Н. Б. Юсупов, А. Л. Нарышкин), видные театральные администраторы (А. В. Храповицкий, И. П. Елагин, Г. И. Чернышев), ведущие драматурги (А. П. Сумароков, М. М. Херасков, В. В. Капнист, А. С. Грибоедов), театральные художники (А. И. Клаудий, П. Гонзага), капельмейстеры (К. А. Кавос, Боэльдье, Дж. Бригонци), актеры (И. А. Дмитревский, Г. Г. Волков, П. Уманов, П. Кожевников и т.д.) были активными вольными каменщиками. Не случайно первая серьезная работа по истории театра, "Летопись", была также составлена масоном, П. Н. Араповым. Здесь необходимо вспомнить не только о "театрализации" жизни в России в ХVIII- ХIХ веках, но и о том, что театр был элементом создания общественного мнения. Русские правители (Екатерина II, Павел I) прекрасно понимали это и использовали агитационные возможности театра (вспомним, например, пьесы Екатерины II, ее "Обманщика", направленного против масонства).

Быстрое распространение масонства среди столичной знати не могло не вызывать обеспокоенности Елизаветы Петровны, тем более что появились и первые доносы на масонов. Однако расследование деятельности "французских" масонов в России не повлекло за собой никаких последствий, так как ни о каком иностранном, чуждом влиянии говорить не приходилось.

Между тем, постепенно развиваясь, масонство в России стало играть и политическую роль. Дело в том, что приверженность к той или иной масонской ложе оказывала влияние и на оформление придворных группировок. Если З. Г. и И. Г. Чернышевы, К. Г. Разумовский принадлежали к немецко-австрийскому масонству и к одной придворной группировке, то И. И. Шувалов (французское масонство) - к другой. Однако в Россию начинает проникать масонство и из Англии, родины движения. Ключевой фигурой "английского" масонства становится И. П. Елагин, посвященный в одну из лож еще в 1750 году. Не без влияния канцлера Бестужева (о его масонстве нет данных) молодежь из Шляхетского корпуса переходит к работам по "елагинской" системе, а сам новый лидер масонства активно вмешивается в придворную закулисную жизнь. Новая партия, фактически руководимая И. П. Елагиным, предпринимает попытку сместить И. И. Шувалова "на посту" фаворита Елизаветы Петровны и утвердить в таковом качестве Н. А. Бекетова (также масона-театрала). Лишь тонкая интрига П. И. Шувалова, распространяемые им сплетни о дружбе Бекетова с молоденькими певчими, помогли удержаться И. И. Шувалову. Однако куратор университета, потерявший влияние в среде масонов, отходит от участия в жизни лож. Таким образом, уже в первое десятилетие существования в России масонство становится элементом закулисной придворной борьбы, что часто упускают из вида историки.

Однако "французское" масонство не исчезло в России. В период Семилетней войны (1756-1763), в которой Россия выступала в союзе с Францией против Пруссии, появляется новый тип лож в России - войсковых, или военно-походных. Известно, что подобная ложа в русских войсках, основанная петербургской организацией Р. И. Воронцова, работала в 1760 г. в Мальбурге. Ряд видных деятелей XVIII столетия, начиная от будущего генералиссимуса А. В. Суворова, кончая агрономом и мемуаристом А. Т. Болотовым, вступили в это время в "военные" ложи. Быстрое распространение "французское" масонство получило и в западных губерниях и областях Российской империи.

С восшествием на российский престол Петра III положение масонства несколько изменилось. Дело в том, что сам император был вольным каменщиком. Известно, что он покровительствовал ложе Истинного постоянства в Санкт- Петербурге, сам посещал собрания масонов в Ораниенбауме.

После переворота 28 июня 1762 года, в котором принимали участие и масоны, например, Г. Г. Орлов, роль масонства в государственной жизни не изменилась. Первоначально Екатерина II объявила себя покровительницей Ордена вольных каменщиков. Это способствовало быстрому росту числа лож и при этом не сказывалось на отношении императрицы к различным масонским системам. Быстрый рост лож как в столицах, так и в провинции неизбежно должен был привести к созданию первых масонских союзов в России.

Наиболее влиятельным и многочисленным союзом стал союз, созданный по "английской" системе И. П. Елагиным. В соответствии с дипломом, полученным из Лондона от герцога Бофорского, И.П. Елагин стал провинциальным великим мастером и руководителем так называемого "первого елагинского союза". Вероятно, кандидатура И. П. Елагина была одобрена не столько "английскими" руководителями, сколько самой императрицей. Дело в том, что еще в 1750-е годы он являлся посредником между Екатериной и Станиславом-Августом Понятовским, но при аресте и допросах по так называемому "делу канцлера Бестужева-Рюмина" он не выдал Екатерину и позволил ей остаться непричастной к делу о государственной измене. После удавшегося Екатерине II переворота 1762 года Елагин стал ее статс-секретарем, пользовался неограниченным доверием и выполнял самые сложные поручения императрицы (аннулирование проекта Н. И. Панина в Государственном совете, дела В. Я. Мировича, "Салтычихи", Брауншвейгского семейства). "Переболев" увлечением французскими философами, "афеистами и деистами", ставший классическим консерватором по убеждениям, опытный царедворец, литератор и историк, И. П. Елагин представлялся идеальной фигурой для руководства таким сложным изменчивым механизмом, как масонские ложи. Масонство под руководством И. П. Елагина пользовалось негласной, но ощутимой поддержкой властей. Например, петербургский губернатор С. Ф. Перфильев был одним из руководителей елагинского масонского союза. Практически в каждой известной дворянской фамилии можно было встретить вольных каменщиков.

Масонство елагинской системы значительно отличалось как от рыцарского "французского" масонства, так и от "немецких" лож в России. Судя по сохранившимся документам, "английское" масонство в России отнюдь не было поглощено религиозными исканиями. В мастерских постоянно проходили "столовые" заседания, процветали "коммерческие" карточные игры, бильярд. Не удивительно, что большинство членов елагинских лож одновременно посещало и санкт-петербургский Английский клуб. Иными словами, елагинское масонство скорее напоминало дворянский клуб. Руководящие посты в союзе занимали русские вольные каменщики, численно преобладали они и в ложах. Но были и исключения, например, ложа Совершенного союза объединяла англичан, живших в России. Иностранные ложи елагинского союза играли роль местных землячеств.

Все большее удаление от первоначальных задач духовно-нравственного совершенствования предопределило постепенное ослабление елагинского союза. Сам руководитель, И. П. Елагин, был разочарован в развитии "английского" масонства. Положение союза становилось с каждым годом все более сложным, так как постепенно набирало силу другое объединение масонов в России - рейхелевское.

В 1770 году берлинской Национальной ложей, работавшей по системе Циннендорфа (так называемое "слабое наблюдение"), чтобы "сломить абсолютизм англичан в русском масонстве", в Россию был направлен барон И. Г. Г. Л. Рейхель, занявший пост директора наук в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Он смог создать в России еще один масонский союз, получивший название по фамилии своего руководителя. В новой для России масонской системе, как и в первоначальном английском масонстве, вольные каменщики не признавали высшие степени, но в отличие от елагинского союза настаивали на строгой моральной дисциплине каждого своего члена.

В марте 1771 года барон Рейхель открыл в Петербурге ложу Аполлона, которая признала власть главной берлинской ложи. Немногочисленность ложи Аполлона, ее преимущественно инонациональный состав, отсутствие денежных средств привели к быстрому закрытию новой петербургской ложи. Однако уже в 1774-1775 годах рейхелевское масонство в России было восстановлено Г. Розенбергом. "Рейхелевцы" с момента своего появления в России стремились к объединению своих усилий с елагинским союзом. Подобная позиция объяснялась тем, что Циннендорф заключил соглашение с англичанами, в соответствии с которым обязался не открывать лож вне Германии. Англичане же обязались не вмешиваться в масонские дела в самой Германии. Таким образом, появление рейхелевского союза в России было нарушением ранее достигнутых обязательств со стороны Циннендорфа и его сторонников. Поэтому руководство елагинского масонского союза боролось со сторонниками нового объединения, требовало отречения от "циннендорфцев" и немедленного закрытия их лож.

Подобная позиция, однако, лишь еще более ослабила елагинские ложи. Все больше и больше рядовых масонов переходило в новый союз, надеясь найти там новые знания, которых они не могли получить в первом елагинском союзе. Например, Н. И. Новиков перешел со своей ложей Латоны под руководство Рейхеля, сам Елагин был вынужден закрывать ложи из-за перехода их членов. Дальше медлить было нельзя, и в начале сентября 1776 г. И. П. Елагин принимает сложное решение: объединить ложи своего союза с масонскими мастерскими Рейхеля. Великим государственным мастером российского масонства был провозглашен И. П. Елагин. Однако добиться единообразия не удалось, так как во внутримасонскую борьбу вмешались разнообразные рыцарские масонские системы. Во многом из-за амбициозности Г. Розенберга к единому союзу отказались присоединиться ложи Аполлона в Петербурге и Озириса в Москве. Вскоре к союзу "шведской" системы, о которой речь пойдет ниже, перешли ложи Горуса и Благотворительности к коронованному пеликану. Но даже в таком ослабленном виде елагинско-рейхелевский союз просуществовал недолго. В него входило всего около 20 иоанновских лож, в том числе в Архангельске, Полоцке, Ревеле, Садогурах, Казани, Москве и Петербурге (центре союза). В 1782 году была закрыта ложа Молчаливости (Скромности), а в 1784 году, когда начались первые преследования Н. И. Новикова и его союзников по масонству, союз И. П. Елагина был распущен.

С 1776 года все большее влияние в российском масонстве стали приобретать рыцарские масонские системы. Они появились в России еще в 1750-е годы, однако долгое время из-за малочисленности своих сторонников не играли сколько-нибудь значительной роли. Ситуация изменилась, и не столько из-за внутримасонских проблем, сколько из-за формирования сильной оппозиции курсу Екатерины II, складывания двух придворных группировок (Орловых и Паниных).

В числе воспитателей великого князя Павла Петровича было много вольных каменщиков - Н. И. Панин, Т. И. Остервальд, С. В. Перфильев, П. И. Пастухов, И. С. Барятинский, - однако перечисленные лица принадлежали к различным ложам, и говорить о масонском воспитании наследника престола не приходится. Ситуация изменилась к 1773 году, когда фактически сложился круг заговорщиков (их лидерами были Панины, Н. В. Репнин), стремившихся возвести на престол Павла Петровича.

Долгое время влиятельные русские масоны по отношению к партии Орловых либо подчеркивали свой нейтралитет (К. Г. Разумовский), либо поддерживали эту придворную группировку (З. Г. Чернышев, И. П. Елагин). Однако в 1774 году новым признанным фаворитом стал Г. А. Потемкин. Орловы оказались бессильными в борьбе с "пугачевщиной", а одним из "спасителей" Отечества стал П. И. Панин. В этих условиях опытные царедворцы, в том числе и масоны, осознали, что будущие изменения в государстве неизбежны, что рано или поздно императором станет Павел Петрович, успевший возненавидеть Орловых. Зная о близости группировки Паниных к масонству, знатные особы начинают "игру" в оппозиционность, в поддержку масонству, а значит, и в негласную поддержку великому князю Павлу Петровичу.

Характерным примером является поведение З. Г. Чернышева, некогда сторонника Орловых. Он, будучи с 1782 года главнокомандующим в Москве, всячески покровительствовал Н. И. Новикову и его сторонникам, демонстрируя в действительности свою лояльность наследнику престола. Были у Чернышева и контакты с самим "будущим государем". Так в 1781 году он встречался с Павлом Петровичем в Чечерске. Ничем, кроме как элементом придворной "игры", его поведение не было, сам З. Г. Чернышев был в безопасности, так как еще в 1744 году, 22 лет от роду, был назначен камер-юнкером великой княжны Екатерины Алексеевны, будущей императрицы. З. Г. Чернышев несомненно пользовался доверием императрицы. Однако в какой-то степени он был оттеснен при дворе фаворитами, что вызывало его недовольство. Но Екатерина II знала, что еще большее недовольство у З. Г. Чернышева некогда вызывал Петр III, ведь когда Чернышев занял со своим корпусом Берлин, вместо почестей он обрел императора, чьи пропрусские настроения заставили забыть о каких-либо почестях за военные победы.

В этих условиях главным вопросом в борьбе придворных группировок становится контроль над армией. Тот же З. Г. Чернышев, будучи генерал-фельдмаршалом и президентом Военной коллегии, мог бы рассчитывать на усиление своих позиций, но Екатерина II не прощала даже "игры" в оппозиционность и в 1770-е фактически сослала З. Г. Чернышева на "почетную должность" в Белоруссию. В сходном с Чернышевым положении оказались и многие бывшие сподвижники Петра III и Елизаветы Петровны, которых под разными предлогами Екатерина заменяла в армии своими многочисленными фаворитами и их приближенными.

Было очевидно, что назревающий в борьбе придворных группировок конфликт не может не отразиться на русском масонстве; влиятельную группу русской аристократии, некогда составлявшую основу елагинского союза, уже не удовлетворяла выжидательно-пассивная позиция верноподданного И. П. Елагина.

В конце сентября 1776 года в Швецию с сообщением о втором браке наследника престола Павла Петровича был отправлен друг детства великого князя Ал. Б. Куракин, будущий вице-канцлер. Вольные каменщики, входившие в группировку Паниных, связанные зачастую тесными родственными узами, решили использовать эту поездку для установления новых масонских контактов. В Швеции Ал. Б. Куракин был посвящен в высшие масонские степени, через него произошло признание масоном высших степеней также Г. П. Гагарина. Этим двум русским вольным каменщикам и было поручено распространить "шведскую систему" в России. Принципиальное отличие рыцарских масонских систем заключалось в том, что все они создавали сложную многоступенчатую иерархическую систему в Ордене вольных каменщиков. Торжественные обряды, ограничения при приеме в масонство лиц "третьего сословия", связи с европейской аристократией, легенда о масонстве как продолжении дела Ордена рыцарей храма (тамплиеров), а главное, потребность в организационном оформлении оппозиционности фаворитам Екатерины II - все это сразу же привлекло в шведскую масонскую систему в России многих видных представителей русского дворянства. Однако даже в руководство шведской системы были включены как неродовитые представители (И. А. Дмитревский), так и потомки иностранцев, осевшие в России (Ф. П. Фрез, И. де Рибас, И. А. де Тейльс, И. В. Бебер и др.). Главной же отличительной чертой шведского масонства в России стала политическая деятельность, направленная на поддержку великого князя Павла Петровича.

Значительную роль в установлении первоначальных масонских контактов со Швецией сыграл Г. фон Розенберг, предполагавший, что сможет стать руководителем могущественного масонского союза в России. Однако его планам не суждено было сбыться (он делал ставку на непосредственное подчинение лишь шведскому начальству). Сопротивление "русской" партии, выступавшей за фактическую независимость России и в масонстве, привели к тому, что Г. Розенберг, после одной из поездок в Швецию, был обвинен в финансовой нечистоплотности и в 1781 году исключен из масонского Ордена. Изначально возникшие разногласия о независимости русского масонства или его подчинении шведским руководителям несколько задержали открытие "правильных" работ в России. Лишь летом 1777 года сам король Густав III (вплоть до настоящего времени масонскими работами в Швеции, как правило, руководит сам король) привез в Россию необходимые для открытия работ обрядники, но его визит не принес решения о реальном руководстве масонством в России.

Первоначально предполагалось, что к руководству новой масонской системой в России будет привлечен И. П. Елагин, сам он был уже готов принять это руководство, но в последний момент соображения придворной карьеры остановили его от этого шага. Дело в том, что Екатерина II настороженно встретила появление новой масонской системы, поступиться же расположением императрицы Елагин не мог.

Подозрения Екатерины еще более усилились, когда в 1778-1779 годах русские масоны шведской системы стали создавать собственную иерархическую структуру. Хотя формальным главой этой системы считался герцог Зюдерманландский, реальное руководство масонами в России осуществляла директория, в которую входили Г. П. Гагарин (великий префект), Ал. Б. Куракин (канцлер) и И. В. Бебер (вице-канцлер). Непосредственно директории подчинялся капитул Феникса, которым также руководил Г. П. Гагарин. И директория и капитул Феникса действовали тайно, явное же управление осуществлялось через Великую Национальную Ложу под председательством Г. П. Гагарина. Отметим, что в 1780 году великим наместным мастером Великой Ложи шведской системы (второй по значению пост) стал О. А. Поздеев. Несколько забегая вперед, скажем, что И. В. Бебер, О. А. Поздеев, Н. И. Новиков и другие лица, занявшие сколько-нибудь видные посты в масонстве к 1780 году, стали определять судьбы российского масонства в последующие сорок лет, и их былая принадлежность к рейхелевскому (духовно-нравственному направлению - Н. И. Новиков) или к "шведскому" (политическому - О. А. Поздеев) масонству оказалась принципиальным фактором в судьбе Ордена вольных каменщиков в России,

Наличие "тайного" руководства, формальные связи со Швецией, активная поддержка великого князя Павла Петровича - все это заставило Екатерину II перейти к конкретным действиям против шведской масонской системы в России. В 1779 году петербургскому полицмейстеру было приказано собрать сведения о связях масонов с герцогом Зюдерманландским, а уже в 1780 году Г. П. Гагарину под благовидным предлогом предложили отправиться из Санкт-Петербурга в Москву.

Скрытое преследование масонов, различное отношение к политическим планам руководства "шведского" масонского союза в России привели к тому, что часть масонов отошла от этой системы Ордена вольных каменщиков, а затем произошел и ее раскол. Национальная Ложа фактически распалась, капитул разделился на Петербургское и Московское отделения. Вскоре в Москве Г. П. Гагарин создал и свою независимую Провинциальную ложу, в которую вошли О. А. Поздеев, Н. М. Козловский и другие будущие лидеры консервативного крыла в масонстве.

В Санкт-Петербурге, где руководящие позиции занял И. В. Бебер, "шведское" масонство стало ориентироваться непосредственно на господствующую придворную группировку, а вскоре И. П. Елагин создал в столице новый ("второй елагинский") масонский союз, в который влились ложи шведской системы. За исключением ложи Благотворительности к коронованному пеликану, которая продолжала свои заседания еще в 1791 году и первой восстановила работы в XIX веке, другие "шведские" ложи перестали собираться в 1788 году, подчеркивая свою полную лояльность императрице. Всего в "шведский" масонский союз входило в разное время более 20 иоанновских лож, в том числе в Ревеле, Кинбурне, Кронштадте, Казани, Перми, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах. Поскольку союз существовал недолговременно и отдельные ложи подчинялись различным "центрам", следует сказать, что шведская система лишь номинально была одной из самых многочисленных.

В "шведских" ложах в России были наиболее развиты элементы политических организаций, но, конечно же, в том понимании, которое придавалось этим словам в XVIII веке, то есть усилия шведской масонской системы были направлены не на социальное переустройство страны, а на перегруппировку в соотношении сил придворных кругов. Шведская система была важным элементом придворной борьбы, ее сторонники ориентировались на великого князя Павла Петровича. В то же время кроме "политики" большое внимание в ложах этого союза уделялось филантропической деятельности, разработке системы нравственного совершенствования вольных каменщиков.

Рыцарские масонские системы в России не ограничивались "шведским" союзом, существовали в стране и "французские" ложи, но они были сравнительно немногочисленны и их деятельность лишь подготавливала почву для быстрого и широкого распространения французских масонских систем в России в начале XIX столетия.

Под влиянием французского масонства в России была основана и новая система в Ордене вольных каменщиков. Она стала называться по имени основателя, генерала-артиллериста П. И. Мелиссино, системой Мелиссино. Центром ее распространения стала ложа Молчаливости (Скромности), которая лишь по названию совпадала с прежней организацией. Система Мелиссино, работавшая в семи степенях, была далека от первоначальных идей масонства и привлекала российских и зарубежных аристократов своей помпезностью. В 1782 году ложа Молчаливости закрыла свои работы, но в 1786-м возобновила заседания и продолжала их по 1791 год.

Близки "рыцарским" были и поиски П. А. Татищева. В 1779 году он, при посредничестве немецкого купца и масона в России, получил от герцога Фердинанда Брауншвейгского патент на основание ложи Три Знамени, которая начала проводить свои заседания в 1780 году. Главным отличием этой ложи было то, что она могла проводить посвящения в четвертую степень так называемой системы "строгого наблюдения" ("стрикт-обсерванц").

Почти одновременно с ложей Три Знамени, в конце 1780 году, в Москве была образована "тайная сиенцифическая" ложа Гармония, членами-основателями которой были А. М. Кутузов, Н. И. Новиков, Н. Н. Трубецкой, М. М. Херасков, И. Г. Шварц. Фактически уже с созданием этой ложи сложился будущий круг московских "мартинистов", а вернее, розенкрейцеров. В ложу принимали лишь самых избранных масонов, например, степень мастера в 1783 году в этой ложе получили такие видные вольные каменщики, как И. В. Лопухин и А. М. Лунин. Следует предположить, что система степеней в этой ложе отличалась от других масонских "послушаний", поскольку в масонстве иоанновском те же Лопухин и Лунин уже достигли мастерской степени. Несомненно, что идейным руководителем Гармонии был И. Г. Шварц.

Об этом человеке следует сказать несколько слов, поскольку его влияние на российское масонство трудно переоценить. Он приехал в Москву в 1779 году и вскоре при помощи М. М. Хераскова стал профессором Московского университета. Именно И. Г. Шварцу, а не Н. И. Новикову, как об этом часто пишут, принадлежала инициатива по созданию при Московском университете подконтрольных масонам обществ, Так, в 1781 году по предложению И. Г. Шварца были созданы Собрание университетских питомцев и Дружеское ученое общество. Основой последнего стали члены ложи Гармония.

Данная масонская мастерская поставила перед собой цель создать принципиально новый масонский союз в России, который был бы даже формально независим от шведских, французских и немецких "братьев". Для этого И. Г. Шварц решил действовать через Курляндию и Пруссию и в октябре 1781 года обратился к герцогу Фердинанду Брауншвейгскому с просьбой взять под покровительство нарождающийся новый масонский союз. Чтобы избежать разногласий с другими влиятельными масонскими кругами в России, в ложу Гармония в качестве почетного члена ввели Г. П. Гагарина, а также П. А. Татищева, получившего ранее поддержку у Фердинанда Брауншвейгского. В ложе соблюдался определенный баланс сил между двумя складывающимися группировками будущих розенкрейцеров, и на ее заседаниях попеременно председательствовали Н. И. Новиков и П. А. Татищев. Можно сказать, что впервые в ложе при приеме новых членов был выдержан принцип "избранности".

1 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, с. 20.

2 "Русская старина". 1908. Т. 136, с. 393.

3 Рукописный отдел Российской национальной библиотеки. F.III.58, с.3.

4 Там жe. F.III.64, л.90 об. и сл.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Российское-масонство

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А.И. Серков, Российское масонство // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 02.06.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Российское-масонство (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А.И. Серков:

А.И. Серков → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
1074 просмотров рейтинг
02.06.2017 (2491 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
57 минут назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Российское масонство
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android