S. BRUCE. God Save Ulster. The Religion and Politics of Paisleyism . Oxford. Clarendon Press. 1986. 319 p.
С. БРЮС. Боже, храни Ольстер. Религия и политика пейслизма
Ольстерский кризис 60 - 80-х годов, представляющий собой составную часть остающегося так и нерешенным ирландского вопроса, является объектом пристального внимания политологов, социологов, журналистов и профессиональных историков многих стран. Характерное для многих авторов стремление охватить в рамках одного исследования различные аспекты и проявления ольстерского кризиса приводило к тому, что действия отдельных политических партий, лидеров, религиозных организаций рассматривались при этом слишком поверхностно. В известной мере этот пробел восполняет книга преподавателя социологии Королевского Белфастского университета С. Брюса, специалиста по проблемам взаимосвязи современного протестантизма и политики1 , посвященная анализу одного из самых заметных явлений в жизни Ольстера 60 - 80-х годов - политического и религиозного пейслизма.
Лидер движения пастор Церкви свободных пресвитериан (ЦСП) Я. Пейсли - едва ли не единственная фигура, ярко проявившая себя в начале ольстерского кризиса и остающаяся на авансцене до настоящего времени. Пейслисты известны как апологеты насилия, сторонники жестких методов в борьбе за сохранение "протестантского Ольстера". Влияние возглавляемой Пейсли Демократической юнионистской партии (ДЮП) и личная популярность самого пастора вплоть до недавнего времени неуклонно возрастали. В меньшей степени это относится к ЦСП, число членов которой ни в одном из графств Северной Ирландии не превышает 2% общего количества населения.
С. Брюс использует записи своих бесед с Пейсли, ведущими деятелями ЦСП и ДЮП, материалы протестантской прессы.
1 См.: Bruce S. Firm in the Faith: The Survival of Conservative Protestantism. Aldershot. 1984; ejusd. No Pope of Rome: Militant Protestantism in Modern Scotland. Edinburgh. 1985.
стр. 179
Мнение же представителей католического меньшинства, борцов за гражданские права, ирландской прессы игнорируется. В центре внимания Брюса - взаимодействие "сторон" своеобразного треугольника ДЮП-ЦСП-Пейсли, определение их влияния на современную политическую ситуацию в Ольстере.
Автор начинает исследование с рассмотрения исторических корней пейслизма, делая особый акцент на кальвинистской идее "божественного предопределения". Она способствовала отталкиванию пресвитериан от католиков, обреченных, по мнению первых, на проклятие (с. 10 - 11). Разделение Ирландии, оформившееся в 1921 г., способствовало возрастанию роли пресвитериан в Ольстере.
В книге подробно рассматривается становление политического пейслизма, формировавшегося, по мнению автора, в процессе противостояния реформистской линии премьер-министра Северной Ирландии Т. О'Нейла (1963 - 1969 гг.). При этом важнейший вопрос о последовательности и глубине его реформ Брюс считает второстепенным, полагая, что противостояние католиков и протестантов проявляется главным образом в культурном соперничестве (с. 66). Поэтому для Брюса гораздо важнее то, что О'Нейл игнорировал символы традиционного юнионизма, вел переговоры с премьер-министром Ирландии Ш. Лемассом, посещал католические школы, позировал перед фотообъективом с католическими священниками, монахами и т. п. (с. 71). Линия О'Нейла обозначила возможность перехода от протестантского общества и культуры к современному секулярному обществу. Для Пейсли и его сторонников, напротив, протестантизм - идеологическая основа Ольстера, поэтому любой жест в сторону католиков воспринимается ими как "угроза" (с. 89 - 92).
Период 70-х - середины 80-х годов автор считает временем "политического подъема Пейсли" (с. 93 - 121). В условиях кризисной неопределенности именно он "выразил наиболее ясно суть юнионистской идеологии и смысл того, что означает быть протестантом" (с. 267). Малочисленная ЦСП (Брюс показывает, что в ее рядах преобладают слои населения, находящиеся на периферии "индустриальной цивилизации", - с. 240 - 242) является в то же время ядром ДЮП. Поскольку в Ольстере антикатолицизм охватывает самые различные слои протестантской общины, у Пейсли нет необходимости разводить в стороны религию и политику (с. 150 - 151).
Критикуя ряд авторов за недооценку роли религиозного фактора в североирландском конфликте, Брюс в то же время абсолютизирует чисто конфессиональные противоречия, изображая протестантизм и католицизм как извечно противостоящие друг другу системы (с. 7 - 11). Столь глубокий конфликт, по его мнению, вообще не имеет решения, возможны лишь победители и побежденные (с. 258, 268). Ситуация усугубляется и тем, что в конфликте участвуют этническая группа - протестанты, для которых религиозная принадлежность является основой самоидентифицирования, и нация - ирландцы, чей национализм давно утратил религиозную окраску (с. 256 - 258).
Придание гипертрофированного значения политико-религиозным символам, отрицание не только социально-политического характера ольстерской проблемы, но и возможностей ее решения приводят Брюса, игнорирующего конкретные исторические условия, в которых развивалось противопоставление католицизма и протестантизма, к очевидному фатализму. В то же время при решении частных вопросов - объяснении причин становления и развития пейслизма, феномена Пейсли - автор достигает солидных исследовательских результатов.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |