Гейдельбергский университет (ФРГ) по случаю своего 600-летия провел ряд международных симпозиумов, один из которых был организован 27 апреля - 1 мая 1986 г. Славянским институтом (обладателем уникальной в Западной Европе коллекции русской старообрядческой рукописной книги XVII-XIX вв.) и посвящен языку, литературе и истории старообрядцев. В симпозиуме, кроме западногерманских ученых, участвовали специалисты Болгарии, Польши, СССР, Великобритании, Италии и США.
Историографии старообрядчества касались два доклада. В. Хеллер (ФРГ) остановился в основном на исследованиях XIX и начала XX в., а также зарубежных работах середины XX века. Говоря о советских исследованиях старообрядчества, Я. Н. Щапов показал, что в 1960 - 80-х годах в нашей стране усилилось изучение народного антицерковного протеста, расширились сфера и территория изучения, выявлены новые источники.
Были заслушаны и обсуждены доклады по истории старообрядчества. Г. Нойбауэр (ФРГ) рассмотрел отношение старообрядчества к государству и господствующей церкви XVIII-XIX веков. Основывая свои выводы преимущественно на работах русских дореволюционных исследователей проблемы, он оспаривал мнение советских историков о буржуазном характере старообрядчества в городе XIX века. Однако это мнение нашло подтверждение в докладе С. Зенковского (США) о предпринимательстве Демидовых и Осокиных в XVIII - первой четверти XIX в. на Урале и роли старообрядческого капитала в торговле и развитии Среднего и Нижнего Поволжья в первой половине XIX века. Противоречивость отношения старообрядческой буржуазии к банковским операциям отметил А. Беляев (США). П. Хауптман (ФРГ) представил информацию о старообрядческих периодических изданиях начала XX в. в России и за рубежом.
Старообрядческая письменность и литература рассматривались на симпозиуме как важная составная часть русской культуры XVII-XIX веков. И. В. Поздеева (СССР), базируясь на изучении книжной культуры старообрядчества второй половины XVII - первой четверти XVIII в., показала, что древнерусская литература являлась важнейшей составной частью крестьянских библиотек - наряду с учебными изданиями Московского печатного двора. Анализируя историю создания существующих редакций "Винограда российского" С. Денисова - одного из источников по истории выговского общежительства первой половины XVIII в., Дж. Салливан (Великобритания) отметил большую работу советских археографов по собиранию старинных рукописей.
Х. Кайперт (ФРГ) проследил использование русских толковых словарей в риторических произведениях XVI-XVII вв., в частности у Аввакума. Эволюция эсхатологических представлений в древнерусской литературе и формирование радикальных взглядов в расколе были темой доклада Г. Подскальского (ФРГ). М. Шмюкер-Брелоэр (ФРГ) охарактеризовала письма княгини Е. Урусовой как оригинальные лирические произведения, распространявшиеся в списках XVII века. П. Пера (Италия) выявила широкий круг источников сочинений старообрядчес-
стр. 162
кого полемиста конца XVIII в. П. Любопытного, использовавшего не только отечественную литературу, но и сочинения Ж. -Ж. Руссо, описание острова Таити Л. Бугенвилля, немецкую историю ересей Г. Арнольда.
История русских и болгарских рукописей энциклопедического труда Никона Черногорца "Пандекты" (XI в.) освещалась в докладе Р. Павловой (Болгария). Эта книга была настолько популярна среди старообрядцев, что в конце XVIII в. ими был издан один из славянских ее переводов, в то время как греческий оригинал остается неизданным. Директор Славянского института Гейдельбергского университета Б. Панцер (ФРГ) рассказал о гейдельбергской университетской коллекции старообрядческих книг и ее изучении. Торговлю московских купцов Д. В. Пискарева, И. Н. Царского, С. Т. Большакова и П. П. Шибанова дониконовской книгой и создание собраний рукописной и старопечатной книги (А. И. Хлудова, Е. Е. Егорова, П. А. Овчинникова и других, а также нашего современника М. И. Чуванова) охарактеризовал Я. Н. Щапов.
Два доклада касались истории народной музыкальной культуры XVIII-XX веков. Т. В. Владышевская (СССР) продемонстрировала особенности вокальной культуры старообрядцев, сохранивших до настоящего времени архаичные традиции - одноголосие, крюковую нотацию, древние распевы. Одноголосное пение в России - тема доклада Х. Ханнига (ФРГ).
В ряде докладов шла речь о русских старообрядцах за рубежом. И. Грек- Пабисова (Польша) рассказала об истории расселения на территории Речи Посполитой в XVII-XVIII вв. выходцев из России, преследуемых за веру царской властью и господствующей церковью. Аналогичный материал о старообрядческих поселениях в Болгарии представил К. Штайнке (ФРГ). Историю поселения русских старообрядцев в США, приехавших туда из Китая и Турции (в штате Орегон их более 5 тыс.), их этнографическую и социологическую характеристику дал Р. Моррис (США).
Симпозиум, первый по данной теме, свидетельствует о внимании ученых различных стран к истории и культуре нашей страны. Многие из его участников показали хорошее знание советской литературы (русский язык был рабочим на этой научной встрече). Устроители симпозиума (Б. Панцер, К. Штайнке и др.), хорошо организовавшие его работу, готовят к изданию тексты докладов.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |