Международная общественность давно привыкла к вялотекущему арабо-израильскому конфликту, конца которому не видно. Иных ярких и необычных событий на Ближнем Востоке долго не наблюдалось. Вот почему вначале всеобщее изумление, а затем - нешуточную обеспокоенность вызвал еще один очаг напряженности на Ближнем Востоке - между Турцией и Сирией. Ведь любые "резкие движения" в регионе могут привести к непредсказуемым последствиям в этой и без того взрывоопасной части планеты.
Вообще-то для специалистов по Ближнему Востоку такой крутой вираж в нагнетании враждебности между двумя ближайшими соседями не был неожиданностью. Тайная вражда между ними имеет глубокие исторические корни, которые уходят во времена Османской империи, властвовавшей над арабскими территориями, в том числе и над сирийскими землями в течение четырех веков. Столь древние обиды, наверное, могли бы быть и забыты, если бы не политика европейских государств и Турции в период между двумя мировыми войнами, жертвой и разменной картой в политической игре которых стала Сирия. Объектом сделки были земли, богатые водными ресурсами, и районы, населенные курдами, проблема самоопределения которых до сих пор стоит весьма остро. Перипетии борьбы за власть над Сирией привели к тому, что она утратила не самые худшие из своих земель. В более поздний период, уже в войне с Израилем, Сирия лишилась суверенитета над Голанскими высотами, что только обострило в народной памяти горечь территориальных потерь минувших лет, заложивших прочную основу для подозрительности в отношении северного соседа - Турции.
Турецкое направление занимает особое место в региональной политике Сирии. Это обусловлено общей границей без малого в тысячу километров, незабытой проблемой отторгнутого турками Александреттского санджака, наличием в Сирии немалой армянской и северокавказской (черкесской) диаспоры, имеющей родственные образования и в Турции, проблемой распределения водных ресурсов и, наконец, деятельностью радикальных курдских организации, взаимодействующих с соотечественниками в Ираке и Иране и стремящихся к достижению собственных целей.
СПОР О ЗЕМЛЕ И ВОДЕ
Проблема Александреттского санджака - один из ключевых конфликтообразующих факторов в сирийско-турецких отношениях. Сирия не признает правомочным колониальный вариант передачи Францией в июле 1939 года части сирийской территории Турции. Даже на самых последних сирийских картах район Александретты (Искендеруна) окрашен общим цветом с остальной территорией CAP, а нынешняя сирийско-турецкая граница обозначена пунктиром, как временная. Периодически турки поднимают этот вопрос, требуя внести изменения в сирийские карты согласно фактическому прохождению границы в настоящее время, однако власти Сирии уклоняются от этого. С учетом того, что немалая часть сирийских высших партфункционеров - выходцы из Искендеруна, а арабское население этого района, по различным оценкам, составляет до миллиона человек, представляется маловероятным, что в ближайшей перспективе сирийцы откажутся от своих территориальных притязаний и тем более юридически признают суверенитет Турции над спорными землями.
Исходя из неблагоприятной политической ситуации, исключительной важности проблемы Голан, руководство CAP избегает открытой постановки вопроса о необходимости скорейшего урегулирования территориального вопроса с турками. Однако спор вокруг Искендеруна негативно воздействует на общий тон взаимоотношений двух стран. В значительной мере именно этим объясняется особый характер греко-сирийских отношений, поддержка Дамаском греков-киприотов, форсированное развитие армяно-сирийских связей, тесные контакты сирийцев с болгарами.
Установление режима наибольшего благоприятствования со странами, имеющими напряженные отношения с Турцией, стало устойчивой составной частью сирийской региональной политики в целом. Опираясь на подобную тактику, руководство CAP стремится хотя бы частично компенсировать в своей текущей внешнеполитической практике и при работе на перспективу изначально неравные "весовые категории" Сирии и Турции. В дальнейшем, по мере урегулирования территориального спора с Израилем, нельзя исключать, что сирийцы в качестве очередной национальной сверхзадачи выдвинут на официальном уровне вопрос о возвращении Искендеруна.
стр. 12
Другим, не менее важным и столь же острым аспектом сирийско-турецких отношений оказалась проблема распределения водных ресурсов, которая регулируется в настоящее время так называемым джентльменским соглашением (протокол об использовании реки Евфрат для водно-энергетических систем от 18.07.87 года), согласно которому Турция гарантирует минимальную подачу воды, поступающей в Сирию, в объеме 500 кубических метров в секунду. Строительство комплекса плотин в юго-восточных районах Турции - так называемый проект Ататюрка (всего около 20 плотин) - периодически создает проблемы для сирийцев, поскольку турки по техническим причинам, а иногда из политических соображений в уведомительном порядке перекрывают поступление воды в Сирию, срывая стабильную работу энергетических и ирригационных систем. С учетом того, что часть вод реки поступает также в Ирак, перекрытие стока способно вызвать обострение в сирийско-иракских отношениях.
Настойчивые попытки Сирии добиться подписания нового соглашения, предусматривающего обязательство турецкой стороны увеличить объем поступающей в Сирию воды, и совместные с Ираком усилия убедить турок в необходимости признания реки Евфрат в качестве международной водной артерии постоянно наталкиваются на уклончивую позицию Анкары. Избегая юридической фиксации прав сирийцев и иракцев на водные ресурсы, четкого определения долей сторон, турки, как они сами считают, сохраняют за собой право в одностороннем порядке регулировать сток в зависимости от экономической и политической конъюнктуры.
"КУРДСКАЯ КАРТА"
Постоянным предметом сирийско-турецкого диалога на высоком политическом уровне служит деятельность леворадикальной курдской организации в Турции -Рабочей партии Курдистана (РПК). Для Сирии курдский вопрос несет в себе скрытый раздражающий эффект. Надо было очень крепко насолить этой стране, чтобы она прибегла к "курдской карте" в попытках как-то воздействовать на несговорчивых турок, которые тут же усмотрели в этом открытый вызов. Ведь турецкие власти испытывают стойкое неприязненное отношение к курдам, с которыми они десятилетиями не могут найти общий язык из-за того, что радикальные курдские организации проповедуют идею самостоятельного государственного образования.
Еще один фактор настороженного внимания Сирии к северному соседу возник в начале 1996 года в результате подписания турецко-израильского соглашения о военно-техническом сотрудничестве, которое все более обретает черты военно-политического альянса. Это обстоятельство спровоцировало заметный рост напряженности между Сирией и Турцией в последние годы, которая первоначально вылилась в серию взрывов в ряде городов CAP, а затем привела к концентрации войск на границе с обеих сторон.
К тому же в Дамаске внимательно следят за стратегическими планами США по части нового передела Ближнего Востока, важной составляющей которых является решение курдской проблемы. В ходе интенсивных контактов представителей США с турецким руководством в начале 1998 года американцы оказали определенное давление на турок, убеждая их принять и начать проводить в жизнь новую инициативу Вашингтона по данному вопросу. В основе американского плана лежит идея о необходимости усилить сотрудничество с другими, помимо РПК, основными курдскими политическими силами -Демократической Партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим Союзом Курдистана (ПСК), вести дело к их полному примирению, созданию единых властных структур, пока формально в рамках иракского государства. При этом военные акции в Юго-Восточной Анатолии и на севере Ирака против РПК будут продолжаться, хотя, по оценкам западных экспертов, за последние годы боевые формирования РПК сильно ослаблены, и в военном отношении организация сегодня, после ареста Оджалана и суда над ним, вряд ли может представлять серьезную угрозу для Турции. Основная забота - не допустить роста политической популярности РПК в Курдистане и в регионе в целом. Что же касается поддержки курдских повстанцев в Восточной Анатолии со стороны Сирии и Ирана, то ее масштабы намеренно преувеличиваются турецким руководством.
В Дамаске с обеспокоенностью констатируют, что решающую роль в осуществлении "курдского плана" США отводят Турции, которая фактически призвана стать "объединителем курдов". В соответствии с этим планом предполагается создание "зоны безопасности" на севере Ирака и в пограничных с Сирией районах, что обеспечит в перспективе не только политические и военные интересы США, Израиля и Турции в регионе, но и в целом НАТО. Одновременно можно будет вести речь о решении курдской проблемы на основе западных рецептов. ДПК и ПСК, полагают американские эксперты, сами не допустят усиления РПК и начнут с ней полномасштабную борьбу, что будет способствовать исключению последней из политической жизни и лишит ее сколько-нибудь значимой поддержки в регионе.
С весны 1998 года "курдский план" начал активно осуществляться в ходе состоявшихся в Анкаре закрытых консультаций представителей турецкого генералитета с лидерами ПСК.
Таким образом, Турция взяла на себя инициативу в развитии конфликта с Дамаском. Она эмоционально обвиняет Сирию в негласной поддержке курдских экстремистов, в первую очередь. Премьер-министр Турции, выступая недавно в парламенте, обвинил Сирию в пособничестве международному терроризму, в отсутствии искренности, в стремлении избежать ответственности и т.п. При этом не принимаются в расчет реальные жизненные интересы Сирии.
Во-первых, Турция надежно удерживает кран от Евфрата,
стр. 13
ориентируясь исключительно на свои внутренние нужды и нимало не заботясь о насущных потребностях соседей - Сирии и Ирака. Скорее всего по этой причине Сирия не проявляет желаемой Турцией активности в вопросах, связанных с принятием радикальных мер против курдских группировок, поддерживающих связи с РПК, а также с размораживанием деятельности совместной комиссии по вопросам безопасности и созданной в ее рамках рабочей группы. Вместе с тем и Анкара неизменно надевает на себя каменную маску, как только речь заходит о попытках Дамаска увязать вопрос об РПК с решением водной проблемы и перспективами турецко-израильского альянса.
Во-вторых, обеспокоенность Сирии объясняется еще и планами США и Израиля подтянуть Иорданию к этому союзу. Другими словами, создаются реальные предпосылки для глухой изоляции Сирии в регионе и возможности навязывания ей решений, противоречащих ее национальным интересам, государственной безопасности и потребностям жизнеобеспечения нации.
КАК ВЫХОДИТЬ ИЗ ТУПИКА?
Вообще опыт общения Турции с соседними странами показывает, что она с завидным постоянством проявляет склонность к решению проблем с соседями радикальными способами, к чему ее подталкивают, как видно, осознание себя региональной супердержавой, принадлежность к НАТО, обретенная военная мощь. Действия в свое время на Кипре, недавние рейды в Иракский Курдистан, предписания возможным оппонентам какую и у кого покупать военную технику, бряцание оружием у границ Сирии выстраивают определенную закономерность в поведении Анкары в случаях, когда она предчувствует беспроигрышную игру. При этом Турция активно использует своего новообретенного союзника -Израиль, доказавшего верность обязательствам бомбежкой лагеря РПК в северной части ливанской долины Бекаа в ходе операции "Гроздья гнева", а также установлением места нахождения А. Оджалана.
Наверное, Сирия не стала бы упорствовать в своем нежелании идти навстречу Анкаре, если бы та проявила какую-то уступчивость. Но в глазах соседа она попала в безвыходную ситуацию, в своего рода клещи, уготованные ей турецко-израильским альянсом, и Турция стремится выжать максимум пользы из сложившихся обстоятельств.
Предпринимавшиеся сирийцами попытки снизить остроту в отношениях с Анкарой с тем, чтобы выйти на конкретный диалог с нею через посредничество третьих стран, прежде всего Египта, а также проведенный ими по неформальным каналам осторожный зондаж возможности организации встречи представителей МВД двух стран осенью 1998 года, не привели тогда к положительным результатам. Выдвинутые турецкими властями требования полностью прекратить поддержку РПК и свернуть ее деятельность в Сирии и Ливане Дамаск тогда посчитал для себя неприемлемыми, особенно из-за отсутствия гарантий с турецкой стороны о прекращении работ по созданию "пояса безопасности" с участием израильских военных экспертов на севере Ирака.
Как нам кажется, именно в этом кроется основной камень
стр. 14
преткновения в отношениях между Дамаском и Анкарой. В настоящее время Сирия реализует планы возобновления транспортировки иракской нефти через свою территорию с дальним прицелом. Доходы от нефти играют ключевую роль в поддержании сирийской экономики, особенно в финансировании оборонных статей бюджета и закупок военной техники и вооружений за рубежом. В условиях резких колебаний мировых цен на нефть в последние годы многие экономические и оборонные программы Дамаска оказываются под угрозой срыва. В этой ситуации Сирия активизирует экономические контакты с Ираком, в том числе и по 'вопросу прокачки иракской нефти, доходы от которой могут ориентировочно составить до 400 миллионов долларов в год. В предвкушении получения этих денег были подписаны контракты на прокладку новой нитки нефтепровода по линии Киркук-Банияс, восстановление старой, а также строительство нового нефтеперерабатывающего завода в Баниясе.
В этих условиях любые антисирийские действия со стороны турецких властей при наличии курдского фактора способны существенно осложнить планы Дамаска по мобилизации финансовых ресурсов для преодоления затянувшегося спада в хозяйственной деятельности и создания задела для будущего экономического подъема. Поэтому сирийцы с большим напряжением следят за динамикой отношений между двумя соперничающими под воздействием внешних сил курдскими группировками на севере Ирака - ПСК и ДПК, поскольку через территорию, которую они контролируют, проходят основные нефте- и газопроводы, и любое нарушение здесь статус-кво, тем более с применением военных мер, чревато для Сирии вполне предсказуемыми осложнениями, которые могут сорвать планы подпитки ее экономики за счет нефтяных поступлений из Ирака.
Противоречия между Сирией и Турцией едва ли когда-либо будут доведены до открытых военных действий, хотя такая угроза висит в воздухе. Обе стороны, имея широкий спектр противоречий и расхождении, стремятся тем не менее не доводить конфликтные и неурегулированные проблемы до открытой конфронтации, усиленно ищут взаимоприемлемые пути для снятия остроты ситуации. Общность их интересов, связанных с развитием взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, прохождением транзитной торговли из Турции в Иорданию и страны Персидского Залива через Сирию, нежеланием допустить становление курдской государственности в целом, и в Ираке в частности, борьбой с наркобизнесом и контрабандой оружия, позволяет Дамаску и Анкаре удерживать свои отношения в контролируемом русле "минимального добрососедства".
После успеха, пусть преходящего, исламистов в Турции в 1996 году официальная Анкара начинает больше понимать постоянную озабоченность Дамаска деятельностью организации "братьев-мусульман" и активизацией исламского фактора внутри Сирии. Общая для обеих стран нарастающая угроза будет вынуждать светские режимы в обеих странах к более активному взаимодействию в целях нейтрализации дестабилизирующих проявлений исламского фактора в регионе.
Данное соображение можно также отнести и к курдской проблеме. Арест и суд над лидером РПК А. Оджаланом и последовавший вслед за этим всплеск массовых выступлений курдов по всему миру показали всю остроту и сложность данной проблемы, решить которую вряд ли кому под силу в одиночку.
Поэтому осознание бесперспективности силовых решений все же проявилось в последнюю минуту в урегулировании готового было вспыхнуть конфликта. Однако достигнутые договоренности сразу же были обозначены арабами как "одноногие" из-за того, что сирийской стороне пришлось уступить, тогда как многие сомнения и противоречия остались.
Но первый шаг все же сделан, и он может стать свидетельством возобладания здравого смысла в делах, которые рождают соблазн прибегнуть к оружию. Да и Израиль после победы Э. Барака на парламентских выборах подает Сирии сигналы, как будто свидетельствующие о его желании двигаться в том же направлении. Все это - обнадеживающие подвижки в регионе, который явно устал от ожесточенности и противостояния.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |