Libmonster ID: RU-10268

Фишер Т. Идиотам просьба не беспокоиться

М.: АСТ, 2005

"Идиотам просьба не беспокоиться" (английское название звучит менее агрессивно: Don't Read This Book IfYou're Stupid; дословно "Не читай эту книгу, если ты глуп") - сборник рассказов английского мастера ироничных наблюдений и язвительных эскапад Тибора Фишера. Стопроцентный английский черный юмор, как пишут в таких случаях. Применительно к данному конкретному случаю это вряд ли будет сильным преувеличением.

Рассказ - это именно тот жанр, в котором Фишер чувствует себя наиболее комфортно, что, впрочем, не означает, будто его романы хуже рассказов. Просто иногда возникает ощущение, что появление крупногабаритных произведений у этого лондонского певца запущенной интроверсии, обаятельной социофобии и умеренной социопатии связано с приступами переизбытка желчи. То есть ему попросту становится тесно в пространстве малой формы, и едкий сочинитель вплетает свои мрачные анекдоты в нарочито вычурные обстоятельства романов, где повествование ведут то венгерские баскетболисты, то философы-алкоголики, а то и вовсе - вазы. В рассказах же Фишер отдает предпочтение людям попроще - например, веб-дизайнеру Джиму, герою открывающего сборник рассказа "Пальчики оближешь". К мизантропии Джима добавляются сетования на отсутствие денег и невезение в бизнесе: это действительно очень обидно - когда ты готов продаться, и вдруг выясняется, что никто не горит желанием тебя купить. Джим - за вычетом черного юмора и в случае обретения экономической стабильности - вполне сошел бы за лирического героя Уэльбека: с определенного момента обольщение привлекательной женщины он рассматривает исключительно как средство для достижения действительно желанной цели - выспаться в удобной кровати. Только в одном из рассказов ("Автопортрет в образе вспененной смерти") герою, в конце концов, повезло - он добился, чего хотел и, вероятно, остался этим весьма доволен. Но герой этот вряд ли способен вызвать особую симпатию. Остальным везет меньше. Самым приятным не везет совсем. Фишеровский мир наиболее комфортен для конченых психов. Относительного баланса сил в нем могут достигать прожженные скептики - у наивных и открытых шансов нет вовсе, вымирающий вид, красная книга.

Таков Бодо - один из персонажей второго плана в рассказе "А потом тебе скажут, что ты надрался", согласившийся отвезти некоторое количество (как окажется, 70 кг) марихуаны по адресу. Все действительно было печально. Положение у Бодо было самым что ни на есть невыгодным. Высшее университетское образование. Родители не разведены. В детстве его не били (документальных свидетельств обратного нет). Сексуальным домогательствам не подвергался (документальных свидетельств обратного нет). Алкоголем или наркотиками не злоупотреблял (документальных свидетельств обратного нет). Внебрачных детей нет. Судимостей нет. К административной ответственности не привлекался. Не состоял. Не участвовал. Безупречный английский. Хорошие профессиональные навыки в своей области. Никаких смягчающих обстоятельств. Бодо предстояло ответить по всей строгости закона.

стр. 35

Несмотря на то, что книга в целом действительно смешная, есть в ней два рассказа, читая которые не смеешься. Первый - "Лед в сердцах молодых гостей" - о журналисте, направляющемся в Тимишоару, город, с декабрьских волнений 1989 года в котором началась революция, положившая конец правлению Чаушеску. Это рассказ не о революционных событиях, а о холоде, поселяющемся в сердце человека. Второй - "Книжный червь" - о человеке, решившем прочитать все книги на английском. Без ясной цели. Среди прочего (непосредственно чтения книг да унижения профессоров филологии) этот персонаж занимается тем, что рецензирует книги. Книга на рецензию; это будет примерно так: триста слов о том, на что это похоже, и триста - на что не похоже. Хорошо. Тут уж не до смеха. Его, кстати, тоже подстерегает разочарование: даже в таком бессмысленном и редком занятии, как чтение с двух рук в закрытых на ночь книжных магазинах, он окажется не единственным. Если вы думаете, что это повод к - "встретились два одиночества", то сильно ошибаетесь.

Впрочем, вы умны. Вы прочитаете эту книгу. Вы разберетесь, что к чему.

В. Сашевски

Коротков Ю., Грунюшкин Д. 9 рота

М.: Гелиос, 2005

Они победили. Они - девятая рота - выиграли свою войну.

Тогда они еще многого не знали. Не знали, что через два года исчезнет страна, за которую они воевали, и станет немодным носить ордена вымершей державы. Что еще много лет большие люди где-то там, наверху, будут спорить, нужна ли была эта война или нет, и решать за них, кто прав, кто виноват.

... Они не знали еще, что в суматохе вывода огромной армии их просто забыли на этой дальней, никому уже не нужной высотке...

Перед нами литературная основа нашумевшего фильма Федора Бондарчука.

К самолету гурьбой двигалась партия счастливых дембелей... Они что-то орали, прощаясь с негостеприимной страной.

- Красноярск! Красноярск есть? - крикнул высокий парень с тонкими щегольскими усиками и погонами старшины.

- Я! - отозвался Лютый, который стоял ближе всех.

... - Зема, гляди сюда, - старшина поставил портфель на бетон и стянул с шеи кожаный шнурок. - Тебе отдаю, зема, ты первый красноярец за последние два года, что я видел. Это амулет. Держи. Носи, не снимай никогда. Ты понял? Не снимай никогда!

- Я не знаю, - смутился Лютый.

- Я знаю. Держи, говорю. Я тут четыре месяца сверх срока. Двадцать восемь боевых. Понял? Двадцать восемь! И ничего! Ни единой царапины! Только не снимай его, понял меня?

- Понял, - кивнул головой Лютый.

...Вскоре пузатый транспортник вырулил на взлетку, разбежался и, натужно гудя, оторвался от земли. Лютый проводил его взглядом и отвернулся, чтобы не травить душу. Внезапно откуда-то с небес раздался громкий удар, похожий на короткий раскат грома... Крик ужаса взметнулся над толпой, когда "Ил" зацепил крылом бетон взлетной полосы. Сначала брызнул ослепительный сноп

стр. 36

искр. А потом самолет медленно завалился набок, крыло подломилось, и из баков вырвались тонны горючего, которое мгновенно вспыхнуло, превратив самолет в огромный пылающий болид... Пожарные машины с воем неслись к нему, но всем стало понятно, что в таком аду не мог выжить никто.

Колина Е. Дневник новой русской - 2: Взрослые игры

СПб.: Амфора, 2005

Новая русская буржуазия - новые герои всех областей культуры в нашей стране. Их быт, личные переживания - вот что больше всего интересует обывателя. Отвечая возросшему спросу, на экраны кинотеатров выходят все новые фильмы о богатых, на телевидении показывают "олигархические саги" и многочисленные сериалы о "другой жизни", эта тема постоянно обсуждается на ток-шоу. Не отстает от моды и литература.

Очередная история о жизни обитательницы Рублевки - первое, что приходит в голову, когда берешь в руки "Дневник новой русской - 2" Елены Калиной. Но - вот так сюрприз! - в книге не найдешь ни юбок за двадцать тысяч долларов из магазина на Кутузовском, ни икры белуги-альбиноса в баночках из золота самой высокой пробы. И дело даже не в том, что главная героиня живет не в пригороде Москвы, а в Петербурге. Единственный признак ее богатства - старенький джип, оставшийся от бывшего мужа. И уж совсем невероятна для новой русской профессия героини - рядовой преподаватель в обычном вузе. Героиня живет в небольшой квартире с Саввой Игнатьичем, Львом Евгеньевичем и Мурой. Причем Мура - это шестнадцатилетняя дочь, а Савва Игнатьич и Лев Евгеньевич - кот и пес соответственно.

"Дневнику новой русской-2" не избежать сравнения с прародителем жанра - "Дневником Бриджит Джонс": те же с юмором описанные семейные будни ("Как говорил толстовский Иван Ильич, ложь, Мура, не строит, а губит и разрушает". - "Скажи Ивану Ильину Толстовскому, что он не в курсе. Всем мамам всегда нужно врать, чтобы они не расстраивались"), проблемы подруг (Наши интересы в этой клинике разошлись. Алена хотела похудеть, Ирка-хомяк стать другой, не моложе и лучше, а просто другой, а я - сделать что-нибудь прямо сейчас, раз уж я все равно тут), поклонники - художник Семен Морковский (Ужасно виноватый вид, одет в коротковатую вельветовую курточку и мешковатые брюки, к груди прижимает мобильный телефон. Типичный Рыцарь Печального Образа) и полковник ФСГДД Кисуля Сергеевич (Усталые стальные глаза с добрым прищуром, одет в синий клубный пиджак с серебряными пуговицами, к груди прижимает картонный ящик, смотрит на Морковского, как будто сейчас на него наступит и не заметит, - типичный Рыцарь Революции), даже опыт журналистской работы - в роли совести Северной столицы - и тот есть. Есть здесь также и что-то от полюбившейся нам серии С. Кинселлы про "шопоголиков" (Я НЕ шопоголик... Золотые ресницы вообще очень разумная покупка. И твидовая юбка с кружевами. На витрине магазина было написано: "Очень хорошие цены". Вот только к ней нужен свитер в тон, я видела в "Пассаже" один подходящий).

Словом, перед нами история совершенно знакомой молодой женщины, которая не умеет есть суши и полагает, что любовь - это когда ты твердо уверен, что если НЕ ДАЙ БОГ ЧТО, твой любимый человек не помчится, расталкивая других, к аварийному выходу. А наоборот, аккуратно поможет всем выйти.

К. Мару

стр. 37

Флорин М. Сад

СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005

Магнус Флорин написал роман о Карле Линнее. Линней - знаменитый шведский ботаник, который изобрел современный способ научного обозначения всего живого: бинарную номенклатуру. Например, собака - canis vulgaris (пес обычный).

Жизнь у Линнея была интересная: сын сапожника, он стал "князем ботаников" (так его называли в Европе). Он объездил всю Европу, путешествовал в одиночку по Лапландии, собирая редкие растения. Пять лет добивался благосклонности своей жены Сары-Лизы. Пять лет доказывал будущему тестю, что достоин быть его зятем. Всего этого в книге Флорина нет. Он сам пишет в послесловии, что реальность была лишь основой, на которую он нанизывал свой сюжет. Точный в деталях, Флорин сознательно неточен в остальном: количество пуговиц на кафтане у ботаника сосчитано точно, а вот жена не упоминается ни разу. Читатель может подумать, что её вовсе не было. Флорин показывает одинокого человека, все ученики которого гибнут или сходят с ума, братья и сестры ненавидят за деспотичность, нормально, по-человечески, относится к нему один лишь садовник, которого Линней никак не может понять. Линней - настоящий верующий рационалист, пытающийся весь мир свести в одну систему. Его знаменитая книга так и называлась - "Система природы". Он писал ее всю жизнь. Он полагал, что новых биологических видов возникнуть не может: каким Бог создал мир за шесть дней, таким он и остался. Флорин написал свою книгу в конце двадцатого века, в пору разочарования в силе науки, в возможности все объяснить: потому-то он и старается показать гибельность такого желания. Рационализм оказывается нерационален, неверен, нереален: Линней теряет саму реальность, пытаясь ее включить в систему. Реалистичнее и разумнее учёного оказывается садовник - воплощение здравого смысла. Он все время разрушает идеальные представления Линнея о действительности: простыми, даже глуповатыми шутками. Например, садовник говорит, что может дать Линнею в руку кое-что для него незримое, хотя все остальные люди на свете отлично это видят. Тот не верит, что такое бывает. Тогда садовник подносит Линнееву руку к его левому уху и зажимает мочку меж его большим и указательным пальцем. Роман и состоит в основном из таких разговоров с садовником, которые перемежаются отрывками из лекций Линнея и просто его мыслями вслух. Эти постоянные разговоры с садовником - диалоги глухих, когда люди не понимают друг друга.

Садовник недаром оказывается одним из главных героев. Сад воплощает для Линнея весь мир, но даже в своем собственном мире он не может сохранить порядок. Он возвёл стену, чтобы защитить свой сад, свой мир от всего нового, необычного: от "монстров", как называет он новые разновидности растений и животных. Каменную стену разрушают козы, а новый вид растений неподалёку от линнеевского сада обнаруживает его ученик. Это и есть главный, скрытый сюжет книги: предсмертное осознание Линнеем своей неправоты. Великий систематик перед смертью понимает, что мир не втиснуть в схему. Слово "сад" заключено на обложке в квадратные скобки. В издательстве Ивана Лимбаха так делают на всех книгах, издаваемых в серии современной западно-европейской литературы. В данном случае было бы правильно на спинке обложки напечатать то же слово без скобок. Сад размыкается в мир и исчезает в нём.

А. Елисеев

стр. 38

Быков Д. Л. Оправдание

М.: Вагриус, 2005

"Оправдание" (2001) - дебют Дмитрия Быкова на ниве крупной прозы.

Наружная оболочка романа - история тайного плана, стоявшего за массовыми репрессиями сталинского периода. Этакая "альтернативная история", жанр у нас востребованный. Главный герой Рогов, историк и внук репрессированного ученого агронома, увлекается разработкой теории, согласно которой целью репрессий был отбор золотого звена страны, сверхлюдей - тех, кто, не сломавшись на допросах и пытках, уже никогда не сломается, тех, кто выиграет Войну и построит новый мир. Рогов ищет этих людей, следы их существования, следы великого замысла. Ищет объяснение, "оправдание" свершившемуся - оправдание высокой целью, исторической необходимостью и т.п. Но быковское оправдание не идеологический и не исторический концепт. Это концепт личностный. Роман Быкова, в частности, о том, что толкает человека на поиск подобного оправдания. Один из возможных ответов содержится не столько в рассуждениях героев, сколько в описаниях - например, вещей старика Кретова, дачного собеседника главного героя, вещей "волшебных и достоверных", "старых, громоздких, но добротных", утверждавших "прочность" ушедшей советской жизни. Репрессии страшны для Рогова не потому, что они ужасны сами по себе, но потому, что в своей непостижимой хаотичности привносят в упорядоченный мир нестабильность. Будучи объяснены, они более не ужасают. И это уже может быть по-настоящему страшно.

Но Империя оказывается не сложным, предельно рационализированным (вплоть до абсурда) механизмом, каким она виделась многим свидетелям, теоретикам и практикам, и каким она представляется в ностальгических описаниях Рогова (расчерченных линиями железных дорог и электрических огней), а органическим досознательным образованием, иррациональным с точки зрения математической логики, но обладающим каким-то иным - животным - уровнем рациональности. Этот организм, Левиафан, живет циклом потребления - поглощения и переработки - человеческого в его ускользающей сути. И когда суть эта исчерпывается, организм погибает от истощения, от обескровливания. Устремляющийся же от сегодняшней сумятицы к призраку Империи будет этим призраком поглощен. В случае с Роговым практически буквально.

В. Сашевски


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТ-МОЛОДЫХ-2015-10-08

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alex LapeninКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lapenin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

СОВЕТ МОЛОДЫХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТ-МОЛОДЫХ-2015-10-08 (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alex Lapenin
Moscow, Россия
1299 просмотров рейтинг
08.10.2015 (3094 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
3 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОВЕТ МОЛОДЫХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android