Libmonster ID: RU-13250
Автор(ы) публикации: М. П. КИМ, В. П. ШЕРСТОБИТОВ

К 50 -летию образования СССР

Член-корреспондент АН СССР М. П. Ким, В. П. Шерстобитов

Возникновение новой общности людей в СССР - советского народа - выдающийся фактор в жизни современного человечества. В документах КПСС последних лет это явление получило глубокое научное объяснение и оценку. "За годы социалистического строительства, - говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду, - в нашей стране возникла новая историческая общность - советский народ. В совместном труде, в борьбе за социализм, в боях за его защиту родились новые, гармоничные отношения между классами и социальными группами, нациями и национальностями - отношения дружбы и сотрудничества. Наши люди спаяны общностью марксистско-ленинской идеологии, высоких целей строительства коммунистического общества. Эту монолитную сплоченность многонациональный советский народ демонстрирует своим трудом, своим единодушным одобрением политики Коммунистической партии"1 .

В изданных за последние годы трудах советских ученых некоторые стороны этой проблемы получили известное освещение2 . Но эти же работы показывают, что исследование многогранного и сложного процесса становления и развития новой исторической общности в СССР требует объединения усилий обществоведов разных профилей - философов, социологов, историков, экономистов, лингвистов, литературоведов. В настоящей статье затрагивается ряд сюжетов, диктуемых спецификой исторической науки, а именно вопросы формирования советского народа как принципиально нового типа общности людей и его функционирования в условиях развитого социализма.

Советский народ как новая историческая общность характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, это общность социально- классовая, основанная на нерушимом союзе и всестороннем сотрудничестве рабочих, колхозного крестьянства, интеллигенции; во-вторых, это общность межнациональная, которая олицетворяет братскую дружбу советских народов, имеющих общую социалистическую


1 "XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет". Т. I. М. 1971, стр. 101.

2 "Многонациональный советский народ - новая историческая общность людей". М. 1966; "Советский народ - новая историческая общность людей". Волгоград. 1969; С. Т. Калтахчян. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М. 1969; А. И. Холмогоров. Интернациональные черты советских наций. М. 1970; его же. Единый и многонациональный. Рига. 1970; Э. В. Тадевосян. Советский народ - новая историческая общность людей. "Вопросы истории КПСС", 1972, N6, и др.

стр. 3


экономическую базу, однотипную социально-экономическую структуру, единую социалистическую Родину - Союз Советских Социалистических Республик; в-третьих, это общность, спаянная единством марксистско- ленинской идеологии, одухотворенным трудом людей во имя достижения общей цели - построения коммунизма, общность, демонстрирующая монолитную сплоченность всех классов, социальных групп, наций и народностей вокруг своего авангарда - Коммунистической партии; в- четвертых, это общность, которой свойственно появление и закрепление общих черт в морально-политическом и духовном облике людей, таких, как преданность делу коммунизма, социалистический патриотизм и интернационализм, высокая трудовая и общественно-политическая активность, непримиримость к эксплуатации и угнетению, национальным к расовым предрассудкам, классовая солидарность с трудящимися всех стран. Таким образом, советский народ как общность - это сплав тех всемирно- исторических ценностей, которые добыты в многотрудной борьбе советских людей за социалистическое переустройство старого мира, воплощение того нового, что возникло в ходе развития классов и наций в СССР на путях созидания социализма и коммунизма; это могучий социально-полнтический организм, базирующийся на обеспеченных социализмом экономических, социально-политических и идейных основах, социалистических, интернациональных отношениях между людьми, подлинном единстве их интересов и коммунистических идеалов. Советский народ - общность принципиально нового типа. История человечества знала немало общностей людей: народности, нации, однонациональные государства, многонациональные империи и др. Но, по выражению К. Маркса и Ф. Энгельса, все это были лишь "суррогаты коллективности"3 . Даже этнически однородные общности антагонистических формаций - народности и нации никогда не являлись чем-то единым. Не было и не могло быть гармонии интересов между феодалами и крестьянами в рамках народности, отсутствует она и в буржуазной нации. Капиталисты, нещадно эксплуатирующие рабочих, имея свою идеологию, культуру, отгорожены от трудящихся масс чуть ли не китайской стеной. Спекулируя понятием "народ" идеологи империализма пытаются скрыть под его покровом непримиримые противоречия внутри буржуазных наций. Достойную отповедь проповедникам классового и национального мира в антагонистических нациях и государствах дали в свое время еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В этих общностях до сих пор, писали они в "Немецкой идеологии", "личная свобода существовала только для индивидов, развившихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса. Мнимая коллективность, в которую объединялись до сих пор индивиды, всегда противопоставляла себя им как нечто самостоятельное; а так как она была объединением одного класса против другого, то для подчиненного класса она представляла собой не только совершенно иллюзорную коллективность, но и новые оковы"4 . Единственную возможность перехода от "мнимой", "иллюзорной" коллективности "к действительной коллективности всех членов общества" основоположники научного социализма видели в завоевании пролетариатом политической власти. Только пролетариат создает "такое объединение индивидов.., которое ставит под их контроль условия свободного развития и движения индивидов, условия, которые до сих пор предоставлялись власти случая и противостояли отдельным индивидам, - вследствие их разъединения в качестве индивидов, вследствие того неизбежного для них объединения, которое было создано раз-


3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3, стр. 75

4 Там же.

стр. 4


делением труда и стало, вследствие их разъединения, чуждой для них связью..."5 . А поскольку классовый антагонизм является генетической основой межнациональных распрей, именно уничтожение эксплуататорских классов открывает путь к установлению братства народов. "Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой"6. Создание дружбы народов - историческая миссия пролетариата. Ф. Энгельс писал: "Только пролетарии способны уничтожить национальную обособленность, только пробуждающийся пролетариат может установить братство между различными нациями"7 .

Однако было бы ошибочно представлять путь к укреплению братского содружества народов прямолинейно. На этом пути имеются свод трудности, обусловливаемые рядом исторических обстоятельств - объективных и субъективных. История подводит к социализму страны и народы с разным уровнем социально-экономической зрелости, с различными судьбами и традициями, культурно-бытовыми и нравственно-психологическими особенностями. Разные исторические условия, при которых осуществляется социалистическое преобразование жизненного уклада тех или иных народов, не могут не обусловить различные, национально-своеобразные формы и конкретные пути утверждения социализма. Эти национально- исторические особенности в ряде случаев усложняют развитие братского сотрудничества между народами. Больше того, жизнь дает примеры того, что эти объективные обстоятельства в сочетании с определенными субъективными факторами в отдельных странах могут привести к весьма отрицательным последствиям. Практика показала несостоятельность упрощенного абстрактно-детерминистского подхода к проблеме соотношения классового и национального.

Социалистический строй создает решающие общественные условия, реальные возможности для прочного национального единства и творческого сотрудничества народов. Но социалистические национальные отношения не появляются фаталистически, как механическое следствие нового строя. Подлинное братство народов обеспечивается правильным сочетанием национального и интернационального, неустанной деятельностью Коммунистической партии по интернациональному воспитанию трудящихся. "Для устранения национального гнета, - писал В. И. Ленин, - необходим фундамент - социалистическое производство, но на этом фундаменте необходима еще демократическая организация государства... Перестроив капитализм в социализм, пролетариат создает возможность полного устранения национального гнета; эта возможность превратится в действительность "только" - "только"! - при полном проведении демократии во всех областях, вплоть до определения границ государства сообразно "симпатиям" населения, вплоть до полной свободы отделения. На этой базе, в свою очередь, разовьется практически абсолютное устранение малейших национальных трений, малейшего национального недоверия, создастся ускоренное сближение и слияние наций, которое завершится отмиранием государства. Вот теория марксизма..."8 .

Таким образом, советский народ как выражение "действительной коллективности" классов и наций - это прежде всего закономерный результат устранения разъединяющей людей частной собственности на орудия и средства производства, эксплуататорских классов, ликвидации классовых антагонизмов внутри наций и народностей страны. Но советский народ также следствие огромной работы Коммунистической партии


5 Там же, стр. 76.

6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 4, стр. 445.

7 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 2, стр. 590.

8 В. И. Ленин. ПСС. Т. 30, стр. 22.

стр. 5


по воспитанию советских людей в духе интернационального единства и дружбы, сплочению их в одну братскую семью. В конечном счете новая историческая общность - советский народ - явление, свойственное лишь тем социальным условиям, которые обеспечиваются победой социалистической революции. В этом состоит ее принципиальное отличие от всех других общностей, известных мировой истории.

* * *

С тех пор как рабочий класс выступил в качестве мощной общественной силы, он противопоставил буржуазному национализму братство трудящихся всех наций в борьбе с социальным и национальным гнетом. Пролетарский интернационализм стал неотъемлемой частью идеологии и политики рабочего класса. "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм, - писал В. И. Ленин, - вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе"9 . Как могильщик эксплуататорского строя и созидатель коммунизма пролетариат является самым последовательным борцом за подлинную "коллективность" трудящихся масс, за всемирное интернациональное единство человечества. Крылатый лозунг "Коммунистического манифеста" "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" выражает стратегическую интернациональную линию коммунистов, рабочего класса.

Подъем национально-освободительного движения, новые условия борьбы с силами, противостоящими историческому прогрессу, обогащали интернациональные принципы рабочего класса, расширяли и углубляли его действия по интернациональному сплочению трудящихся. Известно, что в декабре 1920 г. В. И. Ленин отметил историческую оправданность лозунга "Пролетарии всех стран и угнетенные народы, соединяйтесь!"10 . Обстановка в современном мире потребовала нового лозунга: "Народы социалистических стран, пролетарии, все демократические силы в странах капитала, освободившиеся и угнетенные народы, объединяйтесь в общей борьбе против империализма за мир, национальную независимость, социальный прогресс, демократию и социализм!"11 . Разумеется, эти выдвинутые жизнью лозунги не затушевывали и не затушевывают главного противоречия капиталистического общества - противоречия между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией, а учитывали и учитывают новое соотношение сил, фактор вовлечения в историческое творчество новых отрядов борцов, способных под руководством рабочего класса и его коммунистического авангарда включиться в антиимпериалистическую борьбу.

Само положение рабочего класса в капиталистическом мире побуждает его неутомимо объединять революционные силы во имя осуществления своей исторической миссии. С момента своего зарождения ленинская партия выступила страстным проводником интернациональных принципов рабочего класса. Сплачивая вокруг пролетариата трудовые массы многонациональной России, она являла образец братского единения лучших представителей всех народов страны12 . В борьбе против общего врага - царизма и буржуазии - создавался единый фронт рабочего и национально-освободительного движения, костяк которого состав-


9 В. И. Ленин. ПСС. Т. 24, стр. 123.

10 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 42, стр. 71 - 72.

11 "Международное совещание коммунистических и рабочих партий". Материалы и документы. М. 1969, стр. 330.

12 В. И. Ленин писал, что большевистская партия возникла как "российская партия, т. е. партия пролетариата всех национальностей России" (В. И. Ленин. ПСС. Т. 23, стр. 320).

стр. 6


лял интернациональный российский пролетариат. "Под руководством партии, - отмечается в постановлении ЦК КПСС "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик", - в классовых битвах зарождалось, крепло и закалялось единство и боевое товарищество всероссийского пролетариата. Рабочие Петрограда и Москвы, Киева и Одессы, Иваново-Вознесенска и Нижнего Новгорода, Харькова и Екатеринослава, Баку и Тифлиса, Минска и Вильно, Риги и Ревеля, Казани и Ростова-на-Дону, Донбасса и Урала, многих других промышленных центров выступали как могучая интернациональная революционная сила"13 .

Таким образом, под руководством партии крепла революционная общность борцов против мира угнетения, росла солидарность трудовых масс различных национальностей, углублялось их интернациональное самосознание. Революционному сплочению трудящихся способствовали также традиции совместной борьбы народов нашей страны против царизма, социального и национального угнетения, их вековые экономические и культурные связи. Но эти предвестники подлинного братства народов могли обрести полную силу лишь в результате социалистической революции, которая обеспечивает тесное объединение трудящихся всех наций во главе с рабочим классом для ликвидации системы капиталистической эксплуатации и вместе с ней - системы национального гнета.

Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась под знаменем интернационализма. Социалистическое движение рабочего класса слилось в один поток с крестьянским и национально-освободительным движениями, представлявшими революционную энергию многонациональных масс страны. Придя к власти, рабочий класс впервые в истории получил реальную возможность осуществить на практике подлинное социально-классовое и интернациональное сплочение трудящихся, необходимое для созидания новой исторической общности людей. Еще до социалистической революции В. И. Ленин писал: "Старому миру, миру национального угнетения, национальной грызни или национального обособления, рабочие противопоставляют новый мир единства трудящихся всех наций, в котором нет места ни для одной привилегии, ни для малейшего угнетения человека человеком"14 . Пролетарский социализм В. И. Ленин назвал интернациональным социализмом15 . Поэтому генеральную линию ленинской национальной политики в условиях социалистического преобразования общества можно выразить словами: утверждение практического интернационализма, содружества народов во имя строительства социализма. Только Коммунистическая партия, выражающая насущные интересы рабочего класса, всех трудящихся, могла сплотить нации и народности в единое интернациональное братство и направить их усилия на создание нового общества. Борясь за последовательное претворение в жизнь ленинской национальной политики, обеспечивая право народов на самоопределение, партия укрепляла доверие и дружбу между трудящимися различных национальностей, ковала их интернациональное единство. Победа социалистической революции в России явилась решающим политическим условием формирования советского народа как новой исторической общности людей. С того времени начали складываться определяющие признаки этой общности. Во-первых, все трудящиеся классы, все нации и народности бывшей Российской империи обрели подлинное Отечество, единую социалистическую Родину, колыбель "действительной коллективности" - социалистическое государство, активно содействующее утверждению принципов пролетарского интернационализма во всех сферах жизни. Самое


13 "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 21 февраля 1972 года". М. 1972, стр. 5 - 6.

14 В. И. Лени н. ПСС. Т. 23, стр. 150.

15 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 17, стр. 190.

стр. 7


интернациональная природа Советов - политической формы диктатуры пролетариата - побуждала массы к сплочению вокруг рабочего класса, поднимала их к политической жизни, к управлению государством на началах самого широкого и последовательного демократизма, полного национального равенства. Во-вторых, с экспроприацией помещиков и капиталистов и возникновением социалистического уклада началось создание экономических основ новой общности людей, формирование принципиально иной, чем прежде, социально-классовой структуры, трансформировавшейся в направлении полной ликвидации эксплуататорских элементов в советском обществе. В-третьих, утверждение марксизма-ленинизма в качестве господствующей идеологии обеспечило целенаправленное внедрение ее в сознание советских людей, сплочение их на единой идейной основе. В-четвертых, социалистическая революция, дав простор свободному историческому творчеству всех советских народов, открыла пути к их всестороннему расцвету и интернациональному сближению, укреплению федеративных связей между ними, к сплочению в рамках единого государства.

Рабочий класс, продолжая дело Великого Октября и организуя массы на осуществление социалистических преобразований, выступал в авангарде объединительного движения всех народов за создание Союза ССР, которое было продиктовано объективным ходом исторического развития. Сложившийся в годы гражданской войны военно-политический союз народов позволил отстоять их революционные завоевания в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией. Жизненный опыт убеждал советские народы в необходимости теснейшей координации внешнеполитической деятельности, объединения усилий для восстановления и подъема хозяйства, укрепления своей обороноспособности. Создание союзного государства явилось итогом огромной теоретической и политической работы партии, разностороннего опыта наций и народностей и отражало их стремление к тесному государственному единству. "Образование многонационального социалистического государства - выдающийся результат революционного творчества всех советских народов во главе с рабочим классом под руководством Коммунистической партии" 16 .

Образование СССР имело выдающееся значение для формирования советского народа как новой исторической общности. С созданием союзного государства возникли благоприятные внешнеполитические условия для развертывания этого процесса в связи с укреплением обороноспособности советских республик перед лицом международного империализма; возросли объем материальных ресурсов и возможности их расширенного воспроизводства, обеспечившие прочную экономическую базу сотрудничества трудящихся классов и наций; вступила в новый этап борьба за ликвидацию фактического неравенства отсталых народов, находившая выражение в систематическом перераспределении в их пользу общефедеральных накоплений, наиболее выгодном для этих народов размещении производительных сил; повысилась эффективность хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функций государства, ставшего мощным федеративным объединением советских народов, вследствие чего ускорилось создание основ формировавшейся новой общности: социалистической экономики, социалистического типа общественных отношений, превращения советских людей в убежденных и сознательных борцов за воплощение в жизнь принципов марксистско- ленинской идеологии.

На путях строительства социализма рабочий класс во главе с Коммунистической партией последовательно выступал ведущей силой классового и межнационального сплочения советского общества. Бурный рост


16 "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик", стр. 9.

стр. 8


рабочего класса в центре и в национальных республиках и областях обеспечивал ему роль активного ядра складывающейся общности людей в СССР. Историческим подвигом рабочего класса явилось создание материально-технической базы социализма, превращение нашей страны в мощную индустриальную державу. Будучи носителем социалистических отношений, рабочий класс всемерно способствовал их распространению в других социальных слоях советского общества и прежде всего в крестьянстве. Он подготовил и возглавил социалистическое преобразование деревни, в результате которого крестьянство стало социалистическим классом.

На базе социалистической собственности и социалистического общественного производства еще более укрепился союз рабочего класса и крестьянства. Он стал основной движущей силой развития советского общества. Идеология пролетарского интернационализма прочно закрепилась в сознании широких масс трудящихся. В итоге коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса была устранена социальная база мелкобуржуазного национализма и индивидуализма, которые уступили место чувству коллективизма, взаимопомощи в ведении общественного хозяйства, чувству солидарности между тружениками деревни всех национальностей, заинтересованных в общем успехе. Интернациональная идеология рабочего класса - марксизм- ленинизм - утверждалась не только в процессе социалистического переустройства социально-экономических отношений, но и в результате решения задач культурной революции, повышения общеобразовательного уровня трудящихся, их политического сознания, в результате огромной идейно-воспитательной деятельности Коммунистической партии.

Осуществляя свою диктатуру, рабочий класс являлся инициатором ликвидации фактического неравенства отсталых национальных районов в экономической, социальной и культурной областях, социалистического преобразования архаичных социально-экономических отношений17 . Как правящий класс, он последовательно развивал интернациональные связи и братскую взаимопомощь между народами, укреплял общесоветские черты в их морально-политическом облике, в психологии, бытовом укладе, направлял процесс формирования социалистических наций и народностей.

К концу переходного периода в экономике СССР социалистический уклад стал безраздельно господствующим, социалистические отношения утвердились в городе и деревне. В 1937 г. 99,8% промышленной продукции производилось на социалистических предприятиях, а колхозы, личное подсобное хозяйство колхозников и совхозы давали 98,6% сельскохозяйственной продукции в стране18 . "В этих достижениях огромная роль принадлежит братской дружбе трудящихся всех национальностей. Лишь объединение всех сил и ресурсов позволило советским людям в кратчайший исторический срок ликвидировать доставшуюся в наследие от царизма и капитализма экономическую и культурную отсталость, осуществить индустриализацию страны и социалистическое преобразование сельского хозяйства, подлинную культурную революцию, построить социализм и превратить Союз ССР в могучую высокоразвитую державу"19 .


17 Подробнее об этом см. П. М. Алампиев. Ликвидация экономического неравенства народов Советского Востока (Исторический опыт Казахской ССР). М. 1958; "Минуя капитализм (О переходе к социализму республик Средней Азии и Казахстана)". М, 1961; "От средневековья к вершинам современного прогресса. Об историческом опыте развития народов Средней Азии и Казахстана от докапиталистических отношений к социализму". М. 1965; В. Ф. Воробьев. Выравнивание уровней экономического развития союзных республик. М. 1956; "Исторический опыт строительства социализма в республиках Средней Азии". М. 1968, и др.

18 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 5. Изд. 8-е, стр. 335.

19 "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик", стр. 13 - 14.

стр. 9


Социалистическое преобразование экономики обусловило коренные изменения в классовом составе советского общества. Социально-классовая структура в стране стала однотипной. Она характеризовалась наличием двух дружественных классов - рабочих и крестьян, а также народной интеллигенции, которая пополнялась главным образом выходцами из тех же рабочих и крестьян. Во всем населении СССР занятые в социалистическом хозяйстве рабочие и служащие составляли 34,7%, колхозники и кооперированные кустари - 55,5%, военнослужащие, учащиеся, пенсионеры и другие - 4,2%. Таким образом, 94,4% населения страны было занято в социалистическом хозяйстве или тесно связано с ним20 .

Всемирно-исторические завоевания социализма наполнили классовые и национальные отношения в СССР новым содержанием: нерушимая сплоченность многонациональных по своему составу рабочего класса, колхозного крестьянства и советской интеллигенции, морально- политическое единство, животворный советский патриотизм, дружба народов стали неотъемлемыми чертами всего советского общества. Эти черты, закрепившиеся на последующих этапах - в процессе становления развитого социализма и строительства коммунизма, - составляют незыблемую основу сложившейся в СССР новой исторической общности людей - многонационального советского народа. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии подчеркнут закономерный характер укрепления советской общности людей по мере перерастания социализма в его зрелую, развитую стадию, отмечено, что в настоящее время по сравнению с концом 30-х годов в СССР достигнут "неизмеримо более высокий уровень народного хозяйства, социалистических общественных отношений, культуры и сознательности широких народных масс"21 .

Экономическая база советского народа - социалистическое хозяйство - достигла небывало высокого уровня. Социалистическая общность опирается ныне на огромную экономическую мощь, которая позволяет производить за день почти на 2 млрд. руб. общественного продукта, или в 10 раз больше, чем в конце 30-х годов22 . Последовательный курс партии на соединение достижений научно-технической революции с великими преимуществами социализма обеспечивает неуклонный подъем производительных сил.

В условиях развитого социализма усиливается рост социальной однородности советского народа. Генеральная линия партии в этой области, как отметил XXIV съезд КПСС, состоит в том, чтобы "содействовать сближению рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, постепенному преодолению существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом"23 . В 1970 г. рабочие и служащие составляли 80% всего населения СССР, а колхозное крестьянство - 20%. Сравнение этих показателей с приведенными выше данными за 1937 г. обнаруживает устойчивый характер прогрессивных сдвигов в социальной структуре советского народа, основную роль в которых играет технический прогресс, повышение производительности крестьянского труда, все более превращающегося в разновидность труда индустриального. К началу 1971 г. на долю горожан приходилось 57% населения нашей страны, на селе жило 43%24 . Таким образом, более половины сельского населения не принадлежало к колхозному крестьянству. Это свидетельствует о неуклонном углублении процесса стирания граней между городом и деревней.


20 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 5, стр. 335 - 336.

21 "XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет. Т. I, стр. 62.

22 Там же.

23 Там же, стр. 97.

24 "Народное хозяйство СССР в 1970 г. Статистический ежегодник". М. 1971, стр. 10 - 11, 22.

стр. 10


В социальной структуре нашего общества самым многочисленным является рабочий класс, составляющий 55% всего работающего населения страны. Только за годы восьмой пятилетки численность рабочих возросла примерно на 8 млн. человек25 . Рабочий класс интенсивно пополняется большими группами людей иной социальной принадлежности, что стимулирует возрастание социальной однородности советского народа. Произошла дальнейшая консолидация рабочего класса. В сфере промышленного производства произошло слияние двух форм социалистической собственности. Научно-технический прогресс оказывает революционизирующее воздействие на профессиональную структуру рабочего класса: увеличивается доля труда квалифицированного и сужается сфера применения ручного. Сложнейшие технологические процессы в современном производстве ведут к быстрому стиранию граней между умственным и физическим трудом. Только за 10 лет (1959 - 1969) численность работников умственного труда увеличилась в СССР с 20,5 млн. до 29,9 млн. человек26 . Неуклонно растет культурный уровень рабочего класса. В настоящее время из каждой тысячи рабочих более 550 человек имеют высшее и среднее образование (в 1959 г. - 386 человек)27 . Это определяет дальнейшее повышение ведущей роли рабочего класса внутри социалистической общности людей. Л. И. Брежнев говорил на XXIV съезде КПСС, что "место рабочего класса в социалистическом обществе определяется не только его численностью, которая может меняться в зависимости от развития экономики, от темпов научно-технической революции. Рабочий класс был и остается основной производительной силой общества. Его революционность, дисциплинированность, организованность и коллективизм определяют его ведущее положение в системе социалистических общественных отношений. Ведущая роль рабочего класса как строителя коммунизма укрепляется по мере того, как растут его общая культура, образованность, его политическая активность"28 . Таким образом, объективная роль рабочего класса как передовой силы в борьбе за социальный прогресс человечества обеспечивает ему авангардные позиции в дальнейшем развитии и упрочении новой исторической общности людей - советского народа.

В связи с ростом технической вооруженности труда на селе, все большей концентрацией сельскохозяйственного производства, подъемом культуры в деревне происходят важные сдвиги в социальном облике колхозного крестьянства. Меняется его внутриклассовая структура. Накануне Великой Отечественной войны всего 6% тружеников деревни имели высшее и среднее образование, а в конце 1970 г. - более половины29 . В этом же году 12% всех колхозников являлись механизаторами30 . Активно взаимодействуют кооперативно-колхозная и общенародная формы собственности, рабочий класс и интеллигенция в возрастающей степени влияют на развитие сельского хозяйства; колхозное крестьянство интенсивно сближается с работниками других сфер производства по таким социальным показателям, как характер труда, условия удовлетворения культурных потребностей, организация быта и др.

Научно-технический прогресс, политика партии, направленная на дальнейший подъем культурного уровня советского народа, обусловли-


25 "XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет. Т. I, стр. 97.

26 "Народное хозяйство СССР в 1969 г. Статистический ежегодник". М. 1970, стр. 30.

27 "XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет. Т. I, стр. 98.

28 Там же, стр. 97 - 98.

29 Там же, стр. 98.

30 П. Симуш. Социальная политика КПСС и крестьянство. "Коммунист", 1971, N17, стр. 60.

стр. 11


вают рост численности интеллигенции, верно служащей делу коммунизма.

Все эти факторы характеризуют укрепление внутреннего единства советского народа как исторической общности, неуклонное возрастание его монолитности. Последовательное осуществление принципов социалистического демократизма, совершенствование политической организации общенародного государства подняли на небывалую высоту творческую активность советского народа. Достаточно сказать, что депутатами Советов избрано в нашей стране более 2 млн. человек, кроме того, вокруг Советов объединяется 25 млн. активистов31 ; профсоюзы насчитывают более 98 млн. членов32 .

Руководителем и организатором развития, совершенствования всей многосторонней деятельности советского народа выступает Коммунистическая партия, которая объединяет почти 14,5 млн. человек, или 9% взрослого населения страны33 . КПСС идет во главе трудящихся масс, в их борьбе за осуществление принципов научного коммунизма. Роль КПСС в жизни советского народа все более возрастает.

Итак, развитой социализм обусловливает дальнейшее совершенствование советского народа как исторической общности: все более мощной становится ее экономическая база; претерпевают изменения ее социальные основы, социалистические общественные отношения, которые характеризуются всесторонним сотрудничеством классов, социальных и общественных групп в их совместной борьбе за построение коммунизма. Благодаря огромной идейно-политической работе партии, неуклонному подъему культурного уровня советского народа коммунистические принципы глубоко укоренились в сознании советского народа, они определяют мировосприятие подавляющей части его представителей. Успешно формируется гармонично развитой человек коммунистического общества.

Укрепляя социально-экономические, политические и идейные основы советского народа, зрелый социализм обогащает содержание межнациональных отношений, интенсифицирует дальнейший расцвет и сближение советских народов. Переход к современному этапу национальных отношений был подготовлен предшествующим развитием советских народов в составе Союза ССР, совершенствованием их межнациональной социалистической общности. Последовательно проводимая Советским государством и Коммунистической партией интернациональная политика, учитывающая волю и чаяния народов, укрепляла дружбу и доверие между ними.

Братская дружба советских народов явилась одним из решающих факторов их победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Это обстоятельство должно быть особенно подчеркнуто в связи с тем, что, начиная войну против СССР, фашисты рассчитывали на непрочность Советского Союза как социального и интернационального единства. Война опрокинула эти расчеты. "Народы СССР в едином строю героически сражались и самоотверженно трудились во имя защиты своей социалистической Отчизны, общей победы над врагом, явили миру чудеса стойкости и мужества. Историческая победа в Отечественной войне ярко показала преимущества социалистического общественного и государственного строя, великую жизненную силу и нерушимость Союза Советских Социалистических Республик"34 .


31 "XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет. Т. 1, стр. 102.

32 "Коммунист", 1972, N5, стр. 3.

33 "XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет. Т. I, стр. 117.

34 "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических республик", стр. 13.

стр. 12


Осуществив в последующие годы расширение прав союзных республик, Коммунистическая партия обеспечила дальнейшее развитие в неразрывном единстве союзной государственности и национальной государственности республик на основе принципов демократического централизма и социалистического федерализма, советской социалистической демократии. В результате повысилась политическая и трудовая активность масс, возрос вклад национальных республик в общесоюзную экономику, в укрепление экономических основ советской общности людей. Ныне экономика СССР - это взаимосвязанный народнохозяйственный комплекс, который может успешно функционировать только как единый организм, охватывающий экономику всех республик и обеспечивающий высокоэффективное общественное производство на основе учета интересов Советской Федерации в целом и каждой республики в отдельности. Развитой социализм усиливает диалектическое взаимодействие процессов расцвета и сближения советских народов, составляющих суть национальных отношений в СССР.

Благодаря концентрации материальных средств и усилий, бескорыстной взаимопомощи народов во всех советских республиках создана высокоразвитая промышленность и крупное механизированное сельское хозяйство. Научно-техническая революция, интенсификация производства стимулируют углубление экономической специализации республик и их кооперирование. В результате этого растет экономическое сотрудничество, укрепляются экономические основы дружбы народов.

В яркие праздники дружбы советских народов вылились торжества в связи с 50-летием советских республик - Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии. Свои полувековые юбилеи отметили многие автономные республики. "Каждый раз, отмечая эти юбилеи, - говорил Л. И. Брежнев в своей речи в Тбилиси по случаю 50-летия образования Грузинской ССР и Компартии Грузии, - мы как бы заново переживали героическую историю Советской страны, мы еще и еще раз проходили мысленно тот путь, который вел братские народы к социализму, к дружбе, единству..."35 .

Партия прилагает усилия к тому, чтобы и дальше выравнивать уровни экономического и культурного развития народов СССР. Это означает, разумеется, не создание сходной отраслевой структуры хозяйства во всех республиках независимо от наличия природных ресурсов и выгодности их эксплуатации, а обеспечение одинаково высокого технического уровня производства, отвечающего последнему слову науки. На девятую пятилетку намечено преимущественное развитие в национальных республиках тех отраслей индустрии, которые определяют технический прогресс в народном хозяйстве. На современном этапе еще более широко осуществляется перераспределение материальных ресурсов между республиками, в чем выражается последовательное претворение в жизнь принципов социалистического интернационализма.

Национальный момент остается и сейчас важным фактором размещения производительных сил, организации новых производств. Л. И. Брежнев отмечал на XXIV съезде партии: "Улучшилось размещение производительных сил страны. Серьезно вырос экономический потенциал Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Шагнуло вперед народное хозяйство всех республик, увеличился вклад каждой из них в решение общегосударственных задач. Это значит, что расширилась экономическая основа союза и братства всех наших народов"36 .

В братском единении необычайно ярко раскрылись созидательная энергия, творческие способности, таланты всех наций и народностей СССР. Социализм обеспечил условия для всестороннего расцвета нацио-


35 "Правда", 15.V.1971.

36 "XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет. Т. I, стр. 58.

стр. 13


нальной жизни. Партия учит правильно сочетать национальные особенности с общими интересами всего советского народа, не допускать преувеличения одних и недооценки других. "Постоянный учет как общих интересов всего нашего Союза, так и интересов каждой из образующих его республик - такова суть политики партии в этом вопросе"37 . Там, где это недоучитывается, иногда возможны проявления шовинизма, националистических тенденций, местнических настроений. Эти явления в советском обществе, где давно отсутствуют питающие их социально- экономические причины, время от времени возникают из-за известного отставания сознания от условий материальной жизни, наличия неустраненного еще полностью неравенства в уровне развития экономики и культуры, влияния религии на определенную часть населения. Даже рост национального самосознания, если он не сочетается с действенным интернациональным воспитанием, ведет подчас к оживлению националистических предрассудков, к идеализации национального прошлого одних народов и к умалению национальных достоинств других. Партия видит свою задачу в том, чтобы и впредь "воспитывать всех трудящихся в духе социалистического интернационализма, непримиримости к проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности и кичливости в какой бы то ни было форме, в духе глубокого уважения ко всем нациям и народностям"38 .

Духовная культура - это та область социальной жизни, в которой особенно сказывается национальный момент. Интернациональная культура советского народа развивается в национальных формах. Но дальнейший прогресс социалистической культуры, особенно в период ее перерастания в культуру высшей, коммунистической фазы, требует интернационализации духовной жизни на основе всестороннего творческого сотрудничества народов, их взаимной культурной рецепции. Еще в 1913 г. В. И. Ленин писал, что "вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества все более интернационализируется уже при капитализме. Социализм целиком интернационализирует ее"39 .

На современном этапе интернационализация культуры означает прежде всего дальнейшее развитие ее социалистического содержания, укрепление ее идейной, мировоззренческой основы. Но не остается неизменной и национальная форма культуры. Взаимообмен гастролями театральных коллективов, декады культуры, радиопереклички, фестивали дружбы и т. д. не только знакомят народы СССР с духовными достижениями друг друга, но и способствуют взаимообогащению национальных культур, выработке общих духовных форм, стилей, освоению всех богатств искусства социалистического реализма. Выдающиеся творения национального искусства и литературы все более приобретают интернациональный характер, пополняя сокровищницу общесоветской духовной культуры. Прогрессивные приемы художественного творчества одних народов становятся достоянием других.

Расцвет и сближение наций, национальных культур выражают диалектику национального и интернационального, основной фактор развития социалистической межнациональной общности людей. Важную роль во взаимодействии и взаимообогащении национальных культур осуществляет русский язык, ставший по воле народов языком межнационального общения и сотрудничества, средством овладения достижениями отечественной и мировой культуры. Как показала перепись населения 1970 г., на русском языке говорят 183,7 млн. человек, или более 75% всего населения СССР40 .


37 Там же, стр. 101.

38 Там же.

39 В. И. Ленин. ПСС. Т. 23, стр. 318.

40 "Правда", 17.IV.1971.

стр. 14


Наряду с языком межнационального общения полноправно функционируют в СССР национальные языки. В процессе всестороннего сотрудничества они обогащаются новыми терминами, пополняют свой лексический состав, совершенствуют грамматический строй. Более 40 народностей, не имевших в прошлом своей письменности, обрели при Советской власти научно разработанную письменность и имеют теперь развитые литературные языки. Преподавание в школах нашей страны ведется на 57 языках. Следовательно, советский народ как межнациональная общность обслуживается тесно взаимодействующими русским и национальными языками. В связи с этим нельзя признать удачной попытку некоторых исследователей объявить язык межнационального общения одним из признаков советского народа как исторической общности людей41 . При таком подходе игнорируется функциональная роль национальных языков. Многонациональный советский народ - это отнюдь не этническая категория, не какая-то новая "советская нация", поглотившая все другие нации и народности, а обусловленное глубочайшими социально-экономическими преобразованиями братское единство этнически различных коллективов, единство, скрепленное общностью их экономической базы, общественных отношений, мировоззрения, морально-политического облика.

Социалистическая действительность, отличающаяся разнообразием и богатством форм экономического и культурного сотрудничества народов, развертыванием процессов, ведущих к усилению социальной однородности наций, всего многонационального советского народа, обогащает идеи и принципы социалистического интернационализма. Значение его в жизни советского народа возрастает неуклонно. Эта закономерность периода перерастания социализма в коммунизм упрочивает единение советских народов, укрепляет социалистическую межнациональную общность. Сбылось ленинское предвидение о том, что если капитализм разделяет и отчуждает нации, то социализм "творит новые, высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок"42 .

Намеченные XXIV съездом партии грандиозные задачи создания материально-технической базы коммунизма, программа социального развития советского общества, новые горизонты расцвета и сближения наций - все эти процессы обусловливают дальнейшее возрастание внутреннего единства и монолитности советского народа. Объективный ход исторического развития обеспечит в будущем полную социальную однородность советского народа, достижение такой степени единства советских людей, которое будет характеризоваться полным торжеством коммунистических принципов во всех областях материальной и духовной жизни членов коммунистического общества. Это будет историческое воплощение идеалов рабочего класса, Коммунистической партии.

Изучение процесса формирования и развития новой исторической общности в СССР позволяет сделать ряд общих выводов.

Становление общностей нового типа, олицетворением которых в наше время является советский народ и народы стран социалистической системы, - это закономерность эпохи перехода человечества от капитализма к социализму, неразрывно связанная с утверждением социалистического способа производства, формированием социалистической классовой структуры, социалистических наций и народностей и подлинно братских отношений между ними. Новый строй, воплощающий на деле


41 М. Н. Росенко. Строительство коммунизма в СССР и закономерности развития социалистических наций. Л. 1968, стр. 19.

42 В. И. Ленин. ПСС. Т. 26, стр. 40.

стр. 15


принципы социалистического интернационализма, немыслим без созидания сплоченной и гармонично функционирующей общности борцов за построение социализма и коммунизма. Конкретно-историческое проявление отмеченной закономерности зависит от уровня экономического, социального и культурного развития той или иной страны, национального состава населения. В связи с этим социалистические общности людей оформляются в различные по продолжительности сроки и могут быть социально-классовыми (в однонациональных странах) или одновременно социально-классовыми и межнациональными (в многонациональных странах).

Формирование социалистических общностей людей связано с превращением их в общности всеобъемлющие, то есть охватывающие всех без исключения членов общества. В силу этого народ и общество совпадают по своему людскому составу. Различия между социалистическими классами и социальными группами, опирающимися на единую социалистическую собственность на средства производства, не носят коренного, существенного характера; между ними устанавливается глубокая общность экономических интересов и социально-политических устремлений. Это обусловливает высокую степень социально-экономической однородности, социально-политической сплоченности, монолитности социалистических общностей.

Общности нового типа воплощают торжество свободного труда. Труд, освобожденный от частнособственнического закона присвоения его результатов паразитическими классами, раскрывает в условиях социализма все свои общечеловеческие свойства, в том числе и свойство объединять, сплачивать и кооперировать трудящихся. Именно в свободном труде утверждается гуманистический принцип: "Все за одного, один за всех". В обеспечиваемом социализмом творческом труде народа - основа, неиссякаемый источник его коллективности, дерзания, самоотверженности. Труд на благо общества рождает такой могучий фактор общественного прогресса, как социалистическое соревнование, движение за коммунистический труд.

Политическая организация общества при социализме служит действенным фактором формирования и развития социалистических общностей людей, причем если первоначально она выступает как государство диктатуры пролетариата, то в условиях полной и окончательной победы социализма, на этапе перехода к коммунизму - в виде общенародного государства. Социалистическая государственность обеспечивает полную политическую свободу трудящимся, широкую демократию и активное участие всех членов общества в управлении государственными делами, в хозяйственном и культурном строительстве.

Непременным условием становления и развития социалистических общностей людей является формирование их социалистического духовного облика, марксистско-ленинского мировоззрения и социалистической идеологии. На идейной основе марксизма-ленинизма создается новая, социалистическая культура, утверждаются новые, социалистические духовные начала, укрепляющие единство всех членов общности.

Формирование социалистических межнациональных общностей людей являет собой пример подлинно социалистического пути и метода объединения народов, основанного на добровольности, свободном волеизъявлении. Социалистическая межнациональная общность объединяет два типа этнических общностей: нации и народности. Обоим этим типам свойственны общие социалистические признаки. Межнациональные общности - синтезированное выражение расцвета социалистических наций и народностей и их все возрастающего сближения. Процессы расцвета и сближения субъектов межнациональной общности находятся в гармоническом единстве, взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Расцвет наций ведет к их сближению, а сближение, приумножающее

стр. 16


межнациональные материальные и духовные богатства, создает базу дальнейшего экономического и культурного прогресса народов. В межнациональной общности аккумулируется все передовое, положительное из достижений каждой нации, и на основе этого формируются интернациональные черты общности в целом, ее передовые традиции. В межнациональной социалистической общности, сочетающей национальное и интернациональное, обеспечивается примат интернационально-общего над национально-частным. Национально-государственные формы, в которых осуществляется развитие внутри этой общности, стимулируют как расцвет наций, так и всесторонние связи между ними, их сближение.

Жизненность социалистических общностей людей, свободных от внутренних антагонизмов и вражды, покоится также на согласии и мире между образующими их классами и социальными группами, нациями и народностями. Социализм и мир неразделимы, так как социализм - созидание, творчество нового, а мир - первое и необходимое условие для этого. Мир является не только непоколебимым принципом внутренней жизни социалистических общностей, но также и принципом их международных отношений. Однако приверженность к миру не означает, что они сторонники пацифизма. История доказывает, что каждый зачинщик войны, направленной против общественного прогресса, получает сокрушительный отпор.

Инициатором и ведущей силой формирования и развития социалистических социально-классовых и межнациональных общностей является рабочий класс, который в условиях социализма в полной мере проявляет свои интернациональные и гуманистические качества. Коммунистические партии - партии творческого марксизма-ленинизма - организуют и направляют процесс становления и развития социалистических общностей. Вся деятельность коммунистических партий направлена на создание и укрепление социально-классового и интернационального единства трудящихся, их сплочение на борьбу за осуществление идеалов коммунизма. В идеологии, политике коммунистических партий - залог жизнеспособности, роста сплоченности и неуклонного совершенствования исторических общностей нового типа.

Исторический опыт становления и развития советского народа как социально-классовой межнациональной общности освещает человечеству путь к единству, к коммунистическому братству. Советский народ выступает на международной арене как последовательный носитель гуманизма и интернационализма, нового типа межнациональных отношений, основанных на братском сотрудничестве и взаимопомощи народов во имя социализма и коммунизма, как друг всех трудящихся, поборник свободы и равноправия всех наций. В социалистическом содружестве братских стран советский народ с честью выполняет свой долг - вносит достойный вклад в общее дело социалистического и коммунистического строительства. Он щедро передает свой богатый опыт социалистического преобразования общества. Этот опыт отражает общие закономерности социализма, и поэтому его творческое использование с учетом особенностей каждой страны облегчает и ускоряет их движение по социалистическому пути. Последовательное осуществление принципов социалистического интернационализма обеспечивает наиболее полную реализацию специфических и общих интересов братских стран.

Развитие советского народа, впервые в истории человечества возникшей и окрепшей под руководством Коммунистической партии социально- классовой и интернациональной общности людей, является залогом создания в будущем качественно новой общности людей, охватывающей все народы мира, вставшие на путь строительства социализма и коммунизма.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКИЙ-НАРОД-НОВАЯ-ИСТОРИЧЕСКАЯ-ОБЩНОСТЬ-ЛЮДЕЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Маргарита СимонянКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Margarita

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. П. КИМ, В. П. ШЕРСТОБИТОВ, СОВЕТСКИЙ НАРОД - НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.01.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКИЙ-НАРОД-НОВАЯ-ИСТОРИЧЕСКАЯ-ОБЩНОСТЬ-ЛЮДЕЙ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - М. П. КИМ, В. П. ШЕРСТОБИТОВ:

М. П. КИМ, В. П. ШЕРСТОБИТОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  •  Валерий Василёв: 
     
    Общность только оказалась недолговечной. Сейчас пытаются слепить нечто подобное вновь... российскую нацию. Не знаю, что и сказать... Однии те же ГРАбли.
     
     578 дней(я) назад 
    Рейтинг: 0
     
Похожие темы
Публикатор
Маргарита Симонян
Уренгой, Россия
19580 просмотров рейтинг
17.01.2017 (2656 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
3 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОВЕТСКИЙ НАРОД - НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android