Libmonster ID: RU-10642
Автор(ы) публикации: М. КАММАРИ

Жизнь и деятельность И. В. Сталина - гениального продолжателя великого учения и дела Маркса - Энгельса - Ленина - неразрывно связана с историей нашей славной героической партии большевиков, с историей создания и укрепления многонационального советского социалистического государства, с историей создания и укрепления замечательного содружества социалистических наций - Союза Советских Социалистических Республик. Благодаря гению, воле и трудам В. И. Ленина и И. В. Сталина было создано первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян, государство, основанное на великой дружбе советских, социалистических наций, являющееся прообразом братского сотрудничества народов всего мира, оплотом свободы, независимости, мира и безопасности народов, светлым маяком для угнетённых народов зависимых стран и колоний, указывающим им путь к освобождению от колониального угнетения и эксплоатации.

И. В. Сталин развил дальше учение марксизма-ленинизма применительно к новой исторической эпохе, к эпохе борьбы между социализмом и капитализмом, к эпохе строительства коммунизма в СССР. Применительно к этой эпохе И. В. Сталин развил дальше и марксистско-ленинскую теорию по национально-колониальному вопросу, являющуюся частью теории социалистической революции и диктатуры пролетариата.

И. В. Сталин создал марксистскую теорию нации и, исходя из этой теории, дал глубокое научное обоснование программы и политики партии большевиков в национально-колониальном вопросе.

Труды И. В. Сталина по национально-колониальному вопросу вошли в богатую сокровищницу марксизма-ленинизма как её золотой фонд. Они служили и служат незаменимым руководством не только для ВКП(б), но и для всех братских коммунистических партий.

В разработке марксистской теории нации, в обосновании программы и политики партии в национальном вопросе важнейшую роль сыграла работа И. В. Сталина "Марксизм и национальный вопрос" (январь 1913 года).

Буржуазная социология рассматривает нацию метафизически и идеалистически, как нечто неизменное, раз навсегда данное. Она сводит нацию к мистическому и якобы неизменному "национальному духу", "национальному характеру и воле", "национальной душе" или "расовой крови и душе". Она пытается вывести нацию из "национального сознания и воли", а не обратно - национальное сознание и волю из условий жизни наций. Буржуазная социология, а вслед за нею и реформисты смешивают понятие нации с расой и племенем, сводя национальную общность к расовой, племенной, государственной, идеологически-религиозной общности.

И. В. Сталин показал антинаучность и реакционность этих теорий и противопоставил им марксистскую теорию возникновения наций. Товарищ Сталин на основе обобщения процесса возникновения наций показал, что нация не есть нечто вечное и неизменное, что её нельзя смешивать с племенем, расой и государственной общностью. Нация -

стр. 65

это историческая категория определённой эпохи, нации исторически впервые возникают в эпоху поднимающегося капитализма, уничтожения феодальной раздробленности. Развитие капитализма, торговли, рынка связывает различные области, населённые людьми, говорящими на одном языке, в одно экономическое целое.

Нацию нельзя смешивать с расой и племенем, национальную общность - с расовой или племенной общностью, ибо нации возникают и складываются из людей различных рас и племён.

Научно обобщая процесс возникновения и развития наций, И. В. Сталин дал следующее классическое, марксистское определение нации: "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. При этом само собой понятно, что нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет свою историю, начало и конец"1 .

Товарищ Сталин подчёркивает, что ни один из этих признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации: "Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию"2.

Эта теория нации получила в партии большевиков признание. В работе "Национальный вопрос и ленинизм", написанной в 1929 году и впервые опубликованной в 11-м томе Сочинений И. В. Сталина, дана критика попытки "дополнить" определение нации пятым признаком, а именно - наличием у нации своего собственного, обособленного национального государства. Согласно схеме авторов этого "дополнения", "пришлось бы признать нациями только такие нации, которые имеют своё собственное, отдельное от других, государство, а все угнетённые нации, лишённые самостоятельной государственности, пришлось бы вычеркнуть из разряда наций, причём борьбу угнетённых наций против национального гнёта, борьбу колониальных народов против империализма пришлось бы изъять из понятия "национальное движение", "национально-освободительное движение"3 .

По этой схеме выходит, что угнетённые нации становятся нациями только после отделения их от угнетающих их государств, что, входя в другие государства, они не являются нациями или перестают быть нациями. Товарищ Сталин доказал, что эта схема теоретически приводит к абсурдным выводам, а практически, политически - к оправданию национального империалистического гнёта. Империалисты, носители этого гнёта, "решительно не признают за действительные нации угнетённые и неполноправные нации, не имеющие своих отдельных национальных государств, и считают, что это обстоятельство даёт им право угнетать эти нации"4 .

Эта схема приводила к оправданию буржуазных националистов, доказывавших, что советские нации якобы перестали быть нациями после того, как они пошли на объединение своих национальных советских республик в Союз Советских Социалистических Республик.

И. В. Сталин разбил метафизические буржуазные теории, согласно которым нации - это нечто раз навсегда данное, вечное и неизменное; согласно буржуазным теориям, нации существовали ещё до капитализма. Товарищ Сталин неопровержимо доказал, что нации не могли возникнуть и существовать до капитализма, в период феодализма, когда страны были


1 И. В. Сталин. Соч. Т. 2, стр. 296 - 297.

2 Там же, стр. 297.

3 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 334.

4 Там же, стр. 335.

стр. 66

раздроблены на отдельные самостоятельные княжества, которые не только не были связаны друг с другом национальными узами, но и решительно отрицали необходимость таких уз. Нации не могли возникнуть и существовать в докапиталистический период, так как не было ещё тех факторов, которые ликвидируют хозяйственную раздробленность и стягивают разобщённые доселе части данного народа в одно национальное целое: не было национального рынка, экономических и культурных центров, объединяющих нацию.

"Конечно, элементы нации - язык, территория, культурная общность и т. д. - не с неба упали, а создавались исподволь, ещё в период докапиталистический. Но эти элементы, - указывает товарищ Сталин, - находились в зачаточном состоянии и в лучшем случае представляли лишь потенцию в смысле возможности образования нации в будущем при известных благоприятных условиях. Потенция превратилась в действительность лишь в период подымающегося капитализма с его национальным рынком, с его экономическими и культурными центрами"5 .

Сталинская теория нации явилась результатом глубокого научного обобщения процесса возникновения и развития наций. Сталин гениально развил положения "Манифеста Коммунистической партии" и указания Ленина о возникновении наций на базе развивающегося капитализма, применив творчески метод марксизма. Маркс и Энгельс указывали, что развитие капитализма связывает независимые области, объединённые почти только союзными отношениями, области с различными интересами, законами, правительствами, таможенными пошлинами, сплачивает их "в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей"6 . С другой стороны, развитие капитализма, международной торговли, мирового рынка всё более уничтожает национальную обособленность. На смену старой местной и национальной замкнутости приходит всесторонняя связь и взаимозависимость наций. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Создавая теорию нации, И. В. Сталин исходил из этих положений Маркса и Энгельса, а также из указаний В. И. Ленина о возникновении русской нации. В своей работе "Национальный вопрос и ленинизм" И. В. Сталин приводит замечательные указания Ленина по вопросу о возникновении русской нации, выдвинутые в полемике с социологом народничества Михайловским.

По теории Михайловского, "национальные связи, это - продолжение и обобщение связей родовых". Михайловский повторял широко распространённую, ходячую буржуазную теорию, согласно которой сначала была семья, как ячейка всякого общества, затем семья разрослась в род, в племя, а племя разрослось в нацию и государство. Ленин охарактеризовал эту идеалистическую буржуазную теорию, как ребяческий вздор, которому учили в буржуазных гимназиях.

Ленин указывал, что о родовом быте можно было говорить в древней Руси, а в средние века в Московской Руси государство основывалось уже не на родовых связях, а на местных, территориальных союзах, но национальных связей в научном, марксистском смысле этого слова ещё не было, ибо государство распадалось на отдельные земли, на княжества, сохранявшие живые следы прежней автономии, особенности в управлении, иногда свои особые войска, особые таможенные границы и т. д.


5 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 336.

6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии, стр. 53. Огиз. Госполитиздат. 1948.

стр. 67

"Только новый период русской истории (примерно с 17 века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое"7 .

"Слияние это вызвано было не родовыми связями, - указывал Ленин, - ...и даже не их продолжением и обобщением: оно вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было ничем иным, как созданием связей буржуазных"8 .

Так возникали и все другие нации на базе развития капитализма. Этот процесс не закончен и до сих пор, особенно в колониях, где он всячески тормозится и подавляется национально-колониальным гнётом. Нации, возникшие на базе капитализма, И. В. Сталин охарактеризовал в своей работе "Национальный вопрос и ленинизм" как буржуазные нации, показав, что совершенно иначе, на другой исторической основе появились новые, советские, социалистические нации, вследствие чего они коренным образом отличаются от наций старых, буржуазных и по своему классовому составу и по социально-политическому и духовному облику. Нации буржуазные развиваются на базе капитализма, - этим определяются их экономическая основа, их классовый состав и внутренние, классовые противоречия и антагонизмы, их идейно-политический багаж. Характеризуя буржуазные нации, И. В. Сталин говорит: "Буржуазия и её националистические партии были и остаются в этот период главной руководящей силой таких наций. Классовый мир внутри нации ради "единства нации"; расширение территории своей нации путём захвата чужих национальных территорий; недоверие и ненависть к чужим нациям; подавление национальных меньшинств; единый фронт с империализмом, - таков идейный и социально-политический багаж этих наций"9 .

Судьба таких наций связана с судьбой капитализма: с падением капитализма они должны уступить место новым, социалистическим нациям, возникающим на базе соответствующих буржуазных наций или, точнее, на их развалинах, поскольку буржуазные нации в результате ликвидации капитализма, построения социализма коренным образом преобразуются, перестраиваются и перевоспитываются в духе социализма, поскольку буржуазия как главная руководящая сила нации устраняется и ликвидируется и во главе нации становится рабочий класс.

Когда И. В. Сталин писал, что "нация является не просто исторической категорией, а исторической категорией определённой эпохи, эпохи подымающегося капитализма", что "судьбы национального движения, в существе своём буржуазного, естественно связаны с судьбой буржуазии", что "окончательное падение национального движения возможно лишь с падением буржуазии"10 , то он имел в виду именно буржуазные нации. Такие же нации имел в виду В. И. Ленин, когда писал в 1914 году в статье "Карл Маркс": "Нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития"11 .

Понятие нации следует отличать от понятия народа и народности, как этнографической категории. Народы возникают при разложении первобытно-общинного строя путём объединения и слияния различных племён и союзов племён, на базе классового общества. Народы и народности - не просто союзы или конфедерации племён, существующие при первобытно-общинном строе, ибо в союзах племена сохраняют свою особенность, свой диалект, свои племенные земли, своё особое управле-


7 В. И. Ленин. Соч. Т. 1, стр. 137. 4-е изд.

8 Там же, стр. 137 - 138.

9 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 338.

10 И. В. Сталин. Соч. Т. 2, стр. 303, 311, 312.

11 В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 26. 3-е изд.

стр. 68

ние, своих вождей и т. д. В народе и народности племена уже объединены и слились между собой так тесно, что потеряли свою обособленность, своё особое управление. Это объединение, слияние племён идёт уже не на основе сохранения общинно-родового строя, а на основе его разложения, возникновения частной собственности, классов и классового неравенства. Население в классовом обществе объединяется уже не по признаку родства, а по территориальному признаку. Так, в процессе разложения первобытно-общинного строя и возникновения классового (рабовладельческого и феодального) общества возникают народы и народности древнего мира и средних веков.

Народы, следовательно, начали возникать и развиваться задолго до возникновения наций, и они слагаются в нации впервые на основе развития капитализма.

Народы и народности - это исторически сложившаяся общность людей, возникшая путём объединения и слияния различных племён на базе разложения первобытно-общинного строя и образования классового, рабовладельческого и феодального общества. Поэтому известную общность языка, территории, экономической жизни и психического склада народов и народностей нельзя отождествлять с общностью языка, территории, экономической жизни и психического склада нации, возникающей впервые на базе развития капитализма.

Современный русский язык отличается от языка русского народа в Киевской или в Московской Руси XIV в. точно так же, как общность территории, экономической жизни и психического склада современной, социалистической русской нации отличается от общности территории, экономической жизни и психического склада русского народа периода средних веков.

Для марксиста должно быть ясно, что не только народ, но и его язык, сознание возникают и развиваются на определённой материальной основе, на основе длительного экономического и всякого иного общения, что немыслимо без известной общности территории и некоторой общности экономической, политической и культурной жизни. Суть дела в характере экономической общности, объединяющей людей в народ или в нацию. Общность экономической жизни, объединяющей людей в нацию, создаётся впервые лишь капитализмом в виде Национального рынка, разделения труда и товарного обмена.

Характеристику социалистических наций и условий их формирования, консолидации и развития на базе советского, социалистического строя И. В. Сталин дал после победы Великой Октябрьской социалистической революции, на основе обобщения опыта этой революции. На этом мы остановимся ниже.

Создав марксистскую теорию нации, И. В. Сталин подверг критике буржуазно-националистические теории О. Бауэра и К. Реннера, главных теоретиков II Интернационала по национальному вопросу. О. Бауэр и К. Реннер определяли нацию как "культурную общность", как "союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих людей", не связанных общностью территории и экономической жизни. О. Бауэр шёл ещё дальше и утверждал, что и общность языка не есть необходимый признак нации. Эта теория отрывала нацию и национальный характер от той исторической почвы, той материальной основы, на которой возникает, живёт и развивается нация. Эта теория смешивала нацию с расой, с племенем, с религиозной кастой, рассматривая нацию как нечто неизменное и вечное. "Нация" О. Бауэра, как указывал товарищ Сталин, ничем не отличается от мистического "национального духа" спиритуалистов; это не живая, реально действующая нация, а нечто неуловимое, незримое, загробное!

Исходя из этой идеалистической и метафизической теории нации, О. Бауэр и К. Реннер выдвигали в своей программе требование искус-

стр. 69

ственного создания наций, соединения людей, не связанных общностью языка, территории, экономической жизни, в особые "национальные союзы", для заведывания так называемыми "культурными" делами нации. На основе этой теории строилась программа так называемой "культурно-национальной автономии". Товарищ Сталин показал, что эта программа является одновременно утопической и реакционной. Она пытается искусственно соединять в нации людей, которых развитие капитализма постоянно, ежедневно перебрасывает из одной страны в другую, например, в поисках работы. Эта программа реакционна, ибо она пытается замкнуть рабочих в скорлупу своей нации, подчинить их идеологии буржуазного национализма, разрушить интернациональную, пролетарскую солидарность. Эта программа действительно привела к распадению австрийской социал-демократии, профсоюзов и других рабочих организаций на разрозненные национальные группы, к уничтожению интернационального единства рабочего движения, к национальной грызне, к росту национализма и шовинизма. Эта программа была реформистской, она пыталась решить национальный вопрос не на базе революции, а на базе реформ, "поправочек" к конституции буржуазно-монархической Австро-Венгерской империи. Эта программа была националистической и империалистической; она исходила из принципа "целости" Австро-Венгерской империи, угнетавшей чужие (славянские) народы; она сводила право наций на самоопределение к жалкой, куцей "культурно-национальной автономии". Исходя из интересов сохранения государственной власти и привилегий в руках господствующей нации (немцев), она, следовательно, увековечивала угнетение славянских народов немцами.

Буржуазно-националистической идеологии, теории и программе партий II Интернационала товарищ Сталин противопоставил до конца последовательное, научное, марксистское мировоззрение, марксистскую теорию и метод в решении национального вопроса, метод пролетарского, интернационалистского решения национального вопроса как единственно верный метод.

Марксистское решение национального вопроса требует точного учёта экономических, политических и культурных условий среды, в которой живут нации, рассмотрения этих условий в их изменении и развитии, в связи со всей исторической эпохой. Решение, правильное для данной нации в данный период, будет непригодным в другой период и в другой обстановке. Решение, правильное для данной страны и для данной нации, может оказаться непригодным для другой страны и другой нации.

Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества, открыла вместе с тем новую эру в истории наций, национально-освободительных движений и межнациональных отношений.

Обобщая историю возникновения наций, национальных и многонациональных государств, национального гнёта и борьбы против него в сеете опыта Великой Октябрьской социалистической революции, И. В. Сталин отмечал в этой истории следующие три периода:

первый период - период ликвидации феодализма на Западе и победы капитализма; второй период в развитии национального гнёта и способов борьбы с ним приурочивается к периоду появления империализма на Западе; третий период - период советский, период уничтожения капитализма и ликвидации национального гнёта12 .

В первый период национальный вопрос не выходит из рамок отдельных национальных государств и захватывает лишь немногие, главным образом европейские национальности; во второй же период национальный вопрос превращается в вопрос межгосударственный, международный, в вопрос национально-колониальный.


12 См. И. В. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 33 - 35.

стр. 70

Это превращение не является исторической случайностью, как подчёркивает И. В. Сталин. Империалистические державы, эксплоатируя колонии и зависимые страны, неизбежно вызывают национально-освободительное движение против национального гнёта.

В первый период, период подымающегося капитализма, когда пролетариат ещё слаб, малочислен, неорганизован, не имеет своей партии, вождём национальных движений выступает буржуазия угнетённых наций и национальные движения имеют буржуазный характер, составляют часть буржуазно-демократических движений и революций (эпоха 1789 - 1871 гг. в Западной Европе). В период империализма, когда пролетариат имеет во главе революционную марксистскую партию и выступает передовым борцом за свободу, гегемония всё больше переходит к нему и в национально-освободительном движении.

Впервые роль вождя в национально-освободительном движении взял на себя рабочий класс России, русский пролетариат во главе с партией большевиков. Партия большевиков под руководством Ленина и Сталина сумела направить национально-освободительное движение угнетённых народов за национальное равноправие в общее русло социалистической революции, свергнувшей буржуазию и установившей диктатуру пролетариата. Именно поэтому национально-колониальные революции произошли у нас не под знаменем национализма, а под знаменем пролетарского интернационализма и дали народам нашей страны действительную свободу. Именно поэтому национально-освободительное движение переросло у нас из буржуазно-демократического движения в социалистическое, стало частью социалистической революции. Примеру партии большевиков и народов СССР следуют братские коммунистические партии и народы других стран.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции, появление Советской республики, уничтожившей национально-колониальный гнёт на территории огромного государства и нанесшей смертельный удар империализму, вдохновила угнетённые народы Востока и всего мира, создала для них могучий оплот и светлый маяк, указывающий путь к освобождению, сплотила в общий фронт борьбы против империализма, превратила фактически этот фронт в часть мировой социалистической революции против мирового империализма.

"Это значит, что Октябрьская революция открыла новую эпоху, эпоху колониальных революций, проводимых в угнетённых странах мира в союзе с пролетариатом, под руководством пролетариата"13 .

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла третий, советский период в истории национально-освободительных движений и в решении национального вопроса.

Глубокая, конкретно-историческая характеристика И. В. Сталиным трёх периодов в развитии национально-освободительных движений имеет огромное научное (методологическое) и практически-политическое значение: она вооружила братские компартии правильным пониманием перспективы национальных движений, указала путь к завоеванию гегемонии пролетариата в этих движениях, к превращению национальных движений в союзника пролетарской революции, к превращению колоний из резерва империализма в резерв социалистической революции. Эта характеристика даёт исторической науке ключ к познанию глубоких источников, тенденций, закономерностей развития национально-освободительных движений в прошлом и настоящем, путь к научному объяснению этих движений.

Анализируя действие двух тенденций капитализма в национальном вопросе, вскрытых Левиным ещё до первой мировой войны: тен-


13 И. В. Сталин. Соч. Т. 10, стр. 243.

стр. 71

денции к образованию нации в национальные государства и тенденции к "интернационализации" капитала, его экономики и политики, к созданию мирового рынка, мировых хозяйственных связей и взаимной зависимости народов - тенденции, преобладающей в эпоху империализма, И. В. Сталин показывает, что в эпоху империализма эти две тенденции вступили в непримиримое противоречие. Глубокий, конкретный анализ этих противоречий И. В. Сталин дал в тезисах к докладу по национальному вопросу на XII съезде РКП(б) и затем в своей работе "Об основах ленинизма".

Обобщая историю капитализма, И. В. Сталин указывает, что борьба этих двух основных противоречивых тенденций капитализма в национально-колониальном вопросе "наполняет историю многонациональных буржуазных государств за последнее полстолетие". "Непримиримое противоречие между процессом хозяйственного объединения народов и империалистическими способами этого объединения, - говорит товарищ Сталин, - определило неспособность, беспомощность, бессилие буржуазии найти правильный подход к решению национального вопроса"14 .

Это противоречие явилось основой внутренней несостоятельности и органической неустойчивости буржуазных многонациональных колониальных держав, приводя их к развалу.

Первая мировая империалистическая война (1914 - 1918 гг.), указывает И. В. Сталин, обнажила до самых корней все противоречия капитализма, привела к крайнему обострению национальных конфликтов внутри победивших колониальных держав (Англии, Франции, Италии), к распаду царской России и к образованию на её развалинах советских социалистических республик, рождённых Великой Октябрьской социалистической революцией, к полному распаду Австро-Венгрии и Германской империи, к образованию новых национальных буржуазных государств.

Но и образование новых национальных буржуазных государств не установило и не могло установить мирного сожительства национальностей, не устранило и не могло устранить национального гнёта, неравенства, национальной вражды, ибо государства, покоящиеся на частной собственности и классовом неравенстве, не могут существовать: а) без угнетения своих национальных меньшинств; б) без расширения своей территории за счёт соседей, что вызывает конфликты и войны; в) без подчинения их "великим" империалистическим державам в финансовом, экономическом и военном отношениях15 .

История после войны 1914 - 1918 гг. дала огромное количество фактов, полностью подтверждающих эти положения И. В. Сталина.

Программа и политика партии большевиков в национальном вопросе исходит из учёта этих непримиримо противоречивых тенденций капитализма в национально-колониальном вопросе. В основе этих противоречий лежат экономические и классовые противоречия капиталистического общества.

Русские коммунисты связывали всегда решение национального вопроса с решением основных задач революции. В соответствии с этим в постановке и решении национального вопроса в истории русского марксизма И. В. Сталин выделяет две стадии: дооктябрьскую, когда решение национального вопроса связывалось с решением задач буржуазно-демократической революции, и октябрьскую, когда решение национального вопроса связывалось уже с решением задач социалистической революции. Основным программным лозунгом партии в национальном вопросе является лозунг права наций на самоопределение вплоть до отделения и


14 И. В. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 182, 183.

15 См. там же, стр. 17 - 18.

стр. 72

образования своего самостоятельного национального государства. Содержание этого лозунга изменяется в соответствии с переходом одного этапа революции к другому.

В статье "Октябрьский переворот и национальный вопрос" (6 и 19 ноября 1918 г.), обобщая опыт перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, опыт первого года диктатуры пролетариата, И. В. Сталин показал, что "национальный вопрос целиком определяется условиями социальной обстановки, характером власти в стране и, вообще, всем ходом общественного развития"16 . И. В. Сталин конкретно показал, как в процессе перерастания буржуазно-демократической революции в пролетарскую, с установлением диктатуры пролетариата разрешаются противоречия капитализма в национальном вопросе и как в связи с этим коренным образом изменяется характер и значение национальных движений, как внутри национального движения, буржуазно-демократического по своему характеру, происходит раскол, как возникает социалистическое движение рабочих и крестьян угнетённых национальностей на основе борьбы за власть Советов, как буржуазное националистическое движение переходит в лагерь контрреволюции и империалистической реакции.

В ходе резолюции трудящиеся увидели, что "национальная буржуазия" стремится не к освобождению "своего" народа от национального гнёта, а к установлению своего господства, к сохранению своих привилегий и капиталов и ради этого готова продать "свой" народ и его родину злейшим врагам, иностранным империалистам. Таким образом, буржуазное понимание самоопределения наций было разоблачено самым ходом революции. Победило социалистическое понимание принципа самоопределения наций, выдвинувшее лозунг "вся власть трудовым массам угнетённых национальностей", а не национальной буржуазии. Отметая космополитические, по существу империалистические, великодержавно-шовинистические теории (Троцкого, Пятакова и др.) о том, что социалистическая революция якобы "отменяет" принципы самоопределения наций и защиты отечества, И. В. Сталин подчёркивает: "На самом деле отменены не принципы самоопределения и "защиты отечества", а буржуазное их толкование"17 .

Творческое применение марксистского диалектического метода к разрешению важнейшего вопроса революции обогатило и вооружило партию марксистской теорией науки, глубоко обоснованной программой по национальному вопросу. Эта программа воплощена в жизнь в нашем многонациональном социалистическом государстве, порождённом Великой Октябрьской социалистической революцией.

Непосредственно руководя строительством всех национальных советских республик в качестве народного комиссара по делам национальностей, И. В. Сталин дал глубокое марксистское обоснование политики партии и советской власти в национальном вопросе, определил пути формирования, консолидации, развития, объединения и братского сотрудничества новых, советских, социалистических наций в едином многонациональном советском государстве, обосновал программу развития национальных по форме, социалистических по содержанию культур народов СССР.

Под гениальным руководством Ленина и Сталина создано несокрушимое многонациональное социалистическое государство, великое содружество советских социалистических наций - Союз Советских Социалистических Республик.

Исключительно велика роль И. В. Сталина в строительстве национальных советских республик, в создании и укреплении Союза ССР, в расцвете национальных культур и дружбы народов.


16 И. В. Сталин. Соч. Т. 4, стр. 155.

17 Там же, стр. 166.

стр. 73

Гениально обобщая опыт революционных масс по строительству советского государства, И. В. Сталин открыл самые целесообразные формы объединения и сотрудничества народов нашей Родины в едином союзном государстве - в Союзе Советских Социалистических Республик. Чтобы найти и осуществить различные формы объединения, соответствующие быту каждой национальности, необходимо было учесть своеобразие исторического развития каждой нации, её прошлое, её взаимоотношения с другими, соседними нациями, уровень исторического развития и культуры каждой нации; наличие или отсутствие промышленного пролетариата, кадров национальной интеллигенции и т. д. и т. п. Без этого нельзя было приобщить к социалистическому строительству народы СССР, стоявшие в начале революции на самых различных ступенях общественного развития, начиная от патриархально-кочевого быта и кончая высокоразвитыми промышленными центрами страны; без этого нельзя было советскую власть, созданную прежде всего в центре русскими рабочими и крестьянами, сделать родной и понятной для всех племён и народов нашей страны и выковать великое содружество советских, социалистических наций. Тут нужно было творческое применение и развитие марксистского метода и марксистской науки об обществе.

В соответствии с принципами диалектики И. В. Сталин учит, что советская автономия не есть нечто застывшее и раз навсегда данное, что она допускает самые разнообразные формы своего развития. Он особенно подчёркивает гибкость и разнообразие форм советской автономии, как её особенность и достоинство. Эта гибкость позволяет охватить всё многообразие национальных отношений, ступеней исторического развития и классовой диференциации внутри нации, всё разнообразие окраин России, стоящих на самых различных ступенях культурного и экономического развития, и проложить дорогу советской власти в "самые захолустные дебри окраин России, поднять к политической жизни самые отсталые и разнообразные в национальном отношении массы, связать эти массы с центром самыми разнообразными нитями, - задача, которую не только не решало, но и не ставило себе (боялись поставить!) ни одно правительство в мире"18 .

Федерация советских республик, указывал И. В. Сталин, является "той общей формой государственного союза, которая даёт возможность: а) обеспечить целость и хозяйственное развитие как отдельных республик, так и федерации в целом; б) охватить всё разнообразие быта, культуры и экономического состояния различных наций и народностей, стоящих на разных ступенях развития, и сообразно с этим применять тот или иной вид федерации; в) наладить мирное сожительство и братское сотрудничество наций и народностей, связавших так или иначе свою судьбу с судьбою федерации"19 . Опыт РСФСР целиком подтвердил гибкость и целесообразность советской федерации как государственной формы сотрудничества новых, советских, социалистических наций.

Советское государство не ограничилось только установлением политического и правового равноправия наций, хотя и это было всемирно-историческим завоеванием, не достигнутым ни в одной, самой демократической буржуазной республике.

Под руководством партии большевиков советское государство поставило задачу ликвидации фактического неравенства наций. "Суть национального вопроса в РСФСР состоит в том, - указывал И. В. Сталин на X съезде партии, - чтобы уничтожить ту фактическую отсталость (хозяйственную, политическую, культурную) некоторых национальностей, которую они унаследовали от прошлого, чтобы дать возможность отста-


18 И. В. Сталин. Соч. Т. 4, стр. 355.

19 И. В. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 22.

стр. 74

дым народам догнать центральную Россию и в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях"20 .

Почти 25 миллионом населения бывших окраин, не успевшим пройти стадии промышленного капитализма, отставшим от центра на несколько исторических эпох, нужно было "из первобытных форм хозяйства перейти в стадию советского хозяйства, минуя промышленный капитализм"21 .

Партия большевиков и советское государство под руководством И. В. Сталина, при помощи русского рабочего класса и русского народа осуществили великую историческую задачу. В этом также сказывается величайшее преимущество советской демократии, которая в миллион раз демократичнее любой буржуазной демократии, неспособной и не желающей устранить национальный гнёт и - тем более - фактическое неравенство наций.

Эксплоататорское, империалистическое государство строится на угнетении и эксплоатации народов колоний и зависимых стран горсткой "цивилизованных", господствующих наций.

И. В. Сталин показал, что источник преимущества советской демократии в национальном вопросе - в самой экономической основе, в фундаменте советской демократии, в природе социалистической системы хозяйства. Обосновывая советский, социалистический путь разрешения национального вопроса, как единственно верный и прочный, И. В. Сталин указывал: "Если частная собственность и капитал неизбежно разъединяют людей, разжигают национальную рознь и усиливают национальный гнёт, то коллективная собственность и труд столь же неизбежно сближают людей, подрывают национальную рознь и уничтожают национальный гнёт. Существование капитализма без национального гнёта так же немыслимо, как немыслимо существование социализма без освобождения угнетённых наций, без национальной свободы"22 .

Частная собственность заражает буржуазным национальным эгоизмом, национальной ограниченностью и буржуазными националистическими предрассудками даже трудящихся.

Буржуазия и эксплоататорские классы вообще являются главными организаторами национального гнёта, эксплоатации и их следствий - национальной розни, ненависти, борьбы.

Пролетариат, напротив, - носитель идей интернационализма. Установление диктатуры пролетариата является основным условием уничтожения национального гнёта, установления национального равенства, создания новых, советских наций.

Советское государство, как пролетарское, социалистическое государство, является подлинно интернациональным уже по своей классовой природе и по своей экономической основе.

И. В. Сталин показал, что и экономические основы советского строя и его политическая надстройка содействуют добровольному единению народов. "Единственное государство, которое способно поставить и разрешить национальный вопрос, - указывал И. В. Сталин, - это государство, покоящееся на коллективной собственности на средства и орудия производства - Советское государство"23 . Если в буржуазном мире, "где царит капиталистическая демократия и где государства зиждутся на частной собственности, самая база государства располагает к взаимной национальной грызне, конфликтам и борьбе, то здесь, в мире Советов, где власть построена не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной, где власть построена не на эксплуатации человека человеком, а на борьбе с этой эксплуатацией, здесь, наоборот, сама природа власти располагает к тому,


20 И. В. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 39.

21 Там же, стр. 41.

22 Там же, стр. 19.

23 Там же, стр. 44.

стр. 75

чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью"24 .

Опыт строительства советского государства целиком подтвердил эти положения. Советский строй сумел устранить "вековую" вражду между народами, которую разжигали в течение столетий царизм и эксплоататорские классы, устраивая национальную резню и погромы.

И. В. Сталин показал, что советский тип государственного объединения народов, основанный на принципе их полного равноправия и добровольности объединения, ведёт "к постепенному, но прочному сближению ранее независимых национальностей в одно независимое государство"25 .

Такова закономерность развития советского многонационального государства. Создание СССР - многонационального советского государства - И. В. Сталин оценивал, как увенчание основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, основ, заложенных ещё в 1917 г., как создание могучей социалистической державы, могущей воздействовать на международную обстановку в интересах трудящихся всего мира26 .

И. В. Сталин разоблачил до конца антидемократизм буржуазной политики в национально-колониальном вопросе, обнажил до самых корней реакционное антидемократическое существо буржуазной демократии в национальном вопросе. Все так называемые "демократические" конституции буржуазных государств, указывал И. В. Сталин, являются конституциями господствующих наций, конституциями националистическими, направленными против национальных меньшинств, против слабых, малых, угнетённых и зависимых наций.

В отличие от националистических буржуазных конституций, Конституция СССР глубоко интернациональна, ибо она исходит из того, что все нации и расы равноправны, что разница в цвете кожи или в языке, культурном уровне, в уровне экономического и политического развития, равно как и другая какая-либо разница между нациями в расами, не может служить основанием для оправдания неравноправия наций и рас. Великая Сталинская Конституция СССР исходит из того, что все нации и расы, независимо от их прошлого и настоящего положения, независимо от их силы или слабости, должны пользоваться одинаковыми правами во всех сферах общественной жизни. Советская Конституция карает по закону всякое проявление пропаганды национальной вражды как тягчайшее преступление против основных устоев советского социалистического строя - идеологии и политики дружбы народов, теории и практики полного расового и национального равноправия. В советском обществе нет привилегированных, господствующих, и угнетённых, неполноправных наций и рас. Не национальное происхождение, а личные способности и личный труд определяют положение гражданина в советском обществе. Особенностью Сталинской Конституции является последовательный, до конца развёрнутый социалистический демократизм.

Но формирование и объединение новых, социалистических наций совершалось не без противоречий и борьбы, так как были факторы, мешавшие и противодействовавшие этому объединению. В числе факторов, тормозивших и затруднявших организацию братского сотрудничества наций, И. В. Сталин указывал прежде всего на фактическое (экономическое и культурное) неравенство, оставшееся от прошлого; его нельзя было преодолеть за короткий срок, на это надо было потратить много лет упорного труда и усилий.

Строительство социализма в СССР означало вместе с тем процесс ликвидации фактического (экономического и культурного) неравенства


24 И. В. Сталин, Соч. Т. 5, стр. 150.

25 Там же, стр. 151.

26 См. там же, стр. 155 - 158.

стр. 76

наций. Осуществление политики индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в национальных советских республиках являлось вместе с тем осуществлением задач национальной политики партии и советской власти, задачи ликвидации фактического неравенства наций. При общем быстром темпе роста промышленности СССР промышленность отставших в своём экономическом развитии национальных советских республик росла пропорционально ещё быстрее. Так, валовая продукция крупной промышленности СССР увеличилась в 1940 г. по сравнению с 1913 г. в 12 раз, а Казахской ССР за тот же период - в 22,2 раза, Грузинской ССР - в 26,4 раза, Киргизской ССР - в 160 раз, Таджикской ССР - в 242 раза! Это значит, что во многих национальных республиках промышленность создавалась заново. На этой основе происходил и подъём культурного уровня масс, совершалась глубочайшая культурная революция в национальных республиках. Число учащихся в начальных и средних школах выросло в 1938 - 1939 учебном году по сравнению с 1914 - 1915 годом в Белорусской ССР в 4 раза, в Армянской - более чем в 8 раз, в Казахской - почти в 11 раз, в Туркменской - в 30 раз, в Узбекистане - в 64 раза, в Таджикистане - в 630 раз. Выросла сеть вузов и количество учащихся в них. В 11 союзных республиках созданы свои Академии наук, а в остальных - филиалы и базы АН СССР. Более 40 народностей получили при советской власти свою письменность. Национальная литература издаётся в СССР более чем на 100 языках, и какая литература! Труды великих учителей и гениальных вождей рабочего класса - Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, произведения классиков русской и мировой литературы, классиков братских народов СССР, высокоидейные произведения самой (передовой в мире советской литературы.

В результате осуществления политики партии, коренным образом изменились экономические основы развития наций и их классовый состав, их морально-политический облик. От патриархальщины и кочевого быта многие миллионы населения ранее угнетённых наций сделали гигантский скачок к социализму, минуя капитализм и другие антагонистические формации. Все нации и народности СССР развиваются: ныне на единой общей основе - на основе социалистической экономики, на основе передовой социалистической промышленности и социалистического сельского хозяйства. Во всех национальных советских республиках, ранее экономически отсталых, не имевших своей промышленности, кадров рабочего класса, своей национальной интеллигенции, ныне создана передовая промышленность, кадры квалифицированных рабочих, специалистов, кадры своей национальной интеллигенции, кадры учёных, писателей, художников.

Советский социалистический строй - такова новая историческая основа консолидации и развития наций, притом совершенно новых, советских, социалистических наций.

Товарищ Сталин характеризовал советские нации ещё в 1929 г., до ликвидации эксплоататорских классов и победы социализма, следующим образом: "Это - новые, советские нации, развившиеся и оформившиеся на базе старых, буржуазных наций после свержения капитализма в России, после ликвидации буржуазии и её националистических партий, после утверждения Советского строя.

Рабочий класс и его интернационалистическая партия являются той силой, которая скрепляет эти новые нации и руководит ими. Союз рабочего класса и трудового крестьянства внутри нации для ликвидации остатков капитализма во имя победоносного строительства социализма; уничтожение остатков национального гнёта во имя равноправия и свободного развития наций и национальных меньшинств; уничтожение остатков национализма во имя установления дружбы между народами и утверждения интернационализма; единый фронт со всеми угнетёнными и неполноправными нациями в борьбе против политики захва-

стр. 77

тов и захватнических войн, в борьбе против империализма, - таков духовный и социально-политический облик этих наций.

Такие нации следует квалифицировать, как социалистические нации.

Эти новые нации возникли и развились на базе старых, буржуазных наций в результате ликвидации капитализма, - путём коренного их преобразования в духе социализма"27 .

Эти нации коренным образом отличаются от старых, буржуазных наций как по своему классовому составу и духовному облику, так и по своим социально-политическим интересам и устремлениям.

Социалистические нации являются гораздо более жизнеспособными и "более сплочёнными, чем любая буржуазная нация, ибо они свободны от непримиримых классовых противоречий, разъедающих буржуазные нации, и являются гораздо более общнародными, чем любая буржуазная нация"28 .

Товарищ Сталин высмеивал "теоретиков", которые не хотели видеть коренного различия между старыми, буржуазными и новыми, социалистическими нациями, которые не хотели замечать и признавать эти новые, социалистические нации, которые полагали, что буржуазные нации должны сохраниться и существовать при советском строе, которые "проглядели целую эпоху образования социалистических наций в Советском Союзе, возникших на развалинах старых, буржуазных наций"29 .

Советские социалистические нации рождены Великой Октябрьской социалистической революцией. У их колыбели стояли гениальные вожди революции В. И. Ленин и И. В. Сталин. Их возглавила и воспитала в духе пролетарского интернационализма, дружбы народов, советского патриотизма великая партия Ленина - Сталина.

Советские социалистические нации развивались в направлении, указанном И. В. Сталиным, на базе советского социалистического строя.

Ликвидация эксплоататорских классов, победа социализма в корне изменили весь социально-экономический и морально-политический облик народов СССР. Советские социалистические нации состоят ныне из дружественных друг другу рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, грани между которыми стираются и падают. Советские национальности - это национальности, освобождённые от эксплоатации, классового антагонизма, сплочённые, монолитные нации с новым морально-политическим обликом и психическим складом. Эти нации формировались на основе осуществления ленинско-сталинской национальной политики, под руководством партии Ленина - Сталина, благодаря бескорыстной братской помощи русского рабочего класса, русского народа, русской интеллигенции народам ранее отсталых национальных окраин царской России.

Серьёзнейшим фактором, тормозившим объединение наций и установление правильных взаимоотношений между рабочим классом Центральной России и крестьянством национальных окраин, были пережитки прежнего недоверия между национальностями, созданного эксплоататорскими классами в течение их многовекового господства, и особенно недоверия ранее угнетённых наций ко всему русскому, - недоверия, порождённого угнетательской политикой царизма и господствующих классов царской России. Это недоверие нельзя было преодолеть сразу. Его можно было преодолеть только последовательным проведением ленинско-сталинской национальной политики, чутким и осторожным отношением русских рабочих и коммунистов к национальным особенностям, быту, культуре, интересам и потребностям трудящихся ранее угнетённых наций, искренней и бескорыстной помощью им, совместной борьбой против угнетателей и эксплоататоров, чужих и "своих".


27 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 339.

28 Там же, стр. 341.

29 Там же, стр. 340.

стр. 78

Благодаря осуществлению этой политики русский рабочий класс и русский народ завоевали доверие и поддержку всех народов СССР и всех свободолюбивых народов мира. Благодаря самоотверженной, героической борьбе русского рабочего класса и русского народа против царизма и капитализма, против российского и международного империализма все народы нашей страны получили свободу, покончили со всяким социальным и национальным угнетением, со всеми эксплоататорскими классами, построили социализм, открыли себе путь к сияющим вершинам коммунизма. Благодаря выдержке, стойкости, ясному уму, русскому революционному размаху и героической борьбе русского народа против фашистских захватчиков народы нашей страны одержали великую всемирноисторическую победу над злейшими врагами человечества и спасли мир от фашистской чумы.

Доверие русского народа своему советскому правительству было решающим фактором, определившим победу над фашистскими захватчиками, указывает И. В. Сталин.

И. В. Сталин назвал русский народ наиболее выдающейся нацией среди всех наций, входящих в состав СССР, руководящей силой среди других равноправных наций СССР. Все народы СССР сплотились вокруг великого русского народа, как своего старшего брата, в свободной, социалистической семье равноправных народов.

Именно поэтому вся империалистическая реакция, буржуазные националисты всех мастей так ненавидят и злобно клевещут на великий русский народ, на его героическое прошлое, его лучшие революционно-демократические традиции, его передовую, великую культуру, советскую социалистическую культуру, являющуюся очагом, форпостом, цитаделью, базой подлинно передовой, подлинно человеческой социалистической культуры.

Никакие козни буржуазных националистов, космополитов, агентов англо-американских империалистов не в состоянии подорвать великое доверие, дружбу, любовь и уважение всех народов СССР и всех свободолюбивых народов мира к великому русскому народу, народу-победителю, народу-освободителю, народу-герою, который первым ринулся на штурм капитализма и свалил его в своей стране, проложив широкий путь к освобождению всего человечества.

Все свободолюбивые народы мира, все силы демократии и социализма сплачиваются вокруг народов СССР, вокруг великого русского народа, стоящего во главе борьбы за прочный, справедливый, демократический мир, за свободу и независимость народов, против поджигателей повой войны, против лагеря империалистической реакции, возглавляемого правящими империалистическими кругами США.

В формировании новых, социалистических наций, в деле воспитания их в духе пролетарского интернационализма, дружбы народов, в деле развития и расцвета национальных культур народов СССР исключительно важное, значение имеет теория культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию, теория, созданная И. В. Сталиным.

Товарищ Сталин исходил при этом из ленинских положений о национальной и интернациональной культуре, развитых в статье В. И. Ленина "Критические заметки по национальному вопросу" (1913).

Буржуазные националисты затушёвывают классовые противоречия и антагонизмы внутри нации и национальной культуры и противопоставляют враждебно одну национальную культуру (в целом) другой национальной культуре (в целом). Разоблачая их, Ленин писал: "Есть две нации в каждой современной нации... Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же

стр. 79

две культуры в украинстве, как и в Германии, Франции, Англии, у евреев и т. д."30 . Поэтому противопоставлять одну национальную культуру в целом другой есть измена пролетарскому интернационализму, как мировоззрению пролетариата, и переход на сторону национализма - буржуазного мировоззрения. "В каждой национальной культуре, - подчёркивал Ленин, - есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации (в условиях капитализма. - М. К. ) есть также культура буржуазная (а в большинстве ещё черносотенная и клерикальная) - притом не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры"31 .

"Национальная культура", за которую ратуют буржуазные националисты, - это "культура" помещиков, попов, буржуазии. Вот почему Ленин квалифицировал лозунг "национальной культуры" в условиях буржуазно-помещичьей России в эпоху империализма как лозунг реакционный. Иначе и быть не могло, указывал товарищ Сталин на XVI съезде ВКП(б), развивая положения Ленина применительно к эпохе диктатуры пролетариата, к эпохе социализма.

"Что такое национальная культура при господстве национальной буржуазии? Буржуазная по своему содержанию и национальная по своей форме культура, имеющая своей целью отравить массы ядом национализма и укрепить господство буржуазии. Что такое национальная культура при диктатуре пролетариата? Социалистическая по своему содержанию и национальная по форме культура, имеющая своей целью воспитать массы в духе социализма и интернационализма"32 .

И. В. Сталин разоблачил врагов партии, пытавшихся отождествить национальную культуру в условиях советского строя с национальной культурой в условиях капитализма и на этом основании отвергнуть лозунг национальной культуры вообще, ссылаясь при этом на Ленина. "Как можно смешивать эти два принципиально различных явления, не разрывая с марксизмом? Разве не ясно, - указывал И. В. Сталин, - что, борясь с лозунгом национальной культуры при буржуазных порядках, Ленин ударял по буржуазному содержанию национальной культуры, а не по её национальной форме?"33 .

Бундовцы приписывали Ленину ту бессмыслицу, что он якобы рассматривает социалистическую культуру, как безнациональную, не имеющую той или иной национальной формы. Ленин, как известно, резко протестовал против такой клеветы, решительно отверг и высмеял подобную бессмыслицу. Заслуга И. В. Сталина заключается прежде всего в том, что он восстановил истинный смысл положений Ленина. Но он не ограничился этим, а развил их применительно к новой эпохе.

На основе доклада И. В. Сталина X съезд партии под руководством В. И. Ленина принял резолюцию, в которой дана практическая программа работы партии по развитию национальной культуры в условиях диктатуры пролетариата. В резолюции указывалось, что "задача партии состоит в том, чтобы помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперёд центральную Россию, помочь им: а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные уч-


30 В. И. Ленин. Соч. Т. 20, стр. 16.

31 Там же, стр. 8.

32 И. В. Сталин. Соч. Т. 12, стр. 367.

33 Там же.

стр. 80

реждения на родном языке; г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ, как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера, на родном языке"34 .

Товарищ Сталин показал, что отрицание лозунга национальной культуры в условиях советского строя было направлено фактически против приобщения отставших наций к строительству социализма, против культурного подъёма народов, за оставление их в кабале у реакционных классов.

Ещё в своей речи "О политических задачах университета народов Востока" (1925) И. В. Сталин показал, что между национальной формой и социалистическим содержанием культуры, которая создаётся в условиях советского строя, нет противоречия. Мы строим пролетарскую, социалистическую культуру. Но пролетарская культура, социалистическая по содержанию, принимает различные формы и способы выражения у различных народов, втянутых в социалистическое строительство, в зависимости от различия языка, быта и т. д.

"Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме, - такова та общечеловеческая культура, к которой идёт социализм. Пролетарская культура не отменяет национальной культуры, а даёт ей содержание. И наоборот, национальная культура не отменяет пролетарской культуры, а даёт ей форму"35 . Тогда же И. В. Сталин подчеркнул коренное изменение содержания лозунга национальной культуры в условиях советского строя, поскольку консолидация наций происходит здесь под эгидой советской власти, а не под эгидой буржуазной власти и буржуазных порядков. Товарищ Сталин разоблачил шовинистическую теорию Каутского, согласно которой уже в период социализма должен быть создан общечеловеческий язык, а все остальные языки должны отмереть. Обобщая опыт социалистической революции в СССР, товарищ Сталин указывал, что она вызвала к жизни целый ряд новых национальностей, ранее неизвестных или мало известных, целый ряд забытых народов и народностей, дала им новую жизнь и новое развитие. Товарищ Сталин предсказывал, что то же произойдёт и в других многонациональных и особенно в колониальных, зависимых странах; в результате революционной встряски в таких странах, как Индия, выйдут на сцену "десятки ранее неизвестных национальностей, имеющих свой особый язык, свою особую культуру"36 .

Развитие капитализма, с одной стороны, ведёт к консолидации наций, а с другой, - постоянно перемешивает людей разных национальностей, особенно в городах и промышленных центрах, ведёт к подавлению, ассимиляции, поглощению мелких племён, народностей и национальностей крупными, обрекает народы колоний на вымирание. Империалистическая буржуазия ведёт политику насильственного подавления слабых, мелких, экономически отставших наций и народностей, подавления их национальных языков и культур.

Товарищ Сталин заклеймил ассимиляторскую политику, как политику контрреволюционную, антинародную. Эту политику проводят все империалисты в колониях и зависимых странах. Эту политику англо-американские империалисты, борющиеся за мировое господство, пытаются ныне провести не только в отношении колоний, но и в отношении народов Европы. Однако эта политика обречена на провал, так же как политика их предшественников - гитлеровцев. Политика ассимиляции, указывает И. В. Сталин, исключается из арсенала марксизма-ленинизма. Отсюда не следует, конечно, что в ходе создания общечеловеческой пролетарской культуры некоторые племена, народности и национально-


34 "ВКП(б) в резолюциях и решениях...". Ч. I, стр. 385. Изд. 6-е.

35 И. В. Сталин. Соч. Т. 7, стр. 138.

36 Там же, стр. 139.

стр. 81

сти не могут слиться с другими, без всякого принуждения. В ходе консолидации социалистических наций в СССР отдельные племена и их диалекты сливаются в одну нацию, в один национальный язык; некоторые небольшие племена, народности и национальности могут слиться с более крупными, родственными им соседними национальными группами и образованиями в интересах их общего культурного подъёма. Такой процесс происходит, поскольку он прогрессивен, но это именно только частичный процесс, а не общая линия развития в период социализма, тем более в период социализма в одной стране.

Товарищ Сталин особенно подчёркивает "что пролетарская общечеловеческая культура не исключает, а предполагает и питает национальную культуру народов так же, как национальная культура народов не отменяет, а дополняет и обогащает общечеловеческую пролетарскую культуру"37 .

Эти положения И. В. Сталина разоблачают и опрокидывают разные буржуазно-космополитические теории англо-американских империалистов, пропагандирующих политику ассимиляции, политику "растворения" и поглощения всех наций и рас англо-американский "расой". "Теории" об "объединении", "слиянии", "сотрудничестве" наций на базе империализма прикрывают планы англо-американских империалистов о порабощении чужих стран и народов. Коммунистические партии боролись и борются за освобождение угнетённых народов колоний и зависимых стран от империалистического гнёта и кабалы, за право наций на свободное самоопределение вплоть до отделения от угнетающих их империалистических государств и образования своего самостоятельного государства, за уничтожение всех и всяких национальных привилегий, против всякой национальной и расовой дискриминации, против антинародной политики ассимиляции за полное равноправие всех рас и наций. Коммунистические партии сплачивают патриотические силы всех народов в их борьбе за мир, свою свободу, независимость, национальный суверенитет, против поджигателей новой воины, против угнетателей и поработителей народов. Они призывают трудящихся под великое знамя пролетарского интернационализма и дружбы народов, к укреплению единого фронта народов в борьбе за мир против поджигателей войны.

Подлинное добровольное объединение наций, их братское сотрудничество возможны только на базе социализма. Это доказано опытом СССР.

Исключительно важное теоретическое и практически политическое значение имеют гениальные указания И. В. Сталина о будущности наций, национальных языков и культур, данные в его работе "Национальный вопрос и ленинизм".

Ещё в своей работе "Марксизм и национальный вопрос" (1913) И. В. Сталин указывал, что нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет своё начало, развитие и конец. Развивая дальше это положение, И. В. Сталин исходил из указаний В. И. Ленина.

Ленин учил, что целью социализма является не только уничтожение "всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их"38 . Но это не может произойти сразу, в короткий срок, подчёркивал Ленин. "Подобно тому, как человечество может придти к уничтожению классов лишь через переходный период диктатуры угнетённого класса, подобно этому и к неизбежному слиянию наций человечество может придти лишь через переходный период полного освобождения всех угнетённых наций, т. е. их свободы отделения"39 .


37 И. В. Сталин. Соч. Т. 7, стр. 140.

38 В. И. Ленин. Соч. Т. 22, стр. 135

39 Там же, стр. 135 - 136.

стр. 82

После победы Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин конкретизировал эти положения применительно к вопросам тактики коммунистических партий, указывая, что, пока существуют национальные и государственные различия между народами и странами, единство интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не уничтожения и не игнорирования национальных различий, а такого применения основных принципов коммунизма (советская власть и диктатура пролетариата), которое бы правильно применяло эти принципы, учитывая в политике и тактике национальные и национально-государственные различия между странами. При этом Ленин указывал, что эти различия останутся "ещё очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе"40 , что попытка уничтожить их в период диктатуры пролетариата в одной стране - вздорная мечта.

Из этих положений Ленина видно, указывает И. В. Сталин, что "процесс отмирания национальных различий и слияния наций Ленин относит не к периоду победы социализма в одной стране, а исключительно к периоду после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе, то есть, к периоду победы социализма во всех странах, когда будут уже заложены основы мирового социалистического хозяйства"41 .

Развивая и обосновывая это положение, И. В. Сталин указывает: "Было бы неправильно думать, что уничтожение национальных различий и отмирание национальных языков произойдёт сразу же после поражения мирового империализма, одним ударом, в порядке, так сказать, декретирования сверху. Нет ничего ошибочнее такого взгляда"42 . Попытки произвести слияние наций путём "декретирования сверху", путём принуждения могут играть наруку только империалистам, могут загубить дело освобождения наций, организацию братского сотрудничества наций. Такая политика равносильна реакционной политике ассимиляции наций, которую проводили царские, турецкие, персидские ассимиляторы и немецко-прусские и австрийские германизаторы; ныне же эту политику проводят англо-американские империалисты, пытающиеся навязать всем народам свой язык и свой англо-американский "образ жизни", свою растленную, реакционную, упадочную буржуазную "культуру".

Но история показывает, что политика ассимиляции, будучи антинародной, контрреволюционной, в конечном счёте всегда обречена на неизбежный провал. Такая политика исключена из арсенала коммунистических партий. Коммунистические партии должны руководствоваться в своей национальной политике законами развития общества, учитывать две основные, непримиримо противоречивые тенденции капитализма в национальном вопросе и пути преодолевания, уничтожения этого противоречия на базе единого мирового коммунистического хозяйства. И. В. Сталин учит коммунистов правильно предвидеть "вероятный ход событий с точки зрения развития нации непосредственно после поражения мирового империализма"43 и на этой основе строить программу, политику и тактику в национальном вопросе. На основе решения национального вопроса в СССР И. В. Сталин сделал гениальный прогноз о путях развития наций после победы пролетариата и социализма во всём мире.

"Было бы ошибочно думать, - указывает И. В. Сталин, - что первый этап периода всемирной диктатуры пролетариата будет началом отмирания наций и национальных языков, началом складывания единого общего языка. Наоборот, первый этап, в течение которого будет


40 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 229. 3-е изд.

41 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 346.

42 Там же, стр. 347.

43 Там же, стр. 348.

стр. 83

окончательно ликвидирован национальный гнёт, - будет этапом роста и расцвета ранее угнетённых наций и национальных языков, этапом утверждения равноправия наций, этапом ликвидации взаимного национального недоверия, этапом налаживания и укрепления интернациональных связей между нациями"44 .

Именно так происходило развитие наций, национальных языков и культуры в условиях первого периода диктатуры пролетариата в СССР, вплоть до победы социализма, когда количество наций и национальных языков всё увеличивалось по мере втягивания отставших народов в социалистическое строительство.

"Только на втором этапе периода всемирной диктатуры пролетариата, - указывает И. В. Сталин, - по мере того как будет складываться единое мировое социалистическое хозяйство, - вместо мирового капиталистического хозяйства, - только на этом этапе начнёт складываться нечто вроде общего языка, ибо только на этом этапе почувствуют нации необходимость иметь наряду со своими национальными языками один общий межнациональный язык, - для удобства сношений и удобства экономического, культурного и политического сотрудничества. Стало быть, на этом этапе национальные языки и общий межнациональный язык будут существовать параллельно. Возможно, что первоначально будет создан не один общий для всех наций мировой экономический центр с одним общим языком, а несколько зональных экономических центров для отдельных групп наций с отдельным общим языком для каждой группы наций, и только впоследствии эти центры объединятся в один общий мировой центр социалистического хозяйства с одним общим для всех наций языком"45 .

Прогнозы, данные И. В. Сталиным в 1929 году, уже находят замечательное подтверждение, так как они исходят из глубокого научного анализа законов развития общества. Народы СССР, а теперь и стран народной демократии без всякого принуждения, совершенно свободно, по своей инициативе организуют у себя широкое изучение русского языка, как международного языка, наряду со своим национальным языком, ибо это облегчает общение между всеми нациями, ставшими на путь социализма, открывает им прямой, широкий доступ к величайшим сокровищам русской и мировой культуры, обогащает их национальные культуры, обеспечивает расцвет их национальных культур и обогащение общечеловеческой культуры будущего мирового коммунистического общества.

Строительство коммунизма в СССР ещё более сблизит народы нашей страны, ещё более разовьёт братское сотрудничество между ними во всех областях жизни и культуры. Это значит, что будет расти и значение такого средства межнационального общения народов нашей страны, как русский язык и русская советская социалистическая культура.

Национальные различия и языки начнут отмирать, уступая место общему для всех мировому языку лишь на следующем, третьем этапе всемирной диктатуры пролетариата, учит товарищ Сталин, "когда мировая социалистическая система хозяйства окрепнет в достаточной степени и социализм войдёт в быт народов, когда нации убедятся на практике в преимуществах общего языка перед национальными языками"46 .

Развивая эти положения на XVI съезде партии, товарищ Сталин указывал, что период строительства социализма в СССР есть период расцвета национальных культур, социалистических по содержанию,


44 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 348.

45 Там же, стр. 348 - 349.

46 Там же, стр. 349.

стр. 84

национальных по форме: "Надо дать национальным культурам развиться и развернуться, выявив все свои потенции, чтобы создать условия для слияния их в одну общую культуру с одним общим языком в период победы социализма во всём мире. Расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур в условиях диктатуры пролетариата в одной стране для слияния их в одну общую социалистическую (и по форме и по содержанию) культуру с одним общим языком, когда пролетариат победит во всём мире и социализм войдёт в быт, - в этом именно и состоит диалектичность ленинской постановки вопроса о национальной культуре"47 .

В этих положениях И. В. Сталина дана изумительно ясная перспектива развития социалистических наций, национальных языков и культур как в период победы социализма в одной нашей стране, так и в период победы социализма в других странах и во всём мире. В них с исключительной силой проявляется гениальное научное предвидение И. В. Сталина, как диалектика-материалиста, величайшего теоретика творческого марксизма. Совершенно очевидно, что эти положения И. В. Сталина имеют важнейшее руководящее значение для всех общественных наук, для философии, науки о государстве, праве, языке, теории литературы, искусства и культуры в делом, равно как и для практической деятельности коммунистических партий во всех странах мира, особенно в области национальной политики коммунистических партий.

Период строительства социализма в странах народных демократий является также периодом развития и расцвета национальных по форме и социалистических по содержанию культур.

Из ленинско-сталинской теории науки и национальной культуры следует, что коммунистические партии должны последовательно проводить принцип пролетарского интернационализма в национальном вопросе, отстаивать право наций на самоопределение вплоть до отделения от угнетающих их империалистических государств и образования своего самостоятельного национального государства. Они должны отстаивать пролетарский, интернационалистский метод освобождения наций, воспитывать нации в духе интернационализма, братского сотрудничества трудящихся всех наций в борьбе против империализма и в строительстве социализма. Они должны бороться за превращение буржуазных наций в социалистические на базе социалистической революции и социалистического строя. Они должны всемерно содействовать развитию национальной государственности, национальной по форме, социалистической по содержанию культуры всех народов и в особенности народов, ранее угнетённых, чтобы дать им возможность приобщиться к социалистическому строительству единственно возможным для них путём. Из ленинско-сталинской теории нации и национальной культуры следует, что интернационализм в культуре рождается не на основе умаления, обеднения и тем более подавления национальной культуры (политика ассимиляции), а на основе развития культур, национальных по форме, социалистических по содержанию.

Социалистическая культура воспитывает нации в духе интернационализма, полного равноправия и дружественного сотрудничества всех наций и рас, в духе советского патриотизма, который основан не на националистических и расовых предрассудках, а на дружбе народов, на их любви к социалистической Родине и гармонически сочетает национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся СССР. Советский патриотизм воспитывает людей в духе любви к своей национальной культуре и уважения к культуре других народов.


47 И. В. Сталин. Соч. Т. 12, стр. 369.

стр. 85

И. В. Сталин показал, что социализм означает не отрицание и стирание национальной формы культуры, а полный расцвет национальных по форме, социалистических но содержанию культур народов с целью подготовки условии к их полному слиянию после победы коммунизма во всём мире. И. В. Сталин учит, что "каждая нация, всё равно большая или малая, имеет свои качественные особенности, свою специфику, которая принадлежит только ей и которой нет у других наций. Эти особенности являются тем вкладом, который вносит каждая нация в общую сокровищницу мировой культуры и дополняет её, обогащает её. В этом смысле все нации - малые, и большие, - находятся в одинаковом положении, и каждая нация равнозначна любой другой нации"43 . Таков великий принцип советской социалистической идеологии и политики дружественного сотрудничества народов на основе их полного равноправия и фактического (экономического, политического и культурного) равенства. Этот принцип непримирим ни с какими проявлениями расовой дискриминации, расового и национального неравноправия и угнетения.

Идеология и практика расовой дискриминации, национального и расового неравноправия, угнетения и эксплоатации приведут неизбежно к тому, что все свободолюбивые народы мира поднимутся на борьбу с англо-американскими захватчиками и агрессорами, поджигателями новой войны. Об этом говорит борьба героического греческого народа, народов Индонезии, Китая, Индо-Китая, Бирмы. В Китае планы американских империалистов, ставивших ставку на фашистскую клику Чан-Кай-ши, полностью провалились. Народно-демократическая армия Китая под руководством Китайской коммунистической партии разгромила армии Чан Кай-ши, оснащённые и обученные американскими империалистами. В результате победы Народной революционной армии Китая создана Народная республика Китая. Это означает поворотный пункт в истории освободительной борьбы народов Востока против империализма. Оправдались полностью гениальные прогнозы Ленина и Сталина об исходе борьбы между социализмом и капитализмом в национально-колониальном вопросе: национально-освободительные движения и колониальные революции всё более развёртываются под гегемонией пролетариата, вступают в тесный союз с революционным рабочим движением в метрополиях, в союз с социалистической революцией, сплачиваясь вокруг СССР и побеждая империализм при поддержке СССР и стран народной демократии.

Неумолимый ход истории ведёт к развалу колониальных империй, построенных на национальном угнетении и безудержной эксплоатации народов колоний, с одной стороны, и укреплению многонационального социалистического государства, свободного союза, дружественного сотрудничества равноправных советских социалистических народов, с другой стороны.

Опыт организации дружественного сотрудничества социалистических наций СССР на началах полного равноправия и добровольного объединения имеет всемирноисторическое значение. На основе этого опыта разрешают национальный вопрос страны народной демократии, совершая при поддержке СССР свой переход от капитализма к социализму. Опыт интернационального воспитания трудящихся под руководством партии Ленина - Сталина имеет величайшее значение для всех братских компартий, ибо без такого воспитания нельзя подготовить рабочий класс и трудящихся к завоеванию власти и организовать победу социализма над капитализмом в каждой отдельной стране и во всём мире.


43 Журнал "Большевик" N 7 за 1948 г., стр. 2.

стр. 86

Обобщая опыт строительства многонационального советского социалистического государства, опыт строительства социализма, И. В. Сталин показал, что коренное изменение экономической и классовой структуры СССР в результате ликвидации эксплоататорских классов и победы социализма вызвало коренные изменения и в области национальных отношений.

Когда принималась первая Конституция Союза ССР, отношения между народами СССР, указывает И. В. Сталин, не были ещё как следует налажены, пережитки недоверия к великороссам ещё не исчезли, "центробежные силы всё ещё продолжали действовать". Эти центробежные силы вдохновлялись и культивировались эксплоататорскими классами и их оруженосцами, буржуазными националистами и национал-уклонистами, врагами партии и народа.

"Нужно было наладить в этих условиях братское сотрудничество народов на базе экономической, политической и военной взаимопомощи, объединив их в одно союзное многонациональное государство"49 .

Советская власть видела трудности этого дела, она имела перед собой многочисленные неудачные попытки создания многонациональных буржуазных государств, развал царской империи, Австро-Венгрии, колониальной германской империи, тенденции к развалу самых старых колониальных империй - Великобритании, Голландии, Франции, Бельгии и др. Но советская власть знала, указывает И. В. Сталин, что "многонациональное государство, возникшее на базе социализма, должно выдержать все и всякие испытания"50 .

И действительно, опыт создания многонационального социалистического государства удался полностью. Это была победа ленинско-сталинской национальной политики, победа, имеющая всемирноисторическое значение. Раскрывая причины и факторы, которые привели к победе этой политики, к победе дружбы народов СССР, И. В. Сталин указывал, что этими факторами являются ликвидация эксплоататорских классов - основных организаторов междунациональной драки; ликвидация эксплоатации, культивирующей взаимное недоверие и разжигающей националистические страсти; власть рабочего класса, являющегося врагом всякого порабощения и носителем идей интернационализма; осуществление взаимной помощи народов во всех областях общественной жизни; расцвет национальной по форме, социалистической по содержанию культуры, воспитывающей массы трудящихся в духе интернационализма. "Все эти и подобные им факторы привели к тому, что изменился в корне облик народов СССР, исчезло в них чувство взаимного недоверия, развилось в них чувство взаимной дружбы и наладилось, таким образом, настоящее братское сотрудничество народов в системе единого союзного государства"51 .

Социалистические нации СССР дружно строят коммунистическое общество, преодолевают полностью пережитки капитализма в сознании людей, в том числе и пережитки национализма, и в процессе строительства коммунизма превращаются в коммунистические нации, всё более сближаясь между собой, всё глубже проникаясь идеологией пролетарского интернационализма и дружбы народов.

Внутри коммунистических наций не будет уже никаких классовых различий, это будут совершенно монолитные нации, полностью и целиком освободившиеся от всех пережитков капитализма в сознании, от всех следов классового общества, нации, осуществившие основной принцип коммунизма, нации с высокоразвитой культурой, национальной по форме, коммунистической по содержанию, нации, вполне подготовленные


49 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 513, 11-е изд.

50 Там же.

51 Там же, стр. 513 - 514.

стр. 87

к тому, чтобы сливаться и слиться в едином человечестве, освобождённом от всякого гнёта и эксплоатации.

Наше многонациональное социалистическое государство выросло и и окрепло, победило всех врагов - внутренних и внешних - благодаря ленинско-сталинской идеологии и политике дружбы народов. Дружба народов СССР - это пролетарский интернационализм, который осуществляют народы СССР. Победа великого дела народов СССР освободит всё человечество от капиталистического рабства. Именно поэтому трудящиеся всех стран поддерживают политику Советского Союза. В этом важнейший источник силы и непобедимости советского государства.

Поэтому, учит И. В. Сталин, необходимо и впредь быть верными до конца делу пролетарского интернационализма.

Имя И. В. Сталина, гениального продолжателя великого дела В. И. Ленина, стало символом и знаменем освобождения народов от гнёта империализма, боевым знаменем пролетарского интернационализма, идей дружбы и братства народов, вдохновляющих сотни миллионов простых людей во всех частях света на борьбу за мир, демократию, социализм - против поджигателей новой войны, против угнетателей и поработителей народов.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЗДАНИЕ-И-РАЗВИТИЕ-И-В-СТАЛИНЫМ-МАРКСИСТСКОЙ-ТЕОРИИ-НАЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

German IvanovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Ivanov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. КАММАРИ, СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ И. В. СТАЛИНЫМ МАРКСИСТСКОЙ ТЕОРИИ НАЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЗДАНИЕ-И-РАЗВИТИЕ-И-В-СТАЛИНЫМ-МАРКСИСТСКОЙ-ТЕОРИИ-НАЦИИ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. КАММАРИ:

М. КАММАРИ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
German Ivanov
Moscow, Россия
1941 просмотров рейтинг
18.11.2015 (3054 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
18 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ И. В. СТАЛИНЫМ МАРКСИСТСКОЙ ТЕОРИИ НАЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android