Libmonster ID: RU-12929
Источник: . В. КРАСНИКОВСКИЙ

Социалистическое планирование как форма государственного управления народным хозяйством является могучим орудием осуществления экономической политики Коммунистической партии и социалистического государства и великой силой строительства нового общества в нашей стране. Социалистическое планирование основывается на комплексном применении всей системы экономических законов социализма, исходит из законов социалистического воспроизводства, опирается на марксистско-ленинское учение об объективном характере этих законов и учитывает специфические особенности и конкретные формы проявления их в каждом планируемом периоде.

Возникновение и развитие социалистического планирования в СССР органически связаны с политической и социально-экономической историей Советского государства и с происходившими изменениями политической и хозяйственной обстановки в стране. За годы Советской власти социалистическое планирование прошло большой путь, начиная от разработки разрозненных планов отдельных предприятий и районов до создания единой системы государственного планирования, охватывающего весь процесс социалистического расширенного воспроизводства.

История социалистического планирования в СССР может быть разделена на несколько основных этапов: создание основ социалистического планирования в первые годы Советской власти; планирование в период восстановления народного хозяйства в условиях многоукладной экономики; планирование в довоенный период строительства социализма; планирование в годы Великой Отечественной войны; планирование в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства; планирование на современном этапе, в период развернутого строительства коммунистического общества.

Планирование в Советском государстве с первых дней его возникновения неразрывно связано с организацией управления народным хозяйством. Необходимость сознательно управлять экономикой возникла перед рабочим классом России сразу же после завоевания им политической власти. Первой школой обучения рабочих масс основам хозяйственного управления и подготовки их к строительству социализма были органы рабочего контроля над производством, торговлей и финансами, созданные по предложению В. И. Ленина уже в ноябре 1917 года. "Нашим лозунгом, - указывал В. И. Ленин, - вначале был рабочий контроль... Мы видим теперь, что... первым основным шагом, который обязателен для всякого социалистического, рабочего правительства, должен быть рабочий контроль. Мы не декретировали сразу социализма во всей нашей промышленности, потому что социализм может сложиться и упрочиться только тогда, когда рабочий класс научится управлять..."1 .


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 139.

стр. 3


В стране в течение нескольких месяцев была создана широкая сеть Советов рабочего контроля с единым органом в центре и выборными рабочими комитетами на всех крупных предприятиях. Основной задачей рабочих комитетов был контроль за использованием продукции и материалов, условиями труда работающих и финансовым положением предприятий. При этом "Положением о рабочем контроле" предусматривалось, что все эти функции должны были осуществляться не только в интересах борьбы с саботажем фабрикантов, но и в целях планомерного регулирования народного хозяйства2 . Следующим шагом молодого Советского государства по пути совершенствования управления народным хозяйством было создание Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) при Совете Народных Комиссаров. Он был образован по инициативе В. И. Ленина в декабре 1917 г. для руководства государственными промышленными предприятиями и регулирования деятельности частных предприятий через органы рабочего контроля. В начале 1918 г. была осуществлена организация областных, губернских и уездных советов народного хозяйства, на которые возлагалось управление и регулирование всей экономической жизни данного административного района. ВСНХ стал также первым плановым органом Республики Советов. На него возлагалась выработка общих норм и плана регулирования экономической жизни страны, согласования и объединения деятельности центральных и местных хозяйственных учреждений.

Переход в общественную собственность основных отраслей народного хозяйства и организация центральных органов управления ими создали возможность разработки хозяйственных планов. В докладе на VII съезде партии (1918 г.) В. И. Ленин подчеркивал огромную важность планирования народного хозяйства. Он говорил: "Организация учета, контроль над крупнейшими предприятиями, превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом, - вот та гигантская организационная задача, которая легла на наши плечи"3 . ВСНХ разработал примерные наметки проекта плана на 1918 г. по ряду отраслей промышленности. Было начато составление планов развития хозяйства также в ряде промышленных центров страны (Петроград, Урал, Иваново- Вознесенск и др.). Главной задачей первых планов было преодоление хозяйственной разрухи и налаживание нормальной работы важнейших отраслей. Несмотря на исключительно тяжелую обстановку в стране в это время, В. И. Ленин в апреле 1918 г. в "Наброске плана научно-технических работ" поставил перед учеными и специалистами разных отраслей науки и техники, хозяйственными органами, перед Академией наук задачу разработки "плана реорганизации промышленности и экономического подъема России"4 . Здесь В. И. Лениным впервые были выдвинуты идеи электрификации страны как главного средства перевода народного хозяйства на высшую техническую базу, всемерного повышения научных основ и культуры хозяйственной деятельности, научной организации и рационализации труда, повышения его производительности.

Однако в середине 1918 г. созидательная хозяйственная деятельность Советского государства была прервана гражданской войной и интервенцией. Война потребовала максимальной централизации управления хозяйством и планирования. Руководство всей хозяйственной жизнью страны было сосредоточено в центральном органе - Совете рабочей и крестьянской обороны, возглавляемом В. И. Лениным. Позднее,


2 См. "Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам". Т. 1. М. 1967, стр. 25.

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 36, стр. 7.

4 Там же, стр. 228.

стр. 4


в 1920 г., он был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). Планирование было перестроено так, чтобы обеспечить мобилизацию всех экономических ресурсов для нужд обороны страны. Было централизовано распределение крайне ограниченных ресурсов сырья, материалов и продовольствия. Особенно большое значение имели государственные планы заготовок и распределения хлеба и топлива, а также планы железнодорожных перевозок. Эти планы были подчинены задачам удовлетворения нужд фронта и важнейших промышленных центров страны. Многие промышленные предприятия были переключены на выполнение военных заказов. Планы периода гражданской войны были лишь оперативными заданиями, устанавливаемыми на короткие сроки; основная цель их состояла в том, чтобы обеспечить максимальное использование имеющихся ограниченных ресурсов для нужд обороны страны. В исключительно тяжелых условиях этого периода организация социалистического планирования производства и распределения явилась важнейшим фактором победы Советской власти в борьбе против внутренней контрреволюции и иностранной военной интервенции.

В конце гражданской войны, в феврале 1920 г., В. И. Лениным был вновь поставлен вопрос о разработке единого плана развития народного хозяйства страны на базе электрификации, как плана восстановления и подъема экономики России, о котором он писал еще в 1918 году.

В. И. Ленин внес на рассмотрение первой сессии ВЦИК седьмого созыва проект резолюции о разработке при содействии представителей науки и техники широкого и полного государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО), плана построения материально-технической базы социализма. ВЦИК принял предложенную В. И. Лениным резолюцию и поручил ВСНХ и Народному комиссариату земледелия разработать этот план и внести его на утверждение в Совнарком. Для разработки плана ГОЭЛРО по указанию В. И. Ленина при ВСНХ была образована Государственная комиссия по электрификации России в составе около двухсот ученых и инженеров во главе с видным ученым-революционером Г. М. Кржижановским; активное участие в ее работе принимали профессора Г. О. Графтио, Е. Я. Шульгин, И. Г. Александров, К. А. Круг, М. А. Шателен и др.

Работа комиссии проводилась при деятельном повседневном участии В. И. Ленина и по разработанной им программе. Эта программа предусматривала составление плана не только строительства электростанции, но и развития всего народного хозяйства. В написанной В. И. Лениным резолюции сессии ВЦИК по этому вопросу сказано: "Наряду с ближайшими, насущнейшими, неотложными и первоочередными задачами по устройству транспорта, устранению кризисов в топливе, продовольствии, в борьбе с эпидемиями, организации дисциплинированных армий труда - для Советской России впервые представляется возможность приступить к более планомерному хозяйственному строительству, к научной выработке и последовательному проведению в жизнь государственного плана всего народного хозяйства"5 . Исходя из этой резолюции, комиссия в десятимесячный срок разработала Государственный план электрификации России, получивший мировую известность как план ГОЭЛРО. Отмечая большую важность и ценность этого плана, В. И. Ленин писал: "Мы дали государственное задание, мобилизовали сотни специалистов, получили... единый хозяйственный план, построенный научно"6 .

Огромное историческое значение плана ГОЭЛРО состояло в том, что впервые в истории человечества была разработана широкая программа преобразования экономики целой страны, рассчитанная на по-


5 В. И. Ленин. ПСС. Т. 42, стр. 340.

6 Там же, стр. 343.

стр. 5


строение фундамента социалистического общества. План ГОЭЛРО был первым государственным перспективным планом, определившим на длительный срок основные направления электрификации и производственную программу важнейших отраслей промышленности, а также перспективы развития и электрификации транспорта и сельского хозяйства. Планом ГОЭЛРО предусматривалось не только восстановление разрушенной экономики, но и значительное превышение уровня экономического развития царской России. Намечалось превысить довоенный уровень промышленного производства (1913 г.) на 80 - 100% и при этом увеличить продукцию тяжелой промышленности в 2,2 раза, а производство предметов потребления - в 1,5 раза. По сравнению с фактическим уровнем 1920 г. план предусматривал рост промышленного производства за 10 - 15 лет почти в 15 раз7 .

По предложению В. И. Ленина вопрос о плане ГОЭЛРО был включен в повестку дня VIII Всероссийского съезда Советов. В декабре 1920 г. съезд принял предложенную В. И. Лениным резолюцию, в которой одобрил работу комиссии ГОЭЛРО, оценил этот план как первый шаг великого хозяйственного значения и дал поручение в кратчайший срок завершить его разработку. Через год, в декабре 1921 г., Совнарком принял Постановление о плане ГОЭЛРО, которое затем было утверждено IX Всероссийским съездом Советов. План ГОЭЛРО был выполнен досрочно и сыграл огромную роль в развитии народного хозяйства; в течение многих лет он определял важнейшие направления строительства социалистической экономики в нашей стране. Большое значение плана ГОЭЛРО заключается также и в том, что важнейшие принципы и методы составления его, выдвинутые и разработанные В. И. Лениным, стали научной основой социалистического планирования народного хозяйства.

Ленинское учение о планировании содержит широкий круг идей. К ним в первую очередь относятся следующие основные положения и принципы социалистического планирования: наличие политических, экономических и организационных предпосылок развития всего народного хозяйства по единому плану; планирование, как проявление хозяйственно-организаторской функции социалистического государства на основе соблюдения требований демократического централизма; научно-техническая и экономическая обоснованность планов; пропорциональность, как важнейшая сторона планомерного развития экономики; выделение ведущих звеньев в плане и концентрация сил и средств на выполнении главных задач государства; определяющая роль перспективных планов при их взаимосвязи с текущими планами и сочетании в них отраслевого и территориального разрезов; сочетание централизованного планирования с экономическим стимулированием творческой инициативы местных органов в общественном производстве. Ряд ценных идей и теоретических положений о социалистическом планировании был высказан также в работах видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства: Ф. Э. Дзержинского, Г. К. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, Г. М. Кржижановского, А. Д. Цюрупы, В. И. Межлаука, Н. А. Вознесенского, а также в многочисленных публикациях советских ученых - экономистов, историков и социологов.

После успешной разработки плана ГОЭЛРО в связи с возросшим объемом работ по координации экономической деятельности и необходимостью усиления планового начала и плановой дисциплины, в целях расширения фронта планирования и повышения его научного уровня В. И. Ленин пришел к выводу о необходимости создания в стране единого планового центра. 22 февраля 1921 г. на рубеже нового периода в развитии Страны Советов, когда после победы над интервентами совер-


7 "План ГОЭЛРО". М. 1955, стр. 7 - 8, 182.

стр. 6


шился переход к мирной работе по восстановлению народного хозяйства, по указанию В. И. Ленина декретом Совета Народных Комиссаров была создана при СТО Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Образование Госплана было решающей вехой в истории социалистического планирования, подъемом его на более высокую организационную и научную ступень. На Госплан декретом Совнаркома возлагались: "а) разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления; б) рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предположений различных ведомств, а также областных (хозяйственных) организаций по всем отраслям народного хозяйства и установление очередности работ"8 .

Госплан был создан на основе комиссии ГОЭЛРО, и вся его деятельность была непосредственно связана с реализацией плана ГОЭЛРО. В проекте постановления об организации Госплана В. И. Ленин писал, что комиссия создается "для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе одобренного 8-м Всероссийским съездом Советов плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана"9 . Руководитель комиссии ГОЭЛРО Г. М. Кржижановский стал первым председателем Госплана. В его состав в качестве членов Госплана вошли такие крупные специалисты, как И. Г. Александров, В. Р. Вильямс, И. М. Губкин, Д. Н. Прянишников, С. Г. Струмилин и другие. В целях создания единой системы плановых органов решением Совнаркома были созданы плановые отраслевые органы в хозяйственных наркоматах и областные (губернские) экономические советы при соответствующих исполкомах с территориальными плановыми органами, а затем и Госпланы в республиках. Так последовательно формировалась под непосредственным руководством В. И. Ленина новая система организации социалистического планирования, единая система плановых органов страны.

В результате был завершен начальный этап социалистического планирования и были созданы прочные экономические основы планового хозяйства в нашей стране. Теперь Советское государство, опираясь на созданную систему плановых органов, смогло приступить к практическому использованию планирования для восстановления народного хозяйства. В эти годы планирование народного хозяйства осуществлялось с учетом наличия многоукладной экономики, использования рыночных товарно- денежных отношений и допущения (в определенных рамках) деятельности частнокапиталистического сектора. Характерной чертой планирования в этот период являлось широкое использование наряду с методами прямого планирования также методов экономического регулирования.

Ленинские идеи единого государственного хозяйственного плана Госплан должен был осуществлять в сложных условиях перехода к новой экономической политике (нэпу). При этом он руководствовался указанием В. И. Ленина, данным им в письме Г. М. Кржижановскому, о том, что "новая экономическая политика не меняет единого государственного хозяйственного плана и не выходит из его рамок, а меняет подход к его осуществлению"10 . На это же было обращено внимание и в резолюции XII съезда КПСС (1923 г.), где указывалось: "Поскольку государство остается не только собственником, но и хозяйствующим субъектом в отношении большинства производительных сил промышленности и транспорта и в отношении кредитных средств, постольку плановое начало при нэпе по объему немногим отличается от планового


8 "Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам". Т. 1. М. 1957, стр. 203.

9 В. И. Ленин. ПСС. Т. 42, стр. 338.

10 В. И. Ленин. ПСС. Т. 54, стр. 101.

стр. 7


начала в эпоху военного коммунизма. Но оно радикальнейшим образом отличается по методам. Главкократическое администрирование сменяется хозяйственным маневрированием"11 .

Методы прямого планирования в сочетании с коммерческим расчетом применялись преимущественно по отношению к предприятиям социалистического сектора, которым устанавливались твердые, обязательные задания. Различные формы экономического воздействия - цены, кредит, налоговая политика - наряду с отдельными обязательными заданиями использовались для регулирования мелкотоварного и частнокапиталистического укладов. Определяющая роль социалистического сектора и господство общественной собственности в ведущих областях экономики позволили и в условиях нэпа осуществлять и развивать социалистическое планирование на основе ленинских принципов.

В первые годы нэпа экономическая обстановка в стране требовала повышения роли текущего планирования и создания такой системы планов, в которой перспективный план ГОЭЛРО органически сочетался бы с текущими планами. Поэтому центр тяжести работы Госплана в начале 20-х годов был перемещен на решение текущих плановых задач для налаживания нормальной деятельности промышленности, транспорта и сельского хозяйства. В. И. Ленин в письмах президиуму Госплана в 1921 г. неоднократно подчеркивал, что необходимо перенести центр тяжести на разработку конкретных текущих планов по отдельным отраслям. Он писал: "Единого государственного плана хозяйства у нас пока почти еще не чувствуется. Преобладает стремление "поднять" все и вся, все отрасли хозяйства, даже все предприятия, оставшиеся по наследству от капитализма. Госплану следует так поставить работу, чтобы выработать, хотя бы ко времени сбора урожая, основы общегосударственного хозяйственного плана на ближайший период, год или два. За исходный пункт следует взять продовольствие, ибо именно в этом корень всей массы затруднений"12 .

В соответствии с этими указаниями Госпланом был разработан государственный продовольственный план на 1921 - 1922 гг., предусматривавший первоочередное снабжение хлебом и другими продовольственными товарами армии и трудящихся крупных промышленных центров, что имело решающее значение для более быстрого восстановления народного хозяйства. Первым государственным планом по промышленности был ориентировочный план топливоснабжения на 1921 г., главная цель которого состояла в преодолении острого недостатка в топливе и обеспечении им прежде всего важнейших предприятий и крупных городов. Затем были разработаны проекты годовых планов по ряду других отраслей промышленности. Большинство из этих планов вначале являлись лишь ориентировочными, но по мере обоснованности их они становились директивными плановыми заданиями.

Условия планирования сельского хозяйства в период нэпа значительно отличались от планирования промышленности. В деревне преобладало мелкотоварное хозяйство, и государство не могло осуществлять здесь метод прямого планирования; однако оно оказывало значительное воздействие на развитие сельского хозяйства, поскольку в руках государства находились основные ресурсы промышленных товаров, поставляемых селу, и государство устанавливало систему заготовок сельскохозяйственной продукции. Для воздействия на развитие сельского хозяйства использовалось также государственное планирование снабжения его сельскохозяйственными машинами, удобрениями и другими видами промышленной продукции.


11 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. I. Изд. 7-е, стр. 692.

12 В. И. Ленин. ПСС. Т. 43, стр. 260.

стр. 8


Большое значение для повышения роли государственного планирования имело то, что с образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик организация планирования была законодательно закреплена Конституцией СССР. В ней указывалось, что установление основ и общего плана народного хозяйства относится к ведению Союза ССР в лице его верховных органов; были определены права и обязанности союзных республик и местных органов в области планирования развития экономики.

Особенно важное значение для укрепления и развития социалистического планирования имело решение XII съезда партии (1923 г.) о промышленности, принятое по предложению В. И. Ленина. В нем указано: "В Советской России, где главные средства промышленности и транспорта принадлежат одному владельцу - государству, активное вмешательство последнего в хозяйственную жизнь должно, по необходимости, получать плановый характер, и ввиду господствующей роли государства, как собственника и хозяина, плановое начало приобретает тем самым уже на первых порах исключительное значение"13 . В решении были установлены основные задачи Госплана СССР и определены порядок и способы его работы. Исходя из этого решения, Совнарком СССР в августе 1923 г. утвердил "Положение о Госплане СССР", в котором было указано, что при СТО учреждается Государственная плановая комиссия (Госплан СССР) в целях согласования планов народного хозяйства советских социалистических республик, входящих в СССР, разработки единого союзного перспективного плана государственного хозяйства и на его основе календарных годовых планов, а также в целях систематического наблюдения за проведением в жизнь единого союзного плана и регулирования всего народного хозяйства14 .

В очень сложных условиях многоукладной экономики в восстановительный период Советское государство успешно использовало социалистическое планирование для быстрого восстановления экономики и перехода к индустриализации страны, а также для укрепления социалистического уклада, что способствовало созданию необходимых предпосылок для перехода к развернутому строительству социализма.

К концу восстановительного периода (1925 г.) на основе роста социалистических отношений в советской экономике были созданы условия для перехода от разработки отраслевых планов к составлению годовых контрольных цифр, охватывающих все народное хозяйство и представляющих собой взаимоувязанные установки и задания директивного характера по различным отраслям и сторонам хозяйственной жизни страны. Впервые годовые контрольные цифры были разработаны Госпланом СССР на 1925/26 год. Эти контрольные цифры имели ряд серьезных недостатков и не давали правильной перспективы развития народного хозяйства; они не были утверждены партией и правительством так же, как и контрольные цифры на 1926/27 год.

Огромное значение для дальнейшего правильного развития социалистического планирования в СССР имели решения XIV съезда партии (декабрь 1925 г.), в которых было отмечено, что наступило время начать широкое осуществление ленинского плана индустриализации страны, и была поставлена задача обеспечения экономической самостоятельности СССР. Решения съезда были положены в основу контрольных цифр на 1927/28 год, составленных Госпланом СССР в соответствии с директивами объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) (июль 1927 г.); эти контрольные цифры были утверждены Совнаркомом СССР, в них предусматривались высокие темпы индустриализации страны и дальнейшее укрепление социалистического уклада.


13 "Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам". Т. 1, стр. 348.

14 См. там же, стр. 376.

стр. 9


Завершение восстановительных задач и переход к социалистической индустриализации страны определили необходимость разработки новых перспективных планов, которые бы продолжали и развивали ленинские идеи плана ГОЭЛРО. Эта задача решалась путем разработки пятилетних планов развития народного хозяйства довоенного периода, которые представляли собой качественно новую ступень управления народным хозяйством, так как они позволяли полнее учитывать потребности общества и сочетали в себе перспективное планирование с решением текущих задач в экономической, социальной и культурной областях. Для периода довоенных пятилеток (1928 - 1941 гг.) характерны высокие темпы роста общественного производства при глубоких качественных сдвигах в структуре и уровне развития производительных сил, окончательный переход от многоукладной экономики к одноукладному социалистическому народному хозяйству. Этот период охватывает три пятилетних плана; каждый из них имел свои специфические, строго очерченные социально- экономические цели и задачи.

В октябре 1927 г. Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) рассмотрел и утвердил тезисы по вопросу о директивах по разработке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1928 - 1932 годы. Директивы по составлению этого плана были приняты XV съездом партии в декабре 1927 года. Съезд определил четкие и конкретные направления работы по составлению плана, обратил внимание на необходимость обеспечения быстрых темпов роста ведущих отраслей тяжелой индустрии, имеющих решающее значение для укрепления экономической мощи и обороноспособности страны, поставил задачи ликвидации диспропорций в хозяйстве (прежде всего диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством) и указал на необходимость решительного вытеснения из экономики страны капиталистических элементов. После утверждения директив Госплан СССР при участии ВСНХ и других ведомств, а также республиканских плановых и хозяйственных органов составил первый пятилетний план, который после одобрения его XVI партийной конференцией (апрель 1929 г.) был утвержден V съездом Советов СССР в мае 1929 года.

Главные задачи первого пятилетнего плана состояли в осуществлении социалистических преобразований, диктуемых закономерностями переходного периода от капитализма к социализму. В плане были органически увязаны задачи индустриализации страны и перехода от мелкотоварного сельского хозяйства к крупному, технически вооруженному сельскому хозяйству. Первый пятилетний план предусматривал превращение страны из отсталой, аграрной в индустриальную, оснащенную передовой техникой. Наряду с огромным хозяйственным строительством в пятилетнем плане намечались большие задачи по повышению материального и культурного уровня жизни народа. Решение всех этих крупнейших задач должно было обеспечить построение фундамента социализма в СССР. В первом пятилетнем плане была четко выражена линия на более высокие темпы развития производства средств производства (группа "А"); были намечены такие задания добывающим и обрабатывающим отраслям промышленности, транспорту и сельскому хозяйству, которые в комплексе обеспечили бы ускоренный рост крупной машинной индустрии, способной перевооружить все народное хозяйство на базе социалистических принципов обобществления производства. В области тяжелой индустрии проектировки первого пятилетнего плана предусматривали выполнение и перевыполнение ряда важнейших заданий плана ГОЭЛРО, особенно в части электрификации страны. Упор был сделан на создание новых отраслей машиностроения и энергетики. Наряду с этим предусматривалось создание технических и экономических предпосылок для укрепления обороноспособности страны и ликвидации экономической отсталости национальных республик.

стр. 10


Трудящиеся Советского Союза развернули всенародное соревнование за выполнение пятилетки в четыре года. Широкое распространение получило встречное планирование, направленное на перевыполнение государственных планов. В результате этого первый пятилетний план в целом по объему продукции был выполнен досрочно - за 4 года и 3 месяца. За 1929 - 1932 гг. производство промышленной продукции возросло в 2 раза, а продукции машиностроения - более чем в 4 раза. Производство электроэнергии увеличилось в 2,7 раза15 . Благодаря направлению основной суммы капитальных вложений на новое строительство и создание новых видов производств в 1929 - 1932 гг. было введено в действие около 1500 новых промышленных предприятий, то есть почти в полтора раза больше, чем за все первое десятилетие Советской власти16 . Возникли новые отрасли машиностроения (производство тракторов, комбайнов, автомобилей, самолетов, тепловозов, электровозов) и химической промышленности (производство синтетического каучука, искусственных волокон и пластмасс). По существу, заново было создано отечественное машиностроение. Другим важнейшим итогом первой пятилетки явилось успешное развитие колхозного строя; удельный вес посевов колхозов и совхозов достиг в 1932 г. 78%17 . К концу пятилетки социалистический сектор стал безраздельно господствующим в экономике страны; доля социалистического уклада в национальном доходе государства возросла к 1932 г. до 93% по сравнению с 44% в 1928 году18 . Был осуществлен ряд крупных мероприятий по повышению материального и культурного уровня жизни народа, ликвидирована безработица. В результате выполнения первого пятилетнего плана в СССР был построен фундамент социалистического общества.

Второй пятилетний план (1933 - 1937 гг.) разрабатывался впервые в условиях, когда социалистические производственные отношения стали преобладающими. Директивы к его составлению были определены XVII партийной конференцией (1932 г.), а в целом план второй пятилетки был утвержден XVII съездом партии в 1934 году.

Основной политической задачей второй пятилетки являлось построение социалистического общества, в котором были бы окончательно ликвидированы все капиталистические элементы и причины, их порождающие. В этих целях предусматривалось дальнейшее быстрое развитие социалистического сектора, полное кооперирование кустарных промыслов в промышленности и завершение коллективизации сельского хозяйства. Главные хозяйственные задачи пятилетки состояли в завершении технической реконструкции всего народного хозяйства путем значительного обновления производственного аппарата, повышении роли качественных показателей (производительности труда и себестоимости продукции), дальнейшей электрификации страны и роста уровня жизни народа. Благодаря победе колхозного строя появилась возможность более полного охвата планом сельского хозяйства. В связи с быстрым ростом городов предусмотрена была разработка генеральных планов реконструкции крупнейших из них.

Основные задания второй пятилетки были выполнены также досрочно (по промышленности - за 4 года и 3 месяца). В 1937 г. выпуск валовой продукции промышленности увеличился по сравнению с 1932 годом в 2,2 раза, в том числе производство средств производства (группа "А") - в 2,4 раза и производство предметов потребления (группа "Б") -


15 "Шаги пятилеток". М. 1968, стр. 71.

16 "Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР". М. 1933, стр. 48.

17 Там же, стр. 137.

18 "Шаги пятилеток", стр. 73.

стр. 11


в 2 раза19 . Такое сближение темпов роста обоих подразделений общественного производства свидетельствовало о том, что и в период создания мощной тяжелой индустрии партия и правительство уделяли большое внимание мерам, направленным на повышение уровня жизни народа. Коренным образом был обновлен производственный аппарат основных отраслей народного хозяйства. К концу пятилетки свыше 80% продукции было получено с новых или полностью реконструированных предприятий. В результате успешного освоения новой техники были перевыполнены задания по росту производительности труда и по снижению себестоимости продукции, причем рост производительности труда стал преобладающим фактором в увеличении объема производства. Значительно повысилось за годы второй пятилетки материальное благосостояние трудящихся. Национальный доход вырос более чем в 2 раза. Благодаря увеличению товарных ресурсов в 1935 году была ликвидирована карточная система распределения важнейших видов продовольствия и промышленных товаров. Произошла подлинная культурная революция: почти полностью была ликвидирована неграмотность и осуществлен переход ко всеобщему семилетнему обучению в городах, резко увеличилось число учащихся в высших учебных заведениях страны. В результате успешного выполнения второго пятилетнего плана Советский Союз превратился в могучую индустриально-колхозную социалистическую державу и вышел по абсолютному объему промышленного производства на второе место в мире и на первое место в Европе.

Итоги успешного развития народного хозяйства СССР за два пятилетия дали возможность практически поставить на предстоящий исторический период основную экономическую задачу СССР: догнать и перегнать высокоразвитые капиталистические страны в экономическом отношении, то есть по производству национального дохода и основных видов продукции на душу населения. Третий пятилетний план на 1938 - 1942 гг., принятый XVIII съездом партии (1939 г.), должен был стать важным этапом в решении этой задачи. В нем предусматривалось увеличение общего объема производства в СССР в 1,9 раза и соответственно быстрые темпы развития основных отраслей промышленности20 . Особое внимание в плане было уделено отраслям, составляющим основу технического прогресса. Третья пятилетка должна была стать пятилеткой преимущественного развития качественной металлургии, химической промышленности, квалифицированного машиностроения, электроэнергетики. Большое внимание в третьем пятилетнем плане было уделено вопросам правильного размещения новых предприятий по районам страны. В качестве одной из самых важнейших была выдвинута задача комплексного развития экономических районов страны. Для приближения промышленности к источникам сырья, создания предприятий-дублеров, в целях экономического подъема национальных окраин широкий размах приняло промышленное строительство в восточных районах. Важной задачей являлось создание крупных государственных резервов как одной из главных предпосылок пропорционального развития экономики. Значение резервов особенно возросло в условиях обострения международной обстановки накануне второй мировой войны.

В качестве важнейшей задачи плановых органов по обеспечению нового подъема народного хозяйства выдвигается организация проверки выполнения планов с тем, чтобы вскрывать новые резервы для выполнения планов и предупреждать возникновение диспропорций в хозяйстве; в этой части были расширены функции Госплана СССР. Назначенный в конце 1937 г. на пост председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенский большое внимание уделял систематической проверке выполне-


19 "Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР". М. 1939, стр. 13, 62.

20 "Шаги пятилеток", стр. 111.

стр. 12


ния плана. Он писал: "Дело чести плановых работников... превратить органы социалистического планирования народного хозяйства в боевые штабы проверки выполнения народнохозяйственных планов"21 .

В связи с тем, что в годы третьей пятилетки стала приобретать важное значение комплексность развития советской экономики, для обеспечения которой потребовалась научная разработка крупных перспективных проблем развития ряда промышленных узлов, целых отраслей промышленности и отдельных экономических районов страны, возникла необходимость привлечения к работе Госплана крупных научных сил. С этой целью в начале 1940 г. при Госплане СССР по инициативе Н. А. Вознесенского Постановлением Совнаркома был создан постоянно действующий Совет научно- технической экспертизы (позднее он был переименован в Государственную экспертную комиссию). В него вошли академики А. Я. Байков, И. П. Бардин, В. С. Кулебакин, В. П. Никитин, В. Н. Образцов, С. Г. Струмилин, Е. А. Чудаков, Л. Д. Шевяков и другие видные ученые и специалисты. Совет проводил государственную экспертизу важнейших народнохозяйственных проблем, схем развития отраслей народного хозяйства и размещения предприятий, специализации и комплексного развития хозяйства экономических районов и проектов крупных комплексных строек, способствуя этим повышению научной обоснованности планов.

Третий пятилетний план выполнялся в целом успешно, несмотря на трудности, связанные в основном с отвлечением значительных материальных ресурсов на нужды укрепления обороноспособности страны. За 3,5 года (к середине 1941 г.) основные показатели развития народного хозяйства, предусмотренные третьим пятилетним планом, были выполнены на 85 - 90%22 , и если бы не война, то этот план был бы, как и предыдущие, выполнен досрочно. Довоенные пятилетние планы сыграли в целом выдающуюся роль в решении важнейших задач социалистической перестройки в нашей стране, в экономическом и социальном развитии советского общества; с их помощью были достигнуты высокие темпы воспроизводства, крупные сдвиги в структуре народного хозяйства и значительное повышение материального и культурного уровня жизни советского народа.

Успешное экономическое развитие СССР было прервано 22 июня 1941 г. вероломным нападением фашистской Германии. Социалистическая система планового ведения хозяйства подверглась в годы Великой Отечественной войны труднейшему испытанию и блестяще выдержала его. Несмотря на временную потерю территории, где проживало 40% населения страны, добывалось 63% угля, производилось 58% стали, 60% алюминия, 38% зерна, 84% сахара23 , народное хозяйство было быстро перестроено на военный лад. Социалистическое планирование явилось могучим средством организации слаженного военного хозяйства. Опираясь на централизованное плановое управление хозяйством, Советское государство в короткие сроки осуществило коренную перестройку всей экономики страны в соответствии с потребностями военного времени. На восток было эвакуировано свыше 1360 крупных предприятий24 , одновременно там осуществлялось форсированное строительство новых предприятий тяжелой и оборонной промышленности. К производству продукции для фронта была привлечена в широких масштабах гражданская промышленность.

В условиях военной экономики существенно изменился характер планового управления народным хозяйством, потребовались новые фор-


21 "Большевик", 1938, N 2, стр. 16.

22 "Шаги пятилеток", стр. 112.

23 Н. А. Вознесенский. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М. 1947, стр. 42.

24 "Шаги пятилеток", стр. 120.

стр. 13


мы планирования для коренного изменения пропорций народного хозяйства, быстрого осуществления территориальных сдвигов в размещении промышленности. Главными особенностями планового хозяйства в годы войны являлась централизация планирования, его конкретность, оперативность и гибкость. Важнейшим орудием мобилизации ресурсов всей страны для нужд обороны были государственные военно- хозяйственные планы, которые систематически составлялись начиная с III квартала 1941 года. Непосредственное руководство планированием, как и всеми вопросами обороны страны, было возложено на Государственный Комитет Обороны (ГКО), который утверждал военно-хозяйственные планы и осуществлял повседневный контроль за их выполнением. Были сокращены сроки планирования. Основным видом планов в этот период были квартальные планы, а также месячные и даже декадные. Выполнение планов по военным заказам контролировалось ежесуточно. Задания по важнейшим видам военной продукции устанавливались ГКО непосредственно заводам.

Используя преимущества социалистической плановой экономики, народное хозяйство СССР обеспечивало потребности фронта за счет собственных экономических ресурсов. Плановая система хозяйствования позволила также организовать в исключительно трудных условиях, характеризующихся весьма ограниченными продовольственными ресурсами, снабжение населения необходимым минимумом продовольствия. Таким образом, плановая экономика была одним из важнейших факторов, позволивших советскому народу сломить военную машину фашистской Германии и обеспечить победу в Великой Отечественной войне. Вся система планового управления народным хозяйством с честью выдержала трудный экзамен в годы войны.

В послевоенный период перед Госпланом СССР и всей системой плановых органов встали новые крупные задачи, которые решались в новых пятилетних и годовых планах. В первые годы после окончания войны советская экономика развивалась по заданиям четвертого пятилетнего плана (1946 - 1950 гг.), принятого Верховным Советом СССР в марте 1946 года. Основной задачей этого плана являлось восстановление хозяйства пострадавших от войны районов, восстановление, а затем и превышение в значительных размерах довоенного уровня развития экономики страны. Ведущими звеньями четвертого пятилетнего плана были восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта.

Плановое руководство хозяйством позволило осуществить быструю перестройку отраслей хозяйства на обеспечение нужд мирного времени. Уже в 1946 г. был в основном закончен перевод промышленных предприятий на выпуск гражданской продукции. Довоенный объем промышленной продукции был восстановлен в 1948 г., то есть за три года. Задания четвертого пятилетнего плана в области промышленности и транспорта были успешно выполнены. В 1950 г. национальный доход превысил уровень довоенного, 1940 г. на 64%25 . Был восстановлен и превзойден довоенный объем производства товаров народного потребления и розничного товарооборота. В 1947 г. была отменена карточная система.

Успехи в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства позволили Советскому государству выдвинуть широкие задачи дальнейшего подъема социалистической экономики и народного благосостояния в пятом пятилетнем плане развития СССР на 1951 - 1955 годы. Основные задачи этого плана были утверждены XIX съездом КПСС (1952 г.). В плане была предусмотрена широкая программа улучшения пропорций в народном хозяйстве, технического совершенствования про-


25 Там же, стр. 174.

стр. 14


изводства, ускорения роста производительности труда и снижения издержек производства. Задания пятого пятилетнего плана по развитию промышленности были успешно выполнены. Валовая продукция промышленности выросла за пятилетие на 85% вместо 70% по плану26 . Были перевыполнены задания по важнейшим видам продукции тяжелой промышленности и по повышению уровня жизни народа.

В феврале 1956 г. XX съездом КПСС были приняты директивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 - 1960 годы. В директивах указывалось, что шестая пятилетка должна быть пятилеткой дальнейшего мощного развития производительных сил и значительного повышения уровня жизни советского народа. В ходе выполнения директив XX съезда КПСС выявилась необходимость внести некоторые уточнения в задания шестого пятилетнего плана. В дальнейшем ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым разработать перспективный план на более длительный срок - на 1959 - 1965 годы.

В результате осуществления грандиозных преобразований во всех областях экономической и общественно-политической жизни советское общество располагало всеми необходимыми материальными, политическими и социальными предпосылками для того, чтобы приступить к созданию материально-технической базы коммунизма, обеспечить быстрый рост всех отраслей народного хозяйства, используя достижения научно-технической революции, все полнее удовлетворять материальные и духовные потребности народа. Важным этапом в осуществлении этой программы явился семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959 - 1965 годы. Основные задачи этого плана были утверждены XXI съездом КПСС (1959 г.) в виде "Контрольных цифр развития народного хозяйства СССР на 1959 - 1965 годы". Съезд установил, что "главной задачей семилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1959 - 1965 годы является дальнейший мощный подъем всех отраслей экономики на базе преимущественного роста тяжелой индустрии, значительное усиление экономического потенциала страны с тем, чтобы обеспечить непрерывное повышение жизненного уровня народа"27 . Одной из характерных черт семилетнего плана в области промышленности являлось осуществление прогрессивных сдвигов в структуре промышленного производства путем ускоренного развития химической промышленности, энергетики, коренного изменения структуры топливного баланса за счет увеличения добычи нефти и газа, быстрого развития машиностроения. Значительные сдвиги были предусмотрены в размещении производительных сил страны; на освоение восточных районов направлялось более 40% общего объема капитальных вложений28 .

Семилетний план был успешно выполнен. Основные производственные фонды народного хозяйства за этот период значительно возросли. Увеличился национальный доход. Были выявлены и вовлечены в хозяйственный оборот новые природные ресурсы. В то же время, главным образом из-за допущенных ошибок в руководстве сельским хозяйством, был значительно недовыполнен план по производству сельскохозяйственной продукции. Вследствие недостатка сырья снизились темпы роста производства предметов потребления. В ряде отраслей были недовыполнены планы ввода в действие производственных мощностей.

После октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС Коммунистическая партия и Советское правительство на основе тщательного анализа состояния экономики страны сосредоточили усилия на коренных вопросах совершенствования экономических отношений в нашем обществе, улучшения системы управления народным хозяйством, совершенствова-


26 Там же, стр. 207.

27 "Материалы внеочередного XXI съезда КПСС". М. 1959, стр. 181.

28 "Шаги пятилеток", стр. 245 - 246.

стр. 15


ния планирования и экономического стимулирования производства. На современном этапе развития страны, когда главной программной экономической задачей является построение материально-технической базы коммунизма, основным требованием партии является обеспечение высоких темпов экономического роста для создания самого передового в мире по эффективности и научно-техническому уровню народного хозяйства. Главными направлениями стали рост эффективности общественного производства и на этой основе - дальнейшее повышение уровня жизни народа.

Важным шагом на пути построения материально-технической базы коммунизма явился восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1966 - 1970 годы. Этот план был разработан в соответствии с решениями мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС и директивами XXIII съезда КПСС (1966 г.). В отчетном докладе съезду Л. И. Брежнев говорил: "В новой пятилетке обращается особое внимание на ускорение научно-технического прогресса и повышение эффективности производства, как на важнейшую хозяйственную и политическую задачу"29 . Указанные решения положили начало осуществлению в нашей стране экономической реформы, предусматривающей новый подход к руководству экономикой и определяющей основные принципы экономической политики партии на современном этапе развития страны.

Характерная особенность восьмого пятилетнего плана состояла в том, что в нем было предусмотрено быстрое техническое перевооружение всего народного хозяйства и внедрение в производство достижений научно-технического прогресса для существенного повышения эффективности общественного производства и ускорения темпов роста производительности труда. В плане предусматривалось значительное увеличение среднегодового объема сельскохозяйственного производства и ускорение темпов роста продукции предметов потребления. Предусматривалось наряду с высокими темпами развития машиностроения дальнейшее совершенствование его структуры в соответствии с потребностями технического прогресса. Запланированы были опережающие темпы увеличения продукции приборостроения, радиоэлектроники и производства химического оборудования.

Осуществляя решения XXIII съезда партии и Пленумов Центрального Комитета, советский народ добился выдающихся успехов и выполнил восьмой пятилетний план развития народного хозяйства страны по важнейшим экономическим и социальным показателям. Итоги восьмой пятилетки знаменуют дальнейшее движение советского общества по пути к коммунизму, укрепление экономической и оборонной мощи страны. Они ярко отражают органическое единство развития материально-технической базы и роста, жизненного уровня трудящихся, количественный рост ресурсов народного хозяйства и дальнейшие глубокие качественные изменения в экономике, рост производительных сил и совершенствование социально-экономических отношений.

Советская экономика сегодня - это высокоразвитая, оснащенная передовой техникой промышленность, крупное социалистическое сельское хозяйство, гигантское, основанное на индустриальных методах строительное производство, технически современные транспорт и связь. За 53 года, из которых более двух десятилетий приходится на войны и последующее восстановление хозяйства, наша страна превратилась в крупнейшую индустриальную державу мира. По сравнению с 1913 г. национальный доход возрос в 1970 г. более чем в 44,7 раза, валовая продукция промышленности - в 89,8 раза, валовая продукция сельского хозяйства - в 3 раза, грузооборот всех видов транспорта - в 30 раз, численность рабочих и служащих в народном хозяйстве - в 7 раз, произво-


29 "Материалы XXIII съезда КПСС". М. 1966, стр. 44.

стр. 16


дительность труда в промышленности - в 18,2 раза, производительность труда в сельском хозяйстве - в 5,4 раза, реальные доходы рабочих - в 7,6 раза, реальные доходы крестьян - в 12 раз30 . Огромный рост общественного производства и повышение уровня жизни трудящихся являются итогом создания под руководством Коммунистической партии мощного производственного потенциала страны, увеличения ее национального богатства, в котором воплотился многолетний самоотверженный труд советского народа.

В марте этого года состоится XXIV съезд КПСС, который рассмотрит и утвердит директивы по девятому пятилетнему плану на 1971 - 1975 гг., знаменующему новый этап в движении нашей страны по пути коммунистического строительства. Этот план призван обеспечить дальнейшее развитие материально-технической базы коммунизма, более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей советского народа. Для этого должны быть максимально использованы возможности и преимущества планового социалистического хозяйства, повышена эффективность общественного производства, приведены в действие глубинные источники его интенсивного развития за счет более быстрого роста производительности труда и лучшего использования мощности производственного аппарата.

Декабрьский (1969 г.) Пленум ЦК КПСС, сыгравший большую роль в борьбе за успешное выполнение заданий восьмого пятилетнего плана, отметил, что огромным резервом ускорения развития народного хозяйства является улучшение планирования, совершенствование управления производством и организации труда. Выступая с докладом на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР 21 апреля 1970 года, посвященном столетию со дня рождения В. И. Ленина, Л. И. Брежнев указывал: "Исключительно важную роль приобретает теперь правильная постановка планирования. Бесспорно, товарищи, что многие из сложностей, с которыми нам приходится сталкиваться в области экономики, имеют свои корни в тех или иных недочетах планирования, в несовершенстве планов, а также в недостаточно четком их выполнении. Поэтому одна из важнейших задач состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать методы планирования, увеличивать научно-техническую и экономическую обоснованность планов, как текущих, так и перспективных"31 .

Госплану СССР в соответствии с этими указаниями партии предстоит рассмотреть и решить в содружестве с учеными и хозяйственниками ряд важных проблем внедрения новой системы планирования и экономического стимулирования, разработать и осуществить ряд мероприятий по совершенствованию методов планирования и обеспечить завершение составления девятого пятилетнего плана на 1971 - 1975 гг., с тем чтобы он явился руководством к действию во всех звеньях народного хозяйства.

Нет сомнения в том, что обогащенные пятидесятилетним опытом Госплан СССР и вся советская плановая система, руководствуясь, основополагающими идеями В. И. Ленина и указаниями партии и правительства, обеспечат дальнейшее прогрессивное развитие и совершенствование социалистического планирования и внесут свой вклад в решение задачи быстрейшего создания в нашей стране материально-технической базы коммунизма.


30 Н. К. Байбаков. Осуществление ленинских идей научного планирования. "Коммунист", 1970, N 5, стр. 25.

31 Л. И. Брежнев. Дело Ленина живет и побеждает. М. 1970, стр. 27 - 28.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ-ПЛАНИРОВАНИЕ-В-СССР-К-50-ЛЕТИЮ-ГОСПЛАНА-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СССР (К 50-ЛЕТИЮ ГОСПЛАНА СССР) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 11.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ-ПЛАНИРОВАНИЕ-В-СССР-К-50-ЛЕТИЮ-ГОСПЛАНА-СССР (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
1994 просмотров рейтинг
11.12.2016 (2692 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, дискотека 90х
Каталог: Разное 
час назад · от Денис Николайчиков
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СССР (К 50-ЛЕТИЮ ГОСПЛАНА СССР)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android