Libmonster ID: RU-11296

В июле 1954 г. в Демократической Республике Вьетнам вышел первый номер журнала "Ван Шы Диа" ("Литература, история, география") - органа Комитета по изучению литературы, истории и географии при Министерстве культуры. Главным редактором журнала является известный вьетнамский историк Чан Хюи Льеу, в состав редколлегии входят наиболее известные ученые-историки. До конца 1956 г. вышло 24 номера журнала; в настоящем обзоре мы ограничиваемся рассмотрением первых 12 номеров (1954 - 1955 гг.).

В передовой статье "Изучение истории и революционная работа", помещенной в первом номере журнала, указывается, что во вьетнамской исторической науке еще значительные позиции удерживает буржуазная историческая школа и заметно даже влияние "императорской" официальной историографии. Поэтому главная задача журнала состоит в том, чтобы помочь вьетнамским ученым выработать марксистские взгляды на исторический процесс. Для этого, пишет журнал, "необходимо соединение практической революционной деятельности с работой историка-исследователя".

Журнал ставит перед историками республики я другие не менее важные задачи - воспитание патриотизма, пропаганда идей исторического единства страны и разоблачение попыток империалистических кругов, направленных на ее разобщение, изучение истории дружественных народов и братских коммунистических партий.

Изучение истории Вьетнама, указывается в статье, "должно стать в наших руках могучим оружием, которое поможет воспитанию революционного сознания масс"" Передовая статья третьего номера призывает вьетнамских историков глубже изучать историю страны, разоблачать фальсификацию буржуазных авторов, сторонников Нго Динь Зьема (Нго Динь Дьема), активно участвовать в борьбе за объединение страны и единство народа.

В двенадцати номерах журнала опубликованы статьи и сообщения по всем периодам отечественной истории. Они свидетельствуют о значительных успехах молодой исторической науки Демократической Республики Вьетнам. Примечательно, что вьетнамские историки сразу же взялись за разрешение наиболее актуальных вопросов новой и новейшей истории страны и по некоторым из них развернули дискуссии на страницах журнала. Как видно из содержания вышедших номеров, вьетнамские историки особое внимание уделяют истории освободительного движения вьетнамского народа на различных его этапах и связанным с этим вопросам периодизации истории страны.

стр. 150

В журнале напечатан ряд интересных статей методологического характера. Так Чан Хюи Льеу в статье "Правильно оценивать национальных героев" (N 1) отмечает, что в период феодализма во Вьетнаме существовали два рода противоречий, между феодальным Вьетнамом и феодальным Китаем и между крестьянами и феодалами в самом Вьетнаме. По мнению автора, в средние века наиболее острым было противоречие между феодальными государствами - угнетающим и угнетаемым, та" как господствующий класс Китая делал неоднократные попытки завоевать Вьетнам. Поэтому представителей феодалов, которые возглавляли народную борьбу против захватчиков, следует считать национальными героями. Таковы Чан Куок Туан (XIII в.), Нгуек Хюе (XVIII в.) и другие. "Мы должны подойти к решению этого вопроса с точки зрения марксизма-ленинизма, - заключает Чан Хюи Льеу. - В настоящее время революция в стране еще не победила окончательно. В большинстве своем представители феодального класса превратились в реакционных пособников империалистов. Но важно помнить, что в определенный период представители этого класса, выступавшие с лозунгами освобождения страны, сыграли положительную роль. Их имена должны иметь большое значение в деле воспитания патриотизма у всего народа".

В другой статье - "К вопросу о времени формирования вьетнамской нации" (N 5) - Чан Хюи Льеу разбирает существующие по этому вопросу точки зрения, особенно точку зрения Нгуен Лонг Битя, считающего, что вьетнамская нация сложилась в X - XI веках. Чая Хюи Льеу, со своей стороны, полагает, что процесс формирования вьетнамской нация происходил на протяжении XVIII века. Этот вывод автор обосновывает конкретным анализом экономики вьетнамского общества, а также данными из истории культуры и языка.

Статьей Нгуен Донг Ти (N 3) журнал открыл дискуссию по вопросу о периодизации истории страны. Автор предложил следующую периодизацию истории Вьетнама, родовой строй; феодальная раздробленность; феодальное централизованное государство; полуфеодальный строй и колониальный режим. Он указывает, что период родового строя во Вьетнаме носил затяжной характер, что определяющим моментом для этого периода была культура племен Донг-Шон. По мнению автора, эта культура носила отпечатки культуры племен Индонезии и Филиппинских островов. Отличительной чертой второго периода автор считает существование в стране множества самостоятельных княжеств при полном отсутствии централизации. Для этого периода, указывает автор, нельзя назвать какой-либо общей культуры: с V в. до н. э. до середины X в. н. э. существовало несколько обособленных культур племен мыонг, тхаи, мео и других. Период централизованного государства датируется 939 - 1883 годами. Период полуфеодального строя и колониального режима - с 1883 до 1945 года.

Историю периода феодальной раздробленности Нгуен Донг Ти делит, в свою очередь, на два этапа. На два этапа делится автором и период феодальной централизации: с 939 до 1460 г., когда в стране преобладало натуральное хозяйство, и с 1460 по 1883 г. - время феодального абсолютизма, которое характеризуется обострением противоречий между крестьянами и помещиками, что проявилось в антифеодальных выступлениях, например, в восстании Тэй Шонов (1771 - 1803 гг.). Отмечая важность поставленного Нгуен Донг Ти вопроса и важность отдельных его положений, нельзя, по нашему мнению, не пожалеть о слабой аргументации при определении хронологических рамок того или иного периода.

Ответом на статью Нгуен Донг Ти явилась статья Минь Чаня (N 5). Ее автор не согласен с Нгуен Донг Ти, отрицающим существование в истории Вьетнама периода рабовладения. Минь Чань утверждает, что рабовладельческие отношения были господствующими в период с 257 г. до н. э. по II в. н. э. Он считает ошибкой Нгуен Донг Ти и то, что последний, анализируя период феодальной централизации, сосредоточивает внимание только на внеэкономическом принуждении, упуская из виду вопрос о феодальной собственности на землю. Минь Чань разбирает также точку зрения другого вьетнамского историка, Чан Ван Кханга, предложившего разрабатывать периодизацию истории Вьетнама в неразрывной связи со всемирно-историческим процессом. Исходя из этого положения, Чан Вая Кханг делит историю Вьетнама на древнюю, средневековую, новую и современную. Внутри этого деления, по его мнению, следует придерживаться принципа смены общественных формаций. Недостатком предложения Чан Ван Кханга Минь Чань считает отсутствие ясности в определении хронологических рамок каждого

стр. 151

периода. Он настаивает на том, что в основу периодизации истории Вьетнама (как " всех других стран) следует положить изменения в производительных силах общества. В заключение своей статьи Минь Чань призывает вьетнамских историков изучить материалы дискуссии по вопросам периодизации истории СССР, проводившейся на страницах журнала "Вопросы истории" в 1949 - 1951 годах.

Чан Хюи Льеу в статье "К вопросу о периодизации новой истории Вьетнама" (N 8) отмечает слабую разработанность этой проблемы. Свою статью автор строит на сравнении истории Вьетнама с новой историей Китая. Период новой истории Вьетнама, по его мнению, начинается с французского завоевания. Первый этап - с момента агрессии до первой мировой войны; в это время национально-освободительным движением руководили представители феодального класса. Основным противоречием этого этапа автор считает противоречие между империалистами и вьетнамским народом. Второй этап - с конца первой мировой войны до 1930 года. Чан Хюи Льеу считает все еще не решенным вопрос о том, какой класс руководил освободительным движением в эти годы. Основная особенность этого этапа состоит в том, что на историческую арену выходит рабочий класс. Третий этап начинается с 1930 г., когда была создана Коммунистическая партия Индо-Китая и пролетариат стал руководителем революционного движения. Однако автор указывает, что предложенная им периодизация нуждается в уточнении и дальнейшем обсуждении.

В разделе "Письма читателей" было помещено письмо Ли Чаи Кюи "Проблема выбора критерия для периодизации истории Вьетнама" (N 10). Автор призывает положить в основу анализа истории страны учение марксизма о роли классовой борьбы в истории человеческого общества. Отличительной особенностью истории Вьетнама Ли Чан Кюи считает постоянные войны против иноземных захватчиков, за независимость. По мнению автора, в настоящее время изученность источников и литературы настолько недостаточна, что не представляется возможным точно определить время смены одной общественной формации другой, еще более трудно определить переходные формы.

Ли Чан Кюи предлагает датировать период рабовладения со времени правления Чьеу Да (207 г. до н. э.), добавляя при этом, что ничего определенного о развитии производительных сил в этот период сказать нельзя. Он не соглашается с некоторыми положениями, высказанными Минь Чанем, и утверждает, что последний преувеличивает роль племенных вождей в этот период рабовладения. По мнению автора, нельзя говорить и о развитой частной собственности в это время. Начальной датой феодального периода автор считает 187 г. н. э., когда в стране были проведены реформы, окончательно подорвавшие основы родового строя. Автор считает, что Минь Чань не прав, относя начало феодальной эпохи к восстанию 42-го года. В то время, пишет Ли Чан Кюи, во Вьетнаме еще не было предпосылок для развития феодальных отношений, они стали постепенно складываться только после этого восстания. Автор заканчивает статью предложением глубже изучать историю производственных отношений, предостерегая от того, чтобы оценивать ростки нового в них как вполне сложившиеся новые производственные отношения (что, по его словам, делает Минь Чань).

В статье Нгуен Донг Ти "Некоторые вопросы исторической науки" (N 11) отмечается, что старая вьетнамская историография не дала правдивого изложения подлинной истории вьетнамского общества и вьетнамского народа, что многие вопросы отечественной истории все еще не решены и только при условии свободного обсуждения и обмена мнениями можно прийти к верным выводам, причем такому обсуждению должна предшествовать большая работа по изучению источников, документов, степень изученности которых еще недостаточна.

Ряд статей, помещенных в журнале, посвящен проблемам древней истории. В частности, известный вьетнамский историк Дао Зюм Ань выступил со статьей "Культура племен Донг-Шон или культура племен Лак-Вьет" (N 1)1 . В начале статьи автор критически разбирает историю вопроса, останавливается на точках зрения ряда историков, занимавшихся изучением этого вопроса (Голубев, Масперо, Оруссо). Автор указывает, что культура племен Жяо-Ти находилась под большим влиянием культуры китайских


1 Статья представляет собой главу из книги того же автора "Древняя история Вьетнама" (Ханой. 1955).

стр. 152

племен. Племена Донг-Шон или Лак-Вьет, которые заселяли ранее занятые группой племен Жяо-Ти долины рек Ньи и Ма, достигли сравнительно высокого уровня развития, о чем свидетельствуют памятники материальной культуры, относящиеся к этой эпохе.

Проблеме освободительных движений в древности посвящена статья Нгуен Миня "О характере движения под руководством сестер Чынг" (N 5). В статье дается оценка крупнейшего восстания против завоевателей из китайской династии Хань (42 г. н. э.). Автор считает, что причины успеха восстания заключались в участии в нем народа, а также в размахе народных восстаний в самом Китае, поскольку отряды китайских повстанцев отвлекали значительную часть императорских войск. Нгуен Минь замечает, что опыт этого восстания говорит о необходимости сплочения всех народных сил и что одновременная борьба) китайских и вьетнамских крестьян против династии Хань сблизила и сдружила оба народа.

Наибольший интерес из статей, посвященных феодальной эпохе, представляют статьи Минь Чаня, Чая Дык Тхао и Чан Хюи Льеу.

Статья Минь Чаня "О характере крестьянских движений в эпоху феодализма" (N 3) явилась ответом на многочисленные вопросы читателей. Автор исходит из положения, что во всех народных движениях, направленных против феодализма, основной движущей силой было крестьянство. Как уже указывалось, начало феодальных отношений автор датирует восстанием 42 года. После 42 г., отмечает автор, в стране прокатилась волна крестьянских выступлений. Одним из крупнейших было восстание под руководством Ли Бона (544 г.), после которого было создано государство Ван Суан, просуществовавшее до 602 года.

Далее Минь Чань рассматривает ряд движений в начале средневековья, которые оставили значительный след во вьетнамской истории. Таковы, по мнению автора, восстания против китайских и вьетнамских феодалов в VIII в. под руководством Ли Ты Тьена (705 г.), Мак Тык Лоана (722 г.), Фунг Хынга (791 г.). Автор отмечает, что после достижения независимости в результате восстания 939 г. в стране имело место некоторое оживление хозяйственной жизни, в частности расширились старые и строились новые оросительные системы и каналы в провинциях Тхань-Хоа, Нге-Ан и других. С новой силой, указывает Минь Чань, вспыхнуло крестьянское движение в конце XII - начале XIII века. Особенно значительными были движения под руководством Тхан Лои, Нгуен Нон.

В период правления династии Чан (1225 - 1400 гг.) производительные силы феодального общества, отмечает автор, находились на пути дальнейшего подъема. Расширялись торговые связи Вьетнама. XVII - XVIII вв. ознаменовались значительным развитием частнокрестьянского хозяйства и, следовательно, ростом внутреннего рынка в стране. Как указывает автор, в это время появляются первые промышленные предприятия - рудники в Бак-бо (Северный Вьетнам) по добыче железа, золота, серебра; открываются мастерские, главным образом принадлежащие иностранцам. В первой половине XVII в. на всех предприятиях было занято около 8 тыс. человек. В XVIII в. вспыхнул ряд крестьянских восстаний (под руководством Нгуен Кы, Нгуен Тюена и других). Восстание Тэй Шонов, как справедливо указывает автор, было высшей точкой крестьянских выступлений в феодальном Вьетнаме. С начала XX в. во Вьетнаме начинает расти национальный пролетариат, который постепенно становится во главе освободительного и антифеодального движения вьетнамского народа. Эта освободительная и антифеодальная борьба рабочего класса и его союзников - крестьянства и других демократических и антиимпериалистических сил - нашла свое завершение в создании Демократической Республики Вьетнам.

Интересные вопросы поставлены в статье Чан Дык Тхао "Производительные силы и производственные отношения в период кризиса феодализма" (N 1). Автор считает, что кризис феодализма наступил на грани XVIII - XIX вв., что именно в эти годы наиболее остро проявляются все противоречия феодального общества. Одним из проявлений этого кризиса, по мнению автора, был подъем стихийного движения народных масс. Автор указывает, что в описываемый период, с одной стороны, шло обезземеливание крестьян, разрушение мелкокрестьянского хозяйства и рост помещичьего землевладения, а с другой - крестьянское хозяйство теряло свой замкнутый, натуральный характер, превращаясь в мелкотоваоное; крестьяне все шире втягивались в торговлю,

стр. 153

в чем Чан Дык Тхао усматривает прогрессивную сторону феодальных отношений, подготовивших почву для возникновения торговой буржуазии.

Автор отмечает, что завоевание Францией Нам-бо (Южного Вьетнама) в 1862 г. явилось переломным моментом в истории Вьетнама. После завоевания придворные феодальные круги превратились в проводников колониальной политики, направленной на сохранение самых отсталых форм эксплуатация вьетнамского крестьянства. Французское завоевание не только не остановило, но даже ускорило процесс разрушения крестьянской общины и процесс обезземеливания вьетнамского крестьянства, так как колонизаторы стремились к всемерному укреплению и расширению своих позиций в деревне. По мнению Чан Дык Тхао, в результате взаимодействия всех этих факторов в стране возникли предпосылки для более широкого антифеодального и антиимпериалистического движения.

В сообщениях Чан Хюи Льеу и Минь Чаня сделаны первые во вьетнамской исторической литературе попытки марксистской оценки роли отдельных выдающихся деятелен прошлого. Сообщение Чан Хюи Льеу (N 10) посвящено анализу деятельности Чан Куок Туана, возглавившего одно из крупных освободительных движений вьетнамского народа в XIII веке. Этот век, по мнению автора, был временем расцвета феодальной экономики. Расширялась торговля, развивались экономические связи между отдельными районами страны. Чая Хюи Льеу считает, что противоречия внутри страны не стали от этого слабее, но так как поход Хубилая на Вьетнам (1285 г.) грозил всему вьетнамскому народу потерей независимости, то представители феодального класса, возглавившие народную борьбу против захватчиков, и особенно такой крупный полководец средневековья, как Чан Куок Туан, должны оцениваться нами как национальные герои. Чан Хюи Льеу отмечает оригинальность военной стратегии этого полководца, который разработал и применил тактику партизанской борьбы. Эта тактика в значительной степени обеспечила изгнание монгольских войск с территории Вьетнама.

Сообщение Минь Чаня (N 11) посвящено роли Хо Куй Ли, одного из крупных государственных деятелей XIV - XV веков. Минь Чань указывает, что хотя Хо Куй Ли и принадлежал к господствующему классу, однако его реформаторская деятельность носила объективно прогрессивный характер и была направлена на укрепление и усиление вьетнамского национального государства. При этом автор правильно подчеркивает, что действия Хо Куй Ли носили верхушечный характер. При проведении своих реформ он не опирался на поддержку народных масс и поэтому, встретив сопротивление сильных феодальных группировок, потерпел поражение.

Ряд статей посвящен новой и новейшей истории Вьетнама. Остановимся на наиболее характерных, на наш взгляд, как по теме, так и по постановке вопросов. Статья Хаи Катя "Движение против налогов и принудительных работ в Чунг-ки (1908 г.)" (N 9) посвящена оценке выступления крестьян в Среднем Вьетнаме. Раскрывая причины этих событий, автор указывает, что именно с начала XX в. французские колонизаторы приступили к усиленной эксплуатации Вьетнама. Строительство ряда промышленных предприятий, развитие некоторых отраслей сельского хозяйства, дорожное строительство, связанные с новой формой колониальной политики (ввоз капиталов), потребовали привлечения большого количества возможно более дешевой рабочей силы. Хаи Кать правильно отмечает, что стремление колонизаторов использовать принудительный труд вьетнамских крестьян явилось одной из причин выступления. Не менее важной причиной была тяжелая налоговая политика империалистов. Интересно указание автора на связь крестьянского выступления с движением Зюи-тан (движение за спасение власти короля и национальную независимость). Автор подробно восстанавливает подлинную картину выступления крестьян, приводит точные данные о числе его участников. В заключение автор указывает, что крестьянское выступление было направлено против французского империализма и, хотя око было плохо организовано, показало революционные возможности вьетнамского крестьянства, являвшегося основной движущей силой этого движения.

Историк Нгуен Конг Бинь выступил со статьей "От движения против уплаты налогов в Чунг-ки до советского движения в Нге-Ане и Ха-Тине" (N 5), в которой делает попытку дать сравнительную оценку двух крупнейших движений вьетнамских крестьян в различных исторических условиях. На основании подробного анализа большого фактического материала Нгуен Конг Бинь приходит к выводу, что причинами вы-

стр. 154

ступления крестьян в Чунг-ки был насильственный сгон на прокладку дорог, увеличение налогов и поборов, вербовка крестьян для работы на плантациях юга, где вьетнамские крестьяне находились, по существу, на положении рабов. В ответ на действия колониальных властей вспыхнуло стихийное восстание крестьян. Хотя требования восставших носили исключительно экономический характер - снижение налогов, освобождение от принудительных работ и т. д., - восстание было антиимпериалистическим. По мнению автора, антифеодальная направленность борьбы в этом выступлении отсутствовала. Хотя крестьяне Чунг-ки и видели ближайшие цели своей борьбы, но, не имея руководства со стороны рабочего класса, они не понимали, да и не могли понять, конечной цели движения, подчеркивает Нгуен Конг Бинь.

Автор показывает, что движение в Нге-Ане и Ха-Тине (1930 г.) происходило в совершенно иных исторических условиях. Мировой экономический кризис тяжело отразился и на колониальном Индо-Китае; особенно ухудшилось положение крестьян. Общая сумма налогов увеличилась в 1930 г. в три раза по сравнению с 1902 г., цены на рис резко упали. Автор указывает и на другие причины ухудшения положения трудящихся - переход земель должников в руки помещиков, усиление процесса концентрации земельных владений, особенно в годы кризиса. Разоренные безземельные крестьяне уходили из Северного и Среднего Вьетнама на плантации юга. До 1930 г. туда ежегодно уходило до 40 тыс. крестьян, после 1930 г. число уходящих на юг значительно увеличилось. Автор подчеркивает, что в районах Нге-Ана и Ха-Тиня, где вспыхнуло движение, концентрация рабочего класса была довольно высокой: на двух французских заводах было занято несколько тысяч рабочих. Еще в 1924, 1925, 1928 гг. рабочие этих заводов участвовали в забастовках против иностранных хозяев. Таким образом, указывает автор, в этом районе имелись условия для совместного выступления рабочих и крестьян под руководством коммунистов.

Изложив события мая - августа 1930 г., Нгуен Конг Бинь отмечает, что по сравнению с движением 1908 г. движение 1930 г. представляло собой качественно новую ступень в национально-освободительном движении вьетнамского народа. Если движение 1908 г. было стихийным выступлением крестьянства против чудовищной колониальной эксплуатации, то в 1930 г. крестьяне, руководимые рабочими, не ограничились одними экономическими требованиями, а выставили антиимпериалистические лозунги, требуя прекращения террора и насилий колониальных властей. Автор особо останавливается на том факте, что крестьянам удалось в ряде мест свергнуть власть колонизаторов и установить свою власть в форме Советов. Он делает вывод, что советское движение в Нге-Ане и Ха-Тине было первым во Вьетнаме движением, в котором рабочие и крестьяне выступали совместно, причем движение это проходило под руководством рабочего класса.

Значительный интерес представляют статьи Чан Хюи Льеу о характере и движущих силах национально-освободительного движения во Вьетнаме до 1930 года. Эти статьи имеют большое значение при решении вопроса о периодизации новой и новейшей истории страны. В статье "О характере движений Донг-зы, Донг кин нгиа тхык, Зюи-тан в лачале XX века" (N 11) автор отвечает молодым советским историкам-вьетнамистам, задавшим ему ряд вопросов о характере движений, происходивших в Чунг-ки. Он заявляет о своем согласии со ставшим ему известным мнением некоторых советских ученых о том, что по форме эти движения были феодальными, а по своему содержанию - буржуазными, и подробно обосновывает это мнение. Участники движения были выходцами из феодального класса. Они стремились превратить Вьетнам в сильную страну, что, по их мнению, можно было осуществить, лишь следуя примеру стран Запада и Японии.

Чан Хюи Льеу указывает, что, будучи сторонниками реформ, деятели этого движения в качестве главного средства для достижения своей цели выдвигали идею "просвещения народа". Он отмечает, что в первые годы XX в. в стране появляется большое количество литературных и научных произведений, учебников, книг, статей, принадлежащих перу видных участников движения (часть этой литературы печаталась за границей), в которых авторы выступили против старой, феодальной культуры. Борьба за новую культуру была в эти годы одной из форм политической борьбы, но далеко не единственной. Постепенно в пропаганде указанных обществ все больше места начинают занимать идеи создания отечественной промышленности, развития торговли, борьбы за

стр. 155

независимость страны. Одним из практических лозунгов борьбы на первой стадии движения был лозунг бойкота иностранных товаров. На этой стадии, по мнению автора, движения в Чунг-ки носили антифеодальный характер и были типичными реформаторскими движениями. Автор считает, что на базе реформаторского движения и массового крестьянского движения 1908 г. несколькими годами позже возникает новое движение, которое носит буржуазно-демократический характер. На деятелей этого движения большое влияние оказали революция 1911 г. в Китае и взгляды Сунь Ят-сена. Большинство членов созданной Фан Бой Тяу партии "Общество возрождения Вьетнама" были по своим взглядам демократами (хотя некоторые деятели этой партии были монархистами). Автор статьи правильно оценивает политические идеалы руководителей этой партии, указывая на значительную эволюцию взглядов самого Фан Бой Тяу: сначала он был сторонником абсолютной королевской власти, затем, после поездки в Японию, склонился к конституционной монархии. Последующее пребывание в Китае убедило его в неправильности прежней политической линии партии - он окончательно становится демократом и вносит большие изменения в политическую программу партии, которую можно сформулировать в трех пунктах: 1) просвещение народа, 2) развитие народного сознания, 3) создание народной власти.

Далее автор отмечает, что в настоящее время он затрудняется определить характер ряда восстаний, возглавленных сторонниками движения Зюи-тан (например, восстание солдат в Тхай-Нгуене), так как еще не удалось обнаружить документов, проливающих свет на цели и программу этих восстаний. Однако несомненно, пишет автор, что во главе движения уже стояли не представители придворных феодальных кругов - выразители интересов феодального класса; иными словами, эти движения уже не носили характера движений "леттре"2 . Во главе движения стояли люди, объективно боровшиеся за буржуазное развитие страны. Но мы не можем их назвать и представителями национальной буржуазии, указывает Чан Хюи Льеу, так как буржуазии в настоящем смысле этого слова во Вьетнаме тогда не было. Некоторое число владельцев торговых фирм, магазинов, ремесленных мастерских, которые начали появляться, еще нельзя считать классом национальной буржуазии; это была лишь молодая поросль национальной буржуазии. Но если сказанное верно, заключает автор, то деятелей освободительного движения начала XX в. мы должны считать не представителями буржуазии, а выразителями и сторонниками буржуазного развития. И это вполне объяснимо Участники освободительного движения во Вьетнаме находились под значительным влиянием реформаторского движения в Китае, идей Кан Ю-вэя, а позже - под влиянием Сунь Ят-сена и революции 1911 года. Подобно тому, как Кан Ю-вэй и его сторонники, будучи выходцами из феодального класса, стояли за буржуазный путь развития Китая, Фан Бой Тяу и его последователи боролись за буржуазный путь развитии" Вьетнама, с той, однако, разницей, что реформаторское движение в Китае происходило в условиях, когда уже существовала китайская национальная буржуазия, а движения Донг-зы, Донг кин нгиа тхык, Зюи-тан происходили тогда, когда во Вьетнаме еще не было буржуазии. Дальнейшая работа над источниками, указывает Чан Хюи Льеу, поможет нам глубже уяснить идеологию и характер этих движений. Близка по теме к предыдущей статья того же автора "Являлся ли рабочий класс руководителем революционного движения в период после первой мировой войны (до 1930 г.)?" (N 3). Автор напоминает, что среди большинства вьетнамских историков распространена следующая периодизация новой и новейшей истории Вьетнама: с 1858 г. до первой мировой войны, от первой мировой войны до 1930 г. и с 1930 до 1945 года. В основе данной периодизации, указывает автор, лежат различные факторы: характер революционного движения на каждом из этапов, смена руководства, развитие производительных сил. "У нас принято считать, - пишет Чан Хюи Льеу, - что на первом этапе руководителем революционного движения были представители феодального класса, на втором - буржуазия и на третьем - пролетариат". Однако в последнее время, отмечает автор, все чаще поднимается вопрос: верно ли, что на втором этапе руководителем освободительного движения была буржуазия? Автор кратко останавливается на различных точках зрения по этому вопросу. Часть товарищей, ссылаясь на существование многочисленных мелкобуржуазных партий в эти годы, придерживается мнения,


2 Образованные чиновники.

стр. 156

что руководителем революционного движения в 1918 - 1930 гг. была мелкая буржуазия. Сторонники этого взгляда, правда, оговаривают, что руководство мелкой буржуазии не было длительным. Другие считают, что в 1918 - 1930 гг. руководящую роль в национально-освободительном движении играла национальная буржуазия, гак как мелкая буржуазия в силу своего экономического положения может находиться или под влиянием крупной буржуазии, или под влиянием пролетариата и вообще не может стоять во главе национально-освободительного движения. Наконец, третьи утверждают, что руководящую роль в эти годы играл вьетнамский пролетариат, ибо буржуазия и мелкая буржуазия, занятые междоусобной борьбой за руководство, возглавить движение не могли.

Анализируя революционные выступления рабочего класса в эти годы, автор приходит к выводу, что в период 1918 - 1930 гг. руководящую роль в национально-освободительном движении играл пролетариат Вьетнама. В этой связи автор ставит вопрос о необходимости пересмотреть существующую периодизацию, предлагая вместо деления на три этапа деление на два: с 1858 до 1918 г. - борьба против французских колонизаторов под руководством феодалов и с 1918 до 1945 г. - антиимпериалистическая и антифеодальная борьба под руководством рабочего класса. Нельзя не заметать, что фактические данные о численности и степени организованности индокитайского пролетариата до 1930 г., приводимые Чан Хюи Льеу в другой его статье (N 12), делают этот вывод довольно спорным.

В редакционной статье "Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на вьетнамскую революцию" (N 11) подчеркивается, что социалистическая революция в России произошла в момент, когда во Вьетнаме уже сложился пролетариат. Развитие капиталистической экономики в годы первой мировой войны привело к известной концентрации вьетнамского рабочего класса, в результате значительно выросло самосознание рабочих и возникли все предпосылки для руководства освободительным движением со стороны рабочего класса. Победа Августовской революции (1945 г.) во Вьетнаме в большой степени была достигнута в результате творческого использования опыта Октябрьской революции, а также революционного опыта других стран, в частности опыта китайской революции. Вьетнамская революция явилась частью мировой революции. Далее в статье указывается, что влияние Октябрьской революции распространилось на Вьетнам через Китай в ходе революции 1924 - 1927 годов. Уже с 1925 г, хотя коммунистической партии формально и не существовало, в стране были организации и кружки, являвшиеся предшественниками партии. Эти организации пропагандировали опыт русской революции, распространяли идеи марксизма-ленинизма. Одним из первых создателей коммунистических групп был товарищ Хо Ши Мин - выдающийся представитель вьетнамских революционеров, творчески применивший опыт Октябрьской революции у себя на родине. Идеи марксизма-ленинизма и опыт русской революции освещали коммунистической партии путь к завоеванию победы в освободительном движении вьетнамского народа.

Статья Ван Тао "Колониальная эксплуатация Вьетнама Францией и развитие вьетнамского рабочего класса" (N 11) содержит интересный цифровой материал, из анализа которого автор и делает свои основные выводы. Ван Тао доказывает, что до конца XIX в. французы вывозили из Вьетнама главным образом рис, но уже с начала XX в., а особенно после первой мировой войны, колонизаторы резко увеличили вывоз сырья, быстро росли капиталовложения в промышленность, сельское хозяйство, торговлю. Экономический кризис 1929 г. пагубно отразился на крестьянском хозяйстве, в особенности на севере и юге Вьетнама. Разоренные, потерявшие свои клочки земли крестьяне и явились, по утверждению автора, основным источником пополнения кадров промышленных и сельскохозяйственных рабочих. Ван Тао приводит важные цифры о численности рабочих во Вьетнаме с 1862 по 1930 г. в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в кустарном производстве. Эти цифры полностью подтверждают вывод автора, что сравнительно быстрый рост рабочего класса начинается только после первой мировой войны. Ван Тао заключает, что только на основе быстрого роста рабочего класса в стране могло вырасти и окрепнуть массовое освободительное движение, руководимое Коммунистической партией Индо-Китая.

Во втором номере напечатан ряд статей, посвященных аграрному вопросу. В передовой статье "Августовская революция и аграрный вопрос" рассматриваются место

стр. 157

и значение аграрного вопроса в революции. В статье указывается, что основным противоречием, которое должна была разрешить резолюция, было противоречие между колонизаторами, помещиками, компрадорской буржуазией, с одной стороны, и огромным большинством эксплуатируемых трудящихся, 90% которых составляли крестьяне, - с другой. Однако только после завершения аграрной реформы антифеодальная революция доводится до конца.

Статья Минь Чаня "Об аграрном вопросе в истории Вьетнама" представляет собой краткий очерк истории аграрных отношений начиная с периода рабовладения. Автор считает, что рабовладение во Вьетнаме не достигло развитых форм, что оно существовало в виде домашнего рабства (по терминологии автора, "родовое рабство"), а о формах землепользования в это время, после перехода земли в собственность короля, сказать ничего еще нельзя. Далее автор указывает, что система феодальной эксплуатации вьетнамского крестьянства оставалась неизменной как во времена господства китайских феодалов, так и во время существования независимого вьетнамского государства (с 939 по 1862 год) - все земельные владения страны были поделены между представителями феодального класса, а большинство крестьян было превращено в крепостных. Затем Минь Чань анализирует земельные отношения во время колониального режима. Господство французских колонизаторов, отмечает он, еще более усложнило обстановку во вьетнамской деревне. Вопрос о земле все время оставался одним из наиболее важных вопросов вьетнамской революции. Именно поэтому Коммунистическая партия Индо-Китая сразу же включила в свою программу требование аграрной реформы.

К статье Минь Чаня примыкает статья Чан Хюи Льеу "Аграрный вопрос во вьетнамской революции", в которой подробно рассматриваются различные формы землевладения, существовавшие когда-либо в стране. Автор прослеживает основной, по его мнению, процесс во вьетнамской деревне, который начался задолго до французского завоевания и ускорился после него, - процесс обезземеливания вьетнамского крестьянства, захват помещиками и колонизаторами общинных земель. Он считает, что стихийная борьба крестьян за землю была самым ярким отражением этого процесса и что она приобрела новый характер только после создания Коммунистической партии Индо-Китая, когда аграрный вопрос стал частью народно-демократической революции во Вьетнаме.

Среди других статей, опубликованных в журнале, следует назвать статьи Минь Чаня "Исторические примеры великого единства вьетнамского народа в защите отечества" (N 10) и Тьена "Углублять вьетнамскую революцию" (о характере и предпосылках Августовской революции) (N 1).

На страницах журнала периодически публикуются интересные документы по истории революционного движения вьетнамского народа в новое и новейшее время (например, в N 4 были напечатаны материалы об экономическом положении вьетнамской национальной буржуазии в период французского господства).

Довольно большое место в журнале уделено освещению состояния исторической науки за рубежом, главным образом в СССР и КНР. Так, во втором номере были помещены статья "Важные задачи исторического образования в СССР" и научный очерк "Советский историк А. М. Панкратова". В десятом номере был напечатан обзор дискуссионных материалов журнала "Вопросы истории" об основном экономическом законе феодализма. В переводе с китайского были напечатаны статьи "Роль Лу Синя в новейшей истории Китая" (N 3) и "Изучение истории в понимании Мао Цзэ-дуна" (N 10).

Статьи и сообщения, опубликованные в NN 1 - 12 журнала "Ван Шы Дна", свидетельствуют о первых успехах молодой исторической науки Демократической Республики Вьетнам, об активном участии вьетнамских историков в идеологической работе, направленной на разрешение насущных вопросов вьетнамской революции. Хочется пожелать вьетнамским историкам дальнейших успехов в разработке важнейших вопросов истории героического вьетнамского народа и руководящей силы страны - Вьетнамской партии трудящихся.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СТАТЬИ-ПО-ИСТОРИИ-ВО-ВЬЕТНАМСКОМ-ЖУРНАЛЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вacилий СмогоржевскийКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/admin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. А. ОГНЕТОВ, В. Н. ФЕДЮШОВА, СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ ВО ВЬЕТНАМСКОМ ЖУРНАЛЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 02.03.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СТАТЬИ-ПО-ИСТОРИИ-ВО-ВЬЕТНАМСКОМ-ЖУРНАЛЕ (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. А. ОГНЕТОВ, В. Н. ФЕДЮШОВА:

И. А. ОГНЕТОВ, В. Н. ФЕДЮШОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вacилий Смогоржевский
Минск, Беларусь
1655 просмотров рейтинг
02.03.2016 (2976 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ ВО ВЬЕТНАМСКОМ ЖУРНАЛЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android