Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-14790
Автор(ы) публикации: В.П.Ветров, Ю.Г.Боев
Учреждение образования \ работы: Совет ветеранов Тыла ВС
Источник: вэб
Сайт автора(ов): вэб страничка

                                     

Из истории военной ветеринарии.

 ЮРИЙ БОЕВ. ИЗ КНИГИ ВОЕННОЙ ВЕТЕРИНАРИИ РОССИИ 300 ЛЕТ

 

Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил

Российской Федерации - перспективы развития

 

Начальник Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил  Российской Федерации - Главный Ветеринарно-санитарный эксперт  Вооруженных Сил полковник медицинской службы   Ю.Г. Боев.(2005-2011)

Главной задачей  в деятельности ветеринарно-санитарной службы, в начавшемся третьем тысячелетии является исключение причин и факторов, входящих в компетенцию службы, способных оказать негативное влияние на  обеспечение боеготовности и боеспособности личного состава войск (сил флота), выполнением комплекса ветеринарно-санитарных, профилактических, противоэпизоотических, и других специальных мероприятий.

Основные усилия всех структур и звеньев службы, в данное время,  направлены на выполнение следующего;

обеспечение готовности и способности организаций службы к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;

выполнение организационно-штатных мероприятий по плану строительства службы;

планирование и выполнение мероприятий ветеринарно-санитарного обеспечения в рамках МУСТО; (межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения)

обеспечение эпизоотического благополучия воинских частей, организаций и предприятий Министерства обороны;

контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, заготавливаемого, производимого и снимаемого из государственных резервов для обеспечения войск (сил);

обеспечение, совместно с генеральным заказчиком,  выполнения государственного оборонного заказа, в отношении заготовки имущества и технических средств службы и снабжению ими воинских частей, предприятий МО и организаций службы;

сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых технических средств службы, средств профилактики и защиты животных;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации офицеров службы для всех федеральных органов исполнительной власти в которых законом предусмотрена военная служба.

Все мероприятия  по реформированию ветеринарно-санитарной службы спланированы в соответствии с концепцией строительства службы на период до 2005 г., и  выполняются в  полном объеме.

Четко выполняется государственный оборонный заказ по подготовке офицеров Военно-ветеринарным институтом, так например в 2003 году подготовлено и выпущено офицеров, военно-ветеринарных врачей.

Подготовлено и выпущено слушателей ВВИ

- 36

в т.ч. для Министерства обороны РФ

- 28

для других министерств (МВД, ФПС, ФАПСИ, ФСЖВ)

- 8

Качество подготовки офицеров, не смотря на обьективные сложности не снижается, а с учетом последнего выпуска улучшилась укомплектованность в войсках, некомплект уменьшился с 7% в 2002 г. до 3,2% в 2003 году. В   решении вопросов заготовки и снабжения ветеринарным имуществом и биологических препаратов, совместно с генеральным заказчиком,   (Отделом заказов и поставок ВТТ ШТ) выполнялась работа по определению производителей монополистов через Минэкномразвития России. Направлялась к более широкому привлечению отечественных поставщиков – производителей,  участию их в конкурсах или поставках, путем котировок для снабжения войск и организаций службы материальными средствами.

Условия стабильного финансирования, последних лет, позволили в целом обеспечить заготовку необходимых минимальных объемов медикаментов, биологических препаратов, реактивов, дезинфекционных средств, закупить специальное оборудование и технические средства службы

На последующие годы запланированы закупки материальных средств в необходимых  объемах, и в первую очередь, на  обеспечение лабораторных учреждений.

Полное и современное оснащение необходимо для  лицензирования и аккредитации организаций службы. На сегодняшний день эта работа выполнена на половину, лицензированы  практически все организации. Но дальнейшая задача аккредитации решается крайне медленно, и прежде всего по причине отсутствия материально-технической базы, соответствующей санитарно-гигиеническим, противопожарным и др. нормативам. 

А это необходимо не только и не столько, для дополнительного получения денежных средств, но и для работы со сторонними,  не состоящими на балансе Министерства обороны организациями и структурами.

В течение последних лет наращивалось работа по выполнению  НИОКР  под руководством генерального заказчика. Они  проводится по наиболее актуальным проблемам  и  тематикам, направленных на разработку научно-технической продукции,  по защите животных и созданию современных технических средств  службы. По результатам выполненной работы, принимаются на снабжение прошедшие государственные (приемочные) испытания; ветери­нарный противо­хи­ми­ческий па­кет (ВПХП) для обработки кожных покро­вов животных, при комбинирован­ном поражени­и от­рав­ляю­щи­ми ве­ществами  и бактери­альными сред­ствами,  устройства портативного для обеззараживания молока и молоч­ных про­дуктов.  (ПУОМ)  Разборного,  транспорта­бельного устройства для  утилизаци­и биологических отхо­дов, контаминированных возбудителями особо опасных инфекций (РУСТ), а также   лаборатории ветеринарно-санитарной войсковой полевой (ЛВС ВП)   

Активно продолжается работа по  созданию автомобиля ветери­нар­ного дезинфекционного уни­версаль­ного (УДВ - М) и  ла­боратори­и   ветеринар­но- диагно­сти­ческой авто­номной (ЛВД).

Выполняемые службой профилактические мероприятия, в условиях нестабильной эпизоотической обстановки, наличия природных очагов инфекционных заболеваний,  неблагополучию в целом животноводства страны в отношении бруцеллеза, туберкулеза,  значительного распространения бешенства и трихинеллеза   позволили в целом сохранить благополучие войск, сельхозпредприятий и подсобных хозяйств  в отношении опасных и особо опасных болезней животных. Не допустить случаев массового поражения ими личного состава и других контингентов.

Как положительный факт, оздоровление ряда военных сельхозпредприятиях и подсобных хозяйствах воинских частей, 2000 - 2003 годах по лейкозу на фоне общей неблагополучной ситуации в стране.  

В результате напряженной и кропотливой работы органов управления, всех, военных ветеринарных специалистов, гражданского персонала ветеринарно - санитарной службы, в столь сложных военно-политических условиях и строительства новых Вооруженных Сил, сохранялась стабильная ситуация, в плане выполнения задач  по ветеринарному обеспечению войск и сил флота. Происходящие в стране реформы законодательного, экономического, административного и других направлений безусловно сказываются на, годами отлаженном механизме ветеринарной деятельности. Несовершенство действующих законодательных актов, накладывало ряд проблем, в решении текущих вопросов, решаемых службой.    

 Остановимся на основных и перспективных направлениях,  стоящих перед ветеринарно-санитарной службой Вооруженных Сил.

1. Планирование и выполнение мероприятий ветеринарно-санитарного обеспечения, в рамках МУСТО;

Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года" и Указом Президента Российской Федерации о создании рациональных сопряженных (единых, общих, объединенных) систем технического,  тылового и медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов.

         Где конкретно, по каждому ведомству, определялось следущее:

Минсельхозу России совместно с Минобороны России, МВД России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 октября 2002 года рассмотреть вопрос о реорганизации ведомственных ветеринарно-санитарных служб в целях создания единой государственной ветеринарной службы

Единая система ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, должна стать составной частью, единой системы тылового обеспечения. Идея эта не является новой в военно-ветеринарном деле.  Обращение к прошлым событиям позволяет найти исторические аналоги. Прообразом единой системы ветеринарно-санитарного обеспечения  являлся Военно-ветеринарный комитет, создание которого было утверждено Императором России в   1910 г. Элементы единой системы можно также найти в организации военно-ветеринарного дела в областях, подведомственных военному министерству.  Приведу исторические данные.

В соответствии с  утвержденным Императором России 10 августа  1910 г. штатом  ветеринарного управления армии,  орган  управления включал 16  классных и  12 нижних чинов (писарей).  К предметам деятельности управления,  помимо кадровой, мобилизационной работы, представления отчетности и составления смет на содержание органов управления в центре и округах,  отнесены: «надзор по сохранению здоровья лошадей армии, по наблюдению  за правильным пользованием больных в ветеринарных лазаретах и за надлежащим состоянием последних в санитарном и врачебном отношениях; надзор по предупреждению и прекращению заболеваемости лошадей в армии; надзор за состоянием ветеринарной части в областях, подведомственных военному министерству; делопроизводство по снабжению войск и военных учреждений ветеринарным довольствием и наблюдением за состоянием его».

В соответствии с утвержденным Императором России, того же дня   1910 г.  Положением о ветеринарном управлении армии, орган управления военно-ветеринарным делом состоял из трех делопроизводств и Военно-ветеринарного комитета.  Возглавил управление магистр ветеринарных наук, тайный советник  Руденко  А.М., которому Положением предоставлены права начальника главного управления военного министерства, он подчинялся непосредственно военному министру. Назначение начальника ветеринарного управления армии, который являлся также главным военно-ветеринарным инспектором армии, осуществлялось, согласно Положению, приказом Императора и указом Правительствующему Сенату, и тем же порядком предусмотрено увольнение от должности (по представлению военного министра).

 В состав Военно-ветеринарного комитета,  осуществляющего свою деятельность,  под председательством начальника ветеринарного управления армии, входили совещательные члены, в том числе:  по одному представителю     от ветеринарного управления министерства внутренних дел, главного штаба армии, главного артиллерийского управления, главного интендантского управления, главного  военно-санитарного управления,  управления генерал-инспектора кавалерии, управления по ремонтированию армии, ветеринарный инспектор  отдельного корпуса пограничной стражи, главный ветеринар-консультант главного управления государственного коннозаводства,  военно-ветеринарные инспекторы военных округов, а также областей, подчиненных военному министерству.

В обязанности Военно-ветеринарного комитета, в числе прочих, входили «все вообще вопросы, клонящиеся к улучшению ветеринарной части в армии и областях, подведомственных военному министерству».

Таким образом, уже в 1910 году с введением Военно-ветеринарного комитета, с участием представителей военного министерства и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба,  имели место отдельные элементы единой системы ветеринарно-санитарного обеспечения по территориальному принципу.

Элементы единой системы практически действовали в областях, подведомственных военному министерству. Так, ревизия показала, что,  если в области войска Донского в 1898 году насчитывалось 57 ветеринарных участков,  а орган управления ветеринарным делом  состоял из пяти специалистов, то в Туркестанском генерал-губернаторстве Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская и Закаспийская области ограничивались одним  ветеринарным врачом при областном правлении. Как было установлено практическими наблюдениями, ни по территории, ни по количеству скота, ни по значению его для местного населения такая численность ветеринарного персонала не могла быть признана достаточной. Эти   недостатки устранялись в ходе военно-областной реформы.

Военно-ветеринарные специалисты уже в середине прошлого века  имели большие полномочия. Так, в Положении о ветеринарной части Кавказской армии (1862 г.)  указывалось, что «все распоряжения старшего ветеринара армии  подлежат беспрекословному выполнению и должны быть со всею точностью  исполнены начальником частей войск и жителями в казачьих станицах». При этом в обязанности ветеринаров  «входит  также свидетельствовать порционный и маркитантский скот, назначенный на убой, и наблюдать в местах пребывания, чтобы мясо продавалось из здоровой скотины, доброкачественное и свежее». В разделе «Об обязанностях службы ветеринаров Кубанского и Терского войск», указывалось, что ветеринарные врачи казачьих войск  обязаны,  по просьбе местных жителей «пользовать животных, больных спорадическими болезнями,  внушать…, обстоятельно и со всею возможною удобоприменяемостью способы и меры к предотвращению заболеваемости и падежа, к попечительному надзору за сохранением здоровья животных, им принадлежащих и составляющих их благосостояние…, что тверже всего установит между казаками  необходимое к ветеринару доверие».  

Приказом по военному ведомству от  1903 года предусматривалось, что областной ветеринарный инспектор области войска Донского подчиняется непосредственно войсковому атаману, а в областях Кубанской и Терской – начальнику области, при этом предписывалось  «отпускать ежегодно 4680 рублей на наем в Терской области  26 переводчиков для сношений ветеринарных чинов с горским населением…».

С 1902 г. управление окружного ветеринара  (так именовался орган управления начальника военно-ветеринарной службы военного округа)  в отношении управления ветеринарной частью казачьих войск, поселенных в Казанском,  Кавказском, Туркестанском, Сибирском, Приамурском военных округах и по «заведованию в ветеринарном отношении животноводством областей Северного Кавказа и местностей Туркестанского генерал-губернаторства, подведомственных Военному Министерству», в каждом из округов должно было руководствоваться  особыми законоположениями, приведенными в Своде Законов.

Элементы единой системы ветеринарного обеспечения имели место  при реорганизации органов исполнительной власти в 1924 г.,  когда  Военно-ветеринарное управление РККА было подчинено непосредственно Наркомвоенмору  СССР, при этом на управление   в тот период возлагалось руководство ветеринарными  службами  РККА,  войск ОГПУ,  пограничных войск, а  также конвойной стражи.

Особое место в истории военной ветеринарии занимает вопрос о подчиненности и взаимодействии медицинской и ветеринарной служб в военном ведомстве.

В 1869 году было издано Положение о военно-ветеринарном инспекторе главного военно-медицинского  управления.  ст.ст. 470-476 книги 1 Св. Воен. Пост.1869 года.

 В 1895 году в составе Главного военно-медицинского управления учреждено  ветеринарное отделение, в составе начальника, столоначальника и помощника, с условием непременного назначения на должности ветеринарных врачей. Новому отделению были переданы все ветеринарно-санитарные дела, но инспекторская часть была сохранена за инспекторским отделением  Главного военно-медицинского управления. В 1896 г.  в штат Военно-ветеринарного отдела   входили уже  7 сотрудников.

 Однако практика осуществления мероприятий ветеринарной службы как в гражданской, так  и военной областях показала, что подчинение медицинскому ведомству  не способствует ускорению процессов ликвидации  инфекционных заболеваний среди животных, которые приносили существенный экономический ущерб и влияли на боеспособность армии. Поставка в армию головных уборов (папах), изготовленных из  шкурок животных, больных сибирской язвой,  в то время не были исключительно редким явлением.  Опыт проведения мероприятий по ликвидации  чумы  крупного рогатого скота и сапа лошадей на юге  России, в том числе в областях, подчиненных военному ведомству, свидетельствовал о скрытом конфликте в военно-санитарном ведомстве и необходимости  придания самостоятельности военной ветеринарии. Как писал современник, «диссонанс этот не мог, конечно,  не обратить на себя внимания начальства военных округов, которое… не могло не видеть ненормальности подчинения ветеринарной части медицинскому управлению».

 В соответствии с утвержденным Императором России 28 апреля 1897 г. мнением Государственного Совета, что "специализация ветеринарного  дела оправдывается государственной важностью", осуществлены мероприятия  по выделению военно-ветеринарной службы из состава военно-медицинского ведомства. Эти мероприятия,    в связи с жесткой политикой экономии денежных средств, проводимой министром финансов графом С.Ю.Витте, были растянуты на срок более 10 лет, но  в итоге   военно-ветеринарное ведомство было подчинено непосредственно военному министру России.       

С 1902 года была признана самостоятельность ветеринарных специалистов военных округов, а в центре функционировал Ветеринарный отдел с военно-ветеринарным инспектором во главе, которому «предоставлялись права помощника главного военно-медицинского инспектора и передавалось все военно-ветеринарное дело, за исключением представительства по ветеринарной части».

В 1904 году  Военно-ветеринарный отдел имел расширенную программу деятельности,  в его подчинении находились  самостоятельные окружные военно-ветеринарные управления.

Усилиями группы ветеринарных специалистов во главе с тайным советником А.М.Руденко при содействии генерала, а впоследствии военного министра  В.А.Сухомлинова, в течение 1896-1910 гг. была  осуществлена реформа военной ветеринарии, в процессе которой, по свидетельству современников, «обособление военной ветеринарии в России произошло гораздо позже, чем в Западной Европе, но заведывание этой частью в России организовано   лучше, чем в Германии, Австрии, Франции и прочих странах».

 

День 10 августа 1910 года признан,  днем создания органа управления ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как видно из исторического экскурса, единая система ветеринарного обеспечения войск продиктована  жизненной важностью и необходимостью.

В Советский период развития нашего общества, любой военно-ветеринарный начальник оперативного или оперативно-стратегического объединения отвечал, в первую очередь, за эпизоотическое благополучии территории ответственности армии или округа, а не конкретных органов и организмов.  Ведомственная подчиненность соединений, частей и учреждений в расчет не бралась, поскольку любая «эпизоотия или инвазия не знает границ».  Выполнялись противоэпизоотические и профилактические мероприятия совершенно безвозмездно, на основе единой государственной программы и эпизоотической ситуации, конкретного региона. Впервые, вопрос о создании единой системы ветеринарного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, по территориальному принципу, был поднят на уровне руководства Тыла Вооруженных Сил в 1992 году, начальником военно-ветеринарной службы Объединенных вооруженных сил  СНГ, полковником ветеринарной службы В.П.Ветровым. Военно-ветеринарной службой Вооруженных Сил  РФ, был подготовлен пакет документов и согласован, с заинтересованными министерствами и ведомствами.

(Ветеринарными службами и руководством тыла министерств и ведомств, на уровне заместителей по тылу; Внутренних войск МВД, ПВ ФСБ, ФАПСИ и МВД).

Заместитель Министра Обороны - Начальник Тыла ОВС СНГ генерал-полковник Н.В Фуженко, поддержал предложение, по этому вопросу провел совещание с подчиненными начальниками главных и  центральных управлений. То есть, был создан положительный прециндент который в силу сложившейся ситуации, в то время, не получил своего дальнейшего развития. Идея создания единой системы тылового обеспечения, бесспорно, перспективное направление, многократно прорабатывалась на всех уровнях, но всегда встречала активное сопротивление, со стороны силовых структур, каждый начальник стремился к самостоятельности и это обосновано.

В новейшей истории ситуация несколько поменялась, исходя, в первую очередь, из экономических и политических предпосылок, порядка и источников финансирования, и других объективных причин данной программы.

В плане реализации,  создания единой системы ветеринарно-санитарного обеспечения, на современном этапе, органом управления, подготовлены и доведены до исполнителей в военных округах, на флотах  распоряжения по унификации и сопряжению дублируемых функций ветеринарно-санитарных служб силовых ведомств.  Включенных в комплект  совместных приказов по осуществлению тылового обеспечения  Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.    

В настоящее время в интересах других федеральных органов исполнительной власти силами ветеринарно-санитарной службы на местах выполняются противоэпизоотические, лечебно-профилактические мероприятия, а также контроль качества и безопасности пищевых продуктов, как правило, по отдельным заявкам. Недостатком в деятельности является нерешенность некоторых вопроса материального обеспечения  "силовых" структур, в том числе МВД (ВВ МВД) обеспечиваться через ВСС ВС,  путем формирования единого заказа.  Отпуск материальных средств и ветеринарного имущества, осуществляется на постоянной основе, только для железнодорожных войск ФСЖВ, как единственного заявителя, по заявкам  в службы военных округов

 Ветеринарно-санитарная служба   ФПС  обеспечивается ветеринарным имуществом и техническими средствами, со сложившейся практикой  остаточного  принципа  выделения денежных средств на  нужды  ветеринарно-санитарной  службы, в этом ведомстве.    Проведение совместных конкурсов не представляется возможным так, как службы других  министерств (ведомств) не являются заказчиками и не имеют целевых статей финансирования. В данном случае целесообразно и экономически оправдано, определение Ветеринарно-санитарной службы ВС единым заказчиком (через генерального заказчика – штаб Тыла ВС), с учетом заявляемой потребности материальных средств по номенклатуре, объемам и в денежном выражении

В целях  перехода  ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации  к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе  ветеринарно-санитарного обеспечения  в соответствии  с требованиями руководящих документов, выполнена  следующая работа:

Подготовлены и направлены в адрес  Департамента ветеринарии Минсельхоза России замечания и дополнения, касающиеся создания единой (совмещенной) ветеринарно-санитарной службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в проект новой редакции Федерального Закона "О ветеринарии", осуществляется сопровождение этих замечаний и дополнений.  

Справочно: Статья 12. Государственная ветеринарная служба Российской Федерации.

Государственная ветеринарная служба Российской Федерации  единая централизованная система, в состав которой входят:

ветеринарно-санитарная служба федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба; …

 4. Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, создается сопряженная (единая, общая, объединенная) ветеринарно-санитарная служба,  организационная структура которой определяется  соответствующими федеральными органами исполнительной власти. 

Перечень объектов и порядок их ветеринарно-санитарного обеспечения определяются положением, разрабатываемым в соответствии с настоящим Федеральным законом и утверждаемым руководителями вышеуказанных министерств и ведомств по согласованию  с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.   

Выводы: по единой системе  ветеринарно-санитарного обеспечения, в рамках МУСТО. (межведомственной, унифицированной системе тылового обеспечения.)  В настоящее время, ветеринарно-санитарная служба ВС РФ, имея сеть специализированных организаций и необходимую материально-техническую базу,  (в отличие от других ведомств, где служба представлена отдельными специалистами войскового звена, занимающимися обслуживанием служебных животных) выполняет в интересах других войск, формирований и органов, мероприятия, по их заявкам. Противоэпизоотические, профилактические,  обеспечивает контроль качества продовольствия и др.  Осуществляет  обеспечение  войск  ФСЖВ ветеринарным имуществом и техническими средствами.

2. Второе основное направление деятельности ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил РФ, на данном этапе. От положительного решения которого и поднятых, нами проблемм, зависит дальнейшая сфера влияния и деятельности службы, в сложившейся системе тылового обеспечения войск.

Объективный уход, от сложившихся стереотипов громоздкого войскового хозяйства, с его запасами материальных средств. В частности пересмотр  эшелонирования и содержание продовольствия; мясных консервов, крупы, муки, животных жиров и прочего продовольствия, резко снизил востребованность военных ветеринаров, как ветеринарно - санитарных экспертов в войсковом звене.

 Передача коммерческим структурам сферы питания личного состава, хлебопечения, обеспечения скоропортящимися продуктами, не снижает роль и значимость ветеринарно-санитарной службы, а наоборот поднимает ее авторитет в этой области специальных знаний. Квалифицированных специалистов владеющих, методами и способами определения доброкачественности, любого продукта. Это касается и фитосанитарного контроля и надзора. Нет более универсального специалиста, в этой области, нежели, чем ветеринарный врач. Который, по уровню своей подготовки, и обладающий необходимым комплексом специальных знаний в агрономической и биологической отраслях, способен выполнять фунцию фитосанитарного эксперта. Он естественно, ближе всех, из числа военных специалистов, находится у решения возникающих проблем. Не напрасно, в плане проведения административной реформы в стране, ветеринарная и фитосанитарная служба, объеденены в одно Федеральное ведомство.

Свертывание подсобных хозяйств воинских частей, естественно приведет к резкому уменьшению обьема работ, по ветеринарно-санитарной экспертизе туш и органов животных. Но это, не говорит о полной ликвидации хозяйств, потому что в условиях России, особенно в отдаленных районах Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья и Арктики, без них, просто не представляется возможным, нормальное тыловое обеспечение, боевой учебы и повседневной деятельности войск. Вспомним недавние события в Афганистане, когда в мусульманскую страну, все же завозили свиней, животных, которых отвергает величайшая религия мира - ислам. Здесь должна проявиться целевая и разумная переориентация деятельности органов военной ветеринарии, при этом необходимо широко использовать положительный опыт Европейских стран, Соединенных Штатов Америки, ни в коем случае, не исключая Российские традиции и условия нашей жизни.

Некоторые аспекты по  контролю качества и безопасности продуктов  питания.

Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации, как ведомственная служба федерального органа исполнительной власти в области обороны, правомочна  и осуществляет комплекс мероприятий по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов на объектах Министерства обороны Российской Федерации  в отношении пищевых продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно - ведомственный ветеринарный контроль за соответствием ветеринарным правилам, нормам:

- безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства);

- безопасности в ветеринарном отношении условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления,  хранения, транспортировки и поставок;

- безопасности условий реализации пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления;

- условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения, в том числе их использования на корм животных, или уничтожения;

- организации и проведению ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека.

Основным направлением совершенствования ветеринарно-санитарного            контроля повседневной жизнедеятельности войск, (сил) является сохранение и совершенствование сложившейся существующей системы ветеринарно-санитарного контроля, применительно к  функциям, определенным для государственной ветеринарной службы.  (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 987  "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов")

Анализируя многолетный опыт работы специалистов ветеринарно-санитарной службы, во всех сферах их деятельности, в частности контроля и обеспечения пищевой безопасности продуктов питания, пришли к следующему выводу; Что, основными  причинами производства и оборота некачественных и             опасных продовольственных продуктов и товаров в Вооруженных Силах, на сегодняшний день являются:

               - отсутствие государственного и производственного ветеринарно-санитарного контроля на отдельных предприятиях – изготовителях пищевой продукции;

               -  приоритет низких цен перед реальными затратами на качественный продукт и как следствие недостаточная мотивация повышения качества производства продуктов;

               - использование некачественного или фальсифицированного сырья с целью извлечения поставщиком максимальной выгоды;

                - отсутствие громких примеров наказания недобросовестных изготовителей-поставщиков некачественной, фальсифицированной пищевой продукции;

               -   низкая квалификация специалистов лабораторий продовольственной службы и подчиненность начальников лабораторий начальникам окружных  (флотских), центральных продовольственных складов (баз).  То есть  отсутствие независимого ветеринарно-санитарного контроля при его приемке по качеству;

 

              -   отсутствие современного материально-технического оснащения, по причине недостаточного финансирования в большинстве организаций службы.

 

Исходя из изложенного;  Система по  контролю качества и безопасности продовольствия поступающего в войска (силы флота), должна включать мероприятия от согласования документации предварительного отбора поставщиков.  Участия в торгах, согласования контрактной документации в отношении требования к качеству, до  работы непосредственно  на предприятиях по изучению возможности поставщика обеспечить выполнение договоров и  непосредственного лабораторного контроля.

Основными задачами ветеринарно-санитарной службы, на  ближайшую перспективу являются:  

Введение в действие конкретных планов ветеринарно-санитарного обеспечения войск, с учетом выполнения задач в системе МУСТО. Определением зон ответственности  и  закреплением на ветеринарно-санитарное обеспечение соединений воинских частей, и организаций, дислоцирующихся на территории округа (флота); контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, заготавливаемого, производимого и снимаемого из государственных резервов для обеспечения войск.

Деятельность ветеринарно-санитарной службы осуществляется  по следующим основным направлениям:

 Контроль качества пищевой продукции изготовленной поставщиками различной формы собственности:

 Работа на данном участке, начинается с участия представителей службы в открытых конкурсах (тендерах) на поставку продуктов питания,  как в центре, так и в округах (на флотах). Затем после определения победителей конкурса проверяется непосредственный изготовитель пищевой продукции предлагаемой к поставке в Вооруженные Силы путем проведения ветеринарно-санитарного обследования предприятия и экспертизы образцов продовольствия предполагаемого к поставке. После этого с поставщиками заключаются государственные контракты на поставку продовольствия на продовольственные склады (базы) центра, округов (флотов). Как слабое звено следует отметить лаборатории продовольственной службы продовольственных складов (баз) округов (флотов) осуществляющие прием по качеству поступающего продовольствия. Отдельные начальники и специалисты лабораторий не имеют специального  образования (высшее и среднее ветеринарное образование), подчинены начальнику склада (базы) и как следствие обязаны выполнять его решения по приему продовольствия. Обеспеченность современным лабораторным оборудованием, нормативной и технической документацией продолжает оставаться на низком уровне и требует активного вмешательства должностных лиц, всех степеней. 

Деятельность ветеринарно-санитарной службы по Росрезерву;

Для  предотвращения поставок некачественных и опасных продуктов питания с Росрезерва  работа специалистов службы организована в два этапа: Первый - непосредственно на  территориальных  предприятиях. Цель - проверка условий хранения, сроков годности (хранения) и наличия полного пакета документов подтверждающих качество и безопасность на партии продовольствия предназначенных для отправки на склады  (базы) округов (флотов). Второй этап - контроль при поступлении на склады (базы) Министерства обороны. 

 

Основные направления службы по предотвращению поставок в   войска некачественного продовольствия

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, мероприятия по предотвращению поступления на довольствие недоброкачественных пищевых продуктов, профилактике отравлений такими  продуктами,   приобретают особо  важное значение.

В соответствии с положениями   Федеральных законов и требованиями соответствующих приказов и директив в Вооруженных Силах Российской Федерации, наряду с системой санитарно-эпидемиологического надзора   построена и функционирует система ветеринарно-санитарного контроля качества и безопасности продовольствия,  поступающего в войска (силы флота).

 Эта работа выполняется специалистами органов управления и организаций службы, по сложившейся технологической цепочке, от согласования документации предварительного отбора поставщиков, до работы на предприятиях и непосредственного лабораторного (экспертного) контроля качества и безопасности продовольствия.  В настоящее время мероприятия ветеринарно-санитарного контроля качества и безопасности продовольствия, поступающего на обеспечение войск от поставщиков всех форм собственности, в том числе импортного. Выполняются на складах (базах) и непосредственно на отдельных предприятиях-поставщиках, (комбинатах государственного резерва) с еженедельными докладами по подчиненности, о выявленном  (недопущенном) некачественном продовольствие и других результатах работы.       

Что касается самой формулировки "некачественное продовольствие", то данное понятие сформулировано в законодательных актах и постановлениях,   и определяется, что некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая: не соответствует требованиям нормативных документов; имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов государственного надзора и контроля при проверке такой продукции; не имеет удостоверения качества и безопасности  документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение. В отношении, которой отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов; не соответствует представленной информации. И в отношении, которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации; не имеет установленных сроков годности, или сроки годности, которой истекли; не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которой не имеется  такой информации.

Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается.

Таким образом существующая практика заключения договоров и поставок продовольствия от различного рода фирм "малых перерабатывающих предприятий", когда определяющим фактором является цена продукта, не способствует обеспечению поставок в войска качественной и безопасной продукции. Более того, зачастую на конкурс фактически и выставляется не готовый продукт, а его предполагаемая цена, под которую затем, в случае победы в торгах, предполагается произвести продукт.

То есть, вопросы  контроля качества   продовольствия, заготавливаемого для войск, приходится решать с участием фирм поставщиков (посредников), у которых невозможно проверить качество и происхождение  продукции до проведения конкурсов и заключения договоров.   Учитывая приведенные факты, предполагается возможным и целесообразным  определить следующие пути и направления деятельности по совершенствованию системы контроля качества и безопасности продовольствия в области ответственности ветеринарно-санитарной службы.

 Первое – это приведение нормативной базы и уставных документов, службы в соответствие с законами Российской Федерации. Не секрет,  что сегодня даже на государственном уровне имеющиеся подзаконные акты не в полной мере реализуют положения законов и предлагают механизм их выполнения. Сейчас крайне необходимо  принятие новой редакции закона "О ветеринарии" (поправок к закону) с учетом   предложений о придании ведомственным ветеринарно-санитарным службам статуса  государственных. 

 Второе – это аккредитация всех лабораторных учреждений в области*), позволяющей осуществлять функции контроля качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья по всем показателям, установленным нормативно-техническими документами (ГОСТ, СанПиН, ВетПиН и др.). Эта задача требует прежде всего приведения материально-технической базы учреждений в соответствие с установленными требованиями,  оснащения этих учреждений и лабораторий продовольственных складов и баз современными средствами экспертизы, а также соответствующей подготовки специалистов.    Поскольку уже сейчас ставится вопрос,  о невозможности  использовать учреждения, не прошедшие лицензирование и аккредитацию в единой системе тылового обеспечения.

Третье - в целях решения вопроса с обеспечением поставок в войска качественной продукции было бы целесообразно работу по заготовке продовольствия организовать  преимущественно с положительно зарекомендовавшими себя крупными промышленными предприятиями,  имеющими подразделения государственного надзора и контроля.

 И в качестве одного из условий участия претендентов  в конкурсах, предусматривать требования к наличию данных подразделений  в составе предприятий производителей продукции. Такая постановка вопроса позволит организовать и осуществлять совместный, надзор и контроль над предприятиями, всех контролирующих государственных и ведомственных служб, причем выполнять эти задачи одновременно с учетом интересов всех министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Такую практику было бы целесообразно  распространить в отношении всех военных и приравненных к ним потребителей, закрепив  законодательно.

Работа ветеринарно-санитарной службы по фитосанитарному

контролю  заготавливаемой растениеводческой продукции

 Работа службы по контролю качества растениеводческой продукции в ходе заготовки проводится в два этапа:

  1. Первый этап. Контроль районов заготовки во взаимодействии с территориальными организациями по защите и карантину растений. Предварительная копка и лабораторный анализ картофеля и овощей на соответствие ГОСТ и отсутствие заболеваний. Контроль  подготовки овощехранилищ, контейнеров к приему урожая.
  2. Второй этап. Контроль в ходе заготовок и перед закладкой на хранение. Закладка на хранение осуществляется только после просушки, переборки и получения заключений от организаций ветеринарно-санитарной службы округов (флотов) о ее соответствии требованиям нормативной, технической документации и санитарным нормам и правилам.

Так в ходе проведения заготовок урожая 2002 года подвергнуто экспертизе более 200 тысяч тонн картофеля и овощей, или 95% от всей заготовки. Не допущено на хранение 7,8 тыс. тонн продукции растениеводства или 3,6% от исследованной, имеющей неудовлетворительное фитосанитарное состояние, содержащей нормируемые вредные, токсичные вещества в количествах превышающих допустимые концентрации.

 Контроль соблюдения ветеринарно-санитарных норм и правил при организации и осуществлении торговли

Одной из задач решаемых службой и требующих дальнейшего совершенствования, это контроль соблюдения ветеринарно-санитарных норм и правил при организации и осуществлении торговли в закрытых и обособленных военных городках. Контроль осуществляется за условиями торговли скоропортящегося продовольствия, соблюдения сроков годности, наличия полного пакета документов по качеству и безопасности продуктов питания.

 Так, в течение 2002 года проверено 1025 объектов  частной коммерческой и военной торговли, подвергнуто экспертизе более 9 тыс. тонн продовольственных товаров, забраковано несколько десятков тонн продуктов питания, запрещена работа 22 торговых точек по причине отсутствия разрешительных документов (лицензий), документов, удостоверяющих качество товаров и т.д.

В общей сложности, службой и ее организациями, только за 2002 год подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе более 2  млн. тонн продовольствия, с этой целью выполнено 422 тысяч  лабораторных исследований. Не допущено к заготовке и на обеспечение  около 14,1 тыс. тонн продовольствия. Выявлено около 200 случаев заражения продуктов животного происхождения возбудителями инфекционных и инвазионных болезней, представляющих опасность для человека.

В конечном итоге ветеринарно-санитарный надзор в Вооруженных Силах, учитывая его не только экономическую, но и социальную значимость, должен осуществляться в полном объеме, достаточными и квалифицированными силами. Что естественно тесным образом должно быть увязано и обеспечиваться, состоянием материальной базы, единой системой подчиненности сверху до низу. Организацией работы с кадрами, выполнением комплекса надзорных, ограничительных, общих охранно-карантинных мероприятий и решением многих других вопросов, за которые отвечает ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СТАТЬЯ-ЮРИЯ-БОЕВА-ИЗ-КНИГИ-ВОЕННОЙ-ВЕТЕРИНАРИИ-300-ЛЕТ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Виталий Петрович ВетровКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Genvssl

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В.П.Ветров, Ю.Г.Боев, ЮРИЙ БОЕВ. ВОЕННОЙ ВЕТЕРИНАРИИ РОССИИ 300 ЛЕТ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 01.07.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СТАТЬЯ-ЮРИЯ-БОЕВА-ИЗ-КНИГИ-ВОЕННОЙ-ВЕТЕРИНАРИИ-300-ЛЕТ (дата обращения: 19.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В.П.Ветров, Ю.Г.Боев:

В.П.Ветров, Ю.Г.Боев → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  •  Виталий Петрович Ветров: 
     
    Главной задачей в деятельности ветеринарно-санитарной службы, в начавшемся третьем тысячелетии является исключение причин и факторов, входящих в компетенцию службы, способных оказать негативное влияние на обеспечение боеготовности и боеспособности личного состава войск (сил флота), выполнением комплекса ветеринарно-санитарных, профилактических, противоэпизоотических, и других специальных мероприятий.
     
     1910 дней(я) назад 
    Рейтинг: 0
     
  •  Виталий Петрович Ветров: 
     
    Рекомендую начинающим ветеринарам, так и умудренным опытом.
     
     1947 дней(я) назад 
    Рейтинг: 0
     
Похожие темы
Публикатор
1878 просмотров рейтинг
01.07.2018 (2087 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
4 голос(а,ов)
Похожие статьи
Опыт ВС некоторых стран НАТО показал, что привлечение гражданского сектора к материально-техническому обеспечению войск (сил) эффективно в мирное время или в конфликтах малой интенсивности и не способно в полной мере обеспечить потребности ВС в случае участия их в крупномасштабных военных действиях, особенно за пределами государства.
Каталог: Военное дело 
490 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
В помощь специалисту ветеринарно-санитарной службы. раздел Учебного пособия. Продовольственную безопасность следует понимать как возможность государства и способность отечественного АПК производить и поставлять на внутренний рынок и в государственные резервы продовольственные товары и ресурсы в необходимом ассортименте, в достаточных объемах и должного качества с учетом социальной структуры населения и фактического уровня доходов, обеспечивающих их физическую и экономическую доступность и продовольственную независимость стра
Каталог: Ветеринария 
563 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
В статье изложены обстоятельства оборонительного и наступательного этапов битвы за Кавказ, обусловившие особенности действий военно-ветеринарной службы. Приведены сведения из трудов лиц командного состава Вооруженных Сил СССР и специалистов военно-ветеринарной службы по вопросам стратегии и о деятельности Советского тыла, включая ветеринарное обеспечение в этот период
Каталог: Военное дело 
613 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Старшие ветеринары были поставлены самостоятельно, не подчиняясь военным врачам, состоя в подчинении начальника корпусного штаба; точно также полковые и бригадные ветеринары подчинялись, кроме военного начальства, лишь корпусным ветеринарам (разъяснения медицинского департамента Военного министерства 7 сентября 1855 г. № 12.365). Недолго, однако, просуществовали самостоятельные должности "корпусных ветеринаров». В 1864 г. при учреждении военных округов, в каждом из них, были учреждено окружное военно-медицинское управление, а в нем положена должность окружного ветеринара, непосредственно подчиненного военно-медицинскому инспектору.
Каталог: Военное дело 
613 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Данная публикация, основанная на собственном опыте автора и анализе открытых источников дает возможность читателю вникнуть в вопрос, раскрывающий идеи создания специальных лабораторий, финансируемых США, предупредить и отразить возможные угрозы скрытых и секретно проводимых работах Пентагона по биологическим изысканиям, создающим проблемы на территориях многих регионов и несущих в целом опасность для всего человечества , при этом диктуются совершенно новые взгляды, по отношению к ветеринарной науке и ее практике в военном деле, в том числе подготовке специалистов в этой области.
Каталог: Военное дело 
648 дней(я) назад · от кто-то
Взаимодействие ветеринарной службы групп советских войск, временно дислоцированных на территории ряда европейских социалистических стран, с ветеринарными специалистами национальных армий этих государств было еще до создания Варшавского Договора, но носило ограниченный характер. В этот период осуществлялись дружественные встречи и обмен опытом работы. С созданием Варшавского Договора определилась четкая направленность во взаимодействии и координации ветеринарного обеспечения национальных армий, требовавших разработки новых задач ветеринарного обеспечения группировок войск коалиционного состава.
Каталог: Военное дело 
725 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
7 декабря 1988 г., в день трагедии, в непосредственной близости от эпицентра землетрясения (г. Спитак) оказался на служебном автомобиле начальник 883-го ветеринарно-эпизоотического отряда (г. Ереван) майор медицинской службы А. Зиганшин. Он по плану работал в частях Кироваканского гарнизона. И уже к исходу следующих суток его информация о реальном положении дел в районе стихийного бедствия поступила в ветеринарную службу Закавказского военного округа . На вторые сутки – 9 декабря 1988 г. – первым авиарейсом от Тыла Вооруженных Сил в зону землетрясения прибыл заместитель начальника Военно-ветеринарной службы Министерства обороны СССР подполковник медицинской службы В. Ветров. Организованная им оперативная группа из четырех специалистов выдвинулась по маршруту: Ереван – Октемберян – Ленинакан – Кировакан – Севан – Ереван.
Каталог: Военное дело 
731 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Опираясь на исторические даты и архивные материалы, а также исследования в этой области нами выделено 10 ключевых вех развития военно-ветеринарного дела в России, каждую, из которых не следует понимать как какой-то самостоятельный период развития самой ветеринарии. Думается, что при таком распределении материала легче устанавливаются те связи и влияния, которые неизменно испытывала ветеринария в тот или иной исторический период. На протяжении трех веков служба именовалась коновальной наукой, ветеринарной частью, ветеринарной и военно-ветеринарной. В 1993 году получает новое наименование - ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации. А с 2004 года ей определяется статус Государственной ветеринарной службы России. В 2022 году, на Ветеринарно-санитарную службу, в структуре МТО ВС РФ возлагаются полномочия Федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах Министерства обороны Российской Федерации.
Каталог: Военное дело 
757 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Приволжский и Уральский военные округа играли важную роль, как мобилизационные округа, где были сосредоточены большие материальные и людские ресурсы. На территории округов выпускалась бронетанковая, артиллерийская и другая техника, различное вооружение. Это позволило в период войны, наряду со стрелковыми и кавалерийскими соединениями, сформировать при заводах, несколько танковых, механизированных бригад, артиллерийских частей и бронепоездов. На Урале впервые появились добровольческие части и соединения, обеспеченные своим оружием и другой техников перед отправкой на фронт.
Каталог: Военное дело 
765 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Администрации США отказалась от присоединения к Протоколу КБТО и раскрытия программ и результатов деятельность американских ЦРЛ вокруг России. Делать вид, что ничего не происходит, уже нельзя. А для изменения сложившейся ситуации требуются решительные, жесткие и четкие шаги дипломатического ведомства и Российского военно-политического руководства, в частности.
Каталог: Военное дело 
769 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЮРИЙ БОЕВ. ВОЕННОЙ ВЕТЕРИНАРИИ РОССИИ 300 ЛЕТ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android