РЕАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ВОЕННОГО ВЕТЕРИНАРА
Из истории военной ветеринарии.
На заметку современным менеджерам от образования
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ СЛУЖБЫ
В.П. Ветров
Начальник Ветеринарно-санитарной службы
Вооруженных Сил Российской Федерации (1989-1998),
академик МАИ, генерал-майор ветеринарной службы запаса
Роль и задачи финансово-экономической службы Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, которую выстроил в стройную систему контрольно-ревизионных функций, на всех этапах этой сложной деятельности. Основоположником этого специфического направления в ВСС ВС РФ является полковник финансовой службы Давыдов Андрей Евгеньевич. Его ученики и воспитанники служат и трудятся на благо Отечества и по сей день!
Немаловажную роль в общей схеме ветеринарного обеспечения войск (сил) округов, флотов играет финансово-экономическая служба центрального органа управления военной ветеринарии, а также финасово-экономические органы на местах. Основные задачи финансово-экономической службы;
- финансовое планирование и финансирование по статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации, находящимся в ведении Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации;
- руководство финансовой и хозяйственной деятельностью организаций центрального подчинения;
- ведение своевременного и достоверного бухгалтерского учета и отчетности;
- осуществление расчетов с платными потребителями за оказанные услуги и отпущенное имущество;
- подготовка заключений по ходатайствам о выдаче инспекторских свидетельств на списание материальных ценностей и денежных средств;
- участие в разработке планов боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки и выполнение их по своей специальности;
- осуществление контроля правильности проведения инвентаризаций материальных и денежных средств, своевременности и полноты возмещения ущерба, причиненного государству утратами, недостачами, хищениями, незаконным расходованием материальных и денежных средств;
- организация контрольно-ревизионной работы;
- рассмотрение вопросов денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала;
- осуществление систематического контроля за целесообразным и экономным расходованием денежных средств по соответствующим статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации, а также своевременным и полным взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности, ведение экономической работы;
- рассмотрение и регистрация утвержденных в установленном порядке штатных расписаний подчиненных учреждений;
- осуществление анализа производственно-операционной деятельности окружных (флотских) складов;
- решение вопросов тарификации штатов и перечней изменений к ним;
- осуществление финансового контроля выполнения НИОКР, поставок ветеринарной техники и имущества в соответствии с заключенными договорами;
- осуществление взаимодействия с ГлавФЭУ МО РФ, УФЭД ЦА МО, ФЭУ РВСН, ВМФ, ВВС, ФС ЖДВ РФ, ФАПСИ, ФДСУ, округов, флотов по вопросам финансирования ветеринарно-санитарной службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральных служб, Агентств и Управлений Российской Федерации.
- участие в разработке проекта плана заказов ветеринарного имущества, необходимого для обеспечения текущей потребности войск (сил) и создания запасов длительного хранения;
- экономический анализ по всем направлениям работы, экономическая экспертиза принимаемых решений;
- истребование, проверка и анализ учетной документации ветеринарно-санитарной службы военных округов (флотов), частей и учреждений центрального подчинения; внедрение автоматизированных систем учета материальных средств и отчетности;
- методологическая работа по подготовке и изданию нормативных документов, связанных с бухгалтерским учетом материальных средств.
В период реорганизационных преобразований и сокращения Вооруженных Сил РФ, возникла необходимость четкого аргументированного подхода к обоснованию расходов на содержание ветеринарных учреждений в тесной связи с объемами выполняемых ими работ, эпизоотической, фитосанитарной обстановкой и ветеринарно-санитарным состоянием зоны ответственности того или иного учреждения.
В истории службы были известны примеры, когда в зоне ответственности некоторых ветеринарных учреждений не насчитывалось и десятка объектов обслуживания. Так было в ветеринарно-эпизоотическом отряде в пос. Тикси в Заполярье, в бывшей ветеринарной лаборатории в пос. Рыбачий на Камчатке. Или другой пример. В г. Архангельске на расстоянии 35 км друг от друга стояли два одинаковых ветеринарно-эпизоотических отряда, но различной подчиненности – Ленинградского военного округа и Северного флота, на ветеринарном обеспечении которых находилось до 30 частей. Так было с ветеринарно-эпизоотическими отрядами в г. Братск (СибВО), г. Онахое (ЗабВО), г. Спасске Дальнем (ДВО), ВКП п. Кубинка (МВО) и с другими организациями.
До последнего времени у начальников всех уровней была тенденция: чем больше подчиненных, тем лучше! С неимоверными усилиями некоторые начальники отстаивали существование того или иного органа, невзирая на экономическую целесообразность его содержания. Время быстро меняет взгляды, а происходящие события корректируют наши планы. Рынок – есть рынок.
На фоне проведенной инвентаризации всей ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил, анализа расчета затрат на аккредитацию и сертификацию ветеринарных учреждений, а также попыток переподчинения службы другим ведомствам у руководства центрального органа управления невольно возникала мысль возвратить Государственному ветеринарному надзору делегированные ведомственной ветеринарно-санитарной службе ВС РФ полномочия. Однако анализ экономической эффективности деятельности службы показал, что такое решение было бы в корне неверным. Органом управления были проанализированы расходы на содержание Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, объемы выполняемых работ за 1997 г. и рентабельность службы в целом.
Расходы рассчитывались по методике, разработанной специалистами ГШ ВС РФ от 12.02.1998 г. Согласно расчетам, на содержание учреждений центрального подчинения расходовалось в год 5616 тыс. руб., из них на Центральный ветеринарно-эпизоотический отряд и Военно-ветеринарный факультет при МГАВМиБ имени К.И. Скрябина - 3500 тыс. руб., на Центральный ветеринарный склад – 2116 тыс. руб.
На содержание других штатных структур ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации расходовалось 30319,4 тыс. руб. в год, из них на ветеринарные контрольные пункты – 1094,4 тыс. руб.; ветеринарно-эпизоотические отряды – 12505 тыс. руб.; лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы – 7046 тыс. руб.; ветеринарные лаборатории – 1878 тыс. руб.
Кроме того, ветеринарно-санитарная служба имелась в составе группировок войск, находящихся за пределами Российской Федерации. Расходы на их содержание составляли около 200 тыс. руб. в год.
Расходы на содержание центрального аппарата Ветеринарно-санитарной службы составляли 72,5 тыс. руб. в год и аппарата управления ветеринарно-санитарной службой военных округов (флотов), видов Вооруженных Сил составляли в среднем 480 тыс. руб. в год.
Таким образом, общие затраты на содержание ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации составляли 36687,9 тыс. руб. в год.
Расчет стоимости работ, выполненных в 1997 г. специалистами ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, показал следующее.
В соответствии с отчетными данными, а также с результатами контрольно-ревизионной работы в 1997 г. было подвергнуто экспертизе 2476 тыс. тонн продовольствия. С этой целью выполнено 883,6 тыс. лабораторных исследований. Средняя стоимость одного исследования без учета стоимости выдачи и оформления результатов составляла 31 руб. Таким образом, стоимость лабораторных исследований продовольствия, без учета проведенных диагностических исследований составила 883,6 х 31 = 27391,6 тыс. руб.
Кроме того, было проведено 148,66 тыс. других ветеринарно-санитарных и серологических исследований только в целях диагностики заболеваний животных. Стоимость этой работы составила 148,66 х 31 = 4608,46 тыс. руб.
Специалистами ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации выполнены противоэпизоотические, лечебные, профилактические и ветеринарно-санитарные работы среди служебных и продовольственных животных. К таким работам относятся диагностические обследования, профилактические прививки животных, лечебно-профилактические обработки, профилактическая работа при незаразных болезнях, лечение (в т.ч. хирургические операции), другие ветеринарно-санитарные работы. Общая стоимость таких мероприятий, проведенных в 1997 г., составила 36417,7 тыс. руб., в том числе по видам животных она составила: лошади – 731, 2 тыс. руб.; собаки – 340 тыс. руб.; крупный рогатый скот – 13110 тыс. руб.; свиньи – 15429,1 тыс. руб.; мелкий рогатый скот – 6807,4 тыс. руб.
Стоимость проведенных в том же году работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации служебных помещений и других площадей на объектах ветнадзора в Вооруженных Силах составила 2827,65 тыс. руб., в том числе по дезинфекции животноводческих помещений (1109000 м2) – 831,75 тыс. руб.; дезинфекции выгульных площадей, дворов (108000 м2) – 81 тыс. руб.; дезинсекции (28600 м3) – 42,9 тыс. руб.; дератизации (1248000 м2) – 1872 тыс. руб.
Выдача ветеринарных сертификатов и заключений на продовольствие, поступающее в войска для снабжения личного состава, осуществлялась специалистами ветеринарно-санитарной службы бесплатно, было выдано около 883,6 тыс. документов. Цена на аналогичную услугу в гражданских ветеринарных учреждениях, согласно прейскуранту, утвержденному Руководителем Департамента ветеринарии № 13-2/790 от 26 декабря 1997 г., составляет 50 рублей, и в случае осуществления ветеринарно-санитарного обеспечения гражданскими учреждениями, только на оплату этой услуги потребовалось бы 50 х 883600 = 44180 тыс. руб.
Выдача ветеринарных свидетельств при предубойном обследовании животных, послеубойном осмотре туш и при осуществлении их перевозок осуществлялась тоже бесплатно. Цена на эту услугу в гражданских ветеринарных учреждениях составляет 50 рублей. По результатам работы за 1997 г. ветеринарно-санитарной службой ВС РФ осуществлено 291 тыс. предубойных обследований и послеубойных осмотров, и для оплаты гражданским ветеринарным учреждениям этой услуги потребовалось бы 50 х 291000 = 14550 тыс. руб.
Таким образом, всего в 1997 г. ветеринарно-санитарной службой Вооруженных Сил Российской Федерации было выполнено работ на сумму 129975,41 тыс. руб., и достигнут экономический эффект в размере 93287,4 тыс. руб. (в масштабе цен 1998 г.).
Кроме того, ветеринарно-санитарная служба принимала непосредственное участие в создании материальных благ сельхозпредприятий (которые, как правило, не учитывались), путем сохранения животных и птиц, особенно молодняка (убыль составляла только 2,5-3 % от оборота), повышения продуктивности в животноводческой отрасли. По подсчетам специалистов (зоотехников, экономистов) Управления сельского хозяйства МО РФ только увеличение привеса животных и удоя молока, сохранения молодняка на 10-18 % из расчета 400 тыс. голов животных и одного млн. птиц годового оборота дает экономический эффект до 6,540 тыс. руб. в год.
Оценивая затраты на подготовку офицеров ветеринарно-санитарной службы, можно сделать вывод, что деятельность Военно-ветеринарного факультета, гарантирующая качество обучения военных ветеринарных врачей в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и государственного образовательного стандарта, является наиболее оптимальной и экономически целесообразной системой подготовки. Если на факультете в 1997 г. затраты на подготовку высокопрофессионального офицера с высшим военно-специальным образованием составляли около 100 тыс. руб., то стоимость обучения по родственной специальности в других военно-учебных заведениях (академиях) составляла более 400 тыс. руб., что в 4 раза выше в расчете на одного слушателя. Оплата предоставляемых МГАВМиБ им. К.И. Скрябина услуг осуществлялась за счет Министерства сельского хозяйства и продовольствия, что закреплено Постановлением Совета Министров от 19 августа 1977 г. № 766-239. Таким образом, экономия денежных средств на ВВФ составляла в 1997 г. 1 млн. 250 тыс. рублей.
Подводя итог изложенному, можно констатировать, что сложившаяся система ветеринарно-санитарного обеспечения в общей схеме тылового обеспечения всех видов деятельности войск занимала стойкое социально-политическое положение. Общий достигнутый экономический эффект за 1997 г. составлял 10107,4 тыс. рублей, что в 4,5 раза превышало расходы на содержание службы. Образно говоря, один ветеринарный специалист содержал еще троих! Это на языке финансовых экономистов. А в плане оценки подготовленного ветеринарного специалиста, тем более имеющего военно-учетную специальность, которая объединяет до 50 направлений и специализаций, то критериев оценки просто не бывает. Военный ветеринар - бесценен! Вспомните замечательные слова ветеринарных классиков; «Медицина лечит человека, а ветеринарная медицина излечивает человечество!
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |