Libmonster ID: RU-16407

СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ

 

Нарзикулова Ф.Б.,

доктор философии по психологическим наукам (PhD),

доцент кафедры  «Педагогики, Психологии и образовательных технологий» Самаркандского Регионального Центра Повышения и Переподготовки Квалификации Работников Народного Образования, Узбекистан

firuza-narzikulova@mail.ru

 

             В данной статье  рассматриваются структурные составляющие профессионального имиджа современного учителя, способствующие преодолению психологических барьеров. В статье, на основе проведенного автором исследования, выделен ряд обобщённых индивидуально-психологических особенностей учителя: стремление к саморазвитию, развитые организаторские способности, способность к саморегуляции, адаптивность личности, коммуникативные способности, умение преодолевать жизненные трудности, способность к рефлексии, которые обеспечивают успешность преодоления возникающих психологических барьеров педагогической деятельности.

            Ключевые слова: психологический барьер, профессиональная деятельность учителя, личность учителя, психофизиологическая нагрузка, общение, трудности, психологическое  препятствие, психическое состояние, мотив, эмоции и т.д.

 

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL

IMAGE OF A MODERN TEACHER FOR OVERCOMING PSYCHOLOGICAL BARRIERS

 

           This article examines the structural components of the professional image of a modern teacher that contribute to overcoming psychological barriers. In the article, on the basis of the research conducted by the author, a number of generalized individual psychological characteristics of a teacher are highlighted: the desire for self-development, developed organizational skills, the ability to self-regulation, adaptability of the personality, communication skills, the ability to overcome life difficulties, the ability to reflect, which ensure the success of overcoming emerging psychological barriers to teaching.

 

           Key words: psychological barrier, teacher's professional activity, teacher's personality, psychophysiological load, communication, difficulties, psychological obstacle, mental state, motive, emotions, etc.

 

              На основе проведённого нами исследования выделен ряд обобщённых индивидуально-психологических особенностей учителя (стремление к саморазвитию, развитые организаторские способности, способность к саморегуляции, адаптивность личности, коммуникативные способности, умение преодолевать жизненные трудности, способность к рефлексии), обеспечивающих успешность преодоления возникающих психологических барьеров педагогической деятельности. Результаты сопоставление позволяют нам констатировать, что все они входят в ранее выделенную модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования. В частности:

- стремление к саморазвитию - входит в четвёртый компонент подготовленной модели и психодиагностируется с помощью Опросника диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережновой;

- развитые организаторские способности - входит во второй компонент предлагаемой модели и психодиагностируется с помощью Тест-опросника коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина;

- способность к саморегуляции - входит в третий компонент подготовленной модели и психодиагностируется с помощью Тест-опросника самоконтроль в общении М. Снайдера;

- адаптивность личности - входит в первый компонент разработанной модели и психодиагностируется с помощью Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина;

- коммуникативные способности - входит во второй компонент предлагаемой модели и психодиагностируется с помощью Тест-опросника коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина;

- умение преодолевать жизненные трудности - входит во второй компонент предлагаемой модели и психодиагностируется с помощью Опросника выхода из трудных жизненных ситуаций Р.С. Немова;

- способность к рефлексии - входит в третий компонент подготовленной модели и психодиагностируется с помощью Опросника диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Индивидуально-психологические особенности учителя, обеспечивающие успешность преодоления возникающих психологических барьеров педагогической деятельности.

 

        В целях изучения структурных составляющих профессионального имиджа современного учителя, способствующих преодолению психологических барьеров педагогической деятельности было организовано и проведено эмпирическое исследование путём дообследования 317 (учителей), ранее участвовавших в исследование современного состояния развития структурных компонентов имиджа учителя начального образования. При этом дообследование проводилось с помощью Анкеты исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются многие педагоги Т.М. Шамовой.  [1]  Для повышения достоверности полученные психодиагностические данные нами не интерпретировались, т.е. рассматривались в сырых баллах. Все это позволило провести корреляционный анализ, в результате которого были выявлены статистически значимые связи между показателями, отражающими структурные составляющие профессионального имиджа учителя и показателями, отражающими наличия барьеров в педагогической деятельности учителя (таб. 1).

 

Таблица 1

Корреляционный анализ
результатов эмпирического исследования структурных
составляющих профессионального имиджа современного учителя,
способствующих преодолению психологических барьеров педагогической деятельности (
n=317)

Наименования признаков сравнения

Коэффициент корреляции Спирмена при р<0,01

  1. 1

Анкета исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой; Опросник диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой

-0,73

  1. 2

Анкета исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой; Опросник выхода из трудных жизненных ситуаций Р.С.Немова

0,30

  1. 3

Анкета исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой; Тест-опросник коммуникативных и организаторских склонностей В.В.Синявского, В.А.Федорошина (шкала организаторские особенности)

-0,20

  1. 4

Анкета исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой; Тест-опросник самоконтроль в общении М.Снайдера

-0,19

  1. 5

Анкета исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой; Тест-опросник коммуникативных и организаторских склонностей В.В.Синявского, В.А.Федорошина (шкала коммуникативные особенности)

-0,19

  1. 6

Анкета исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой; Опросник диагностики уровня развития рефлексивности А.В.Карпова

-0,17

  1. 7

Анкета исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой; Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г.Маклакова, С.В.Чермянина

-0,16

 

           В частности, наиболее значимая корреляционная связь выявлена между результатами обследования по Анкете исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются многие исследователи и результатами обследования по Опроснику диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережновой (r= - 0,73 при р<0,01). Эта корреляция наглядно демонстрирует высокую взаимосвязь между стремлением к саморазвитию учителя и наличием у него психологических барьеров педагогической деятельности, т.е. повышение уровня саморазвития сопровождается понижением количества психологических барьеров педагогической деятельности.

         Следующая корреляционная связь выявлена между результатами обследования по Анкете исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются исследователи Т.М. Шамовой и результатами обследования по Опроснику выхода из трудных жизненных ситуаций Р.С. Немова [2]   (r= 0,30 при р<0,01). Данная корреляция отражает статистически значимую взаимосвязь между умением учителя преодолевать жизненные трудности и наличием у него психологических барьеров педагогической деятельности, т.е. повышение уровня умений учителя преодолевать жизненные трудности сопровождается понижением количества психологических барьеров педагогической деятельности.

               Очередная по значимости корреляционная связь выявлена между результатами обследования по Анкете исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой и результатами обследования по Тест-опроснику коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского, В.А. Федорошина (шкала организаторские особенности) (r= - 0,20 при р<0,01). Эта корреляция подтверждает статистически значимую взаимосвязь между организаторскими способностями учителя и наличием у него психологических барьеров педагогической деятельности. Т.е. увеличение уровня организаторских способностей сопровождается понижением количества психологических барьеров педагогической деятельности.

         Следующая корреляционная связь была выявлена между результатами обследования по Анкете исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой и результатами обследования по Тест-опроснику самоконтроль в общении М. Снайдера(r= - 0,19 при р<0,01). Выявленная корреляция подтверждает статистически значимую взаимосвязь между способностью к саморегуляции учителя и наличием у него психологических барьеров педагогической деятельности. Т.е. увеличение уровня способности к саморегуляции сопровождается понижением количества психологических барьеров педагогической деятельности.

          Следующая корреляционная связь была выявлена между результатами обследования по Анкете исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой и результатами обследования по Тест-опроснику коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского, В.А. Федорошина (шкала коммуникативные особенности) (r= - 0,19 при р<0,01). Т.е. увеличение уровня коммуникативных способностей сопровождается понижением количества психологических барьеров педагогической деятельности.

         Очередная корреляционная связь была выявлена между результатами обследования по Анкете исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой и результатами обследования по Опроснику диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова (r= - 0,17 при р<0,01). Т.е. увеличение уровня рефлексивности сопровождается понижением количества психологических барьеров педагогической деятельности.

           Заключительная корреляционная связь была выявлена между результатами обследования по Анкете исследования барьеров педагогической деятельности, с которыми сталкиваются педагоги Т.М. Шамовой и результатами обследования по Многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (r= -0,16 при р<0,01). Т.е. увеличение уровня адаптивности личности (способности адаптироваться к внешней среде) сопровождается понижением количества психологических барьеров педагогической деятельности.

         Таким образом, исходя из вышеизложенного полагается целесообразным заключить, что все ранее выделенные индивидуально-психологические особенности учителя, способствующие успешному преодолению возникающих психологических барьеров в педагогической деятельности, входят в подготовленную модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования. Данный факт подтверждается и результатами корреляционного анализа итогов дополнительного психодиагностического обследования учителей (n=317), в рамках которого выявлены статистически значимые связи, отражающие позитивное влияние семи структурных составляющих модели профессионального имиджа: стремление к саморазвитию; умение преодолевать жизненные трудности; организаторские способности; способность к саморегуляции; коммуникативные особенности; уровень рефлексивности; уровень адаптивности личности, на количество возникающих психологических барьеров в педагогической деятельности современного учителя начального образования: r= -0,73; 0,30; -0,20; -0,19; -0,19; -0,17; -0,16 при р<0,01.

 

Литература:

 

1. Бобина О.С. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации. // Автореф. дисс. кандидата педаг. наук: 13.00.08., Томск, 2015. - 23 с.

2. Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики 4-е издание. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - С. 483-485.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СТРУКТУРНЫЕ-СОСТАВЛЯЮЩИЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО-ИМИДЖА-СОВРЕМЕННОГО-УЧИТЕЛЯ-СПОСОБСТВУЮЩИЕ-ПРЕОДОЛЕНИЮ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ-БАРЬЕРОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Фируза НарзикуловаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/RFB

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент , СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 20.01.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СТРУКТУРНЫЕ-СОСТАВЛЯЮЩИЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО-ИМИДЖА-СОВРЕМЕННОГО-УЧИТЕЛЯ-СПОСОБСТВУЮЩИЕ-ПРЕОДОЛЕНИЮ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ-БАРЬЕРОВ (дата обращения: 18.04.2024).

Автор(ы) публикации - Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент :

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Фируза Нарзикулова
Tashkent, Узбекистан
261 просмотров рейтинг
20.01.2021 (1184 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
2 голос(а,ов)
Похожие статьи
В данной статье рассматриваются проблемы психологических барьеров в профессиональной деятельности личности учителя. В статье, на основе теоретико-методологического анализа, выявлено, что подобные барьеры могут наблюдаться в различных ситуациях, особенно повышенной психофизиологической нагрузки, ответственных ситуациях, общении. Как показывает анализ статьи, психологический барьер в большей степени связан с особенностями личностной сферой педагога, которые проявляются как определенная внутренняя трудность, препятствие эффективной реализации профессиональной деятельности учителя начального образования.
Каталог: Психология 
1199 дней(я) назад · от Фируза Нарзикулова
В статье представлен новый подход, отличающийся от традиционного клинического и ассоциативного (Б.М.Галеев, И.Л.Ванечкина и др.) подходов к пониманию синестезии. На основе координационной теории синестезии (И.М.Мирошник) вводятся понятия синестетическая деятельность и синестетические способности, которые определяются как способности субъекта в процессе творческого выбора произвольно или непроизвольно осуществлять эмоционально опосредованную координацию комплементарных стимулов различных сенсорных модальностей. Синестетические способности личности могут быть развиты с помощью метода и системы психической координации, предложенных И.М.Мирошник, в синестетической координационной деятельности. Метод координации позволяет устанавливать статистически значимые соответствия между комплементарными интра- и/или интер-модальными стимулами, предъявляемыми симультанно. Метод координации эффективен для создания креативных технологий развития личности, психокоррекции и психотерапии.
2468 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Антирелигиозные и антиклерикальные мотивы в творчестве поэта-ученого
Каталог: Философия 
3009 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android