Libmonster ID: RU-8710
Автор(ы) публикации: Р. А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти; 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителя) - второго важнейшего элемента власти. Власть - всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет и власти.

Сказанное позволяет принять позицию тех авторов, которые исходят из того, что понятие "власть" означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, источником которого является двуединое воздействие социальной структуры и воли 1 .


1 Политология. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Г. В. Полуниной. М., 1996. С. 52.

стр. 44


Осознание зависимости субъекта власти от умонастроений населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно человеческому обществу, как и руководство. Как отмечали В. Пугачев и А. Соловьев, готовность к подчинению зависит от многих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает объект в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета 2 .

Возможно и другое решение вопроса об аспектах власти. Так, М. В. Ильин и А. Ю. Мельвиль, говоря об измерениях власти, выделяют:

1) директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа;

2) функциональный аспект, подчеркивающий, что власть есть способность и умение практически реализовывать функцию общественного управления;

3) коммуникативный аспект, учитывающий, что власть так или иначе реализуется через общение, через определенный "язык" 3 .

Следует обратить особое внимание на директивный аспект. Он означает, что власть реализуется посредством директивных предписаний - приказов. Как пишет Э. Канетти: "Приказ запускает действие. Приказ также не допускает противоречия. Его нельзя обсуждать, разъяснять, ставить под сомнение... Он относится к тем элементам жизни, которые навязываются извне, а не вырабатываются в самом человеке. Источник приказа - другое существо, а именно более сильное существо. Приказу под-


2 Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995. С. 85.

3 Ильин М. В., Мельвиль А. Ю. Власть // Полис. 1997, N 6. С. 150.

стр. 45


чиняются потому, что сопротивление безнадежно: приказывает тот, кто все равно победит. Власть приказа не допускает сомнений" 4 .

Конечно, содержание властного отношения не исчерпывается приказом - властным поведением. Необходимо добавить подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю; санкции как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Однако следует еще раз подчеркнуть, что именно от приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта власти.

Властные отношения имеют определенную структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи или навязывание воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектно-объектные властные отношения реализуются на нескольких уровнях: мегауровне (межгосударственный уровень), макроуровне (уровень центральных органов власти), мезоуровне (региональный уровень) и микроуровне (малые социальные группы и низовые структуры власти и самоуправления).

Таким образом, власть характеризуется как отношение между "верхами" и "низами" социальной пирамиды, т.е. отражает и выражает отношения господства и подчинения.

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора - неравенства, лежащего в основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту). Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он или нет, сильнее он физически или


4 Канетти Э. Масса и власть // Хрестоматия по политической психологии. Т. 1. Самара, 1999. С. 83.

стр. 46


слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

В то же время механизм властного общения, по-видимому, включает в себя и давление "снизу" различных групп и слоев гражданского общества, имеющих свои зоны влияния и сферы интересов, которые через каналы обратной связи, систему представительства и другие формы демократического волеизъявления оказывают воздействие на состояние властных отношений в той или иной стране. Необходимо включить в эти зоны ("поля") действия регулятивного механизма общения три проекции ("плоскости") власти и влияния, получившие в современной политологии названия: 1) символическая власть (отношения "господства и подчинения", в соответствии с доминирующими ценностями общества определяющие легитимный порядок), 2) структурная власть (отношения "контроля: и влияния", связанные с регулированием ресурсов и распределением зон влияния между элементами политической системы) и 3) инструментальная власть (отношения "управления и давления", определяющие средства и способы взаимного действия встречных процессов руководства людьми со стороны правящего слоя и давления на правящие структуры гражданского общества) 5 . Сложность понимания власти как регулятора совокупной деятельности людей состоит в необходимости учета, при анализе ее функционирования в современном обществе различных и зачастую разнонаправленных способов политического действия.

Дальнейший анализ власти настоятельно требует перейти к ее видам и уровням. Эта типология связана со сферами жизнедеятельности. Отсюда выделение экономической, политической, государственной властей.

Поскольку предмет изучения, как было сказано выше, лежит в сфере политического, постольку определить необходимо прежде всего политическую власть. Это "власть социальной общности (общностей), определяющей, в конечном счете, в противоборстве с другими силами направление развития страны" 6 .


5 Дегтярев А. Л. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис. 1996. N 3. С. 119 - 120.

6 Чиркин В. Е. Основы государственной власти. М., 1996. С. 43.

стр. 47


Носители политической власти либо стремятся к обладанию, либо обладают государственной властью. Политическая власть очень тесно связана с государственной. Ведь чтобы реализовать свою волю, носитель политической власти должен иметь доступ к рычагам государственной власти. Но если всякая государственная власть является политической, то не всякая политическая власть является государственной. Например, власть лидера политической партии, не занимающего никаких постов в официальных структурах государства. Это партийная власть (одна из разновидностей политической).

Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти, формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли многих в одном субъекте. Однако политическая власть не тождественна любой общественной власти.

Политическая власть существовала, как известно, не всегда. В примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных, общая власть еще не носит политического характера, так как нет проблем, которые вызывают к жизни политику, - проблем достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Она возникает на основе соединения процесса концентрации воли многих и функционирования структур (учреждение, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.

Конечно, каждая форма проявления власти заслуживает внимания и изучения, и этим занимаются соответствующие научные дисциплины. Политологию же интересует политическая власть, являющаяся, как уже было отмечено, ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивным контрольным началом. Она определяет все другие институты и

стр. 48


отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, социальной, духовной и др. К понятию "политическая власть", конечно, применимо общее, Приведенное выше определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего многочисленные формы проявления. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

верховенство, обязательность решений власти для всего общества. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

всеобщность, т.е. публичность, что означает - политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти 7 .

Государственная власть - это воздействие государства, его органов и должностных лиц на население страны, осуществляемое с целью реализации воли социальных сил, являющихся носителями политической власти. Следует отметить, что государственной власти свойственны особые процедурные формы, которых нет у политической власти.

Политическая власть может принадлежать касте, сословию, классу, социальному слою или их союзам. К обладанию государственной властью приходят представители, выразители их интересов: элиты, руководство политических партий, различные малые социальные группы, отдельные индивиды.

Государственная власть выражается в особом виде отношений - властных отношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества. Государственное принуждение может быть правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов. Вид и мера правового государственного принуждения строго определены


7 Там же. С. 53.

стр. 49


правовыми нормами, а само оно применяется в четких процессуальных формах. Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю и может быть обжаловано в независимом суде. Уровень правового "насыщения" государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: "а) подчинено общим принципам данной правовой системы; б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны; в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения; г) действует через механизм прав и обязанностей; д) оснащено развитыми процессуальными формами" 8 .

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия, например, проверка документов с целью предотвращения правонарушений; правовое пресечение - задержание, обыск; меры защиты - восстановление нарушенных прав.

Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.

Для понимания как самой природы властного общения, так и специфики современных отношений между людьми по поводу государственной власти необходимо коснуться и вопроса о ее происхождении. Нередко упускается из виду, что политическая власть в ее современной форме как власть государственно-публичная имеет не такую уж длительную историю (всего около пяти тысячелетий) по сравнению с догосударственными (потестарными, от позднелатинского "potestas" - власть) сегментированными структурами управления и саморегулирования, существовавшими начиная с появления в эпоху позднего (или верхнего) палеолита несколько тысяч лет назад кроманьонско-


8 Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 267 - 268.

стр. 50


го человека. Кроме всего прочего, в пользу того, что видовое понятие государственной власти по объему значительно уже, чем родовая категория "власть", свидетельствует и появление на рубеже третьего тысячелетия органов "надгосударственной" власти в лице законодательных (Европарламент) и исполнительных (Комиссия Европейских Сообществ) институтов, полномочия которых распространяются на территорию почти полутора десятка европейских стран. Итак, можно сделать вывод о том, что категория "власть" в широком смысле включает в себя и догосударственную (потестарную), и государственную (публичную), а возможно даже и "надгосударственную" (постгосударственную) формы властной организации.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями-государством, с ее средствами - управление, например, с ее методами - принуждением, убеждением, насилием. Некоторые; авторы проводят знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально.

Воздействие, через которое реализуется публичная власть, - это директивное предписание, всегда подкрепленной силой. Государственная власть не может обойтись без государственного принуждения. Используя ее, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Государственное принуждение основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставя его в такое положение, из которого у него нет иного выхода, кроме предложенного властью.

Сама власть выступает в виде управления, управление - в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем власть. Власть - элемент управления, источник силы. Управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти на возможности превращается в действительность 9 .

Одно из наиболее распространенных представлений о политической власти- понимание ее как принуждения. Как считает М. Байтин, власть независимо от форм своего внешнего прояв-


9 Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений //Социально- политический журнал. 1994. N 3 - 6. С. 80.

стр. 51


ления, в сущности, всегда принудительна, ибо так или иначе направлена на подчинение членов данного коллектива господствующей или руководящей в нем единой воле 10 . Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения, было бы нелепо. Вместе с тем считают, что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. К сожалению, это свойственно было марксистской традиции политической мысли. Марксова констатация -"насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым" 11 - превратилось в императив революционного мышления и действия. Свести властные отношения к насилию не позволяют, на мой взгляд, следующие основания. Дело в том, что власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности. Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь существует множество других способов влияния!

Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается чужому влиянию и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, так как живя в обществе, человек не может быть от него свободен.

Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. С этой точки зрения наибольшую покорность обеспечивает патриархальный и подданнический типы политических культур.

Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуж-


10 Байтин М. Государство и политическая власть. Саратов. 1972. С. 112.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 761.

стр. 52


дений к подчинению является страх перед наказанием. Страх -это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональная тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонение перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное, он абсолютно доверяет своему руководителю.

Как считает Ильин, цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу. Средство власти - богатый арсенал тактики - от патронажа до администрирования, устрашения, применения силы. Поскольку механизмы власти сосредоточиваются в руках отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти - власть держателями и ее объектом - народными массами 12 .

Специфическим признаком власти как общественного явления выступает доминирование властной воли, а не просто влияния. Власть связана с общественной организацией, она есть качество, внутренне присущее организации общества. Следует видеть различия между властью организации (на первых ступе-


12 Ильин В. В. Власть // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1992. N 3. С. 12.

стр. 53


нях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе).

Не последнее место в понимании власти как явления, связанного с процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие, как легитимность. Власть обычно легальна, но не всегда легитимна. Говоря о легальности, мы имеем в виду ее юридическое обоснование, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. Легитимность же означает принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В более узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях: во зло обществу и государству, превышать властные полномочия и т.д.

Власть - понятие правовое, означающее созидание ценностей согласно общественным интересам; это законное право принимать решения, которым люди обязаны подчиняться, легальное право использовать принуждение во имя торжества законов. Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо государственная политика вряд ли будет эффективной, если не соблюдаются правила, установленные для реализации этой политики. Именно потому, что легитимность играет важную роль, правительство стремится обосновать свою власть, опираясь на определенные принципы. В сущности, правительство пытается создать ситуацию, в которой решения признавались и соблюдались бы "не на страх, а на совесть", с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительства не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скрепленное уважением законности.

Правители всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одно правитель-

стр. 54


ство не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с властью. Путем угроз и репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой добровольного согласия является твердая уверенность народа в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают и претворяют в жизнь свои решения для достижения законных государственных интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным. Там, где легитимность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и опасность революционных потрясений 13 .

Что же заставляет индивидов признавать власть законной? М. Вебер в свое время предложил классическую теорию, объясняющую социокультурные основания легитимности власти 14 .

А) Традиционная власть

Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М. Вебер характеризовал как традиционную власть. Здесь действует авторитет "вечно вчерашнего", освященного историей. В этом случае повинуются потому, что "так всегда было". Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу, главе рода является естественной реакцией на политический порядок, оно считается в порядке вещей и схоже по своим психологическим механизмам с простым подражанием.

Б) Харизматическая власть

Авторитет носителя харизматической власти - это авторитет какого-то необычного личного дара - харизмы. М. Вебер отмечает, что харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как бы посланной богом. Носители харизматического авторитета всегда предстают в ауре пророка, излучающего благодатный свет божественной истины и указывающего людям единственно верный путь. В российской истории мы легко най-


13 Шарон П. Сравнительная политология. Ч. 1. М., 1992. С. 113 - 114.

14 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 299.

стр. 55


дем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и др. Харизматическое господство носит ярко выраженный личностный характер. Оно всегда связано с личностью харизматического лидера и в этом отношении существенно отличается от традиционной власти. В условиях традиционной власти законность во многих случаях связана не столько с отдельными лицами, сколько с определенными политическими институтами. Личность носителя харизматического авторитета заслоняет стоящие за его спиной политические функции и институты. Аура харизматического пророка и вождя не зависит от того факта, что он является президентом, лидером партии и т.д.

Слово "харизма" пришло к нам из греческого и означает "дар божественной привлекательности". Как пишет С. Московичи: "Харизма принадлежит к той области, которую в настоящее время называют теорией влияния; она касается моделей поведения, управляющих взаимным отношением между вождем и теми, кто следует за ним. Бесспорно, источник харизмы - в личности харизматического вождя. Но она не может быть эффективной, если не возбуждает реакцию со стороны тех, на кого она направлена, т.е., если не порождает реакцию со стороны тех, на кого она направлена, т.е. если не порождает веры в сверхъестественную и исключительную миссию вождя" 15 .

Предполагается, что люди, обладающие этим даром, наделены экстраординарной или магнетической силой убеждения. Они способны повлиять на других в плане выполнения собственной воли. "Так, Христос заставил поверить в неотвратимость царства Божьего на земле, Моисей - в существование Земли обетованной, которой не знал никто из евреев; Черчилль и де Голль убедили свои народы в реальности скорой победы; Робеспьер иг Ленин материализовали в истории контуры идеального общества. Без таких предводителей мир страдал бы от ощущения нереальности, вредного для действия, малоблагоприятного для разрешения кризисов. Сближая должное и сущее, вождь преобразует ментальность своих адептов и сторонников. Они, если можно так выразиться, меняют кожу, избавляются от своих прежних верований и привычек, чувствуют себя очищенными контактом с вождем и его приближенными" 16 .


15 Московичи С. Машина, творящая богов // Хрестоматия по политической психологии. Самара, 1999. С. 209.

16 Там же. С. 190 - 191.

стр. 56


Харизма непосредственно связана с волей. Точнее, выражаясь словами Ницше, "волей к власти". В книге "Так говорил Заратустра" немецкий философ отметил, "воля к власти" - основополагающий мотив в жизни человека, предполагая также, что эта воля определяет все поступки. Без использования силы воли невозможно добиться получения определенного статуса, необходимого для использования знаний, заработать финансовое могущество и контролировать физическую силу 17 .

Именно те, кто наделен внутренней или ницшеанской волей, способен контролировать людей. Используя собственную силу вдохновения, субъект влияния способен удовлетворить нужды своих последователей.

От традиционной власти харизматическая отличается также своей внеисторичностью. Для законности власти харизматического лидера безразлично, что было раньше. Харизматический авторитет обращается не к традиционному автоматизму политического поведения. Наоборот, он как бы встряхивает людей, заставляет их отказаться от прежних стереотипов в восприятии власти, взглянуть на нее по-новому. Он рассчитывает на искреннее, эмоциональное отношение. Харизматический лидер - это всегда в той или иной степени "отец народов". Харизматический авторитет возобновляется в каждый текущий момент времени и его законность рушится, когда вера в избранность его носителя тускнеет.

Оторванность харизматического господства от обычного хода вещей проявляется в том, что оно, как правило, чуждается экономики. Носители чисто харизматической формы власти обычно воодушевлены идеальным образцом общественного устройства, в осуществлении которого преобладает утопическое экспериментаторство, а не внимание к практическим нуждам экономической жизни. Кроме того, они не склонны к рутинным способам получения доходов, например, таким, как налоги, а предпочитают конфискацию, экспроприацию и т.п., придавая им более или менее законный вид.

В) Рационально-правовая власть

Источник ее законности состоит в том, что она опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконенной


17 Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1996.

стр. 57


процедуры. Например, в результате выборов. Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка.

Следует иметь в виду, что в реальной политической жизни едва ли можно найти какие-то "чистые" типы, связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной из форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями. Кроме того, в некоторых западных обществах можно говорить о чертах традиционности в восприятии системы рационально- правовой власти.

Нельзя не согласиться с распределением форм власти по родам, которое предлагает В. В. Ильин, согласно их наиболее принципиальным признакам. Важнейшими основаниями систематизации властных структур по Ильину представляются следующие:

Признак лимитированности - интервал "безграничная - ограниченная власть". Логика властной организации общества, включающая формы правления, типы политических режимов, виды государственного устройства, в целом векторизирована. На масштабных промежутках истории отчетливо направленное движение от безграничной к ограниченной власти. Безграничная власть вбирает многочисленные модификации политико- государственного абсолютизма от моно - до полидержавности. Абсолютизм (самодержавно-тиранический строй) как разновидность апостольства в вопросах власти представляет самовластное всевластие. Во многом бессмысленный политический произвол в принципе свойствен добуржуазному состоянию, однако в варианте диктаторских, деспотических, авторитарно-хунтистских, феодально-монархических клик, фундаменталистских, цезаристских, бонапартистских тираний реставрируется в современности. Характерные предпосылки абсолютизма - слияние законодательных и исполнительных структур, организующих и контролирующих инстанций, узурпации власти одним лицом (группой лиц), беспощадное и беззаконное ущемление прав и свобод подвластных.

Абсолютизму противостоит опирающийся на либерализм и парламентализм демократизм, который на деле реализует гражданскую самодостаточность и самодостоинство граждан посред-

стр. 58


ством повсеместно гарантируемого и соблюдаемого всеобщего равенства и ответственности.

Признак наследуемости - интервал "династическая - выборная власть". Наследуемая власть (монархии, империи) по сути своей глубоко трагична, ибо связывает судьбы страны, народа со щедростью природы, которая частенько "отдыхает" на детях великих людей. Наследуемая власть принадлежит прошлому, однако, точно голова гидры, восстанавливается там и тогда, где и когда подрываются здоровые демократические социальные устои.

Признак элитности - интервал "персонифицируемая - не персонифицируемая власть". В первой части дилеммы - разряды власти, конституируемые личностными качествами правителей. Таковы аристократия, олигархия, меритократия, технократия, плутократия, иерократия, теократия. Во второй части дилеммы - типы власти, которые подобно охлократии и непосредственной демократии, строятся на принципах радикального отвлечения от персональных достоинств властителей. Топография современной власти отличается взаимодействием этих обоих видов: институциализация политики влечет профессионализацию, а значит, индивидуализацию данной сферы социальной занятости; в то же время благодаря крушению идеологии мессианизма наряду с возрастанием экзистенциальной ответственности за выработку и принятие политических решений в наши дни усиливается значимость легального народовластия.

Признак парциальности - интервал "лицензируемая - нелицензируемая власть". Первый член обозначенный пары характеризует системы власти, которые вводят ограничения (дискриминации) на допущение граждан к потентату (многочисленные цензы - имущественный, образовательный, этнический, классовый, сословный и др.). Цивилизованное общественное устройство, разумеется, исключает саму идею проведения властных цензов, учреждения надзора (цензуры) за властной деятельностью. В настоящий момент доминирует тенденция к не-лицензируемой власти.

Признак корпоративности - интервал "кастовая-некастовая власть". Речь идет о наличии сплоченных замкнутых политических группировок, преследующих в общественной жизни своекорыстные цели. Деятельность этих "лоббистских" структур узаконивается специфическим регламентом, поощряющим узкогрупповые вертикали власти. Будучи частичными, подоб-

стр. 59


ные институты не отражают и не выражают умонастроений, гражданской воли населения.

Признак моральности - интервал "агиократия - порнократия". В этой связи некоторые исследователи противопоставляют агиократии - высоконравственной власти святынь - морально ущербную демократию. Но как отмечает Ильин, агиократии противостоит не демократия, а тлетворная порнократия - власть, использующая святые для большинства вещи в своекорыстных аморальных целях.

Признак правозаконности - интервал "правовая - неправовая власть". Правовая власть руководствуется законами, тогда как неправовая власть - авторитарными, волевыми решениями. Правовую власть (номократию) требуется отличать от правой власти. В первом случае подразумевается связанность власти правом - принцип законной власти и власти законов. Во втором - имеется в виду власть, существующая "по праву".

Признак конструктивного согласия - интервал "консенсуальная - неконсенсуальная власть". Представляя высшую форму демократии, консенсуальная власть предполагает управление обществом на базе согласия всех заинтересованных лиц - общего мнения. Традиционная демократия, законы которой сводятся к решению простого большинства, понятно, несовершенна: принцип механического большинства, влекущий раскол, подрывает справедливость, вызывает социальное противостояние.

Признак сменяемости - интервал "ротируемая - фоссилизируемая власть". Ограничению произвола, привнесению элемента трезвости в характер власти способствует ротируемость - формальный лимит на вершение, отправление властных функций.

Признак концентрируемости - интервал "интегральная (централизованная) - интеркурсивная (дифференцированная) власть". Существуют три типа централизованной власти: царство - династический абсолютизм; деспотия - личностный или групповой авторитаризм; этатизм - государственно-бюрократический авторитарный абсолютизм. Отличительная особенность централизованной власти - жесткая социальная навигация: динамический контроль общественных взаимодействий (обмен деятельностью, обработка людьми друг друга) "сверху"; подавление частной инициативы - дисциплинарная канализация устроительства жизни; свертывание институтов граждан-

стр. 60


ского общества, ущемление прав и свобод народа; цивилизационное первопроходчество, пионерство (тенденция сознательно писать историю с красной строки, отталкиваясь от "чистого листа").

Признак насильственности - интервал "легитимная - нелегитимная власть". Легитимная - законная власть, имеющая конституционные полномочия. Соответственно нелегитимная власть - власть, добытая в результате нападения, захвата, незаконного применения силы, спровоцированного изменения строя, прямой и косвенной (подрывная деятельность) агрессии, пронунциаменто, различных видов давления.

Признак засилья государственного контроля во всех отсеках общественной жизни - интервал "тоталитарная - нетоталитарная власть". Происходя от латинского прилагательного totus - весь, целый и наречия totaliter - целиком, понятие "тоталитаризм" употребляется для обозначения такого политического режима, в котором государственная власть, сосредоточиваясь у узкой группы лиц на основе свертывания демократии, ликвидации конституционных гарантий, посредством насилия, полицейско-приказных методов воздействия на население, духовного порабощения людей полностью поглощает все формы и сферы самопроявления общественного человека.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СТРУКТУРНЫЕ-ФОРМЫ-ВЛАСТИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SvechinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Svechina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. А. ЕМЕЛЬЯНОВ, СТРУКТУРНЫЕ ФОРМЫ ВЛАСТИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СТРУКТУРНЫЕ-ФОРМЫ-ВЛАСТИ (дата обращения: 18.04.2024).

Автор(ы) публикации - Р. А. ЕМЕЛЬЯНОВ:

Р. А. ЕМЕЛЬЯНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Svechina
Yamal, Россия
2139 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3143 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
22 минут назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СТРУКТУРНЫЕ ФОРМЫ ВЛАСТИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android