Libmonster ID: RU-9022
Автор(ы) публикации: В. М. ПУЧИНСКИЙ

В настоящее время исследования материальных механизмов психического находятся на уровне определения того, "... в каком отношении и до какой степени мозговые процессы и психологические функции скоординированы между собой" [1. С. 118]. А. Р. Лурия рекомендует: "... Необходимо тщательно изучить строение того психологического процесса, мозговую организацию которого мы хотим установить и выделить в нем звенья, которые в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга" [2. С. 6].

Скоординированность структур мозга и психологических процессов определяется констатированием активности тех или иных структур мозга при психической активности, фиксированием изменения поведения при стимуляции отдельных участков мозга, при выключении (подавлении) или при удалении участков мозга. На этом уровне определяется участие различных структур мозга в психологическом процессе или психической функции. В настоящее время сложилось общее представление об участии крупных отделов мозга в обеспечении поведения. Данные об устойчивой связи отдельных областей мозга с определенными психическими функциями имеют большую практическую ценность и используются при анализе нарушений, вызванных повреждением мозга.

Но этот уровень исследования не обеспечивает выявление того, как субъективное психическое непрерывно порождается, содержится внутренними (мозга и тела субъекта) материальными механизмами. Здесь дело не только в сложности материального субстрата психики (мозга), но и в недостаточности исходных данных о психическом. В настоящее время мы не умеем в должной мере проявлять субъективное психическое как предмет объяснения через ма-

стр. 72


термальные механизмы. При описании психологического процесса опускается существенная особенность психического - субъективность.

Субъективность характерна для уровня познания, который можно назвать психическим или присубъектным познанием. Это познание субъекта, абстрагированное от общественных исторических закономерностей познания. Психическое познание является необходимой, но недостаточной стороной общественного познания. Психическое познание характеризуется субъективностью, чувственностью и макросмысловостью восприятия [3. С. 82].

Субъективность (субъектность) есть коренная особенность строения (схема) познающей системы субъекта. Она состоит в том, что источником психического познания, направленного на действительность, является мощное смысловое наполнение субъекта, локализованное в его мозге и теле. Субъективная реальность, с одной стороны, является неотъемлемым от субъекта переживанием (так, при восприятии мы переживаем нахождение предметов вне нас и их реальность), исходящим из внутренних смысловых структур, а с другой, опирается на внешнюю организацию предметов (вещей, речи, текстов и др.).

Существенная особенность психического - "субъективность" - ныне по существу не доступна исследователям. При непосредственном описании (исследователем или самим субъектом) психологического процесса, отражающего психическое в жизни, оно выражается как определенный ход психического содержания, и факт субъективности остается за пределами описания. Этот факт присутствует, так сказать, реально, но он не выражается при описании психического содержания.

Так, в опытах по электрическому раздражению участков мозга исследуемый сообщает о появляющихся у него эмоциях, ощущениях или представлениях [4. С. 235], но не может отчитаться об особенности "субъективность". Субъективность как особенность внутренней присущности субъекту познания реальности не есть нечто предстоящее ему, наподобие содержательности, и не сводится к особенностям этой содержательности. Особенность "субъективность" не является предметом эксперимента, а есть его условие, обстоятельство, представленное реальным, не раскрытым (не объясненным) субъектом. При нейропсихологических исследованиях пытаются непосредственно связать" психическое содержание (его особенности), полученное со стороны субъективной позиции исследуемого субъекта, и процессы мозга, взятые с объективной позиции

стр. 73


исследователя. Но эти стороны не связаны непосредственно, они разделены реальным субъектом, "механизмом" субъективности. По нашему мнению, требуется определенный общий подход для выявления особенности "субъективность" как предмета объяснения через внутренние (мозга, тела субъекта) механизмы.

Задача выделения субъективности прежде всего требует критики нашего естественного представления об идеальности психического (а также признания бессмысленности положения о материальности психического). Дело в том, что очевидное представление об идеальности психического провоцирует требование объяснить психическое через внутренние материальные механизмы, но в то же время идеальность выступает как особенность, "не соизмеримая" с материальным, что порождает мнение исследователей о принципиальной необъяснимости психического через материальное. Действительно, мы непроизвольно представляем наши чувства, образы, мысли как особую субъективную реальность, которая невещественна ("ни грана материальности", и не сопоставима с материальным).

Представление об идеальности психического есть общее представление, возникающее при направлении внимания на психическое как таковое тогда, когда мы выходим за определенные психические процессы. Это представление возникает, когда мы находимся на внешней позиции по отношению к психическим явлениям. Мы представляем их со стороны, с позиции стороннего наблюдателя. Такое представление поддерживается фактами внешней жизни, например, фактами общения субъектов, где психические явления выступают как внесубъектные образования, обращаются как особые реалии.

Мы широко пользуемся в жизни представлением психического "как такового", идеального, но это представление не выражает то психическое, которое должно объясняться через внутренние материальные механизмы. Как производное таких механизмов психическое есть явление субъективное, противоположное идеальному: оно не является особой реальностью и не существует в позиции стороннего наблюдателя. Подлинная (не воображаемая) субъективная реальность характеризуется слитностью с предметом, т. е. вхождением в образы, чувства, мысли, внешности (находимости вне субъекта или его тела), смысловости предмета, что обусловлено внутренними смысловыми механизмами субъекта. По отношению к подлинной субъективной реальности не применимо понятие о невещественности или вещественности, так как она не является

стр. 74


особым образованием, не отделена от внутренних смысловых процессов и состояний, обуславливающих ее. Ибо содержательность чувств, образов, мыслей, выражающая действительность, состоит в определенном переживании, сознавании, понимании, т. е. обусловлена внутренним смысловым обеспечением субъекта.

Субъективная реальность принципиально не наблюдаема со стороны, она есть явление внутреннее, субъективное, существующее относительно определенных материальных структур субъекта. Субъективная реальность существует только в субъективном направлении - "внутренние материальные смысловые структуры субъектов - предмет", а не в объективном направлении "сторонний наблюдатель - мозг субъекта". Субъективная реальность как производное материальных процессов не существует непосредственно там, в мозге. В объективном направлении, в котором только и возможно научное объяснение, субъективное психическое существует опосредствованно и может быть воспроизведено ("отражено") только теоретически. Психическое, являясь ближайшей непосредственной "принадлежностью" субъекта и выступая как предмет непосредственного отражения, в действительности не отразимо непосредственно. Можно требовать только теоретического объяснения субъективного психического через материальное. Мы не можем построить (в своих рассуждениях и представлениях) психическое как наличное явление, но мы можем понять его как субъективное явление, не доступное непосредственному наблюдению, как явление, существующее в мире стороннего наблюдателя опосредовано.

"Скрытность" субъективного психического свидетельствует о сложном строении его материальных механизмов, взятых даже в большом (схематичном) плане. К тому же субъективное психическое есть фактор уникальный. Оно находится в особом положении относительно нашего объективирующего познания, которое может "деформировать" психическое в виде представления об его идеальности. Субъективное психическое нелегко раскрыть как фактор, обусловленный материальным. Поэтому необходимо особое общее изучение особенности "субъективность". Требуется выяснение общей "схематики" в виде теоретических представлений о материальных основах субъективности. Это некий встречный общий подход, в котором учет строения мозга не имеет значения, и допустимы предположения.

Субъективность психического связана с его отражательной и творческой мощью, находящей свое выражение в способности субъек-

стр. 75


та сознавать и понимать действительность и действовать на нее активно, исходя из собственной структурности. Субъект отражает действительность и действует на нее как целостная система, несущая в себе собственные законы (возможности) осмысленного активного поведения и психического отражения. Поэтому субъективность обусловлена особой позиционной выделенностью структур субъекта относительно мира, состоящей в предварительной определенной включенности "мира" в эти структуры. Текущая субъективная реальность существует относительно мощного материального смыслового наполнения субъекта, которое представляет собой специфическую "свертку" всего предыдущего его развития.

Характерно, что внутреннее (заключенное в мозге и теле) смысловое обеспечение субъекта всегда подразумевается, а в последнее время и сознательно выделяется психологами под именем "образа мира" [5]. Но этот "образ мира" склонны представлять в виде некоего субъективного образа, хотя, без сомнения, смысловое наполнение субъекта представлено внутреннимиматериальными смысловыми структурами. Если признавать, что в психическом познании главную роль играет смысловая состоятельность субъекта, внутреннее смысловое обеспечение, то следует считать, что это обеспечение состоит в материальных смысловых структурах мозга и тела субъекта. По нашему мнению, основу субъективности психического составляет мощный внутренний смысловой массив, кодированный живыми материальными структурами мозга и тела, сформировавшийся в ходе развития субъекта, который обуславливает сознавание и понимание действительности и является возможностью представлений. Отношение воспринимаемого, чувствуемого, мыслимого к материальному смысловому наполнению субъекта обуславливает, с одной стороны, субъективность как отношение к некой запредельной позиции ("субъекту"), а с другой, это отношение создает субъективную содержательность действительности.

Мы осознаем и понимаем предметы, обстановки и ситуации путем сопоставления их с внутренним материальным смысловым наполнением, включающим в кодированном виде материальные образы предметов, их действий и отношений, а также сообщества предметов. Эти образы не могут не быть обобщенными, поскольку внутреннее материальное смысловое наполнение не может иметь бесконечное структурное разнообразие, а мы всё же узнаем бесконечное количество экземпляров предмета данного вида. Общий образ отражает главные части предмета и его действия, свойствен-

стр. 76


ные всем экземплярам предмета. К тому же мы воспринимаем предметы в бесконечном разнообразии их проявлений: разнообразны ракурсы и углы зрения, удаления предмета, разная освещенность и экранированность другими предметами и т. д. Общий образ, отвлеченный от этих проявлений, но способный связаться с ними, по-видимому, формируется в основном в ходе действий ощупывания (руками и глазами) предмета.

Система смыслов "содержит" сообщества предметов как некие целостности. Это сообщества предметов преимущественно культурного (бытового) назначения в виде типовых "картин", таких, как "квартира", "улица", "транспорт", "работа", "магазин" и др. Эти "картины" являются смысловыми скоплениями предметов. Отвязанные от культурных предметов, физические явления и предметы появляются в системе смыслов позднее, в ходе обучения субъекта в школе.

Из обобщенности внутренних материальных образов проистекает то, что она (обобщенность) является исходной (простой) формой теоретического познания. Познание обретает конкретность только в определенной переживаемой обстановке.

Говоря об основах материального смыслового наполнения, прежде всего следует полагать, что всякое субъективное психическое как чувственность в конечном итоге основывается на низовых микропроцессах жизни тела. Внутренним материальным субстратом психического является не мозг, а "пара" мозг - тело. Можно предположить, что мозг, его структуры содержат в основном возможности психики, тогда как в теле разыгрываются актуальные психические явления. По-видимому, мозг (смысловые структуры) вызывает в теле такие системы изменений и внутренних движений, которые в отношении к целостности субъекта выступают как чувственность (переживаемость) сложных психических явлений.

Механизмы субъективного психического не могут быть поняты без учета низовых текущих процессов жизни тела субъекта, однако на своем верхнем смысловом уровне эти механизмы представляют собой надфизиологические материальные смысловые структуры, стоящие над микропроцессами жизни. Смысловая мощь этих структур обусловлена предшествующим закономерным развитием субъекта в обществе с момента его рождения. Надо сказать, что такие смысловые структуры не выделяются ныне при исследованиях мозга. Для их выделения требуется общий схематический подход к структуре субъекта как действующей целостности. В настоящее время исследователи подавлены множеством элементарных явле-

стр. 77


ний типа электроионных процессов в нервных клетках, несущих содержательность.

Признанию в качестве основы психического познания материального смыслового наполнения субъекта соответствует положение о том, что основные процессы психического происходят в материальной смысловой стороне. Существует распространенный способ мышления о психическом, связанный с нашими естественными (очевидными) представлениями психического как идеального [3. С. 6]. В частности, мы склонны подразумевать, что вся порождающая смысловая мощь психического состоит в процессах ее субъективной стороны, якобы единолично рождающих осмысленное содержание. Но психические явления не отделены от внутренних материальных смысловых процессов, обуславливающих субъективное содержание.

Следует полагать, что главное в творческой, "источниковой" стороне субъективного психического составляют не связь и изменения в субъективной сфере, а оперативные преобразования во внутренних материальных смысловых структурах. Эти содержательные материальные преобразования не соответствуют непосредственно представляемой содержательности. В соответствии со сказанным не существует неосознаваемая психическая деятельность, представляемая по образцу осознаваемого психического. Неосознаваемо существуют лишь материальные смысловые процессы, которые мы при истолковании их результатов вынуждены представлять по образцу осознаваемой содержательности.

Наши мысли и представления в своей субъективной стороне не составляют единого процесса, обладающего собственной порождающей силой. Как субъективная наличность они часто бедны, состоят из отдельных отрывочных фрагментов (образов, подразумеваний, чувственных отсылок), сами в себе слабо организованы; единственным сильным фактором субъективной сферы являются скрепляющие общие чувствования истинности, правильности, соответствия и др.

Субъективная наличность мыслей и представлений является, по существу, отрывочными входными, выходными или промежуточными (обозначающими промежуточные групповые смыслы) факторами психического, входящими в психический процесс, основу которого составляют материальные смысловые преобразования.

Субъективная сторона понимания текста (при его восприятии или порождении) отличается от содержания текста, полная поня-

стр. 78


тость которого состоит в соответствии организации текста настроенным внутренним материальным смысловым структурам субъекта, а не в субъективной наличности, состоящей из чувствования отношений слов и их групп, подчиненных чувству понятости. Текст состоятелен (понимаем), так как он погружен во внутренние материальные смысловые структуры субъекта. Поэтому его понимание может и не быть полностью содержательно развернутым. Содержание, выраженное его структурами, может частично или полностью заменяться несодержательными констатирующими чувствами, которые указывают на наличие в субъекте определенных содержательностей, но не говорят о том, каковы они. Констатирующие чувства отражают соотношения материальных структур, содержащих определенные смысловые узлы. Таковыми являются чувства понятности и понятости, соответствия, истинности, целостности содержания, а также чувство осознанности.

Сознание в своей субъективной стороне "проще", чем это нам обычно представляется. Чувство осознанности есть бессодержательное чувствование наличия внутренних смыслов без указания того, каковые эти смыслы. В своей материальной стороне сознание сложно, оно есть готовность субъекта к множеству действий того или иного рода или уровня. От сознания отличается содержательное понимание предмета, которое представлено актуальными чувственно-двигательными моделями действительности, опирающимися на "унифицированные" языковые структуры текстов. Каждый фрагмент понимания и понимание в целом базируются на чувстве осознанности, свидетельствующем о том, что субъект готов к множеству интерпретирующих (данное понимание, его фрагмент) действий (к множеству представлений и высказываний).

Итак, при изучении психического следует учитывать реальную "упрощенность" субъективной стороны психического и смещать "центр тяжести" в сторону внутренних материальных смысловых преобразований.

Все это не означает, что субъективная сторона, в частности, осознанность, является несущественной особенностью психики. Субъективная сторона является необходимым "принципом" организации смысловых материальных процессов, без которого эти процессы не имели бы того высокого уровня, который обеспечивает осмысленные активные действия субъекта.

Внутреннее личностно-смысловое наполнение субъекта формируется в ходе жизни его в обществе. Определяющим этапом развития является развитие ребенка, личностно-смысловая система ко-

стр. 79


торого закономерно, стадийно формируется под внушающим воздействием взрослой жизни, в которую он включен с момента рождения. Ведущую роль здесь играют родители (исходным является органическая связь с матерью), которые постепенно отдают в ведение, в деятельность ребенка все более высокие смысловые уровни иерархической структуры взрослой жизни. Схемы сфер взрослой жизни, не доступных натурным действиям ребенка, осваиваются им через наивную игровую деятельность, которая своим схематизмом и обобщенностью подобна речевой деятельности и служит речевому освоению действительности. Характерно, что освоение мира происходит прежде всего в социальном "слое" свойств и отношений предметов: физические свойства предметов осваиваются в "социальных" действиях с ними.

Непосредственным фактором, формирующим внутреннее смысловое наполнение, являются действия (цепи действий) ребенка с предметами, поскольку они проходят "внутрь", а также ощущения, поскольку они содержат возможности определенных движений. Отдельные действия впечатляют систему смыслов не сами по себе, а поскольку они осмысленны, т. е. уходят в определенную, более широкую систему действий, содержатся ею. Поэтому важной особенностью субъекта является способность воспринимать целостность системы.

* * *

Субъект поведения, деятельности и познания является целостной системой. Целостность системы обуславливается тем, что, во-первых, она включена в вышележащую по уровню организации систему (субъект включен в общество), во-вторых, в ней имеется верхний уровень организации, которому подчинены все нижележащие ее уровни и который управляет ими.

Целостность, характерная для живого, есть определенная сложная структура, которая обращается как элемент в более высокой по организации системе по определенным закономерностям. В такой системе более простое подчинено сложному. Именно вышележащие закономерности обуславливают элементность, т. е. целостность включенной структуры. Так, субъект включенный в общественную жизнь, задающую его активное поведение, есть целостное образование.

Субъект познания представлен сформированной в ходе его развития личностно-смысловой системой, которая имеет два ос-

стр. 80


новных уровня. Нижний информационный уровень или материальная система смыслов (смысловое наполнение субъекта) обуславливает возможность сознавания, понимания, представлений и действий. Верхний активностями уровень или личностно-мотивационная система обуславливает в ходе жизни субъекта необходимость сознавания, понимания и действий (деятельности). Он организует целостность субъекта, включенного в общество.

Материальная система смыслов состоит из двух слоев - первичного внутреннего, включающего воспринятые ранее предметы, их связи и сообщества, и надстроенного над ней речевого слоя. Первичная система смыслов непрерывна: предметы в ней не выделены, а действия и Свойства не отделены от предметов. Речевая система наложена на нее в виде дискретной сетки, она в определенном смысле подчинена первичной. Выделение предметов, их свойств и действий происходит при понимании с помощью речевой системы.

В материальных структурах системы смыслов отражен "мир" предметов, действительности, отношение к которому является основой осмысленности. "Предметы" системы смыслов существуют не в отдельных ячейках, а как неотъемлемые части или стороны целостного смыслового наполнения. Субъективная осмысленность есть род отношения воспринимаемого ко всем предметам, отраженным в материальной системе смыслов, т. е. отношение к целостности материального смыслового наполнения. Это отношение выражается чувствованием осознанности. Чувствование соответствия воспринимаемого внутренней материальной смысловой целостности происходит по законам гармоничных отношений, свойственных живым структурам. Воспринимаемая частность (с которой субъект мог ранее и не встречаться) может "подходить" ко всей системе. Целостности входят также в организацию системы смыслов и оперативно возникают в ней при психических процессах. Сложное образование, например, смысловые материальные "картины", отражающие бытовые обстоятельства, входит как элемент в замысел или план поведения. Иерархия соподчиненности образований различного уровня, существующих и возникающих в материальной системе смыслов, является основой субъективной обобщенности, осуществляемой с помощью речевых действий, выделяющих предметы и их сообщества.

Остановимся на личностно-мотивационной системе [3. С. 152]. Внешние обстоятельства жизни не только формируют личностно-смысловые наполнение субъекта, но и обобщенно нуждаются в

стр. 81


стратегии его текущего поведения и деятельности. Это осуществляется через личностно-мотивационную систему (ЛМС), которая является "органом" включенности субъекта в общество. ЛМС, реагируя на важные требования жизни, обобщенно, но неукоснительно требует определенной тематики поведения. Она определяет в общем, что необходимо делать, о чем мыслить, но не содержание действий и мыслей, которое определяется индивидуальным наполнением системы смыслов. В соответствии с внешней ситуацией (прошедшей, текущей или будущей) ЛМС вызывает необходимость тех или иных действий, их основную направленность. Существует мнение, что субъект спонтанно генерирует множество различных гипотез, часть которых используется в жизни [5]. По нашему мнению, благодаря управляющему действию ЛМС возникают субъективные содержания, отвечающие узловым требованиям жизни.

Личностно-мотивационная система настраивает систему смыслов и может преобразовывать ее, что видно на примере ученого, поглощенного проблемой. Надо полагать, что помимо информации, заключенной в системе смыслов, существует информация, связанная с целостностью субъекта. Эта обусловленная структурами субъекта информация одновременно является возможностью действий субъекта. Она обобщенно отражает требования жизни и при столкновении с неблагоприятными обстоятельства создает активные структуры, приводящие к действиям по устранению неприятности. К такого рода структурной информации относятся качества личности и характера, такие, как ответственность, предприимчивость, основные интересы субъекта, его "пункты", информация об опасных ситуациях, общественные ограничения и нормы. Большое значение имеет осознание субъектом его авторитетности и уважения у окружающих. В важных случаях расхождения с указанной информацией происходит настрой всей целостности субъекта, что связано с сильными эмоциями. Существует определение: "Эмоция это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие" [6. С. 27]. Роль эмоционально-мотивационной напряженности особенно видна в экстремальных случаях, когда, например, вследствие ошибки субъекта возникает возможность серьезной катастрофы. Здесь, во-первых, создается рассогласование в структуре субъекта, сопровождаемое мощным эмоциональным эффектом, подобным сильному чувству голода. Во-вторых, происходит настройка целостности субъекта на устранение возможности катастрофы и тем самым болезненной эмоциональной напряженности. Здесь глав-

стр. 82


ное - не мысль об опасности, а соответствующий настрой целостности субъекта. Если избежать катастрофы невозможно, то эмоциональная напряженность может сильно подорвать здоровье человека.

Важность ситуации связана с глубиной ее эмоционального влияния на целостность субъекта, поэтому можно предположить, что формирование ЛМС, отбор качеств личности происходит на основе глубины влияния на целостность. В ЛМС заключена совокупность возможностей к деятельности в социальной среде и способность отзываться на нее. Эти личностные особенности создаются в коммуникации, в которой субъект имеет дело со специфическими предметами - другими субъектами и с социальными ситуациями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

2. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. М., 1998.

3. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

4. Вулдридж Д. Механизмы мозга. М., 1965.

5. Смирнов С. Д. Психология образа. М., 1985.

6. Изард К. Психология эмоций. М., 2002.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СУБЪЕКТИВНОСТЬ-ПСИХИЧЕСКОГО-КАК-ПРЕДМЕТ-ИЗУЧЕНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. ПУЧИНСКИЙ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СУБЪЕКТИВНОСТЬ-ПСИХИЧЕСКОГО-КАК-ПРЕДМЕТ-ИЗУЧЕНИЯ (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. М. ПУЧИНСКИЙ:

В. М. ПУЧИНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
3591 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3144 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
51 минут назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
12 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СУБЪЕКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android