М. Изд-во В/О "Мортехинформреклама". 1989. 112 с.
О Великой Отечественной войне написана масса работ. И все же до конца не известно, во что обошлась СССР эта война. До недавней поры действовал установленный в давние времена запрет публиковать обобщенные данные о наших жертвах и потерях в материально-технических ресурсах. Одно из следствий этого запрета - десятки тысяч незахороненных солдат, тысячи безвестных братских могил, множество покоящихся на дне моря "безымянных" кораблей. Только сейчас по-настоящему начинается подсчет истинных наших утрат, создаются Книги Памяти. Одна из таких полезных инициатив - рецензируемый справочник.
Это тоже своеобразная Книга Памяти морским судам, в которой в сжатом виде приведены сведения о времени, месте и обстоятельствах гибели 251 транспорта и вспомогательного судна, а также названы 78 судов, взорванных при отступлении, захваченных или интернированных в различных портах. Для каждого корабля указаны источники данных о нем и касающаяся его специальная литература. Текстовую часть дополняют 22 схемы морских районов с обозначением мест гибели судов, а также таблицы и указатели.
Справочник доказательно опровергает установившееся прежде "чиновничье" отношение к морякам транспортного флота: "В войне не участвовал". Одна из целей книги - представить перечень погибших судов "для отдания им почестей в памятных местах" (с. 3). Имея ее на борту, любой теплоход или военный корабль не пройдет равнодушно над местом гибели судна. Выполняет книга и другое свое предназначение - стать полезным пособием для историков, краеведов, литераторов, архивистов и всех тех, кто занят справочной работой по истории отечественного морского транспортного флота. Нам было досадно увидеть, что справочник издан очень незначительным тиражом - 4600 экз. Впрочем, подготовленные С. С. Бережным справочники о кораблях Советского Военно-Морского Флота, изданные в Москве в 1981 и 1988 гг., вдвое и впятеро большими тиражами, тоже стали библиографической редкостью.
К погрешностям работы относится узковедомственное ее содержание. Ведь на войне гибли не только транспортные, но и рыбопромысловые суда. Другая погрешность состоит в том, что в книге не названо большое количество мелких судов (шхуны, баржи, катера), которые участвовали в войне и тоже гибли. Не включены и
стр. 249
отдельные суда, которые, по формальной терминологии, были "тяжело повреждены" и не затонули, но фактически вышли из строя и потом уже не участвовали при перевозках грузов. Таковы, в частности, пароходы "Роза Люксембург" и "Красный Профинтерн", танкер "Советская нефть". Жаль, что не раскрыты тактико-технические элементы судов, не указаны годы их постройки. Авторы ограничились упоминаниями о дедвейте (грузоподъемность) и назначении каждого судна. Полезно было бы после описания судна указывать номер схемы, где отмечено место его гибели. Хотелось бы, чтобы были изданы также памятные книги (они пока не написаны) и о погибших кораблях Министерства рыбного хозяйства и Военно-Морского Флота.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |