Прикреплённые файлы
395 дней(я) назад
Гуров О.Н. Сериал «Рик и Морти»: юмор или философия?



Постоянный адрес файла на сервере Либмонстра:

Постоянный адрес документа (прямая ссылка на файл):

https://libmonster.ru/m/articles/download/18411/5298

Дата загрузки ИЛИ последнего изменения файла:

21.03.2023

Готовая обратная ссылка на данную страницу для научной работы (для цитирования):

Гуров О.Н. Сериал «Рик и Морти»: юмор или философия? // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.03.2023 . URL: https://libmonster.ru/m/articles/download/18411/5298 (дата обращения: 20.04.2024 )

Вирусов нет! Проверено Либмонстром
© https://libmonster.ru
Libmonster ID: RU-18411

Гуров Олег Николаевич

 

Сериал «Рик и Морти»: юмор или философия?

 

Ключевые слова: анимация, сериал, Рик и Морти, постмодернизм, метамодернизм, мультивселенные, метавселенные, Кроненберг

 

Аннотация: В статье исследуется философия и юмор в популярном комедийном научно-фантастическом анимационном сериале «Рик и Морти», существующим с 2013 года. «Рик и Морти» предлагает интересный материал, с помощью которого возможно исследовать важные философские и культурологические вопросы и вызовы. Предметом исследования является экспликация проблемы реальности существования и противопоставления детерминизма и свободы в условиях современного общества, специфика которого во многом обусловлена технологическими достижениями. Цель работы – показать, как создатели сериала интерпретируют эти проблемы, и какое место они оставляют человеку в мире и во вселенной. Сериал успел стать объектом академических исследований, и в статье показывается, как ученые используют материал сериала для изучения социальных теорий, онтологических и этических вопросов, границ человеческого и др. Также автор рассматривает сериал как объект комплексного гуманитарного исследования. Актуальность исследования определяется тем, что растущее взаимодействие человека и технологий заставляют обратиться к философии и культуре, чтобы сохранить «человеческое» и не допустить формирования нечеловекоразмерного мира. Автор приходит к выводу, что основной посыл «Рика и Морти» заключается в отказе от антропоцентричности и от человеческой исключительности. Однако кажущаяся пессимистичной позиция, которую проповедуют создатели сериала, обоснована растущей сложностностью мира. Сериал дает материал, мотивирующий продуктивную рефлексию по поводу текущего состояния нашего мира и будущего.

 

Gurov Oleg N.

 

MBA, Lecturer in the Department of Humanitarian Disciplines, FMT IOM RANEPA, Vernadsky Ave., 82, building 4, bldg. 3, 119571, Moscow, Russian Federation.

ORCID ID: 0000-0002-8425-1338

Researcher ID: AAS-9705-2021

gurov-on@ranepa.ru

 

Gurov Oleg N.

 

The Series "Rick and Morty": Humor Or Philosophy?

 

Keywords: Rick and Morty, postmodernism, metamodernism, multiverses, metaverses, Cronenberg

 

Abstract: The article explores the philosophy and humor in the popular comedy sci-fi animated series “Rick and Morty”, which has existed since 2013. “Rick and Morty” offers promising material through which to explore important philosophical and cultural questions and challenges. The subject of the study is the explication of the problem of the reality and the opposition of determinism and freedom in the conditions of modern society, which existence is largely due to technological advances. The research aims to show how the creators of the series interpret these problems, and what place they leave for the subject in the human world and in the universe. The series managed to become an object of academic research, and the article shows how scientists use the material of the series to study social theories, ontological and ethical issues, the boundaries of the human, etc. The article attempts to consider the series as an object of complex humanitarian research. The relevance of the study is determined by the fact that the growing interaction between human and technology makes one turn to philosophy and culture in order to preserve the "humane" and prevent the formation of a non-human-sized world. As a result of the study, it is concluded that the main message of "Rick and Morty" is the rejection of anthropocentrism and human exclusivity. However, the seemingly pessimistic position advocated by the creators of the series is justified by the growing complexity of the world, and the series provides material that motivates productive reflection on the current state and future of our world.

 

Введение

«Рик и Морти» (Rick and Morty, 2013 по настоящее время) — это популярный комедийный научно-фантастический анимационный сериал, премьера которого состоялась в 2013 году. За последующие годы было выпущено пять сезонов, в сентябре 2022 года стартовал новый, шестой сезон, 10 серий которого должны выйти до начала декабря. Руководители сериала сообщили, что готовят сценарии для следующего сезона, который должен выйти в 2023 году, и обещали, что в ближайшие несколько лет будут выпускать новые серии ежегодно. Такая активность и амбициозные планы не вызывают удивления, поскольку сериал пользуется исключительной популярностью во всем мире, за годы своего существования «Рик и Морти» многократно номинировался на престижных конкурсах и выиграл более десятка наград.

Ключевые создатели сериала – сценаристы и продюсеры Д. Хармон и Дж. Ройланд. Главными героями являются пожилой ученый Рик и его внук, подросток Морти. Рик уникален. Окружающие называют его самым умным человеком во вселенной, он с этим соглашается, и на деле подтверждает данный статус, постоянно воплощая беспокойную гениальность в различных сферах своей насыщенной жизни. Сюжет большинства эпизодов составляют динамичные и оригинальные межпланетные и межпространственные приключения Рика со своим внуком, чередующиеся перипетиями семейных отношений с их родственниками. В ряде серий члены семьи Рика - дочь Бет, зять Джерри и внучка Саммер (родители и сестра Морти) также участвуют в совместных, а и иногда в своих собственных приключениях.

Илл. 1. Кадр из сериала «Рик и Морти» (Rick and Morty), авторы Дж. Ройланд и Д. Хармон, с 2017 года по настоящее время.

Кроме того, что все эпизоды сериала предлагают оригинальные и часто непредсказуемые сюжетные решения, и наполнены искрометным и очень своеобразным юмором, «Рик и Морти» в некотором роде отражает и интерпретирует целый ряд глубоких и актуальных для человечества вопросов. Сериал представляет собой интересный материал, позволяющий продуктивно интерпретировать важные философские и культурологические проблемы. В рамках данной статьи мы остановимся, во-первых, на проблеме реальности (в смысле действительности, истинности) существования и, во-вторых, на противопоставления детерминизма и свободы – все это в условиях современного общества, существование которого во многом обусловлено технологическими достижениями.

Предметом исследования является экспликация описанной выше проблематики на материале сериала «Рик и Морти». Цель работы – проанализировать, как создатели сериала интерпретируют проблему реальности и свободы человека, и шире – какое место они оставляют человеку в мире и во вселенной.

На сегодняшний день «Рик и Морти», сразу же после премьеры получивший статус культового произведения, продолжает оставаться одним из наиболее популярных мультсериалов. Его нередко характеризуют как особый феномен современной культуры, и он уже успел стать объектом академических исследований. Австралийский философ Т. Холланд в книге «Расшифровка социальной теории через массовую культуру и через определения влиятельных мыслителей» посвятил сериалу целую главу, в которой доказал, что тезис М. Маклюэна о колоссальном влиянии медиа технологий на общество сохраняет свою актуальность, и что технологии опосредуют социальные отношения, управляя «реальностью» окружающего мира [13]. В статье «Этика и технологии: анализ сериала «Рик и Морти» ее авторы У. Эльдем и Б.О. Наир исследуют, как в результате технологического прогресса на передний план в культуре выдвигается целый ряд онтологических и этических вопросов, обусловленных технологизацией жизни [14]. А. Максвелл в статье «“Какова моя цель?” – искусственное сознание переживает экзистенциальный кризис в сериале “Рик и Морти”» уделяет внимание присутствующим в сериале многочисленным воплощениям искусственного разума – киборгам, роботам, клонам, мутантам. Автор доказывает, что эти формы, так же, как и человек, переживают экзистенциальные кризисы, и, опираясь на материал сериала, стирает различия между человеческим и искусственным разумом [15]. Ю.М. Иванова и Н.Г. Мальцева в статье «Механизмы людификации научно-фантастического нарратива (на материале сериала "Рик и Морти")» определяют Рика как трикстера, который задает игровой характер сюжету, и анализируют научно-фантастический жанр в контексте автореферентности игрового нарратива [3, с. 173]. С.Н. Оводова и Д.В. Добротворский в работе «Нарратив науки и ирония в “Рик и Морти”: метамодернизм vs постмодернизм» исследуют сериал с позиций метамодернизма, выявляя особенности метамодернистского юмора и постиронии, так называемой «новой искренности» и восприятия науки в современном мире [8, с. 57].

В этом контексте тематика работы связана с активно развивающимися исследованиями анимационного кинематографа, к которому в последние годы обращаются ученые, представляющие различные сферы гуманитарного научного знания. В данной работе делается попытка рассмотреть произведение такого жанра в качестве объекта комплексного гуманитарного исследования.

Актуальность проблематики, поднятой в исследовании, обусловлена тем, что увеличивающееся взаимодействие человека и технологий заставляют обратиться к философии и культуре, чтобы сохранить «человеческое» и не допустить формирование нечеловекоразмерного мира. Как мы показываем ниже, талантливые произведения массовой культуры вносят свой вклад в этот актуальный дискурс, привлекая внимание аудитории к существующим проблемам, а также создавая яркий материал, мотивирующий и вдохновляющий дискуссию и рефлексию.

Настоящее исследование осуществлено с применением культурфилософского подхода, который предполагает, что произведения, подобные анимационному сериалу «Рик и Морти» в силу своей техники, тематики и содержания, обогащают и дополняют свой явный и очевидный материал новыми философскими и культурологическими измерениями и качествами.

 

Уникальность сериала «Рик и Морти»

 

Исключительность этого сериала определить достаточно просто даже на первый взгляд, несмотря на то, что такие сериалы как «Футурама» (Futurama, с 1999 по настоящее время) «Конь БоДжек» (BoJack Horseman, 2014 – 2020), и целый ряд других, не менее талантливо поднимают злободневную проблематику, отмечены невероятным юмором, дают возможность совершить интеллектуальное путешествие по многочисленным смысловым уровням, и вдохновляют независимо мыслить и развиваться. В большей или меньшей степени можно сопоставить и жанровое своеобразие всех этих произведений – на стыке комедии, научной фантастики и приключений.

Однако все же «Рик и Морти» стоит особняком в этом списке, и мы постараемся найти ему место в системе координат, объединяющей различные произведения культуры. Обратимся к литературе, чтобы найти некоторые аналогии. Есть ряд писателей, которым удается вызывать у читателя совершенно особые впечатления. По этому поводу в письме к своему однокласснику, историку искусства О. Поллаку, Ф. Кафка пишет: «Я думаю, что мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. Если прочитанная нами книга не потрясает нас, как удар по черепу, зачем вообще читать ее? Скажешь, что это может сделать нас счастливыми? … Книга должна быть топором, способным разрубить замерзшее озеро внутри нас» [6, с. 199].

Кроме самого Кафки, чьи книги безусловно отвечают назначенным им самим требованиям, стоит вспомнить Э.А. По, по поводу творчества которого очень точно высказались Ш. Бодлер и Ф.М. Достоевский. Французский поэт в одном из эссе, посвященных творчеству По, отмечает, что тот, во-первых, пишет нервами, и даже, вероятно, чем-то, что превыше нервов. Во-вторых, Бодлер отмечает именно технику По, с помощью который писатель разрабатывает тему, начиная с бескомпромиссного втягивания читателя в водоворот, и далее увлекает читателя в логичное, но невероятное приключение и в историю, «… интерес которой основан на неприметном умственном отклонении, на дерзкой гипотезе, на просчете Природы в распределении качеств, образующих человеческую личность» [1, с. 184]. Достоевский в свою очередь подмечает, что По следует воспринимать не как «фантастического писателя», а как «капризного», и поясняет, что «… Он почти всегда берет самую исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с какою силою проницательности, с какою поражающею верностию рассказывает он о состоянии души этого человека!» [2, с. 160]. Описанные выше впечатления отмечают и отдают должное сочетанию мастерской техники и исключительной силе воображения. Здесь мы находим определенные параллели с «Риком и Морти», потому что сериал во многом отвечает требованиям Кафки и соответствует наблюдениям Бодлера и Достоевского в отношении творчества По. Нам представляется уместным сравнить произведения столь различных жанров, поскольку в текущей культурной парадигме, по нашему мнению, интеллектуальные сериалы (в том числе, анимационные) стали играть для общества в некоторой части ту же роль, которую в прошлом играла литература.

 

Философия и юмор в сериале «Рик и Морти»

 

Юмор, представленный в сериале – очень специфический и фактически не имеет табу. Авторам удается с успехом лавировать в непростых условиях так называемой «новой этики» и культуры отмены. В различных эпизодах высмеивается очень многое: стандартные подростковые проблемы и травматичные аспекты взросления; сомнительное качество массовой культуры, в частности, кинематографа, и ее ограничивающий человеческое развитие потенциал; межличностные и социальные отношения, включая гендерные, расовые и пр. актуальные вопросы; политика – вплоть до геополитики и политики в космосе. В 2018 году Хармона пытались заклеймить и даже привлечь к ответственности за ненадолго размещенную в 2009 году непристойную короткометражку, однако ему удалось отделаться извинением и заявлением, что это была неудачная пародия на популярный сериал [11].

Нам представляется, что сила сериала в чем-то гораздо большем, чем в выстраивании стройного конгломерата научной фантастики, приключений и юмора. «Рик и Морти» умело и жестко вписывает острую философскую проблематику в привычные сюжеты, но давая им непривычную интерпретацию. Позднее мы проанализируем сериал с точки зрения экзистенциальной философии, а также обратим внимание на то, как «Рик и Морти» интерпретируют приверженцы метамодернизма, а сейчас отметим, что главная мысль, в явном виде озвучиваемая Риком, и являющаяся лейтмотивом сериала – это бесконечная, но понимаемая им по-особому, сила науки. Для Рика наука является главным инструментом, который позволяет человеку познавать мир, и именно ей герой посвящает всю свою жизнь. Однако он уточняет: «Иногда наука больше искусство, чем наука. Многие люди не понимают этого» [9]. В данном понимании он близок позициям философов-экзистенциалистов, которые мы представим ниже.

Илл. 2. Кадр из сериала «Рик и Морти» (Rick and Morty), авторы Дж. Ройланд и Д. Хармон, с 2017 года по настоящее время.

При этом несмотря на нетривиальные и неортодоксальные сюжеты, в сериале рефлексируются и эксплуатируются серьезные научные гипотезы и теории по актуальным для современного человека темам, таким как развитие космических технологий и искусственного интеллекта, перспективы клонирования, и многие другие. Нам представляется, что интерес сериала и его способность вовлекать зрителя, обусловлены не в последнюю очередь и тем, что в настоящее время особенной популярностью пользуется так называемая научпоп – формат распространения научных знаний для неспециалистов в доступной и зачастую игровой форме.

В качестве яркого примера можно привести саму ключевую идею сериала – существования героев (и соответственно зрителей) в условиях мультивселенных (multiverse, meta universe). То есть, по сюжету потенциально возможное множество разнообразных существующих где-то в параллельных мирах вселенных (включая ту, в которой мы находимся) выдается за данность [16].

 Этот вопрос сегодня особенно актуален в свете того, что наука выстраивает новое отношение к миру, пытаясь определиться с новой парадигмой – существует ли только «наша» физическая вселенная, или действительно надо учитывать возможность существования мультивселенных, или реальность лежит в пространстве (вполне реальных) метавселенных, которые сейчас создаются технологическими компаниями на практике. В этом контексте главная идея «Рика и Морти», заключающаяся в том, что наша вселенная лишь одна из миллиона возможных, что существует бесконечное количество миров, в которых живут те же люди и имеют место те же события, а могут происходить и другие события, и быть другие финалы, – является определенным вызовом не только для антропоцентричной конструкции, но и для техногенной парадигмы, поскольку отказывает человеку в бесспорном праве на уникальность и аутентичность.

Дж. Нолан, создатель популярных фантастических сериалов «В поле зрения» (Person Of Interest, 2011 – 2016) и «Мир Дикого запада» (Westworld, с 2016 года) исследует похожую проблематику – технологии и то, насколько человек «ценен» для мира. Более того, в своей основе сюжет первого сериала строится вокруг того, «важен» ли человек или «не важен», а если важен, то насколько. «Мир Дикого запада» посвящен по сути проблеме свободы воли, и эти непростые вопросы интерпретируются очень серьезно и дидактично, в обоих сериалах юмор практически отсутствует. А в сериале «Рик и Морти» насмешка и высмеивание оказываются эффективным инструментом, который позволяет всеобъемлюще рассмотреть вопросы, не имеющие на самом деле очевидного ответа. Один из способов трезво взглянуть на масштабы вселенной и на свое место в ней — с помощью юмористической подачи. Мы не в состоянии осмыслить глобальные вопросы, абстрагируясь от субъектности, от собственной жизни, от своих проблем, и юмор, а в данном случае абсурдный юмор может быть очень полезным.

 

«Рик и Морти» и философия экзистенциализма

 

«Ссылочный» юмор мультсериала очень неоднозначен, он создает свой собственный смысловой пласт, порождающий оживленные дискуссии у поклонников. Тем самым «Рик и Морти» расширяется в новые жанры – публицистические, философские, искусствоведческие, становясь объектом многообразной и многоуровневой рефлексии.

Кстати, примечательно, что сериал использует все возможности анимации, доводя повествование до самого абсурда, что было бы невозможным при использовании конвенциональных технологий и практик. Этот же абсурд, представленный в игровой, юмористической форме, подводит к серьезным вопросам. Исследуя сюжетные линии сериала и отношение главного героя к науке и реальности, нельзя не вступить в диалог с представителями экзистенциализма. Предшественник и вдохновитель этого направления в философии, С. Кьеркегор считал, что наука неспособна познать бытие индивида и его свободу выбора [7, с. 141]. К. Ясперс также полагал, что наука не в состоянии осмыслить экзистенцию ни субъекта, ни общества в целом [12, с. 167-169]. Ж.-П. Сартр иронизирует над попыткой познать мир научным методом, по его мнению, сознание определяет бытие, и так как свобода определяет сознание, это и составляет человеческую сущность [10, с. 322].

В «Бунтующем человеке» Альбер Камю делает практические выводы и дает «инструкции», как жить в мире, где нет смыслов, которые мы хотим увидеть. Философ доказывает, что абсурд не является свойством человека или мира, по его мнению, абсурд – это разум, осознавший свои пределы. Проблема, ставшая во главу угла в ХХ веке, не утратила актуальность и сегодня. Камю предложил несколько вариантов, одним из которых является бунт – в качестве примера философ приводит игру театрального актера, человека, который играет на сцене, того, кто это делает здесь и сейчас, в настоящий момент, а потом исчезает без следа. Для Камю мыслящий человек должен осознавать абсурд мира, но при этом продолжать задавать этому миру вопросы, не позволить себе раствориться в искушениях иллюзий [4, с. 372].

 

Илл. 3. Гуров О.Н. Из серии «Вселенная "Рик и Морти"», 2022, картон, акрил, глина, 40х60 см, из личной коллекции автора.

 

Илл. 4. Гуров О.Н. Из серии «Вселенная "Рик и Морти"», 2022, картон, акрил, 40х60 см, из личной коллекции автора.

 

Ил. 5. Гуров О.Н. Из серии «Вселенная "Рик и Морти"», 2022,

картон, акрил, 40х60 см, из личной коллекции автора.

 

Илл. 6. Гуров О.Н. Из серии «Вселенная "Рик и Морти"», 2022,

картон, акрил, глина, 40х60 см, из личной коллекции автора.

 

Рик говорит, что вселенная является безумным и хаотичным местом, а его внук упрекает деда, что тот сам является безумным и хаотичным. И если рассмотреть этот эпизод через экзистенциальную призму, можно сделать вывод, что наука (в понимании Рика) также является бунтом против абсурда, представляя собой попытку найти причинно-следственные связи в равнодушной вселенной. В эссе «Пустыня» Камю отмечает, что искусство – «… естественный протест человека, брошенного на землю, великолепие и свет которой непрестанно говорят ему о Боге, которого не существует» [5, с. 98].

С точки зрения мыслителя, человек должен осознать, что существует красота мира, и в то же время расстаться с иллюзиями и нести бремя ясности – принять пустоту, и при эти этом найти силы жить в невероятно прекрасном мире. Кажется, что Рик проповедует очень близкий к этому подход: «… Люди с мозгами имеют все шансы покорить реальность. Но фишка в том, что она всегда будет брыкаться и в итоге сбросит тебя. Только так это и работает…» [9]. По этой цитате видно, что экзистенциализм Рика закамуфлирован жестким нигилизмом – убеждением, отрицающим или ставящим под сомнение общепринятые ценности. Это делает сложным сам сериал и фигуру Рика. Несмотря на свой интеллект, возможности, чувство юмора, очевидно, Рик, познав, насколько бесконечна вселенная и насколько бесконечны варианты, периодически утрачивает смысл жизни. Как ученый, он способен создать абсолютно все — к примеру, устройство для межпространственных путешествий, но в результате избыточного опыта этих приключений он устает от жизни. «Просто не думай об этом» — гимн Рика, и он нередко утверждает, что любая попытка понять мир приводит лишь к разочарованию.

«Рик и Морти» и Кроненберг

 

Создатели сериала не отказали себе в удовольствии вступить в дискуссию с культовым режиссером, признанным экспертом по трансформации человеческой природы Д. Кроненбергом. Шестой эпизод первого сезона «Напиток Рика № 9» (Rick Potion #9) посвящен кроненбергизации вселенной. По сюжету Морти безответно влюблен в одноклассницу Джессику, популярную девушку в школе, и просит Рика создать любовное зелье, чтобы привлечь ее чувства (кстати, здесь наука Рика оказывается идентичной магии и колдовству – это еще один взгляд на границы научного). Рик совершает ошибку, и все оборачивается катастрофическим образом: человечество на всей планете мутирует, и мир наполняют богомолоподобные мутанты, желающие овладеть Морти, а затем по обычаям богомолов, откусить ему голову. Пытаясь исправить ситуацию, Рик готовит противоядие, в результате чего мутанты превращаются в еще больших монстров, похожих на то, во что превратился Брандл в самом конце фильма «Муха» (The Fly, 1986). Этих существ как вид Рик и Морти называют кроненбергами (причем «бывшие люди» именуются по такой же логике – имя автора статьи звучало бы как Кроненберголег), и в новой ипостасти все они счастливы и их жизнь продолжается как ни в чем ни бывало. Интересно, что в 2022 году Кроненберг выпустил фильм «Преступления будущего» (Crimes of the Future, 2022), в котором показал, как у людей начинают стремительно вырастать новые внутренние органы непонятного происхождения, и пищеварительная система трансформируется таким образом, что человек становится способным потреблять токсичные отходы. Можно сказать, что в данном случае мы наблюдаем двусторонний диалог.

 Илл. 7. Кадр из сериала «Рик и Морти» (Rick and Morty), авторы Дж. Ройланд и Д. Хармон, с 2017 года по настоящее время.

Более того, авторы «Рика и Морти» утверждают, что существуют отдельные вселенные, в которых изначально обитают кроненбергилюди. Однако для «первоначальных» Рика и Морти единственным вариантом в той ситуации остается поиск альтернативной вселенной. Жившие там «свои» Рик и Морти перед этим погибают, и новоприбывшие герои вынуждены хоронить самих же себя, чтобы занять их место в новой вселенной.

Эта процедура настолько затронула Морти, что он пережил экзистенциальный кризис, который стал его первым опытом переживания мысли о собственной смертности. Как в нашем реальном мире подобные травматичные рефлексии приводят к переосмыслению ценностей, так и в сериале это происходит с Морти.

 

«Рик и Морти» и метамодернизм

 

Выше мы упоминали статью С.Н. Оводовой и Д.В. Добротворского, посвященную нарративу мультсериала в контексте постмодернизма и метамодернизма. По нашему мнению, метамодернизм нельзя считать обоснованным направлением в философии, тем более что он не подтвержден и не подкреплен значимыми исследованиями и художественными работами. Мы воспринимаем метамодернизм как одну из спекулятивных попыток интерпретировать мир постмодерна, который не лишен динамики, и в последнее время приобрел новые черты и качества, недоступные теоретикам постмодерна в прошлом. В этом смысле метамодернизм отражает парадигму инфантильного потребителя медиа и сетевого контента. Поэтому далее мы рассмотрим «Рик и Морти» именно с тех позиций, которые метамодернизм ставит себе в заслугу (подразумевая, что метамодернизм выполняет здесь техническую квалификационную функцию) – с точки зрения того, что произведения культуры становятся сложными, комплексными, и их рефлексия позволяет зрителю испытать широкий спектр разнообразных эмоций.

Конечно, сериал снят в постмодернисткой технике: широко используется деконструкция, постоянно упоминаются селебрити и на экране возникают визуальные цитаты, используются популярные сценарные конструкции. Один из эпизодов выстраивается вокруг симуляции в симуляции в симуляции (сразу на память приходят симулякры третьего порядка). Как мы говорили, в «Рике и Морти» множество отсылок к известным персонажам, актерам, музыкантам. Пародируются и интерпретируются широко известные фильмы и кинофраншизы: «Титаник» (Titanic, 1997), «Судная ночь» (The Purge, 2013), «Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street, 1984), «Начало» (Inception, 2010) и многие другие. При этом некоторые истории подаются в совсем другом ключе, например, Терминатор в одной из серий пытается спасти героев от разумных змей, но при этом он оказывается беспомощным и смешным уродцем. В другой серии, пародирующей «Чужих» (Alien, с 1979 года), лицехваты под руководством Саммер создают промышленную цивилизацию на своей планете, причем двое из них оказываются геями. Чисто постмодернистской является мощная, как в «Рике и Морти», работа над сюжетом – вроде бы все уже давно сказано, написано и снято – но этот сериал каждый открывает новые грани именно за счет интерпретации и подачи сюжета в новой форме.

Илл. 8. Кадр из сериала «Рик и Морти» (Rick and Morty), авторы Дж. Ройланд и Д. Хармон, с 2017 года по настоящее время.

При этом «Рик и Морти» олицетворяет сдвиг в массовой культуре, который мы явственно наблюдаем в искусстве, в жанрах кинематографа и анимационных сериалов, в частности. В кино это течение представляет в первую очередь независимый режиссер У. Андерсон, чьи фильмы «Семейка Тененбаум» (The Royal Tenenbaums, 2001) и «Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom, 2012) номинировались на премию Оскар именно в категории «За лучший сценарий». Трейдмарк этого так называемого метамодернистского сдвига заключается в том, что на экраны выходит целый ряд шоу, в которых эксплуатируется жесткий черный юмор и точная безжалостная ирония, но при этом высказывания героев абсолютно искренние. Это хорошо заметно по развитию Рика как персонажа. В некоторых сериях из эгоистичного циника, погубившего не один мир без угрызений совести, герой превращается в любящего отца и деда, который приносит себя в жертву ради близких.

В других эпизодах на фоне обычных житейских обстоятельств разворачиваются настоящие семейные драмы, и это делает юмор более глубоким, чем кажется на первый взгляд. Поэтому в основе еще одного элемента уникальности «Рика и Морти» лежит способность авторов создавать и реализовывать невероятно сильные и часто трогательные идеи, основываясь на проблематике, которая лежит в основе массовой культуры.

 

Заключение

 

Основной посыл «Рика и Морти» заключается в отказе от антропоцентричности и от человеческой исключительности. Сериал показывает, что человечество и отдельный человек не очень значимы в масштабах мультивселенных. Создатели создают сюжеты, которые мотивируют зрителя мыслить нестандартно, поскольку в мире возможно буквально все. На первый взгляд позиция, которую проповедует Рик, достаточно пессимистична. Однако этот подход обоснован растущей сложностностью нашего мира, и современность действительно представляет собой довольно напряженную эпоху – распространение технологий и множащиеся кризисы создают новые вызовы и угрозы, консюмеризм не сдает позиций, экологические проблемы угрожают выживанию человечества – эти явления требуют от современного человека осмысления и ответов. Сериал «Рик и Морти» представляет собой материал, который позволяет рефлексировать по поводу современного и будущего мира, призывая при этом также иногда расслабиться и посмеяться: «Просто не думай об этом!»

 

Список литературы:

 

  1. Бодлер Ш. Проза. - Харьков: Фолио, 2001. - 494 с.
  2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. - Том 11. - СПб.: Наука, 1993. - 388 с.
  3. Иванова Ю.М., Мальцева Н.Г. Механизмы людификации научно-фантастического нарратива (на материале сериала «Рик и Морти») // Известия ВГПУ. - 2021. - №6 (159). - С. 171-179.
  4. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
  5. Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. - 862 с.
  6. Кафка Ф. Афоризмы. Письмо к отцу. Письма. - М.: АСТ, 2007. - 416 с.
  7. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» // Логос. - 1997. - №10. - С. 139-147.
  8. Оводова С.Н., Добротворский Д.В. Нарратив науки и ирония в «Рик и Морти»: метамодернизм vs постмодернизм // Вестник ОмГУ. 2020. №3. С. 54-60.
  9. Рик и Морти (Rick and Morty) // Citaty.info URL: https://citaty.info/cartoon/rik-i-morti-rick-and-morty (дата обращения: 31.07.2022).
  10. 10.  Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. 403 с.
  11. 11.  Создателя «Рика и Морти» заклеймили за непристойное видео // filmpro URL: https://www.filmpro.ru/series/news/65454?ysclid=l6870arn1y964212242 (дата обращения: 31.07.2022).
  12. 12.  Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. - 527 с.
  13. 13.  Holland, Travis. (2021). “You Pass Butter”: The Messages of Media and Technology in Rick and Morty. 10.1007/978-3-030-77011-2_13.
  14. 14.  Eldem, Umut & Nayır, Beşir. (2021). Ethics and Technology: An Analysis of Rick and Morty. Open Philosophy. 5. 1-16. 10.1515/opphil-2020-0155.
  15. 15.  Maxwell, Alexander. (2021). "What is my purpose?" Artificial Sentience Having an Existential Crisis in Rick and Morty. Journal of Science Fiction and Philosophy. 4.
  16. 16.  The Case for Parallel Universes. Why the multiverse, crazy as it sounds, is a solid scientific idea. By Alexander Vilenkin, Max Tegmark on July 19, 2011 // SCIENTIFIC AMERICAN, A DIVISION OF SPRINGER NATURE AMERICA, INC. URL: https://www.scientificamerican.com/article/multiverse-the-case-for-parallel-universe/ (дата обращения: 31.07.2022).

 

References:

  1. Bodler Sh. Proza [Prose]. - Kharʹkov: Folio Publ, 2001. - 494 p. (In Russian)
  2. Dostoyevskiy F.M. Sobraniye sochineniy v 15 tomakh. - Tom 11 [Collected works in 15 volumes. - Volume 11]. - SPb.: Nauka Publ, 1993. - 388 p. (In Russian)
  3. Ivanova YU.M., Malʹtseva N.G. Mekhanizmy lyudifikatsii nauchno-fantasticheskogo narrativa (na materiale seriala «Rik i Morti») [Ludification Mechanisms of Science Fiction Narrative (Based on the Series "Rick and Morty")] // Izvestiya VGPU [Izvestiya VSPU]. - 2021. - №6 (159). - pp. 171-179. (In Russian)
  4. Kamyu A. Buntuyushchiy chelovek. Filosofiya. Politika. Iskusstvo [A rebellious man. Philosophy. Politics. Art] - M.: Politizdat publ, 1990. - 415 p. (In Russian)
  5. Kamyu A. Iznanka i litso: Sochineniya [Inside and face: Works]. - M.: EKSMO-Press Publ; Kharʹkov: «Folio» Publ, 1998. - 862 p. (In Russian)
  6. Kafka F. Aforizmy. Pisʹmo k ottsu. Pisʹma [Aphorisms. Letter to father. Letters]. - M.: AST Publ, 2007. - 416 p. (In Russian)
  7. Kʹyerkegor S. Zaklyuchitelʹnoye nenauchnoye poslesloviye k «Filosofskim krokham» [Final non-scientific afterword to "Philosophical crumbs" // Logos [Logos]. - 1997. - №10. - pp. 139-147. (In Russian)
  8. Ovodova S. N., Dobrotvorskiy D. V. Narrativ nauki i ironiya v «Rik i Morti»: metamodernizm vs postmodernism [Narrative of science and irony in Rick and Morty: metamodernism vs postmodernism] // Vestnik OmGU [Bulletin of OmGU]. - 2020. - №3. - pp. 54-60. (In Russian)
  9. Rik i Morti (Rick and Morty) // Citaty.info. Available at: https://citaty.info/cartoon/rik-i-morti-rick-and-morty. (Accessed: 31.07.2022). (In Russian)
  10. 10.  Sartr ZH.-P. Ekzistentsializm — eto gumanizm // Sumerki bogov [Existentialism is humanism // Twilight of the gods]. — M. : Politizdat Publ, 1989. – 403p. (In Russian)
  11. 11.  Sozdatelya «Rika i Morti» zakleymili za nepristoynoye video // filmpro. [Rick and Morty creator branded for obscene video]. Available at: https://www.filmpro.ru/series/news/65454?ysclid=l6870arn1y964212242 (Accessed: 31.07.2022). (In Russian)
  12. 12.  Yaspers K. Smysl i naznacheniye istorii [The meaning and purpose of history]. - M.: Respublika Publ, 1994. - 527 p. (In Russian)
  13. 13.  Holland, Travis. (2021). “You Pass Butter”: The Messages of Media and Technology in Rick and Morty. 10.1007/978-3-030-77011-2_13.
  14. 14.  Eldem, Umut & Nayır, Beşir. (2021). Ethics and Technology: An Analysis of Rick and Morty. Open Philosophy. 5. 1-16. 10.1515/opphil-2020-0155.
  15. 15.  Maxwell, Alexander. (2021). "What is my purpose?" Artificial Sentience Having an Existential Crisis in Rick and Morty. Journal of Science Fiction and Philosophy. 4.
  16. 16.  The Case for Parallel Universes. Why the multiverse, crazy as it sounds, is a solid scientific idea. By Alexander Vilenkin, Max Tegmark on July 19, 2011 // SCIENTIFIC AMERICAN, A DIVISION OF SPRINGER NATURE AMERICA, INC Available at: https://www.scientificamerican.com/article/multiverse-the-case-for-parallel-universe/ (accessed: 07/31/2022).

 

 

 

 

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Сериал-Рик-и-Морти-юмор-или-философия

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Олег ГуровКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/tritoniacorp

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Сериал «Рик и Морти»: юмор или философия? // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.03.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Сериал-Рик-и-Морти-юмор-или-философия (дата обращения: 20.04.2024).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Олег Гуров
Москва, Россия
379 просмотров рейтинг
21.03.2023 (395 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
В данной статье автор рассматривает историю создания и развития медиафраншизы, развивающейся вокруг жизни вымышленного экстравагантного и по-своему гениального серийного убийцы и каннибала Ганнибала Лектора. Автор исследования делает попытку систематизировать кинофильмы и сериалы, относящиеся ко вселенной Ганнибала, при этом уделяя особое внимание сериалу «Ганнибал» (Hannibal, 2013–2015). Фокус именно на работе, относящейся к жанру сериала, обусловлен тем, что к настоящему времени подобные произведения вошли в число значимых форм массовой культуры. Популярные образы, которые формируются в плоскости этого жанра, опираются на актуальные и значимые категории культуры. Это делает современные сериалы, такие как «Ганнибал», влиятельным инструментом, заставляющим зрителя осмыслять важные проблемы.
168 дней(я) назад · от Олег Гуров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Сериал «Рик и Морти»: юмор или философия?
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android